| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 50779.30-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статистические методы ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА Общие требования ГОССТАНДАРТ РОССИИ 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 02.06.95 № 280 Содержание ВведениеНастоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и нормативно-методическому обеспечению статистического приемочного контроля качества (СПК) совокупностей любой продукции, контролируемых и поставляемых в виде партий, потоков, масс и объемов. Документ распространяется на контроль качества продукции, проводимый поставщиком, изготовителем, потребителем и третьей стороной, в том числе при окончательном контроле, приемке, входном контроле, сертификации, инспекции и надзоре за соблюдением требований стандартов, а также при контроле и случае арбитражного или судебного рассмотрения дел. Стандарт может быть применен и в тех случаях, когда поставщики и потребители не являются юридическими лицами, например представляют подразделения предприятия. Стандарт рассматривает процедуры контроля поставщика, потребителя, третьей стороны как единую систему согласованных планов и схем контроля. Она практически исключает спорные решения по результатам контроля, возможные из-за статистического характера процедур контроля и различных интересов сторон. Согласованность планов и схем контроля обеспечивается правилами и порядком назначения и согласования определенных исходных данных, необходимых для выбора конкретных планов и схем. Система устанавливает максимально широкие права каждой из сторон по выбору планов и схем контроля, защищая, при этом другие стороны от ошибочных решений. Требования настоящего стандарта следует учитывать в общетехнических стандартах, содержащих схемы, планы и правила статистического приемочного контроля, в стандартах для групп однородной и конкретных видов продукции, в технических условиях, в стандартах предприятии и других документах, определяющих процедуры статистического приемочного контроля. Стандарт исходит из того, что в соответствии с Законом о защите прав потребителя поставщики (изготовители) обязаны полно и достоверно информировать потребителей, общественность о качестве изготовляемой продукции, в связи с чем процедуры контроля рассматриваются как средства подтверждения или проверки (в зависимости от того, кто их проводит) верности информации о качестве продукции, предоставляемой поставщиком. На изготовителей (поставщиков) возлагается бремя доказывать методами контроля достоверность сообщаемой информации о качестве. Потребители и третьи стороны имеют право проверки верности этой информации, в том числе и верности результатов контроля изготовителя. Но при этом, в случаях возможности предъявления претензий к изготовителю (поставщику) или придания гласности результатам своего контроля, они должны доказывать неверность информации изготовителя (поставщика) о качестве продукции. Учитывая, что в силу статистической природы контроля всегда возможны с некоторой вероятностью ошибочные решения, каждая сторона, проводящая контроль, должна защитить другие стороны от ошибочных решений, затрагивающих их интересы. Настоящий стандарт устанавливает требования к достоверности соответствующих решений, принимаемых по результатам контроля, позволяющие количественно реализовать сформулированные выше положения. При оптовых поставках (закупках) продукции партии или другие совокупности продукции являются предметом правовых отношений между поставщиками, потребителями и третьими сторонами, определенных контрактами и законодательством. Недоброкачественные партии не должны быть поставлены потребителям, а при нарушении этого условия и обнаружении таких партий потребителем они могут быть, в частности, возвращены поставщику целиком. При этом необходимы четкие представления о том, какие партии являются недоброкачественными. В стандарте используются групповые показатели качества, такие как, например, уровни несоответствий, являющиеся количественными показателями качества совокупностей продукции. Требования к таким показателям становятся критериями качества партий и других совокупностей продукции, позволяющими построить четкие отношения между сторонами при оптовых поставках (закупках), в том числе и в части организации, и методологии статистического приемочного контроля. ГОСТ Р 50779.30-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статистические методы ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА Общие требования Statistical methods. Дата введения 1996-07-01 1 Область примененияСтандарт распространяется на: - контроль поставщика (окончательный контроль, приемку, сертификацию продукции в форме заявления изготовителя); - контроль потребителя (входной контроль, инспекционный контроль, эксплуатационный контроль, приемку продукции представителем потребителя); - контроль третьей стороны (сертификацию продукции, инспекцию и надзор за соблюдением требований стандартов, контроль качества продукции, выполняемый при судебном и арбитражном рассмотрении дел, а также по заказу поставщика или потребителя). Настоящий стандарт подлежит применению при: - разработке государственных стандартов, устанавливающих правила, порядок, схемы и планы статистического приемочного контроля, в том числе для целей сертификации; - разработке технических условий, стандартов предприятий, инструкций, определяющих выборочные методы контроля и испытаний и правила приемки; - разработке методик, правил, рекомендаций и программных средств для компьютеров в области статистического приемочного контроля качества; - разработке инструкций для проведения СПК при рассмотрении в Государственном арбитраже или суде дел, касающихся качества продукции; - разработке рекомендаций, правил и методик проведения СПК для государственных и общественных инспекций по качеству. Требования настоящего стандарта также подлежат применению при составлении договоров на поставку в контрактных ситуациях. 2 Нормативные ссылки*__________ * См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 40.9001-881) Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании ГОСТ 40.9002-881) Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже ГОСТ 40.9003-881) Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения __________ 1) С 31.08.2001 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2001. ГОСТ 15895-771) Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ 18242-722) Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля3) ГОСТ 20736-754) Статистический приемочный контроль по количественному признаку. Планы контроля3) ____________ 1) С 01.07.2001 г. действуют ГОСТ Р 50779.10-2000 и ГОСТ Р 50779.11-2000. 2) С 01.07.2000 г. действует ГОСТ Р 50779.71-99. 3) Настоящий стандарт допускает возможность использования указанных государственных стандартов в рамках системы согласованных планов и схем контроля поставщика, потребителя и третьей стороны, ограничивая сферу их применения в соответствии с приложением Д. 4) С 01.07.2001 г. действует ГОСТ Р 50779.74-99. 3 Определения и обозначенияВ настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями. Контроль третьей стороны - контроль продукции, проводимый третьей стороной для подтверждения или проверки правильности информации поставщика о качестве продукции и (или) результатов ее контроля. Новые понятия и термины, использованные в настоящем стандарте, также приведены в приложении А. Некоторые известные термины (например, риски поставщика и потребителя) изложены в новых формулировках, продиктованных концепцией данного документа, и ограничены сферой его действия. Обозначения: q - групповой показатель качества; NQL или q0 - нормативное значение группового показателя качества; a - риск поставщика; b - риск потребителя; a0 - нормативное значение риска поставщика при контроле потребителя/ b0 - нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика; g, n - уровни доверия, используемые при построении доверительных интервалов (множеств). 4 Общие требованияТакими исходными требованиями, например, являются требования к групповым показателям качества, риски потребителя при контроле поставщика и риски поставщика при контроле потребителя. Перечень исходных требований и правила их назначения и согласования приведены в разделе 5. Примечание - Установленные в стандарте порядок и правила назначения и согласования исходных требований обеспечивают воспроизводимость решений, принимаемых различными сторонами по результатам контроля продукции неизменного качества. В частности, если по результатам контроля поставщика принято положительное решение, то маловероятно получить отрицательное решение при контроле потребителя или третьей стороны. В этом смысле планы и схемы контроля, выбираемые в соответствии с настоящим стандартом, являются согласованными. 4.3 СПК может быть осуществлен: - поставщиком (изготовителем) при окончательном контроле, приемке или сертификации продукции; - потребителем при входном, инспекционном или эксплуатационном контроле, приемке и сертификации продукции; - третьей стороной. Требования к качеству совокупности продукции следует задавать в виде соответствующих норм на групповые показатели качества, которые обозначаются NQL (normative quality level) или q0. Пояснение группового показателя дано в приложении А. При выпуске продукции без договора требования к групповым показателям качества следует устанавливать в технических условиях или других документах поставщика и рассматривать как гарантированную информацию поставщика о качестве выпускаемой продукции. Система СПК, устанавливаемая настоящим стандартом, неприменима, если требования к групповым показателям качества совокупности продукции не установлены. 4.5 Основой организации СПК является его план, включающий в себя: - правила и порядок формирования выборок определенных размеров одноступенчатых, многоступенчатых и последовательных процедур; - правила обработки данных контроля и принятия решений по результатам контроля выборок. Стороны могут применять схемы СПК, представляющие собой совокупности планов контроля различной степени жесткости (например, усиленные, нормальные, ослабленные) и правил переключения на них в зависимости от дополнительной информации, получаемой к моменту проведения контроля, например в виде результатов контроля предыдущих партий. Примечание - Использование схем СПК не означает, что каждая партия продукции перестает рассматриваться как изолированная. Решения, принимаемые по результатам контроля в схемах СПК, как и в отдельных планах, относятся к определенным («изолированным») партиям. Результаты контроля предыдущих партий являются основой для изменения (корректировки) степени доверия и соответственно рисков потребителя и влияют на принимаемые решения опосредованно - через изменение исходных данных. - исходные данные - требования к качеству продукции и достоверности принимаемых решений; - данные выборочного контроля, полученные при контроле определенным образом отобранных единиц или элементов (частей, проб) продукции; - дополнительная информация. Дополнительная информация используется, как правило, при назначении исходных требований и данных для выбора планов и схем контроля. Пояснение понятия «дополнительная информация» дано в приложении А. 4.9 Трактовка СПК, осуществляемого третьей стороной, зависит от целей контроля. Если контроль проводится в интересах поставщика, то СПК рассматривается как средство доказательства верности информации о соответствии продукции требованиям к ее качеству. Если контроль проводится в интересах потребителя или в интересах самой третьей стороны (сертификация продукции, надзор или контроль качества продукции и т. д. с возможностью предъявления претензий к поставщику или публикации результатов контроля), то СПК рассматривается как средство доказательства неверности информации о соответствии продукции требованиям к ее качеству. 