| |||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ Требования к архитектуре, функциям и решаемым
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственное предприятие «Транснавигация» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 886-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра, замены или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р 54725-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Требования к архитектуре, функциям и решаемым
задачам системы диспетчерского Global navigation satellite system. Дата введения - 2012-09-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, созданные на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС). Настоящий стандарт устанавливает требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам навигационных диспетчерских систем управления специализированным грузовым автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки нефтепродуктов. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52438, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 грузоотправитель: Предприятие, осуществляющее отправку грузов по договору перевозки или без такового для собственных целей или для третьей стороны. 3.2 грузоперевозчик: Предприятие, осуществляющее транспортную операцию по договору перевозки или без такового. 3.3 автоматизированное рабочее место организации перевозчика: Элемент системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления автомобильными транспортными средствами организации перевозчика, предназначенными для перевозки нефтепродуктов. 3.4 автоматизированное рабочее место специалиста контролирующей организации: Элемент системы информационного сопровождения и мониторинга региональных автомобильных перевозок опасных грузов, реализующий функции контроля и надзора за региональными автомобильными перевозками нефтепродуктов. 3.5 система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов планирования, контроля, регулирования региональных перевозок нефтепродуктов. 3.6 средства информационного обмена системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов: Информационно-телекоммуникационные средства в совокупности со средой распространения данных, предназначенные для передачи информации между элементами системы диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: АЗС - автомобильная заправочная станция; АТС - автомобильное транспортное средство; АТП - автотранспортное предприятие; ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД; Госавтодорнадзор - структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; ДТП - дорожно-транспортное происшествие; МВД - Министерство внутренних дел Российской Федерации; МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Ространснадзор - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; УГИБДД - Управление ГИБДД; ЦУКС МЧС - Центр управления в кризисных ситуациях МЧС; GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки; GSM - стандарт мобильной сотовой связи; GPRS - протокол передачи данных в сетях мобильной сотовой связи. 5 Архитектура системыРегиональные системы управления перевозками нефтепродуктов должны включать следующие элементы: - региональное подразделение Госавтодорнадзора; - автотранспортное предприятие; - грузоотправители (нефтебазы); - грузополучатели (автозаправочные станции); - автомобили и автопоезда, перевозящие нефтепродукты; - диспетчерские грузовых автотранспортных предприятий, перевозящих нефтепродукты; - Управления ГИБДД субъектов Федерации, контролирующие перевозки нефтепродуктов; - Центр управления в кризисной ситуации МЧС. Региональное подразделение Госавтодорнадзора осуществляет общий контроль перевозок нефтепродуктов и взаимодействие с оперативными службами при возникновении дорожно-транспортных происшествий или чрезвычайных ситуаций в процессе перевозок. Диспетчерское управление перевозками нефтепродуктов в регионе децентрализованное. Непосредственно оперативное диспетчерское управление перевозками осуществляют диспетчерские центры, развернутые на базе автотранспортного предприятия или на базе предприятия грузоотправителя. Архитектура системы управления перевозками нефтепродуктов с диспетчерским центром на базе автотранспортного предприятия показана на рисунке 1, на базе предприятия грузоотправителя - на рисунке 2. Рисунок 1
-Архитектура системы управления перевозками нефтепродуктов с диспетчерским
центром Рисунок
2 - Архитектура системы управления перевозками нефтепродуктов с диспетчерским
