Руководство по безопасности при использовании атомной
энергии
«Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов
по физической защите радиоактивных веществ, радиационных
источников и пунктов хранения»
(РБ-115-16)
УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 28.07.2016 г № 271
1. Руководство по безопасности при использовании атомной
энергии «Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по
физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов
хранения» (РБ-115-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в
соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила
физической зашиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15),
утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 21 июля 2015 года № 280 (далее - НП-034-15).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит
рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору по составу и содержанию документов по физической защите радиоактивных
веществ (далее - РВ), радиационных источников (далее - РИ) и пунктов хранения
(далее - ПХ), подлежащих разработке организацией (предприятием), осуществляющей
эксплуатацию РИ или ПХ, обращение с РВ или радиоактивными отходами (далее -
объектовые документы по физической защите).
3. Настоящее руководство по безопасности разработано для
применения при обеспечении физической зашиты РВ, РИ и ПХ (за исключением
пунктов хранения ядерных материалов).
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для
использования организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию РИ или
ПХ, обращение с РВ или радиоактивными отходами (далее - организация).
5. Состав и содержание объектовых документов по физической
защите могут отличаться от рекомендованных в настоящем Руководстве по
безопасности при приведении обоснований, подтверждающих соответствие состава и
содержания объектовых документов их назначению.
6. Объектовые документы по физической защите являются частью
организационных мер физической зашиты, осуществляемых в организации, с целью
предотвращения диверсии и хищения РВ, РП
7. Для дифференциации требований к обеспечению физической
защиты РВ, РИ и ПХ в организации устанавливаются уровни физической защиты
радиационных объектов. В НП-034-15
установлены четыре уровня физической защиты: «А» (содержит наибольшее
количество требований), «Б», «В» и «Г» (с наименьшим количеством требований).
8. Перечень объектовых документов по физической защите для
конкретной организации уточняется после установления уровней физической защиты
радиационных объектов согласно приложению № 3 к НП-034-15.
9. Отдельные объектовые документы по физической защите могут
быть объединены и включены разделами в один объектовый документ по физической
защите.
10. На ядерном объекте объектовые документы по физической
защите РВ, РИ и ПХ могут разрабатываться в виде отдельных документов или в виде
разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок
и ПХ ядерных материалов.
11. Для уровней физической защиты «А», «Б», «В» объектовые
документы по физической защите, за исключением плана проверок технического
состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты,
рекомендуется пересматривать не реже одного раза в пять лет.
12. Разработку объектовых документов по физической защите
осуществляет организация.
13. На титульном листе всех объектовых документов по
физической защите рекомендуется приводить утверждающую подпись руководителя
организации или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации),
или реквизиты приказа (документа) о введении в действие, а также согласующие
подписи лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных
объектах.
III. Рекомендации по
составу и содержанию объектовых документов
по физической защите
Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с
радиоактивными
веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения
14. В перечне лиц, имеющих разрешение на проведение работ с
РВ, РИ, в ПХ рекомендуется приводить сведения о лицах, которые имеют разрешения
на проведение работ с РВ, РИ, в ПХ, для каждого радиационного объекта.
15. Рекомендуется хранить копии действующих перечней лиц,
имеющих разрешения на проведения работ с РВ, РИ, в ПХ, на радиационных
объектах, где проводятся эти работы.
16. В перечне лиц, имеющих разрешение на проведение работ с
РВ, РИ, в ПХ, указываются для каждого лица или группы лиц должности,
разрешенное время работы (согласно установленному режиму рабочего времени и
внутреннему трудовому распорядку) и места проведения работ (например, номер
помещения).
17. Не действующие перечни лиц, имеющих разрешения на
проведения работ с РВ, РИ, в ПХ, рекомендуется хранить в организации не менее
года.
Инструкции
по самоохране радиационных объектов
18. Целью организации самоохраны является предупреждение и
своевременное обнаружение работниками радиационных объектов попыток
несанкционированных действий. Самоохрана радиационных объектов осуществляется в
рабочее время персоналом в качестве дополнительной организационной меры в
системе физической зашиты в организации.
19. Для описания последовательности действий, которые
следует выполнять работниц организации на радиационных объектах в случае
обнаружения событий, которые могут являться несанкционированными действиями,
разрабатываются инструкции по самоохране радиационных объектов.
20. Рекомендуется осуществлять регулярное назначение в
порядке очередности работников радиационного объекта дежурными по самоохране в
каждом из помещений, находящихся под самоохраной. График дежурств по самоохране
утверждается ответственным за физическую защиту в организации. Назначение
работника дежурным по самоохране фиксируется в журнале приема и сдачи дежурств
по самоохране.
21. Рекомендуется, чтобы инструкции по самоохране содержали
следующую информацию:
перечень событий, которые контролируются работниками при
самоохране (например, вход на радиационные объекты лиц, не имеющих права
доступа в данное помещение, вынос РИ без соответствующего разрешения, наличие в
помещении подозрительных сумок, пакетов, свертков, наличие на территории
радиационных объектов подозрительных лиц, автотранспортных средств);
последовательность действий, которые рекомендуется выполнять
работниц при обнаружении определенного события (например, сообщить о данном
событии непосредственному руководителю или лицу, ответственному за физического
защиту радиационного объекта, проинформировать персонал службы безопасности или
охраны радиационного объекта, позвонить в полицию);
положение о том, что любой работник, выполняющий функции по
самоохране, первым заметивший постороннее лицо на радиационном объекте,
сообщает об этом ответственному за физического защиту или на этом радиационном
объекте, или в организации;
места размещения средств связи и тревожно-вызывной
сигнализации на радиационных объектах и порядок их применения.
22. На дежурного по самоохране возлагается ответственность
за обеспечение режима самоохраны и допуск в помещения, находящиеся под режимом
самоохраны. Дежурный по самоохране отвечает за поддержание установленных правил
посещения и работы в помещениях, находящихся под самоохраной. На дежурного по
самоохране рекомендуется возлагать следующие обязанности:
проверку целостности дверных блоков, замковых и
опечатывающих устройств, исправность средств связи, состояния маркировки
помещений, наличия и состояния предупредительных надписей;
проверку наличия дополнительного опечатанного пенала с
ключами и целостности пломбировочного материала на нем;
проверку при вскрытии помещения наличия инструкции по
самоохране, журнала учета местонахождения мобильных радиационных источников,
журнала приема и сдачи дежурств по самоохране, ключей от помещения, списков
лиц, имеющих право доступа в помещение;
наблюдение, чтобы входная дверь была постоянно закрыта;
проверку надежности запирания входной двери;
принятие дежурства по самоохране с отметкой в журнале приема
и сдачи дежурств по самоохране перед началом работы и передачу дежурства при
выходе из помещения в течение рабочего дня;
проверку выполнения условий противопожарного режима;
принятие мер по ремонту и поддержанию в рабочем состоянии
входной двери помещения, находящегося под самоохраной, замков, освещения,
средств пожаротушения и прочего, от чего зависит надежность режима самоохраны;
ведение журнала учета посетителей, выполняющих работы в
помещении вне списков по разовым и другим распоряжениям, который оформляется в
соответствии с требованиями ведения делопроизводства;
допуск в помещение (к оборудованию) персонала согласно
утвержденным спискам, прочего персонала по распоряжениям, выдаваемым в
установленном порядке с регистрацией в журнале учета посетителей; посетителей в
сопровождении работников, имеющих постоянный доступ в данное помещение по
заявке, утвержденной руководством радиационного объекта с регистрацией в
журнале учета посетителей.
23. Успешное осуществление самоохраны радиационных объектов
достигается за счет формирования у работников организации персональной
ответственности за безопасность радиационного объекта. Работникам организации
рекомендуется проводить периодические проверки знаний своих обязанностей по
самоохране, в том числе с проверкой правильности выполнения практических
действий с установленными ограничениями.
24. Рекомендуется вести контроль за ознакомлением каждого
работника организации, осуществляющего самоохрану радиационного объекта, с
инструкцией по самоохране, а также за тем, чтобы инструкции находились в местах
размещения соответствующих РВ, РИ и ПХ.
25. Допускается разработка одной (типовой) инструкции по
самоохране для нескольких радиационных объектов.
Документ,
определяющий лиц, ответственных за физическую защиту
в организации и на радиационных объектах
26. Руководителем организации назначаются
должностные лица, ответственные за обеспечение физической защиты:
организации в целом;
каждого радиационного объекта.
27. В организационно-распорядительных документах (приказах,
распоряжениях, решениях), определяющих лиц, ответственных за физическую защиту
в организации и на радиационных объектах, указываются фамилия, имя, отчество
ответственного лица, занимаемая им должность, структурное подразделение
организации, в котором работает должностное лицо, приводятся радиационные
объекты, ответственным за которые назначено должностное лицо.
28. Допускается назначение одного должностного лица
ответственным за обеспечение физической защиты нескольких радиационных
объектов.
Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов,
находящихся в организации
29. Для реализации мер по обеспечению физической защиты РВ,
РИ и ПХ в организации в части разграничения доступа к ним выделяются и
документально оформляются радиационные объекты.
30. Радиационным объектом может являться помещение,
сооружение, здание, в котором осуществляется обращение с РВ либо размешается и
(или) эксплуатируется РИ или ПХ
31. В документ, определяющий перечень и границы радиационных
объектов, находящихся в организации, рекомендуется включать следующие сведения:
наименование РИ и ПХ (например, гамма-терапевтический
аппарат «Рокус-P», ПХ РВ № 2);
наименование радиационного объекта (например, здание № 12,
помещение № 15 здания № 4);
краткое описание границы радиационного объекта (например,
граница радиационного объекта «Гамма-установка «РОС-1» проходит по периметру
помещения № 7, расположенного в здании № 1).
32. В случае наличия в организации нескольких радиационных
объектов сведения о зонах и местах их размещения представляются в виде сводной
таблицы.
Журнал
учета местонахождения мобильных радиационных источников
33. При выносе мобильного РИ с радиационного объекта
работникам выполняется запись в журнале учета местонахождения мобильных РИ.
34. Журнал рекомендуется оформлять в виде таблицы со
следующими полями (столбцами):
дата, время выноса мобильного РИ;
инвентарный или иной идентификационный номер РИ;
фамилия, имя, отчество работника, который получил РИ;
основание, причины выноса РИ;
место проведения работ с РИ;
дата, время предполагаемого возвращения мобильного РИ на
радиационный объект;
подпись работника, получившего мобильный РИ;
подпись работника, выдавшего мобильный РИ;
дата, время фактического возвращения мобильного РИ на
радиационный объект;
подпись работника, сдавшего мобильный РИ;
подпись работника, принявшего мобильный РИ.
35. Рекомендуемый образец журнала учета местонахождения
мобильных РИ приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.
Журнал
учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными
веществами, радиационными источниками, пунктами хранения
36. Журнал учета выдачи и приема ключей рекомендуется
оформлять в виде таблицы со следующими полями (столбцами):
дата, время, когда были взяты ключи;
номер здания (помещения);
фамилия и инициалы работника, выдавшего ключи;
подпись работника, выдавшего ключи;
фамилия и инициалы работника, получившего ключи;
подпись работника, получившего ключи;
время, когда ключи были сданы в место их хранения;
фамилия и инициалы работника, сдавшего ключи;
подпись работника, сдавшего ключи;
фамилия и инициалы работника, получившего ключи на хранение;
подпись работника, получившего ключи на хранение.
37. Журнал рекомендуется вести аккуратно, с заполнением всех
его полей, чтобы в случае необходимости была возможность использовать сделанные
в нем записи для расследования несанкционированных действий.
38. Рекомендуемый образец журнала учета выдачи и приема
ключей приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.
Документ,
устанавливающий модель нарушителей
39. В документе, устанавливающем модель нарушителей,
рекомендуется приводить подробное описание установленной для радиационного
объекта модели нарушителей, включающее характеристики предполагаемых
нарушителей и тактик их действий, и реализуемых нарушителями угроз в отношении
РВ, РИ и ПХ.
40. В документ, устанавливающий модель нарушителей,
рекомендуется включать несколько типов потенциальных нарушителей, для каждого
из которых указывать:
признак права доступа в защищенную зону и на радиационные
объекты:
внутренние нарушители - нарушители, имеющие право доступа на
территорию радиационного объекта, в здания ПХ, помещения с РВ, РИ, к мобильным
РИ (у внутренних нарушителей рекомендуется выделять группы нарушителей, имеющих
санкционированный доступ в определенные защищенные зоны и радиационные объекты,
для каждой группы внутренних нарушителей рекомендуется указать порядок доступа
в рабочее и нерабочее время, выходные и праздничные дни, в штатных и
чрезвычайных ситуациях);
внешние нарушители - нарушители, не имеющие прав доступа на
территорию радиационного объекта;
внешние нарушители, действующие в сговоре и с помощью
внутренних нарушителей (совместно);
категории нарушителей по признак цели акции: террористы
(диверсанты), преступники, экстремисты, пособники другим категориям
нарушителей, нарушители внутриобъектового режима;
вид мотивации нарушителей: политические (идеологические),
экономические (получение материальной выгоды), личные мотивы;
максимальное количество в группах внешних и внутренних
нарушителей;
тип вооружения, которым могут пользоваться нарушители
соответствующих типов, групп и категорий;
инструменты и приспособления, которые могут использовать
нарушители при преодолении физических барьеров и вскрытии защитных конструкций;
транспортные средства, которые могут использовать нарушители
при движении к объекту и на его территории;
степень осведомленности нарушителей об организации,
радиационных объектах и системе физической защиты:
общее расположение зданий и сооружений, схемы дорог и
дорожек, ограждений зон на территории;
характер радиоактивных веществ, радиационных источников и
пунктов хранения и их размещение в зонах, зданиях, помещениях;
сведения о системе физической защиты, размещении сил охраны,
порядке доступа на объект, в его здания, помещения и сооружения;
степень подготовленности нарушителей к совершению акции:
уровень обычной подготовки, основанный на изучении открытой
информации и самоподготовке;
уровень обшей военной подготовки воинских подразделений
общего назначения или частных охранных предприятий;
уровень специальной подготовки войск специального назначения
и террористических организаций;
предполагаемая тактика действия нарушителей, которая
включает следующие сведения:
формы совершения хищения и диверсии (открытая, скрытая или
комбинированная форма нападения на радиационный объект);
возможные способы преодоления физических барьеров на пути к
местам размещения РВ, РИ и ПХ;
возможные способы прохода, проезда через
контрольно-пропускные пункты;
возможность захвата средств и приспособлений, а также транспортных
средств, расположенных на территории организации;
возможность проникновения нарушителей через прилегающую
акваторию на плавсредстве или с использованием аквалангов;
тактика ведения боя.
41. Рекомендуется приводить ссылки на источники информации,
на основе которых была разработана модель нарушителей, а также давать пояснения
по принятым допущениям.
42. Результатом разработки модели нарушителей является
документ, содержаний описание характеристик возможных нарушителей и реализуемых
ими угроз в отношении РВ, РИ и ПХ.
В документе, устанавливающем модель нарушителей,
рекомендуется приводить сводную таблицу, в которой для каждого типа
потенциальных нарушителей из модели нарушителей указываются радиационные
объекты, на которых данный тип потенциального нарушителя способен совершить
акцию хищения или диверсии, и реализуемые им угрозы.
43. В модели нарушителей отражается наличие или отсутствие
специальных средств у нарушителя, которые могут позволить ему осуществить
хищение закрытых радионуклидных источников.
44. Модель нарушителей для конкретного радиационного объекта
устанавливается на основе типовой модели нарушителей, определенной в
соответствии с разрабатываемым в рамках государственной системы физической
защиты перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых
моделей нарушителей и полученной от территориального органа безопасности.
Документ,
устанавливающий категорию последствий диверсии
на радиационном объекте
45. В документе, устанавливающем категорию последствий
диверсии на радиационном объекте, рекомендуется приводить сведения об
установлении прогнозируемой категории последствий диверсии нарушителями,
указанными (предусмотренными) в модели нарушителей.
46. В документе, устанавливающем категорию последствий
диверсии на радиационном объекте, приводятся следующие сведения:
используемые нормативные и методические документы по
определению масштаба последствий несанкционированных действий и по установлению
категории последствий диверсии на радиационном объекте;
состав комиссии по установлению категории последствий
диверсии на радиационном объекте;
установленная категория последствий диверсии на радиационном
объекте.
Документ,
устанавливающий категорию каждою закрытого
радионуклидного источника
47. Определение категории закрытых радионуклидных
источников, РВ по потенциальной радиационной опасности проводится в
соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, на основе отношения A/D (отношения активности закрытых
радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных
источников D).
48. Для установления категории закрытых радионуклидных
источников по потенциальной радиационной опасности используются данные
паспортов (формуляров) закрытых радионуклидных источников, представленные
предприятием-изготовителем. В случаях, когда предприятием-изготовителем
категория закрытых радионуклидных источников не установлена, работу по
установлению категории организует руководитель организации. При этом
рекомендуется документально фиксировать последовательность выполняемых
действий, приводить расчеты показателя A/D, на основе которого определяется
категория закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной
опасности.
Документ,
содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности
хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ
49. В документе, содержащем обоснованный вывод о возможности
или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и РВ, приводятся
результаты проведенной комиссией аналитической работы по оценке возможности
хищения закрытых радионуклидных источников и РВ (решение комиссии).
50. В решении комиссии рекомендуется указывать:
активность закрытого радионуклидного источника или РВ;
конструктивную возможность несанкционированного извлечения
закрытого радионуклидного источника из мест использования без применения
специальных инструментов и приспособлений;
возможность хищения закрытого радионуклидного источника и РВ
из мест хранения с учетом защитных свойств и габаритно-массовых характеристик
защитных устройств;
время бесконтрольного несанкционированного извлечения
закрытого радионуклидного источника из мест использования и хранения и РВ по
сравнению со временем реагирования на несанкционированные действия на
радиационных объектах (далее - НСД) и возможность гарантированного обнаружения
этих НСД;
способность системы физического защиты противостоять угрозе
хищения в рамках модели нарушителя;
влияние системы государственного учета и контроля закрытых
радионуклидных источников и РВ на возможность их хищения.
51. Для закрытых радионуклидных источников IV или V
категории по потенциальной радиационной опасности хищение нецелесообразно и
маловероятно. Поэтому для радиационного объекта, на котором находится закрытый
радионуклидный источник IV или V категории по потенциальной радиационной
опасности, в НП-034-15
устанавливается уровень ФЗ «Г» без установления категории последствий диверсии
на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности
хищения закрытых радионуклидных источников.
Документ,
устанавливающий уровни физической зашиты радиационных объектов
52. В документе, устанавливающем уровни физической защиты
радиационных объектов, приводятся результаты проведенной назначенной
руководителем организации комиссией аналитической работы по установлению
уровней физической защиты для каждого радиационного объекта, где размешается и
(или) эксплуатируется РИ или ПХ либо осуществляется обращение с РВ или
радиоактивными отходами (решение комиссии).
53. Разработку документа, устанавливающего уровни физической
защиты радиационных объектов, рекомендуется проводить после разработки
документов, устанавливающих модель нарушителей, категорию последствий диверсии
на радиационном объекте, категорию каждого закрытого радионуклидного источника
и обоснования вывода о возможности или невозможности хищения закрытых
радионуклидных источников и РВ с учетом сведений, полученных при их разработке
и требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии,
в соответствии с приложением № 1 к НП-034-15.
54. В состав комиссии включаются работники из персонала
физической защиты и работники организации, ответственные за безопасное
функционирование радиационного объекта, его потенциально опасных участков и
критических элементов. Также могут привлекаться к работе комиссии специалисты
сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической зашиты и
антитеррористической защищенности.
Журнал
учета несанкционированных действий
55. В журнале фиксируются факты выявления НСД, к которым
относятся совершение (попытка совершения):
несанкционированного доступа на радиационные объекты;
несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов
на территорию радиационных объектов;
вывода из строя или нарушения функционирования
инженерно-технических средств физической зашиты.
56. В журнале рекомендуется отражать следующую информацию:
дату и время обнаружения совершения (попытки совершения)
НСД;
тип НСД;
объект воздействия со стороны нарушителя (например, РВ, РИ,
ПХ; защитные конструкции РИ, физические барьеры, технические средства
физической зашиты; персонал физической зашиты или работники объекта);
принятые меры по реагированию на НСД (например, уведомление
соответствующих служб, органов в порядке, установленном федеральными нормами и
правилами в области использования атомной энергии, выдвижение сил охраны для
нейтрализации нарушителя, устранение неполадок в работе выведенных их строя
технических устройств);
результат совершения (попытки совершения)
несанкционированного действия (например, пресечена попытка хищения
радионуклидного источника, пресечена попытка диверсии, выведено из строя
средство обнаружения, нарушена целостность ограждения на периметре);
выводы по результатам расследования причин
несанкционированного действия, перечень мер для исключения возможностей
повторного совершения НСД.
57. Факты обнаружения на территории радиационных объектов
пропавших, похищенных или бесхозяйных РВ, РИ рекомендуется отражать в журнале
учета НСД.
58. Рекомендуемый образец журнала учета НСД приведен в
приложении к настоящему Руководству по безопасности.
План
обеспечения физической зашиты
59. План обеспечения физической защиты предназначен для
описания мер, сил и средств системы физической защиты, функционирования
технических средств и действий персонала физической защиты во всех
предусмотренных штатных и чрезвычайных ситуациях.
Приложением к плану обеспечения физической защиты является
план-схема территории организации и размещения ее радиационных объектов,
размещения инженерно-технических средств физической защиты.
60. Рекомендуется, чтобы план обеспечения физической защиты
включал следующие разделы:
Цели, задачи, меры, силы и средства системы физической
защиты;
Описание радиационных объектов и характеристики размещаемых
на них радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения;
Комплекс инженерно-технических средств физической защиты;
Персонал физической защиты;
Обеспечение пропускного режима и доступа на радиационные
объекты;
Обеспечение обнаружения несанкционированных действий и
оценки ситуации;
Обеспечение реагирования на несанкционированные действия и
нейтрализации нарушителей;
Взаимодействие и связь в системе физической защиты;
Действия персонала физической защиты в штатных и
чрезвычайных ситуациях;
Взаимодействие руководства организации с территориальными
органами внутренних дел, территориальными органами безопасности и местной
власти;
Подготовка и поддержание квалификации персонала физической защиты;
Порядок обеспечения технического обслуживания и эксплуатации
инженерно-технических средств физической защиты;
Техническое обслуживание и эксплуатация
инженерно-технических средств физической защиты;
Объектовый контроль за состоянием системы физической защиты;
Компенсирующие меры.
61. В разделе «Цели, задачи, меры, силы и средства системы
физической защиты» рекомендуется приводить:
характер возможных угроз злоумышленных действий нарушителей
в отношении РВ и РИ на объектах;
основные цели обеспечения физической защиты;
основные задачи системы физической защиты;
предусмотренные на радиационных объектах основные
организационные меры, технические средства и действия персонала физической
защиты для выполнения каждой из задач системы физической защиты.
62. В раздел «Описание радиационных объектов и
характеристики размещаемых на них радиоактивных веществ, радиационных
источников и пунктов хранения» включаются:
описание местоположения радиационных объектов в районе их
размещения (например, на территории населенного пункта, отдельной территории
промышленной площадки организации);
описание местности вокруг радиационных объектов, включая
близлежащие объекты иного назначения, с точки зрения возможного влияния на
подготовь к совершению проникновения на радиационные объекты и действий
нарушителей на их территории;
режимы работы радиационных объектов в рабочие, выходные и
праздничные дни;
описание и основные характеристики РВ, РИ и ПХ, зданий и
помещений их размещения и эксплуатации;
категория радиационных объектов по потенциальной
радиационной опасности с учетом радиационных последствий совершения диверсии;
категория закрытых радионуклидных источников по
потенциальной радиационной опасности;
установленный уровень физической защиты радиационных
объектов;
расположение мест размещения РВ, РИ и ПХ и защищенной зоны
радиационного объекта (при наличии).
63. В разделе «Комплекс инженерно-технических средств
физической защиты» рекомендуется описать:
состав и функциональную схему комплекса инженерно-технических
средств физической защиты, включающего средства охранной сигнализации,
тревожно-вызывной сигнализации, контроля и управления доступом,
оптико-электронного наблюдения, сбора и обработки информации, связи,
электропитания и освещения, физические барьеры и инженерные средства физической
защиты;
размещение инженерно-технических средств физической защиты
на объектах (на периметрах зон размещения РВ, РИ, ПХ и защищенной зоны
радиационного объекта);
здание (помещение) размещения центрального пункта управления
и (или) пульта (пультов) управления системы физической защиты и оснащенности
его инженерно-техническими средствами физической защиты;
здания (помещения) контрольно-пропускных пунктов для доступа
людей и транспортных средств; состав технических средств и функционирование
каждой из подсистем системы физической защиты.
64. В разделе «Персонал физической защиты» рекомендуется
описать состав и основные обязанности персонала физической защиты, включающего:
ответственное за физическую защиту должностное лицо
администрации организации;
ответственных за физическую защиту радиационных объектов
лиц, назначенных в соответствии с пунктом 26
настоящего Руководства по безопасности;
дежурный персонал охраны объектов;
операторов пункта управления и (или) пульта управления
системы физической защиты;
персонал технической эксплуатации инженерно-технических
средств физической защиты.
65. В разделе «Обеспечение пропускного режима и доступа на
радиационные объекты» рекомендуется описать:
порядок оформления и выдачи пропусков;
порядок и средства проверки прав доступа лиц и транспортных
средств на территорию радиационного объекта, в его зоны, здания и помещения;
функционирование системы контроля и управления доступом;
меры контроля за отсутствием посторонних лиц на радиационных
объектах;
порядок учета, хранения бланков пропусков и использованных
пропусков, их уничтожения;
меры учета лиц и транспортных средств, пересекающих
контрольно-пропускные пункты.
66. В разделе «Обеспечение обнаружения несанкционированных
действий и оценки ситуации» рекомендуется описать:
функционирование системы охранной сигнализации;
функционирование системы тревожно-вызывной сигнализации;
функционирование системы оптико-электронного наблюдения;
порядок действий персонала физической защиты при обнаружении
НСД в зонах размещения РВ, РИ и ПХ;
порядок действий операторов пункта управления и (или) пульта
(пультов) управления системы физической защиты при поступлении сигналов тревоги
и при обнаружении НСД.
67. В разделе «Обеспечение реагирования на
несанкционированные действия и нейтрализации нарушителей» рекомендуется
описать:
действия персонала охраны при осуществлении перехвата
нарушителей в различных возможных ситуациях и местах обнаружения НСД;
действия по нейтрализации нарушителей путем захвата,
блокирования в здании, помещении, временного вывода из строя или уничтожения
нарушителей;
действия по вызову в предусмотренных ситуациях сил поддержки
местных правоохранительных органов.
68. В разделе «Взаимодействие и связь в системе физической
защиты» рекомендуется описать:
порядок взаимодействия между персоналом физической защиты,
находящимся в различных точках на радиационных объектах, в зависимости от тревожных
ситуаций, связанных с обнаружением нарушителей или отказов технических средств
физической защиты;
описание принципов применения и порядка использования
средств связи в зонах, зданиях и помещениях объекта, на пункте управления
системы физической защиты, на территории объектов.
69. В раздел «Действия персонала физической защиты в штатных
и чрезвычайных ситуациях» включаются:
перечень штатных и чрезвычайных ситуаций на радиационном
объекте, связанных с различными видами происшествий (например, радиационная
авария, пожар, техническая авария, отключение электроэнергии, террористический
акт);
описание порядка действий персонала в штатных и чрезвычайных
ситуациях с цепью обеспечения физической защиты РВ, РИ и ПХ и пресечения
попыток совершения НСД;
описание порядка уведомления эксплуатирующей организации,
органа управления использованием атомной энергии, органа государственного
регулирования безопасности, местных органов власти о происшествиях, связанных с
РВ или РИ;
описание порядка действий должностных лиц персонала
физической защиты после обнаружения пропажи РВ или элемента закрытого
радионуклидного источника для их поиска и возвращения.
70. В разделе «Взаимодействие руководства организации с
территориальными органами внутренних дел, территориальными органами
безопасности и местной власти» рекомендуется определить адреса, средства и
порядок связи с представителями указанных органов в ситуациях, связанных с НСД
в отношении РВ, РИ и ПХ
71. В раздел «Подготовка и поддержание квалификации
персонала физической защиты» рекомендуется включать:
содержание программы подготовки персонала физической защиты
(предметы обучения, основные вопросы для проверки знаний);
порядок организации первичного обучения персонала физической
защиты на специализированных курсах и путем подготовки и самоподготовки на
объекте;
порядок осуществления проверки знаний и подготовленности
персонала физической защиты;
порядок проведения периодической переподготовки;
порядок учета сведений о прохождении обучения, подготовки и
переподготовки.
72. В разделе «Порядок обеспечения технического обслуживания
и эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты» рекомендуется
описать:
порядок организации и планирования проверок
работоспособности и функционирования (состояния) инженерно-технических средств
физической защиты;
порядок действий при обнаружении отказов или неисправностей
(нарушений состояния) инженерно-технических средств физической защиты;
порядок выполнения планового технического обслуживания
инженерно-технических средств физической защиты (регламентных работ).
73. В разделе «Техническое обслуживание и эксплуатация
инженерно-технических средств физической защиты» рекомендуется описать:
порядок выполнения проверок исправности и работоспособности
инженерно-технических средств физической защиты;
порядок устранения неисправностей и восстановления
работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;
порядок учета отказов, неисправностей и выполнения операций
технического обслуживания инженерно-технических средств физической защиты.
74. В разделе «Объектовый контроль за состоянием системы
физической защиты» рекомендуется описать периодичность и порядок выполнения
контроля за состоянием системы физической защиты с проверкой выполнения
регулирующих требований к физической защите РВ, РИ и ПХ.
75. В разделе «Компенсирующие меры» рекомендуется приводить
перечень возможных нарушений в функционировании инженерно-технических средств
физической защиты и компенсирующих мер, которые будут приниматься до момента их
устранения.
План
взаимодействия руководства организации, подразделений охраны с
территориальными органами внутренних дел и территориальными
органами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях
76. План взаимодействия готовится с целью выработки
согласованных действий руководителя организации, персонала физической защиты,
территориальных органов внутренних дел и территориальных органов безопасности
по обеспечению физической защиты РВ, РИ, ПХ в штатных и чрезвычайных ситуациях.
77. В указанный план рекомендуется включать следующую
информацию:
перечень штатных и чрезвычайных ситуаций, на которые
распространяется действие плана;
перечень документов, которыми регламентированы действия
участников для каждой штатной и чрезвычайной ситуации;
права, обязанности, ответственность взаимодействующих сторон
для каждой штатной и чрезвычайной ситуации;
порядок действий каждой взаимодействующей стороны для каждой
штатной и чрезвычайной ситуации;
организация управления и связи в штатных и чрезвычайных ситуациях.
78. Перечень штатных и чрезвычайных ситуаций определяется
особенностями технологических процессов в организации, ее местоположения,
установленной моделью нарушителей. Рекомендуется приводить определение
(описание, содержание) штатной и чрезвычайной ситуации, перечень всех решаемых
для данной ситуации задач, а также перечень взаимодействующих сторон (органов,
организаций, подразделений) и их конкретные задачи для каждой конкретной
ситуации.
Положение
о разрешительной системе доступа работников (персонала),
командированных лиц, посетителей и транспортных средств
на радиационные объекты
79. Разрешительная система доступа создается с целью
разграничения прав доступа на территорию радиационных объектов.
80. Обшей рекомендацией является ограничение количества
работников, имеющих доступ к РВ, РИ и в ПХ до минимума, обусловленного
производственной необходимостью.
81. Одной из составляющих разрешительной системы доступа
является проверка благонадежности работников и получение ими допуска к работе
со сведениями, составляющими государственную тайну, в случае работы с такими
сведениями при выполнении должностных обязанностей.
82. В положение о разрешительной системе доступа
рекомендуется включать следующие сведения:
порядок установления и перечень категорий персонала
радиационных объектов, имеющих право доступа к РВ, РИ, в ПХ;
перечень радиационных объектов, к которым имеет право
доступа персонал каждой категории;
критерии необходимости доступа персонала радиационных
объектов к РВ, РИ, в ПХ (например, производственная необходимость, оформление
допуска к сведениям, содержащим государственную тайну, приказ руководителя
организации);
процедуры доступа персонала на радиационные объекты
организации;
порядок организации доступа работников и транспортных
средств сторонних организаций на территорию радиационных объектов.
План
проверок технического состояния и работоспособности
инженерно-технических средств физической зашиты
83. Целью проверки технического состояния и
работоспособности инженерно-технических средств физической зашиты является
получение информации о фактическом состоянии и работоспособности
инженерно-технических средств физической защиты на радиационных объектах, а
также принятие своевременных мер по устранению выявленных недостатков (при
обнаружении неисправных и неработоспособных средств).
84. Проведение проверок технического состояния и
работоспособности инженерно-технических средств физической защиты является
частью осуществления объектового контроля за соблюдением требований к системе
физической защиты на радиационных объектах.
85. Указанный план рекомендуется оформлять в виде таблицы со
следующими полями (столбцами):
наименование проверяемого инженерного или технического
средства физической защиты на радиационном объекте;
запланированная дата проведения проверки состояния
инженерного или технического средства физической защиты на радиационном
объекте;
фамилия, имя, отчество лица, ответственного за проведение
проверки состояния инженерного или технического средства физической защиты на
радиационном объекте;
дата фактического проведения проверки состояния инженерного
или технического средства физической защиты на радиационном объекте;
результаты проверки и принятые меры по результатам проверки;
подпись лица, проводившего проверку состояния инженерного
или технического средства физической защиты на радиационном объекте.
86. В случае обнаружения неисправных или неработоспособных
средств физической защиты рекомендуется составлять отчет с указанием возможных
причин, приведших к возникновению неисправности, действий по ее устранению и
принятию компенсирующих мер.
Положение
о службе безопасности
87. Служба безопасности является выделенным структурным
подразделением в штатной структуре организации, выполняющим функции по
организации и обеспечению физической защиты РВ, РИ и ПХ на радиационных
объектах.
88. Рекомендуется включать в положение о службе безопасности
следующие разделы:
Общие положения;
Основные задачи службы безопасности;
Основные функции службы безопасности;
Структура службы безопасности;
Обеспечение функционирования службы безопасности.
89. В разделе «Общие положения» указывается, что:
служба безопасности является выделенным специальным
структурным подразделением организации, предназначенным для организации и
контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты РВ, РИ и
ПХ;
служба безопасности осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными
(отраслевыми) и объектовыми документами по физической защите РВ, РИ, ПХ (рекомендуется
привести перечень документов);
служба безопасности организует свою деятельность во
взаимодействии с другими структурными подразделениями и службами на
радиационных объектах, а также с органом управления использованием атомной
энергии (соответствующим федеральным органом исполнительной власти),
подразделениями, осуществляющими охрану объектов, организациями,
осуществляющими создание и совершенствование инженерно-технических средств
физической защиты (рекомендуется привести перечень соответствующих организаций);
службой безопасности руководит начальник службы, который
подчиняется должностному лицу из состава руководства организации (руководителю
организации или его заместителю).
90. В разделе «Основные задачи службы безопасности»
указываются задачи, возлагаемые на службу безопасности, в том числе:
предотвращение несанкционированного проникновения
посторонних лиц на территорию радиационных объектов, к РВ, РИ и в ПХ, их
хищения;
своевременное обнаружение и пресечение НСД в отношении РВ,
РИ, ПХ, включающих попытки совершения диверсионных и террористических актов;
создание, совершенствование и обеспечение функционирования
системы физической защиты совместно с руководством сил (подразделения) охраны;
организация и осуществление взаимодействия с подразделениями
охраны радиационных объектов, территориальными органами внутренних дел,
территориальными органами безопасности и другими заинтересованными органами,
ведомствами по обеспечению физической защиты, противодействию террористическим
и диверсионным действиям;
выполнение аналитической работы по подготовке объектовых
документов по физической защите РВ, РИ, ПХ;
организация и осуществление объектового контроля за
выполнением требований к обеспечению физической защиты РВ, РИ, ПХ
91. В разделе «Основные функции службы безопасности»
указываются функции, выполняемые службой безопасности для решения поставленных
перед ней задач, в том числе:
установление угрозы и модели нарушителей для радиационных
объектов и обновление угроз при получении информации от компетентных органов об
их изменении;
организация и контроль за осуществлением самоохраны на
радиационных объектах;
организация и контроль за закрытием, опломбированием и
сдачей под охрану стационарных РИ на территории объектов;
организация и контроль за обращением с ключами, замками и
пломбирами от входов в здания и помещения размещения РВ и РИ;
организация и контроль за обращением с мобильными РИ на
территории радиационных объектов вне мест их хранения;
организация и контроль за обращением с мобильными РИ за
территорией радиационных объектов;
организация и осуществление объектового контроля за
выполнением требований к физической защите РВ, РИ, ИХ на радиационных объектах;
организация и контроль за мерами реагирования при
обнаружении несанкционированных действий с РВ и РИ;
контроль за осуществлением охраны РВ, РИ, ИХ на радиационных
объектах;
организация и контроль за выполнением процедур контроля и
управления доступом в защищенную зону и в здания ИХ, помещения с РВ, РИ,
мобильными РИ;
организация и обеспечение изготовления и выдачи пропускав,
контроля за их использованием, сохранностью и ведением учетных документов по
изготовлению, выдаче и сдаче пропусков;
разработка и принятие компенсирующих мер при нарушениях в
системе физической защиты на радиационных объектах;
организация и контроль за выполнением мер технически
эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты;
организация и контроль за применением средств связи на
радиационных объектах;
участие в розыске пропавших и похищенных РВ и РИ.
92. В разделе «Структура службы безопасности» рекомендуется
в виде схемы привести штатную структуру службы безопасности и указать
численность и должности ее работников.
93. В разделе «Обеспечение функционирования службы
безопасности» представляются следующие сведения:
рекомендации по квалификации персонала службы безопасности с
учетом занимаемых должностей;
права и обязанности персонала службы;
особые ограничения, связанные с режимом рабочего времени,
допуском к информации, составляющей государственную тайну;
материально-техническое обеспечение деятельности персонала
службы безопасности (например, обеспеченность рабочими помещениями,
нормативной, учебной и иной документацией, средствами связи, вычислительной
техники, оснащение специальными средствами для выполнения служебных
обязанностей, форменной одеждой).