| ||||
МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР
Временная
инструкция Москва - 1991 год разработана Государственным институтом по проектированию предприятий тяжелого машиностроения (Гипротяжмаш) проектного объединения ПО "Союзтяжмашпроект" Генеральный директор ПО "Союзтяжмашпроект" В.М. Ярцанкин Главный инженер ПО "Союзтяжмашпроект" А Н. Савельев Начальник ОРОиБР, руководителе темы В.В. Кубанцев Главный специалист технического отдела М.В. Абрамов Главный специалист энергетического отдела М.Н. Тер-Микаэлян Главный инженер проекта В.О. Меньшинин Начальник группы ОРОиБР Л.В. Кузьменкова В работе принимали участие специалисты ГПистроймаша (г. Брянск) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящая Временная инструкция*: ____________ *) Инструкция подлежит пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее результатов: при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации. разработана: в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых и реконструкции, расширения и технического перевооружения народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной руководством Госкомприроды СССР 13 мая 1990 г.; с целью организации проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о развитии предприятий тяжелого машиностроения; в дополнение к действующим документам, регламентирующим порядок, объем и содержание проектных проработок на стадии ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта) тяжелого машиностроения; предназначена для: организаций-заказчиков документации, представляющих гарантии обществу экологической безопасности последствий реализации ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения** предприятий тяжелого машиностроения; ____________ **) В дальнейшем ТЭО и проектов строительства предприятий. организаций-разработчиков проектной документации и материалов ОВОС; ведомственной экспертизы ТЭО (ТЭР), проектов и смет; определяет: порядок организации и проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения; объем проработки вопросов оценки воздействия на окружающую среду на стадии ТЭО и проекта и в случае внесения изменений в ранее утвержденные проектные решения; ответственность заказчиков и разработчиков за соблюдение правил проведения ОВОС; принципы и критерии ОВОС ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения; форму представления результатов ОВОС и их обсуждения с общественностью региона размещения нового или действующего предприятия тяжелого машиностроения при его реконструкции, расширении или техническом перевооружении. 1.2. ОВОС - это определение характера и уровня опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и здоровье населения, а также оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности. 1.3. ОВОС проводится в целях: изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий, медико-биологической обстановки и социально-экономической инфраструктуры, сложившейся в районах размещения объектов тяжелого машиностроения; обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития этих предприятий с развитием предприятий других отраслей; обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения; разработки необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО или проектов строительства новых, а также деградации окружающей среды в районах действующих (реконструируемых, расширяющихся) предприятий; обеспечения восстановления нарушенных природных систем в результате предыдущей эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения; 1.4. финансирование работ по подготовке рабочей документации и строительству объектов по ней допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующему ТЭО или проекту. 1.5. К основным принципам ОВОС относятся: интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, экологических, экономических и других показателей проектных решений; альтернативность (вариантность) проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений (требований); учет в проектных решениях региональных особенностей территории, где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия, включая: состояние экосистем и уровень их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду; состояние здоровья населения; исторические, культурные, этнические и другие интересы населения региона; перспективы социально-экономического развития региона. 1.6. В результате проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализации которых: не представляет угрозы для здоровья персонала предприятия, населения и условий его жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия предприятия и производимой им продукции с учетом отдаленных последствий; не приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий. 1.7. Ответственность за организацию и проведение ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий отрасли, а также за качество передаваемых разработчику исходных данных несет заказчик документации, который обеспечивает подбор компетентных исследовательских, проектных организаций и специалистов, финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор соответствующей информации, проведение инженерно-экологических изысканий и научных исследований. 1.8. Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту и качество проведения ОВОС и оформления полученных результатов. 1.9. Стоимость разработки материалов ОВОС определяется на основании рассчитанных трудозатрат и предусматривается дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО или проекта строительства. 1.10. За искажение и сокрытие информации о возможных отрицательных последствиях должностные лица организаций-заказчиков и разработчиков документации привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. 1.11. Неотъемлемой частью настоящей инструкции является "Пособие по обеспечению проведения ОВОС при подготовке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения"*. ____________ *) В дальнейшем "Пособие" 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ2.1. Требование о проведении ОВОС формулируется заказчиком в задании на разработку ТЭО и проекта. 2.2. Для проведения ОВОС заказчик передает разработчику исходную информацию в соответствии с перечнем, приведенным в "Пособии". 2.3. На начальном этапе разработки ТЭО заказчик или по его поручению разработчик документации готовит "Заявление о намерениях", в котором излагает принципиальные решения о будущей хозяйственной деятельности и ожидаемых воздействиях на окружающую среду, и организует его предварительное обсуждение с территориальными органами власти и управления и представителями общественности региона. Обсуждение проводится с целью выявления экологически значимых позиций местного населения, экологических ограничений и условий ведения хозяйственной деятельности, обусловленных социально-экономическими, природными, историческими и иными особенностями территории. Полученная информация используется при разработке ТЭО и проекта и проведении ОВОС. 2.4. разработчик ТЭО или проекта систематизирует и анализирует исходную информацию, собирает дополнительные данные об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий отрасли или других ведомств, определяет направления дополнительных проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, необходимых для выполнения ОВОС (если такие требуются), проводит оценку воздействия и оформляет ее результаты в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции. 2.5. На основе результатов ОВОС заказчик и разработчик документации подготавливают "Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП), передают его в Совет народных депутатов тех административно-территориальных образований, где намечается реализовать хозяйственную деятельность, и организуют обсуждение ЗЭП с представителями общественности. Итоги обсуждения оформляются протоколом. Форма ЗЭП приведена в "Пособии". 2.6. По результатам обсуждения при необходимости вносятся коррективы и изменения в ТЭО или проект, после чего ТЭО или проект передается в ведомственную, а затем на государственную экологическую экспертизу, которая является последним этапом ОВОС. 3. СОДЕРЖАНИЕ ОВОС3.1. Сбор и анализ необходимой информации о: возможных способах осуществления намечаемой деятельности и вариантах технологических процессов и оборудования (как правило, развитие предприятий отрасли должно планироваться с применением технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а также результатов научно-исследовательских проработок, проводимых отраслью); реальных альтернативах принимаемому решению; социально-экономической инфраструктуре территории, на которой размещается предприятие; состоянии окружающей среды для всех рассмотренных вариантов размещения предприятия; демографических показателях и заболеваемости населения. 3.2. Определение источников, видов и объектов воздействия. 3.2.1. В качестве основных источников воздействия предприятий тяжелого машиностроения рассматриваются: технологические процессы и производства; вспомогательные объекты на территории предприятия, включая хранилища химически опасных веществ, топлива, отходов и др., энергетическое хозяйство; транспорт для перевозки сырья и продукции. 3.2.2. Характерными для предприятий отрасли видами воздействия являются: химическое загрязнение; тепловое воздействие; физическое воздействие (шум, вибрация, электромагнитное излучение); изъятие природных ресурсов (отбор воды, изъятие земель, уничтожение растительности); 3.2.3. Объектами воздействия предприятий тяжелого машиностроения могут быть: персонал предприятия; население, проживающее в пределах зоны нормируемого воздействия; отдельные элементы природной среды; охраняемые территории и отдельные объекты (истерические, культурные, природные) и т.д. 3.3. Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде от воздействий предприятий, которое проводится по выявленным экологически значимым позициям и включает в себя прогноз изменения качества и состояния окружающей среды, условий для воспроизводства растительного и животного мира, изменения ландшафта и т.д. 3.4. Оценка возможных последствий для окружающей среды, здоровья и условий жизни населения, вызываемых прогнозируемыми изменениями. 3.5. Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий для окружающей среды и здоровья населения. Как наиболее характерные для предприятий машиностроения рассматриваются: технические ошибки персонала; отказы технических систем; пожар; взрывы; аварийные ситуации на соседних предприятиях (объектах) повышенного аварийного риска; стихийные бедствия. 3.6. Определение мер и мероприятий по снижению (предупреждению отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения в условиях нормальной эксплуатации, и в аварийной ситуации, к которым относятся специальные технические средства по очистке газовых выбросов, сточных вод, организации водооборотных систем, переработке и хранению отходов производств и т.д. В случае реконструкции, расширения или технического перевооружения предприятия анализируется эффективность ранее выполненных мероприятий по охране атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, рекультивации земель и т.п. 3.7. Определение остаточных воздействий на окружающую среду с указанием количественных показателей для нормируемых воздействий и методов контроля. 3.8. Анализ полноты и достаточности мер и мероприятий по предотвращению и снижению отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намеченных проектных решений. В случае размещения предприятий тяжелого машиностроения с относительно незначительной численностью персонала в населенных пунктах (со сложившейся социально-демографической структурой, оценка социально-экономических последствий размещения (развития) объекта может даваться в общем виде, имея в виду, что такие предприятия не могут оказать заметного влияния на социальную инфраструктуру, условия жизни населения, его занятость и т.п. 3.9. Эколого-экономическая оценка проектных решений: расчет полных общественных затрат на осуществление предлагаемых вариантов с учетом выявленных социально-экологических последствий; дополнительные ("частные") оценки, такие как хозрасчетные выгоды, объем компенсационных выплат и затрат на ликвидацию или снижение отдельных отрицательных последствий и т.п.; ориентировочные расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы, продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации. 3.10. Анализ альтернативных вариантов осуществления хозяйственных решений и формирование новых (при необходимости). 3.11. Предложения по организации научных исследований, направленных на изучение экологических последствий вновь выявленных неизученных и ненормируемых воздействий. 3.12. На стадии ТЭО (ТЭР) на строительство новых, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий тяжелого машиностроения ОВОС проводится в объеме, предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции. 3.13. На стадии проекта (рабочего проекта) ОВОС в объеме раздела 3 настоящей Инструкции проводится в тех случаях, когда на предыдущей стадии проектирования оценка воздействия не выполнялась. В других случаях ОВОС заключается в детализации и уточнении отдельных показателей уровней воздействия предприятий на окружающую среду и может ограничиваться объемом, предусмотренным СНиП 1.02.01-85 или экспертными оценками, о чем должна быть сделана соответствующая запись-обоснование. 4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС4.1. Основные выводы и предложения о вариантах хозяйственной деятельности, базирующиеся на материалах ОВОС, излагаются в общей пояснительной записке ТЭО или проекта. 4.2. Результаты оценки воздействия на окружающую среду излагаются в отдельной брошюре и в следующей последовательности: указывается наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке ее результатов; в краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию предприятия (производства), даются ссылки на документы более ранних стадий, на основании которых разрабатывались данные проектные решения; описываются существующее состояние окружающей среды и здоровья населения, а также существующая социально-экономическая структура района размещения нового или реконструируемого предприятия (производства); приводятся общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т.д.) предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на окружающую среду; перечисляются экологические ограничения, выявленные и учтенные при разработке проектных решений; излагаются выявленные экологически значимые позиции различных групп населения (общественности, профессиональных сообществ и т.д.) по поводу проектируемого предприятия (производства); описываются изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения реконструируемого предприятия (производства) при их нормальной эксплуатации и в условиях аварийной ситуации; приводится перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия создаваемого или реконструируемого предприятия (производства) на окружающую среду, здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения объекта*. ____________ *) Описание технических, технологических, организационных и других мер и мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с результатами ОВОС, приводится в разделе ТЭО или проекта строительства предприятия "Охрана окружающей среды". 4.3. К материалам ОВОС прилагаются: документы согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами государственного надзора, ответственными за соблюдение требований природоохранительного законодательства Союза ССР; заключение ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия; материалы обсуждения ОВОС по ТЭО или проекту строительства с общественностью района размещения или эксплуатации предприятия (производства) с изложением основных разногласий. 4.4. Изложение результатов ОВОС завершается "Заявлением об экологических последствиях", которое подписывается заказчиком и разработчиком (генеральным проектировщиком) документации и включает: титульный лист; цель и необходимость реализации данных проектных решений; описание наиболее значимых воздействий на окружающую среду и экологических последствий для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного варианта, в том числе и в аварийных ситуациях; количественные оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия (производства, мощности); перечень основных мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами. СОДЕРЖАНИЕ
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |