| |||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ Требования к архитектуре, функциям
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М телематика» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 888-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание ГОСТ Р 54727-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ Требования к архитектуре, функциям и решаемым
задачам системы Global navigation satellite system.
Supervisory control systems special vehicles of municipal services Дата введения - 2012-09-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления специальным автомобильным транспортом муниципальных служб, созданные на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС). Настоящий стандарт устанавливает требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам систем диспетчерского управления транспортом по уборке улиц, находящихся в ведении органов местного самоуправления. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения ГОСТ Р 51870-2002 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51870, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, ГОСТ 34.003, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 система диспетчерского управления транспортом по уборке улиц: Автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения на предприятиях, предоставляющих услуги по уборке улиц. 3.2 улица: Элемент дороги, обустроенный и используемый для движения транспортных средств и пешеходов, находящийся в пределах населенных пунктов. 3.3 содержание улиц: Выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении улицы комплекс работ по уходу за состоянием проезжей части улицы, тротуаров и пешеходных дорожек, пунктов остановки общественного транспорта, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению улицы. 3.4 уборка улиц: Комплекс мероприятий, выполняемый в течение всего года (с учетом сезона), по содержанию улиц в состоянии, необходимом для обеспечения бесперебойного и безопасного движения. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование; ГСМ - горюче-смазочные материалы; ПТК - программно-технический комплекс; СДУ ТУУ - система диспетчерского управления транспортом по уборке улиц; ТС - транспортное средство; GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки. 5 Основные положения5.1 СДУ ТУУ предназначена для автоматизации деятельности органов местного самоуправления, курирующих сферу уборки улиц, и предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц. 5.2 На уровне органов местного самоуправления внедрение СДУ ТУУ должно осуществляться с целью: - оптимизации и повышения обоснованности использования бюджетных средств органов местного самоуправления в рамках реализации работ по контрактам на предоставление услуг по уборке улиц; - содержания улиц в функциональном состоянии; - повышения безопасности дорожного движения за счет обеспечения контроля выполнения работы предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц. 5.3 На уровне предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц, внедрение СДУ ТУУ должно осуществляться с целью: - повышения качества выполнения технологических процессов уборки улиц; - повышения экономической эффективности работы предприятий по уборке улиц; - автоматизации процессов контроля выполнения договорных обязательств по предоставлению услуг по уборке улиц; - повышения безопасности проведения работ по уборке улиц за счет контроля выполнения работ в реальном времени; - повышения экологической безопасности за счет контроля эффективности выполнения и последовательности технологических процессов уборки улиц. 6 Требования к архитектуре системы диспетчерского управления транспортом по уборке улиц6.1 СДУ ТУУ должна создаваться как распределенная автоматизированная навигационно-информационная система, реализуемая на основе многоуровневой архитектуры. 6.2 Архитектура СДУ ТУУ представлена на рисунке 1. Рисунок 1 - Архитектура системы диспетчерского управления транспортом по уборке улиц 6.3 Архитектура СДУ ТУУ включает следующие уровни: - уровень органов местного самоуправления; - уровень предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц; - уровень сбора данных; - уровень объектов мониторинга. 6.4 Состав элементов архитектуры СДУ ТУУ представлен в таблице 1. Таблица 1
7 Требования к решаемым задачам системы диспетчерского управления транспортом по уборке улиц7.1 СДУ ТУУ должна обеспечивать решение следующих задач. 7.1.1 На уровне органов местного самоуправления: - формирование маршрутной сети, согласование планов работ и маршрутов движения транспортных средств предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц; - получение отчетной информации о функционировании предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц, и выполнении ими условий договоров на оказание услуг в сфере уборки улиц для контроля выполнения работ; - информационное взаимодействие с навигационно-информационными системами региональных и федеральных органов исполнительной власти. 7.1.2 На уровне предприятия, предоставляющего услуги по уборке улиц: - накопление, анализ и обобщение информации о движении транспорта по уборке улиц; - экспорт в информационно-аналитическую подсистему органа местного самоуправления маршрутной сети, маршрутов движения, отчетных данных о работе транспорта по уборке улиц в соответствии с регламентом информационного взаимодействия; - автоматизированное планирование работы предприятия, в том числе: - формирование контрольных зон; - формирование маршрутных заданий; - оперативное управление автотранспортом; - формирование отчетной информации; - автоматизированное формирование путевых листов установленных образцов; - планирование задействования транспортных средств; - ведение реестра мест размещения сооружений для складирования снега (сухие снежные свалки, речные свалки); - ведение реестра размещения баз для приготовления и складирования технологических материалов; - автоматический контроль выполнения маршрутных заданий; - контроль расхода неслеживающейся и пескосоляной смеси для обработки дорожных покрытий; - контроль качества оказываемых услуг и безопасности эксплуатации транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, выполняемых в рамках заключенных договоров; - контроль нецелевого использования транспорта по уборке улиц; - контроль расхода ГСМ и работы навесного оборудования. 7.2 Решение задач СДУ ТУУ должно осуществляться с использованием современных навигационных, телекоммуникационных и информационных технологий и современной схемотехнической базы. Для пространственного позиционирования автомобильного транспорта по уборке улиц должна использоваться глобальная навигационная спутниковая система. 8 Требования к функциям системы диспетчерского управления транспортом по уборке улиц8.1 Функции системы диспетчерского управления транспортом по уборке улиц реализуются ее подсистемами и направлены на решение задач, указанных в разделе 7. 8.2 Функции информационно-аналитической подсистемы СДУ ТУУ уровня органов местного самоуправления 8.2.1 Функции ПТК контроля выполнения работ по уборке улиц, осуществляющихся на договорной основе: - импорт маршрутной сети, маршрутных заданий, отчетных данных о работе транспорта по уборке улиц; - расчет объемов выполненных работ по уборке улиц; - контроль выполнения работ по уборке улиц в соответствии с контрактами предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц; - контроль соблюдения выполнения работ по уборке улиц согласно приоритетности улиц; - контроль состояния объектов инфраструктуры (мест размещения снежных свалок, пунктов выгрузки смета, складов с пескосоляной смесью и химическими реагентами, заправок водой поливо-моечных машин) по уборке улиц; - контроль технологических процессов уборки улиц на территории ответственности органов местного самоуправления при резких изменениях погодно-климатических условий; - контроль технологического цикла уборки улиц; - оповещение о нештатных обстоятельствах, произошедших во время уборки улиц; - проведение анализа и обобщение информации о состоянии работ по уборке улиц: - оценка работы отдельным предприятием и всех предприятий в целом в режиме реального времени; - анализ и обобщение данных по выполнению требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по уборке улиц; - анализ эксплуатационной готовности предприятий; - накопление, анализ и обобщение информации о функционировании предприятий. 8.2.2 Функции средств информационного обмена СДУ ТУУ: - обеспечение информационного взаимодействия между ПТК контроля выполнения работ по уборке улиц, осуществляющихся на договорной основе, и ПТК планирования и контроля применения транспорта по уборке улиц; - обеспечение информационного взаимодействия между ПТК телематического сервера и ПТК контроля выполнения работ по уборке улиц, осуществляющихся на договорной основе; - обеспечение информационного взаимодействия между ПТК контроля выполнения работ по уборке улиц, осуществляющихся на договорной основе, и навигационно-информационными системами региональных и федеральных органов исполнительной власти. 8.3 Функции информационно-управляющей подсистемы СДУ ТУУ уровня предприятий, предоставляющих услуги по уборке улиц 8.3.1 Функции ПТК планирования и контроля применения транспорта по уборке улиц 1) Составление маршрутов движения ТС в соответствии с планом-графиком и требованиями руководящих документов при выполнении работ по уборке улиц. 2) Ведение специализированных зон контроля выполнения работ по уборке улиц: - зоны маршрутов движения транспорта по уборке улиц; - зоны выполнения работ транспорта по уборке улиц; - места размещения снежных свалок, пунктов выгрузки смета, складов с пескосоляной смесью и химическими реагентами, заправок водой поливомоечных машин, разрешенные места заправок транспорта по уборке улиц. 3) Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное и оперативное планирование использования транспорта по уборке улиц и выполнения договорных обязательств предприятия, оказывающего услуги по уборке улиц: - долгосрочное - планирование работы ТС на месяц (кроме зимнего (осенне-зимнего) периода сезонной эксплуатации); - среднесрочное - планирование работы ТС на неделю (кроме зимнего (осенне-зимнего) периода сезонной эксплуатации); - краткосрочное - планирование работы ТС на сутки; - оперативное планирование - оперативный ввод изменений в суточный график в связи с невыходом ТС на линию или его неисправностью, а также при резких изменениях погодно-климатических условий; - планирование задействования водителей ТС предприятия с соблюдением установленных режимов труда и отдыха. 4) Предоставление данных о текущей и архивной мониторинговой информации, а также данных о состоянии транспорта и выполняемых операциях по уборке улиц: - работа навесного оборудования транспорта по уборке улиц; - местоположение транспорта по уборке улиц; - скорость транспорта по уборке улиц; - направление движения транспорта по уборке улиц; - раздельный расход топлива на пробеги на работу навесного оборудования транспорта по уборке улиц; - возникновение нештатных и аварийных ситуаций на транспорте по уборке улиц; - выполнение маршрутных заданий транспортом по уборке улиц в реальном масштабе времени. 5) Оперативное управление работой ТС предприятия, оказывающего услуги по уборке улиц: - оперативное снятие ТС с маршрута с возможностью создания нового суточного плана с подсветкой уже пройденных зон и выполненных работ; - быстрый доступ к соответствующему путевому листу непосредственно с формы расписаний; - протоколирование действий диспетчера; - гибкая система формирования суточных планов/расписаний, как на основе существующих маршрутов и договоров, так и разовые задания без привязки к договорам. 6) Автоматизация заполнения и учета путевых листов: - автоматизированное ведение журнала путевых листов с учетом реального пробега и расхода топлива поданным навигационной системы; - автоматизированное формирование путевых листов установленных форм. 7) Контроль в режиме реального времени: - автоматический контроль выполнения суточных планов и маршрутных заданий водителями ТС; - автоматический контроль качества оказываемых услуг и безопасности эксплуатации ТС; - автоматическая фиксация фактов нецелевого использования транспорта и выдача предупреждающих сообщений; - контроль состояния транспорта по уборке улиц; - автоматическая фиксация выгрузки смета и снега вне разрешенных зон. 8) Контроль технического состояния транспорта по выполнению планов его использования и договорных обязательств предприятия, оказывающего услуги по уборке улиц. 9) Контроль расхода ГСМ на транспорте по уборке улиц. 10) Оповещение диспетчера о необходимости замены ТС на маршруте в случае возникновения аварийной или нештатной ситуации. 11) Организация в СДУ ТУУ голосовой связи «диспетчер-водитель». 12) Анализ и обобщение информации о состоянии, движении и работе транспорта по уборке улиц: - оценка работы отдельного ТС и автопарка в целом в режиме реального времени; - анализ и обобщение данных по выполнению договорных обязательств по каждому договору (контракту); - анализ расхода топлива по маркам ТС и видам навесного оборудования; - анализ эксплуатационной готовности автотранспорта предприятия; - накопление, анализ и обобщение информации о движении транспорта по уборке улиц и работе навесного оборудования; - накопление и анализ данных о проблемных местах (блокирование мест размещения снежных свалок, пунктов выгрузки смета, складов с пескосоляной смесью и химическими реагентами, заправки водой поливомоечных машин и т. д.). 13) Предоставление отчетов в СДУ ТУУ Отчеты о выполненных работах: - плановых и фактических; - разгрузке ТС вне разрешенных зон; - выполнении договорных обязательств; - нецелевом использовании транспорта по уборке улиц. Отчеты о тревожных событиях, в том числе: - о блокировании мест размещения снежных свалок, пунктов выгрузки снега, складов с пескосоляной смесью и химическими реагентами, заправок водой поливомоечных машин. Отчет о путевых листах. Отчеты по маршрутным заданиям: - о выполнении назначенных маршрутных заданий; - о посещении ТС (группой ТС) контрольных зон. Отчеты о расходе топлива: - о выполнении нормативов ГСМ; - о расходе топлива, заправках и сливах; - сводный отчет о расходе топлива по маркам; - сводный отчет о работе ТС предприятия. 8.3.2 Функции средств информационного обмена 1) Обеспечение информационного взаимодействия между ПТК телематического сервера и ПТК планирования и контроля применения транспорта по уборке улиц. 2) Обеспечение голосовой связи «диспетчер-водитель» между БНСО и ПТК планирования и контроля применения транспорта по уборке улиц. 3) Обеспечение информационного взаимодействия между ПТК планирования и контроля применения транспорта и ПТК контроля выполнения работ по уборке улиц, осуществляющихся на договорной основе. 8.4 Функции подсистемы сбора первичной мониторинговой информации о движении транспорта по уборке улиц 8.4.1 Функции ПТК телематического сервера СДУ ТУУ 1) Ведение реестра источников мониторинговой информации (БНСО). 2) Ведение реестра получателей информации (подписок). 3) Сбор данных о местоположении и текущем состоянии транспорта по уборке улиц по каналам беспроводной связи, формируемых БНСО в автоматическом режиме в реальном времени. 4) Обработка первичной мониторинговой информации от БНСО. 5) Ведение статистики и формирование отчетности по обработанной мониторинговой информации. 6) Подготовка информации для передачи получателям в соответствии с подписками. 8.4.2 Функции средств информационного обмена Обеспечение информационного взаимодействия между телематическим сервером, БНСО и получателями мониторинговой информации. 8.5 Функции БНСО, установленного на транспорте по уборке улиц 8.5.1 Определение местоположения, скорости и направления движения транспорта по уборке улиц. 8.5.2 Определение состояния систем и компонентов транспорта по уборке улиц с помощью обработки сигналов с цифровых и аналоговых датчиков. 8.5.3 Реагирование в СДУ ТУУ на следующие события: - превышение заданной скорости транспорта по уборке улиц; - пройденный километраж транспорта по уборке улиц; - изменение направления движения транспорта по уборке улиц; - сигналы различных датчиков, подключенных к входам БНСО транспорта по уборке улиц. 8.5.4 Передача результатов определения местоположения, скорости и направления движения транспорта по уборке улиц, а также информации от комплекса контрольных, измерительных, исполнительных и дополнительных устройств, устанавливаемых на транспорте, в ПТК телематического сервера СДУ ТУУ. 8.5.5 Обеспечение возможности передачи в ПТК телематического сервера СДУ ТУУ технологических сообщений о нарушениях, возникших в ходе выполнения технологических процессов по уборке улиц, а также иных нештатных ситуациях. 8.5.6 Обеспечение в СДУ ТУУ двухсторонней голосовой связи между водителем и диспетчером Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации, система диспетчерского управления, транспорт по уборке улиц, архитектура, функции, решаемые задачи
| |||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |