| ||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ Назначение, состав и характеристики бортового Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М телематика» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 885-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р 54724-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ Назначение, состав и характеристики бортового Global navigation satellite system.
Systems of dispatching management of cargo motor transport. Дата введения - 2012-09-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС). Настоящий стандарт устанавливает назначение и требования к составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 диспетчерское управление: Централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи. 3.2 грузовое транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: АТТ - абонентский телематический терминал; БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование; ГТС - грузовое транспортное средство; УКВ - ультракороткие волны; GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки; GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования; GSM - стандарт мобильной сотовой связи; Wi-Max - телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств; Wi-Fi - телекоммуникационная технология беспроводной связи. 5 Основные положения5.1 БНСО является элементом системы диспетчерского управления грузовыми перевозками и предназначено для оснащения грузового транспортного средства. 5.2 БНСО включает в свой состав абонентский телематический терминал и бортовое оборудование, состоящее из специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов, устанавливаемых на контролируемом ГТС и на элементах перевозимого груза в зависимости от их конструкции, характера и специфики выполняемых перевозок, а также задач, реализуемых в составе системы диспетчерского управления грузовыми перевозками. 5.3 Абонентский телематический терминал является обязательным элементом БНСО и должен обеспечивать определение текущего местоположения ГТС и параметров его движения, обмен данными с дополнительным оборудованием БНСО, взаимодействие с телематическим сервером системы диспетчерского управления грузовыми перевозками в части обмена мониторинговой и технологической информацией. 6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования6.1 Установленное на борту грузового транспортного средства БНСО должно обеспечивать решение следующих задач с использованием технологий связи и спутниковой навигации: - контроль местоположения грузового транспортного средства; - контроль расхода топлива; - обеспечение голосовой связи «диспетчер-водитель»; - контроль технического состояния ГТС путем сбора телеметрической информации от специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов; - оперативная передача (автоматически и/или водителем) сигнала в диспетчерский пункт (центр) о возникновении нештатных и аварийных ситуаций («сигнал бедствия»); - автоматическая передача мониторинговой информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью; - запись мониторинговой информации в энергонезависимую память БНСО («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи; - определение пройденного расстояния по данным спутниковой навигации (виртуальный одометр). 6.2 БНСО может дополнительно обеспечивать решение следующих задач на борту ГТС с использованием современных информационных технологий: - контроль наличия и состояния перевозимого груза (при условии оснащения груза соответствующим оборудованием); - управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с видеокамер (в режиме фотографий и/или в режиме реального времени); - управление приемом, накоплением и передачей звуковой информации с внутрисалонных микрофонов; - контроль показаний электронного тахографа; - обмен технологической информацией и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом грузового автомобильного транспорта; - автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей БНСО. 7 Состав бортового навигационно-связного оборудования7.1 Состав БНСО определяется типом перевозок, которые осуществляет ГТС, и характером задач диспетчерского управления. 7.2 Состав БНСО может быть разным в зависимости от следующих типов перевозок: - городские; - пригородные; - междугородние; - международные. 7.3 В состав БНСО в зависимости от функциональных задач диспетчерского управления могут входить следующие устройства и подсистемы: - абонентский телематический терминал; - подсистема ввода/вывода информации; - подсистема контроля наличия и состояния груза; - подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок. 7.4 В минимальной конфигурации функции БНСО выполняет абонентский телематический терминал. 7.5 Абонентский телематический терминал должен включать в свой состав следующие модули: - навигационный; - связи; - обработки информации; - электропитания. 7.5.1 Навигационный модуль должен обеспечивать определение местоположения, направления движения и скорости ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS. 7.5.2 Модуль связи должен обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналам передачи данных GSM/GPRS. В подсистему связи опционально могут входить модули передачи данных по сетям УКВ, Wi-Fi, Wi-Max и каналам спутниковой связи. 7.5.3 Модуль обработки информации должен обеспечивать сбор и обработку: - навигационной информации о местоположении, направлении движения и скорости ГТС; - телеметрической информации о состоянии агрегатов и систем ГТС и наличия и состояния перевозимого груза; - мониторинговой и телематической информации для обеспечения информационного обмена с диспетчерским пунктом (центром). 7.5.4 Модуль электропитания должен обеспечивать электропитание устройств АТТ от бортовой электросети ГТС или их автономное электропитание. 7.6 Бортовой контроллер должен обеспечивать централизованное управление расширенным составом устройств и подсистем БНСО. 7.7 Подсистема ввода/вывода информации должна обеспечивать ввод, обработку и представление всех видов информации и содержать следующие модули: - голосовой связи «диспетчер-водитель», состоящей из микрофона и громкоговорителя; - дисплей; - передачи «сигнала бедствия» от встроенного в корпус БНСО или размещаемого отдельно с обеспечением потайной установки устройства подачи сигнала (кнопки). 7.8 Подсистема контроля состояния ГТС должна обеспечивать измерение параметров состояния его агрегатов и конструктивных элементов и содержать следующий минимальный набор устройств: - датчик включения зажигания; - датчик уровня топлива (опционально); - адаптер для подключения к CAN-шине ГТС (опционально); - датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально); - датчик напряжения бортовой электросети (опционально); - датчик открывания/закрывания дверей (опционально); - сопряжения с электронным тахографом (опционально); - датчик включения/выключения оборудования (опционально). 7.9 Подсистема контроля наличия и состояния груза должна обеспечивать контроль размещения на ГТС перевозимого груза и измеряемых соответствующими датчиками параметров его состояния (в зависимости от характера груза и ограничений условий его транспортировки) и может содержать следующие модули: - контроля нахождения перевозимого груза на грузовой платформе ГТС; - контроля параметров состояния перевозимого груза (температуры, влажности, перегрузок и др.); - коммутации устройств подсистемы и передачи в БНСО информации контроля состояния перевозимого груза. 7.10 Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна обеспечивать контроль параметров жизнеобеспечения водителя и состояния ГТС и может содержать следующие модули: - мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления); - энергонезависимой памяти («черный ящик») для хранения информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром); - идентификации водителя; - видео- и аудионаблюдения; - контроля и коррекции действий водителя; - контроля физиологического состояния водителя; - формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» (опционально); - резервного электропитания. Примечание - Модуль формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» должен устанавливаться в обязательном порядке после официального начала эксплуатации системы. 8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования8.1 Навигационный модуль АТТ должен обеспечивать определение географических координат ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем с точностью не менее 10 м с вероятностью 0,95. Примечание - Вновь устанавливаемые навигационные модули АТТ должны поддерживать стандарты глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS. 8.2 Технические требования к антенне и приемнику сигналов глобальных навигационных спутниковых систем навигационного модуля определены в ГОСТ Р 52456. 8.3 Технические характеристики модуля связи 8.3.1 В состав модуля связи должно входить оборудование GSM-связи, с поддержкой пакетной передачи данных GPRS для обмена мониторинговой и технологической информацией. 8.3.2 БНСО может дополнительно оснащаться оборудованием связи по каналам УКВ, Wi-Fi, Wi-Max или спутниковой связи. 8.4 Объем энергонезависимой памяти БНСО должен быть не менее 4 Мбайт. 8.5 Электропитание БНСО должно осуществляться от бортовой сети ГТС. Номинальное напряжение электропитания составляет 12 В или 24 В по ГОСТ Р 52230. При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения в бортовой сети, а также защита от переполюсовки и короткого замыкания. Опционально БНСО может содержать оборудование автономного электропитания. При оборудовании БНСО модулем формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудование автономного электропитания БНСО должно устанавливаться в обязательном порядке. 8.6 БНСО должно содержать аналоговые и цифровые интерфейсные устройства для подключения внешних устройств и оборудования ГТС. 8.7 Состав внешних устройств, подключаемых к БНСО: - датчики контроля состояния, обеспечения безопасности и безаварийности ГТС; - модули подсистемы контроля наличия и состояния груза; - цифровые видеокамеры; - адаптер подключения к CAN-шине ГТС. 8.8 Аппаратура устройств и подсистем БНСО может быть выполнена в одном или нескольких конструктивных блоках. 8.9 Микрофон и громкоговоритель модуля голосовой связи «диспетчер-водитель» должны обеспечивать нормальную слышимость и различимость голосовой информации в условиях движения ГТС с закрытыми дверями и окнами кабины водителя. 8.10 Технические характеристики дисплея: - тип индикатора: текстовый или графический с подсветкой, размер матрицы экрана - не менее 240 ´ 128 пикселей; - вид отображаемой информации: текстовый, не менее 4 строк по 20 символов в строке, размер символа - не менее 8 ´ 5 мм; - общее число функциональных кнопок на дисплее - не более 6, включая виртуальные (в случае использования сенсорного индикатора). 8.11 Модули коммутации устройств подсистемы и передачи информации контроля состояния перевозимого груза в зависимости от характера груза и условий его перевозки могут выполняться на основе проводной и/или беспроводной технологии. При применении беспроводной технологии коммутации подключение датчиков и устройств контроля осуществляется в соответствии с протоколом ZigBee. 8.12 Программное обеспечение БНСО и АТТ грузового транспортного средства должно поддерживать процедуры информационного обмена и формирования баз данных системы диспетчерского управления грузовыми перевозками. Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, диспетчерское управление, грузовой автомобильный транспорт, бортовое навигационно-связное оборудование, назначение, состав, характеристики
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |