| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационная технология ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. Часть 1 Общий подход ISO/I
ЕС
19796-1:2005
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения» Сведения о стандарте 1. ПОДГОТОВЛЕН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4 2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 967-ст 4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» (ISO/IEC 19796-1:2005 «Information technology - Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics - Part 1: General approach»), при этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний. Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДГ 5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ Введение Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого совместного Технического комитета «Информационные технологии» (СТК 1) ИСО/МЭК, объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (ПК). В 1999 г. в составе СТК 1 ИСО/МЭК был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке». В составе ПК 36 образованы семь рабочих групп (РГ), разрабатывающих международные стандарты по следующим направлениям: - РГ1 - терминология; - РГ2 - технологии коллективной работы; - РГ3 - информационная поддержка преподавателя; - РГ4 - управление и доставка контента; - РГ5 - обеспечение качества; - РГ6 - международные стандартизированные профили; - РГ7 - культурная/языковая/гуманитарная деятельность. От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа СТК 1 ИСО/МЭК ПК 36 выполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО. Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта: - Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005); - Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009). В стадии разработки следующие три части стандарта: - Часть 2. Гармонизированная модель качества; - Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет); - Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет). Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005, из которого исключен ряд информативных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и гармонизацию с комплексом национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В целях эффективного применения настоящего стандарта в российской системе образования разработано Руководство по применению настоящего стандарта ГОСТ Р 53723-2009, учитывающее его взаимосвязь со второй и третьей частями стандарта и содержащие методические основы для соблюдения основополагающих требований стандарта. ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2011-01-01
4. СокращенияВ настоящем стандарте применены следующие сокращения: АООР - американское общество по подготовке и развитию (American Society for Training and Development - ASTD); АП - анализ потребностей (Needs Analysis - NA); AC - анализ структуры (Framework Analysis - FA); BMK - всеобщий менеджмент качества (Total quality management - TQM); ДИН - германский институт стандартизации (нем. Deutsches Institut fuer Normung - DIN); ЕСКП - европейская система кредитных переводов (European Credit Transfer System - ECTS); ЕФМК - европейский фонд менеджмента качества (European foundation for quality management - EFQM); ИИЭР - институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE); КП - концепция/проект (Conception/design - CD); ПО - процесс обучения (Learning process - LP); OO - оценка/оптимизация (Evaluation/optimization - EO); PE - реализация (Implementation - IM); РИ - разработка/изготовление (Development/production - DP); ЭКК - эталонные критерии качества (Reference quality criteria - RQC); ЭСПК - эталонная структура для описания подходов к качеству (Reference Framework for the Description of Quality Approaches - RFDQ); УИ - уникальный идентификатор.
6. Модель процессаМодель процесса должна быть детально разработана в соответствии с эталонной структурой для описания подходов к качеству (ЭСПК). Модель процесса должна представлять собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству. Эта структура должна применяться как метамодель для детальной разработки подходов к менеджменту качества и обеспечению качества. Для разработки модели процесса и ее процессно-ориентированной структуры могут использоваться следующие подходы. Подход 1. Описание подхода к качеству Выбирают подход к менеджменту качества и обеспечению качества К1. Идентифицируют процессы, соответствующие К1. Описывают К1 в соответствии со структурой, используя категории описания. Подход 2. Сравнение подходов к качеству Выбирают подходы к менеджменту качества и обеспечению качества [К1 ... КN]. Идентифицируют процессы, соответствующие [К1 ... КN]. Описывают [К1 ... КN] в соответствии со структурой, используя категории описания. Определяют метрики для сравнения [К1 ... КN]. Выполняют анализ и сравнение. Подход 3. Гармонизация подходов к качеству Используют подход 2. Объединяют [К1 ... КN] в согласованную модель. На основе реализации указанных подходов должна быть разработана модель процесса, соответствующая выбранному организацией подходу к качеству. Разработанное общее описание модели процесса в виде процессно-ориентированной структуры в последующем должно быть детализировано в соответствии с профилированием требований и критериев для процессов менеджмента и обеспечения качества. 6.1. Дескриптивная модельДля классификации и документирования процессов, составляющих процессно-ориентированную структуру для описания согласованной модели, должна использоваться дескриптивная модель. В таблице 1 представлена унифицированная структура дескриптивной модели, которая может быть использована для описания любого основного процесса. В таблице 1 представлен пример описания основного процесса - «Разработка курса». Таблица 1 - Дескриптивная модель для описания процессов
6.2. Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК)Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) должно соответствовать классификации и структуре процессов и подпроцессов, установленных в [3]. Классификация процессов представлена в таблице 2 и включает семь процессов жизненного цикла для электронного обучения. Таблица 2 - Эталонная структура для описания подходов к качеству (ЭСПК)
6.3. Описание процессовОписание процессов должно выполняться в соответствии с дескриптивной моделью (см. 6.1). В таблицах 3 - 9 приведены примеры описания основных процессов. Таблица 3 - Описание процесса «Анализ потребностей»
Таблица 4 - Описание процесса «Анализ структуры»
Таблица 5 - Описание процесса «Концепция/проект»
Таблица 6 - Описание процесса «Разработка/изготовление»
Таблица 7 - Описание процесса «Реализация»
Таблица 8 - Описание процесса «Процесс обучения»
Таблица 9 - Описание процесса «Оценка/оптимизация»
7. Соответствие требованиям стандартаПринятый организацией общий подход к качеству электронного обучения будет соответствовать требованиям данного стандарта при условии, что для всех процессов и подпроцессов, включенных в структуру модели процесса, разработаны описания, соответствующие эталонной структуре для описания подходов к качеству (ЭСПК). При необходимости модель процесса может быть модифицирована за счет исключения из эталонной структуры отдельных процессов или включения в нее новых процессов, не указанных в данном стандарте, но имеющих важное значение для обеспечения гарантий качества. Описание этих процессов может содержать дополнительные сведения о подпроцессах и элементах данных. В приложениях ДА и ДБ приведена справочная информация, необходимая для более полного понимания требований стандарта.
В совокупности каталог представляет исчерпывающий перечень эталонных критериев качества, необходимых для оценки и сравнения различных видов продуктов с учетом национальной специфики и вариативности форм электронного обучения. Каталог эталонных критериев качества должен служить основой для построения профилей, необходимых для анализа и оценки процессов, включенных в модель процесса. В рамках принятого профиля для отдельных эталонных критериев качества могут быть установлены приоритеты, например, определяющие категорию «обязательные критерии». Кроме того, представленные в каталоге критерии классифицированы на дескриптивные и оценочные, что позволяет более эффективно использовать их для описания и сравнения продуктов и процессов. Профилирование критериев целесообразно выполнять с учетом решаемых типовых задач: - анализ и сравнение продуктов и процессов для электронного обучения; - сертификация продуктов и процессов для электронного обучения. В таблице ДБ.2 в качестве примера приведено описание критерия 5.4.2.4 [3] (раздел 5 - функциональные возможности, подраздел 4 - связь, пункт 2 - асинхронная передача данных, подпункт 4 - поддержка асинхронной связи при использовании возможностей дополнительной публикации для учеников). Таблица ДБ.2 - Описание критерия 5.4.2.4 [3]
Примечание - Настоящий стандарт дополнен приложением ДБ, в которое включены отдельные части из приложения D межгосударственного стандарта и дополнительные пояснения по специфике применения эталонных критериев качества. Приложение ДВ
|
Обозначение ссылочного национального, межгосударственного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта |
IDT |
ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» |
|
IDT |
ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» |
|
IDT |
ИСО 9241-3:1992 «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 3. Требования к визуальному отображению информации» |
|
- |
- |
|
- |
- |
|
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
Таблица ДГ.1
Структура настоящего стандарта |
Структура международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 |
1. Область применения |
1. Область применения |
2. Нормативные ссылки |
- |
3. Термины и определения |
2. Термины и определения |
4. Сокращения |
- |
5. Разработка общего подхода |
- |
5.1. Этапы |
- |
5.2. Принципы и требования |
- |
6. Модель процесса |
3. Модель процесса |
6.1. Дескриптивная модель |
3.1. Дескриптивная модель |
6.2. Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) |
3.2. Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) |
6.3. Описание процессов |
3.2.1. Описание процессов |
7. Соответствие требованиям стандарта |
4. Соответствие требованиям стандарта |
Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству |
- |
Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК) |
- |
Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте |
|
Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 |
- |
- |
Приложение А (информативное) Пояснения по применению модели |
- |
Приложение В (информативное) Модель процесса DIN (DIN PAS 1032-1) |
- |
Приложение С (информативное) Французский кодекс установившейся практики для электронного обучения (AFNOR Z76-001) |
- |
Приложение D (информативное) Эталонные критерии качества (RQC) DIN PAS 1032-1 |
- |
Приложение Е (информативное) Гармонизированная модель менеджмента качества для обучения, образования и подготовки: отображение CELTSC и RFDQ |
- |
Приложение F (информативное) Конкретные цели качества |
- |
Приложение G (информативное) Ссылки |
Библиография |
- |
Примечание - В настоящий стандарт не включены информативные приложения А, В, С, D, Е и F, содержащие элементы зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным. |
Библиография
|
Ключевые слова: качество, менеджмент качества, обеспечение качества, общий подход, образование, обучение и подготовка |