| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, 7 августа 1996 г. г. Москва РД 03-130-96 ПРИКАЗ № 599/125 Об экспертизе деклараций безопасности В развитие приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 и руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (приложение 1) и Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (приложение 2). 2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов (управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, начальникам округов и инспекций Госгортехнадзора России в течение сентября 1996 г. обеспечить: информирование администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей промышленных объектов, подлежащих декларированию, о документах, указанных в п. 1 настоящего приказа; организацию обучения руководящих работников и специалистов промышленных объектов и организаций, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, и проверку знаний ими прилагаемого Порядка экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации; систематический контроль за ходом внедрения системы декларирования безопасности промышленных объектов и порядка проведения экспертизы деклараций безопасности. 3. Департаменту предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России (Е.А. Козлов), Техническому управлению Госгортехнадзора России (Б.А. Красных) обеспечить в IV квартале 1996 г. опубликование в журналах «Гражданская защита» и «Безопасность труда в промышленности» материалов по организации и проведению экспертизы деклараций безопасности промышленных объектов Российской Федерации.
Приложение 1к приказу МЧС России и Госгортехнадзора
России Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской ФедерацииРазработан НТЦ «Промышленная безопасность», Техническим управлением Госгортехнадзора России, Департаментом предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России Редакционная комиссия: Е. А. Малов, С. В. Хетагуров, А. С. Печеркин, В. И. Сидоров, Б. А. Красных, Р. А. Стандрик, Б. А. Гольдфарб, Е. А. Козлов 1. Общие положения1.1. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее Порядок экспертизы) разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» и приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 «О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации». 1.2. Порядок экспертизы обязателен для организаций всех форм собственности, имеющих в своем составе промышленные объекты с особо опасными производствами и подлежащих декларированию безопасности (в дальнейшем организации, подлежащие декларированию безопасности), а также организаций, проводящих экспертизу деклараций безопасности промышленного объекта Российской Федерации (в дальнейшем экспертные организации). 1.3. Порядок экспертизы устанавливает цели, порядок организации и проведения экспертизы декларации безопасности, требования к составу экспертного заключения. 1.4. Объектом экспертизы являются декларации безопасности промышленных объектов, подлежащих декларированию по критериям, установленным Порядком разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, определенным МЧС России и Госгортехнадзором России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675. 1.5. Целью экспертизы является установление полноты и достоверности информации, представленной в декларации безопасности проектируемого или действующего промышленного объекта в части соответствия предусмотренных проектом или реализуемых при эксплуатации мер безопасности требованиям действующих норм и правил промышленной безопасности, степени выявления опасностей на промышленном объекте и достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 2. Проведение экспертизы2.1. Экспертиза декларации безопасности промышленного объекта проводится экспертной организацией, входящей в Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленных объектов, утверждаемый МЧС России и Госгортехнадзором России (приложение 2), и имеющей лицензию на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств, выдаваемую в установленном порядке.1 1 Организациям, включенным в прилагаемый Перечень и на момент ввода в действие настоящего Порядка, не имеющим лицензию на выполнение экспертных работ в области безопасности промышленных производств, необходимо оформить ее в установленном порядке, а также дополнительно получить заключение МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сведения о наличии лицензии и заключения МЧС России должны приводиться согласно п. 3.3 настоящего Порядка в экспертном заключении. Организации, включенные в Перечень и на момент ввода в действие настоящего порядка, имеющие лицензию на выполнение экспертных работ в области безопасности промышленных производств, также должны получить соответствующее заключение МЧС России к моменту переутверждения прилагаемого Перечня. Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности, подлежит обновлению не реже одного раза в год. 2.2. Не допускается проведение экспертизы декларации безопасности организациями, участвующими в ее разработке. 2.3. Экспертиза проводится на основании договора между экспертной организацией и организацией, подлежащей декларированию безопасности. Срок проведения экспертизы не должен превышать 3 мес. со дня заключения договора на проведение экспертизы. 2.4. Результатом экспертизы является экспертное заключение, выполненное в соответствии с требованиями, приведенными в разделах 3 и 4 настоящего Порядка. 2.5. В случае отрицательного заключения экспертизы и несогласия с выводами экспертного заключения руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, имеет право обратиться в МЧС России и Госгортехнадзор России путем подачи заявления. Заявление оформляется на бланке организации, подлежащей декларированию безопасности, и подписывается ее руководителем. Комплект документов, прилагаемых к заявлению, должен включать: декларацию безопасности промышленного объекта, утвержденную руководителем и заверенную печатью организации, подлежащей декларированию безопасности; экспертное заключение, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации. Заявление регистрируется в МЧС России и Госгортехнадзоре России в обычном порядке. Контроль за ходом рассмотрения заявления в МЧС России осуществляет Департамент предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в Госгортехнадзоре России - Техническое управление. Заявление рассматривается постоянно действующей комиссией, формируемой из специалистов Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России и Технического управления Госгортехнадзора России. Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее 1 мес. после поступления заявления. 2.6. В случае положительного решения экспертизы руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, представляет копии декларации безопасности и экспертного заключения согласно п. 6.5 Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России и Госгортехнадзора России 4 апреля 1996 г. № 222/59. 2.7. Контроль за деятельностью экспертных организаций осуществляют МЧС России и Госгортехнадзор России. 3. Требования к экспертному заключению3.1. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование. Анализ разделов декларации безопасности и замечания должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3.2. При проведении экспертизы анализируются все составные части декларации безопасности с обязательным указанием их наименований и номеров. 3.3. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию: наименование экспертного заключения (с указанием полного наименования декларации безопасности); сведения о наличии у экспертной организации лицензии на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств; сведения о наличии заключения МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций1; краткую характеристику представленного на экспертизу материала; наименование организации, разработавшей декларацию безопасности; краткую характеристику и назначение декларируемого объекта; сведения о полноте представленной информации по всем разделам и пунктам декларации безопасности; сведения о степени выявления опасностей на промышленном объекте; сведения о достаточности и соответствии принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил; сведения по обеспечению безопасности на декларируемом объекте; выводы, согласно разделу 4 настоящего Порядка. 1 Для организаций, имеющих на момент утверждения Перечня (приложение 2) лицензию на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств, сведения о наличии указанного заключения МЧС России представляются после переутверждения прилагаемого Перечня согласно п. 2.1. 3.4. При анализе достаточности и соответствия принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил необходимо также учитывать документы, рекомендованные МЧС России и Госгортехнадзором России к использованию при разработке декларации безопасности. 3.5. При экспертизе сведений об опасностях на промышленном объекте необходимо: оценить обоснованность применяемых при разработке декларации безопасности подходов и методов анализа опасностей и риска; выявить полноту и достоверность выполненных расчётов по анализу опасностей и риска, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты; особо изучить условия и возможность выхода поражающих факторов аварии за пределы территории промышленного объекта и последствия воздействия поражающих факторов на население, другие объекты и окружающую природную среду; оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность особо опасных производств промышленного объекта и противодействия террористическим актам. 3.6. При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые методы анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов. 3.7. В случае использования при разработке декларации безопасности методических материалов, которые не включены в рекомендованный МЧС России и Госгортехнадзором России Перечень, в заключении следует дать оценку целесообразности их использования. 3.8. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и представляется в машинописном виде, заверенное печатью экспертной организации. 4. Требования к выводам экспертизы4.1. В экспертном заключении на основании сформулированных ранее замечаний следует сделать выводы о степени соответствия декларации безопасности требованиям Положения о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации и Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. 4.2. Выводы должны включать обязательную оценку: полноты, достоверности и правильности информации, представленной в декларации безопасности; соответствия условий эксплуатации (или проекта) действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; степени выявления опасностей на промышленном объекте; достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Приложение 2к приказу МЧС России и Госгортехнадзора России Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности промышленных объектов
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |