| ||||
ГОСТ Р 1.8-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная система
стандартизации Порядок разработки и
применения ГОССТАНДАРТ РОССИИ МОСКВА Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации Госстандарта России ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 31 июня 1995 г. № 411 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым в июне 1997 г. (ИУС 9-97) СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 1.8-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная система стандартизации Российской Федерации Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов State system for standartization of Russian Federation Procedure for developing and application interstate standards Дата введения 1996-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация или межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию*, порядок рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - государства - участники Соглашения) или МТК, ведение секретариатов которых возложено на эти государства; порядок применения в Российской Федерации принятых межгосударственных стандартов; порядок внесения изменений в действующие межгосударственные стандарты, а также порядок прекращения их применения в Российской Федерации. ______________ * Здесь и далее термины, связанные со структурой и деятельностью МТК, в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации [7]. Положения настоящего стандарта подлежат применению расположенными на территории Российской Федерации секретариатами МТК, техническими комитетами по стандартизации (ТК), государственными органами управления, предприятиями, организациями, научно-исследовательскими, инженерными обществами и другими общественными объединениями (далее - общественные объединения). Положения настоящего стандарта не распространяются на межгосударственные стандарты ограниченного распространения. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1.0-92 Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения ГОСТ 1.5-93 Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов 3 Порядок разработки проектов межгосударственных стандартов МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию3.1 Общие положения3.1.1 В целях обеспечения организационного единства проведения работ по межгосударственной стандартизации в Российской Федерации и создания условий для своевременной подготовки к применению на ее территории межгосударственных стандартов (далее - стандарты) МТК осуществляют разработку стандартов, как правило, в следующем порядке: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование; 4-я стадия - принятие проекта стандарта и его регистрация. Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку. 3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5 с учетом порядка, установленного Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации [1], [2]. При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. 3.1.3 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5. 3.2 Организация разработки стандарта3.2.1 Разработке стандарта предшествует, как правило, подготовка секретариатом МТК соответствующей заявки и ее представление в Госстандарт России (Госстрой России) для формирования предложений к плану межгосударственной стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта и (или) проект технического задания на его разработку. Заявку формируют на основе предложений государств - членов МТК, предприятий (организаций) - членов аналогичного российского ТК, других предприятий, организаций, общественных объединений, государственных органов управления Российской Федерации, а также предпринимателей. 3.2.2 Секретариат МТК организует разработку проекта стандарта на основе задания плана межгосударственной стандартизации, а также в инициативном порядке (вне плана). 3.2.3 В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах - участниках Соглашения, Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Технический секретариат) или с Секретариатом Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа). 3.2.4 Российская часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) организует разработку проекта стандарта в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2 (3.2.2) для разработки государственных стандартов Российской Федерации. 3.3 Разработка первой редакции проекта стандарта3.3.1 Рабочая группа (предприятие, организация) осуществляет подготовку первой редакции проекта стандарта и пояснительной записки к нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.3.1) и направляет их в секретариат МТК. 3.3.2 Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5 и направляет его полномочным представителям государств - членов МТК или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством (далее - национальные органы) этих государств. При необходимости проект стандарта (первая редакция) может быть направлен на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории других государств - участников Соглашения. Информацию об этом секретариат МТК доводит до сведения полномочных представителей этих государств в МТК или их национальных органов, а также приводит в пояснительной записке к проекту стандарта. Примечание - Секретариат МТК при рассылке проекта стандарта на отзыв указывает в сопроводительном письме предельную дату представления отзыва и адрес его получателя. 3.3.3 Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок. 3.3.4 Заинтересованные предприятия (организации) или отдельные специалисты в срок не более двух месяцев после получения проекта стандарта рассматривают его, составляют отзывы в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.3.6) и направляют их полномочному представителю Российской Федерации или в иной указанный им адрес. 3.3.5 Полномочный представитель Российской Федерации в МТК рассматривает поступившие отзывы, составляет обобщенный отзыв на проект стандарта от Российской Федерации и передает его (с копиями отзывов, поступивших от предприятий и организаций Российской Федерации) в секретариат МТК или иной указанный им адрес. 3.3.6 Секретариат МТК рассматривает все полученные отзывы и направляет их разработчику проекта стандарта для подготовки окончательной редакции. 3.4 Разработка и рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта3.4.1 Разработку окончательной редакции проекта стандарта, ее рассмотрение и согласование в Российской Федерации осуществляют в порядке, установленном ГОСТ Р 1.2 (3.4.1-3.4.5) для проектов государственных стандартов Российской Федерации. При этом в разработке окончательной редакции проекта стандарта могут участвовать представители других государств - членов МТК по предложению их национальных органов. Рассылка проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение полномочным представителям государств - членов МТК осуществляется секретариатом МТК одновременно с рассылкой проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение предприятиям (организациям) Российской Федерации. Примечание - При этом секретариат МТК (его российская часть) в сопроводительном письме указывает, что результаты рассмотрения (письмо о согласовании проекта стандарта или замечания и предложения по его доработке) следует направить в секретариат МТК в срок, не превышающий два месяца со дня получения проекта стандарта. 3.4.2 Полномочный представитель Российской Федерации рассматривает и согласовывает проект стандарта или сообщает свои замечания и (или) предложения по его доработке. 3.4.3 Секретариат МТК (его российская часть) обобщает результаты рассмотрения проекта стандарта. Если проект стандарта одобрен Российской Федерацией (ТК, органами государственного контроля и надзора) на условиях, установленных ГОСТ Р 1.2 (3.4.5), а также всеми полномочными представителями государств - членов МТК, то принимается решение о направлении его на рассмотрение и голосование в национальные органы государств - участников Соглашения, заинтересованных в разработке данного стандарта (указанных в плане межгосударственной стандартизации). Примечания - Если проект стандарта разрабатывался МТК в инициативном порядке (без включения в план межгосударственной стандартизации), то он рассылается всем государствам - участникам Соглашения. Если проект стандарта одобрен Российской Федерацией, а также большинством (более чем двумя третями голосов) полномочных представителей других государств - членов МТК, то может быть принято решение разослать проект стандарта на рассмотрение и голосование в национальные органы государств - участников Соглашения или обсудить проект стандарта на рабочем заседании МТК с целью снятия разногласий. Примечание - Решение рабочего заседания МТК при этом оформляют протоколом. Если проект стандарта не одобрен российским ТК (или его не согласовали органы государственного контроля и надзора Российской Федерации, не являющиеся членами российского ТК), и (или) если проект стандарта не одобрен большинством полномочных представителей государств - членов МТК, то проект стандарта возвращают его разработчику для доработки в срок, не превышающий два месяца. Секретариат МТК направляет доработанный проект стандарта с пояснительной запиской на повторное рассмотрение полномочным представителям государств - членов МТК, а российская часть секретариата МТК одновременно направляет его на повторное рассмотрение в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.4.2). Секретариат МТК (его российская часть) обобщает результаты рассмотрения доработанного проекта стандарта. Примечание - Если после повторного рассмотрения проекта стандарта, разработка которого полностью финансируется Российской Федерацией, большинство (более половины) полномочных представителей заинтересованных государств - членов МТК возражает против принятия предложенного проекта стандарта, Госстандарт России (Госстрой России) по предложению российской части секретариата МТК может принять решение об оформлении на его основе (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) проекта государственного стандарта Российской Федерации. Это решение доводится до полномочных представителей других государств-членов МТК и Технического секретариата (Секретариата МНТКС). 3.4.4 В случае принятия в соответствие с 3.4.3 решения о рассылке проекта стандарта на рассмотрение в национальные органы государств - участников Соглашения секретариат МТК направляет его в Издательство стандартов Госстандарта России (далее - Издательство стандартов) на издательское редактирование. Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней. При наличии редакционных замечаний секретариат МТК по согласованию с разработчиком стандарта в пятидневный срок вносит необходимые исправления в проект стандарта. После внесения исправлений по результатам проведения издательского редактирования секретариат МТК направляет проект стандарта с пояснительной запиской в Госстандарт России (Госстрой России) и в другие национальные органы заинтересованных государств - участников Соглашения, а также в Технический секретариат (Секретариат МНТКС). Примечание - В сопроводительном письме секретариат МТК указывает, что результаты рассмотрения и бюллетени голосования следует направлять в его адрес в срок, не превышающий трех месяцев со дня рассылки проекта стандарта. Одновременно российская часть секретариата МТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) также следующие документы: - протокол заседания российского ТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось); - подлинные документы, подтверждающие согласование проекта стандарта в Российской Федерации (если оно проводилось); - протокол рабочего заседания МТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось). 3.5 Участие Российской Федерации в принятии проекта стандарта, подведение итогов голосования и подготовка проекта стандарта к его регистрации3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] рассматривает проект стандарта, принимает по нему решение и направляет в секретариат МТК бюллетень голосования, а также, при необходимости, замечания по проекту стандарта и (или) предложения по его доработке. 3.5.2 Секретариат МТК обобщает результаты рассмотрения проекта стандарта в государствах-участниках Соглашения, поступившие от их национальных органов. _____________ * Результаты голосования по проекту стандарта государств - участников Соглашения считаются положительными, если за его принятие проголосовали все заинтересованные в разработке государства - участники Соглашения или не менее двух из них, а остальные воздержались от голосования или не представили бюллетени голосования по истечении трех месяцев со дня получения ими проекта стандарта. Издательство стандартов в трехдневный срок проводит окончательное редактирование и вычитку проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп "В НАБОР" и направляет его, а также экземпляр с редакционными правками, в секретариат МТК. Секретариат МТК дополняет пояснительную записку к проекту стандарта сведениями о результатах голосования по нему государств - участников Соглашения и направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) следующие документы: - проект стандарта (в виде двух копий с первого экземпляра со штампом "В НАБОР"); - пояснительную записку; - бюллетени голосования (подлинники). Если замечания и предложения государств - участников Соглашения носят принципиальный характер, секретариат МТК направляет разработчику стандарта копии этих замечаний и предложений для их учета при доработке проекта стандарта. Если замечания и предложения государств - участников Соглашения затрагивают интересы Российской Федерации, российская часть секретариата МТК направляет копии этих замечаний и предложений в Госстандарт России (Госстрой России) для определения целесообразности их учета. Если замечания по проекту стандарта не являются принципиальными, и их учет не требует существенной его доработки, то необходимые исправления могут быть внесены в проект стандарта (по согласованию с разработчиком стандарта) секретариатом МТК. Разработчик стандарта в срок, не превышающий двух месяцев, дорабатывает проект стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений, составляет сводку замечаний и предложений государств - участников Соглашения, дополняет пояснительную записку к проекту стандарта их обобщенной характеристикой и представляет эти документы в секретариат МТК. Секретариат МТК рассматривает доработанный проект стандарта, организует, при необходимости, его обсуждение на рабочем заседании МТК или на совещании представителей заинтересованных государств, направляет проект стандарта (при необходимости) на повторное издательское редактирование и рассылает его с пояснительной запиской на повторное голосование в Госстандарт России (Госстрой России) и другие национальные органы заинтересованных государств - участников Соглашения, а также в Технический секретариат (Секретариат МНТКС). При рассмотрении доработанного проекта стандарта российская часть секретариата МТК оценивает полноту учета в нем интересов Российской Федерации, а при необходимости направляет его на повторное рассмотрение в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.4.2-3.4.4). Одновременно с рассылкой проекта стандарта на повторное голосование в национальные органы государств-участников Соглашения российская часть секретариата МТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) следующие документы: - протокол заседания российского ТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось); - подлинные документы, подтверждающие согласование доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (если оно проводилось); - протокол рабочего заседания МТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось); - протокол совещания представителей заинтересованных государств по обсуждению проекта стандарта (если оно проводилось). При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК и Издательство стандартов выполняют работы в соответствии с 3.5.3. При этом секретариат МТК направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) также сводку замечаний и предложений. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) подлинники бюллетеней повторного голосования, подлинники замечаний и предложений, поступившие от государств - участников Соглашения на доработанный проект стандарта, а также сообщает мнение МТК о целесообразности его дальнейшей доработки. При этом российская часть секретариата МТК направляет копии указанных документов в Госстандарт России (Госстрой России). Если разработка проекта стандарта полностью финансировалась Российской Федерацией, Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает обоснованность предъявляемых претензий и на этом основании принимает решение о дальнейшей доработке проекта стандарта или о прекращении разработки проекта межгосударственного стандарта и оформлении его для принятия в качестве государственного стандарта Российской Федерации. Принятое решение доводится до сведения Технического секретариата (Секретариата МНТКС). 4 Порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация (вне рамок МТК)4.1 В целях обеспечения организационного единства проведения работ по межгосударственной стандартизации в Российской Федерации и создания условий для наиболее полного учета ее интересов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандартов: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Госстандарте России (Госстрое России); 4-я стадия - рассмотрение проекта стандарта в государствах - участниках Соглашения; 5-я стадия - принятие стандарта и регистрация. Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку. 4.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5, ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.2, а для стандартов в области строительства, кроме того, порядком, установленным Госстроем России [5]. 4.3 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5. 4.4 Разработку проектов стандартов на 1-3-й стадиях осуществляют в порядке, установленном для проектов государственных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 1.2 (подразделы 3.2, 3.3, 3.4). При этом в пояснительной записке к проекту стандарта кроме сведений, предусмотренных ГОСТ Р 1.2 (3.3.1), указывают какие государства - участники Соглашения заинтересованы в разработке данного стандарта (в соответствии с планом межгосударственной стандартизации). 4.5 Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке [3], [4] рассматривает проект стандарта и принимает по нему решение. В случае одобрения проекта стандарта Госстандарт России (Госстрой России) рассылает его в соответствии с ГОСТ 1.0 (8.7) на рассмотрение в национальные органы заинтересованных государств - участников Соглашения, а также в Технический секретариат (Секретариат МНТКС). При наличии замечаний по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) возвращает его на доработку ТК (предприятию, организации) - разработчику стандарта. 4.6 После поступления от национальных органов государств - участников Соглашения результатов рассмотрения проекта стандарта (бюллетеней голосования, замечаний и предложений) Госстандарт России (Госстрой России) анализирует и обобщает их. 4.8 При наличии принципиальных замечаний по проекту стандарта со стороны государств - участников Соглашения Госстандарт России (Госстрой России) направляет поступившие от них замечания и предложения ТК (предприятию, организации) - разработчику проекта стандарта для его доработки. Если замечания по проекту стандарта не являются принципиальными, и их учет не требует существенной его доработки, то необходимые исправления в проект стандарта могут быть внесены (по согласованию с разработчиком стандарта) научно-исследовательской организацией Госстандарта России (Госстроя России). 4.9 ТК (предприятие, организация) - разработчик стандарта осуществляет доработку стандарта в соответствии с 3.5.4. Примечание - Если при доработке проекта стандарта вносимые в него исправления затрагивают интересы органов государственного контроля и надзора, которые ранее согласовали проект стандарта, но не являются членами ТК (или разработка стандарта ведется вне рамок ТК), доработанный проект стандарта должен быть согласован с этими органами. 4.10 Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] рассматривает доработанный проект стандарта и в случае одобрения направляет его на повторное голосование в национальные органы заинтересованных государств. 4.11 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) выполняет работы в соответствии с 4.7. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает обоснованность предъявляемых претензий и на этом основании принимает решение о дальнейшей доработке проекта стандарта или о прекращении разработки проекта межгосударственного стандарта и оформлении его для принятия в качестве государственного стандарта Российской Федерации. Принятое решение доводится до сведения Технического секретариата (Секретариата МНТКС). 5 Порядок рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложено на эти государстваОтветственным за рассмотрение проекта стандарта, как правило, определяют ТК, за которым в Российской Федерации закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности. Если по данному объекту стандартизации (сфере деятельности) не создан ТК, то в качестве ответственного за рассмотрение проекта стандарта определяется предприятие (организация), специализирующееся по данному виду продукции, технологии и другому объекту стандартизации и имеющее в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Информация о разработке в другом государстве - участнике Соглашения стандарта, в применении которого заинтересована Российская Федерация, с указанием срока рассылки на рассмотрение первой редакции этого стандарта (в соответствии с планом межгосударственной стандартизации), а также адреса ТК (предприятия, организации), ответственного за его рассмотрение, публикуется в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России). 5.2 Предприятия (организации), заинтересованные в данном стандарте, могут направить заявку на предоставление им проекта стандарта для рассмотрения не позднее одного месяца до наступления срока рассылки. 5.4 ТК (предприятие, организация), ответственный за рассмотрение проекта стандарта, в десятидневный срок со дня его получения рассылает проект стандарта на отзыв в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.4.2), а также другим заинтересованным предприятиям (организациям), приславшим заявки на его рассмотрение. 5.5 После получения проекта стандарта заинтересованные предприятия (организации) рассматривают его, составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (предприятию, организации), ответственному за рассмотрение проекта, не позднее чем через месяц со дня получения проекта. 5.6 ТК (предприятие, организация), ответственный за рассмотрение проекта стандарта, оценивает его актуальность, определяет целесообразность (техническую, экономическую, социальную) применения данного стандарта в Российской Федерации, проверяет его на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям взаимоувязанных с рассматриваемым стандартом межгосударственных стандартов и государственных стандартов Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, требованиям ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5; готовит с учетом поступивших отзывов заключение на проект стандарта и направляет его со сводкой отзывов и протоколом заседания ТК по рассмотрению проекта стандарта в Госстандарт России (Госстрой России) в срок, не превышающий два месяца со дня поступления проекта стандарта на рассмотрение. 5.7 Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] рассматривает заключение на проект стандарта, принимает решение по проекту стандарта и направляет бюллетень голосования в национальный орган государства - основного разработчика стандарта (секретариат МТК). 5.9 Рассмотрение доработанного проекта стандарта осуществляется в соответствии с 5.3-5.6. При необходимости Госстандарт России (Госстрой России) может одновременно принять решение об обновлении (пересмотре, внесении изменения) принятого государственного стандарта Российской Федерации. 6 Порядок применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации6.1 Общие положения6.1.1 Принятые межгосударственные стандарты, к которым Российская Федерация присоединилась или является их автором (далее - принятые межгосударственные стандарты), применяются на ее территории, как правило, без переоформления в государственные стандарты Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в подразделе 6.3). При этом должен соблюдаться порядок их применения, установленный ГОСТ Р 1.0 для государственных стандартов Российской Федерации. 6.2 Порядок введения в действие принятых межгосударственных стандартов для применения в Российской Федерации6.2.1 После поступления из Технического секретариата (Секретариата МНТКС) копии зарегистрированного стандарта Госстандарт России (Госстрой России) в установленном ими порядке готовит и принимает постановление о введении принятого стандарта в действие для его применения в Российской Федерации и отмене противоречащих ему государственных стандартов Российской Федерации. 6.2.2 Формирование и оформление дела стандарта, а также учет подлинника стандарта (если стандарт разрабатывался в соответствии с разделами 3 и 4 настоящего стандарта) или копии стандарта (если он разрабатывался в соответствии с разделом 5 настоящего стандарта) осуществляется в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России (Госстроем России) [3], [4]. 6.2.3 Информация о принятом межгосударственном стандарте, который вводится в действие для применения в Российской Федерации, публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты». Примечание - Информация о принятом и вводимом в действие межгосударственном стандарте в области строительства публикуется, кроме того, в журнале «Бюллетень строительной техники». 6.2.4 Издание межгосударственного стандарта, введенного в действие для применения в Российской Федерации, и его распространение на ее территории осуществляется в порядке, установленном правительством Российской Федерации для государственных стандартов Российской Федерации [6], [8]. 6.3 Порядок применения государственных стандартов Российской Федерации в случае их принятия в качестве межгосударственных стандартов6.3.1 Если в качестве межгосударственного стандарта принят государственный стандарт Российской Федерации (без внесения в его содержание каких-либо изменений), то данный государственный стандарт Российской Федерации продолжает применяться на ее территории с принятием постановления Госстандарта России (Госстроя России) о признании одинаковой силы за указанными стандартами при их применении на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания. При этом предисловие дополняется сведениями, официально публикуемыми в информационном указателе (или журнале), следующего содержания: «ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации* _______________________ в качестве межгосударственного принятия дата принятия государственного стандарта ГОСТ __________. Постановлением Госстандарта России* _____________________________________ дата принятия и номер постановления _____________________ ГОСТ __________ введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р _________ на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания». ______________ * Для стандартов в области строительства указывается: «ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве ... Постановлением Госстроя России ...». Дополнение обозначения стандарта осуществляют на каждой странице стандарта. При этом обозначение межгосударственного стандарта приводится с левой стороны или над обозначением государственного стандарта Российской Федерации с разделением знаком дроби. Примеры 1 ГОСТ 30318-95 / ГОСТ Р 50016-92 2 ГОСТ 30318-95 ГОСТ Р 50016-92. Дополнение к обозначению стандарта вносят рукописным способом черными чернилами, пастой или тушью. При этом в случае необходимости, указывают на титульном листе номер информационного указателя стандартов (журнала), в котором опубликована информация о принятии межгосударственного стандарта. 6.3.3 Предприятия (организации) вправе самостоятельно определять необходимость внесения в ранее разработанную техническую документацию исправлений и изменений, связанных с дополнением обозначения ссылочного государственного стандарта Российской Федерации при принятии его в качестве межгосударственного стандарта. При пересмотре действующей нормативной и технической документации (или внесении в нее изменений), в которой даны ссылки на этот стандарт, а также во вновь разрабатываемой документации приводят его обозначение как межгосударственного стандарта. При этом в нормативной документации в структурном элементе «Нормативные ссылки» указывают оба обозначения стандарта как указано в 6.3.2 (пример 2). 6.3.4 В указателе «Государственные стандарты» обозначение государственного стандарта Российской Федерации, который принят в качестве межгосударственного стандарта, публикуют под обозначением данного межгосударственного стандарта и дают сноску, что при применении на территории Российской Федерации указанные стандарты имеют одинаковую силу. 6.3.5 После принятия изменения к межгосударственному стандарту Госстандарт России (Госстрой России) вводит его в действие для применения на территории Российской Федерации и одновременно принимает и вводит в действие изменение с аутентичным содержанием в государственный стандарт Российской Федерации, имеющий одинаковую силу с данным межгосударственным стандартом. Примечание - Разработка проекта изменения осуществляется в соответствии с подразделом 7.2. 6.3.6 В случае, если государственный стандарт Российской Федерации принят в качестве межгосударственного стандарта с пересмотром или изменением его содержания, Госстандарт России (Госстрой России), при необходимости, может принять решение о сохранении действия этого государственного стандарта Российской Федерации с ограничением области его применения ранее разработанной продукцией (до снятия ее с производства) или изготовлением запасных частей и ремонтом ранее выпущенных изделий. При этом в стандарт вносится соответствующее изменение, которое вводится постановлением Госстандарта России (Госстроя России) и публикуется в информационном указателе «Государственные стандарты» (для стандартов в области строительства, кроме того, в журнале «Бюллетень строительной техники»). Ссылки на данный государственный стандарт допускается сохранять только в ранее разработанной нормативной и технической документации на продукцию, выпуск которой был освоен до введения в действие соответствующего межгосударственного стандарта для применения в Российской Федерации. Раздел 6. (Измененная редакция, Изм. № 1). 7 Порядок разработки (рассмотрения) в Российской Федерации проектов изменений к межгосударственным стандартам и введения их в действие на ее территории после принятия7.1 Общие положения7.1.1 Изменение к межгосударственному стандарту (далее - изменение к стандарту) разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. 7.1.2 Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) содержательных требований стандарта. 7.2 Разработка изменения к стандарту, разработанному (закрепленному за) МТК, ведение секретариата которого возложено на Российскую Федерацию, или разработанному ей вне рамок МТК7.2.1 Изменения к стандартам разрабатывают, как правило, те же МТК, российские ТК (предприятия, организации), которые являлись разработчиками данных стандартов или за которыми они закреплены. (Измененная редакция, Изм. № 1). 7.2.2 Разработка изменения к стандарту осуществляется с учетом предложений, поступивших от секретариата МТК, секретариата российского ТК, предприятий (организаций) - членов российского ТК, других предприятий, организаций, государственных органов управления Российской Федерации (в том числе от органов государственного контроля и надзора), общественных объединений и предпринимателей, а также национальных органов других государств - участников Соглашения или их полномочных представителей в МТК. 7.2.3 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделах 3 или 4 настоящего стандарта для проекта стандарта, и с учетом требований настоящего раздела. При этом в случае разработки проекта изменения к стандарту по инициативе Российской Федерации, а также вне рамок МТК, его первая редакция рассматривается в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подраздел 3.3) без рассылки проекта изменения в другие государства, применяющие данный стандарт. (Измененная редакция, Изм. № 1). 7.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора Российской Федерации, которые не являются членами российского ТК, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции. 7.3 Рассмотрение проекта изменения к стандарту, автором которого является другое государство - участник Соглашения или МТК, ведение секретариата которого возложено на это государство7.3.1 Госстандарт России (Госстрой России) организует в соответствии с 5.1-5.3 рассмотрение проекта изменения к стандарту с привлечением российского ТК (предприятия, организации), который ранее рассматривал проект этого стандарта (или за которым данный стандарт закреплен). 7.3.2 ТК (предприятие, организация) рассматривает проект изменения в соответствии с порядком и в сроки, установленные для рассмотрения проектов стандартов (5.4-5.6). 7.3.3 Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] рассматривает заключение на проект изменения, принимает решение по проекту изменения и направляет его в национальный орган государства - автора стандарта (секретариат МТК). Если редакция, изложенная в рассматриваемом проекте изменения, противоречит интересам Российской Федерации, Госстандарт России (Госстрой России) готовит замечания и (или) предложения по проекту изменения и направляет их вместе с бюллетенем голосования. 7.3.4 Рассмотрение доработанного проекта изменения к стандарту осуществляется в соответствии с 5.8-5.10. (Измененная редакция, Изм. № 1). 7.4 Введение в действие изменения к стандарту для применения в Российской Федерации после его принятия7.4.1 После поступления из Технического секретариата (Секретариата МНТКС) копии зарегистрированного изменения, которое было разработано Российской Федерацией или за принятие которого она проголосовала, Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] вводит принятое изменение в действие для применения в Российской Федерации соответствующим постановлением, а также осуществляет учет подлинника (копии) принятого изменения. (Измененная редакция, Изм. № 1). 7.4.2 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты», а для стандартов в области строительства, кроме того, в журнале «Бюллетень строительной техники». 8 Порядок прекращения применения межгосударственных стандартов на территории Российской Федерации8.1 Действие межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации прекращается в связи с его отменой Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МНТКС) или при принятии Госстандартом России (Госстроем России) соответствующего решения в одностороннем порядке в следующих случаях: - в связи с прекращением на территории Российской Федерации выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; - при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа по стандартизации, предназначенного для применения на территории Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.0 (7.1.1); - при оформлении на основе данного стандарта государственного стандарта Российской Федерации в случаях, указанных в 5.11, 7.2.5 и 7.3.5; - в других обоснованных случаях. 8.2 Предложения об отмене (прекращении применения на территории Российской Федерации) межгосударственного стандарта предприятия (организации), предприниматели, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления (в том числе органы государственного контроля и надзора) направляют в Госстандарт России (Госстрой России) или в секретариат российского ТК, за которым закреплен данный стандарт. ТК в соответствии с установленным им порядком анализирует поступившие предложения об отмене (прекращении применения на территории Российской Федерации) стандарта, обобщает их и направляет соответствующее предложение (с информацией о том, какой документ предлагается ввести взамен данного стандарта или о том, что прекращение применения данного стандарта может быть осуществлено без замены) в Госстандарт России (Госстрой России) со следующими документами (в одном экземпляре): - протоколом заседания ТК, на котором было принято это предложение; - подлинными документами, подтверждающими согласование возможности прекращения применения данного стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт (если они не являются членами ТК). 8.3 Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] анализирует поступившие предложения по отмене (прекращению применения на территории Российской Федерации) стандарта, обобщает их, оценивает целесообразность реализации этих предложений и принимает соответствующее решение. 8.4 Предложение об отмене стандарта Госстандарт России (Госстрой России) направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) и национальные органы государств - участников Соглашения, принявших данный стандарт (или присоединившихся к нему). Если предложение Российской Федерации об отмене стандарта не получило одобрения у других государств, применяющих данный стандарт, Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об одностороннем прекращении его применения на территории Российской Федерации. 8.4а Если предложение об отмене стандарта поступило в Госстандарт России (Госстрой России) от другого государства или от МТК, ведение секретариата которого возложено на другое государство, то Госстандарт России (Госстрой России) организует рассмотрение этого предложения в Российской Федерации. При этом по результатам рассмотрения Госстандарт России (Госстрой России) заполняет бюллетень голосования. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 8.5 Если решение о прекращении применения межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации принято в одностороннем порядке, Госстандарт России (Госстрой России) направляет уведомление об этом (с указанием его причины) в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) и национальные органы по стандартизации государств - участников Соглашения, принявших данный стандарт (или присоединившихся в нему). 8.6 Подготовка документов об отмене (прекращении применения на территории Российской Федерации) стандарта осуществляется в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России). Решение Госстандарта России (Госстроя России) о прекращении применения межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации в связи с его отменой (или в одностороннем порядке) оформляется принятием соответствующего Постановления Госстандарта России. 8.7 Информация о том, что межгосударственный стандарт отменен (прекращено его действие на территории Российской Федерации) или информация о принятии взамен него другого межгосударственного стандарта или государственного стандарта Российской Федерации публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты» (для стандартов в области строительства, кроме того, в журнале «Бюллетень строительной техники»). Соответствующие изменения вносятся в указатель «Государственные стандарты». Опубликование в информационном указателе информации об отмене (прекращении действия на территории Российской Федерации) межгосударственного стандарта является официальным основанием для прекращения ссылок на него в нормативных документах по стандартизации и другой документации. 8.8 Если межгосударственный стандарт отменен без согласия Российской Федерации, Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение о переоформлении этого стандарта в государственный стандарт Российской Федерации. При этом в постановлении Госстандарта России (Госстроя России) о принятии данного государственного стандарта дается разрешение на применение в Российской Федерации экземпляров отмененного межгосударственного стандарта после соответствующего дополнения структурного элемента «Предисловие» и переоформления обозначения. При этом предисловие дополняется сведениями, официально публикуемыми в информационном указателе «Государственные стандарты» (журнале «Бюллетень строительной техники»), следующего содержания: «ОТМЕНЕН Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации* ___________________________. дата отмены ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России* ___________________________________________________________________________ дата принятия и номер постановления в качестве государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ________ с датой введения ___________________. _____________ * для стандартов в области строительства указывают: «ОТМЕНЕН Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве... ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстроя России...» Переоформление обозначения стандарта осуществляют рукописным способом черными чернилами, пастой или тушью. При этом обозначение отмененного стандарта зачеркивается, а над ним (или левее его) приводится обозначение принятого стандарта Российской Федерации. (Введен дополнительно, Изм. № 1). Приложение А
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |