| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральная
служба
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ (НП-030-12) Вступил в силу Москва 2012 Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля ядерных материалов в любых химических соединениях и физических формах, любой формы собственности, в том числе ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных юридических лиц и временно находящихся на территории Российской Федерации. Выпущены взамен «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-05)*. Разработаны на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2012 г. № 25210. _____________ * Нормативный документ разработан в Федеральном бюджетном учреждении «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» авторским коллективом в составе: Петровский Н.П. - руководитель разработки, Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Алешкин Г.Г., Капитанова Е.С. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Хрокало И.О., Боков Д.А. (Ростехнадзор), Брыкин С.Н. (ФГУП «РосРАО»). I. Назначение и область применения1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078; 2009, № 29, ст. 3642; 2010, № 23, ст. 2789; № 48, ст. 6246;2011, № 1, ст. 49; № 29, ст. 4281; № 29, ст. 4291;№ 30, ст. 4591; № 30, ст. 4596; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025), Федеральным законом от 26 июня 2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2011, № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7025), Федеральным законом от 8 марта 2011 г. № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 11, ст. 1504; № 49, ст. 7025) постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2188; 2009, № 18, ст. 2248; 2011, № 7, ст. 979). 2. Настоящие Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля (далее - учет и контроль) ЯМ и специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы) в любых химических соединениях и физических формах. 3. Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах, приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2. II. Общие положенияСтруктура государственного учета и контроля ядерных материалов4. Учет и контроль ЯМ должен осуществляться: ▪ в ЗБМ организации; ▪ в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, в эксплуатирующих организациях (далее - организации); ▪ Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее - Госкорпорация «Росатом»). 5. Государственный учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения*. ______________ * Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов». Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов6. ЯМ в организации подлежат учету и контролю, начиная с минимального количества, установленного п. 26 настоящих Правил. 7. Учет и контроль ЯМ при экспорте/импорте должен осуществляться в соответствии с настоящими Правилами. 8. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля ЯМ. 9. Организации должны устанавливать ЗБМ в пределах пункта хранения ЯМ или ядерной установки. 10. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ЯМ. 11. К объектам с ЯМ (например, УЕ, технологическому оборудованию, помещениям) должны применяться СКД. 12. Учет ЯМ должен основываться на результатах учетных измерений параметров (характеристик) ЯМ, а также различных соединений, смесей, сплавов и изделий, УЕ, содержащих ЯМ, а также ЯМ в виде простых веществ (далее - продуктов), регистрации результатов измерений в качестве учетных данных. Допускается: ▪ применение расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований; ▪ использование учетных данных, указанных в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, если отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями, визуальным контролем состояния УЕ. 13. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки из него облученных продуктов. 14. Документально зарегистрированное количество ЯМ, находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться в течение МБП на основании результатов измерений поступивших и отправленных продуктов и (или) с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов, контролироваться путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, периодических сверок паспортов, сертификатов, журналов, содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных документов (далее - учетные документы), а также и отчетных документов. Фактически наличное количество ЯМ должно определяться при проведении физической инвентаризации. Физической инвентаризации подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ. В процессе физических инвентаризаций ЯМ выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения параметров (характеристик) ЯМ. По завершении физической инвентаризации в ЗБМ должен подводиться баланс ЯМ, определяться ИР и ее погрешность в ЗБМ для каждого ЯМ. 15. Выводы об установлении факта аномалии в учете и контроле ЯМ должны делаться на основании результатов определения и анализа значений: ▪ документально зарегистрированного и фактически наличного количества УЕ, ЯМ; ▪ значений ИР и ее погрешности; ▪ расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений параметров (характеристик) продуктов, ЯМ; ▪ расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ. 16. Отчеты организаций в области учета и контроля ЯМ должны представляться по формам, в порядке и с периодичностью, введенными в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ. 17. Исправление учетных данных допускается только путем внесения изменений в учетные документы в соответствии с установленным в организации порядком, с указанием даты и лица, внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной записи. 18. В случае исправления отчетных данных предоставляются новые отчетные документы. III. Общие требования государственного учета и контроля ядерных и специальных неядерных материалов.Ядерные и специальные неядерные материалы, подлежащие учету и контролю19. Учету и контролю в качестве ЯМ подлежат следующие химические элементы: плутоний, уран, торий; нуклиды: уран-233, уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 и специальные неядерные материалы: ▪ дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное изотопное содержание превышает 50 % (атомных долей), за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также на установках по получению и детритизации тяжелой воды; ▪ тритий во всех соединениях, если отношение числа атомов трития к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более 1000; ▪ литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии превышает его природную распространенность. ЯМ, указанные в настоящем пункте, подлежат учету и контролю независимо от вида химических соединений и агрегатного состояния. 20. Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех продуктах, за исключением: ▪ урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях (учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в готовом продукте - оксиде или соли урана, тория); ▪ ЯМ, содержащихся в ЗРИ, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимальное количество, указанное в приложении № 3 к настоящим Правилам; ▪ обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, применяемых для радиационной защиты; ▪ урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их выделения); ▪ ЯМ, содержащихся в РАО и находящихся в хранилищах РАО, из которых невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий. Постановка на учет и снятие с учета ядерных и специальных неядерных материалов21. Снятию с учета подлежат: ▪ ЯМ, используемые для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения; ▪ ЯМ, использованные для изготовления открытых РИ и ЗРИ после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего качество и характеристики РИ, и передачи РИ из ЗБМ на склад готовой продукции или организации-получателю, если суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ или в совокупности во всех передаваемых открытых РИ не превышает минимального количества, указанного в приложении № 3 к настоящим Правилам; ▪ ЯМ, содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране; в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им специфических изделий, предназначенных для радиационной зашиты после того, как они были изготовлены, паспортизованы, оформлены в виде УЕ в ЗБМ и переданы на склад готовой продукции или организации- получателю; ▪ ЯМ, содержащиеся в РАО, из которых невозможно возвращение ЯМ в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий, с момента передачи этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО. 22. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации, а также изъятые из незаконного оборота. Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в соответствии с настоящими Правилами. 23. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставится на государственный учет после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора. Тогда же уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета. Массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств. 24. ЯМ должны быть сняты с учета в ЗБМ в случаях, предусмотренных в п. 21 настоящих Правил, а также после их передачи в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию. 25. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор. 26. ЯМ, находящиеся в обращении в организации, получаемые или отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе учета и контроля ЯМ, если сумма значений масс ЯМ, находящихся в организации, в течение любого 12-месячного периода равна минимальному количеству, указанному в приложении № 3 к настоящим Правилам, или превышает его. Если организация осуществляет обращение с продуктами, содержащими несколько различных ЯМ или смесь ЯМ, то требования настоящих Правил распространяются на них в случае превышения массы, хотя бы для одного из ЯМ, соответствующего минимального количества, приведенного в приложении № 3 к настоящим Правилам. Если вышеупомянутые значения масс менее минимального количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. Категории ядерных материалов 27. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями № 4 - 7 к настоящим Правилам. 28. Если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной массы во всех продуктах и указанных в приложениях № 4 - 7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером. Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений 29. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований: ▪ масса ЯМ, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных параметров (характеристик) продуктов, ЯМ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик, действующих в организации), а так же результатов полного пересчета и идентификации УЕ, тары, в которой находится ЯМ, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ЯМ; ▪ должно быть обеспечено прекращение технологических операций при проведении физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ, в том числе отправка ЯМ из ЗБМ и получение ЯМ из других ЗБМ, формирование новых УЕ, за исключением участков производств, использующих непрерывную технологию переработки продуктов; ▪ должны быть выделены в отдельные ЗБМ пункты хранения ЯМ в виде стационарных объектов и сооружений, являющиеся структурными подразделениями организации; суда с ядерными энергетическими установками; плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов; реакторные установки с бассейнами выдержки облученных тепловыделяющих сборок; ▪ при организации ЗБМ должны быть предусмотрены организационные и (или) технические меры, предотвращающие возможность перемещений ЯМ за пределы ЗБМ минуя КТИ. 30. Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить контроль передач ЯМ в/из ЗБМ и определение их фактически наличного количества в ЗБМ. 31. Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ. 32. Учет и контроль ЯМ должен поддерживаться мерами по сохранению и (или) подтверждению имеющейся информации о ЯМ. Эти меры должны включать организационные мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ЯМ. Учет и контроль ЯМ должен поддерживаться также физической защитой ЯМ, ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа персонала в помещения, где находятся ЯМ. 33. В местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ЯМ, устанавливаются идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее - пломбы), удовлетворяющие национальным стандартам. Для контроля доступа к УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, при отправке УЕ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной смены УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками. Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ, и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем. 34. В промежутках между инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95 % пломб. Результаты контроля должны регистрироваться документально. 35. Применение пломб и обращение с пломбами в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам. Данные процедуры должны быть отражены в программе применения пломб в организации, утвержденной руководителем организации. 36. Доступ в помещения ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, где хранятся ЯМ, и любые работы с этими ЯМ в хранилищах должны выполняться не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ. IV. Организация измерений ядерных материалов37. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа измерений, включающая или содержащая ссылки на соответствующие документы: перечни КТИ, МВИ, стандартных образцов, средств измерений с указанием наименования и типа средства, процедур пробоотбора; сведения о периодичности проведения измерений, точности измерений, необходимой для выполнения требований и критериев, установленных в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации. В программе должны быть также указаны сроки составления и формы документов, в которых регистрируются результаты измерений. Программа должна утверждаться руководителем организации. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Допускается оформление одной программы, содержащей необходимые данные и ссылки на документы организации, для нескольких или всех ЗБМ организации. 38. Измерения в области использования атомной энергии входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений: Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации*. Методики (методы) и стандартные образцы для измерений, внесенных в единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений** в области использования атомной энергии, должны быть разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ______________ * Статья 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». ** Пункт 2 Статьи 20 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». 39. Расчетные методики, используемые для расчета количества ЯМ, должны быть оформлены в виде инструкций и содержать значение, порядок оценки погрешности результатов расчета по методике. 40. Средства измерений должны поверяться (калиброваться) в соответствии со стандартами в области метрологии. 41. В каждой организации должен осуществляться контроль качества измерений ЯМ, в том числе должны быть установлены процедуры проведения внутреннего контроля качества измерений. 42. В каждой организации должно быть назначено должностное лицо или лица, ответственные за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля. 43. Документирование результатов измерений должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих стандартов в области метрологии. V. Передача ядерных материалов.Общие требования44. Передача ЯМ между организациями должна сопровождаться оформлением: ▪ предварительных уведомлений организации-получателя о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя; ▪ предварительных уведомлений структурного подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор за организацией-отправителем, о планируемой отправке груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта); ▪ приходно-расходной и сопроводительной документации. 45. Передача ЯМ между ЗБМ организации должна осуществляться на основании документов (графиков, накладных), утвержденных руководителем организации и подписанных уполномоченными лицами ЗБМ-отправителя и ЗБМ-получателя. При передаче проб продуктов внутри организации допускается указывать в учетных документах только массу или объем продукта в пробе. Параметры (характеристики) продукта, масса ЯМ в пробе документируются после проведения анализа пробы. 46. В сопроводительных документах должны быть указаны типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ и другие необходимые данные. В паспортах УЕ, партии материала должны быть указаны количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также приведена погрешность массы брутто УЕ. 47. При получении УЕ в ЗБМ организации-получателя должны быть выполнены следующие процедуры: ▪ внешний осмотр и проверка количества УЕ, контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным, указанным в сопроводительных документах; ▪ подтверждающие измерения. 48. Вид и объем подтверждающих измерений УЕ должны определяться организацией, выполняющей эти измерения, исходя из: ▪ вида ЯМ; ▪ количества ЯМ; ▪ передаваемых ЯМ, продуктов; ▪ типа тары и пломб; ▪ погрешностей измерений. Документирование получения и отправления ядерных материалов при их передаче между организациями49. При получении ЯМ получателем в течение трех рабочих дней должны быть выполнены процедуры, установленные п. 47 настоящих Правил. Если при выполнении данных процедур не обнаружено аномалий и (или) нарушений в учете и контроле ЯМ, то должна быть произведена приемка на ответственное хранение и постановка на учет УЕ по данным сопроводительных документов. Приемка и постановка на учет ЯМ получателем должна быть произведена не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (формуляров, сертификатов) на них и выполнения подтверждающих измерений, если не превышены пределы допускаемых расхождений данных отправителя и получателя о ЯМ. 50. При отправлении ЯМ отправитель производит снятие их с учета после получения от получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью получателя подписи уполномоченного представителя в накладной. Оценка расхождений данных отправителя и получателя51. Расхождения данных отправителя и получателя о массе УЕ и (или) ЯМ при их передаче должны определяться как разница между значениями масс, указанных отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных отправителя и получателя находятся в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя), то ЯМ должны быть поставлены на учет получателем по данным отправителя. Если результаты не согласуются, то проводится оценка значимости систематических расхождений данных отправителя и получателя на уровне доверительной вероятности 0,99. 52. При обнаружении статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя, а так же несоответствия фактических данных данным сопроводительных документов получатель должен проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и подготовить СО о факте аномалии с учетом требований п. 85 настоящих Правил. Отправитель и получатель совместно должны принять меры по выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных данных по ЯМ, содержащимся в УЕ, по которой были обнаружены несоответствия, эти ЯМ должны состоять на учете у отправителя. Ответственность за сохранность таких ЯМ несет получатель. В случае принятия решения о необходимости проведения арбитражных измерений они должны быть выполнены независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. VI. Физическая инвентаризация, подведение материального баланса и оценка инвентаризационной разницы ядерных материалов в зоне баланса материалов.Общие требования53. Физическая инвентаризация должна проводиться в целях: ▪ определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ; ▪ установления соответствия фактических параметров УЕ существующим учетным данным; ▪ подведения баланса ЯМ, определения ИР и ее погрешности; ▪ проверки ведения учета и контроля ЯМ. Физическая инвентаризация может быть первичной, плановой и внеплановой. 54. Физическая инвентаризация должна осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в организации. 55. При физической инвентаризации должны осуществляться: ▪ подготовка к физической инвентаризации; ▪ составление СНК для ЗБМ на дату инвентаризации; ▪ проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов; ▪ проверка состояния пломб, анализ данных других СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ; ▪ учетные и (или) подтверждающие измерения, проверка атрибутивных признаков; ▪ оценка значений количеств неизмеренных потерь ЯМ и их погрешностей в соответствии с установленными в организации методиками; ▪ составление инвентаризационной комиссией СФНК, сверка данных СФНК с данными СНК; ▪ определение значений ИР и ее погрешности для каждого ЯМ. 56. Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого ЯМ в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим анализом значимости ИР в соответствии с критериями, установленными в пунктах 69 и 70 настоящих Правил. ИР данного ЯМ в ЗБМ определяется с помощью уравнения: ИР = ФК - ДК = ФК - (НК + УВ - УМ), где ФК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации; ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало инвентаризации (конец данного МБП); УВ - документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок; УМ - документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь; НК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало данного МБП. 57. Во время физической инвентаризации должно быть проверено наличие УЕ, наличие и состояние пломб, отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ. Во время физической инвентаризации или до нее должны быть определены массы ЯМ в продуктах (как в УЕ, так и в балк-форме). Значение массы ЯМ, а также значения погрешности определения этой величины для доверительной вероятности, равной 0,95, должны быть зафиксированы документально. Значения масс ЯМ в технологических потерях, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений должны быть определены на основании МВИ или расчетных методик, действующих в организации. Значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ используются для определения погрешности ИР, оценки значимости расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений. 58. Ранее определенные значения масс ЯМ допускается использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических инвентаризациях, передачах ЯМ, составлении отчетов) только в тех случаях, когда их достоверность была подтверждена данными СКД, визуальным контролем состояния УЕ и (или) подтверждающими измерениями. 59. Объем подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от объема применения и результатов контроля СКД, контроля состояния УЕ, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов должно устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99. Виды подтверждающих измерений, объем и порядок контроля состояния УЕ должны быть установлены в инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ либо в отдельно разработанной инструкции, утвержденной руководителем организации. 60. В случае обнаружения статистически значимого расхождения результатов учетных и подтверждающих измерений и (или) нарушения целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, об этом должно быть сообщено руководителю организации, а также должны быть выяснены причины возникновения расхождения или нарушения. В случае обнаружения недостачи (излишка) следует выполнить новые учетные измерения, внести изменения в учетные документы, составить новые отчетные документы. Периодичность плановых физических инвентаризаций61. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей организации. Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы, организованы и проведены не реже: ▪ двух календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 1); ▪ трех календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 2); ▪ шести календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 3); ▪ двенадцати календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 4). 62. МБП для ЗБМ может быть увеличен решением Госкорпорации «Росатом» после согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также перечисления применяемых дополнительных СКД, улучшающих сохранность ЯМ. Организация физической инвентаризации63. Распорядительным(и) документом(ами) руководителя организации должна(ы) быть назначена(ы) инвентаризационная(ые) комиссия(ии), определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, а также сроки представления отчетных документов по результатам инвентаризации. 64. В организации должна быть создана центральная инвентаризационная комиссия, а в ЗБМ (подразделениях) - рабочие инвентаризационные комиссии. По решению руководителя организации допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и рабочей комиссий. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее трех человек. В случае необходимости внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производится на основании распорядительного документа руководителя организации. В центральную инвентаризационную комиссию должны входить: ▪ главный инженер организации или заместитель руководителя организации (председатель); ▪ главный бухгалтер или его заместитель; ▪ представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации. В состав центральной инвентаризационной комиссии могут включаться: ▪ специалисты по компьютерному учету ЯМ организации, по физическим измерениям, статистике; ▪ представители службы безопасности организации; ▪ представители отдела технического контроля; ▪ другие специалисты. 65. После завершения физической инвентаризации в ЗБМ должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ и подведен баланс ЯМ в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, составлены и утверждены МБО и СФНК. Акт составляется инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем организации. В акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть отражены: результаты проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ, а также результаты проверки состояния пломб; сведения о выполненных в ходе физической инвентаризации учетных и подтверждающих измерениях ЯМ. В акте также указываются все выявленные нарушения и аномалии в учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), приводится краткий анализ причин их возникновения, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению. В выводах должны быть представлены основные результаты физической инвентаризации, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам. К акту инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть приложены протоколы всех измерений ЯМ, выполненных в ходе инвентаризации, а также особые мнения членов комиссии в случае их наличия. При проведении первичной физической инвентаризации в акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ не указываются величина ИР в балансе ЯМ и оценка ее допустимого значения, поскольку баланс при первичной физической инвентаризации не подводится. Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. 66. Если в результате подведения баланса ЯМ не установлена аномалия в их учете и контроле, то зарегистрированное в СФНК количество ЯМ в ЗБМ должно использоваться в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП. 67. Если в результате инвентаризации выявлена аномалия в учете и контроле ЯМ в данной ЗБМ, то председатель рабочей инвентаризационной комиссии должен немедленно уведомить об этом председателя центральной инвентаризационной комиссии и руководителя организации. Для подтверждения факта и выяснения причин аномалии должно быть проведено расследование, документально зарегистрировано фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ. Критерии аномалий в учете и контроле ядерных материалов68. Недостача (излишек) УЕ в ЗБМ, обнаруженная(ый) при проведении физической инвентаризации, является аномалией в учете и контроле ЯМ. 69. Если в течение МБП, предшествующего данной физической инвентаризации, выполнялись учетные измерения ЯМ или таковые производились в процессе физической инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого ЯМ является превышение модулем ИР наименьшего из значений нижеперечисленных величин: ▪ утроенной среднеквадратической погрешности определения ИР; ▪ 2 % от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации - для промышленных ядерных установок; ▪ 3 % от такой же величины - для исследовательских ядерных установок и заводских лабораторий; ▪ 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2; ▪ 8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2 и 3; ▪ 50 кг - по урану-235 и 8 кг - по плутонию (для ЗБМ радиохимических заводов, в которых перерабатываются уран-плутониевые растворы); ▪ 70 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категории 4, в продуктах с концентрацией (содержанием) ВОУ менее 1 г/л (1 г/кг), а также: любых продуктах, содержащих НОУ, природный и обедненный уран; любых продуктах, содержащих ВОУ с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч. 70. Если в течение МБП и в процессе проведения физической инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, в том числе используемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ должны быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, а также проверки СКД. Объем случайной выборки УЕ, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с помощью статистических методов, исходя из значений двух параметров: порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества. Для ЯМ категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет: ▪ 3 кг - для плутония, урана-233; ▪ 8 кг - для урана-235. Для НОУ (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по урану-235. Если масса ЯМ в ЗБМ меньше вышеуказанного значения, то пороговое количество составляет 30 % от массы данного ЯМ в ЗБМ. Для остальных ЯМ значение порогового количества составляет 5 % от документально зарегистрированного наличного количества данного ЯМ в ЗБМ на момент инвентаризации. Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ЯМ для расчета объема выборки подтверждающих измерений при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе приведена в приложении № 8 к настоящим Правилам. 71. Внеплановая физическая инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с ЯМ, установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения ЯМ, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. VII. Учетные и отчетные документы.Учетные документы72. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом ЯМ, включая: ▪ количество ЯМ в ЗБМ; ▪ изменения количества ЯМ в ЗБМ. 73. В учетных документах должны быть отражены все изменения количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики) партии и исходные данные для формирования партии; указаны даты изменения количества ЯМ, сведения об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями), сведения о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации). 74. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ЯМ в учетных документах, включая результаты поверки (калибровки) всех средств измерений, данные об отборе проб и о результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений должны быть документированы. Отчетные документы75. Организации должны формировать из имеющихся ЗБМ ЗО, составлять справочную информацию об организации и сформированных в ней ЗО. 76. В каждой организации на основании учетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СНК, ОИК. В каждой организации на основании отчетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗО: СНК ЗО, ОИК ЗО. В каждой организации по результатам физической инвентаризации ЯМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СФНК, МБО. 77. Отчетные документы ЗО организации должны предоставляться в Госкорпорацию «Росатом» в формах, в порядке и в сроки, которые установлены Госкорпорацией «Росатом»*. Сроки представления отчетных документов ЗБМ должны обеспечивать своевременную подготовку и представление отчетных документов ЗО организации в Госкорпорацию «Росатом»*. ______________ * Подпункт 2, пункта 1, Статья 8 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». 78. Организация направляет отчетные документы ЗО на регулярной, заранее согласованной основе в эксплуатирующую организацию, в Госкорпорацию «Росатом», в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ЯМ (ФИС). 79. СНК ЗБМ и ОИК ЗБМ должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ и изменениях инвентарных количеств ЯМ в ЗБМ. СНК ЗО и ОИК ЗО должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ в ЗО и изменении инвентарных количеств ЯМ в ЗО. 80. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должны быть подготовлены СФНК и МБО ЗБМ. МБО должен быть утвержден руководителем организации. 81. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ЯМ должны быть отражены: ▪ начальное документально зарегистрированное количество ЯМ; ▪ увеличение и (или) уменьшение количества ЯМ за отчетный МБП; ▪ фактически наличное количество ЯМ, установленное по результатам физической инвентаризации; ▪ значение ИР и ее погрешность; ▪ предел допустимого значения модуля ИР, установленный в соответствии с п. 69 настоящих Правил. 82. Если при сравнении фактически наличного количества ЯМ с зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена аномалия, то вместе с МБО ЗБМ должен быть подготовлен и представлен документ, подтверждающий обоснованность принятого значения фактически наличного количества ЯМ. 83. СФНК ЗБМ должен содержать информацию о фактически наличном количестве ЯМ в ЗБМ и должен быть составлен на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждых партии и вида ЯМ с указанием идентификационных и других характеристик для каждых партии и вида ЯМ отдельно. 84. СО должен быть составлен организацией в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ. Информация о факте аномалии должна быть незамедлительно представлена организацией в Госкорпорацию «Росатом» и в Ростехнадзор, а СО - в течение трех дней с момента установления указанного факта. 85. СО должен содержать: ▪ описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия; ▪ характеристики ЯМ; ▪ исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ; ▪ план мероприятий по исключению подобной аномалии в организации в дальнейшем. 86. Отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения, по которым был составлен СО, должен быть представлен организацией в Госкорпорацию «Росатом» и в Ростехнадзор после проведения соответствующего расследования и принятия мер. При передачах ЯМ такой отчет направляется также организации-отправителю. 87. Отчетные документы по ЗБМ, ЗО предоставляются организацией в Ростехнадзор по запросу. VIII. Учет и контроль ядерных материалов в организациях88. Учет и контроль ЯМ в организациях осуществляется с учётом главы V Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов». 89. В организации должно быть разработано и утверждено руководителем положение по учету и контролю ЯМ, в котором должны быть отражены: ▪ организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ, подразделения и состав персонала, занятого учетом и контролем ЯМ, подчиненность подразделений учета и контроля ЯМ (функции, права и обязанности персонала этих подразделений должны определяться положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями); ▪ применяемые в организации нормативные правовые акты Российской Федерации в целях учета и контроля ЯМ; ▪ количество ЗБМ, ЗО их границы и структура; ▪ применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля ЯМ; ▪ применяемые в организации СКД; ▪ перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов; ▪ порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ; ▪ порядок и периодичность осуществления проверок состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ (проверки на уровне организации должны осуществляться не реже одного раза в год); ▪ порядок расследования аномалий в учете и контроле ЯМ; ▪ порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю ЯМ; ▪ порядок проведения физических инвентаризаций; ▪ порядок оперативно-технического учета; ▪ меры контроля и учета ЯМ при/после ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций. Требования и процедуры, установленные в положении (инструкции) и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. 90. В организации должна быть разработана программа применения пломб, утвержденная руководителем организации. В ней должны быть установлены: ▪ типы используемых пломб; ▪ порядок (процедуры) обращения с пломбами: заказ, приобретение, входной контроль, хранение; установка, контроль, снятие; утилизация; ▪ персонал, допущенный к процедурам обращения с пломбами, и порядок его подготовки; ▪ порядок учета процедур обращения с пломбами; ▪ порядок документирования результатов установки и проверки пломб; ▪ порядок контроля качества применения пломб на уровне организации; ▪ порядок реагирования при нарушениях применения пломб и расследования причин таких нарушений. Программа применения пломб в организации должна учитывать порядок применения пломб, установленный национальными стандартами, распространяющимися на эти устройства. 91. В организации должна быть создана служба (подразделение) учета и контроля ЯМ организации. 92. Достоверность учетных данных об идентификаторах УЕ и местоположении УЕ в ЗБМ должна быть не менее 95 % при доверительной вероятности 0,95. 93. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ЯМ, в которых должны быть определены: ▪ границы и структура ЗБМ; ▪ места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (хранилище, установка, рабочие места); ▪ характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ; ▪ КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений; ▪ СКД; ▪ процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в данной ЗБМ; ▪ процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО; ▪ формы учетной документации (или ссылка на эти формы); ▪ формы отчетной документации (или ссылка на эти формы); ▪ формы всех видов документов - журналов, накладных, требований, нарядов, расписок (или ссылка на эти формы), оформляемых при каждой операции при передаче ЯМ. По каждому документу указываются количество экземпляров, подписи, место хранения. 94. Любые потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований, с учетом требований главы IV настоящих Правил. 95. Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми необходимо заключить договоры о материальной ответственности. 96. Передача ЯМ от материально ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально. 97. Передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально с указанием наименований продуктов, видов ЯМ. Процедуры оперативно-технического учета должны обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений параметров (характеристик) продуктов. 98. Постановка на учет обнаруженного неучтенного ЯМ должна быть осуществлена на основании учетных измерений, выполненных для обнаруженного неучтенного продукта, оформления учетных документов в соответствии с рекомендациями (заключением) комиссии, расследовавшей факт обнаружения неучтенного ЯМ. 99. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ в подразделении (в ЗБМ) проводится по утвержденным инструкциям, методикам, положениям, которые включают в себя описание следующих мероприятий: ▪ проверки соблюдения требований по учету и контролю ЯМ в подразделении и в ЗБМ; ▪ проверки полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета; ▪ проверки функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в ЗБМ); ▪ проверки ведения учетной и отчетной документации; ▪ сверки (полной или выборочной) данных учетных и отчетных документов; ▪ проверки порядка организации и проведения физических инвентаризаций и подведения баланса ЯМ; ▪ проверки порядка применения СКД; ▪ проверки наличия ЯМ в местах их нахождения, выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, проведения подтверждающих измерений; ▪ проверки наличия и качества методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего; ▪ проверки процедур оценки потерь ЯМ; ▪ контроля проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ и принятия необходимых мер; ▪ проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала. 100. По результатам проверки состояния учета и контроля ЯМ, выполненной комиссией или уполномоченным должностным лицом, должен быть составлен акт проверки, в котором необходимо указать обнаруженные недостатки, нарушения в учете и контроле ЯМ и рекомендации по их устранению. Акт должен быть утвержден руководителем службы учёта и контроля ЯМ организации. Во исполнение рекомендаций утвержденного акта проверки должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных недостатков и нарушений. Выполнение мероприятий в установленные сроки должно контролироваться руководителем службы учёта и контроля ЯМ организации. 101. Персонал, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов должен проходить подготовку, переподготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учёта и контроля ядерных материалов*. ______________ * Пункт 5 Статьи 2 Федерального закона от 08.03.2011 № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии». ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 Список сокращенийВОУ - высокообогащенный уран ЗБМ - зона баланса материалов ЗО - зона отчетности ЗРИ - закрытый радионуклидный источник ИР - инвентаризационная разница КТИ - ключевая точка измерений МБО - материально-балансовый отчет МБП - межбалансовый период МВИ - методика выполнения измерений НОУ - низкообогащенный уран ОИК - отчет об изменении инвентарного количества РИ - радионуклидный источник РАО - радиоактивные отходы РВ - радиоактивное вещество СКД - средство контроля доступа СНК - список наличного количества СО - специальный отчет СФНК - список фактически наличного количества УЕ - учетная единица ЯМ - ядерные и специальные неядерные материалы ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 В целях настоящего документа используются следующие термины и определения: Арбитражные (проверочные) измерения - измерения количественных характеристик ЯМ, УЕ, которые проводятся в случае обнаружения аномалий. Атрибутивные признаки - признаки объекта, допускающие их проверку средствами визуального и (или) инструментального контроля. Вид ядерных материалов - совокупность ЯМ, параметры которых находятся в области, устанавливаемой Госкорпорацией «Росатом» и (или) эксплуатирующей организацией. Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20 % по изотопу урана-235. Документально зарегистрированное количество ядерного материала - значение количества ЯМ, находящегося в данное время в ЗБМ, ЗО организации, определенное по имеющимся учетным данным. Закрытый радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан. Ключевая точка измерений - место в ЗБМ, где проводятся учетные и (или) подтверждающие измерения. Межбалансовый период - промежуток времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями. Нарушения в учете и контроле ядерных материалов - ошибки в учетных и/или отчетных документах, не приведшие к аномалиям в учете и контроле ЯМ; повреждения пломб; несоответствие атрибутивных признаков УЕ зарегистрированным данным; несоответствие порядка производства, использования, передач ЯМ, размещения УЕ требованиям нормативных документов. Низкообогащенный уран - уран с обогащением, большим 0,73 %, но менее 20 % по изотопу урана-235. Оперативно-технический учет - учет продуктов в технологическом процессе, основанный на измерениях отдельных параметров продуктов, контроле их переработки и передач в процессе технологических операций между исполнителями работ. Отчетные данные - данные о продуктах и ЯМ, непосредственно (без пересчета) используемые для составления отчетных документов ЗБМ, ЗО организации. Партия материала (учетная партия) - совокупность (порция) ЯМ (продукта), содержащаяся в одной или нескольких УЕ, технологическом оборудовании, количественный и (или) качественный состав которого в целях учета и контроля определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах. Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных УЕ, партий ЯМ. Потери ядерных материалов - уменьшение количества ЯМ в ЗБМ, обусловленное сбросами и выбросами жидких и газообразных продуктов, потерями продуктов в результате аварий, утрат. Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ. Подразделяются на системы наблюдения и пломбы. Учетная единица - объект, содержащий ЯМ, имеющий индивидуальный атрибутивный признак или индивидуальную совокупность атрибутивных признаков, параметры которого зарегистрированы в учетных документах, а целостность подтверждена мерами контроля доступа с момента регистрации учетных данных. Учетные данные - параметры продуктов, ЯМ, атрибутивные признаки УЕ, используемые для сбора и хранения в рамках ведения учета. Учетные измерения - измерения характеристик ЯМ, продуктов, результаты которых используются для определения данных, регистрируемых в учетных документах. Фактически наличное количество ядерного материала - измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами физической инвентаризации масса ЯМ, фактически имеющегося в наличии в ЗБМ в данное время. Ядерный материал в балк-форме - ЯМ, содержащийся в продукте, не являющемся УЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 ПРИЛОЖЕНИЕ № 4к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 ПРИЛОЖЕНИЕ № 5к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8к Основным правилам учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255
Системы наблюдения за ЯМ включают: ▪ автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения, датчики контроля вскрытия дверей, люков, аварийные сигнализаторы); ▪ технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий. Результаты показаний элементов системы наблюдения должны быть оформлены документально и представлены инвентаризационной комиссии. Если ЯМ представлены в форме УЕ, целостность которых при нахождении в ЗБМ на МБП обеспечена их конструкцией (например неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ЯМ, покрытые оболочками, в результате чего ЯМ не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек), и может быть подтверждена (визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ЯМ при расчете объема выборки подтверждающих измерений используются параметры обнаружения, аналогичные применяемым к УЕ, которые оснащены пломбами. СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |