| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО строительства
российской федерации
СПРАВОЧНИК БАЗОВЫХ ЦЕН ЖЕЛЕЗНЫЕ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ.
Утвержден МОСКВА 1995 г.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства (Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт) разработан ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Минстроя России, АО «Моспромтранспроект» корпорации «Трансстрой» АО «ПромтрансНИИпроект». Справочник базовых цен на проектные работы для строительства (Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт) вводится в действие с 1 марта 1995 года. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Справочник базовых цен на проектные работы для строительства (далее именуемый «Справочник») рекомендуется для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектно-сметной документации для строительства железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, метрополитенов, объектов промышленного транспорта. 1.2. Базовые цены в Справочнике установлены: · на проектные работы для строительства железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, метрополитенов - в зависимости от натуральных показателей проектируемых объектов: мощности, протяженности и др. (далее именуемые «основными показателями проектируемых объектов»); · на проектные работы для строительства объектов промышленного транспорта - в зависимости от общей стоимости строительства объектов. Цены установлены без учета налога на добавленную стоимость и спецналога. 1.3. Справочник предназначен для применения организациями различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на выполнение проектных работ для строительства и имеющих согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица. 1.4. Цены в Справочнике учитывают все затраты, включаемые в состав себестоимости в соответствии с «Методическими рекомендациями по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства и формирования финансовых результатов», утвержденными Госстроем России от 6 апреля 1994 года, и прибыль, кроме затрат на служебные командировки. 1.5. В Справочнике приведены цены на индивидуальное проектирование нового строительства объектов. 1.6. Цены, приведенные в Справочнике, установлены применительно к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство объектов проектирования, регламентированными в установленное порядке. 1.7. Ценами Справочника не учтены: · разработка указанных в задании на проектирование проектных решений в нескольких вариантах; · разработка рабочих чертежей на специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки для производства строительно-монтажных работ; · разработка решений по монументально-декоративному оформлению предприятий, зданий и сооружений; · внесение изменений в проектно-сметную документацию (за исключением исправления ошибок, допущенных проектной организацией); · разработка деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов заводского изготовления; · обследования и обмерные работы на объектах, подлежащих реконструкции, расширению и техническому перевооружению; · разработка конструкторской документации на изготовление изделий единичного и мелкосерийного производства, кроме составления исходных требований на конструирование этого оборудования; · демонстрационные макеты; · авторский надзор; · научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы; · затраты на служебные командировки; · маркетинговые услуги; · разработка проектов производства строительно-монтажных работ (ППР); · разработка проектно-сметной документации на строительство временных зданий и сооружений для нужд строительных организаций; · разработка автоматизированных систем управления предприятием (АСУП) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). 1.8. Базовая цена проектно-сметной документации на реконструкцию и техническое перевооружение определяется по ценам Справочника с применением коэффициента до 2,0, устанавливаемого проектной организацией по согласованию с заказчиком. 1.9. Базовая цена проектных работ с использованием проектно-сметной документации повторного или массового применения («привязка») с учетом блокировки привязываемых сооружений (зданий) определяется с применением коэффициента до 0,7 в зависимости от трудоемкости работ. 2. ЦЕНЫ НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАТУРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ.ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ2.1. Базовая цена разработки проектной и рабочей документации (Ц) определяется по формуле: Ц = (а + bх)´Ki, где Ц - базовая цена проектных работ; а, b - постоянные величины для определенного интервала основного показателя проектируемого объекта, в тыс. руб.; х - основной показатель проектируемого объекта; Ki - повышающий коэффициент, отражающий инфляционные процессы на момент определения цены. Уровень цен, содержащихся в таблицах, установлен по состоянию на 01.01.95 г. 2.2. Если проектируемый объект имеет значение основного показателя меньше минимального или больше максимального показателя, приведенного в таблице цен Справочника, базовая цена разработки проектно-сметной документации определяется путем экстраполяции. 2.3. При проектировании объектов в городах с населением от 500 тыс. человек до 1 млн. к ценам применяется коэффициент 1,1; с населением более 1 млн. человек - коэффициент 1,2; для городов Москвы и Санкт-Петербурга - коэффициент 1,4. 2.4. При проектировании объектов в сложных железнодорожных узлах, работающих на 4 и более направлений, к ценам Справочника применяется коэффициент до 1,5 по согласованию с заказчиком. 2.5. Цена разработки проектно-сметной документации для строительства зданий и сооружений с применением впервые импортного оборудования определяется по ценам справочника. При этом, к стоимости видов проектных работ, разработка которых усложняется в связи с применением указанного оборудования, по согласованию с заказчиком применяется коэффициент до 1,5. 2.6. Кроме работ, перечисленных в пункте 1.7 Основных положений, ценами, определяемыми в зависимости от основных показателей проектируемого объекта, не учтены следующие работы: · разработка комплекса решений по обеспечению пожаротушения подвижного состава на раздельных пунктах; по отведению и очистке дождевых вод с территории станций; · проектирование внеплощадочных инженерных сетей, коммуникаций и сооружений, защитных сооружений гражданской обороны. 2.7. Базовая цена разработки проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений в сложных условиях определяется по ценам Справочника с применением к ним следующих коэффициентов:
При наличии двух или более усложняющих факторов коэффициенты применяются за каждый фактор. Глава 1. Железные дороги общей сети1. Ценами настоящей главы не предусмотрены затраты на проведение технико-экономических обследований районов тяготения; определение размеров грузооборота и пассажирских перевозок на расчетные годы по линии и раздельным пунктам; местоположение станций с большой грузовой и пассажирской работой; способы усиления пропускной и провозной способности дороги; основные технические параметры для проектирования железной дороги. 2. Цены таблиц по станциям, пассажирским зданиям, локомотивному, вагонному и грузовому хозяйствам, устройствам автоматики, телемеханики и связи, искусственным сооружениям приведены для случаев проектирования этих объектов и сооружений по отдельным заданиям вне комплекса новых линий, вторых путей, станций и для случаев, когда проектирование этих объектов и сооружений не учтено ценами на проектирование комплекса. 3. Ценами настоящей главы не учтены затраты на проектирование АТС более 1000 номеров, электростанций мощностью более 1000 кВт, линий электроснабжения напряжением 35 кВт и более, передающих связных радиоцентров, промышленного телевидения, мостов длиной свыше 25 м, путепроводов и пешеходных мостов, тоннелей и подземных переходов независимо от протяженности; рекультивации земель, утилизации и переработки отходов, жилых поселков. Новые железные дороги и вторые пути4. Ценами не учтены работы по проектированию: · сложных регуляционных и противообвальных сооружений; · мероприятий против оползней, карстов, селей и противодеформационных; · водозаборных и очистных сооружений; · источников тепла и электроэнергии; · станций примыкания и конечных; · станций с объемом грузовых операций более 50 вагонов в сутки, участковых и специализированных (сортировочных, пассажирских, пассажирских технических, портовых, дезопромстанций и т.п.); · локомотивных и вагонных депо; · дистанционного управления; · тяговых подстанций; · подготовки территории строительства; · тяговые и электрические расчеты электроснабжения. 5. Цены дифференцированы по техническим категориям норм проектирования железных дорог, по категориям сложности строительства, а на проектирование вторых путей в зависимости от расчетной грузонапряженности на 10-й год эксплуатации в млн. ткм/км. 6. Ценами на проектирование новых железных дорог учтено переустройство инженерных коммуникаций, пересекающих линию в пределах полосы отвода. 7. Ценами на проектирование вторых путей не учтено переустройство существующих инженерных коммуникаций в замена устройства СЦБ на новые. Техническая категория новых железных дорог
Категория сложности строительства вторых путей I категория - профильный объем земляных работ по главному пути в расчете на 1 км составляет до 10,0 тыс. м3; II категория - то же от 10,1 до 20,0 тыс. м3; III категория - то же свыше 20,0 тыс. м3. Новые железные дорогиТаблица 1
Примечания. 1. Цены приведены для IV категории сложности строительства. Для других категорий цены применяются с коэффициентами: · для III категории - 0,9; · для II категории - 0,8; · для I категории - 0,7. 2. При проектировании двухпутных железных дорог к ценам применяется коэффициент 1,2. 3. При проектировании электрической тяги на постоянном токе к ценам применяется коэффициент 1,05. 4. При превышении максимального профиля объема земляных работ для объектов IV категории сложности строительства к стоимости проектных работ применяется коэффициент 1,1. Вторые путиТаблица 2
Примечания. 1. Цены приведены для III категории сложности строительства. Для других категорий цены применяются с коэффициентами: · для I категории - 0,8; · для II категории - 0,9. 2. При проектировании электрической тяги на постоянном токе к ценам применяется коэффициент 1,05. 3. Ценами не учтено поэтапное переустройство СЦБ. Станции и узлы1. Базовая цена разработки проектно-сметной документации узла, состоящего из нескольких станций, включая станционные подходы, соединительные ветви и развязки, определяются как сумма стоимостей, входящих в узел станций, подходов, соединительных ветвей, с коэффициентом 1,3. 2. Проектирование перегрузочных станций с путями разной колеи определяется с коэффициентом 1,3. 3. При замене существующих устройств СЦБ на новые или при подключении к действующим устройствам СЦБ дополнительных стрелок, стоимость раздела «СЦБ» и «ГАЦ» из комплексной цены исключается и определяется по ценам таблицы 7 настоящего раздела. 4. Ценами не учтены работы по проектированию: · контактной сети; · локомотивных в вагонных депо; · промывочно-пропарочных и дезпромстанций; · пунктов подготовки вагонов под погрузку; · грузовых дворов; · баз вагонов-ресторанов; · прачечных; · ремонтно-эксплуатационных депо; · вокзалов, строящихся по индивидуальным проектам; · кондиционирования воздуха в служебно-технических зданиях; · шумозащитного экрана; · индивидуальных мест земляного полотна; · водозаборных и очистных сооружений; · автоматического регулирования скорости скатывания отцепов на сортировочных горках; · горочной автоматической локомотивной сигнализации; · автоматической системы управления роспуском с сортировочной горки; · узлов автоматической коммутации каналов дальней телефонной в телеграфной связи; · домов связи и узлов связи отделений дорог. 5. Ценами не учтена стоимость проектирования: · котельных, электростанций, домов отдыха локомотивных бригад; · пассажирских тоннелей, пешеходных мостов, путепроводов; · выполнение земляных работ способом гидромеханизации; · производственных баз технического обслуживания и ремонта линейных производственных участков текущего обслуживания и ремонта пути, электроснабжения, СЦБ и связи; · служебно-технических зданий, служб и предприятий отделения и управления железной дороги; · диспетчерского управления устройствами электроснабжения ЦРП, РП-10, РП-6; · системы «Прогноз»; · вспомогательных устройств контроля поездной сигнализации на станциях и подходах; · комплексной системы телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ); · АТС более 400 номеров; · узлов коммуникации сообщений в системе АСУЖТ; · устройств комплексной системы железнодорожной радиосвязи «Транспорт»; · вычислительных центров и сети передачи данных автоматизированной системы управления билетно-кассовыми операциями «Экспресс-2”; · установок производственного телевидения на сортировочных и пассажирских станциях; · расчетов токов короткого замыкания для выбора аппаратуры, оборудования; · ВЛ - 10 кВ и выше; · релейной защиты в сетях 6 - 10 кВ с расчетами; · автоматизированных систем учета электро- и теплоэнергии и качественного приборного контроля электроэнергии; · комплексных водоочистных сооружений, связанных с охраной окружающей среды; · моделирование работы станции; · эстакад для прохода коммуникаций; · мастерских водоснабжения; · центральных тепловых пунктов. 6. Отдельные пусковые этапы при поэтапном развитии станций определяются по ценам на проектирование согласно относительной стоимости к таблице 3 с применением к ним коэффициентов: при двух этапах - 0,5; при трех этапах и более - 0,7. 7. За основной показатель принимается строительная длина укладываемых или перекладываемых железнодорожных путей (в км) без учета стрелочных переводов. 8. Ценами учтено переустройство инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода станций, за исключением работ, связанных с переустройством ЛЭП-35 кВ и выше, магистральных газопроводов городского назначения, водоводов, коллекторов и т.п. 9. Стоимость выбора площадки строительства станции или узла определяется дополнительно по набору проектных работ. СтанцииТаблица 3
Пассажирские здания1. Ценами не учтено проектирование: · путевого развития станций; · тоннелей и галерей, промежуточных платформ, генерального плана привокзальной площади и прилегающих кварталов; · кондиционирования воздуха; · переустройства коммуникаций и других работ по освобождению площадки строительства, автоматических установок пожаротушения. 2. Базовая цена проектирования пассажирских павильонов определяется по цене проектирования вокзалов соответствующей кубатуры с применением коэффициента 0,8. Базовая цена проектирования платформ дана на привязку типового проекта. Пассажирские зданияТаблица 4
Локомотивное и вагонное хозяйство1. Цены приведены на разработку проектно-сметной документации комплексных объектов локомотивного и вагонного хозяйства, отдельных объектов основного производственного назначения.* * В состав комплексных объектов включаются объекты основного производства, без которых невозможно осуществление работ по ремонту подвижного состава (замена неисправных деталей и узлов). 2. Ценами не учтено проектирование: · переустройства путевого развития, электрической централизации стрелок, контактной сети и существующих инженерных коммуникаций станций; · искусственных сооружений; · объединенных служебно-бытовых помещений для различных служб; · отдельно стоящих станций перекачки конденсата; · котельных и тепловых пунктов, установок водоумягчения и водоочистки, сооружения для очистки нефтесодержащих сточных вод производительностью более 5 м3/час; · систем телеуправления; · устройств защиты инженерных сетей от блуждающих токов, устройств для рекуперации электроэнергии на установках для реостатных испытаний; · автоматической очистки стрелок; · автоматического пожаротушения; · прачечных-химчисток спецодежды; · баз вагонов-ресторанов; · столовых; · гаражей; · наружных технологических трубопроводов; · работ по освобождению площадки строительства, а также составление исходных данных по проектированию нестандартизированного оборудования. 3. Проектные работы по п.п. 1 и 2 не входят в стоимость разработки комплексов. В объем работ включается разработка схем тягового обслуживания и размещения устройств локомотивного и вагонного хозяйства одного вида движения (грузового, пассажирского, пригородного). 4. Проектные работы, учтенные ценами п.п. 14, 18, 19, 27, не входят в цену проектирования комплексов по п.п. 3 - 9. Цены п.п. 41 - 43 не входят в цены проектирования комплексов по п.п. 30 - 38, 44 - 47. 5. Пунктами 10 - 13 учтено, что экипировка электровозов и тепловозов совмещается с техническим обслуживанием ТО-2 двухсекционных локомотивов при нормативной продолжительности ТО-2 электровозов - 1 час и тепловозов - 1,2 часа. В зависимости от серий локомотивов и нормативной продолжительности ТО-2 расчетное количество «экипировок» подлежит корректировке. Локомотивное и вагонное хозяйствоТаблица 5
Грузовое хозяйство1. Цены таблицы 6 приведены на проектирование комплексов грузового хозяйства: грузовых дворов с различным сочетанием грузовых складов, контейнерных площадок, площадок для переработки тяжеловесных, длинномерных и навалочных грузов, а также других объектов грузового хозяйства. Ценами учтено проектирование следующих производственных и служебно-технических зданий и сооружений: · грузовой двор 1 типа: склад ангарного типа, пункт технического обслуживания электропогрузчиков (зарядная), площадки для контейнеров, тяжеловесных и длинномерных грузов, повышенный путь для сыпучих грузов, платформа для колесной техники, крытая перегрузочная платформа, служебно-бытовое здание, пункты обогрева, автомобильные и вагонные весы; · грузовой двор 2 типа: повышенный путь для сыпучих грузов, площадки для тяжеловесных и длинномерных грузов, служебно-бытовое здание, ремонтная мастерская для машин и механизмов, пункты обогрева, автомобильные и вагонные весы; · грузовой двор 3 типа: склад ангарного типа, пункт технического обслуживания электропогрузчиков (зарядная), платформа для колесной техники, крытая перегрузочная платформа, служебно-бытовое здание; · грузовой двор 4 типа: склад ангарного типа, пункт технического обслуживания электропогрузчиков (зарядная), площадки для контейнеров, тяжеловесных и длинномерных грузов, служебно-бытовое здание, пункт текущего ремонта контейнеров, пункты обогрева; · грузовой двор 5 типа: площадки для контейнеров, тяжеловесных и длинномерных грузов, служебно-бытовое здание, пункты обогрева, пункт текущего ремонта контейнеров; · повышенный путь для сыпучих грузов, устройство покрытия грузовой площадки и пункт обогрева. Ценами учтено проектирование в пределах территории грузового двора инженерных сетей, благоустройство, ограждение грузового двора контрольно-пропускными пунктами. 2. Ценами не учтены: · переустройство станций, связанное с примыканием объектов грузового хозяйства, расчет сортировочных устройств выставочного парка грузового двора, электрификации железнодорожных путей, газификации, пневмопочты, головных инженерных сооружений: котельных, районных подстанций, очистных сооружений, водозаборов; · разработка экономических данных; · специальных сооружений: автоматические установки пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации; · газоочистные и пылеулавливающие сооружения; · промышленные печи, сушила, дымовые трубы и конструкции тепловой изоляции. 3. Пункты 14 - 17 приведены при выполнении проектной документации по отдельным зданиям вне комплекса объектов грузового хозяйства. 4. Выбор технологии работы грузовых устройств и определение размеров складских устройств учтены ценой раздела проекта «Технология грузовой работы». 5. Цена проектирования локальных очистных сооружений учтена ценами таблицы. Грузовое хозяйствоТаблица 6
Устройства автоматики, телемеханики и связи1. Цены приведены на разработку проектно-сметной документации устройств автоматики, телемеханики и связи для железных дорог колеи 1520 мм. 2. Ценами учтены следующие устройства и виды проектных работ по объектам. 2.1. Таблица 7 - п.п. 1 - 3 по устройствам автоблокировки: · автоблокировка, автоматическая или оповестительная сигнализация и автошлагбаумы, стационарная оперативно-технологическая связь, высоковольтная линия автоблокировки, электроснабжение, привязка типовых зданий; - п.п. 4 - 6 по устройствам автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры: · автоблокировка, автоматическая или оповестительная сигнализация и автошлагбаумы, однокабельная линия автоматики в связи с использованием симметричного кабеля, отделенческая и стационарная оперативно-технологическая связь, высоковольтная линия автоблокировки, электроснабжение, привязка типовых зданий; - п. 7 по устройствам автоматической или оповестительной сигнализации и автошлагбаумам: · комплекс устройств, состоящий из двух переездных светофоров, или двух автошлагбаумов, или двух электрошлагбаумов, двух заградительных светофоров, электроснабжение и освещение переездов; - п.п. 8, 9 по индивидуальным служебно-техническим зданиям для устройства автоматики, телемеханики и связи общей площадью от 300 до 3000 м2: · комплекс работ по зданию, внутриплощадочные инженерные сети, освоение и благоустройство участка застройки, телефонизация, радиофикация и часофикация с внутриплощадочными наружными сетями, наружный контур заземления, внутреннее электроснабжение, автоматическое управление вентиляцией, кондиционированием и отоплением; - п.п. 10, 11 по устройствам электрической централизации: · электрическая централизация, ограждение составов, оповещение монтеров пути о приближении поезда, станционная распорядительная телефонная связь, в том числе стрелочная, двухсторонняя парковая связь, станционная радиосвязь (маневровая), электроснабжение, привязка типовых зданий и разработка отдельных индивидуальных служебно-технических зданий общей площадью до 600 м2, водоотводы от стрелочных приводов, внутриплощадочные инженерные сети, автоматическое управление отоплением, вентиляцией и кондиционированием; - п. 12 по устройствам автоматической очистки стрелок на станциях с электрической централизацией до 10 стрелок: · напольные трубопроводы, кабельные сети к электропневматическим клапанам, компрессорная станция производительностью до 5 м3/мин. для нужд автоматической очистки стрелок; - п. 13 по устройствам автоматической очистки стрелок на станциях с электрической централизацией до 10 до 200 стрелок: · напольные трубопроводы, кабельные сети к электропневматическим клапанам, компрессорная станция производительностью более 10 м3/мин. для нужд устройств автоматики, телемеханики в связи, телефонизация, часофикация и радиофикация компрессорной; - п.п. 14 - 22 по устройствам кабельных линий автоматики и связи: · кабельная линия автоматики и связи с использованием симметричного кабеля, уплотнение физических цепей для организации оперативно-технологической связи, выделение каналов связи и оконечных промежуточных переприемных пунктов, устройство отпаев от кабельной линии к линейным объектам, устройство кабельных сетей вторичной коммутации каналов низкой частоты на промежуточных станциях, устройство автоматических телефонных станций емкостью до 100 номеров с включением их в отделенческую автоматически коммутируемую телефонную сеть, электроснабжение, привязка комплекса типовых служебно-технических зданий, внутриплощадочные инженерные сети, автоматическое управление отоплением, вентиляцией и кондиционированием; - п. 28 по поездной радиосвязи: · схема организации связи, высокочастотная обработка направляющих линий, проектирование антенно-мачтовых сооружений, разработка нетиповых конструкций, монтаж станционного оборудования; - п. 24 по механизации сортировочной горки: · горочная автоматическая сигнализация с контролем роспуска, горочное программно-задающее устройство, фотоэлектрические устройства на стрелках горочной автоматической централизации, ограждение замедлителей на спускной части горки, ограждение составов на путях сортировочного парка со стороны горки, станционная распорядительная телефонная связь, двухсторонняя парковая связь, станционная радиосвязь (горочная), информационная связь сортировочных станций, наружное освещение горочной горловины, установка и монтаж вагонных замедлителей, привязка типовых и повторно-применяемых компрессорных станций для нужд устройств автоматики, телемеханики и связи, воздухопроводные сети от компрессорной до замедлителей спускной части сортировочной горки, воздухопровод автоматической очистки стрелок горочной автоматической централизации, привязки типовых или повторно-применяемых проектов зданий и сооружений, внутриплощадочные инженерные сети, земляное полотно и верхнее строение пути, связанное с установкой замедлителей и выделением предстрелочных участков, водоотводы от котлованов замедлителей, стрелочных переводов горочной автоматической централизации, автоматическое управление отоплением, вентиляцией и кондиционированием; - п.п. 25 - 27 по линии пневматической почты для пересылки грузовых документов на станции: · напольные трубопроводы, внешнее электроснабжение от существующих трансформаторных подстанций, управление пневматической почтой, станционная распорядительная связь, привязка типовых проектов служебно-технических зданий, приспособление существующих помещений под пункты приема (выдачи) документов, благоустройство территории, внутриплощадочные инженерные сети до точки подключения к магистральным сетям (Линия пневматической почты - транспортирующий трубопровод, соединяющий две приемо-отправочные станции). 2.2. Таблица 8 - п.п. 1 - 3 по пункту продажи билетов системы «Экспресс-2»: · установка билетно-кассовой аппаратуры системы «Экспресс-2» в кассовых кабинах и в аппаратной пункта продажи, оперативная телефонная связь (внутренняя), приспособление помещений пунктов продажи билетов, внутреннее электроснабжение аппаратуры «Экспресс-2»; - п. 4 по механизации парковой тормозной позиции: · установка и ограждение замедлителей парковой тормозной позиции, станционная распорядительная телефонная связь, двухсторонняя парковая связь, информационная связь сортировочных станций, усиление наружного освещения в районе парковой тормозной позиции, электроснабжение, пристройка к компрессорной для установки дополнительных компрессоров, напольные воздуховоды от существующих замедлителей спускной части до замедлителей парковой тормозной позиции, привязка типовых проектов зданий, благоустройство территории, внутриплощадочные инженерные сети, выправка профиля спускной части горки от вершины до парковой тормозной позиции, верхнее строение пути, связанное с выправкой профиля и установкой замедлителей, автоматическое управление отоплением, вентиляцией и кондиционированием; - п. 5 по автоматизации сортировочной горки: · напольные и постовые устройства автоматизации, электроснабжение, оборудование локальной автоматики, привязка типовых проектов зданий и сооружений; - п.п. 7 - 9 по путевым устройствам унифицированной системы автоматического управления торможением поездов (САУТ-У) при автоматической блокировке: · полный комплекс работ по устройствам СЦБ при трехзначной блокировке и электрической централизации на станциях с количеством стрелок до 15; - п. 10 по путевым устройствам унифицированной системы автоматического управления торможением поездов (САУТ-У) для станций с количеством стрелок свыше 15: · полный комплекс работ по устройствам СЦБ на станциях, оборудованных электрической централизацией; - п. 11 по устройствам автоматического обнаружения перегретых букс на ходу поезда (ДИСК-Б): · установка двух комплектов устройств ДИСК-Б, установка оповестительных сигналов, организация канала тональной частоты для связи с постом диспетчерской централизации, станционные устройства связи, электроснабжение, привязка кирпичных типовых зданий, верхнее строение пути и земляное полотно, связанное с установкой и размещением ДИСК-Б; - п.п. 12 - 13 по электрическому обогреву стрелочных переводов на станциях с электрической централизацией, электроснабжение от проектируемых комплектных трансформаторных подстанций или от РУ-04 кВ существующих трансформаторных подстанций при длине питающего кабеля до 0,5 км, управление устройствами электрического обогрева, привязка типовых проектов комплектных трансформаторных подстанций; - п.п. 17 - 19 по узлам автоматической коммутации на телефонной сети МПС квазиэлектронной системы типа «Квант» (в составе станционных сооружений и электропитающей установки): · электрическая, функциональная, структурная схема внешних связей железнодорожной автоматической телефонной станции, ввода и вывода информации и коммутационной системы блоков соединительных линий, схемы электрических соединений электропитающей установки, схемы построения сети дальней автоматической телефонной связи, план размещения оборудования; - п.п. 20 - 21 по диспетчерскому управлению участка: · линейные и постовые кодовые устройства диспетчерской централизации, увязка с электрической централизацией на станциях, электроснабжение. 3. Ценами не учтены следующие устройства и виды проектных работ по объектам: 3.1. Таблица 7 - п.п. 1 - 3 по устройствам автоблокировки при кабельной линии связи: · линейные сооружения связи, оперативно-технологическая связь отделения, разработка регулировочных таблиц перегонных рельсовых цепей, электрическая централизация, автоматическая очистка стрелок, поездная радиосвязь, тоннельная и обвальная сигнализация, строительство индивидуальных зданий, домов связи, объединенных центров технического оборудования, рекультивация земельных участков, автоматические устройства для пожаротушения; - п.п. 1 - 6 по устройствам автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры: · разработка регулировочных таблиц перегонных рельсовых цепей, электрическая централизация, автоматическая очистка стрелок, поездная радиосвязь, тоннельная и обвальная сигнализация, строительство индивидуальных зданий, домов связи, объединенных центров технического обслуживания, сложные водоотводы, автоматизация каналов дальней связи, рекультивация земельных участков, автоматические устройства для пожаротушения; - п.п. 9, 11 по электрической нейтрализации на станциях: · разработка регулировочных таблиц станционных рельсовых цепей, автоматическая очистка стрелок, сложные водоотводы, кодирование боковых приемо-отправочных путей, рекультивация земельных участков, автоматические устройства для пожаротушения; - п.п. 14 - 22 по кабельным линиям автоматики и связи: · соединительные линии с другими Министерствами и ведомствами, междугородние телефонные и телеграфные станции, строительство пристроек для домов связи, рекультивация земельных участков, подводные переходы, защита кабельной линии от электрокоррозии, автоматические устройства для пожаротушения; - п. 23 по поездной радиосвязи с использованием в качестве направляющих высоковольтных линий: · устройства внешнего электроснабжения, организация проводного канала; - п. 24 по механизации сортировочной горки: · оптимизация параметров горки: оптимизация параметров горки с использованием имитационного моделирования на ЭВМ сортировочного процесса, информационная связь о подходах поездов и грузов, очистные сооружения, водозаборные сооружения, защита от шума окружающей территории жилой застройки, удлинение существующих и укладка дополнительных путей сортировочного парка, внешние источники электроснабжения (районные трансформаторные подстанции, распределительные пункты), рекультивация земельных участков, механизированная площадка ремонта замедлителей, автоматизированные устройства для пожаротушения; - п.п. 25 - 27 по линиям пневматической почты: · защита от шума территорий, прилегающих к зданиям пневматической почты, автоматизированные устройства для пожаротушения; 3.2. Таблица 8 - п. 4 по механизации парковой тормозной позиции: · информационная связь о подходах поездов и грузов, механизированная площадка ремонта замедлителей, внешние источники электроснабжения, защита от шума окружающей территории жилой застройки, оптимизация параметров горки с использованием имитационного моделирования на ЭВМ сортировочного процесса, устройство второй и последующих парковых тормозных позиций; - п. 5 по автоматизации сортировочной горки: · разработка общесистемных решений функциональной части, организационного, информационного, технического, математического и программного обеспечения; - п. 11 по устройствам автоматического обнаружения перегретых букс на ходу поезда: · внешние высоковольтные сети напряжением 6 - 10 кВ, реконструкция РУ 6 - 10 кВ трансформаторных подстанций; - п.п. 12 - 13 по электрическому обогреву стрелочных переводов: · подключение комплектных трансформаторных подстанций к сетям 6 - 10 кВ и строительство новых трансформаторных подстанций с питающими линиями; - п.п. 17 - 19 по узлам автоматической коммутации на телефонной сети АТС квазиэлектронной системы типа «Квант»: · кондиционирование воздуха, переключения существующих кабельных сетей, работы по программированию квазиэлектронных устройств, приспособление помещений для размещения оборудования, автоматические устройства для пожаротушения; - п.п. 20 - 22 по диспетчерскому управлению участка: · строительство пристроек для постов диспетчерской централизации, уплотнение цветных цепей аппаратурой системы передач, отделенческая оперативно-технологическая связь, разработка и адаптация программного обеспечения. 4. Ценами п.п. 1 - 6, 10, 11 таблицы 7 учтено проектирование участков с автономной тягой. При определении стоимости проектирования участков с электрической тягой следует применять к ценам коэффициент 1,08. 5. При определении цены проектирования автоматической блокировки с кабельной линией автоматики и связи цена проектирования кабельной линии учитывать дополнительно по п.п. 14 - 22 таблицы 7. 6. При определении цены проектирования переездной сигнализации более чем через два пути к цене п. 7 таблицы 7 следует применять коэффициент 0,1 на каждый дополнительный путь. 7. Электрическая централизация на станциях: - стыкования - принимается с коэффициентом 1,32; - совмещенной колеи - принимается с коэффициентом 1,3. 8. Для определения цены проектирования ключевой зависимости на станциях, применяются цены п.п. 10, 11 таблицы 7 с коэффициентом 0,7. 9. Цена проектирования устройств п. 23 таблицы 7 при использовании в качестве направляющих воздушных линий связи принимается с коэффициентом 0,73. 10. Определение цены проектирования по п.п. 7 - 9 таблицы 8: 10.1 при четырехзначной автоблокировке производится с коэффициентом 1,2, при полуавтоматической автоблокировке - с коэффициентом 0,7; 10.2 в комплексе с проектированием автоматической блокировки на стадии рабочей документации или рабочего проекта брать дополнительно соответственно с коэффициентами 0,5 или 0,45; 10.3 с учетом станций до 15 стрелок при подключении боковых путей, производится с коэффициентом 1,15. 11. Определение цены проектирования по п. 11 таблицы 8 устройств ДИСК-Б в комплексе с устройствами автоблокировки осуществляется с коэффициентом 0,5, а при установке более 2-х комплектов ДИСК-Б с коэффициентом 0,25 на каждый дополнительный комплект. 12. Доля стоимости сметной документации определена без учета составления объемов работ. 13. Цена проектирования пунктов информации для строительства объектов сети передачи данных автоматизированных систем управления железнодорожного транспорта определяется по ценам п.п. 1 - 3 таблицы 8, принимая за основной показатель в графе 3 «терминальное оборудование передачи данных». 14. Стоимость выбора площадки (трассы) для строительства в случае, если выбор не осуществлялся, определяется с коэффициентом 0,05 от цены разработки проектной документации. Устройства автоматики, телемеханики и связиТаблица 7
Отдельные объектыТаблица 8
Электрификация железных дорог1. Цены таблицы 9 приведены на проектирование электрификации двухпутных участков железных дорог колеи 1520 мм на переменном токе напряжением 25 кВ со скоростями движения пассажирских поездов до 140 км/час. Стоимость проектирования электрификации многопутных линий принимается дополнительно с коэффициентом 0,1 на каждый путь сверх двух. Цена проектирования электрификации на постоянном токе напряжением 3 кВ принимается с коэффициентами: проектная документация - 0,9 рабочая документация и рабочий проект - 1,1 Цена проектирования электрификации на переменном токе напряжением по системе 2´25 кВ принимается с коэффициентами: проектная документация и рабочий проект - 1,1 рабочая документация - 1,06 Цены таблицы 9 могут применяться как базовые при проектировании скоростных участков железных дорог и высокоскоростных линий с добавлением стоимости проектирования элементов, связанных с повышением скоростей движения пассажирских поездов свыше 140 км/час. 2. Протяженность железнодорожных линий при электрификации принимается по их эксплуатационной длине, при этом протяженность двухпутных соединительных путей (ветвей и обходов) добавляется к эксплуатационной длине электрифицируемой линии. Протяженность однопутных соединительных путей добавляется с коэффициентом 0,8. При прохождении многопутной железнодорожной линии на раздельном пологие стоимость работ определяется по каждой трассе раздельно. 3. Цена проектирования электрификации участков железных дорог, проходящих в сложных условиях, принимается с коэффициентом 1,05. При этом стоимость проектирования каждого участка в отдельности принимается по протяженности всей электрифицируемой линии. Сложные условия характеризуются протяженностью кривых свыше 60 процентов длины участка или руководящим уклоном свыше девяти тысячных. 4. Ценами таблицы 9 не учтено: · определение размеров грузооборота и пассажирских перевозок на расчетные годы; переустройство земляного полотна и верхнего строения пути, развития станций, комплекса сооружений на станциях стыкования электротяги постоянного и переменного тока; · проектирование электрификации станций: участковых, внеклассных, пассажирских первого класса; контактной сети станций с числом электрифицируемых путей 8 и более, станций с тяговыми подстанциями; · расширение районных подстанций энергосистем, проектирование тяговых подстанций с нетиповыми схемами и конструктивными решениями, разработка схем тяговых подстанций с применением аппаратуры с электронными элементами, расчеты показателей качества электроэнергии; · устранение негабаритности путепроводов и тоннелей, а также мостов длиной свыше 25 метров; · проектирование мероприятий по повышению уровня изоляции в районах с загрязненной атмосферой; · проектирование репеллентной защиты; · проектирование баз ремонта трансформаторов, котельных, депо ремонта электропоездов и электровозов (ТО-3, ТО-4, ТР-1, ТР-2, ТР-3), цехов наружной обмывки и внутренней санитарной уборки, устройства локомотивного хозяйства для поездных тепловозов, вагонного хозяйства, водозаборных и очистных сооружений; · магистральных кабельных линий МПС, Минсвязи и других ведомств; соединительных линий связи между усилительными пунктами, новых линяй сооружений связи за пределами полосы отвода железной дороги, защиты линий связи отсасывающими трансформаторами; промышленного телевидения; телемеханизации устройств электроснабжения нетяговых потребителей, включая переустройство вторичных соединений распределительных устройств для организации телеуправления, телесигнализации и телеизмерений; · замена устаревших устройств СЦБ на современные; включение в «ЭЦ» дополнительных стрелок, кроме стрелок примыкания путей, проектируемых в связи с электрификацией участка; · организация тягового обслуживания на полигоне обращения локомотивов; · переходы ВЛ 6 - 20 кВ, выполняемые в габарите ВЛ 35 кВ и выше; проходы проводов контактной сети и дополнительных проводов через искусственные сооружения; · питающие линии электропередачи к тяговым подстанциям, новые высоковольтные линии для питания устройств СЦВ, электрообогрев стрелочных переводов; · разработка схемы внешнего электроснабжения участка электрификации и устройств внешнего электроснабжения; · проектирование служебно-производственных и вспомогательных зданий района электроснабжения; · энергодиспетчерские пункты; · мероприятия по защите вторичных цепей тяговых подстанций от импульсных помех; · в части электрических расчетов раздела «Электроснабжение»: электрические расчеты тягового электроснабжения; расчет присоединяемой мощности тяговых подстанций; расчеты тяговых сетей переменного тока с отсасывающими трансформаторами. При проектировании новых устройств СЦБ (взамен устаревших), контактной сети станций с числом электрифицируемых путей 8 и более, станций с тяговыми подстанциями, нетиповых элементов тяговых подстанций базовые цены следует уменьшить за счет исключения из цен таблицы 9 соответствующих работ по разделам «СЦБ» и «Электрификация». Процент уменьшения цен определяется расчетом. 5. При проектировании новых устройств СЦБ (взамен устаревших), контактной сети станций с числом электрифицируемых путей 8 и более, станций с тяговыми подстанциями, нетиповых элементов тяговых подстанций базовые цены следует уменьшить за счет исключения из цен таблицы 9 соответствующих работ по разделам «СЦБ» и «Электрификация». Процент уменьшения цен определяется расчетом. 6. При проектировании зданий и сооружений вне комплекса электрифицируемой железной дороги, цены следует принимать по таблице 10. Для станций стыкования электротяги переменного и постоянного тока к п.п. 1 и 2 таблицы 10 применяется коэффициент 1,35; к п.п. 3 - 7 - коэффициент 1,2; для участков или станций с протяженностью кривых более 50 процентов от развернутой длины электрифицируемых путей к п.п. 1 и 2 применяется коэффициент 1,2. 7. Ценами таблицы 10 не учтено проектирование вспомогательных зданий и сооружений дистанции электроснабжения и дежурного пункта района контактной сети (п.п. 15 - 18). 8. Базовая цена выполнения электрических расчетов по таблице 10, пункт 20 принимается с коэффициентами: при электрификации участков постоянного тока - 1,2 при электрификации участков по системе переменного тока 2´25 кВ - 1,5 при питании железнодорожного узла от двух и более тяговых подстанций - 1,5 Электрификация железных дорогТаблица 9
Контактная сеть и дополнительные провода.Здания и сооружения устройств тягового электроснабженияТаблица 10
Глава 2. Метрополитены1. В настоящей главе приведены цены на проектирование линий и отдельных сооружений метрополитена. 2. Ценами не учтено: 2.1. Проектирование переустройства инженерных коммуникаций, сооружений, автодорог и т.д., в том числе разработка и согласование с городскими организациями предпроектных решений по переустройству этих объектов. 2.2. Вертикальная планировка и благоустройство. 2.3. Проектирование надшахтных комплексов глубокого и мелкого заложения, в том числе главной вентустановки (ГВУ). 2.4. Проектирование эстакад, мостовых переходов, других искусственных сооружений при пересечении водоемов и других преград. 2.5. Проектирование Инженерного корпуса, Здания эксплуатационного персонала, пунктов управления метрополитена и линии. 2.6. Проектирование внеплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. 2.7. Проектирование автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации. 2.8. Разработка рабочих чертежей на специальные вспомогательные сооружения, механизмы, приспособления, устройства и т.п. для обеспечения строительно-монтажных работ, включая конструкции временной крепи подземных выработок и котлованов. 2.9. Проектирование специальных мероприятий: · по искусственному закреплению грунтов, замораживанию и водопонижению; · по обеспечению сохранности инженерных коммуникаций, зданий и сооружений, попадающих в зону воздействия строительства; · при пересечении линии метрополитена с крупными инженерными коммуникациями, ЛЭП, железными дорогами, автомагистралями и т.п. 2.11. Ценами на проектирование электродепо, кроме того не учтены: · устройство фундаментов с прорезкой грунтов с неудовлетворительными свойствами; · устройство оборотного водоснабжения промышленных стоков. Цена вышеуказанных работ определяется по другим разделам Справочника или соответствующим Ценникам. 3. Ценами предусмотрено проектирование линий метрополитена, на которых при полном их развитии предусматривается движение восьмивагонных составов. Для линий, предусматривающих движение пяти-, шести- и десятивагонных составов цены принимаются соответственно с коэффициентами 0,95, 0,98 и 1,02. 4. В цене линии метрополитена (табл. 11, п.п. 1, 2) не учтено проектирование сооружений и систем, цены на которые указаны в п.п. 3 - этой же таблицы. 5. Ценами на проектирование линии глубокого заложения учтено проектирование станций глубокого заложения с одним вестибюлем. В случае проектирования станций с двумя вестибюлями, добавляется стоимость проектирования вестибюля, пешеходных переходов, лестничных спусков и наклонного (эскалаторного) тоннеля по таблице 12. 6. В цене проектирования пешеходного тоннеля для входа пассажиров в вестибюль станции не учтена стоимость проектирования лестничных спусков. 7. В цене проектирования пересадочного узла учтена стоимость проектирования лестниц и одного эскалаторного подъема или спуска до четырех лент эскалатора. На каждый эскалаторный подъем или спуск сверх одного добавляется стоимость проектирования наклонного (эскалаторного) тоннеля и подземного вестибюля по таблице 12. В случае проектирования станций с пересадочным узлом на перспективу, стоимость проектирования пересадочного узла определяется для стадии «Проектная документация» с коэффициентом 1, «Рабочая документация» - с коэффициентом 0,15. 8. Ценами на проектирование ТЭСОРПГА (табл. 11, п.п. 9 - 11) не учтена стоимость проектирования служебно-технического здания и установки для очистки выхлопных газов. 9. В случае проектирования КДУ (табл. 11, п.п. 13 - 15) без подпорной установки к ценам применяется коэффициент 0,9. В случае проектирования КДУ, совмещенной с ТЭСОРПГА, к стоимости КДУ прибавляется стоимость ТЭСОРПГА, умноженная на коэффициент 0,6. 10. Ценами таблицы 11, пункт 16 учтено проектирование Системы управления работой станции метрополитена с применением теленаблюдения (СУРСТ) в объеме, предусмотренном техническими требованиями, утвержденными Главных управлением метрополитена 11.12.86 г., за исключением п. 5.1.3. Управление и контроль работы санитарно-технических установок и затворов учтены в цене на проектирование линий и дополнительных устройств метрополитена. В случае проектирования СУРСТ на станции без эскалатора, к ценам таблицы 11. пункт 16 применяется коэффициент 0,9. В случае проектирования СУРСТ на пересадочной станции к ценам таблицы 11, пункт 16 применяется коэффициент 1,2. 11. Цена проектирования новых линий метрополитена определяется с применением коэффициентов, принимаемых по таблице 1 в зависимости от отношения строительной длины проектируемой линии к количеству станций. Коэффициенты к цене линии
МетрополитеныТаблица 11
Отдельные сооружения метрополитеновЕдиница измерения - 1 объект Таблица 12
Глава 3. Железнодорожные и автодорожные тоннели.1. Цены приведены на проектирование железнодорожных и автодорожных тоннелей, а также штолен многоцелевого назначения (разведочных, транспортных, дренажных, вентиляционных и т.д.). 2. Ценами не учтено проектирование: · линейных сооружений дороги, мероприятий по борьбе с обледенением, паводком и др.); · противооползневых мероприятий, надтоннельного и притоннельного водоотвода; · ствола шахты с околоствольными выработками, необходимыми для периода строительства тоннеля; · диспетчерское, телеметрическое управление обустройствами тоннеля, сигнализация наличия вредностей, сейсмометрии, раскладок кабеля по тоннелям и штольням; · автоматических установок пожаротушения. ТоннелиТаблица 13
Глава 4. Искусственные сооружения** Заменена главой 4 «Искусственные сооружения» (Издание 2-е, с учетом изменений и дополнений) 1. Цены приведены на проектирование железнодорожных, автодорожных и пешеходных мостов, путепроводов, эстакад, индивидуальных пролетных строений и опор, специальных вспомогательных сооружений и устройств (СВСиУ), водопропускных труб, регуляционных сооружений, противодеформационных и противообвальных сооружений; · проектирование капитального ремонта искусственных сооружений определяется по ценам Справочника с применением расчетных коэффициентов. 2. Ценами учтено проектирование сопряжений сооружения с подходами; конструкций для крепления кабелей связи, контактной сети, судоходной сигнализации, освещения; стационарных смотровых ходов; деформационных швов; мачт для освещения и подвески проводов контактной сети городского транспорта, конструкций для крепления знаков судоходной навигации. 3. При определении стоимости проектирования сооружения за основной показатель объекта принимается его длина в пределах между задними гранями устоев. Цена проектирования больших мостов (путепроводов, эстакад), состоящих из участков, пролетные строения которых отличаются по материалу, по конструкции или по величине пролетов в 2 и более раза, определяется суммированием стоимостей проектирования этих участков (граница участка - ось сопрягающей участки опоры или задняя грань устоя). 4. При наличии факторов, усложняющих разработку проектно-сметной документации, к стоимости проектирования моста (путепровода, эстакады) или отдельных элементов сооружения применяются коэффициенты за каждый фактор: 4.1. Коэффициент 1,1: 4.1.1. Конструкции опор выполняются в виде объемных тонкостенных сооружений, используемых для размещения оборудования, разводки коммуникаций и т.п.; 4.1.2. При использовании пролетного строения для прокладки по нему инженерных коммуникаций, требующих проектирования специальных конструкций для их размещения; 4.1.3. Повышенная разнопролетность мостового сооружения, вызванная стесненными условиями размещения опор (при пересечении многопутных железнодорожных станций, или при сложном топографическом рельефе, или при развязке автодорог), характеризуемая числом типоразмеров пролетов и их количеством в соответствии с таблицей:
4.1.4. Средняя высота промежуточных опор более 60 метров; 4.1.5. Выделение пусковых комплексов. 4.2. Коэффициент 1,2: 4.2.1. Косое пересечение; косое пролетное строение или несимметричное относительно продольной оси; 4.2.2. При расположении сооружения на горизонтальной кривой; 4.2.3. При неразрезных пролетных строениях, несимметричных по геометрии или условии монтажа; 4.2.4. Рамная или арочная конструкция моста. 5. Цена проектирования моста, путепровода, эстакады для многополосного автомобильного или двухпутного железнодорожного движения в случае, когда это сооружение проектируется раздельно под каждое направление на раздельных фундаментах, работающих независимо друг от друга, определяется: для первой конструкции по ценам таблицы, для второй - по тем же ценам с коэффициентом 0,6. 6. Цена проектирования совмещенного моста (путепровода) с раздельными пролетными строениями под железнодорожное и автодорожное движение принимается равной суммарной стоимости проектирования автодорожного (городского) и железнодорожного мостов (путепроводов) с коэффициентом 0,9. Цена проектирования индивидуальных пролетных строений и опор - общих под автодорожное и железнодорожное движение - принимается по таблицам 14, 16, 17 с коэффициентом 1,6. 7. Ценами учтено проектирование мостов со средней высотой промежуточных опор (Н) сооружения от 40 м до 60 м. Высота опор рассчитывается от подферменника до подошвы плиты ростверка (для безростверковых опор до дневной поверхности грунта или поверхности грунта с учетом общего размыва) плюс глубина заложения фундамента, умноженная на коэффициент, приведенный в таблице:
При высоте опор менее 40 м к ценам, рассчитанным по таблицам Справочника, применяются коэффициенты: при Н от 40 м до 20 - 0,95 от 20 до 10 - 0,9 менее 10 - 0,85 8. В таблице 14 ценами учтены величины стоимости проектирования мостов, путепроводов и эстакад с типовыми пролетными строениями и индивидуальными конструкциями опор. Цена проектирования мостов с индивидуальными конструкциями пролетных строений рассчитывается путем включения стоимости разработки индивидуальных пролетных строений (таблицы 16, 17) в комплексную цену; при этом применяется коэффициент 0,5 к относительной стоимости раздела «Пролетные строения», определенной по таблице 14. Цена проектирования водопропускных труб под автомобильными дорогами принимается по таблице 15 с коэффициентом 0,85. 10. При определении цены проектирования сооружения или отдельных его частей в городских и автодорожных мостах, эстакадах и путепроводах применяются следующие коэффициенты на ширину сооружения между перилами: при ширине 10 м и менее - 0,9 при ширине 30 м и более - 1,35 в пределах от 10 м до 30 м - по интерполяции 11. При проектировании мостов, путепроводов или эстакад с автомобильным и трамвайным движением к стоимости разработки конструкций пролетных строений применяется коэффициент 1,05. 12. Цены таблицы 18 применяются при составлении комплекса специальных вспомогательных сооружений и устройств на весь объект в целом. При проектировании отдельных видов этих сооружений цена определяется по ценам, приведенным в таблице 19. 13. В цену разработки СВСиУ (таблицы 18 и 19) включена стоимость разработки сметной документации в размере 5 % стоимости каждого вида работ на всех стадиях проектирования. 14. Цена проектирования деревянных мостов принимается по таблицам 14, 16, 17 с коэффициентом 0,6. 15. При определении цены проектных работ с применением к ценам нескольких коэффициентов, указанных в настоящей главе, общий коэффициент определяется путем их перемножения. 16. В главу не включены цены на проектирование мостов с разводными и подъемными пролетами, а также мостов висячих и винтовых систем. 17. В ценах не учтена цена проектных работ по конструкциям тепловой изоляции, передвижным устройствам для осмотра мостовых сооружений, защите проезжей части от снега и льда. Железнодорожные, автодорожные и пешеходные мосты, путепроводы, эстакадыТаблица 14
Примечания: 1. Цена проектирования путепроводов, эстакад (однопутных железнодорожных или автодорожных шириной 15 м) определяется соответственно по п.п. 1 - 8 с введением коэффициента 0,9. 2. К цене проектирования сооружения в городах вводится коэффициент 1,5. 3. Для многопутных железнодорожных сооружений с общими опорами и пролетными строениями цены принимаются с коэффициентом 0,7 на каждый дополнительный путь. 4. При ширине пешеходного моста, технологической эстакады более 3,0 метров применяется коэффициент 1,2. 5. Длина пешеходного моста принимается равной сумме длин пролетов с добавлением суммы длин всех лестничных сходов (при однотипных лестничных сходах их суммарная длина принимается с коэффициентом 0,5). 6. При расположении трубопроводов на технологической эстакаде в два яруса применяется коэффициент 1,2; при большем количестве ярусов на каждый последующий добавляется 10 % стоимости. 7. Стоимость проектирования пешеходных мостов при пересечении водных препятствий определяется по пунктам 5 ¸ 7. Водопропускные трубы на железных дорогахТаблица 15
Примечания: 1. При проектировании труб двухочковых и трехочковых применяются соответственно коэффициенты 1,25 и 1,35. 2. При проектировании водопропускных труб на свайном основании или с учетом замены грунта основания применяется коэффициент 1,3. 3. При проектировании удлинения существующих труб длина принимается с коэффициентом 1,5. 4. При проектировании косогорных сооружений на местности с поперечным уклоном более 0,02, а также при наличии у труб водоприемных колодцев и гасителей энергии воды на выходе применяется коэффициент 1,7. Индивидуальное проектирование пролетных строений железнодорожных однопутных мостов, путепроводов, эстакадТаблица 16
Примечания к таблице 16: 1. Для элементов мостовых сооружений общих под несколько путей цены таблицы применяются с коэффициентом 0,7 на каждый дополнительный путь. 2. Цена проектирования опор железнодорожных мостов, путепроводов и эстакад принимается по таблице 17 с коэффициентом 0,8. 3. За длину неразрезного симметричного пролетного строения принимается сумма всех пролетов, составляющих пролетное строение, а несимметричного (в том числе по условиям монтажа) - полуторная сумма всех пролетов, входящих в пролетное строение. Индивидуальное проектирование пролетных строений и опор автодорожных, городских и пешеходных мостов, путепроводов, эстакадТаблица 17
Примечания: 1. Цена проектирования балочных разрезных железобетонных пролетных строений в составе температурно-неразрезной конструкции, балочных разрезных металлических пролетных строений, балочных разрезных сталежелезобетонных пролетных строений принимается по п. 1 с коэффициентами соответственно 1,18; 0,95; 0,8. 2. Цена проектирования устоев монолитной, сборно-монолитной или рамной конструкции принимается соответственно по п.п. 11, 12 с коэффициентом 1,1, по п. 13 с коэффициентом 1,3. 3. При опирании на опору пролетных строений разных длин цена принимается по величине большего опирающегося пролета. 4. Цена проектирования автодорожных сквозных ферм под две полосы движения определяется по таблице 16 как для пролетного строения однопутного железнодорожного моста с коэффициентом 1,2. 5. За длину неразрезного симметричного пролетного строения принимается сумма всех пролетов, составляющих пролетное строение, а несимметричного (в том числе по условиям монтажа) - полуторная сумма всех пролетов, входящих в пролетное строение. 6. Для анкерных опор моста с неразрезными пролетными строениями или объединенными в единую цепь размер пролета принимается равным сумме длин пролетов. Специальные вспомогательные сооружения и устройства (СВСиУ) для возведения мостов, путепроводов и пешеходных мостовТаблица 18
Отдельные виды специальных вспомогательных сооружений и устройств для возведения искусственных сооруженийТаблица 19
Регуляционные сооружения. Гидравлические расчеты1. Цена проектирования регуляционных сооружений при пересечении русла с косиной до 15° к направлению потока; при высоте дамб до 3-х метров; при многорукавном, слабоизвилистом русле; при неровных поймах - принимается по п.п. 1 - 3 таблицы 20 с коэффициентом 2,1. 2. Цена проектирования регуляционных сооружений при пересечении русла с косиной до 15°; при высоте дамб более 3-х метров; при многорукавном, сильноизвилистом русле; при поймах, взрезанных старицами и промоинами; при сложных ситуационных условиях - принимается по п.п. 1 - 3 таблицы 20 с коэффициентом 3,2. 3. Цена проектирования регуляционных сооружений, состоящих из участков, отличающихся по сложности проектирования, определяется как сумма стоимостей проектирования отдельных участков. 4. Ценами не учтено проектирования регуляционных сооружений с особо сложными конструкциями в виде подпорных стен, стена в грунте и т.п. Регуляционные сооружения. Гидравлические расчеты, мостов (водопропускных труб)Таблица 20
Противодеформационные мероприятия и противообвальные сооруженияУказания к таблице 21 Категория сложности проектирования по противодеформационным мероприятиям и противообвальным сооружениям: I категория: · насыпи высотой более 12 и из крупноблочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов и более 6 м из глинистых тугопластичных грунтов на прочных основаниях; · насыпи в пределах болот глубиной более 3 м и любой глубины при поперечном уклоне дна круче 1:20, а также в пределах болот с торфом различной консистенции, а также не поддающихся классификации; · насыпи на недостаточно прочном основании; · насыпи на участках временного подтопления на прочном основании; · насыпи на косогорах крутизной 1:5 и круче, сложенных скальными породами; · насыпи на вечномерзлых грунтах II - IV категорий просадочности; · выемки глубже 6 м в глинистых пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения; · выемки в вечномерзлых грунтах II и III категорий просадочности; · земляное полотно в районах сильно набухающих грунтов. II категория: · насыпи на косогорах круче 1:3, пойменные насыпи в сложных инженерно-геологических, гидрологических условиях; · насыпи в пределах выходов ключей, насыпи на слабоглинистых основаниях; · выемки в глинистых переувлажненных грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5 или вскрывающие водоносные горизонты, а также в глинистых грунтах, резко снижающих прочность и устойчивость в откосах при воздействии климатических факторов; · выемки в вечномерзлых грунтах IV категории просадочности; · земляное полотно на участках с наличием или возможным развитием осыпей, каменных россыпей, небольших оврагов, наледей, оползней, обвалов, снежных лавин. Таблица 21
Примечания: 1. Цена разработки проектно-сметной документации определяется по формуле: а + bх, где х - количество участков длиной по 0,2 км. При длине участка менее 0,2 км - х принимается равным 1. 2. Коэффициенты на усложняющие проектирование факторы: вечномерзлые, просадочные, набухающие грунты; карстовые и оползневые явления; расположение площадки строительства над горными выработками, в подтапливаемых районах к ценам таблицы 21 не применяются. Глава 5. Автомобильные дороги общего пользования1. Настоящая глава содержит девы на проектирование автомобильных дорог общего пользования, транспортных развязок, сооружений дорожной службы, на разработку технико-экономической характеристики объектов проектирования, а также на проведение экономических изысканий для них. Цена проектирования автомобильной дороги как комплекса инженерных сооружений определяется суммированием стоимостей всех входящих в него сооружений, определяемых по ценам соответствующих таблиц настоящего и других разделов Справочника. При проектировании объектов в городах на расстоянии до 25 км от границ городов с населением от 500 тыс. до 1 миллиона человек к ценам следует применять коэффициент 1,1. При проектировании объектов в городах на расстоянии до 50 км от границ городов с населением 1 миллион человек и выше к ценам следует применять коэффициент 1,2. 3. Ценами не учтены затраты на следующие виды работ: · выбор трассы дороги и площадок для строительства постоянных и временных зданий и сооружений, а также площадок добычи местных строительных материалов и резервов грунта; · проектирование мостов, путепроводов, тоннелей, галерей, балконов, подпорных стенок, пешеходных переходов в разных уровнях, паромных переправ; · проектирование сооружений ГАИ и сервиса; · озеленение автомобильных дорог; · освещение автомобильных дорог и транспортных развязок, а также специальной связи дорожной и автотранспортной служб; · проектирование велодорожек, тротуаров и благоустройство населенных пунктов; · переустройство и вынос из зоны строительства всех видов инженерных коммуникаций; · проектирование прудов, водоемов, гидротехнических сооружений; · гидромеханизированные и буровзрывные работы; · биологическая рекультивация временно изымаемых земель; · проектирование мероприятий по снижению уровня шума в населенных пунктах. 4. Затраты генеральной проектной организации на участие в выборе трассы дороги и площадок сопутствующих сооружений определяются по ценам настоящей главы с применением коэффициента 0,05 к стоимости разработки проектной документации. 5. Цены на проектирование автомобильных дорог установлены в зависимости от категории дорог и категорий сложности проектирования. Цены на проектирование транспортных развязок установлены в зависимости от типа транспортной развязки и категории сложности проектирования. Ценами таблиц учтены затраты на проектирование: земляного полотна, дорожной одежды, водопропускных труб, обстановки дороги. 6. Цена проектирования автомобильных дорог и транспортных развязок установлена для трех категорий сложности проектирования в зависимости от рельефа местности, плотности застройки территории и густоты инженерных и транспортных коммуникаций. Для определения категории сложности проектирования достаточно наличия одного из признаков, характеризующих сложность. По рельефу местность классифицируется: - местность равнинная, холмистая - местность равнинная, слабохолмистая, холмистая пересеченная, перепады отметок смежных форм рельефа до 20 м, косогорность не круче 1:5, с необеспеченным, а также с обеспеченным водоотводом; - местность предгорная - местность предгорная, расчлененный рельеф, перепад отметок смежных форм рельефа от 20 до 30 метров, косогорность от 1:5 до 1:3, а также подходы к искусственным сооружениям при высоте насыпи или глубине выемки 6 - 12 м; - местность горная - местность горная с перевальными участками, перепад отметок смежных форм рельефа от 30 и свыше 50 метров, косогорность от 1:3 до 1:2 и круче, а также подходы к искусственным сооружениям при высоте насыпи или глубине выемки 12 - 25 м. Зависимость категории сложности проектирования дорог, транспортных развязок от плотности застройки и густоты инженерных и транспортных коммуникаций приводится в следующей таблице: Категория сложности проектирования
При отнесении участков дороги к различным категориям сложности, длину их следует принимать не менее 5 км, за исключением подходов к искусственным сооружениям (мостам, путепроводам, эстакадам, тоннелям и т.п.). 7. Цена проектирования автомобильной дороги, состоящей из участков, имеющих различную характеристику (категория дороги, категория сложности проектирования), определяется суммированием стоимости проектирования соответствующих участков, всходя из протяженности пускового комплекса. Цена проектирования пускового комплекса, состоящего из участков, имеющих различную категорию дороги или сложности проектирования, следует определять суммированием цен проектирования участков, определенных по формуле: где a - протяженность пускового комплекса; lx - протяженность участка различной категории дороги или сложности проектирования. 8. Цена проектирования подходов к искусственным сооружениям (мостам, путепроводам, эстакадам, тоннелям и т.п.) определяется по ценам соответствующих категорий дорог и сложности проектирования, исходя из протяженности каждого подхода к сооружению с исключением протяженности подходов из общей длины дороги. В случае, когда суммарное протяжение подходов к искусственным сооружениям менее 2 км, расчетная длина принимается равной 2 км и исключается из общего протяжения дороги. 9. Цена проектирования подъездов к основной дороге, участков пересекаемых дорог, местных проездов, проездов для связи разобщенных территорий определяется раздельно для каждого сооружения в соответствии с протяженностью, категорией дороги и сложностью проектирования. При проектировании в составе дороги двух и более однотипных подъездов протяжением менее 2 км, цену проектирования подъездов следует определять, исходя из их суммарного протяжения в соответствии с категорией и сложностью проектирования участка основной дороги, на котором они располагаются. 10. Цена проектирования участков дороги с раздельным земляным полотном для движения в каждом направлении определяется по ценам, соответствующим суммарной протяженности участков с раздельным земляных полотном. 11. В случае комплексной разработки проектных материалов при проектировании в составе дороги подъездов, транспортных развязок и других сооружений следует в соответствии с таблицами относительной стоимости исключать из цены проектирования этих сооружений затраты на разработку разделов, входящих в состав проектной документации по основной дороге и не разрабатываемых отдельно для данного сооружения. Автомобильные дороги общего пользованияТаблица 25
Примечания к таблице 25: 1. При проектировании 6-ти полосных дорог к ценам проектирования 4-х полосных дорог IА и IБ категорий следует применять коэффициент 1,1, а при числе полос более 6-ти, коэффициент 1,25. 2. Цена проектирования дорог V категории определяется по ценам для дорог IV категории с коэффициентом 0,85. 3. Цена проектирования внутрихозяйственных автомобильных дорог определяется следующим порядком: - цена проектирования дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов, индивидуальных хозяйств с отдельными комплексами категории I-с определяется по ценам для дорог IV категории: - цена проектирования дорог категории II-с аналогична цене для дорог V категории; - цена проектирования дорог вспомогательного назначения категории III-с определяется применением коэффициента 0,7 к ценам для дорог IV категории. Транспортные развязкиТаблица 26
Примечания: 1. В ценах таблицы приведена стоимость проектирования пересечений в одном уровне с устройством переходно-скоростных полос, островков безопасности или кольцевых пересечений. При проектировании пересечений, в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос к ценам следует применять коэффициент 0,35. 2. Цена проектирования примыканий в одном уровне определяется путем применения к ценам таблицы (п.п. 1 - 3) коэффициента 0,7. Для всех типов примыканий в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос к указанным ценам следует применять коэффициент 0,25. 3. При наличии на проектируемой дороге нескольких однотипных пересечений (примыканий) в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос стоимость первого объекта определяется по ценам настоящей таблицы с учетом примечаний; стоимость проектирования следующих объектов определяется путем применения коэффициента 0,35 к стоимости первого. 4. Ценами таблицы на проектирование развязок движения в разных уровнях не учтены проектные работы по основной и пересекаемым дорогам. 5. Цена проектирования пересечений (примыканий) в одном уровне учитывает затраты на проектирование съездов и въездов на подходах к основной дороге протяжением до 0,2 км. Разработка технико-экономической характеристики автомобильной дороги в составе проектной документации (рабочего проекта) при протяженности дорог до 50 кмТаблица 27
Примечания: 1. Цена работ при протяженности дорог от 50 до 100 км определяется с применением коэффициента 1,5; при протяженности дорог свыше 100 км - коэффициента 2,0. 2. По ценам настоящей таблицы допускается определять стоимость разработки технико-экономической характеристики титульных объектов мостового перехода, путепровода, транспортной развязки и т.п. Стоимость работ определяется в соответствии с протяженностью, категорией и сложностью проектирования участка дороги (или подходов к искусственному сооружению), имеющего самостоятельное экономическое значение, на котором указанные объекты располагаются. Проведение экономических изысканий при протяженности автомобильной дороги свыше 200 кмТаблица 28
Примечания: 1. Цена работ при протяженности дороги (или участка дороги, имеющего самостоятельное экономическое значение) до 25 км определяется с применением коэффициента 0,3; от 25 до 50 км - коэффициента 0,4; от 50 до 100 км - коэффициента 0,6; от 100 до 200 км - коэффициента 0,8. 2. При экономических изысканиях обходов городов к цехам следует применять коэффициент 1,2. 3. При экономических изысканиях для проектирования титульного мостового перехода, путепровода, транспортной развязки и т.п., стоимость работ определяется из данной таблицы в соответствии с протяженностью, категорией и сложностью проектирования участка дороги (или подходов к искусственному сооружению), имеющего самостоятельное экономическое значение, на котором указанные объекты располагаются. 4. В таблице не учтены затраты на внешний транспорт, служебные командировки, платную информацию сторонних организаций для последующего технико-экономического проектирования. 5. Категории сложности экономического проектирования:
Сооружения дорожной службыТаблица 29
Примечание. Ценами таблицы учтены затраты на проектирование генерального плана, внутриплощадочных сетей, локальных очистных сооружений, ремонтной мастерской, закрытой стоянки машин, топливо-заправочного пункта, наружной мойки машин в объеме, предусмотренном табельным составом подразделений дорожной службы, а также пожарной и охранной сигнализацией. 3. ЦЕНЫ НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА. (Промышленный транспорт)ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ3.1. Базовая цена разработки проектной и рабочей документации устанавливается в процентах от общей стоимости строительства в зависимости от категории сложности объекта проектирования. 3.2. В базовую цену проектных работ включается стоимость всего комплекса зданий, сооружений и видов проектных работ, нашедших отражение в Сводном сметном расчете стоимости строительства, за исключением стоимости работ, перечисленных в п. 1.7. 3.3. В Справочнике приведены цены на индивидуальное проектирование нового строительства объектов промышленного транспорта, состоящих из комплекса зданий и сооружений. 3.4. Базовая стоимость строительства для определения базовой цены проектных работ определяется по объекту-аналогу с учетом их сопоставимости или по укрупненным показателям стоимости строительства (на единицу показателей: 1 кв. м общей площади, 1 куб. м объема зданий, 1 п. м трассы, 1 га застройки, на единицу мощности, производительности и др.). 3.5. Базовая цена проектных работ определяется путем умножения величины общей стоимости строительства в текущих ценах на процент (%), определенный по таблице 30, составленный в ценах 1991 года, по формуле: Ц = (Сстр´a)/100, где Ц - базовая цена проектных работ в текущих ценах, млн. руб.; Сстр - стоимость строительства в текущих ценах, млн. руб.; a - процент базовой цены от общей стоимости строительства в ценах 1991 г. 3.6. В случаях, когда проектируемый объект имеет промежуточный показатель стоимости строительства, базовая цена определяется интерполяцией. 3.7. Процент базовой цены на проектные работы по объектам промышленного транспорта определяется по таблице 30. 3.8. Категория сложности проектируемого объекта устанавливается на основе Номенклатуры объектов промышленного транспорта, приведенной в таблице 31. В случае отсутствия проектируемого объекта в Номенклатуре, выбор категории сложности производится на основе объекта-аналога. 3.9. Базовая цена проектных работ, определенная до разработки проектно-сметной документации, может пересчитываться после окончания ее разработки с учетом инфляции при сговоренности такого условия договором. 3.10. Распределение базовой цены проектной и рабочей документации осуществляется по приведенной ниже таблице и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком.
Базовая цена рабочего проекта составляет 85 % от общей цены. Глава 6. Промышленный транспорт1. Базовыми ценами не предусмотрено выполнение работ по выбору вида транспорта и места примыкания внешних (подъездных) железнодорожных путей и автомобильных дорог, изучению технологии работы существующих транспортных сооружений и коммуникаций, выявление их технико-экономических характеристик в связи с примыканием или врезкой проектируемых коммуникаций; составлению схемы железных и автомобильных дорог предприятия и увязки ее с существующими и запроектированными сооружениями и транспортными коммуникациями в промышленном узле, промышленном районе; увязке и кооперации сооружений и устройств различных видов транспорта, а также проектируемого транспорта с нетранспортными объектами; по технико-экономической части принятого вида транспорта. 2. Базовые цены по внутриплощадочным железнодорожным путям, станциям и автодорогам приведены для случая проектирования их по отдельным заданиям вне комплексов предприятий. Железнодорожный транспорт 3. Базовые цены на проектирование внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей предприятий приведены для тепловозной тяги. 4. При одновременном проектировании нескольких внешних (подъездных) или внутренних путей базовая цена проектных работ по каждому объекту определяется отдельно. За один объект принимается: - внешний (подъездной) путь; - соединительный путь вне площадки предприятия; - каждый из подходов к искусственному сооружению (мосту, путепроводу, эстакаде и т.п.), проектируемый вне комплекса путей; - участок пути вне площадки предприятия при примыкании к нему внешнего (подъездного) или соединительного пути; - погрузо-разгрузочные, соединительные и прочие внутриплощадочные пути по суммарной развернутой длине в пределах площадки предприятия или производства. Автомобильный транспорт 5. При одновременном проектировании нескольких подъездных или внутренних дорог базовая цена проектных работ по каждому объекту определяется отдельно в соответствии с его протяженностью и категорией сложности проектирования. За один объект принимается: - подъездная дорога; - межплощадочная дорога; - лесовозная дорога; - служебная дорога; - патрульная дорога; - подъезд к гаражу, складу, и т.п., располагаемый вне площадки предприятия; - каждый из подходов к искусственному сооружению, проектируемому вне комплекса автодороги; - подъезды к основной подъездной, межплощадочной, лесовозной, служебной или патрульной автодороге; - участок автодороги в месте примыкания к нему или в месте пересечения его подъездной, межплощадочной, лесовозной, служебной или патрульной автодорогой; - внутриплощадочные автодороги и площадки в пределах площадки предприятия или производства. Проценты базовой цены на проектные работы по объектам промышленного транспортаТаблица 30
Номенклатура объектов промышленного транспортаТаблица 31
Примечание. При наличии в составе объектов по п.п. 1.4 ¸ 1.7; 2.4; 6.3 ¸ 6.6 искусственных сооружений под особо тяжелую нагрузку, мостов длиной свыше 25 м, путепроводов и пешеходных мостов, тоннелей и подземных переходов их следует относить к IV категории сложности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |