ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта
строительных машин
СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ,
СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Технические требования
Maintenance
and repair system of building
machinery. Jib cranes and their components
being passed to and received from overhaul.
Technical requirements
|
ГОСТ
24407-80*
|
* Переиздание (август 1986 г.)
с Изменением № 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5032 срок
введения установлен
Проверен в 1984 г.
с
01.01.82
Несоблюдение
стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на
стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее
- краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных
работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных,
на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач,
прицепных, системы тягач-крановая установка, специальных и
кранов-трубоукладчиков.
Стандарт устанавливает технические требования
к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт)
и выдаваемым из ремонта.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1. Сдача в ремонт кранов и их
составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями
ГОСТ 19504-74 и ГОСТ
24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической
документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые
из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями,
предусмотренными конструкторской документацией на их изготовление. Краны сдают
в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных,
автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).
Комплектность составных частей кранов,
сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой
нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с
учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1. Краны направляют в ремонт, если они
выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при
условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не
менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая
лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для
пневмоколесных кранов).
Ресурс до первого ремонта кранов,
изготовленных после 01.01.79 г., - по ГОСТ
22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85 % ресурса,
установленного указанным стандартом.
Признаки предельного состояния основных
составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт,
указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт не принимают краны, у которых
одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или
гусеничного хода) или три и более других составных частей не включенных в нормы
расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок имеют по одному из
дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния
базового автомобиля, установленного ГОСТ
18506-73, при котором он не подлежит ремонту.
Перечень дефектов составных частей, при
наличии которых краны не принимают в ремонт
Наименование составных
частей
|
Краткое описание дефекта
|
Дефекты рам
|
Рама поворотной платформы
|
Разрыв балок (швеллеров, боковин);
наличие более двух трещин, расположенных на каждой
балке (правой и левой), захватывающих более 50 % поперечного их сечения и проходящих
через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом
наложения накладок;
отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных
балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм;
наличие расположенных друг против друга поперечных
трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки;
повреждение коррозией металла основных несущих
элементов на глубину более 15 % толщины элемента;
погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных
связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на
метр длины
|
Рама ходового устройства
|
Разрыв балок (швеллеров, боковин);
наличие более двух трещин, расположенных на каждой
балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние
являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства) захватывающих
более 50 % поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки,
если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;
сквозные трещины, проходящие через посадочные места
под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным
кругом);
наличие по одной и более поперечных трещин,
расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы
или на обеих гусеничных боковых рамах;
отрыв балок в двух и более местах крепления;
излом или отрыв одной из головок продольных балок
(гусеничных боковых рам);
облом опорной части (венца зубчатого) рамы на
участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца);
коробление плоскости опорной части рамы для
установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более;
трещины центральной рамы, выходящие на поверхность
отверстий;
поражение коррозией металла основных несущих
элементов центральной рамы на глубину более 15 % толщины элемента;
вмятины продольных и поперечных связей, прогиб
поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более
3 мм на метр длины.
|
Рама гусеничная боковая
|
Разрыв поперечных балок;
отрыв балок в двух и более местах крепления;
наличие более двух трещин на каждой раме,
захватывающих более 50 % их поперечного сечения и проходящих через
усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а
также по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на
продольных балках обеих рам;
излом или отрыв одной из головок рам
|
Рама гусеничного хода
|
Более двух поперечных трещин на полках профилей
боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50 % сечения полки профиля
и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались
методом наложения накладок;
общая погнутость в горизонтальной плоскости со
стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы;
местная погнутость (вмятины) полок профилей балок
более 3 мм на метр длины.
|
Дефекты основных составных
частей
|
Краны автомобильные и на специальном шасси
|
Двигатель
|
Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала,
устранение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического
наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и других методов, не
гарантирующих ресурс.
|
Кабина автомобиля
|
По ГОСТ
18506-73
|
Рама автомобиля
|
По ГОСТ
18506-73
|
Опорно-поворотный круг
|
Трещины, захватывающие более 10 % сечения полуобоймы
(венца) или разрывы;
излом одного и более зубьев венца;
трещины, расположенные у основания зубьев венца;
износ зубьев венца, превышающий размеры,
установленные ремонтной документацией
|
Любые составные части крановой установки, имеющие корпус
или картер
|
См. приложение 2
|
Барабаны лебедок
|
Трещины на поверхности барабана, выходящие на
отверстия;
трещины, обломы реборд;
износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной
более допустимого ремонтными документами размера
|
Вал карданный
|
Трещины одновременно на вилке, шлицевой части и
трубе;
скручивание шлицев вала;
вмятины и погнутость вала, неустранимые правкой
|
Гусеничные и пневмоколесные
краны
|
Опорно-поворотный круг
|
Те же дефекты, что и для опорно-поворотного круга
кранов автомобильных и на специальном шасси
|
Любые составные части, имеющие корпус или картер
|
См. приложение 2
|
Металлоконструкции стрелы или башни
|
См. подраздел «Краны автомобильные или на
специальном шасси»
|
Барабаны лебедок
|
То же
|
Фрикционные диски (шкивы) лебедок
|
Трещины на рабочей поверхности или выходящие на
поверхности посадочных мест под подшипники
|
Двигатель
|
По ГОСТ
18523-79
|
2.3.
Составные части кранов направляют в ремонт, если признаки их предельного
состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной
документации, разработанной по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 27.103-83.
Составные части кранов, для которых не
указаны признаки предельного состояния в эксплуатационной документации,
направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков, перечисленных в
обязательном приложении 2. В этом же приложении указаны дефекты
основных составных частей кранов. При наличии одного из перечисленных дефектов
у составной части ее в ремонт не принимают.
2.1 - 2.3. (Измененная редакция, Изм. №
1).
3.1. Техническое состояние кранов и их
составных частей, выдаваемых из ремонта, должно соответствовать требованиям,
изложенным в технических условиях на ремонт кранов. Показатели назначения, эргономики,
технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса),
транспортабельности и безопасности отремонтированных кранов (составных частей),
которые изготовлены после 01.01.79 г., должны быть на уровне новых кранов - по ГОСТ
22827-77.
Для кранов, изготовленных до 01.01.79 г.,
указанные показатели устанавливают в нормативно-технической документации на их
ремонт.
3.2. Краны выдают из ремонта с запасованными
годными к применению канатами.
3.3. Каждый отремонтированный кран должен
быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с
требованиями Госгортехнадзора СССР и приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ
20831-75 и ГОСТ 24826-81.
3.4. Ресурс отремонтированных кранов
(составных частей) до очередного ремонта должен быть не менее 80 % ресурса до
первого их ремонта, установленного в эксплуатационных документах.
3.5. Ремонтное предприятие гарантирует
соответствие качества отремонтированных кранов требованиям настоящего стандарта
и другой нормативно-технической документации на их ремонт при соблюдении
заказчиком правил эксплуатации в соответствии с ГОСТ 25646-83.
Послеремонтный гарантийный срок для кранов,
изготовленных после 01.01 1979 г., 12 мес при наработке не более 1000 ч, а для
кранов, изготовленных до 01.01 1979 г. - 9 мес при наработке не более 750 ч.
Для составных частей кранов, используемых для
текущего ремонта, послеремонтный гарантийный срок - 9 мес при наработке не
более 750 ч.
3.3 - 3.5. (Измененная редакция, Изм. №
1).
Наименование составных
частей
|
Комплектность
|
Турботрансформатор
|
В сборе без трубопроводов
|
Силовой генератор
|
В сборе со шкивом, без ремня и электропроводов
|
Электродвигатель
|
В сборе без электропроводов
|
Аккумуляторная батарея
|
В сборе без проводов с наконечниками, не
подвергавшаяся вскрыванию и наличии выводов с обозначением из них полярности
|
Автотракторный генератор
|
В сборе со шкивом, без кронштейнов крепления и
ремня привода
|
Стартер
|
В сборе с реле и защитным кожухом без щитка и
электропроводов
|
Магнето
|
В сборе с муфтой опережения зажигания, без
электропроводов
|
Компрессор
|
В сборе со шкивом, воздушным фильтром без
трубопроводов (но с трубопроводами между ступенями)
|
Гидронасос и гидромотор
|
В сборе со штуцерами без трубопроводов
|
Гидрораспределитель
|
В сборе со штуцерами и предохранительными клапанами
без трубопроводов
|
Гидроцилиндр
|
В сборе со штоком, крышками и штуцерами без
трубопроводов
|
Механизм поворота
|
В сборе с тормозным шкивом, тормозом, кулачковой
муфтой и устройством включения
|
Опорно-поворотный круг
|
В сборе с сепарирующим и уплотнительным
устройствами
|
Грузовая и стреловая лебедки
|
В сборе с тормозом, электродвигателем или
гидромотором (или без них при механическом приводе)
|
Редуктор отбора мощности
|
В сборе с фланцами карданных валов и гидронасосами
(если они устанавливаются на редукторе)
|
Редуктор промежуточный
|
В сборе с фланцами карданных валов
|
Центральный реверс
|
В сборе без тяг управления
|
Редуктор (коробка) распределительный
|
То же
|
Коробка передач
|
В сборе с фланцем вторичного вала, центральным
стояночным тормозом (если он укреплен на коробке передач), но без тяг
управления
|
Задний и передний мосты
|
В сборе со всей расположенной на нем арматурой
(тормозными барабанами, дисками крепления колодок, тормозными колодками и
приводом, ступицами и шпильками колес, фланцем ведущего зубчатого колеса, без
рессор, амортизаторов, дисков и гаек колес)
|
Редуктор хода (левый, правый или центральный)
|
В сборе с тормозом, электродвигателем или
гидродвигателем (или без них при механическом приводе)
|
Ведущее колесо
|
В сборе с осью, корпусами подшипников и втулками
|
Натяжное колесо
|
То же
|
Опорный ролик
|
» »
|
Поддерживающий ролик
|
В сборе с осью, корпусами подшипников, с втулками и
без них, если это не предусмотрено конструкцией
|
Наименование составных
частей
|
Признаки предельного состояния,
при наличии которых составную часть направляют в ремонт
|
Дефекты, при наличии
которых составную часть в ремонт не принимают
|
Турботрансформатор
|
Снижение к.п.д. более чем на 15 %;
трещины зубьев или лопаток любого размера и
расположения;
излом одного и более зубьев или лопаток
|
Трещины корпуса, проходящие через посадочные места
подшипников
|
Электродвигатель и силовой генератор
|
Трещины корпуса менее половины его длины;
трещины подшипниковых щитов, не выходящие на посадочные
места подшипников;
обгорание, обугливание, замыкание или обрыв
обмоток;
износ или повреждение посадочных мест в
подшипниковых щитах, износ шеек вала или его изгиб и дисбаланс ротора,
превышающие допустимые значения нормативно-технической документации;
трещины вала любого размера и расположения;
снижение сопротивления изоляции и более
установленного в нормативно-технической документации, не поддающиеся
восстановлению сушкой.
Кроме того, только для генераторов:
повреждение коллекторных пластин (отлом гребешков,
замыкание пластин на корпус и между пластинами, значительное выгорание и
др.);
замыкание между пластинами коллектора возбудителя
|
Трещины корпуса размером более половины его длины;
трещины подшипниковых щитов, выходящие на
посадочные места подшипников;
излом более двух лап;
сколы гнезд крепления подшипниковых щитов;
излом вала
|
Аккумуляторная батарея
|
Ускоренный саморазряд;
резкое снижение уровня электролита;
пониженное напряжение или плотность электролита в
одном из элементов;
не держится напряжение при испытании нагрузочной
вилкой;
изменяется плотность электролита одного из
элементов
|
Сколы моноблоков, нарушающие их ритмичность;
сколы и обугливание поверхности бортов каркаса
более 1/3 ее поверхности;
батареи, подвергавшиеся вскрыванию
|
Автотракторный генератор переменного тока
|
Снижение силы тока и напряжения более чем на 20 %
по сравнению с номинальным;
повреждение обмоток статора;
износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения
|
Трещины статора любого размера;
изменение формы, нарушающее герметичность
соединения корпуса с крышками;
веерность пластин статора
|
Стартер и автотракторный генератор постоянного тока
|
Снижение мощности более чем на 20 % по сравнению с
номинальной;
повреждение изоляции обмоток;
износ коллектора;
износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения
|
Трещины корпуса любого размера;
изменение формы корпуса, нарушающее герметичность
его соединения с крышками
|
Магнето
|
Слабая или отсутствует искра;
перебои в искрении;
износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения
|
Трещины любого размера стенок корпуса;
излом лапок крепления
|
Компрессор
|
Износ цилиндров более допустимого значения по
нормативно-технической документации;
трещины блока, не проходящие через цилиндры или
полости (каналы) для прохода воздуха;
трещины водяной рубашки блока длиной до 70 мм;
пробоины водяной рубашки блока площадью до 6 см2
|
Трещины блока, проходящие через цилиндры или
полости (каналы) для прохода воздуха;
трещины блока водяной рубашки длиной более 70 мм;
пробоины водяной рубашки блока площадью более 6 см2
|
Гидронасос и гидромотор
|
Снижение полного к.п.д. на 15 % и более;
трещина корпуса, не проходящая через посадочные
места;
износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения
|
Трещина корпуса, проходящая через посадочные места
подшипников
|
Гидрораспределитель
|
Внутренние перетечки рабочей жидкости при
нейтральном положении золотника 0,45 % и более номинального потока для
рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15 % и более
- для остальных секций (конкретные значения утечек в соответствующих единицах
измерения физических величин устанавливаются при испытаниях на стендах или
средствами технической диагностики)
|
Трещина корпуса любого размера;
продольные риски на поверхности трения глубиной
более 0,1 мм;
излом фланца крепления (моноблочных)
|
Гидроцилиндр
|
Значения наружных утечек превышают установленные
нормативно-технической документацией для гидроцилиндров конкретного
типоразмера;
скорость перемещения штока (отсоединенного от
рабочего органа, если проверка проводится без снятия гидроцилиндра с крана)
во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и
перекрытой бесштоковой полости) составляет 3 мм в минуту и более;
трещина одной из проушин;
изгиб или обрыв штока
|
Сквозные трещины гидроцилиндра любого размера;
продольные риски на поверхности трения глубиной
более 0,2 мм
|
Грузовая и стреловая лебедки
|
Радиальный зазор в подшипниках, превышающий
допустимый нормативно-технической документацией;
изгиб вала более допустимого нормативно-технической
документацией;
трещины корпуса редуктора менее половины его длины,
не проходящие через посадочные места под подшипники;
трещины на валах;
излом одного и более зубьев зубчатых колес
|
Трещины корпуса редуктора размером на половину и
более его длины или проходящие через посадочные места под подшипники;
излом мест крепления;
трещины любого расположения на барабанах
|
Механизм поворота
|
Износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения;
трещины менее чем на половину корпуса, не проходящие
через посадочные места под подшипники;
трещины валов;
излом одного и более зубьев зубчатых колес
|
Трещины более чем на половину корпуса или
проходящие через посадочные места под подшипники
|
Опорно-поворотный круг
|
Взаимное перемещение колец и зубчатого венца в
осевом направлении в нагруженном состоянии составляет более 0,2 % габаритного
диаметра опорно-поворотного круга;
износ (вследствие истирания) дорожек качения
каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет
более 0,05 % габаритного диаметра опорно-поворотного круга;
наличие трех и более участков сплошного
выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел
качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на
указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по
каждой его зоне не превышает допустимой площади одного участка сплошного
выкрашивания;
пластическое оттеснение металла за пределы дорожек
качения более 1 мм;
частичная поломка (выкрошивание) вершины зубьев до
0,33 от их высоты;
трещина, захватывающая до 10 % сечения полуобоймы
или венца;
разрушение тел качения (шаров, роликов) или
разворот, разрушение сепарирующих устройств
|
Трещины, захватывающие 10 % и более сечения
полуобоймы (венца) или разрывы;
излом одного и более зубьев венца;
трещины, расположенные у основания зубьев венца;
износ зубьев венца, превышающий размеры,
установленные ремонтной документацией
|
Редукторы отбора мощности, промежуточный, распределительный
и центральный реверс автомобильного крана
|
Износ зубьев зубчатых колес более 10 %
первоначальной толщины;
трещины валов;
излом одного или более зубьев зубчатых колес;
трещины корпуса, не проходящие через посадочные
места под подшипники;
износ мест под подшипники и износ валов более
допустимого нормативно-технической документацией
|
Трещины, проходящие через посадочные места под
подшипники;
изломы, захватывающие более двух отверстий для
крепления
|
Коробка передач пневмоколесного крана
|
Износ зубьев зубчатых колес более 15 %
первоначальной толщины;
износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения;
излом одного и более зубьев зубчатых колес;
трещина корпуса, не проходящая через посадочные
места под подшипники
|
Трещины, проходящие через посадочные места под
подшипники
|
Задний и передний мосты пневмоколесного крана
|
Износ зубьев зубчатых колес более 15 %
первоначальной их толщины;
износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической
документацией значения;
трещины валов;
трещина корпуса, не проходящая через посадочные
места под подшипники;
излом одного и более зубьев зубчатых колес
|
Трещина картера, проходящая через посадочные места
под подшипники
|
Редукторы (левый и правый) гусеничного хода
|
Износ зубьев зубчатых колес более 15 %
первоначальной толщины;
износ мест под подшипники более допустимого
нормативно-технической документацией значения
излом одного и более зубьев зубчатых колес;
трещины менее чем на половину картера и не
проходящие через посадочные места под подшипники
|
Трещины на половину и более поперечного или
продольного размера картера или проходящие через посадочные места под
подшипники
|
Ведущее колесо гусеничного хода
|
Износ зубьев колеса или увеличение размера под
гребень звена гусеницы более 20 % первоначального размера;
трещины длиной до 300 мм;
износ оси более допустимого нормативно-технической
документацией
|
Трещины длиной 300 мм и более, проходящие от обода
до ступицы;
излом двух и более зубьев;
излом ступицы колеса
|
Натяжное колесо гусеничного хода
|
Износ рабочей поверхности обода колеса до 10 %
первоначального размера;
трещина обода, не проходящая до ступицы;
износ осей более допустимого нормативно-технической
документацией
|
Износ поверхности обода 10 % и более
первоначального размера;
трещина, проходящая от обода до ступицы;
излом ступицы колеса;
выкрошивание обода
|
Опорный каток и поддерживающий ролик гусеничного
хода
|
Износ обода катка (ролика) до 10 % первоначального
диаметра;
трещина обода, не проходящего до ступицы;
износ осей более допустимого нормативно-технической
документацией
|
Трещина, проходящая от обода до ступицы;
выкрошивание обода;
излом ступицы катка;
износ обода 10 % и более первоначального диаметра
|
Металлоконструкции телескопической стрелы
|
Износ отверстий посадочных мест более допустимого
нормативно-технической документацией;
деформации и трещины основных несущих элементов,
допустимые к исправлению в соответствии с нормативно-технической
документацией
|
Прогиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях
сверх значений, допустимых нормативно-технической документацией;
местная прогнутость (вмятины, неровности) полок
профилей и листов сверх значений, допустимых нормативно-технической
документацией;
более двух трещин на листах, проходящих не более
чем на половину поперечного сечения листа или выходящих на поверхность
отверстий, или одна трещина большего размера;
более двух поперечных трещин на продольных уголках,
захватывающих не более половины сечения уголков и не расположенных друг
против друга одновременно на двух уголках в средней части металлоконструкции,
или по одной трещине на каждом уголке, расположенных друг против друга
|
СОДЕРЖАНИЕ
|