| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСТ 25044-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по стандартам Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства Министерством автомобильной промышленности Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения Министерством автомобильного транспорта РСФСР ИСПОЛНИТЕЛИ И. В. Негребецкий; В, А. Назаров; канд. техн. наук; В. М. Михлин, д-р техн. наук; А. Н. Харазов, канд. техн. наук; А. И. Зелик, канд. техн. наук; П. Ш. Петросян, канд. техн. наук; А. Т. Остапко, канд. техн. наук; Б. П. Багин, канд. техн. наук; А. П. Дунаев, канд. техн. наук (руководители темы); Н. Н. Котылева; Б. И. Транцев, канд. техн. наук; Н. М. Старовойтов, канд. техн. наук; В. В. Крупнов; М. М. Манзон, канд. техн. наук; К. Ю. Скибневский, канд. техн. наук; В. Н. Власенко, канд. техн. наук; Л. А. Колычев ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам Член Госстандарта В. Н. Шахурин УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. № 5440 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. № 5440 срок введения установлен с 01.01 1983 г.* * Внедрение стандарта должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий согласно обязательному приложению 1. Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины, монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные шасси и силовые агрегаты к ним (далее - машины) и устанавливает основные положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на диагностирование. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Техническое диагностирование проводится: при вводе машин в эксплуатацию; при техническом обслуживании (ТО); при текущем (капитальном) ремонте машины. 1.2. Устанавливают следующие задачи диагностирования: проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования; поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины; сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период. 1.3. Ответственным за обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация) - разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия - потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия. 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ2.1. Порядок разработки системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 20417-75, ГОСТ 23564-79 и заносят в «Техническое задание» в подраздел «Условия эксплуатации (использования), требования к эксплуатации и ремонту» или в «Дополнительные требования» по ГОСТ 15.001-73. 2.2. Для каждой машины на стадии разработки устанавливают: вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации; правила и последовательность диагностирования; номенклатуру диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов; номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки машины; требования к точности измерения параметров; номенклатуру средств диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении диагностирования; требования к контролепригодности машины по ГОСТ 23563-79, ГОСТ 24029-80 и ГОСТ 24925-81; требования по технике безопасности труда при диагностировании. 2.3. Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п. 2.2, указывают: в «Технических условиях», «Инструкции по эксплуатации» или «Инструкции по техническому обслуживанию» по ГОСТ 2.601-68-для автомобилей и машин, монтируемых на их базе; в «Технических условиях», «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» по ГОСТ 2.607-72- для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин. 3. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ3.1. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п. 2.3. 3.2. Результаты каждого диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты. 3.3. По результатам диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения текущего (капитального) ремонта. 3.4. Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на основе диагностирования. 3.5. Ремонтное предприятие организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления послеремонтного ресурса. 3.6. Значения диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта, заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом отдела технического контроля ремонтной организации. 4. ДОКУМЕНТЫ НА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ4.2. Министерство (ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с требованиями документа, указанного в п. 4.1, организует разработку: раздела карты типового технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту; диагностической карты; накопительной карты; комплекта учетно-отчетных документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об эффективности проведения работ по диагностированию. 4.3. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 4.1 или в разделе карты по организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту. 4.4. Диагностическая карта (см. рекомендуемое приложение 2) служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте машины. Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования. 4.5. Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода. 4.6. Накопительная карта (см. рекомендуемое приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную карту передают вместе с машиной. 4.7. По требованию предприятия (организации) - разработчика предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты накопительных карт. Данные накопительной карты могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и ее составных частей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ОбязательноеПЛАН
|
Наименование мероприятий |
Организация, ответственная за выполнение |
Срок выполнения |
Составление заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта. |
Министерства отраслей народного хозяйства |
В течение двух месяцев с момента; утверждения стандарта |
Представление заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного обеспечения |
Министерства отраслей народного хозяйства |
В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта |
Составление и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта |
То же |
В течение двух месяцев с момента регистрации стандарта |
Обеспечение предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования |
|
По плану министерств |
Обеспечение предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом |
|
То же |
Внедрение стандарта в отрасли народного хозяйства |
|
По плану министерств, согласованному с Госстандартом |
Разработка форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на ЭВМ: |
|
|
для автомобилей и монтируемых на их базе машин; |
Минавтотранс РСФСР |
1-й кв. 1982 г. |
для тракторов и монтируемых на их базе машин; для строительных и дорожных машин |
Госкомсельхозтехника СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости) |
1-й кв. 1982 г. |
Оборотная сторона диагностической карты
Наименование диагностического параметра |
Заключение |
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, град |
|
Начальный угол опережения зажигания, град |
|
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град |
|
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град |
|
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В |
|
Вторичное электрическое напряжение, кВ |
|
Давление топлива после насоса, кПа |
|
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1 |
|
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %: |
|
на холостом ходу |
|
при большой частоте вращения |
|
Суммарный угловой люфт коробки передач, град: |
|
на второй передаче |
|
на прямой передаче |
|
Удельный расход топлива, кг/с: |
|
на холостом ходу |
|
при скорости 100 км/ч |
|
Суммарный угловой люфт карданной передачи, град |
|
Биение карданного вала, мм |
|
Суммарный угловой люфт главной передачи, град |
|
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м |
|
Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.) |
|
Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
слева |
|
справа |
|
Осeвой люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
слева |
|
справа |
|
Асинхронизм искрообразования, град |
|
Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм |
|
19____г.
Модель автомобиля ____________Год выпуска ______Государственный № ______
Гаражный № ________
|
||||||
Наименование диагностического параметра |
Значения параметра |
Показания спидометра |
||||
Предельные |
Номинальные |
Дата______ км |
Дата_____ км |
и т.д. |
||
Значения параметров при диагностировании |
||||||
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, град |
|
|
|
|
|
|
Начальный угол опережения зажигания, град |
|
|
|
|
|
|
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град |
|
|
|
|
|
|
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град |
|
|
|
|
|
|
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В |
|
|
|
|
|
|
Вторичное электрическое напряжение, кВ |
|
|
|
|
|
|
Давление топлива после насоса, кПа |
|
|
|
|
|
|
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1 |
|
|
|
|
|
|
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %: |
|
|
|
|
|
|
на холостом ходу |
|
|
|
|
|
|
при большой частоте вращения |
|
|
|
|
|
|
Суммарный угловой люфт коробки передач, град: |
|
|
|
|
|
|
на второй передаче |
|
|
|
|
|
|
на прямой передаче |
|
|
|
|
|
|
Удельный расход топлива, кг/с: |
|
|
|
|
|
|
на холостом ходу |
|
|
|
|
|
|
при скорости 100 км/ч |
|
|
|
|
|
|
Суммарный угловой люфт карданной передачи, град |
|
|
|
|
|
|
Биение карданного вала, мм |
|
|
|
|
|
|
Суммарный угловой люфт главной передачи, град |
|
|
|
|
|
|
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м |
|
|
|
|
|
|
Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.) |
|
|
|
|
|
|
Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
|
|
|
|
|
слева |
|
|
|
|
|
|
справа |
|
|
|
|
|
|
Осевой люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
|
|
|
|
|
слева |
|
|
|
|
|
|
справа |
|
|
|
|
|
|
Асинхронизм искрообразования, град |
|
|
|
|
|
|
Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм |
|
|
|
|
|
|
Условия эксплуатации |
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