центром 6 Перечень и содержание автоматизируемых функций диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов6.1 Перечень автоматизируемых функций: - планирование перевозок; - контроль процесса перевозок; - регулирование процесса перевозок; - формирование отчетной информации о перевозочном процессе. 6.2 Содержание автоматизированных функций 6.2.1 Планирование перевозок включает в себя: - создание и ведение нормативной базы данных; - создание и сопровождение электронной карты местности; - формирование специализированных слоев маршрутной сети, содержащих плановые маршруты движения с учетом запрещенных для въезда зон; - организацию доступа контролирующих органов к информации маршрутов движения; - создание в электронном виде сменно-суточных заданий и графика выпуска автомобилей и автопоездов из автотранспортного предприятия; - формирование и печать заданий водителям транспортных средств с приложением фрагмента карты местности с нанесенной трассой установленного маршрута движения. 6.2.2 Контроль процесса перевозок включает в себя: - контроль и регистрацию выпуска транспортных средств на линию; - фиксацию и формирование в автоматизированном режиме сообщений о нарушениях на выпуске; - формирование по запросу оперативных справок о выпуске транспортных средств (план/факт) на момент запроса, в том числе по объектам погрузки транспортных средств; - контроль прибытия транспортных средств на пункты погрузки/разгрузки; - фиксацию и формирование в автоматизированном режиме сообщений о нарушениях, связанных с прибытием транспортных средств на пункты погрузки/разгрузки; - контроль длительности простоя транспортных средств под погрузкой/разгрузкой; - фиксацию и формирование в автоматизированном режиме сообщений о нарушениях установленной продолжительности простоя транспортных средств под погрузкой/разгрузкой; - формирование оперативных справок о состоянии процессов погрузки/разгрузки на момент запроса, в том числе по объектам погрузки/разгрузки; - непрерывное определение местоположения машин на линии; - непрерывный контроль нахождения транспортных средств на установленном маршруте; - фиксацию и формирование в автоматическом режиме сообщений о нарушениях установленного маршрута движения; - контроль установленного скоростного режима движения транспортных средств на маршрутах; - фиксацию и формирование в автоматическом режиме сообщений о нарушениях установленного скоростного режима движения; - контроль установленного режима труда и отдыха водителей в процессе движения транспортных средств на маршрутах; - учет и контроль факта прибытия транспортных средств в заданные пункты погрузки/разгрузки; - регистрацию отклонений от установленного режима движения, маршрута движения и формирование сообщений об отклонении; - регистрацию сходов, простоев и возвратов транспортных средств; - формирование в автоматизированном режиме сообщений и вывод оперативных справок обо всех нарушениях работы на линии; - отображение движения транспортных средств на электронной карте или схеме; - формирование оперативных справок о состоянии процесса перевозок (число транспортных средств под погрузкой, число транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, число транспортных средств под разгрузкой) в различных разрезах; - контроль параметров состояния перевозимого груза; - визуальное и звуковое оповещение диспетчера о наступлении определенных событий: срабатывание датчиков, выход параметров состояния груза за установленные пределы; - формирование сообщений водителю транспортного средства о выходе параметров состояния груза за установленные пределы; - контроль процесса перевозки нефтепродуктов подразделением Госавтодорнадзора, региональными подразделениями УГИБДД, ЦУКС МЧС на основе предоставления доступа к базе данных диспетчерской системы и обеспечения возможности контроля процесса перевозки в реальном времени. 6.2.3 Регулирование процесса перевозок включает в себя: - корректировку наряда при обнаружении отклонений по фактическим данным, при необходимости - включение в наряд резервных транспортных средств и водителей; - подключение резервных транспортных средств при сходах и недовыпусках; - переключение транспортных средств со своих маршрутов на маршруты сошедших транспортных средств при отсутствии резервных. 6.2.4 Формирование отчетной информации о перевозочном процессе включает в себя: - формирование отчетов о выполненных рейсах (план/факт), объемах перевозок (план/факт) за сутки и нарастающим итогом с начала отчетного периода: - по пунктам погрузки; - по пунктам разгрузки; - по транспортным средствам; - по водителям; - формирование отчетов по расходу топлива за сутки и нарастающим итогом с начала отчетного периода: - по водителям; - по транспортным средствам; - по виду топлива; - формирование отчетов о нарушениях скоростного режима с указанием места (семантическая информация географической информационной системы), времени, продолжительности нарушения и максимальной скорости в процессе нарушения; - отображение по запросу в картографической форме места нарушения скоростного режима водителем транспортного средства с указанием времени, продолжительности нарушения и максимальной скорости в процессе нарушения. 7 Основные действия системы управления при возникновении непредвиденных обстоятельств в процессе перевозокНепредвиденные обстоятельства транспортного характера, которые могут возникнуть в процессе перевозок, можно разделить на следующие категории: - отказ инфраструктуры; отказ транспортного персонала; - отказ транспортных средств; - проблемы на дорогах. В таблице 1 дано описание непредвиденных обстоятельств и возможные действия системы управления перевозками нефтепродуктов. Таблица 1 - Действия системы управления перевозками нефтепродуктов при возникновении непредвиденных обстоятельств 8 Действия системы при возникновении дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций8.1 Действия системы при возникновении дорожно-транспортного происшествия Бортовое навигационно-связное оборудование (см. ГОСТ Р 54024), устанавливаемое на транспортном средстве, должно обеспечивать возможность вызова на голосовую связь диспетчера системы нажатием одной кнопки. В составе бортового навигационно-связного блока должна быть предусмотрена кнопка сигнала бедствия. Водитель транспортного средства при возникновении ДТП и невозможности вести голосовые переговоры с диспетчером системы должен иметь техническую возможность передачи сигнала бедствия. Сигнал бедствия должен немедленно поступить на терминал диспетчера системы и дублироваться на терминале специалиста регионального подразделения Госавтодорнадзора, отвечающего за взаимодействие с оперативными службами. Диспетчер системы, получив сообщение, уточняет следующие данные: - где произошла авария - название местности, название улицы, дороги; - что произошло - описание ДТП со слов водителя; - фамилия водителя. Диспетчер системы должен принять сообщение и вызвать специалистов в зависимости от места происшествия регионального или муниципального отделения УГИБДД. Диспетчер системы должен иметь техническую возможность обеспечения прямых переговоров водителя с представителем УГИБДД или специалистом предприятия грузоотправителя, направляемым для ликвидации последствий аварии. Полная информация о ДТП (местоположение транспортного средства, характер дорожно-транспортного происшествия, количество и вид перевозимых нефтепродуктов) передается в Ространснадзор. Специалисты регионального подразделения Госавтодорнадзора, грузоотправителя, оперативной службы, принявшие сообщение о дорожно-транспортном происшествии, должны иметь техническую возможность визуализации местоположения транспортного средства на электронной карте, получения справки о грузе, перевозимом в данной ездке, а также получения информации грузоотправителя плана действий в аварийной ситуации о мероприятиях, которые необходимо провести в случае чрезвычайной ситуации. Все переговоры должны фиксироваться в системе с возможностью неоднократного повторного прослушивания с отображением местоположения на электронной карте местности. На рисунке 3 представлена общая схема взаимодействия в системе при возникновении дорожно-транспортного происшествия в регионе. Рисунок
3 - Общая схема взаимодействия в системе при возникновении 8.2 Действия системы при возникновении чрезвычайной ситуации Система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов должна иметь высокую функциональную готовность, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации в любой момент времени обеспечить поддержку мероприятий по устранению ее последствий. Первичную информацию о возникновении чрезвычайной ситуации передает водитель, как указано в 8.1. Для принятия необходимых мер в сообщении о чрезвычайной ситуации должны содержаться следующие данные: - где произошла авария - название местности, название улицы, дороги; - что произошло - (например, нарушение целостности цистерны); - какие нефтепродукты, загруженные на АТС, проникли наружу и их количество; - текущее состояние возникшей чрезвычайной ситуации, прогноз ее развития. Действия системы зависят от того, где возникла чрезвычайная ситуация: на региональном или муниципальном уровне. При возникновении чрезвычайной ситуации диспетчер системы должен принять сообщение, вызвать специалистов ЦУКС МЧС региона и регионального или муниципального отделения ГИБДД (в зависимости от места происшествия), связаться с грузоотправителем, а также запросить помощь подготовленных специалистов предприятия с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. При необходимости диспетчер системы должен иметь техническую возможность обеспечить прямые переговоры водителя с представителем ГИБДД или специалистом предприятия грузоотправителя, направляемым для ликвидации последствий аварии. Полная информация о чрезвычайной ситуации (местоположение транспортного средства, количество и вид нефтепродуктов) передается в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. На рисунке 4 представлена общая структурная схема взаимодействия в системе при возникновении чрезвычайной ситуации на региональном уровне. Рисунок
4 - Общая структурная схема взаимодействия в системе при возникновении Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, грузовой автомобильный транспорт, диспетчерское управление, перевозки нефтепродуктов, центральная диспетчерская служба
| |||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |