| ||||||||||
ГОСТ 21140-88 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ТАРА СИСТЕМА РАЗМЕРОВ ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.89 Настоящий стандарт распространяется на тару прямоугольного и круглого сечения и устанавливает для нее единую систему размеров, исходя из модуля 600´400 мм с учетом номинальных размеров поддонов 1200´1000 мм и 1200´800 мм. Стандарт следует применять при проектировании и закупке по импорту тары, оборудования, связанного с размерами тары, средств пакетирования, транспортного и складского оборудования. Стандарт не распространяется на тару, для которой в зависимости от специальных условий и технико-экономического обоснования определены другие размеры. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Размеры транспортной и потребительской тары должны быть увязаны между собой и с размерами средств пакетирования, транспортного, складского оборудования. 1.2. Размеры тары, производимые от модуля 600´400 мм и обеспечивающие полное заполнение площади поддонов 1200´1000 и 1200´800 мм, являются предпочтительными. 2. РАЗМЕРЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ2.1. Сочетания длины и ширины транспортной тары прямоугольного сечения должны соответствовать указанным в таблице. При невозможности или нецелесообразности применения размеров основного ряда сочетания длины и ширины транспортной тары выбирают из дополнительного ряда размеров. Размеры, мм Примечание. Подчеркнутые сочетания размеров являются предпочтительными. 2.2. Наружные диаметры транспортной тары круглого сечения выбирают из следующего ряда размеров, мм: 1200, 1000, 800, 620, 600, 550, 500, 484, 435, 400, 370, 351, 320, 294, 277, 266, 246, 226, 219, 200 2.3. Внутренние размеры транспортной тары устанавливаются, исходя из толщины ее стенок и с учетом величины деформации при транспортировании и хранении продукции. Например, вибрация при транспортировании, давление на ящики в штабеле и др. 2.4. При выборе высоты транспортной тары следует исходить из основных принципов: минимального расхода тарного материала и с учетом пакетных перевозок грузов (высота пакета). Рекомендуемый ряд для выбора наружной высоты транспортной тары, мм: 1200, 1150, 1100, 1050, 1000, 950 900, 850, 800, 775, 720 675, 620, 600, 560, 500, 465, 400, 360, 333, 320, 300, 280, 266, 250, 240. 2.5. Отклонения от размеров тары устанавливаются в стандартах на конкретные виды тары. 2.6. Схемы размещения транспортной тары на поддонах приведены в приложениях 1, 2. 3. РАЗМЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТАРЫ3.1. Порядок расчета размеров потребительской тары, а также выбора транспортной тары для потребительской или изделий заданных размеров даны в приложении 3. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|
(1) |
где А - внутренний размер транспортной тары для рассчитываемого размера потребительской тары по длине, ширине, высоте, мм;
К - количество единиц потребительской тары в ряду для одного внутреннего размера транспортной тары.
4. Внутренние размеры (L) потребительской тары по длине, ширине, высоте, диаметру вычисляют по формуле
|
(2) |
где l - теоретический наружный размер тары по длине, ширине, высоте и диаметру, мм;
Dl - суммарная величина деформации по длине, ширине, высоте и диаметру наполненной тары, мм;
b - суммарная толщина двух стенок тары с учетом конструктивных деталей, увеличивающих ее габаритные размеры (бортики, ручки и т. п.), мм;
c - величина зазора, необходимого для ручной или механизированной укладки блока тары в ящик, мм;
f - суммарная толщина комплектующих деталей (перегородок, прокладок и т. п.), мм;
k - количество единиц потребительской тары в ряду для одного внутреннего размера транспортной тары.
Величины Dl и c определяются экспериментально путем опытных укладок.
5. В случае необходимости определения (выбора) размеров транспортной тары по установленным параметрам потребительской - (в мм) теоретические размеры потребительской тары вычисляют по формуле:
l = L + ∆l + b + + , |
(3) |
5.1. После определения теоретической длины, ширины и высоты потребительской тары устанавливают количество ее единиц (N) в транспортной таре по формуле
|
(4) |
где М - масса груза в единице транспортной тары, кг;
тb - масса брутто изделия (товара) в единице потребительской упаковки или масса изделия при упаковывании без потребительской тары, кг;
т - масса комплектующих деталей и вспомогательных упаковочных средств в единице транспортной тары, кг.
Величина М определяется в зависимости от требований потребителя, способов проведения манипуляций с транспортной тарой, требований к сохранности продукции и других факторов. Если при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах предусмотрен ручной труд, то необходимо учитывать ограничения по нормам переноски грузов, установленных государственными документами.
5.2. С целью выбора транспортной тары оптимальных размеров анализируются различные варианты укладывания потребительской тары (изделий) в транспортную.
При необходимости анализа большого числа вариантов работу целесообразно проводить с применением электронно-вычислительных машин.
5.3. Внутренние размеры транспортной тары (А) вычисляют (в мм) по формуле
A = l ∙ k.
5.4. Наружные размеры транспортной тары определяют с учетом толщины тарного материала и конструкции тары. При этом полученные расчетным путем размеры транспортной тары увеличиваются до ближайшего размера, приведенного в таблице, при условии обеспечения сохранности продукции.
6. При необходимости производится экспериментальная проверка полученных размеров потребительской и транспортной тары.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению
РАЗРАБОТЧИКИ
В. А. Данилевский, канд. техн. наук, Г. М. Рудин, К. И. Ионова, И. В. Бритова, Н. И. Королева, Л. В. Ушнурцева, Л. Г. Катана
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.88 № 3317
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 227-87
4. Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 3384-91 и ИСО 3696-87
5. ВЗАМЕН ГОСТ 21140-75
6. Ограничение срока действия снято по протоколу № 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2005г.