4.10 Применяемые планы и схемы СПК должны иметь характеристики достоверности в соответствии с требованиями, установленными в разделе 7. Риски потребителя и поставщика являются характеристиками достоверности решений, принимаемых по результатам СПК (далее - достоверности СПК). Указанные характеристики определяют вероятности правильных (верных) и ошибочных решений, принимаемых по результатам СПК. Схемы СПК характеризуются средними по схеме рисками потребителя или средними по схеме рисками поставщика. Уровни доверия и риски поставщика и потребителя следует пересчитывать друг в друга по правилам раздела 5. Пояснения достоверности СПК, рисков поставщика и потребителя, уровней доверия, а также средних по схеме рисков поставщика и потребителя даны в приложении А. - при контроле поставщика должно быть обеспечено заданное (нормативное) значение риска потребителя; - при контроле потребителя должно быть обеспечено заданное (нормативное) значение риска поставщика. Примечания. 1 Третья сторона в соответствии с 4.9 организует контроль по правилам либо поставщика, либо потребителя, обеспечивая соответственно заданные значения рисков потребителя или поставщика. Общие требования к достоверности СПК, а также порядок и правила назначения рисков потребителя при контроле поставщика установлены в разделе 5. 4.13 Потребители имеют право изменять нормативные значения рисков и средних по схеме рисков потребителя при контроле поставщика или соответствующих уровней доверия в диапазонах, указанных в настоящем стандарте, в зависимости от степени их доверия к информации поставщика о качестве продукции. При высокой степени доверия они могут увеличивать риски вплоть до величин, означающих переход к приемке продукции без проведения контроля поставщиком. Примечание - В данной системе потребителя защищает не малое значение риска потребителя, а право самому назначать риск потребителя. При проведении СПК третьей стороной по решению суда в случаях, определяющих ответственность поставщика (изготовителя) за выпуск продукции, не соответствующей требованиям стандартов или договора на поставку, должны быть выполнены ограничения на риск поставщика. 4.17 В случае, когда окончательный контроль, приемка у изготовителя осуществляются с помощью непрерывного статистического приемочного контроля (продукция поступает на контроль поштучно способом «поток»), потребитель или инспектирующие органы могут при проверке правильности окончательного контроля, приемки формировать продукцию в партии любого размера. Претензии поставщику (изготовителю) на эти партии следует предъявлять в случае, если по результатам СПК принято решение о несоответствии сформированной партии требованиям к групповому показателю качества. Выборка должна быть извлечена после того, как партия сформирована. Планы СПК, применяемые сторонами, должны удовлетворять 4.8, 4.9, 4.12. 5 Выбор планов и схем статистического приемочного контроля качества и требования к достоверности контроляа) ограничения на риск потребителя при контроле поставщика (в виде нормативного значения риска потребителя b0) и ограничения на риск поставщика при контроле потребителя (в виде нормативного значения риска поставщика a0); б) ограничения на уровни доверия (g, n) при использовании поставщиком и потребителем в правилах принятия решений доверительных границ (интервалов, множеств) на групповые показатели качества продукции. 5.2 Планы и схемы СПК, удовлетворяющие ограничениям на соответствующие риски или уровни доверия при использовании в правилах принятия решений доверительных границ (интервалов, множеств), являются допустимыми для контроля. Пояснение допустимых планов дано в приложении А. 5.3. В случае требовании 5.1а) поставщик выбирает план СПК, исходя из своих собственных целей, критериев оптимальности и возможностей, выполняя обязательное требование - ограничение на риск потребителя. Аналогично потребитель выбирает планы СПК, исходя из своих собственных целей, критериев оптимальности и возможностей, выполняя обязательное требование - ограничение на риск поставщика. Данные правила иллюстрирует рисунок 1, где показаны оперативные характеристики различных планов контроля. Поставщик может выбирать любой план из тех, оперативные характеристики которых проходят не выше, чем расположена точка с координатами (NQL; b0). В свою очередь, потребитель может выбрать любой план из тех, оперативные характеристики которых проходят не ниже точки с координатами [NQL; (1 - a0)]. b0 -
нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика; Рисунок 1 - Оперативные характеристики допустимых планов контроля поставщика (I) и потребителя (II) Примеры проведения СПК - в приложении Г. Третья сторона действует в зависимости от целей контроля в соответствии с 4.9. Примечание - При проведении СПК потребителем или третьей стороной для своих внутренних целей без предъявления претензий к поставщику и придания гласности результатам контроля допускается не принимать во внимание ограничение на риск поставщика. 5.4 В случае требований 5.1б) стороны выбирают планы, исходя из своих собственных целей, возможностей и критериев оптимальности, соблюдая следующие правила принятия решений. 5.4.1 При контроле поставщика: - решение о соответствии совокупности продукции требованиям к ее качеству (далее - решение о соответствии) принимают, если доверительный интервал (односторонний или двусторонний) или доверительное множество включены в интервал (множество) требуемых значений групповых показателей качества; - решение о несоответствии совокупности продукции требованиям к ее качеству (далее - решение о несоответствии) принимают, если хотя бы одна точка доверительного интервала (множества) находится вне интервала (множества) требуемых значении групповых показателей качества. Примечание - Требуемые значения групповых показателей качества определяются их нормативными значениями. 5.4.2 При контроле потребителя: - решение о соответствии принимают, если хотя бы одна точка доверительного интервала (множества) оказывается внутри требований к групповому показателю качества; - решение о несоответствии принимают, если все точки доверительного интервала (множества) оказываются вне требований к групповому показателю качества. Правила принятия решений иллюстрируют рисунки 2, 3. На рисунке 2 представлены правила, соответствующие двусторонним требованиям к групповому показателю качества; на рисунке 3 - правила, соответствующие групповому показателю в виде процента несоответствующих единиц продукции, - пример односторонних требований. a,
b - границы требуемых значений группового показателя
качества; Рисунок 2 - Правила принятия
решений при контроле поставщика и контроле потребителя Примечание - При наличии нескольких потребителей рекомендуется назначать общего представителя потребителей для установления единого значения b0. NQL
- нормативное значение группового показателя качества; q
- групповой Рисунок 3 - Правила принятия решений при контроле поставщика и контроле потребителя для односторонних требований к групповому показателю качества 5.5 Применение правил принятия решений, описанных в 5.4, обеспечивает при контроле поставщика риск потребителя b = 1 - g, где g - уровень доверия, используемый при построении доверительного интервала (множества) по результатам контроля поставщика, и при контроле потребителя - риск поставщика a = 1 - n, где n - уровень доверия, соответственно используемый при обработке данных контроля потребителя. Примечание - Процедуры СПК, использующие ограничения на соответствующие риски, и процедуры СПК, использующие ограничения на уровни доверия, математически эквивалентны, и их выбор определяется только удобствами для пользователей. Стороны могут выбирать любой вид процедуры контроля без согласования с кем-либо. 5.6 Нормативные значения риска потребителя при контроле поставщика b0 устанавливаются потребителем из диапазона [0,1; ...; 1,0] в зависимости от степени доверия к информации поставщика о качестве продукции. Чем выше доверие, тем большее значение b0 может установить потребитель. Верхнее значение b0 = 1 соответствует приемке без контроля поставщика, по доверию. Рекомендации по установлению b0 и таблицы рекомендуемых значений даны в приложении Б. В противном случае поставщик должен проводить контроль продукции дифференцированно в соответствии со значениями рисков, установленными конкретными потребителями. 5.7 Нормативное значение риска поставщика при контроле потребителя, третьей стороны a0 должно быть установлено в стандартах и (или) договорах из ряда 0,01; 0,05; 0,10 и изменению в процессе проведения потребителем процедур контроля не подлежит. Если значения a0 специально для данной продукции не указаны, то следует использовать a0 = 0,05. 5.8. При контроле последовательности партий продукции могут быть применены схемы СПК, использующие правила переключения на планы различной жесткости, которым соответствуют различные риски. 5.8.2 Минимальное значение среднего по схеме риска потребителя при контроле поставщика b0 = 0,1. Потребитель может повысить значение среднего по схеме риска потребителя при контроле поставщика в зависимости от степени доверия к информации поставщика о качестве продукции вплоть до значения b0 = 1, соответствующего приемке без контроля поставщика, по доверию потребителя. 6 Нормативное и методическое обеспечение статистического приемочного контроля качестваМетодики контроля должны иметь статус стандартов предприятий (фирм, организаций, обществ, ассоциаций). Допускается включать методики контроля в технические условия. При заключении договоров на поставку изготовитель (поставщик) должен указать ссылку на соответствующую методику контроля. По требованию потребителя изготовитель (поставщик) обязан ознакомить потребителя с методикой контроля или приложить ее к договору. Аналогично потребитель или третья сторона при предъявлении поставщику претензий к качеству продукции обязаны по требованию поставщика предоставить ему методики контроля. При наличии методик контроля, имеющих статус международных, межгосударственных или государственных стандартов, при их прямом применении для выбора планов и схем контроля необходимо в договорах или технических условиях указывать ссылки на эти стандарты. Поставщик обязан предоставлять протоколы контроля потребителю по его требованию, а при контроле обязательных требований международных или государственных стандартов - органам государственного надзора и соответствующим, сертификационным центрам. - настоящий государственный стандарт; - международные, межгосударственные, государственные стандарты, включающие в себя каталоги типовых планов и схем СПК для диапазона значений рисков и (или) уровней доверия, соответствующих требованиям раздела 5; - международные, межгосударственные, государственные стандарты, устанавливающие методы контроля, измерении, испытаний, анализа, а также правила приемки для групп однородной продукции или отдельных ее видов, а также групп или отдельных показателей качества; - стандарты предприятий (методики контроля) и разделы технических условий, включающих в себя требования к статистическому приемочному контролю, позволяющие планирующей стороне по определенным исходным данным выбирать и анализировать схемы и планы контроля; - универсальные и типовые сертификационные программные средства (пакеты прикладных программ, диалоговые, экспертные системы и т.п.) для компьютеров, позволяющие получать оптимальные и допустимые схемы и планы контроля. 7 Требования к нормативным и методическим документам на статистический приемочный контроль качества- уровни доверия, используемые для построения доверительных границ, интервалов (множеств) или: - риск потребителя при контроле поставщика; - риск поставщика при контроле потребителя. Государственные стандарты в области прикладной статистики должны содержать правила построения доверительных интервалов (множеств) с указанием уровней доверия в соответствии с приложением Б. Экспертиза документов на СПК предусматривает проверку правильности определения характеристик достоверности планов и схем контроля, в том числе правил принятия решений. Экспертиза документов на СПК в специализированных организациях необходима, если данные документы используются для обязательной сертификации и надзора за выполнением обязательных требовании к качеству продукции, а также в случаях судебного рассмотрения дел, касающихся качества продукции. В остальных случаях необходимость экспертизы документов на СПК и специализированных организациях определяется условиями контракта (договора на поставку) или односторонним решением любого участника контрактных отношений. 8 Требования к сертификации программных средств и области статистического приемочного контроля качества8.1 Сертификацию программных средств (ПС) - пакетов прикладных программ, диалоговых и экспертных систем, решающих задачи планирования и анализа СПК, проводят для проверки соответствия ПС требованиям настоящего и других государственных стандартов. В частности, программные средства должны позволять определять риски потребителя при контроле поставщика и риски поставщика при контроле потребителя для соответствующих нормативных значений групповых показателей качества продукции. В процессе сертификации осуществляют проверку правильности и оценку точности алгоритмов и их программных реализаций при расчете характеристик достоверности планов и схем контроля. 8.3 При разработке и (или) экспертизе стандартов предприятий, методик контроля при выборе планов и схем СПК допускается использовать для этих целей соответствующие сертифицированные программные средства, которые должны выполнять расчеты в соответствии с 7.2. ПРИЛОЖЕНИЕ
А
|
b0 |
Скидка, % |
0,1 |
0 |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
2 |
0,75 |
2,5 |
0,9 |
3,00 |
0,95 |
3,5 |
Размер скидки зависит от получаемой экономии затрат и принятого долевого отношения при делении получаемой экономии.
Для продукции, контроль качества которой является дорогостоящим, скидки с цен могут иметь существенно большие значения, чем в приведенном примере.
Правило долевого деления экономии затрат на контроль стороны следует устанавливать в контракте.
Примечание - Заинтересованность в скидках с оптовых цен стимулирует к изучению и сертификации систем качества и производства поставщика, организации сбора информации о качестве продукции и другим действиям, направленным на получение информации более дешевым, чем контроль и испытания готовой продукции, способом.
Рекомендации по установлению рисков потребителя при приемочном контроле у поставщика
В.1 Полный риск потребителя
Введенное в настоящем стандарте понятие «риск потребителя при контроле поставщика» b имеет условный характер. Соответствующая величина характеризует максимальную вероятность принятия положительного решения по результатам контроля при условии, что качество совокупности, например партии продукции, не соответствует установленным требованиям. Однако сама вероятность поставки партии несоответствующего качества может быть весьма различной. Для поставщика с надежной репутацией, имеющего сертификаты авторитетных организаций на системы качества, эта вероятность невелика. Наоборот, для поставщика, не имеющего таких сертификатов, не владеющего методами управления качеством, неспособного обеспечить стабильность производственных процессов, велика вероятность поставки партии несоответствующего качества.
Потребителя интересует полный риск, который учитывает и вероятность поступления на контроль совокупности продукции несоответствующего качества и вероятность пропуска процедурой контроля такой продукции. В литературе по математической статистике такой риск называется байесовским. Его рассчитывают с учетом априорной информации, т.е. информации, имеющейся в наличии до контроля качества.
Формула, с помощью которой устанавливается связь полного (байесовского) и условного рисков потребителя, приведена в В.4.
В.2 Связь объемов контроля со значением риска потребителя
Защита потребителя через уменьшение нормативного значения условного риска b0 является дорогостоящим средством. На рисунке В.1 и в таблице В.1 представлены зависимости объемов контроля n от риска b0. Из них видно, как быстро растут объемы контроля, а следовательно, затраты на контроль с уменьшением b0.
В тех случаях, когда априорная вероятность получения партий продукции несоответствующего качества мала, например меньше 10-1 … 10-2, нет необходимости устанавливать малое значение b0. Это приводит только к удорожанию контроля.
Система, установленная настоящим стандартом, защищает потребителя не установлением малых значений b0, а представлением потребителю права устанавливать b0 самостоятельно в индивидуальном порядке (без согласования с кем-либо).
Если потребитель не имеет уверенности в достоверности информации о качестве поставляемой продукции, то он может защищать себя уменьшением b0, что приводит к повышению себестоимости продукции.
В.3 Оценки систем качества поставщика и приемочный контроль
Система взаимоотношений, устанавливаемая настоящим стандартом, поощряет обе стороны сосредоточить усилия на системах обеспечения качества и их оценках, а не на контроле качества. Чем лучше работает система обеспечения качества поставщика и чем больше информации об этом у потребителя, тем дешевле приемочный контроль.
Рисунок
В.1 - Зависимость объемов выборок для одноступенчатого (верхняя кривая n1)
и двухступенчатого (нижняя кривая n2)
контроля от риска потребителя
при контроле поставщика b0
для объема партии N
Настоящий стандарт предоставляет потребителю возможность отказаться от приемочного контроля или перейти к приемке части партии без контроля, используя более дешевые способы защиты себя от поставки продукции низкого качества, такие как инспекции систем качества поставщика и анализ данных контроля и испытаний, полученных в процессе производства.
В.4 Рекомендации по установлению нормативного значения риска потребителя при контроле поставщика
В.4.1 Потребитель, изучив характер поставок партий продукции дачным поставщиком, в том числе стабильность качества, учитывая результаты сертификации системы обеспечения качества продукции поставщика, аттестации производств и другие факторы, может оценить априорную вероятность поступления на СПК поставщика партии продукции, не соответствующей требованию к ее качеству:
P (q > q0), |
(В.1) |
где P(q > q0) - вероятность невыполнения требования к групповому показателю качества (q - например, уровень несоответствий);
q0 - нормативное значение группового показателя качества;
q - ожидаемое фактическое значение группового показателя качества.
В.4.2. Полный (байесовский) риск потребителя bs удовлетворяет неравенству:
(В.2) |
где b - риск потребителя при контроле поставщика.
Если значение P (q > q0) существенно меньше 1, например, не превосходит 0,1, потребитель может повысить значение риска b, сохранив при этом достаточно малое значение полного риска потребителя bs.
В.4.3. В случае ориентации потребителя на некоторую допустимую вероятность bд принятия решения о соответствии для совокупности, не соответствующей требованию к ее качеству (например, bд = 0,01 или bд = 0,05), он может определять значение b0 по формуле:
(В.3) |
Аналогичное отношение имеет место для непрерывного статистического контроля. Все приведенные соотношения с точностью до знака неравенства справедливы для любого группового показателя качества.
В.4.4 Назначенное на основе формулы (В.3) значение b0 выражает доверие потребителя к качеству поставляемой продукции. При возрастании b0, что означает увеличение доверия потребителя, существенно сокращаются объемы контроля и соответствующие затраты на его проведение.
В.4.5 При использовании схем СПК с переключением на планы контроля различной жесткости потребитель (третья сторона) может устанавливать отграничение на средний по схеме риск потребителя, пользуясь следующей формулой:
(В.4) |
где bос - ограничение на средний по схеме риск потребителя при контроле поставщика - вероятность принять партию с q = q0;
bсд - средний по схеме полный (байесовский) риск потребителя, допустимый с точки зрения потребителя (третьей стороны).
В.5 Оценка априорной вероятности поступления партии продукции низкого качества
В.5.1 Методика оценки априорной вероятности поступления партии продукции низкого качества P (q > q0) является внутренним делом потребителя (третьей стороны). Она может быть, в частности, основана только на экспертной оценке лица, осуществляющего назначение b0, или на любой другой оценке.
В.5.2 Допускается по договоренности изготовителя и потребителя назначать b0 как функцию от информации изготовителя о фактическом уровне качества продукции. В частности, b0 может быть функцией приемочного уровня qa , назначаемого в одностороннем порядке изготовителем: b0 = f(qa). Вид зависимости b0 от qa при этом должен быть согласован между изготовителем и потребителем.
В.5.3 Допускается также устанавливать зависимость b0 от результатов аттестации производств и сертификации систем качества. При положительных результатах аттестации производств и (или) сертификации систем качества не рекомендуется назначать b0 ниже 0,5 (см. таблицы В.1, В.2 степеней доверия).
В.6. Степени доверия потребителя
Таблица В.1 позволяет назначить b0, bос в зависимости от степеней доверия потребителя, которые определяются видом и количеством априорной информации о поставщике.
Данная таблица может быть основой для выбора b0, bос потребителем, хотя потребитель и поставщик или только потребитель, а также третья сторона вправе устанавливать собственные методики и соответствующие правила назначения b0.
Настоящий стандарт рекомендует использовать ряды значений b0 = bос, приведенные в таблицах В.1 или В.2.
Таблица В.1 имеет семь степеней доверия, а таблица В.2 - десять степеней, при этом нижнее крайнее значение степеней доверия этих таблиц соответствует сплошному контролю, а верхнее - переходу к приемке без контроля, по доверию.
Таблица В.1
Нормативное значение |
|
Т1 - требование сплошного контроля продукции перед поставкой потребителю |
0 |
Т2 - отсутствие надежной информации о возможностях поставщика обеспечить требуемое качество или информация о низком качестве его поставок, отрицательные отзывы других потребителей |
0,1 |
Т3 - отсутствие сертификата на продукцию и систему обеспечения качества, отсутствие собственного опыта заказов у данного поставщика, отсутствие процедур статистического управления технологическими процессами, но при учете косвенной положительной информации от других потребителей или обществ потребителей |
0,25 |
Т4 - отсутствие у поставщика сертификата на систему обеспечения качества, но при наличии сертификата на продукцию и продолжительного периода поставок продукции удовлетворительного качества, положительная оценка системы качества самим потребителем, внедрение статистического управления технологическими процессами на отдельных этапах производства |
0,5 |
Т5 - наличие сертификата на систему обеспечения качества по ГОСТ 40.9003, применение поставщиком процедур статистического управления технологическими процессами, долговременные поставки высококачественной продукции и т. д. |
0,75 |
Т6 - наличие у поставщика сертификата на систему обеспечения качества по ГОСТ 40.9001 или ГОСТ 40.9002, применение поставщиком процедур статистического управления технологическими процессами, положительный опыт собственных заказов у данного поставщика и т. п. |
0,9 |
Т7 - наличие у поставщика сертификата на систему обеспечения качества по ГОСТ 40.9001, сертификата на производство, безупречная репутация поставщика, применение поставщиком процедур статистического регулирования технологических процессов, длительный период поставки продукции без претензий и т. п. |
1,0 (поставка готовой продукции без контроля поставщика) |
Таблица В.2 - Расширенная таблица степеней доверия
Нормативное значение |
|
Т1 |
0 |
Т2 |
0,1 |
Т3 |
0,25 |
Т4 |
0,5 |
Т5 |
0,6 |
Т6 |
0,7 |
Т7 |
0,8 |
Т8 |
0,9 |
Т9 |
0,95 |
Т10 |
1,0 |
Примечание - Характеристики, определяющие ту или иную степень доверия в таблице В.2, устанавливаются потребителем в собственной нормативной документации. Они могут носить более индивидуальный характер из-за большей детальности, чем в таблице В.1, и здесь не приведены.
Расширенная таблица В.2 позволяет более точно оценивать доверие к поставщику.
Пример статистического контроля качества по альтернативному признаку
Г.1 Контроль поставщика
Часовой завод производит механические наручные часы первого класса, которые поставляет на торговую базу (оптовому потребителю) партиями объемом 2120 шт. В договоре поставки установлен показатель качества партии часов - уровень несоответствий по единичному показателю «продолжительность действия от полностью заведенной пружины». Нормативный уровень этого группового показателя качества продукции q0 = 2,7 %. В договоре установлено также минимальное нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика b0 = 0,1. Потребитель к моменту заключения договора не имеет надежной информации о поставщике и качестве поставляемой продукции и поэтому устанавливает b0 = 0,1.
Изготовитель (поставщик) принимает решение использовать одноступенчатые планы СПК по альтернативному признаку. Для выбора конкретных планов он применяет стандарт предприятия «СПК механических наручных часов по альтернативному признаку». Стандарт предприятия позволяет получить множество допустимых планов для значений b0, установленных настоящим стандартом. В частности, для b0 = 0,1, q0 = 2,7 % допустимыми являются планы:
A = 0; |
|
n = 140; |
A = 1; |
n = 191; |
A = 2; |
n = 239; |
A = 3; |
n = 286; |
A = 4; |
n = 331; |
A = 5 и т. д. |
где n - объем выборки; А - приемочное число.
Изготовитель анализирует оперативные характеристики этих планов контроля. Он рассчитывает таким образом, чтобы его собственный риск не превышал 0,05, т. е. вероятность приемки партии была не ниже 0,95. Эта вероятность должна быть определена при фактическом уровне несоответствий. Полученная изготовителем оценка фактического уровня несоответствий составляет 0,6 %. Она используется в качестве приемочного уровня несоответствий qa. Из приведенного множества допустимых планов вероятность приемки не ниже 0,95 при qa = 0,6 % обеспечивают планы контроля с приемочными числами 3 и более. Из них изготовитель выбирает наименее трудоемкий план:
n = 239; A = 3,
который обеспечивает вероятность приемки P = 0,9503 при qa = 0,6 %.
