| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О
федеральной целевой программе В целях обеспечения функционирования и дальнейшего развития федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995 - 2000 годы", представленную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий. 2. Определить государственным заказчиком программы "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995 - 2000 годы" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству науки и технической политики Российской Федерации при формировании прогнозов социально-экономического развития федерального бюджета на 1995 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование программы "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995 - 2000 годы". Выделение средств на финансирование расходов по обеспечению функционирования служб федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, входящих в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, предусматривать в федеральном бюджете по соответствующим министерствам, ведомствам и Российской академии наук. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1207 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА Федеральная целевая программа "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995 - 2000 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 444 "О федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений" и основывается на результатах анализа состояния и системной проработки проблем развития федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (ФССН). Землетрясения являются одним из опасных природных явлений, создающих угрозу безопасности населения Российской Федерации и наносящих значительный экономический ущерб. Около 20 процентов территории России находится в сейсмоопасных зонах с сейсмической активностью землетрясений 7 баллов и более (Северный Кавказ, Якутия, Дальний Восток, Камчатка, Прибайкалье и Алтай). По экспертной оценке, ущерб от сильного землетрясения составляет около 100 млрд. рублей в ценах июля 1993 года. Велики негативные социальные последствия землетрясений. Серьезный ущерб при землетрясениях наносится в результате занижения сейсмической опасности, а также от незнания населением правил поведения до, во время и после землетрясения и появления в средствах массовой информации необоснованных прогнозов. Опаснейшие последствия занижения сейсмической активности могут иметь место при разработке технико-экономических обоснований, выборе площадок под строительство АЭС и других крупных энергетических объектов. Велики затраты на сейсмостойкое строительство и укрепление зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных регионах. Повышение балльности территории на единицу приводит к росту затрат на строительство примерно на 10 процентов. Поэтому исключительно важное экономическое значение имеют работы по общему, детальному сейсмическому районированию и микрорайонированию районов интенсивной промышленности и гражданской застройки. Высокая концентрация населения и объектов в больших городах, включая Москву, делает их уязвимыми при воздействии сильных землетрясений, эпицентры которых расположены на удалении в сотни километров. Постоянную и возрастающую опасность представляют собой землетрясения, инициируемые техногенными воздействиями на земную кору: создание водохранилищ, интенсивная добыча нефти, газа, твердых полезных ископаемых и другие воздействия. До сих пор методы оценки опасности инициированной сейсмичности практически не разработаны, а убытки, даже от сравнительно небольших техногенных землетрясений, становятся все более ощутимы. Основной целью программы "Развитие ФССН" является достижение качественно нового уровня безопасности населения, проживающего на сейсмоопасных территориях России, уменьшение жертв и материального ущерба при природных и техногенных землетрясениях. Для достижения основной цели программы необходимо реализовать ряд мероприятий, направленных на: оценку степени сейсмической опасности на основе сейсмического районирования и развития общего, детального микросейсморайонирования; предсказание сильных землетрясений на основе комплексного анализа предвестниковых эффектов в геофизических и геодезических полях; проведение эпицентральных сейсмологических наблюдений в зонах сильных землетрясений с целью прогнозирования возможных разрушительных толчков на основе изучения процессов развития очагов их возникновения; разработку методов прогноза техногенной сейсмичности, включая технологию эксплуатации месторождений полезных ископаемых, режимов заполнения водохранилищ, исключающих возможность провоцирования сильных землетрясений; обеспечение сейсмостойкого строительства инженерно-сейсмометрической информацией для совершенствования нормативной строительной документации; организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий в районах ожидаемых сильных землетрясений по оценке реальной сейсмостойкости зданий и сооружений, оценке сейсмического риска и последствий разрушительных землетрясений. Выполнение программы "Развитие ФССН" предполагается осуществить силами научно-исследовательских организаций министерств, ведомств и Российской академии наук, входящих в состав ФССН, с привлечением научно-исследовательских и проектных организаций, специализирующихся на разработке информационных и телекоммуникационных систем. 1. Технико-экономическое обоснование В настоящее время сейсмологические наблюдения, являющиеся основой решения задач сейсмической безопасности, разобщены по различным ведомствам, их результаты оторваны друг от друга и совместно не анализируются. Административное управление производством наблюдений в ведомствах (кроме Минобороны России) практически отсутствует, взаимный обмен информацией на регулярной основе не осуществляется. Взаимодействие ведомственных служб сейсмологических наблюдений в составе ФССН затруднено в связи с использованием устаревшей технической базы наблюдений и регистрации геофизических параметров, не позволяющих использовать современные компьютерные технологии, и отсутствием средств обмена информацией в цифровой форме по каналам передачи данных. Программой "Развитие ФССН" предусматривается осуществление комплекса мероприятий по созданию и развитию специальной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, переоснащению и развитию наблюдательных и охранных сетей ведомственных служб унифицированным автоматизированным цифровым оборудованием, созданию сети информационно-обрабатывающих центров ФССН с банками данных, взаимным обменом информацией и прямым доступом к базам данных, организации обмена геофизическими (сейсмологическими) данными с государствами и международными организациями и участию в международных соглашениях, проектах и технических экспериментах по вопросам обмена информацией, нормативно-правовому обеспечению решения задач сейсмической безопасности и страхования сейсмоопасных районов России. Переоснащение наблюдательных и охранных сетей ведомственных служб унифицированным автоматизированным цифровым оборудованием направлено на принципиальное повышение технического уровня сейсмологических наблюдений в сейсмоактивных районах и в целом в России, что позволит значительно повысить уровень сейсмологических исследований и качество карт сейсмологического районирования. Создание сети информационно-обрабатывающих центров ФССН, связанных современными телекоммуникационными средствами и оснащенных программно-техническими средствами ведения баз данных и обработки информации, полученной от ведомственных служб сейсмологических наблюдений, обеспечит разработку и реализацию современных методов прогноза сильных землетрясений на основе использования более точной и оперативной информации, что имеет важное значение для осуществления превентивных мер по предотвращению жертв и снижению возможного материального ущерба. Совершенствование научно-методических основ функционирования служб, входящих в ФССН, и системы в целом, а также методологии оценки сейсмической опасности и прогноза землетрясений приведет к значительному повышению достоверности прогноза землетрясений. Реализация программы "Развитие ФССН" позволит осуществить оперативное информацирование органов исполнительной власти всех уровней и населения о сейсмической и геодинамической обстановке в сейсмоопасных районах, повышение эффективности управления на всех уровнях в условиях сейсмической опасности и землетрясений, интеграцию сети сейсмологических наблюдений России в мировую сеть. В целом, по оценке экспертов, реализация программы "Развитие ФССН" обеспечит сокращение количества жертв среди населения в результате землетрясений на 20 - 30 процентов за счет повышения оперативности получения информации о возможных землетрясениях и их последствиях и разработки оптимальных сценариев реагирования на последствия землетрясений. 2. Основные направления программы "Развитие ФССН" В рамках программы "Развитие ФССН" предусматривается обеспечение функционирования в 1995 - 2000 годах ведомственных служб, входящих в ФССН, а также выполнение в эти годы основных направлений научных исследований и практических мероприятий (согласно приложению № 1): 1. Техническое переоснащение наблюдательных и охранных сетей ведомственных служб, входящих в ФССН. 2. Развитие и комплексная оптимизация наблюдательных и охранных сетей служб, входящих в ФССН. 3. Создание сети информационно-обрабатывающих центров ФССН с системой телекоммуникаций. 4. Совершенствование научно-методических основ функционирования служб, входящих в ФССН, и системы в целом. 5. Международное сотрудничества по вопросам сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений. 6. Нормативно-правовое обеспечение решения задач сейсмической безопасности на территории России. 3. Механизм реализации и конечные результаты программы "Развитие ФССН" Общее руководство и контроль за реализацией программы "Развитие ФССН" возлагаются на МЧС России, а обеспечение функционирования служб, входящих в ФССН, - на соответствующие министерства, ведомства и Российскую академию наук. Координация работ по обеспечению функционирования и развития ФССН возлагается на Межведомственную комиссию по сейсмическому мониторингу, созданную совместным решением МЧС России, министерств, ведомств и Российской академией наук, службы которых входят в ФССН. Для организации работ по выполнению программы "Развитие ФССН" при Межведомственной комиссии по сейсмическому мониторингу создается исполнительная дирекция программы. Порядок деятельности, статус, структура персональный состав исполнительной дирекции определяются МЧС России. Исполнительная дирекция программы "Развитие ФССН" оценивает необходимые затраты на выполнение конкретных заданий программы, организует конкурсный отбор исполнителей заданий программы, обеспечивает контроль их выполнения, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ, разрабатывает предложения по корректировке заданий. Финансирование деятельности Межведомственной комиссии и ее исполнительных органов осуществляется за счет финансовых ресурсов, выделенных на реализацию программы "Развитие ФССН". Финансирование программы "Развитие ФССН" осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников (приложение № 2). За счет средств федерального бюджета выполняются работы межотраслевого характера: разработка концептуальных вопросов, подготовка методик, стандартов, положений и других нормативных документов, разработка комплекса аппаратуры, мероприятия по созданию сети информационно-обрабатывающих центров ФССН с системой телекоммуникаций. К таким работам относятся: разработка и внедрение проекта создания информационно-коммуникационной системы ФССН; создание объединенного информационно-обрабатывающего центра ФССН, развитие (совершенствование) центров сбора и обработки информации ведомственных служб; организация и создание федерального центра прогнозирования землетрясений; создание системы связи и передачи данных, включая элементы спутниковой связи; разработка комплексной методики прогнозирования землетрясений по данным ведомственных служб, входящих в ФССН, и разработка программного комплекса по оценке сейсмической опасности и прогноза последствий землетрясений; разработка экспертной системы для оценки сейсмической опасности и типовых сценариев по реагированию на разрушительные землетрясения; разработка методологии, методов и алгоритмов обработки геофизической информации для эпицентральных наблюдений; создание информационной базы данных для решения задач оценки сейсмической опасности и прогноза разрушительных землетрясений. Финансовые ресурсы на развитие и обеспечение функционирования служб, входящих в ФССН, должны предусматриваться в сметах соответствующих министерств, ведомств и Российской академии наук с финансовой поддержкой из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В ходе реализации программы "Развитие ФССН" предусматривается поэтапное решение широкого круга как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, приоритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений программы "Развитие ФССН". В 1995 - 1996 годах будет завершен подготовительный этап реализации программы "Развитие ФССН" и выполнены следующие основные работы: разработаны технические предложения, эскизные и технические проекты, созданы макетные образцы ряда цифровых сейсмоизмерительных приборов и комплексов технических средств; разработаны проекты технического переоснащения и модернизации сейсмических станций и полигонов; начаты работы по переоснащению сейсмических сетей; разработан эскизно-технический проект и завершена разработка первой очереди информационно-коммуникационной системы ФССН, включающей объединенный центр ФССН, систему связи и передачи данных, базы данных, технологию функционирования системы; разработана первая очередь международной радиоволновой системы прогнозирования землетрясений; разработаны эскизные, эскизно-технические проекты и предложения по созданию и модернизации ведомственных информационно-обрабатывающих центров и разработаны первые очереди информационно-коммуникационных систем Минстроя России и Роскомнедр; разработаны методические основы функционирования ведомственных сейсмических служб, конкретные методики прогнозирования параметров воздействия землетрясений на объекты; разработан проект сотрудничества и обмена данными с государствами - участниками СНГ, Японией и США в области прогноза землетрясений, в том числе цунамигенных; разработана концепция системы законодательства в области сейсмической безопасности, усовершенствованы механизмы регулирования и обеспечения экологической безопасности населения, объектов и сооружений на основе использования оценок степени риска и страховой политики. В результате выполнения мероприятий, намеченных программой "Развитие ФССН", обеспечивается: функционирование информационно-коммуникационной системой ФССН, включающей объединенный вычислительный центр, информационно-обрабатывающие центры ведомственных сейсмических служб, региональные центры, систему связи и передачи данных и станции сейсмологических наблюдений; создание федерального центра прогнозирования землетрясений; создание международной радиоволновой системы прогнозирования землетрясений; переоснащение ведомственных служб, входящих в состав ФССН, современным унифицированным оборудованием для сейсмологических наблюдений и программно-техническими средствами сбора, обработки и передачи цифровой геофизической и сейсмологической информации и создание развернутой сети станций, полигонов и пунктов сейсмологических наблюдений; создание научно-методических основ прогнозирования землетрясений и результатов их воздействия на население и объекты народного хозяйства; создание информационной базы данных для решения задач оценки сейсмической опасности и прогноза разрушительных землетрясений; организация и проведение работ по интеграции ФССН в мировую (глобальную) цифровую сейсмологическую сеть; разработка нормативных документов, регламентирующих функционирование ФССН и входящих в нее служб министерств, ведомств и Российской академии наук, включая разработку шкалы сейсмической опасности и организацию социального мониторинга населения сейсмоактивных районов России; разработка нормативных документов по созданию региональных карт ожидаемых землетрясений, сейсмического риска и сейсмического районирования, проведение комплексного картирования для детального сейсмического районирования, издание карты общего сейсмического районирования России масштаба 1:2500000, сейсмологических бюллетеней и каталогов землетрясений. Реализация программы "Развитие ФССН" позволит значительно повысить уровень безопасности населения, проживающего на сейсмогенных территориях России, а также защиты производственных и иных объектов от воздействия природных и техногенных землетрясений. к кафедральной целевой программе "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995 - 2000 годы" МЕРОПРИЯТИЯ 1. Обеспечение функционирования служб министерств, ведомств и Российской академии наук, входящих в ФССН
2. Мероприятия по техническому переоснащению наблюдательных ведомственных служб, входящих в ФССН
3. Мероприятия по развитию и комплексной оптимизации наблюдательных и охранных служб, входящих в ФССН
4. Мероприятия по созданию сети информационно-обрабатывающих центров ФССН с системой телекоммуникаций
5. Мероприятия по совершенствованию научно-методических основ функционирования ФССН
6. Международное сотрудничество по вопросам сейсмических наблюдений и прогноза землетрясений
7. Нормативно-правовое обеспечение решения задач сейсмической безопасности на территории России
____________________ * В ценах января 1994 г. А - федеральный бюджет Б - бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты В - внебюджетные средства Примечание. Выделение финансовых ресурсов на функционирование ведомственных служб предусматривается в сметах министерств, ведомств и Российской академией наук. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |