ФТС ЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 062-2000
ТРЕБОВАНИЯ ПО
СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Технический регламент
Подвижной состав железных дорог
Пружины цилиндрические винтовые
Требования по сертификации
Москва
(Измененная редакция, Изм.)
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным унитарным предприятием Всероссийский
научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП
ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.С.
Оганьян, к.т.н.; В.И. Романов; Ю.Д. Расходчиков; А.А. Пономарев; А.А. Рыбалов,
к.т.н.; В.Л. Кидалинский, к.т.н.
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на
федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС
России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России, Департаментом
вагонного хозяйства МПС России, Департаментом пассажирских сообщений МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ
В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от «27» 06 2001 г. № М-1170у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Подвижной состав железных
дорог
Пружины цилиндрические
винтовые
Требования
по сертификации
Дата введения 2001-06-29
Настоящие нормы безопасности
распространяются на пружины цилиндрические винтовые (далее - пружины)
локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС) и
специального подвижного состава (далее - СПС) со скоростями движения до к свыше
160 км/ч и применяются при проведении сертификации в системе сертификации,
созданной федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного
транспорта.
(Новая редакция, Изм.)
Нормы безопасности пружин цилиндрических
винтовых локомотивов, вагонов, МВПС и СПС», эксплуатируемых со скоростями
движения до и свыше 160 км/ч, приведенных в таблице 1. Сведения о нормативных
документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Новая редакция, Изм.)
Требования по обязательной сертификации,
предъявляемые к пружинам цилиндрическим винтовым тележек подвижного состава
железных дорог утверждены заместителем Министра путей сообщения Российской
Федерации В.Н. Пустовым _______________ 2001 г. и приведены в таблице 1.
Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1,
приведены в таблице 2.
Нормы безопасности пружин цилиндрических винтовых
подвижного состава железных дорог, эксплуатируемого со скоростями до и свыше
160 км/ч
Таблица 1
Наименование
сертификационного показателя
|
Нормативные
документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю
|
Нормативное
значение сертификационного показателя
|
Нормативные
документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний)
сертификационного показателя
|
Регламентируемый
способ подтверждения соответствия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
i. Геометрические размеры и параметры
|
|
|
|
|
1.1.
Предельные отклонения на наружные диаметры Dн,
%
|
ГОСТ
1452
|
±
1,5 Dн
|
ГОСТ
1452 (п. 6.1)
ГОСТ
16118 (п. 3.4а)
|
Измерение
|
1.2.
Предельные отклонения на высоту пружины в свободном состоянии, Но,
мм:
|
ГОСТ
1452
|
|
ГОСТ
1452 (п. 6.1)
ГОСТ
16118 (п. 3.5)
|
Измерение
|
от 40 до 70
|
|
|
|
|
св. 70 до 110
|
|
|
|
|
св. 110 до 170
|
|
|
|
|
св. 170 до 240
|
|
|
|
|
св. 240 до 330
|
|
|
|
1
|
св. 330 до 450
|
|
|
|
|
св. 450, %
|
|
|
|
|
1.3. Размеры
конца опорного витка, мм:
|
|
|
ГОСТ
1452 (п. 6.1)
ГОСТ
16118 (п. 3.5)
|
Измерение
|
1.3.1. Высота
при прямоугольной и конической форме оттяжки, без оттяжки, не более
|
ГОСТ
1452
|
0,3d
(d, мм - диаметр прутка)
|
То
же
|
|
1.3.2. Ширина
при формах оттяжки, не менее:
|
ГОСТ
1452
|
|
-»-
|
|
прямоугольной;
|
|
0,3d
|
|
|
конической;
|
|
0,3d
|
|
|
без оттяжки
|
|
0,3d
|
|
|
1.4. Зазоры
между концами опорных витков и рабочими витками пружины в свободном
состоянии, мм, не менее:
|
ГОСТ
1452
|
|
ГОСТ
1452 (п. 6.1)
|
Измерение,
расчёт
|
у пружин
рессорного подвешивания (кроме вагонов);
|
|
0,15а
|
|
|
у пружин
рессорного подвешивания вагонов
|
|
0,1а
(а,
мм - номинальный зазор между рабочими витками)
|
|
|
1.5. Длина
контактной линии между опорными витками и крайними рабочими витками под
статической нагрузкой, мм, не менее
|
ГОСТ
1452
|
0,25D
(D - средний диаметр пружины)
|
ГОСТ
1452 (п.6.4)
|
Измерение,
расчет
|
(для скоростей
свыше 160 км/ч)
|
|
|
|
|
1.6. Отклонения
от перпендикулярности оси пружины относительно опорных плоскостей, %, не
более
|
ГОСТ
1452
|
|
ГОСТ
1452 (п. 6.8)
ГОСТ
16118 (п. 3.9)
|
Измерение,
расчет
|
Для скоростей
свыше 160 км/ч
|
|
|
|
|
для пружин с Н0
£ 150 мм, %
|
|
2Н0
|
|
|
для пружин с Н0
> 150 мм, %
|
|
1,5Н0
|
|
|
1.7. Зазоры между
обработанной поверхностью опорного витка и контрольной плитой, мм, не более
|
ГОСТ
1452
|
|
ГОСТ
1452 (п. 6.9)
ГОСТ
16118 (п. 3.10)
|
Измерение,
расчет
|
при d £ 30
|
|
|
|
|
в остальных
случаях
|
|
0,012
D
0,008
D
(D - средний диаметр пружины, мм)
|
|
|
2. Прогибы и
остаточные деформации от действия нагрузок
|
|
|
|
|
2.1.
Предельные отклонения прогиба (от расчетного прогиба) пружин под статической
нагрузкой, Fрi,
(кроме пружин рессорного подвешивания локомотивов и МВПС), %
|
ГОСТ
1452
|
|
ГОСТ
161 IS (п. 3.13)
|
Испытание,
измерение, расчет
|
2.2.
Предельные отклонения на высоту (от расчётной высоты) под статической
нагрузкой, H1 (для пружин рессорного
подвешивания локомотивов и МВПС),
|
ГОСТ
1452
|
|
ГОСТ
16118 (п. 3.5, 3.13)
|
То
же
|
2.3.
Остаточная деформация:
|
|
|
ГОСТ
1452 (п. 6.10)
|
Испытание,
измерение
|
2.3.1. Разница
значений высоты после 2-х кратного сжатия пробной нагрузкой1) и
третьего сжатия пробной нагрузкой, мм, не более (для скоростей до 160 км/ч
включительно)
|
ГОСТ
1452
|
2,0
|
ГОСТ
16118 (п.п. 3.5, 3.13)
|
2.3.2. Разница
значений высоты после 2-х кратного сжатия пробной нагрузкой и высоты после
выдержки пружины 24 часа под пробной нагрузкой, мм, не более (для скоростей свыше
160 км/ч)
|
ГОСТ
1452
|
2,0
|
То
же
|
То
же
|
3. Требования
к материалу
|
|
|
|
|
3.1. Химический
состав
|
В
соответствии с нормативной документацией на материалы, утверждённой в
установленном порядке
|
В
соответствии с нормативной документацией на материалы, утверждённой в
установленном порядке
|
ГОСТ
12345
ГОСТ
12346
ГОСТ
12347
ГОСТ
12348
ГОСТ
12349
ГОСТ
12350
ГОСТ
12351
|
Химический
анализ
|
3.2.
Твердость:
|
ГОСТ
1452
|
НВ
375 - 444 или HRCэ 41,5 - 48,5
|
ГОСТ
1452 (п. 6.6)
ГОСТ 9012
ГОСТ 9013
ГОСТ
8.064
|
Испытание
|
3.3.
Микроструктура
|
ГОСТ
1452
|
ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87
(шкала 1, шкала 2, прилож. 1)
|
ГОСТ
1452 (п. 6.11)
ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87
(пп. 1, 2)
|
Металлографический
анализ
|
3.4. Глубина
обезуглероженного слоя, мм, не более:
|
|
|
|
|
3.4.1. Общая
глубина обезуглероженного слоя пружин, изготовляемых из горячекатаных прутков
|
ГОСТ
1452
|
2,5d
|
ГОСТ 1763
|
то
же
|
3.4.2. Глубина
обезуглероженного слоя пружин, изготовляемых из горячекатаных прутков с
обточенной или шлифованной поверхностью
|
ГОСТ
14523
|
0,2
при d £
40
(0,5
% d) - частичное обезуглероживание при d > 40) (d, мм - диаметр прутка)
|
ГОСТ 1763
|
Металлографический
анализ
|
4.2. Число циклов
нагружения для серийно выпускаемых пружин с литерой не ниже O1,
не менее
|
ГОСТ
1452
|
0,5´106
|
ГОСТ
1452 (п. 4.17, 5.3.2),
СТ
ССФЖТ ЦТ-ЦВ-ЦЛ 084-2000 (п. 6.3.3.1)
|
Испытания
|
Примечания:
1) Пробная нагрузка:
для «низких» пружин, рассчитанных до полного сжатия (преимущественно
буксовые), равна нагрузке, вызывающей сжатие до соприкосновения витков,
для «высоких» пружин (преимущественно кузовные типа
«flexikoil»), нагрузка, вызывающая напряжения в
пружине, равные пределу текучести стали (τТmin)
|
(Новая редакция, Изм.).
Руководитель Департамента технической политики МПС
России
|
|
B.C.
Наговицын
|
Таблица 2 - Перечень нормативной документации
Обозначение НД
|
Наименование
НД
|
Кем
утвержден
Год
издания
|
Срок
действия
|
Номера
и срок введения принятых изменений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ГОСТ
25.502-79
|
Методы
механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость
|
Госстандарт
1986
|
б/о
|
№
1-12.85
|
ГОСТ
1452-86
|
Пружины
цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава
железных дорог. Технические условия
|
Госстандарт
1986
|
б/о
|
№
1-05.90
№
2-06.94
№
3-04.99
|
ГОСТ 1763-68
|
Сталь. Методы
определения глубины обезуглероженного слоя
|
Госстандарт
1968
|
б/о
|
№
2-11.78
№
3-02.80
№
4-03.90
|
ГОСТ 2590-88
|
Прокат
стальной горячекатаный круглый. Сортамент
|
Госстандарт
1988
|
б/о
|
нет
|
ГОСТ 9012-59
|
Металлы. Метод
измерения твердости по Бринеллю
|
Госстандарт
1959
|
б/о
|
№
1-06.63
№
2-05.79
№
3-10.84
№
4-06.86
№
5-02.90
|
ГОСТ 9013-59
|
Металлы. Метод
измерения твердости по Роквеллу
|
Госстандарт
1959
|
б/о
|
№
1-05.79
№
2-11.84
№
3-05.89
|
ГОСТ
12344-88
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения углерода
|
Госстандарт
1988
|
б/о
|
нет
|
ГОСТ
12345-88
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения серы
|
Госстандарт
1988
|
б/о
|
нет
|
ГОСТ
12346-78
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения кремния
|
Госстандарт
1978
|
б/о
|
№
1-07.80
№
2-01.85
№
3-01.90
№
4-01.92
|
ГОСТ
12347-77
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения фосфора
|
Госстандарт
1977
|
б/о
|
№
1-10.87
|
ГОСТ
12348-78
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения марганца
|
Госстандарт
1978
|
б/о
|
№
1-08.80
№
2-01.85
№
3-01.90
|
ГОСТ
12349-83
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения вольфрама
|
Госстандарт
1983
|
б/о
|
№
1-03.88
|
ГОСТ
12350-78
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения хрома
|
Госстандарт
1978
|
б/о
|
№
1-01.81
№
2-01.85
№
3-10.91
|
ГОСТ
12351-81
|
Стали
легированные и высоколегированные. Методы определения ванадия
|
Госстандарт
1981
|
б/о
|
№
1-07.86
|
ГОСТ
14959-79
|
Сталь
рессорно-пружинная углеродистая и легированная. Технические условия
|
Госстандарт
1979
|
б/о
|
№
1-11.82
№
2-12.85
№
3-12.86
№
4-06.87
№
5-01.91
№
6-02.94
|
ГОСТ
16118-70
|
Пружины
винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения.
Технические требования
|
Госстандарт
1970
|
б/о
|
№
1-08.84
|
П ССФЖТ 01-96
|
Правила
Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
|
МПС России
1996
|
-
|
-
|
СТ ССФЖТ
ЦТ-ЦВ-ЦЛ 084-2000
|
Подвижной
состав железных дорог. Пружины цилиндрические винтовые тележек. Типовая
методика испытаний
|
МПС России
2000
|
-
|
-
|
ЦВ-ЦТ-ВНИИЖТ-ВНИТИ-87
|
Единая шкала
эталонов микроструктур для контроля качества пружин подвижного состава,
изготовляемых по ГОСТ
1452-86
|
МПС России
1987
|
б/о
|
нет
|
Приложение А
(обязательное)
СОГЛАСОВАНО
_____________________________
(руководитель
инспекции
МПС России на
предприятии-
изготовителе
(заявителе)
(при наличии)
_____________________________
(подпись)
(инициалы, фамилия)
«__» ___________ 200__ г.
|
УТВЕРЖДАЮ
_____________________________
(руководитель
предприятия-
изготовителя
(заявителя)
_____________________________
(подпись)
(инициалы, фамилия)
«__» ___________ 200__ г.
|
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
______________________________________________________________________
(тип пружины)
требованиям
___________________________________________________________
(обозначение и наименование нормативных документов)
Обозначение
нд
|
Номер
пункта нд
|
Соответствие
|
Подтверждение
соответствия
|
Обозначение
доказательных документов и материалов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Порядок заполнения таблицы соответствия
Графа 1 Указывают обозначение нормативных
документов.
Графа 2 Указывают по порядку все пункты
НД, которым должна соответствовать пружина.
Графа 3 Проставляют знак «+» при
подтверждении соответствия, знак «-» в случае несоответствия или частичного
несоответствия.
Графа 4 Приводят краткую мотивировку,
доказывающую и подтверждающую соответствие. Сложные мотивирующие тексты могут
быть помещены в отдельном приложении с соответствующей ссылкой в графе 4.
Графа 5 Указывают обозначение и номера
разделов, пункты, страниц доказательных документов и материалов.
Диаметр,
мм
|
Предельные
отклонения при точности прокатки, мм
|
Диаметр,
мм
|
Предельные
отклонения при точности прокатки, мм
|
Б
повышенной
|
В
обычной
|
Б
повышенной
|
В
обычной
|
10
|
|
|
34
|
|
|
11
|
|
|
35
|
|
|
12
|
|
|
36
|
|
|
13
|
|
|
37
|
|
|
14
|
+0,1
|
+0,3
|
38
|
|
|
15
|
-0,5
|
-0,5
|
39
|
|
|
16
|
|
|
40
|
+0,2
|
+0,4
|
17
|
|
|
41
|
-0,7
|
-0,7
|
18
|
|
|
42
|
|
|
19
|
|
|
43
|
|
|
20
|
|
|
44
|
|
|
21
|
|
|
45
|
|
|
22
|
+0,2
|
+0,4
|
46
|
|
|
23
|
-0,5
|
-0,5
|
47
|
|
|
24
|
|
|
48
|
|
|
25
|
|
|
50
|
|
|
26
|
|
|
51
|
|
|
27
|
|
|
52
|
|
|
28
|
|
|
53
|
+0,2
|
+0,4
|
29
|
+0,2
|
+0,4
|
54
|
-1,0
|
-1,0
|
30
|
-0,7
|
-0,7
|
55
|
|
|
31
|
|
|
56
|
|
|
32
|
|
|
58
|
|
|
33
|
|
|
60
|
+0,3
|
+0,5
|
|
|
|
|
-1,1
|
-1,1
|
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение
|
Номера
листов (страниц)
|
Номер
документа
|
Подпись
|
Дата
|
Срок
введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Изменение
|
|
|
|
|
Приложение
№ 4 приказ Минтранс России от 18.07.08 № 111
|
|
07.07.08
|
С
момента публикации д-та
|
|