В результате контроля 239 заведенных часов только у одних часов продолжительность действия оказалась меньше нормативной, поэтому партия может быть поставлена потребителю, а несоответствующее изделие должно быть заменено годным.
Г.2 Контроль потребителя
Оптовая торговая организация проводит контроль качества партии из 2120 механических наручных часов первого класса на соответствие требованию к групповому показателю качества - уровню несоответствий по единичному показателю «продолжительность действия от полностью заведенной пружины».
Нормативный уровень этого группового показателя качества q0 = 2,7 %, значение риска поставщика при контроле потребителя и инспектирующих органов установлено a0 = 0,05.
Организация-потребитель использует для СПК одноступенчатые планы контроля, применяя для выбора плана контроля сертифицированный пакет прикладных программ. В частности, выбор конкретного плана осуществляется на основе предположения о том, что фактический уровень несоответствий qb = 8,0 % и приемлемым является риск потребителя b0 = 0,20. Тогда оптимальный по минимуму объема выборки план контроля следующий:
n = 73; A = 4,
Этот план обеспечивает поставщику защиту от необоснованного возврата партии часов: вероятность отклонения партии, обладающей нормативным уровнем q0 = 2,7 %, менее значения a0 = 0,05. При этом данный план будет отклонять партию часов с предполагаемым уровнем несоответствий qb = 8,0 % с вероятностью не менее 1 - b = 0,80.
В результате контроля 73 заведенных часов продолжительность действия у одного экземпляра часов оказалась меньше нормативной. Это не превышает приемочного числа А = 4, поэтому оснований для возврата партии часовому заводу нет.
Г.3 Контроль поставщика при увеличении риска потребителя
Г.3.1 Потребитель через региональный центр стандартизации, сертификации и метрологии (ЦСМ) провел оценку системы качества на часовом заводе. Принято решение, что система качества соответствует требованиям ГОСТ 40.9002. Учитывая это, а также историю качества поставок, потребитель оценил вероятность поставки партий часов с q > q0. Оценка этой вероятности равна 0,1. Исходя из полного риска b0 = 0,05, он установил значение своего риска b0 = 0,5, которое должен использовать поставщик при приемочном статистическом контроле.
Допустимыми планами контроля поставщика при этом для партий часов объемом 2120 шт. с q0 = 2,7 % являются следующие:
n = 26; |
A = 0; |
n = 63; |
A = 1; |
n = 100; |
A = 2; |
n = 136; |
A = 3 и т. д. |
Изготовитель, зная, что фактический уровень несоответствий его часов не превосходит 0,6 % и ориентируясь на приемку с вероятностью не ниже 1 - a = 0,95, выбирает план:
n = 63; A = 1,
который обеспечивает вероятность приемки Р = 0,9501 при q = 0,6 %.
По сравнению с первоначальным планом контроля n = 239, А = 3 затраты на приемочный контроль снижаются на 62 %, что составляет снижение себестоимости продукции на 3 %. В соответствии с договором на поставку поставщик снижает оптовую цену на 1,5 %, а оставшиеся 1,5 % экономии должны быть включены в прибыль поставщика.
Г.3.2 В течение года потребитель не зарегистрировал ни одного случая поставки партии часов с уровнем несоответствий выше нормативного.
Поставщик получил сертификат соответствия своей системы ГОСТ 40.9001 от организации, аккредитованной национальным органом по сертификации.
С учетом всей этой информации потребитель отказался от систематического входного контроля, перешел к инспекционной форме контроля системы качества у поставщика и установил для контроля поставщика b0 = 0,9.
В соответствии с этим изменился план контроля поставщика:
n = 4; A = 0.
Данный план позволил сократить затраты на контроль по сравнению с первоначальным планом (n = 239; A = 3) на 98 %, а себестоимость продукции - на 5 %. Эта экономия в соответствии с договором делится поровну: поставщик увеличивает свою прибыль на 2,5 %, а оптовая цена поставок снижается также на 2,5 %.
Применение ГОСТ 18242 и ГОСТ 20736
Д.2 В указанных в Д.1 государственных стандартах установлены основные исходные данные для выбора планов статистического контроля: объем партии и приемочный уровень дефектности (AQL). Для выбора планов и (или) схем СПК в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего стандарта необходимо AQL взять равным нормативному значению группового показателя качества (NQL) данной совокупности продукции.
Д.3. Исходные данные для выбора планов и схем контроля, исключая значение AQL и объемы партий, определяет в одностороннем порядке потребитель.
Д.4. Процедуры проведения СПК и правила принятия решений следует устанавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Ключевые слова: статистический приемочный контроль качества продукции; планы и схемы контроля поставщика, потребителя и (или) третьей стороны; групповые показатели качества; риск поставщика при контроле потребителя; риск потребителя при контроле поставщика; оперативная и арбитражная характеристики
Примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Раздел 2.
ГОСТ 18242-72. Сноску изложить в новой редакции:
2) С 01.06.2007 г. действует ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007.