| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство
монтажных и специальных УТВЕРЖДАЮ: ЗАМ. МИНИСТРА МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР К.К. ЛИПОДАТ 27 февраля 1981 г. ИНСТРУКЦИЯ ВСН 417-81 ММСС СССР Центральное бюро Москва - 1981 Настоящая инструкция разработана Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по механизации монтажных и специальных строительных работ (ВКТИмонтажстроймеханизация) и предназначена для организаций Минмонтажспецстроя СССР с целью определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов. Составители: Ю.Н. Щелкин, А.А. Рокотянский
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Инструкция предназначена для определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов при производстве монтажных и специальных строительных работ, а также для определения эксплуатационных затрат с целью упорядочения взаимоотношений между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями, переведенными на новую систему планирования и экономического стимулирования, в соответствии с "Методическими рекомендациями по расчету за работу машин в строительстве" Госстроя СССР. 1.2. Инструкция составлена в соответствии с "Методическими указаниями по разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования", разработанными Научно-исследовательским институтом экономики строительства (НИИЭС) Госстроя СССР и одобренными Госстроем СССР. 1.3. Предлагаемый расчетно-аналитический метод расчета норм основан на использовании основных технических характеристик строительно-монтажных машин и механизмов, ЕниР, данных хронометража работы строительно-монтажных машин и механизмов, технических характеристик двигателей внутреннего сгорания и электрооборудования этих машин и механизмов.
1.4. Основные понятия, используемые в инструкции: норма расхода топлива и электроэнергии - плановый показатель расхода этих ресурсов на единицу работы; индивидуальная норма - норма расхода топлива и электроэнергия на единицу работы, которая устанавливается на каждый тип или отдельные топливо- и электропотребляющие механизмы применительно к определенным условиям работ; групповая норма - норма расхода топлива и электроэнергии на планируемый объем работы согласно установленной номенклатуре по уровням планирования: министерство (ведомство), главное управление, объединение, организация (предприятие). Размерность нормы расхода дизельного топлива и бензина (кг/маш.-ч), электроэнергии (кВт×ч/маш.-ч) - это расход топлива и электроэнергии на единицу работы (маш.-ч.). 1.5. Индивидуальность рассчитываемых норм по предлагаемой методике обеспечивается, во первых, применением коэффициентов, выбор которых зависит от конкретные условий работы строительно-монтажных машин и механизмов, во вторых, применением разработанной НИИЭС методики расчета этих коэффициентов, учитывающей технические характеристики и условия работы конкретных строительно-монтажных машин и механизмов. 1.6. Предлагаемая методика расчета норм расхода предусматривает полную техническую исправность машин и механизмов и не имеет поправочных коэффициентов на отступления от требований к их техническому состоянию. 1.7. Предлагаемая методика не предусматривает: расход энергоресурсов на внутригаражные нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и машин после ремонта), расход бензина на запуск дизельных двигателей, расход энергоресурсов на подачу машин к объекту работ и обратно. 1.8. Индивидуальные нормы расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов, рассчитанные по предлагаемой методике, должны стать основой для расчетов групповых норм расхода энергоресурсов на всех уровнях планирования. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НОРМ РАСХОД ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ2.1. Нормы расхода топлива и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов наиболее распространенных марок разрабатывает ВКТИмонтажстроймеханизация. Указанные нормы ежегодно пересматриваются, согласовываются с Главстроймеханизацией и утверждаются приказом по Минмонтажспецстрою СССР. 2.2. Нормы расхода для машин и механизмов, не включенных в приказ, разрабатываются в организациях (на предприятиях) и утверждаются вышестоящей организацией. 2.3. Ответственность за разработку и внедрение в производство норм расхода возлагается на главного инженера и руководителя энергослужбы организации (предприятия). 2.4. Для контроля за выполнением норм расхода в организациях (на предприятиях) должен быть организован учет этих расходов. 2.5. Систематический контроль за выполнением норм расхода осуществляется энергослужбой и руководителями организаций (предприятий). Периодический контроль за выполнением этих норм осуществляется министерством, а также специальными контролирующими организациями. 3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ3.1. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от двигателей внутреннего сгорания, расход дизельного топлива, бензина за смену определяется по формуле*: , (1) где tсм - время работы за смену; Nдн - номинальная мощность двигателя, л.с.; Кдв - коэффициент использования времени работы двигателя, представляющий собой отношение времени работы двигателя в течение смены к средней продолжительности рабочей смены; Кдм - средний коэффициент использования мощности двигателя, представляющий собой отношение мощности двигателя в процессе работы к ее номинальной мощности; Wнорм - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при нормальной нагрузке; Wхол - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при холостой работе двигателя. *Формула предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером. Расчет индивидуальных норм расхода топлива на работу строительно-монтажных машин за 1 ч производится по упрощенной формуле: , (2) где Кдв, Кдм, Wнорм, Wхол принимаются по табл. 1, 2. Таблица 1 КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ.
Таблица 2 УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Таблица 3 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА Кпопр
3.2. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от электросети, расход электроэнергии на работу одного электродвигателя за 1 ч определяется по формуле* , (3) где Nдн - номинальная мощность двигателя, кВт; Кдм - коэффициент использования мощности двигателя; Кдв - коэффициент использования времени работы двигателя; Кпот - коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети и расход на вспомогательные нужды (принимается в пределах 1,05 - 1,1); КПД - коэффициент полезного действия двигателя при принятой средней его нагрузке. *Формула предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером. Коэффициент полезного действия с уменьшением нагрузки двигателя, характеризующийся величиной коэффициента Кдм, уменьшается. Величина этого коэффициента определяется по формуле , (4) где КПДн - коэффициент полезного действия двигателя при нормальной его нагрузке, определяемой по технической характеристике двигателя; Кпопр - поправочный коэффициент, учитывавший снижение коэффициента использования мощности двигателя - Кдм. Значение Кпопр принимается по табл. 3. При наличии на строительно-монтажной машине или механизме нескольких электродвигателей расчет расхода электроэнергии производится для каждого электродвигателя отдельно. Индивидуальная норма расхода электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов определяется как сумма расходов электроэнергии на работу электродвигателей за 1 ч, установленных на данной машине или механизме: . (5) В приложении приведены примеры расчета норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов. 4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ (Кдв и Кдм).Расчет производят исходя из технических характеристик машин и механизмов, конкретных условий их работы, характера поднимаемых грузов (выполняемых работ), норм времени на выполнение работ, принятых за единицу измерения. Пример 1 Требуется определить коэффициент использования времени работы и мощности двигателя мачтового подъемника Т-37. Мощность двигателя 4,3 кВт, скорость подъема и опускания груза 0,75 м/с или 45 м/мин. Решение Принимаем среднюю высоту подъема груза равной 8 м. При указанной высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,8 маш.-ч (по § 1 - 6. ЕНиР 1960 г.). При подъеме за один раз одной тачки с кирпичом в количестве 35 шт. продолжительность цикла подъема составит мин. Время на подъем и опускание груза за цикл составляет мин. Учитывая необходимость подъема и опускания груза на дополнительную высоту, время на разгон и замедление, а также холостую работу двигателя, принимаем К = 1,5. Исходя из указанного, коэффициент использования времени работы двигателя с учетом работы по производственным нормам составит . С учетом переходного коэффициента от производственных норм выработок к сметным, равным 0,5 (табл. 4), коэффициент использования времени работы двигателя по режиму, предусмотренному сметными нормами, составит . Для определения величины коэффициента использования мощности двигателя рассчитываем величину необходимой мощности двигателя по формуле , (6) где Q - общая масса груза, равная 265 кг (платформа 100 кг и тачка с кирпичом 165 кг); 102 - количество кгм/с, приходящееся на 1 кВт; V - скорость подъема груза, равная 0,75 м/с; КПД - коэффициент полезного действия подъемника, равный 0,6. Коэффициент использования мощности двигателя при подъеме составляет . Коэффициент использования мощности двигателя при опускании груза и холостой работе составляет . Принимаем, что двигатель находится 40% общего времени в работе под нагрузкой и 60% времени на холостом ходу (по данным хронометража). Исходя из этого средневзвешенный коэффициент использования мощности двигателя за период, когда он включен, составляет: . Таблица 4 ПЕРЕХОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НОРМ К СМЕТНЫМ
Пример 2 Требуется определить коэффициенты использования времени работы и мощности двигателя башенного крана СБК-1 грузоподъемностью 1,5 - 3 т при имеющихся данных: а) мощность двигателей: подъема - 16, передвижения - 11, поворота - 2,2 кВт; б) рабочие скорости: подъема, опускания груза, передвижения крана - 30 м/мин, поворота - 0,6 об/мин. Решение Принимаем среднюю высоту подъема груза 18 м, среднее расстояние передвижения крана в каждую сторону 15 м, средний угол поворота стрелы в каждую сторону 150°. Коэффициент использования времени работы определяется для двух случаев при подъеме кирпича в контейнерах (2 контейнера по 200 шт. в каждом), а также при подъеме и установке многопустотного настила при строительстве многоэтажных зданий. При принятой высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,284 маш.-ч (по табл. 2 § 1 - 4 ЕниР), а на подъем и установку одной плиты многопустотного настила массой до 1,5 т - = 0,19 маш.-ч (по табл. 2 § 4-1-7 ЕНиР). Продолжительность цикла работы крана составляет: при подъеме кирпича мин; при подъеме и установке плиты 0,19 ´ 60 = 11,4 мин. Определяем продолжительность работы различных двигателей башенного крана за один цикл: двигателя подъема мин; двигателя передвижения мин; двигателя поворота мин; Рассчитываем коэффициент использования времени работы отдельных двигателей с учетом работы по производственным нормам, с введением коэффициентов на дополнительное время работы двигателей (1,5 - при подъеме кирпича и 2 - при установке плиты): а) подъем кирпича: для двигателя подъема ; для двигателя передвижения крана ; для двигателя поворота стрелы ; б) подъем и установка плит: для двигателя подъема ; для двигателя передвижения крана ; для двигателя поворота . Принимаем, что кран 60% времени занят на подъеме материалов и 40% времени - на монтаже конструкций (по данным хронометража). Учитывая значения переходных коэффициентов для башенных кранов на подъеме материалов (0,5) и на монтаже конструкций (0,75), определяем усредненную величину коэффициентов использования времени работы двигателей башенных кранов с учетом работы кранов по режиму, не предусмотренному сметными нормами: для двигателя подъема 0,3×0,6×0,5 + 0,21×0,4×0,75 = 0,16; для двигателя передвижения крана 0,25×0,6×0,5 + 0,18×0,4×0,75 = 0,13; для двигателя поворота стрелы 0,34×0,6×0,5 + 0,25×0,4×0,75 = 0,18. Усредненный коэффициент использования времени работы всех двигателей башенного крана составит . Для определения величины коэффициента использования мощности двигателей башенного крана рассчитываем величину их необходимой мощности исходя из следующих данных: масса такелажных устройств 200 кг; масса поддона с кирпичом 1300 кг; усредненная масса панели 1000 кг; масса крана с балластом 42,4 г. Удельное сопротивление при передвижении башенного крана по рельсовым путям 20 кг/т. Усредненная масса поднимаемого груза: 200 + 1300×0,6 + 1000×0,4 = 1380 кг. Необходимая мощность грузового двигателя при подъеме груза определяется по формуле кВт. Коэффициент использования мощности двигателя на подъем груза . Коэффициент использования мощности двигателя на опускание груза и при холостой работе принимаем равным 0,2. Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя подъема груза за время его включения . Необходимая мощность двигатели ходовой части крана составляет при передвижении с грузом кВт. При передвижении без груза кВт. Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя передвижения крана . Коэффициент использования мощности двигателя поворота стрелы принимаем равным 0,8. Усредненная величина коэффициента использования мощности всех двигателей башенного крана составит . Учитывая, что часть электроэнергии двигателей расходуется на питание электромагнитных тормозов, принимаем усредненное значение коэффициентов использования мощности всех двигателей башенного крана равным 0,6. В табл. 5 приведены значения Kдв, Кдм, Wнорм, Wхол для машин и механизмов наиболее распространенных марок, применяемых при выполнении монтажных и специальных строительных работ. Таблица 5 КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ. УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
ПриложениеПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, БЕНЗИНА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ.1. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие на дизельном топливе и бензине. Краны автомобильные 1. К-32, ЛАЗ-690; Wгор = 90×0,3 (0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2) = 3,5 кг/маш.-ч 2. К-51, К-52, К-61; Wгор = 100×0,31/0,07+ (0,29 - 0,07)×0,2/ =3,4 кг/маш.-ч 3. МКА-2, КС-1563, КС-2561Д, АК-75В, АК-75Д, МКА-6,3; Wгор = 150×0,3 /0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2/ = 5,8 кг/маш.-ч Краны на спецшасси 1. МКТ-6-45, МКТ-40; Wгор = 215×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 7,2 кг/маш.-ч 2. МКШ-16, МКШ-25; Wгор = 230×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 7,7 кг/маш.-ч 3. МКП-40; Wгор = 180×0,4/006 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 6,0 кг/маш.-ч Краны на пневмоходу 1. МКП-16, К-161; Wгор = 75×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч 2. МКП-25; Wгор = 100×0,4 /0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч 3. МКП-25А, К-255; Wгор = 110×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 4,2 кг/маш.-ч Краны на гусеничном ходу 1. МКГ-6,3, МКГ-10; Wгор = 75×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч 2. МКГ-16, МКГ-16М; Wгор = 60×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ =2,3 кг/маш.-ч 3. MКГ-20, МКГ-25,СКГ-25; Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч Краны-трубоукладчики 1. ТЛ-3, ТЛ-4; Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч 2. ТО-12,5-24; Wгор = 108×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 4,1 кг/маш.-ч 3. ТГ-123; Wгор = 160×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 5,4 кг/маш.-ч Краны монтажные на тракторе МК-1, МКТ-6; Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч Экскаваторы одноковшовые Э-153, Э-2515; Wгор = 50×0,7/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,3/ = 4,0 кг/маш.-ч Бульдозеры Д-444, Д-579; Wгор = 54×0,6/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,5/ = 4,6 кг/маш.-ч Тракторы 1. ДТ-54, Т-40; Wгор = 40×0,7/0,08 + (0,22 - 0,08)×0,5/ = 4,2 кг/маш.-ч 2. ДТ-75, ТДТ-55; Wгор = 70×0,7/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,5/ = 7,4 кг/маш.-ч Вышки телескопические ВИ-15 Wгор = 70×0,1/0,1 + (0,29 - 0,1)×0,7/ = 1,6 кг/маш.-ч Автогидроподъемники АГП-12, АГП-12А, АГК-18; Wгор = 115×0,1/0,09 + (0,29 - 0,09)×0,7/ = 2,6 кг/маш.-ч Электростанции 1. ПЭС-15Л; Wгор = 40×0,9/0,1 + (0,3 - 0,1)×0,5/ = 7,2 кг/маш.-ч 2. ДЭС-50; Wгор = 100×0,9/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,5/ = 12,1 кг/маш.-ч Электросварочные агрегаты 1. АДБ-309, АДБ-318; Wгор = 24×0,8/0,1 + (0,3 - 0,1)×0,4 = 3,5 кг/маш.-ч 2. АДД-305; Wгор = 40×0,8/0,08 + (0,22 - 0,08)×0,4/ = 4,4 кг/маш.-ч Компрессоры ЗИФ-ПВ-5; Wгор = 50×0,6/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,4/ = 3,8 кг/маш.-ч Бурильно-крановые машины 1. БКГМ-63-2; Wгор = 70×0,3/0,1 + (0,29 - 0,1)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч 2. БКМА-1,0/3,5; Wгор = 150×0,3/0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2/ = 5,9 кг/маш.-ч II. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие от электросети. Краны башенные 1. БК-5 Привод грузовой лебедки, двигатель МТ-52-8 Привод стреловой лебедки, двигатель МТК-31-8 Привод механизма поворота, двигательМТ-12-6 Привод механизма передвижения (2 шт.) Wэл = W1 + W2 + W3 + 2W4 = 2,8 кВт×ч/маш.-ч 2. БКСМ-5-5A Привод грузовой лебедки, двигатель МТ-52-3 Привод механизма передвижения (2шт.), двигатель МТ-22-6 Привод механизма поворота, двигатель МТ-12-6 Привод механизма передвижения каретки, двигатель МТ-11-6 Привод механизма изменения вылета стрелы, двигатель АОС-52-6 Wэл = W1 + 2W2 + W3 + W4 + W5 = 3,09 кВт×ч/маш.-ч Краны козловые 1. КК-1 Привод подъема, двигатель АО-41-4 Привод передвижения, двигатель АОЛ-12-4 Wэл = W1 + W2 = 0,12 кВт×ч/маш.-ч 2. КК-32 Привод главного подъема, двигатель МТН-512-842 Привод вспомогательного подъема, двигатель МТТ-411-8У2 Привод передвижения грузовой тележки, двигатель МТР-112-6У2 Привод передвижения крана (4 шт.), двигатель МТГ-311-8У2 Wэл = W1 + W2 + W3 + 4W4 = 4,5 кВт×ч/маш.-ч Краны пневмоколесные МКП-40 Привод передвижения, двигатель МТВ-511-8 Привод главного подъема, двигатель МТК-112-6 Двигатель МТВ-412-8 Привод вспомогательного подъема, двигатель МТК-112-6 Двигатель МТВ-412-8 Привод стрелового механизма, двигатель МТК-112-6 Привод механизма вращения, двигатель МТ-111-6 Wэл = W1 + W2 + W3 + W4 + W5 + W6 + W7 = 6,31 кВт×ч/маш.-ч Литература1. Методические рекомендации по расчетам за работу машин в строительстве. - М.: Госстрой СССР, 1973. 2. Методические указания до разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования. -М.: Госстрой СССР, 1967. 3. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве. - М.: Атомиздат, Ин-т планирования и нормативов Госплана СССР, 1980. 4. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. М.: Госстрой СССР, 1960. 5. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. - М.: Госстрой СССР, 1969. 6. Оборудование и приспособления для монтажа строительных конструкций. 4.1. Краны. - М.: ПИ Промстальконструкция ММСС СССР, 1969. 7. Подъемно-транспортное оборудование для монтажных и специальных работ/ Под ред. С.И. Щепетьева. - М.: Стройиздат, 1974. 8. Машины и оборудование, выпускаемые предприятиями Главстроймеханизации: Каталог-справочник/ Минмонтажспецстрой СССР. - М.: ЦБНТИ, 1976. 9. Асинхронные электродвигатели крановые и металлургические серий МТВ-МТКВ, МТ-МТК, МТМ-МТКМ. - М.: ЦИНТИЭлектропром, 1963. СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |