Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

ОДМ 218.1.002-2010

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)

Москва 2010

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН АНО «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса».

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.06.2010 № 385-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Сокращения. 2

4 Общие положения. 2

5 Организация работ по стандартизации. 3

6 Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов Российской Федерации. 6

7 Порядок разработки, экспертизы, регистрации, введения в действие, обновления и отмены отраслевых дорожных методических документов. 13

Библиография. 15

8 Порядок разработки, утверждения, учета, обновления, отмены и согласования стандартов организаций. 19

Приложение А. Форма сводки замечаний и предложений. 21

Приложение Б. Форма титульного листа отраслевого дорожного методического документа. 22

Приложение В. Примеры формулировок наименования отраслевого дорожного методического документа. 22

Приложение Г. Форма страниц отраслевого дорожного методического документа. 22

Приложение Д. Форма первой страницы отраслевого дорожного методического документа. 23

Приложение Е. Форма последней страницы отраслевого дорожного методического документа. 23

Приложение Ж. Форма письма для направления на согласование стандарта организации. 24

Библиография. 24

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по организации проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по порядку разработки, экспертизы, регистрации, издания, согласования, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по разработке, экспертизе, обновлению и отмене документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

3 Сокращения

В настоящем методическом документе применены следующие сокращения:

ТК: Технический комитет по стандартизации.

НИОКР: Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

ОКС: Общероссийский классификатор стандартов.

4 Общие положения

4.1 В соответствии со статьей 11 [1] стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействия соблюдению требований технических регламентов;

- создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействия проведению работ по унификации.

4.2 В соответствии со статьей 12 [1] стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

- добровольного применения документов в области стандартизации;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в п. 4.1 настоящего методического документа;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

4.3 К основным документам технического регулирования, разрабатываемым в дорожном хозяйстве, относятся:

- национальные стандарты Российской Федерации;

- стандарты организаций;

- отраслевые дорожные методические документы.

5 Организация работ по стандартизации

5.1 В соответствии со статьей 14 [1], работы по стандартизации организует и координирует национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации:

- утверждает национальные стандарты;

- принимает программу разработки национальных стандартов;

- организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 44 [1];

- обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

- осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

- создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;

- организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

- участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

- утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

- представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

- обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 [1];

- предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования;

- регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

- принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 486 уполномоченным на исполнение функций национального органа по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

5.2 Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства (далее - Росавтодор):

- взаимодействует с национальным органом по стандартизации в области стандартизации в дорожном хозяйстве;

- координирует работы организаций и предприятий различных видов и форм собственности в области стандартизации продукции, процессов (работ) и услуг в сфере дорожного хозяйства;

- обеспечивает функционирование технического комитета по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 418);

- определяет структурные подразделения, ответственные за проведение работ по стандартизации в дорожном хозяйстве;

- организует разработку и утверждает программы (планы) проведения работ по стандартизации в дорожном хозяйстве;

- участвует в формировании и реализации Программ национальной стандартизации Российской Федерации в пределах своей компетенции;

- организует разработку, рассмотрение, согласование и подготовку к утверждению проектов национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных стандартов, сводов правил в пределах своей компетенции;

- организует работы по пересмотру и отмене действующих национальных стандартов Российской Федерации в пределах своей компетенции;

- устанавливает порядок разработки, рассмотрения, согласования, издания, ведения реестра, обновления и отмены отраслевых дорожных методических документов;

- определяет порядок рассмотрения и согласования стандартов организаций;

- обеспечивает научно-методическую поддержку организаций и общественных объединений в работах по стандартизации в области дорожного хозяйства;

- организует создание и ведение отраслевого информационного фонда технических регламентов и стандартов;

- организует обучение, повышение квалификации специалистов дорожного хозяйства в области стандартизации.

5.3 Технические комитеты по стандартизации создаются на добровольной основе для организации и проведения работ по стандартизации определенных видов продукции, технологий и услуг.

В дорожном хозяйстве действует Технический комитет по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 418). В соответствии с «Положением о ТК 418» к основным задачам и функциям деятельности ТК 418 относятся следующие:

- взаимодействие с техническими комитетами, осуществляющими работы по стандартизации в смежных областях деятельности;

- сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и зарубежными организациями по стандартизации, в том числе подготовка заключений на проекты стандартов, участие в заседаниях технических органов различных организаций по стандартизации (в соответствии с компетенцией);

- разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации в дорожном хозяйстве;

- разработка, рассмотрение, согласование, организация и проведение публичного обсуждения, подготовка к утверждению проектов и ведение реестра новых национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных стандартов, методических и других документов в соответствии с закрепленной областью деятельности;

- организация и проведение экспертизы проектов документов в области стандартизации дорожного хозяйства;

- разработка или участие в разработке международных стандартов по тематике ТК 418;

- содействие прямому применению международных стандартов и гармонизации с ними национальных стандартов Российской Федерации;

- обеспечение гармонизации норм национальных стандартов Российской Федерации с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

- пересмотр действующих национальных стандартов, подготовка изменений к ним и предложений по отмене устаревших;

- оказание научно-технической помощи при решении вопросов, связанных с разработкой и применением стандартов, а также вопросов, возникающих вследствие неоднозначной трактовки требований действующих и вводимых стандартов;

- содействие через стандартизацию ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве и утилизации продукции, оказании услуг для дорожного хозяйства;

- накопление проблемно ориентированных баз и банков данных, создание экспертных систем с информированием по запросам заинтересованных юридических и физических лиц о состоянии стандартизации в области дорожного хозяйства, формирование актуализированного фонда стандартов, организация их распространения;

- обучение, повышение квалификации специалистов дорожного хозяйства и смежных отраслей в области технического нормирования.

5.4 Научные, инженерные, общественные организации:

- привлекаются для развития приоритетных направлений стандартизации в дорожном хозяйстве;

- участвуют в подготовке программ (планов) проведения работ по стандартизации в дорожном хозяйстве;

- проводят рассмотрение проектов документов в области стандартизации на соответствие современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики с подготовкой заключений;

- разрабатывают документы в области стандартизации;

- участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации;

- участвуют в проведении обучения, повышения квалификации специалистов дорожного хозяйства в области стандартизации.

5.5 Организации субъектов хозяйственной деятельности:

- устанавливают приоритетные направления деятельности организации по стандартизации;

- внедряют в деятельность своей организации национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, отраслевые дорожные методические документы;

- участвуют в разработке национальных стандартов, отраслевых дорожных методических документов;

- разрабатывают, утверждают, согласовывают, обновляют и отменяют стандарты своей организации;

- подготавливают предложения в программы по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

- создают, ведут и актуализируют фонд документов в области стандартизации, необходимых для деятельности организации.

Для выполнения работ по стандартизации организация может создавать структурное подразделение, ответственное за проведение работ по стандартизации.

6 Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов Российской Федерации

6.1 Общий порядок разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов Российской Федерации установлен статьей 16 [1] и ГОСТ Р 1.2. Построение, изложение, оформление и содержание проектов национальных стандартов осуществляется по ГОСТ Р 1.5.

6.2 Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Взаимодействие с разработчиками проектов национальных стандартов осуществляется Росавтодором в ходе выполнения научно-исследовательских работ по Плану НИОКР.

6.3 При разработке проекта национального стандарта разработчик использует или учитывает:

- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

- прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран;

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке данного национального стандарта.

6.4 Разработчик готовит первую редакцию проекта национального стандарта, пояснительную записку к ней и подготавливает уведомление о разработке национального стандарта по ГОСТ Р 1.13, которое направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулирование).

Уведомление о разработке национального стандарта содержит следующую информацию:

- Сведения о разработчике (наименование организации с указанием организационно-правовой формы, место нахождения или ФИО физического лица, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность).

- Сведения об объекте стандартизации с указанием кодов ОКС (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования).

- Наименование проекта национального стандарта.

- Положения, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов.

- Срок публичного обсуждения (в месяцах).

- Адрес, по которому осуществляется прием замечаний по проекту (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты).

- Адрес, по которому можно получить копию проекта национального стандарта (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты, сайт в сети Интернет).

Разработчик национального стандарта обеспечивает доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик может разместить проект национального стандарта на своем сайте.

В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают:

- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов или информацию о разработке стандарта без включения в программу;

- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента);

- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности - результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности);

- сведения о соответствии проекта стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта - мотивированное обоснование этого решения;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными (принятыми) ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (прекращению применения на территории Российской Федерации);

- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры);

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;

- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).

Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

6.5 В течение срока публичного обсуждения разработчик составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения и подготавливает уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта. При этом минимальный срок публичного обсуждения проекта национального стандарта составляет два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта (по ГОСТ Р 1.13) опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулирование) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта содержит следующую информацию:

- Сведения о разработчике (наименование организации с указанием организационно-правовой формы, место нахождения или Ф. И. О. физического лица, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность).

- Сведения об объекте стандартизации с указанием кодов ОКС (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования).

- Наименование проекта национального стандарта.

- Положения, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов.

- Адрес, по которому можно получить копию доработанного проекта национального стандарта и перечня замечаний заинтересованных лиц (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты, сайт в сети Интернет).

- Дата опубликования уведомления о разработке проекта документа.

Разработчик сохраняет полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и обязан представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6.6 Окончательная редакция проекта национального стандарта направляется разработчиком в Росавтодор для рассмотрения со следующим комплектом документов:

- окончательная редакция проекта стандарта на бумажном носителе в трех экземплярах с оригиналами подписей на последней странице и в электронном виде в редактируемом формате;

- пояснительная записка к проекту стандарта в соответствии с п. 6.4, в т.ч. в электронном виде;

- сводка замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта;

- копии уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта;

- оригиналы документов, подтверждающие согласование проекта стандарта (не менее трех).

В пояснительной записке к окончательной редакции проекта национального стандарта указывают:

- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов или информацию о разработке стандарта без включения в программу;

- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента);

- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности - результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности);

- сведения о соответствии проекта стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта - мотивированное обоснование этого решения;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными (принятыми) ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (прекращению применения на территории Российской Федерации);

- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и их размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры);

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;

- сведения о полученных отзывах заинтересованных лиц с их краткой характеристикой;

- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).

Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

Сводка замечаний оформляется в соответствии с приложением А.

6.7 Окончательная редакция согласованного проекта национального стандарта направляется Росавтодором в ТК 418 с комплектом документов, предусмотренным п. 6.6 настоящего методического документа.

Секретариат ТК на основании предоставленных разработчиком документов:

- проводит проверку правильности оформления представленного комплекта документов;

- дает оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта стандарта, путем рассмотрения соответствующей сводки замечаний и предложений, определения полноты их учета в доработанном проекте и обоснованности заключений разработчика, приведенных в сводке;

- организует проведение экспертизы проекта стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.6.

Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат ТК оценивает обоснованность выбора такой формы гармонизации.

При положительных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК.

При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК направляет результаты экспертизы в Росавтодор для направления их разработчику для доработки проекта национального стандарта.

Заседание ТК 418 назначается не позднее месяца после направления секретариатом ТК 418 проекта стандарта членам ТК 418.

На заседании ТК 418 разработчик докладывает о ходе разработки проекта стандарта, объектах стандартизации и полученных замечаниях по первой редакции проекта стандарта. После рассмотрения проекта стандарта члены ТК 418 голосуют.

Все высказанные при обсуждении проекта стандарта замечания согласовываются большинством голосов, обобщаются и направляются в Росавтодор на рассмотрение и согласование на имя руководителя или заместителя руководителя.

Разработчик по полученным замечаниям должен в десятидневный срок доработать проект стандарта и представить его в секретариат ТК 418 вместе с комплектом документов, установленным п. 6.6 настоящего методического документа. Секретариат ТК 418 готовит в течение пяти дней необходимые документы и направляет проект стандарта на утверждение в национальный орган по стандартизации.

Одобренный ТК 418 и письмом Росавтодора проект национального стандарта направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для утверждения, если за него проголосовали не менее 2/3 предприятий (организаций) - членов ТК 418.

В случае отрицательного голосования членов ТК 418 проект стандарта направляется в Росавтодор с протоколом заседания на доработку.

6.8 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации на основании документов, представленных ТК 418, принимает в установленном порядке решение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

В случае положительных результатов рассмотрения проекта стандарта и представленных вместе с ним документов национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об утверждении национального стандарта путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. В этом документе национальный орган Российской Федерации по стандартизации устанавливает дату введения национального стандарта в действие с учетом времени, которое необходимо затратить для проведения организационно-технических мероприятий, в том числе для опубликования стандарта, обеспечения его доступности заинтересованным лицам и завершения устранения противоречий между утвержденным и действующими стандартами.

Регистрацию утвержденного национального стандарта осуществляют с соблюдением соответствующих правил, утвержденных национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Уведомление об утверждении национального стандарта публикуют в информационном указателе стандартов (ИУС) и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

Официальное опубликование утвержденного стандарта осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации в установленном порядке.

Срок действия стандарта не ограничивают, за исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.9 Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:

- если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, целями и принципами национальной стандартизации;

- если его содержание не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует уровню развития науки и техники;

- если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;

- если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта), или если эти стандарты дублируют друг друга.

Обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту, а в исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) - путем внесения поправки в стандарт.

6.10 Пересмотр национального стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования стандарта, а также при установлении в нем новых и/или более прогрессивных требований. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят в порядке, установленном для вновь разрабатываемых национальных стандартов.

6.11 Изменение к национальному стандарту разрабатывается, если объем вносимого изменения не превышает 20 % текста стандарта и при отсутствии изменения наименования или области применения стандарта.

Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта.

Построение и изложение изменения осуществляется по ГОСТ Р 1.5 (раздел 6). Разработку изменения к национальному стандарту, его утверждение и регистрацию проводят в порядке, установленном для вновь разрабатываемых национальных стандартов, за исключением срока публичного обсуждения, который в данном случае составляет не менее одного месяца и срока введения в действие утвержденных изменений, который может быть сокращен до трех месяцев.

Каждому внесенному в стандарт изменению национальный орган Российской Федерации по стандартизации присваивает порядковый номер.

Информацию об утвержденном изменении к национальному стандарту и текст этого изменения публикуют в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

6.12 При необходимости внесения исправлений в изданный национальный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению или изданию, готовится предложение по внесению в национальный стандарт соответствующих поправок, которое направляется в секретариат ТК 418.

Секретариат ТК 418 рассматривает данное предложение и в случае согласия с ним оформляет решение и направляет его вместе с докладной запиской в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

Поправку к стандарту оформляют и утверждают в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Текст поправки к национальному стандарту публикуют в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, а также учитывают при переиздании данного стандарта.

6.13 Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:

- при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в другой стандарт;

- при принятии и введении в действие в Российской Федерации межгосударственного стандарта, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации;

- при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;

- в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в данной области.

Отмену национального стандарта осуществляют с максимальным учетом мнения заинтересованных лиц.

Секретариат ТК 418 организует рассмотрение поступившего предложения об отмене национального стандарта и проведение публичного обсуждения предложений об отмене стандарта путем подготовки соответствующего уведомления и направления его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для размещения на его официальном сайте в сети Интернет и публикации соответствующей информации. Срок публичного обсуждения предложения об отмене национального стандарта должен быть не менее двух месяцев.

Если отмена национального стандарта противоречит интересам члена ТК 418, иного юридического или физического лица или органа управления, применяющего данный стандарт, то это лицо (орган) направляет письмо о нецелесообразности отмены в секретариат ТК 418 с обоснованием причин.

При согласии с предложением об отмене стандарта всех членов ТК 418, выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения, и в случае отсутствия писем других заинтересованных сторон о нецелесообразности отмены, секретариат ТК готовит и направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации соответствующее заключение о целесообразности отмены стандарта, а также направляет следующие документы в одном экземпляре:

- письмо с мотивированным предложением об отмене стандарта, если это предложение исходит не от секретариата ТК 418;

- протокол заседания ТК 418 по рассмотрению предложения об отмене (если оно проводилось) или иные документы, подтверждающие согласие с отменой стандарта всех членов ТК 418, выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации в трехдневный срок после получения документов на отмену национального стандарта оценивает целесообразность его отмены. При согласии с предложением об отмене стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает организационно-распорядительный документ с соответствующим решением, публикует соответствующую информацию и размещает на своем официальном сайте в сети Интернет и учитывает данное решение при подготовке следующего ежегодно публикуемого ИУС.

После опубликования официальной информации об отмене любое распространение отмененного национального стандарта не допускается. Опубликование этой информации является основанием прекращения ссылок на данный стандарт при разработке новой нормативной или технической документации, а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений).

7 Порядок разработки, экспертизы, регистрации, введения в действие, обновления и отмены отраслевых дорожных методических документов

7.1 Организация разработки отраслевых дорожных методических документов (ОДМ) включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в порядке, установленном Росавтодором.

Разработка ОДМ может проводиться и представляться на рассмотрение в Росавтодор любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения положений настоящего методического документа.

7.2 Организация, получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем проведения конкурса), готовит проект ОДМ (первая редакция) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации.

В пояснительной записке приводятся:

- наименование документа;

- название организации-разработчика;

- контактное лицо от организации-разработчика;

- основание для разработки документа;

- краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);

- сведения о взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций, согласованными с Росавтодором;

- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и предложений (сводка замечаний);

- подписи руководителя (заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.

7.3 Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется в соответствии с настоящим методическим документом.

В ОДМ в общем случае включают следующие элементы:

- титульный лист;

- предисловие;

- содержание;

- область применения;

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- обозначения и сокращения;

- основные положения;

- приложения;

- библиографию.

7.3.1 Титульный лист ОДМ оформляют в соответствии с приложением Б.

Наименование ОДМ должно быть кратким (приложение В), точно характеризовать область применения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по таблице 2 [2].

Оформление и нумерация страниц ОДМ - в соответствии с приложением Г.

Страницы ОДМ, на которых размещают элементы «Предисловие» и «Содержание», нумеруют римскими цифрами, начиная с номера «II». Остальные страницы текста ОДМ нумеруют арабскими цифрами.

7.3.2 Предисловие размещают на следующей странице после титульного листа. В предисловии к ОДМ приводятся состав разработчиков документа, основание для издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа, а также информация о новизне документа или о замене предшествующих. Общие сведения об ОДМ, приводимые в его предисловии, размещают после заголовка «Сведения о стандарте», нумеруют арабскими цифрами (1, 2, 3 и т.д.) и располагают в следующей последовательности:

1 РАЗРАБОТАН ______________________________________________________

полное наименование юридического лица или фамилия и инициалы физического лица, разработавшего ОДМ

2 ВНЕСЕН ___________________________________________________________

профильным подразделением Федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, к сфере деятельности которого относится разрабатываемый ОДМ

3 ИЗДАН ____________________________________________________________

номер и дата распоряжения Федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, на основании которого издан ОДМ

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВЗАМЕН ___________________________________________________________

обозначение документа, взамен которого разработан ОДМ

или

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

7.3.3 В элементе «Содержание» приводят порядковые номера и заголовки разделов и приложений (при необходимости - подразделов) ОДМ. При этом после заголовка ставят отточие, а затем приводят номер страницы, с которой начинается раздел (приложение).

Элемент «Содержание» приводят после «Предисловия».

7.3.4 В элементе «Область применения» указывают назначение ОДМ и область его распространения. При этом применяют следующие формулировки: «Настоящий ОДМ устанавливает рекомендации по ...» или «Настоящий ОДМ распространяется на ...».

Элемент «Область применения» размещают на первой странице ОДМ.

Первую страницу ОДМ оформляют в соответствии с приложением Д.

7.3.5 Элемент «Нормативные ссылки» приводят в ОДМ, если в тексте данного ОДМ приведены ссылки на нормативные документы.

В элемент «Нормативные ссылки» включают следующие нормативные документы в следующем порядке:

- технические регламенты;

- национальные стандарты;

- своды правил.

В элементе «Нормативные ссылки» перечень ссылочных документов начинают со слов: «В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы».

Ссылочные документы приводят с полными наименованиями и цифрами года принятия, размещая эти документы в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений.

Измененная редакция. (Изм. от 19.10.2012 г.)

7.3.6 При необходимости в структуру ОДМ включают элементы «Термины и определения» и/или «Обозначения и сокращения» («Обозначения», «Сокращения»).

Данные элементы размещают после раздела «Нормативные ссылки» и оформляют в соответствии со следующими требованиями.

7.3.6.1 Элемент «Термины и определения» оформляют в виде одноименного раздела и начинают со слов: «В настоящем ОДМ применены следующие термины и соответствующими определениями». Определение должно быть кратким и состоять из одного предложения. При этом дополнительные пояснения приводят в примечаниях.

Каждой терминологической статье присваивают номер. После каждой статьи ставят точку. Термин записывают со строчной буквы, а определение - с прописной. Термин отделяют от определения двоеточием. Термин выделяют полужирным шрифтом.

Пример - аварийный съезд: Однополосный съезд с дороги в горной местности для вывода из транспортного потока и гашения скорости движения автомобиля, потерявшего управление из-за отказа тормозов на спуске.

7.3.6.2 В ОДМ допускается объединять элементы «Термины и определения» и «Обозначения и сокращения» («Обозначения», «Сокращения») в один раздел «Термины, определения, обозначения и сокращения» («Термины, определения и обозначения», «Термины, определения и сокращения»).

Примеры оформления обозначений и сокращений приведены ниже.

Примеры

1 ОКС: Общероссийский классификатор стандартов.

2 щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС): Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

3 геотекстильный материал (геотекстиль): Плоский водонепроницаемый синтетический или натуральный текстильный материал (нетканый, тканый или трикотажный), используемый в контакте с грунтом и (или) другими материалами в транспортном, трубопроводном строительстве и гидротехнических сооружениях.

7.3.7 Материал, дополняющий основную часть ОДМ, оформляют в виде приложений, которые обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А. Если в ОДМ одно приложение, то ему присваивают обозначение «А».

Каждое приложение начинают с новой страницы. Содержание приложения указывают в его заголовке, который печатается строчными буквами с первой прописной, и выделяют полужирным шрифтом. Текст приложения выделяют уменьшенным размером шрифтом (по сравнению с основным текстом ОДМ).

7.3.8 Если в тексте ОДМ приведены ссылки на нормативные документы, не относящиеся к списку по п. 7.3.5 настоящего методического документа, то дополнительно включают элемент «Библиография», который размещают на последней странице (страницах) ОДМ. Перечень ссылочных документов составляют в порядке их упоминания в тексте ОДМ и его приложений согласно приведенной в квадратных скобках нумерации данных документов.

Пример

Библиография

[1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Измененная редакция. (Изм. от 19.10.2012 г.)

7.3.9 Текст основной части ОДМ делят на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют арабскими цифрами. Количество номеров в нумерации структурных элементов не должно превышать четырех. После номера точку не ставят, а отделяют от текста ОДМ пробелом.

Нумерация производится в соответствии со следующими примерами:

Примеры

1 1.1; 1.2; 1.3 и т.д.

2 1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 1.2.2 и т.д.

Текст приложений также может делиться на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Нумерация структурных элементов приложений приведена в следующих примерах:

Примеры

3 А.1; А.2; А.3 и т.д.

4 Б.1.1; Б.1.2; Б.2.1 и т.д.

Если раздел или подраздел ОДМ или его приложения имеет только один пункт, то его не нумеруют.

7.3.10 Таблицы оформляют в соответствии с рисунком 1.

Таблица ________ - ______________________________

                               номер                         наименование таблицы

Рисунок 1

Слева над таблицей размещают слово «Таблица», выделенное разрядкой. После него приводят номер таблицы, при этом точку после номера не ставят. При необходимости приводят наименование таблицы, которое записывают с прописной буквы после ее номера, отделяя тире. При этом точку после наименования не ставят.

Горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста ОДМ, за исключением приложений. Если в ОДМ одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1» или «Таблица В.1» (если таблица приведена в приложении В).

Если таблица выходит за формат страницы, то таблицу делят на части. При этом номер и наименование таблицы помещают только над первой частью таблицы, а над другими частями приводят выделенные курсивом слова: «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы.

7.3.11 Любой графический материал (чертеж, схема, диаграмма, рисунок и т.п.) обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то его обозначают «Рисунок 1». Графический материал каждого приложения нумеруют также, как и в основном тексте, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой («Рисунок А.1»).

Наименование графического материала отделяют от номера при помощи тире.

Пример - Рисунок 1 - Форма для определения средней плотности минпорошка

При необходимости под графическим материалом помещают поясняющие данные, которые приводят перед словом «Рисунок» и его наименованием.

7.3.12 Формулы в тексте ОДМ нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами. При этом номер формулы записывают в круглых скобках на одном уровне и справа от формулы. Если в тексте ОДМ приведена одна формула, то ее обозначают (1). Формулы, приводимые в тексте приложений, нумеруют также, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения. Формулы, приводимые в таблицах или поясняющих данных к графическому материалу, не нумеруют.

Формулы и поясняющую информацию к ним оформляют в соответствии со следующим примером:

Пример - Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле (1)

                                                                (1)

где т - масса образца, кг;

V - объем образца, м3.

7.3.13 Общие требования к изложению текста ОДМ.

7.3.13.1 При необходимости включения поясняющих сведений к отдельным положениям, таблицам или графическому материалу в ОДМ приводят примечания.

Примечание помещают непосредственно после положения, к которому относится это примечание. Одно примечание не нумеруют, а после слова «Примечание» ставят тире. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. В конце каждого примечания ставят точку. Примечания выделяют в тексте уменьшенным размером шрифта, слово «Примечание» выделяют разрядкой (см. примеры).

Примеры

1 Примечание - Допускается в НТД на битумы устанавливать другие условия проведения испытания.

2 Примечания

1 В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.

2 При приемно-сдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с данными, выделенными жирным шрифтом.

7.3.13.2 Примеры размещают, оформляют и нумеруют так же, как и примечания (п. 7.3.13.1), но выделяют полужирным курсивом, уменьшенным размером шрифта.

7.3.13.3 При размещении в тексте ОДМ перечислений, последние выделяют абзацным отступом. Перед каждой позицией перечисления ставят дефис.

7.3.13.4 Единицы величин могут быть использованы в тексте ОДМ только при числовых значениях этих величин. Если в тексте ОДМ приведен ряд числовых значений величины, который выражен одной и той же единицей величины, то обозначение единицы величины указывают только после последнего числового значения.

Пример - 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 мм

Интервалы чисел в тексте ОДМ записывают со словами : «от» «до» (имея в виду: «от ... до ... включительно»), если после чисел указана единица величины, или через тире, если эти числа являются безразмерными коэффициентами. Если в тексте ОДМ приводят диапазон числовых значений величины, который выражен одной и той же единицей величины, то обозначение единицы величины указывается за последним числовым значением диапазона, за исключением знаков «%», «°С», «...°».

Примеры

1 ... от 10 до 100 кг.

2 ... от 65 % до 70 %.

3 ... от 10 °С до 20 °С.

7.3.13.5 В тексте ОДМ числовые значения с обозначениями единиц счета или единиц величин записывают цифрами, а числа без обозначения единиц величин (единиц счета) от единицы до девяти - словами.

Примеры

1 ...не менее трех образцов.

2 ...отобрать 15 образцов для испытания на сжатие.

Количество десятичных знаков в числовых значениях одного и того же показателя (параметра, размера) может иметь несколько ступеней (групп) и должно быть одинаковым внутри этой ступени (группы). При указании диапазона числовых значений указывают одинаковое количество десятичных знаков у первого и последнего числового значения. При необходимости установления в ОДМ предельных (допускаемых) отклонений от номинальных значений показателя (параметра, размера) числовые значения (номинальные и предельные) указывают в скобках. При этом количество десятичных знаков номинального значения должно быть одинаковым с количеством десятичных знаков предельного (допускаемого) отклонения этого же показателя (параметра, размера), если они выражены одной и той же единицей величины.

Пример - (65,0 ± 2,5) %, а не 65 ± 2,5 %.

7.3.14 Последнюю страницу ОДМ оформляют в соответствии с приложением Е.

В библиографические данные ОДМ включают:

- код группы или подгруппы ОКС;

- ключевые слова.

7.4 Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в Росавтодор, который в установленном порядке организует экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК 418.

7.5 Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:

- действующим федеральным законам и техническим регламентам;

- целям и принципам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства;

- действующим национальным стандартам, сводам правил;

- положениям настоящего ОДМ.

7.6 Росавтодор рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или заместителем руководителя).

7.7 После принятия ОДМ направляется в ТК 418 для регистрации и включения в реестр, а также в издательство (организацию), определенное в установленном порядке Росавтодором, для издания и распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях Росавтодора.

7.8 ОДМ подлежит обновлению в следующих случаях:

- если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- если его содержание не удовлетворяет современным техническим, экономическим, социальным или иным потребностям отрасли, в том числе не соответствует уровню развития науки и техники;

- если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого ОДМ или если эти ОДМ дублируют друг друга.

Обновление действующего ОДМ может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к ОДМ, а в случаях наличия опечаток, ошибок или иных неточностей - путем внесения поправок.

7.8.1 При необходимости внесения исправлений в изданный ОДМ, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке ОДМ к утверждению или изданию, готовится предложение по внесению в ОДМ соответствующих поправок, которое направляется в Росавтодор.

Росавтодор рассматривает данное предложение и в случае согласия с ним принимает решение о внесении соответствующих поправок.

Поправки к ОДМ утверждаются профильным подразделением Росавтодора, к компетенции которого относится область применения данного ОДМ.

Текст поправки к ОДМ публикуется в периодических изданиях Росавтодора, а также учитывают при переиздании данного ОДМ.

7.8.2 Изменение к ОДМ разрабатывается, если объем вносимого изменения не превышает 20 % текста ОДМ и при отсутствии изменения наименования или области применения.

Если в ОДМ уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр ОДМ.

Каждому внесенному в ОДМ изменению Росавтодор присваивает порядковый номер.

Информация об утвержденном изменении ОДМ опубликовывается в периодических изданиях Росавтодора.

7.8.3 Пересмотр ОДМ осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования. При пересмотре ОДМ разрабатывают новый ОДМ взамен действующего.

7.9 Внесение изменений и пересмотр ОДМ осуществляют в том же порядке, что и разработка.

7.10 Отмена ОДМ проводится в следующем порядке:

- организация-инициатор отмены ОДМ направляет в Росавтодор письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением объективных причин;

- Росавтодор рассматривает данное предложение и в случае положительного решения издает соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного документа из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях Росавтодора.

8 Порядок разработки, утверждения, учета, обновления, отмены и согласования стандартов организаций

8.1 В соответствии со статьей 17 [1], стандарты организаций разрабатываются и утверждаются этими организациями самостоятельно, исходя из целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

8.2 Объектами стандартизации могут быть:

- технические требования к разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

- требования к процессам проектирования, строительства (реконструкции), ремонта и эксплуатации;

- процессы менеджмента качества;

- методики проведения испытаний, измерений и/или анализа и др.

8.3 Стандарты организаций подразделяются на две категории:

- стандарты научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций, саморегулируемых организаций;

- стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности.

Стандарты научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций, саморегулируемых организаций могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

8.4 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов и сводов правил.

В стандартах организации следует устанавливать более высокие требования по качеству, чем в действующих национальных стандартах и сводах правил.

8.5 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 [1]. Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 1.5.

8.6 Организация, утвердившая стандарт, содержащий требования к продукции, показатели которой превосходят требования и (или) отсутствуют в действующих национальных документах по стандартизации, может направить его в Росавтодор на согласование.

Измененная редакция. (Изм. от 19.10.2012 г.)

8.6.1 Для направления на рассмотрение в Росавтодор с целью согласования стандарта организации необходимо следующее:

- утвержденный и введенный в действие стандарт организации;

- пояснительная записка к стандарту организации;

- сводка замечаний с копиями писем, содержащих данные замечания от научных, проектных и производственных организаций;

- экспертное заключение ТК 418;

- результаты опытного применения объекта стандартизации (протоколы испытаний (измерений), акты обследования опытных участков, заключения независимых научно-исследовательских организаций, сертификаты соответствия, выданные в специализированных системах добровольной сертификации в области дорожного хозяйства и др.);

- утвержденный и введенный в действие сметный норматив (для инновационных материалов и технологий).

Для получения экспертного заключения в ТК 418 направляется:

- утвержденный и введенный в действие стандарт организации;

- пояснительная записка к стандарту организации;

- сводка замечаний с копиями писем, содержащих данные замечания, от научных, проектных и производственных организаций;

- результаты опытного применения объекта стандартизации: протоколы испытаний, (измерений) (в т.ч. протоколы сертификационных, приемосдаточных, периодических, типовых испытаний, подтверждающие полный объем испытаний, установленный в стандарте организации); акты обследования опытных участков; заключения независимых научно-исследовательских организаций; сертификаты соответствия, выданные в специализированных системах добровольной сертификации в области дорожного хозяйства и др.);

- утвержденный и введенный в действие сметный норматив (для инновационных материалов и технологий);

- сопроводительное письмо на председателя или ответственного секретаря ТК 418.

- письмо по форме Приложения Ж.

В пояснительной записке к стандарту организации приводят:

- наименование стандарта организации;

- название организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);

- контактное лицо от организации-разработчика (или физическое лицо);

- основание для разработки проекта стандарта организации;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным стандартам;

- сведения о внесении сметного норматива в реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской Федерации, с присвоенным соответствующим порядковым номером и с указанием даты регистрации (для инновационных материалов и технологий);

- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику замечаний и предложений (сводку замечаний);

- подписи руководителя (заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица-разработчика).

Измененная редакция. (Изм. от 19.10.2012 г.)

8.6.2 Росавтодор рассматривает стандарт организации на предмет соответствия:

- действующему законодательству Российской Федерации в области технического регулирования;

- действующим документам в области стандартизации на данный объект стандартизации;

- действующим распорядительным документам Росавтодора;

- комплектности представленной на согласование документации в соответствии с п. 8.6.1 настоящего методического документа.

8.6.3 В случае соответствия стандарта организации позициям, указанным в п. 8.6.2 настоящего методического документа, Росавтодор согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя.

В случае если стандарт организации отклонен, мотивированное решение Росавтодора с приложением замечаний в письменной форме направляется в организацию, представившую на согласование стандарт.

Согласованный Росавтодором стандарт организации может быть включен в проектную и контрактную документацию при выполнении работ на федеральных автомобильных дорогах.

Срок рассмотрения стандарта организации и принятия по нему решения о согласовании (отказа в согласовании) не может превышать сорока пяти календарных дней с даты начала рассмотрения стандарта организации, которой является дата поручения заместителя руководителя Росавтодора своим профильным подразделениям.

8.6.4 При обновлении стандарта организации, согласованного Росавтодором, данная организация направляет мотивированное обращение в Росавтодор с изложением объективных причин необходимости обновления.

Росавтодор после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может согласовать обновления в стандарт организации.

8.6.5 В случае отмены стандарта организации, согласованного Росавтодором, данная организация направляет в Росавтодор уведомление об отмене стандарта организации. На основании данного уведомления Росавтодор отзывает свое согласование.

8.6.6 Стандарты организаций, согласованные Росавтодором, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке отраслевыми дорожными методическими документами. При этом в предисловии стандарта организации указываются реквизиты официального согласования Росавтодора, полученного в соответствии с п. 8.6 настоящего методического документа.

Согласование может носить ограниченный или бессрочный характер.

8.6.7 Информация о согласованных стандартах организаций или их отмене опубликовывается в периодических изданиях и в информационной системе общего пользования Росавтодора в электронно-цифровой форме.

8.6.8 Отсутствие согласования стандарта организации Росавтодором не исключает возможности его практического использования в своей деятельности организацией, направившей стандарт организации на согласование.

8.7 При ограниченном характере согласования стандарта организации повторное согласование осуществляется в порядке, изложенном в пункте 8.6 настоящего методического документа.

Приложение А

Форма сводки замечаний и предложений

СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
по первой редакции проекта национального стандарта

наименование стандарта

Структурный элемент стандарта

Наименование организации или иного лица (номер письма, дата)

Замечание, предложение

Заключение разработчика (результаты публичного обсуждения)

 

Руководитель разработки*

_________________

_______________

______________

должность и наименование организации-разработчика стандарта

личная подпись

инициалы и фамилии

Разработчик стандарта или иной составитель сводки отзывов

____________________

_________________

________________

должность

личная подпись

инициалы и фамилии

______________

* Не приводят, если разработчиком является физическое лицо.

Приложение Б

Форма титульного листа отраслевого дорожного методического документа

обозначение документа

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

наименование документа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(Росавтодор)

МОСКВА 200_

Приложение В

Примеры формулировок наименования отраслевого дорожного методического документа

В наименовании отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.

Наименования отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):

1. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.

2. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.

3. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.

4. Рекомендации по порядку проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

5. Методика проведения испытаний противогололедных материалов.

6. Справочное пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.

Приложение Г

Форма страниц отраслевого дорожного методического документа

а) четных

б) нечетных

Приложение Д

Форма первой страницы отраслевого дорожного методического документа

Приложение Е

Форма последней страницы отраслевого дорожного методического документа

____________________________________

обозначение ОДМ

ОКС _________________

Ключевые слова:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Руководитель организации-разработчика

____________________________________

                наименование организации

                        ______________         _______________       _______________

                              должность                   личная подпись           инициалы, фамилия

СОИСПОЛНИТЕЛИ (при их наличии)

Руководитель организации-соисполнителя

____________________________________

                  наименование организации

                        ______________         _______________       _______________

                              должность                   личная подпись           инициалы, фамилия

Приложение Ж

Форма письма для направления на согласование стандарта организации

На бланке организации

Заместителю Руководителя Федерального дорожного агентства Ф. И. О.

________________________ (Наименование организации, утвердившей стандарт организации) направляет в Федеральное дорожное агентство на рассмотрение с целью согласования стандарт организации ______________ (полное название стандарта организации).

__________________________ (Наименование организации, утвердившей стандарт организации) подтверждает, что после согласования Росавтодором стандарт организации _______________ (полное название стандарта организации) может быть включен в проектную и контрактную документацию при выполнении работ на федеральных автомобильных дорогах.

Подпись руководителя с печатью организации,

утвердившей стандарт организации

Библиография

[1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-Ф3, от 23.07.2008 № 160-Ф3, от 18.07.2009 № 189-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ, от 30.12.2009 № 385-ФЗ

[2] ОДМ 218.1.001-2010 Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования сфере дорожного хозяйства

Ключевые слова: дорожное хозяйство, национальный стандарт, отраслевой дорожный методический документ, стандарт организации



© 2013 Ёшкин Кот :-)