| ||||
Приказ
Федеральной службы по экологическому, В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами. 2. Признать не подлежащим применению приказ Госатомнадзора России от 28 декабря 2001 г. № 123 "Об утверждении Инструкции по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов" (РД-08-26-2001). 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.
Инструкция (утв.
приказом Федеральной службы по экологическому, I. Общие положения1. Инструкция по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами (далее - Инструкция), устанавливает порядок осуществления государственного надзора за выполнением организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами (далее - организации), установленных требований при осуществлении ими учета и контроля ядерных материалов. 2. Инструкция разработана в соответствии с: Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401; Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352; Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 373; Положением о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1044; Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденными приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. № 255; Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. № 703; Приказом Министерства экономического развития от 30 апреля 2009 г. № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Инструкцией по отчетности в сфере надзора за состоянием учета, контроля и физической защиты, утвержденной приказом Ростехнадзора от 9 сентября 2011 г. № 530; Инструкцией по проведению проверки состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с выявлением аномалии или несанкционированных действий, утвержденной приказом Ростехнадзора от 26 января 2012 г. № 59; Приказом Ростехнадзора от 15 июня 2012 г. № 341 "Об утверждении формы и порядка ведения журнала постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии". 3. Требования Инструкции обязательны для работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих государственный надзор за учетом и контролем ядерных материалов в организациях. II. Общие вопросы осуществления надзора за учетом и контролем ядерных материалов4. Целью надзора за учетом и контролем ядерных материалов является выявление и предотвращение нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, а также предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов. 5. Надзор за системой учета и контроля ядерных материалов в организациях осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора, межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) с привлечением при необходимости экспертов, специалистов профильных организаций. 6. Методическое руководство деятельностью МТУ ЯРБ по вопросам надзора за учетом и контролем ядерных материалов осуществляет Управление специальной безопасности. 7. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор в установленном порядке: запрашивает, получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов; организует и проводит проверки состояния государственного учета и контроля ядерных материалов организаций, анализирует и обобщает результаты проверок; принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, а также причин данных нарушений; предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации. 8. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к их учету и контролю организациями, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, деятельность которых регламентируется нормативными актами, обеспечивающими функционирование системы. Надзор за информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора, а также его МТУ ЯРБ. 9. Ростехнадзор создает и ведет автоматизированные информационные системы, необходимые для осуществления надзора за системой единого государственного учета и контроля ядерных материалов. 10. Организациями в установленном порядке представляются в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов отчетные документы зон отчетности (список наличного количества ядерных материалов, сводный по организации, и отчет об изменении инвентарного количества ядерных материалов, сводный по организации). В случае обнаружения в организации факта аномалии в учете и контроле ядерных материалов информация о данном факте должна быть незамедлительно представлена в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Ростехнадзор, а в течение трех дней с момента установления факта аномалии в указанные организации должен быть представлен специальный отчет. После проведения соответствующего расследования и принятия мер в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Ростехнадзор организацией направляется отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения. 11. В случае, если при проведении Ростехнадзором проверки состояния учета и контроля ядерных материалов планируется проверка соответствия информации о ядерных материалах, имеющейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, и информации о ядерных материалах в отчетных документах зон отчетности проверяемой организации, то не менее чем за три недели до проведения проверки Ростехнадзор производит запрос в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов на получение данных по сводным формам отчетности проверяемой организации. III. Организация работы Ростехнадзора и его МТУ ЯРБ с информацией об учете и контроле ядерных материалов12. МТУ ЯРБ представляют в Ростехнадзор: анализы результатов проверок (инспекций) и подготовленные на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений; предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения государственного надзора и контроля по направлению учета и контроля ядерных материалов на основе анализа практики надзорной и контрольной деятельности; отчетную информацию о результатах своей деятельности. 13. Ростехнадзор для выполнения своих полномочий в области надзора за учетом и контролем ядерных материалов получает от организаций следующую информацию: о действующей системе учета и контроля ядерных материалов и ее изменениях, о выполнении в организации федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов; о наличии и перемещении ядерных материалов (в частности, отчетные документы по зонам отчетности и зонам баланса материалов (далее - ЗБМ)); о выполнении организацией ранее выданных предписаний по вопросам учета и контроля ядерных материалов, а также все отчетные документы по проверкам объекта в сфере учета и контроля ядерных материалов, проведенные после последнего надзорного обследования Ростехнадзором; об аномалиях в учете и контроле ядерных материалов. Порядок, сроки и состав представляемой в Ростехнадзор информации устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также условиями действия лицензий. 14. Данная информация используется для: проведения анализа состояния действующей в организации системы учета и контроля ядерных материалов; определения необходимости, сроков и объема программ проверок, включая проверки фактического наличия ядерных материалов в местах их нахождения и проверки физических инвентаризаций ядерных материалов; оценки достаточности принимаемых в организации мер по предупреждению нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов, предотвращению хищений, потерь и несанкционированного использования ядерных материалов, а также эффективность этих мер; оценки необходимости проведения дополнительных расследований аномалий и нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов и проведения в связи с этим внеплановых проверок; оценки возможности возникновения в организации аномалий в учете и контроле ядерных материалов; оценки необходимости применения санкций за нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов. IV. Организация проверок15. Состояние учета и контроля ядерных материалов в организации проверяется в режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, а также в процессе проведения проверок. Проверки состояния учета и контроля ядерных материалов могут быть плановыми и внеплановыми. 16. Плановые проверки проводятся на основании планов центрального аппарата Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, утвержденных в установленном порядке. 17. Внеплановые проверки могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации, аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по запросу самих организаций. 18. Постоянный государственный надзор на объектах использования атомной энергии осуществляется в соответствии с планами работ структурных подразделений МТУ ЯРБ, утверждаемых в установленном порядке. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется исходя из сроков проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, произошедших на объектах повышенной опасности нарушений в работе, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов повышенной опасности, их элементов и систем. Выписки из планов работ структурных подразделений МТУ ЯРБ в части, касающейся осуществления мероприятий по контролю, направляются для ознакомления руководителям организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности. 19. Плановые проверки, организуемые структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора. 20. Плановые проверки, организуемые МТУ ЯРБ, проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) МТУ ЯРБ, а также на основании приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора. 21. О проведении плановой проверки организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя Ростехнадзора о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой проверки организация уведомляется Ростехнадзором любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. 22. Проверки проводятся с учетом особенностей технологического цикла проверяемой организации. 23. Для достижения целей надзора в ходе проверки учета и контроля ядерных материалов в организации в течение календарного года должны быть проверены все ЗБМ. 24. Проведение проверки должно включать в себя следующие этапы: подготовка к проведению и организация проверки (включая, для плановых проверок, составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора (МТУ ЯРБ) программы проведения проверки, издание приказа (распоряжения) о проведении проверки и направление организации в установленные сроки копии приказа (распоряжения) о проведении проверки); проведение проверки; оформление результатов проверки. В зависимости от количества проверяемых вопросов проверки (инспекции) подразделяются на комплексные и целевые. 25. Проверка может предусматривать: расследование причин выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов; расследование нарушений государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, фактов несанкционированных действий в отношении ядерных материалов; контроль устранения нарушений учета и контроля ядерных материалов; контроль наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных измерений характеристик ядерных материалов, контроля состояния средств контроля доступа; контроль выполнения требований к учету и контролю ядерных материалов; контроль соответствия нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов; контроль выполнения ранее выданных предписаний; контроль выполнения условий разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов; контроль проведения организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, подготовки и повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов. При оценке состояния системы учета и контроля ядерных материалов в организации в ходе проверки необходимо определить эффективность функционирования системы учета и контроля ядерных материалов с учетом категории ядерных материалов. 26. Конкретное содержание проверяемых вопросов устанавливается программой проверки, утверждаемой уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора. В случае выявления нарушений могут быть дополнительно проверены вопросы, не предусмотренные программой. 27. Должностные лица Ростехнадзора в ходе проведения проверки вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей проверки, а также получать объяснения должностных лиц и работников организации по вопросам, непосредственно связанным с целями проверки. При проведении проверки должностными лицами Ростехнадзора могут использоваться технические средства и средства контроля доступа (в том числе средства для исследования и контроля состава ядерных материалов, средства аудио-, фото- и видеофиксации, пломбировочные устройства). 28. Срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать двадцати рабочих дней. V. Проведение проверок29. Перед проведением проверки председатель комиссии проводит совещание членов комиссии с представителями проверяемой организации. 30. На совещании: оглашается программа проверки; согласовывается график проверочных мероприятий; проводится представление членам комиссии персонала проверяемой организации, назначенного администрацией для взаимодействия в ходе проверки. 31. В ходе совещания решаются организационные вопросы: выделение помещения для работы комиссии; выделение со стороны проверяемой организации ответственного лица, обеспечивающего работу комиссии; предоставление необходимой для работы комиссии оргтехники, дозиметров и индивидуальных средств защиты; предоставление сопровождающего лица или сопровождающих лиц для членов комиссии; обеспечение комиссии техническими средствами, имеющимися в распоряжение проверяемой организации (при необходимости). 32. В конце каждого рабочего дня, как правило, проводятся оперативные совещания комиссии с целью оценки хода выполнения программы проверки, корректировки плана инспекции, подведения промежуточных итогов и определения необходимости проведения дополнительных проверочных действий, не вошедших в программу, сокращения объема проверки, увеличения срока проведения проверки. 33. До начала проведения проверки члены комиссии проходят инструктаж по технике безопасности в соответствии с установленным порядком. 34. Все действия в организации осуществляются: в соответствии с программой проверки; в присутствии ответственного представителя проверяемой организации; в строгом соответствии с требованиями обеспечения режима секретности и техники безопасности; таким образом, чтобы не создавать необоснованных затруднений в деятельности проверяемой организации. 35. При проведении плановой проверки не позднее, чем за день до окончания, председатель комиссии представляет ответственному лицу проверяемой организации проект акта и при наличии выявленных не устраненных нарушений - проект предписания. 36. Проверка организации считается завершенной после вручения руководству проверяемой организации акта, оформленного надлежащим образом, а также предписания (при его наличии). 37. При осуществлении постоянного надзора на объектах использования атомной энергии сведения о проведенных проверках и отдельных мероприятиях по контролю вносятся уполномоченными лицами в журнал постоянного государственного надзора. 38. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Ростехнадзора, проводящих проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен руководителем Ростехнадзора или МТУ ЯРБ, запланировавшего данную проверку, но не более чем на двадцать рабочих дней. 39. Проверки, связанные с выполнением процедур и проверкой результатов физических инвентаризаций ядерных материалов, могут проводиться в ходе проведения физической инвентаризации в проверяемой организации или непосредственно после ее завершения. 40. Проверки, связанные с выявлением утери, хищения, недостачи или излишка ядерных материалов, проводятся путем внеплановой проверки в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих об аномалии в учете и контроле ядерных материалов или несанкционированных действиях. В связи с тем, что информация о наличии аномалии или несанкционированных действий указывает на обнаружение нарушений обязательных требований и в связи с необходимостью принятия неотложных мер, проверка проводится без согласования с органом прокуратуры. 41. Проверки, связанные с проверкой наличия ядерных материалов, должны проводиться с использованием технических средств. 42. Вопросы обеспечения безопасности, связанные с использованием технических средств и пломбировочных устройств, согласовываются с проверяемой организацией. 43. Использование технических средств и пломбировочных устройств при проведении проверки осуществляется уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации при обращении с ядерными материалами. VI. Оформление результатов проверок44. По результатам плановой либо внеплановой проверки составляется акт, к которому прилагаются: отчет о проверке, в котором приводятся сведения о выполненных в соответствии с программой проверки мероприятиях, о состоянии безопасности объекта использования атомной энергии, его элементов и систем, включая здания, сооружения, помещения, технические средства, оборудование и материалы, выявленные недостатки и нарушения, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков; предписания об устранении выявленных нарушений (при наличии не устраненных нарушений на момент окончания проверки); иные документы или их копии, связанные с результатами проверки. 45. Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного надзора. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю организации под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного надзора. 46. В предписании указываются выявленные в процессе проверки нарушения требований к учету и контролю ядерных материалов, также в нем определяются мероприятия и сроки устранения выявленных нарушений. При этом производится обязательная ссылка на конкретную статью, часть, пункт, подпункт или параграф документа, требования которого нарушены. 47. Эти нарушения требований к учету и контролю ядерных материалов должны быть проанализированы с целью определения: степени значимости их влияния на учет и контроль ядерных материалов, а также на обеспечение их сохранности; причин и условий, приведших к нарушениям требований к учету и контролю ядерных материалов; виновных в допущенных нарушениях требований к учету и контролю ядерных материалов; оценки того, являются ли данные нарушения виной отдельного лица или следствием сложившейся в данной организации системы. 48. Сроки устранения нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов устанавливаются должностными лицами Ростехнадзора, проводившими проверку. Эти сроки не должны превышать времени, требуемого для выполнения соответствующих работ. 49. Акты и предписания по результатам проверки организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, могут направляться в соответствующие эксплуатирующие организации для принятия мер обеспечения выполнения предписаний и информирования об их выполнении Ростехнадзора и его МТУ ЯРБ. Решение о направлении таких актов и предписаний в эксплуатирующую организацию принимает руководитель МТУ ЯРБ или Управления специальной безопасности. 50. Невыполнение предписаний в установленные сроки влечет за собой применение Ростехнадзором и его МТУ ЯРБ санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Выдача повторных предписаний по одному и тому же нарушению в связи с их невыполнением не производится. 51. За выполнением выданных Ростехнадзором и его МТУ ЯРБ предписаний должен быть установлен контроль, включающий: получение и рассмотрение представляемой информации о выполнении предписаний и учет своевременности ее представления; проверку выполнения предписаний при последующих или специально организованных для этих целей проверках. 52. МТУ ЯРБ в течение 15 дней по завершении проверки направляют в Управление специальной безопасности копии актов и предписаний. 53. При осуществлении постоянного надзора на объектах использования атомной энергии в случае выявления в ходе проверки и отдельных мероприятий по контролю нарушений организацией (филиалом) и (или) должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, должностными лицами Ростехнадзора может быть составлен акт о проверке в соответствии с требованиями действующего законодательства с оформлением при необходимости предписаний об устранении выявленных нарушений. При этом в журнале постоянного государственного надзора делается соответствующая запись, а выписка из указанного журнала направляется уполномоченными лицами для ознакомления руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности. По факту выявленных нарушений может составляться предписание об их устранении (при наличии не устраненных нарушений на момент окончания проверки) В случае отсутствия выявленных при проверке нарушений должностными лицами производится запись в журнале постоянного государственного надзора, а выписка из указанного журнала может быть направлена уполномоченными лицами для ознакомления руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности. VII. Применение санкций54. В случае выявления нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов Ростехнадзор принимает в пределах своих полномочий следующие меры: выдает руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; привлекает к административной ответственности организации, должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; приостанавливает или прекращает действие разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов; приостанавливает или прекращает действие выданных Ростехнадзором или его МТУ ЯРБ разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами; направляет в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если указанные нарушения содержат признаки состава преступления согласно уголовному законодательству Российской Федерации. VIII. Организация работы Ростехнадзора и его МТУ ЯРБ с техническими средствами и пломбировочными устройствами55. При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов могут применяться технические средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа (в том числе пломбы) к ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее -технические средства). 56. Технические средства в ходе проверки применяются для проверки наличия ядерных материалов. 57. При невозможности проверки наличия ядерных материалов во всех учетных единицах, находящихся в организации, такая проверка проводится выборочно в соответствии с утвержденными методиками. 58. Средства контроля доступа к ядерным материалам при осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов применяются для пломбирования: контейнеров с ядерными материалами, подлежащих инспекционным измерениям; помещений и хранилищ с ядерными материалами при проверке проведения инвентаризации ядерных материалов на время перерывов проводимых работ; помещений, хранилищ и (или) контейнеров с ядерными материалами при обнаружении аномалий в учете и контроле ядерных материалов в целях обеспечения дальнейшего надзора со стороны работников Ростехнадзора за проводимым расследованием должностными лицами организаций причин выявленных аномалий. Установка средств контроля доступа в ходе проверки осуществляется только на проверяемые контейнеры или помещения с ядерными материалами. По завершении проверки члены комиссии снимают все установленные пломбы, за исключением пломб, установленных на учетные единицы, в которых в ходе проверки была обнаружена недостача (излишек) ядерных материалов, и помещений, в которых эти учетные единицы хранятся. Снятие указанных пломб с учетных единиц, в которых в ходе проверки была обнаружена недостача (излишек) ядерных материалов, а также с помещений, в которых эти учетные единицы хранятся, осуществляется членами специальной комиссии в ходе расследования причин и условий возникновения аномалий в учете и контроле ядерных материалов. 59. Вид технических средств и пломбировочных устройств, допустимых к применению при осуществлении надзорной деятельности, определяется нормативными документами. 60. Вид технических средств и пломбировочных устройств, применяемых в ходе проведения проверки, определяется МТУ ЯРБ в зависимости от содержания программы. 61. МТУ ЯРБ обеспечивают применение необходимых технических средств и пломбировочных устройств в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами Ростехнадзора. IX. Учет и анализ результатов надзора за учетом и контролем ядерных материалов62. Учет и анализ результатов надзора за учетом и контролем ядерных материалов осуществляется должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими надзор за учетом и контролем ядерных материалов, в отделах инспекций, отделах по надзору, в МТУ ЯРБ и в Управлении специальной безопасности. 63. Анализ производится на основании следующих документов и информации: актов и предписаний по результатам проведенных проверок; постановлений Ростехнадзора о назначении административного наказания; информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях; специальных отчетов организации об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов; отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемых по запросам Ростехнадзора; отчетов организаций по выполнению постановлений и предписаний Ростехнадзора и его МТУ ЯРБ; сведений о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов; годовых, квартальных отчетов и справок МТУ ЯРБ; материалов о расследовании причин и условий возникновения аномалий в учете и контроле ядерных материалов и мероприятий, разработанных по результатам этих расследований. 64. В результате проводимого анализа выявленные нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов должны быть систематизированы с целью определения: степени влияния их на состояние учета и контроля ядерных материалов; ЗБМ, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, в которых имеют место существенные нарушения; эксплуатирующих и иных организаций, допустивших эти существенные нарушения; причин и условий, приведших к указанным нарушениям; лиц, допустивших указанные нарушения. 65. Анализ результатов надзорной деятельности в области учета и контроля ядерных материалов используется: для планирования проверок учета и контроля ядерных материалов; для разработки предложений по: корректировке действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с целью их совершенствования; корректировке условий действия лицензий; корректировке действующих нормативных правовых актов и совершенствованию практики надзорной деятельности. Результаты анализа надзорной деятельности включаются МТУ ЯРБ в отчеты о деятельности за установленные периоды времени и подлежат систематизации и обобщению с целью выработки Управлением специальной безопасности предложений по дальнейшему совершенствованию государственного надзора. 66. МТУ ЯРБ направляют в Управление специальной безопасности материалы о состоянии надзора за учетом и контролем ядерных материалов в сроки и по формам, установленным Ростехнадзором. 67. Информация о надзоре за учетом и контролем ядерных материалов поступает, обрабатывается и хранится в автоматизированной информационной системе по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с установленным Ростехнадзором порядком. СОДЕРЖАНИЕ
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |