| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Серия 32 Единая
система оценки соответствия ДОКУМЕНТЫ Выпуск 4 Москва 2009 Под общей редакцией Н.Г. Кутьина Редакционная коллегия: М.И. Белов,
В.Е. Желтов, Н.Н. Коновалов, П.В. Кононов, В настоящий Сборник вошли документы, устанавливающие требования к органам по аттестации (сертификации) персонала, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, и их аккредитации. Приняты Наблюдательным советом Решение от 20.07.09 № 30-БНС ТРЕБОВАНИЯ К НЕЗАВИСИМЫМ ОРГАНАМ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий документ устанавливает общие требования к независимым органам по аттестации (сертификации) экспертов (далее - НОА), которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - Единая система оценки соответствия). НОА проводят аттестацию (сертификацию) (далее - аттестация): экспертов по экспертизе промышленной безопасности, экспертизе безопасности гидротехнических сооружений по двум квалификационным уровням: эксперт и эксперт высшей квалификации; экспертов в области экспертизы безопасности в строительстве, по проведению инспекций, сертификации продукции и систем управления по одному квалификационному уровню - эксперт. Требования к аттестации экспертов содержатся в Правилах аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2009), Требованиях к экспертам по промышленной безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю (СДА-23-2009) и Требованиях к экспертам по сертификации и порядке их аттестации (сертификации) (СДА-25-2009). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИДокумент разработан с учетом требований: Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ; нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); международных стандартов ISO серии 17000, в том числе: ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала», Руководства IAF GD 24:2004 по применению стандарта ISO/IEC 17024:2003; Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009) и других документов Единой системы оценки соответствия. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе используются термины и определения, приведенные в ISO/IEC 17024:2003, СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве», СДА-12-2009 «Правила аттестации (сертификации) экспертов». 4. ТРЕБОВАНИЯ К НЕЗАВИСИМЫМ ОРГАНАМ ПО АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ) ЭКСПЕРТОВ4.1. Политика и процедуры НОА 4.1.1. НОА должен иметь документированные политику и процедуры (изложенные в Руководстве по качеству и документах системы менеджмента качества), организационную структуру, распределение функциональных обязанностей, прав и ответственности, создающие условия для осуществления работ по аттестации экспертов. 4.1.2. Процедуры выдачи, продления, расширения и сокращения областей аттестации, а также приостановки или отмены аттестации должны быть документально оформлены. 4.1.3. Требования и порядок аттестации экспертов должны быть одинаковы и справедливы для всех кандидатов. Доступ кандидатов к аттестации не должен задерживаться или запрещаться (например, по причине членства заказчика в какой-либо ассоциации или группе, количества аттестованных экспертов, авторитетности заказчика и т.п.). 4.1.4. При аттестации экспертов должны применяться процедуры, не допускающие влияния посторонних лиц или организаций на результаты аттестации. 4.1.5. НОА должен ограничить свою деятельность по аттестации экспертов областью своей аккредитации. 4.1.6. Все действия, не соответствующие установленным требованиям, должны быть обоснованы и документированы. 4.2. Организационная структура 4.2.1. НОА или организация, в состав которой входит НОА, должны иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации. 4.2.2. Если юридическое лицо, осуществляющее деятельность по аттестации экспертов, является структурным подразделением организации, должны быть четко указаны связи НОА с другими структурными подразделениями этой организации. 4.2.3. НОА должен располагать помещениями (собственными или арендуемыми из расчета не менее 2 м2 на одного аттестуемого эксперта), нормативной базой и техническими средствами, необходимыми для проведения экзаменов и аттестации. 4.2.4. НОА должен иметь финансовые ресурсы, необходимые для его функционирования и для покрытия связанных с этим обязательств. 4.2.5. НОА должен иметь в своем составе: методический комитет; процедурный комитет; экзаменационную комиссию; аттестационную комиссию. 4.2.6. Руководство НОА формирует методический комитет и назначает его руководителя. Методический комитет отвечает за: разработку и актуализацию (не реже одного раза в год) методических документов НОА; обеспечение объективности, беспристрастности и конфиденциальности процесса аттестации; контроль над потенциальными конфликтами интересов; контроль целостности процесса аттестации; контроль работы аттестованных экспертов (получение и анализ ежегодных отчетов об их деятельности); анализ влияния на процесс аттестации организаций, имеющих отношение к НОА. Процедурный комитет является гарантом того, что схемы аттестации, правила и процедуры, в соответствии с которыми функционирует НОА, не являются дискриминационными и дают возможность участия всем заинтересованным сторонам. Любые изменения в структуре НОА должны предусматривать обсуждение процедурным комитетом. Процедурный комитет заседает один раз в год. В состав процедурного комитета входят: высококвалифицированные специалисты экспертных организаций, представители различных отраслей промышленности, науки, надзорных органов и других заинтересованных организаций. Руководством НОА формируются экзаменационная комиссия и аттестационная комиссия (разд. 5 настоящих Требований). 4.2.7. Приказами по НОА должны быть назначены ответственные за: формирование и реализацию политики и процедур; проведение квалификационных экзаменов, аттестацию, контроль аттестованных экспертов; финансы НОА. 4.2.8. НОА должен быть беспристрастным и независимым: НОА, имеющий статус юридического лица, должен быть независим от организаций, экспертов которых аттестует; для НОА, являющихся структурными подразделениями юридических лиц, должна быть четко разграничена ответственность сотрудников, осуществляющих аттестацию, и сотрудников, выполняющих другие функции; специалисты, выполняющие работы по аттестации экспертов, должны быть выведены из зоны коммерческого, финансового и иного воздействия, которое может повлиять на результаты аттестации; специалисты, проводящие подготовку кандидатов на аттестацию, не могут участвовать в приеме экзаменов; члены аттестационной комиссии не должны участвовать в приеме экзаменов или предварительной подготовке кандидата; аттестация своего сотрудника допускается, если в стране не существует соответствующего аккредитованного органа способного провести аттестацию. В этом случае НОА должен сообщить в Орган по аккредитации о действиях, предпринятых для соблюдения беспристрастности и независимости (привлечение независимых экзаменаторов, независимый мониторинг аттестации и т.п.); экзаменатор обязан сообщать любую информацию, которая может выявить конфликт интересов, ведущий к нарушению беспристрастности оценки кандидатов; процедура рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб (апелляций) должна гарантировать независимое и беспристрастное их разрешение: предоставление апеллирующей стороне возможности формально представить жалобу (апелляцию); привлечение незаинтересованных сторон к рассмотрению жалобы (апелляции); предоставление апеллирующей стороне письменного решения по жалобе (апелляции) с объяснением принятых решений; своевременное извещение заинтересованных сторон о существовании жалобы (апелляции), а также о решениях и предпринятых действиях; соблюдение сроков рассмотрения жалоб и апелляций. 4.3. Система менеджмента качества 4.3.1. НОА должен иметь систему менеджмента качества (далее - СМК), соответствующую характеру выполняемых работ. 4.3.2. Руководство НОА должно сформулировать и документально оформить общие намерения и направления деятельности (политику) в области качества, обеспечить их понимание, осуществление и поддержку на всех уровнях организации. 4.3.3. Описание СМК приводится в Руководстве по качеству (с приложением комплекта внутренних процедур), которое утверждается руководителем НОА. 4.3.4. Руководство НОА должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, ответственное за обеспечение качества. 4.3.5. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде приложений: область применения СМК; политику в области качества; перечень подразделений НОА (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству; юридический статус, контактную информацию (наименование организации, адрес, телефон и т.п.); описание области деятельности и компетенции НОА (со ссылками на устав(ы) НОА или организации, частью которой он является, и имеющиеся свидетельства по аккредитации); организационную структуру НОА; описание структуры НОА и организации, частью которой он является; организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала; информацию о взаимоотношениях НОА с головной или дочерними организациями (если имеются); сведения об используемых при подготовке и аттестации технических средствах, порядок обращения с техническими средствами (при использовании НОА компьютеров и программных средств для аттестации должно быть гарантировано, что программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению; компьютеры и другое оборудование содержатся в сохранности; разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных); сведения о помещениях (в том числе помещениях, используемых для подготовки и аттестации); сведения о персонале НОА: Ф. И. О., данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала НОА, как штатного, так и привлекаемого (приложение 1); должностные инструкции персонала; квалификационные требования к экспертам НОА; описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в подготовке и аттестации; перечень имеющейся информационной и нормативной технической и методической документации и процедуру управления документацией, предусматривающую: проверку документов на достаточность; описание системы информационного обеспечения; анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов; порядок составления, учета и хранения документов НОА; порядок учета, ведения и хранения документов СМК; обеспечение идентификации изменений и статуса документов; обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения; обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми; обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой; предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей; перечень подрядных организаций; порядок проведения подготовки и аттестации в области аккредитации НОА; документированные процедуры, применяемые при аттестации, и их взаимодействие между собой; порядок формирования экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии; описание обеспечения беспристрастности и независимости подготовки и аттестации; процедура соблюдения конфиденциальности; порядок контроля качества работ, выполняемых при аттестации, и оформления ее результатов; процедура периодического контроля деятельности аттестованных экспертов на основе представляемых ими отчетов о деятельности в области аттестации; процедура рассмотрения апелляций (претензий, жалоб, спорных вопросов); порядок проведения внутренних аудитов деятельности НОА; порядок разработки корректирующих действий и организации их проведения; процедуру пересмотра СМК и анализа со стороны руководства; процедуру приостановления (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аккредитации. 4.3.6. НОА должен раз в год проводить анализ своей деятельности со стороны руководства. Руководство должно обеспечить в определенные сроки усовершенствование СМК в соответствии с результатами своего анализа. 4.3.7. Внутренний аудит. Программа внутреннего аудита должна охватывать все элементы СМК, включая деятельность по проведению аттестации. Внутренний аудит проводится по графику подготовленным и квалифицированным персоналом (персонал должен иметь удостоверение о прохождении курсов по проведению внутреннего аудита или сертификации СМК). Последующий аудит должен удостоверять и фиксировать эффективность корректирующих и предупреждающих действий, выполненных по результатам предыдущих аудитов. 4.3.8. Корректирующие действия. НОА должен установить процедуры, назначить соответствующих должностных лиц для проведения корректирующих действий, документировать все корректирующие действия и убедиться в их эффективности. 4.3.9. Предупреждающие действия. НОА должен определить потенциальные источники несоответствий, установить процедуры и назначить соответствующих должностных лиц для проведения предупреждающих действий. Все предупреждающие действия должны быть документированы. 4.4. Работа с подрядными организациями 4.4.1. Работа с подрядными организациями выполняется в соответствии с п. 4.5 ISO/IEC 17024:2003. 4.4.2. НОА должен регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие подрядных организаций предъявляемым в Единой системе оценки соответствия требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых подрядными организациями. 4.4.3. При выполнении на условиях подряда некоторых работ НОА должен предупредить об этом заказчика и в необходимых случаях получить его согласие. 4.5. Документация НОА должен иметь документы и систему учетных записей, соответствующих деятельности в заявленной области аккредитации. 4.5.1. Правовые документы: - учредительные документы (устав, документ о регистрации и т.п.) - для НОА, имеющих статус юридического лица; - приказ об организации НОА - для НОА, который является подразделением организации; - документы, подтверждающие право проводить аттестацию экспертов. 4.5.2. Регламент и процедура аттестации экспертов. Регламент включает следующие основные этапы (порядок) работ по аттестации: - регистрацию заявок и оформление договоров на аттестацию; - рассмотрение документов; - назначение экзаменационной комиссии; - проведение экзаменов; - оформление результатов экзаменов; - назначение аттестационной комиссии; - принятие решений об аттестации эксперта и порядок выдачи квалификационного удостоверения; - приостановка, прекращение действия квалификационного удостоверения, проведение повторной аттестации при изменениях, вызывающих существенные отклонения от критериев аттестации. 4.5.3. Система учетных записей. НОА обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при аттестации и периодическом контроле, включая: - заявки на проведение аттестации; - протоколы экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии; - копии документов о базовом и специальном образовании аттестованных экспертов, справку о стаже практической деятельности по заявленному виду аттестации, медицинскую справку (при необходимости); - копии выданных квалификационных удостоверений; - документацию, связанную с расширением, продлением, ограничением области аттестации, приостановкой или прекращением действия квалификационных удостоверений; - жалобы и апелляции, а также записи о предпринятых для их разрешения действиях. Записи должны иметь идентификационное обозначение, вестись таким образом, чтобы обеспечить восстановление данных и конфиденциальность информации. Документы по аттестации и регистрационные записи должны храниться на протяжении срока действия квалификационного удостоверения. 4.5.4. Программы предварительной подготовки в соответствии с заявленными областями аккредитации, согласованные с соответствующими техническими комиссиями. 4.5.5. Сборники экзаменационных вопросов должны быть согласованны с соответствующими техническими комиссиями. 4.5.6. Нормативные технические и методические документы: нормативные документы, действующие в области аккредитации НОА; нормативные технические и методические документы, регламентирующие требования к качеству и технологии проводимых работ на объектах, входящих в область аккредитации НОА. Перечень нормативных технических и методических документов НОА должен представляться по форме, указанной в приложении 2. 4.5.7. НОА должен иметь порядок учета документов, относящихся к аттестации экспертов в соответствии с областью аккредитации, правила хранения документов и список лиц, имеющих доступ к ним. Все инструкции, стандарты, правила, методики и другие документы, используемые в работе НОА, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься. Персонал и другие пользователи системы аттестации должны быть извещены о внесенных изменениях. 4.6. Конфиденциальность 4.6.1. Любые сведения и информация, полученные в процессе деятельности НОА, рассматриваются как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации. 4.6.2. Все лица, имеющие доступ к этим сведениям, должны подписать обязательство о соблюдении конфиденциальности (в приложении СДА-01-2009). 4.6.3. Если законодательство требует предоставления подобной информации, организация или лицо, которых это касается, должны быть уведомлены заранее о том, какая информация будет предоставлена. 4.7. Безопасность Все экзамены и связанные с ними процедуры должны проводиться в условиях, обеспечивающих безопасность и конфиденциальность всего происходящего. Меры безопасности должны включать: надежное хранение экзаменационных материалов; защиту электронной информации. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ5.1. Общие требования 5.1.1. НОА должен определить требования к компетентности штатных сотрудников, постоянно работающих или приглашенных на контрактной основе лиц, занятых в аттестации. Персонал НОА должен быть способен: рассматривать заявки; выбирать и назначать экзаменаторов; готовить и проводить экзамены, контролировать их ход и оценивать результаты; уметь вести процедуры, связанные с возникновением несоответствий, жалоб и апелляций; принимать решения по аттестации; обеспечивать функционирование системы административного управления. 5.1.2. Штатные сотрудники НОА, постоянно работающие или приглашенные на контрактной основе, должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем НОА и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в НОА порядке. НОА должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, участвующего в аттестации. НОА должен установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие: период официального введения в должность; период работы под наблюдением опытных сотрудников; постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности. 5.1.3. Персонал НОА (как штатный, так и привлекаемый) должен быть ознакомлен с документами, устанавливающими требования к процедуре аттестации, а также с другими документами, устанавливающими их должностные обязанности. 5.1.4. НОА должен вести квалификационные карточки экспертов и обновлять в них сведения о квалификации каждого сотрудника (приложение 3). 5.1.5. Квалификационные удостоверения экспертов НОА на момент первичной или повторной оценки НОА Органом по аккредитации должны быть действительны не менее полугода (если срок действия квалификационных удостоверений экспертов менее полугода, то по окончании срока действия НОА должен предоставить сведения об их аттестации в Орган по аккредитации). 5.2. Требования к экзаменаторам 5.2.1. Члены экзаменационной комиссии и аттестационной комиссии должны: быть знакомы с критериями аттестации; знать методы проведения экзамена; иметь соответствующую компетентность в той области, в которой они будут проводить экзамен; владеть языком (устным и письменным), на котором проводится экзамен; не иметь личной заинтересованности при проведении квалификационного экзамена или принятии решений об аттестации тех или иных лиц во избежание предвзятости и дискриминации. 5.2.2. Проведение квалификационного экзамена для экспертов по экспертизе промышленной безопасности, экспертизе гидротехнических сооружений осуществляется экзаменационной комиссией. Экзаменационная комиссия формируется НОА. В состав экзаменационной комиссии входят: представитель технической комиссии или технический специалист (по согласованию с технической комиссией), имеющий специализацию в области аттестации экспертов; не менее двух экспертов высшей квалификации, имеющих специализацию в соответствии с заявленной кандидатом в эксперты областью аттестации. 5.2.3. Для проведения квалификационного экзамена для экспертов в области безопасности в строительстве, инспекции, аттестации продукции и систем управления в состав экзаменационной комиссии входят: представитель технической комиссии или технический специалист (по согласованию с технической комиссией), имеющий специализацию в области аттестации экспертов; не менее двух экспертов, имеющих специализацию в соответствии с заявленной кандидатом в эксперты областью аттестации. 5.2.4. Аттестационная комиссия формируется органом по аттестации, в ее состав входят: руководитель НОА или руководитель подразделения, которое осуществляет деятельность по аттестации; представитель технической комиссии или технический специалист (по согласованию с технической комиссией); эксперт высшей квалификации (при аттестации экспертов по промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений) или не менее двух экспертов высшей квалификации (при аттестации экспертов высшей квалификации по промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений), имеющих специализацию в соответствии с заявленной кандидатом в эксперты областью аттестации и для которых работа в данной организации является основной1; не менее двух экспертов со стажем работы не менее пяти лет (при аттестации экспертов в области экспертизы безопасности в строительстве, инспекции, сертификации продукции и систем управления)1. _____________ 1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации В состав аттестационной комиссии должны входить не менее трех человек. 5.2.5. НОА необходимо оценивать и контролировать поведение и качество работы экзаменаторов. В оценку и контроль следует включать наблюдение за работой экзаменатора на протяжении всего процесса проведения экзаменов (проводить наблюдение с присутствием). При возникновении конфликтных ситуаций между экзаменатором(ами) и кандидатом в эксперты на экзамене НОА должен обеспечить сохранение беспристрастности и конфиденциальности. Это должно быть документировано. 6. ПРОЦЕСС АТТЕСТАЦИИНОА должен проводить аттестацию согласно области аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, документами Единой системы оценки соответствия, другими документами, устанавливающими требования к проведению аттестации экспертов. Процесс аттестации экспертов представлен в СДА-12-2009 «Правила аттестации (сертификации) экспертов». 6.1. Заявка 6.1.1. НОА должен обеспечить доступность для заявителя: описания процесса аттестации: требования к подаче заявки; права заявителя; тип экзамена и оценки; условия предоставления продления квалификационного удостоверения, расширения и сокращения области аттестации; условия приостановления или отмены аттестации; стоимости аттестации; требований к предварительной подготовке заявителя (образование, практический опыт и т.п.), состоянию здоровья; требований к компетенции и обязанностям аттестованного эксперта, включая при необходимости соглашение о правилах поведения аттестованного эксперта. 6.1.2. Заявитель (организация или частное лицо) должен: заполнить и подписать заявку, включающую: область запрашиваемой аттестации; дать общую информацию о заявителе: имя, адрес и другую информацию, необходимую для идентификации личности; дать письменное согласие выполнять требования, предъявляемые при аттестации, и предоставить недостающую информацию, необходимую для оценки, не позднее установленной даты квалификационного экзамена; документально подтвердить свою квалификацию. Форма заявки приведена в приложении 1 СДА-12-2009. 6.1.3. Анализ заявки и представленных документов в НОА на предмет их достаточности и оценки соответствия запрашиваемой области аттестации области аккредитации НОА не должен превышать 20 дней. 6.2. Проведение экзаменов и оценка результатов экзаменов 6.2.1. Для приема квалификационных экзаменов руководитель НОА утверждает состав экзаменационной комиссии по каждому виду экспертизы. 6.2.2. Эксперт, проходящий аттестацию, сдает квалификационный экзамен, включающий следующие части: письменный общий; письменный специальный; письменный практический; устный (собеседование). 6.2.3. Все экзамены, кроме устного, сдаются в письменной форме или путем тестирования на компьютере. 6.2.4. НОА должен обеспечить документирование проведения и оценки результатов экзамена (ответы сдающих экзамен с замечаниями экзаменатора, протоколы экзаменов, заключения экзаменационной комиссии). 6.3. Решение по аттестации 6.3.1. Решение по аттестации принимает аттестационная комиссия НОА на основании информации, полученной во время процесса аттестации. 6.3.2. Члены аттестационной комиссии должны иметь опыт и уровень знаний, достаточный для анализа информации, полученной в процессе оценки. 6.3.3. Все поправки, внесенные в процессе аттестации, должны быть документированы. 6.3.4. НОА должен предоставить квалификационные удостоверения всем аттестованным специалистам. НОА должен быть единственным издателем выдаваемых им квалификационных удостоверений. Форма квалификационного удостоверения приведена в СДА-12-2009. 6.4. Контроль В течение срока действия квалификационного удостоверения необходимо проводить периодический контроль работы аттестованных экспертов. 6.4.1. В НОА должен быть организован внутренний аудит выполняемых работ по аттестации на соответствие установленным требованиям. 6.4.2. НОА ведет перечень аттестованных экспертов. 6.4.3. НОА должен предоставлять не реже одного раза в квартал учетные сведения об аттестованных экспертах в электронном виде в Орган по аккредитации, который ведет объединенный реестр экспертов. 6.5. Повторная аттестация 6.5.1. После окончания первого срока действия квалификационное удостоверение может быть продлено: экспертам высшей квалификации на пять лет на основании анализа деятельности за время действия квалификационного удостоверения или сдачи специального экзамена; экспертам на три года при условии удовлетворительной профессиональной деятельности и сдачи специального экзамена. 6.5.2. По окончании второго срока действия квалификационного удостоверения специалист должен пройти повторную аттестацию, аналогичную первой. 6.6. Использование квалификационных удостоверений, логотипов 6.6.1. НОА должен документировать условия использования квалификационного удостоверения, логотипа. 6.6.2. НОА должен подписать соглашение с аттестованным экспертом об условиях применения квалификационного удостоверения, логотипа. 6.6.3. НОА должен разработать процедуру приостановки или отмены действия квалификационного удостоверения в случае неправильного использования квалификационного удостоверения, логотипа. 7. ПОРЯДОК (ПРОЦЕДУРА) АККРЕДИТАЦИИ НОА7.1. Аккредитация НОА проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом. 7.2. НОА должен подать заявку в Орган по аккредитации по форме, представленной в приложении 4. 7.3. Орган по аккредитации проводит оценку НОА на месте. Результаты оценки отражаются в акте (приложение 5). 7.4. При аккредитации НОА получает свидетельство об аккредитации (приложения 6, 7) и заключает с Органом по аккредитации договор, определяющий из взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации. Форму договора устанавливает Орган по аккредитации. Срок действия свидетельства об аккредитации НОА составляет пять лет. 7.5. В случае необходимости расширения области аккредитации НОА проходит дополнительную процедуру аккредитации в рамках заявленной области. 7.6. В течение срока действия свидетельства об аккредитации Орган по аккредитации проводит инспекционный контроль деятельности НОА. Первый инспекционный контроль проводится в течение первого года работы НОА, последующие - не позднее чем через 18 месяцев после предыдущего. 7.7. В ходе инспекционного контроля проводится: анализ СМК; анализ деятельности НОА в определенной части области аккредитации. 7.8. Проверяемая область аккредитации указывается в плане инспекционного контроля. За период действия свидетельства об аккредитации должна быть проверена деятельность НОА во всей области аккредитации НОА и проведено, как минимум, одно наблюдение на месте за процедурой проведения экзамена. За время наблюдения на месте должна быть оценена деятельность всех членов экзаменационной комиссии. 7.9. Продление аккредитации НОА осуществляется на основании заявки организации о желании продолжить деятельность по аттестации экспертов в качестве аккредитованной организации. Заявка должна быть подана за шесть месяцев до окончания срока действия свидетельства. В этом случае Орган по аккредитации планирует проведение повторной оценки НОА, совмещенной с инспекционным контролем. При положительном результате повторной оценки и инспекционного контроля Орган по аккредитации продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок пять лет. 7.10. При повторной оценке проводится: проверка соблюдения НОА требований ISO/IEC 17024:2003, СДА-01-2009 и настоящего документа; анализ деятельности по аттестации экспертов; эффективность СМК (выполнение мероприятий, связанных с анализом деятельности со стороны руководства НОА, корректирующие и предупреждающие действия). 7.11. По результатам повторной оценки, инспекционного контроля и наблюдения на месте оформляются акты (приложения 5, 8). 7.12. Все несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в срок не более трех месяцев. По результатам устранения несоответствий НОА должен представить в Орган по аккредитации отчет о выполненных корректирующих действиях (приложение 9). 7.13. На основании отчета и сведений о коррекциях и корректирующих действиях ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии НОА критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации. Приложение 1Форма учета состава специалистов НОА
Приложение 2
Приложение 3Форма квалификационной карточки эксперта Квалификационная карточка эксперта Независимого органа по аттестации (сертификации)
Приложение 4
Приложение к заявке на аккредитацию АНКЕТА о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов
Руководитель организации-заявителя __________________ (Ф.И.О., подпись) Приложение 5Форма акта оценки Независимого органа по аттестации (сертификации) экспертов (НОА)
Приложение 6Форма свидетельства об аккредитации Независимого
органа Единая система оценки соответствия в
области Орган по аккредитации -
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ № НОА-ХХХХ
Приложение 7Единая система оценки соответствия в
области Орган по аккредитации -
Приложение 8Форма акта наблюдения за деятельностью НОА
Приложение 9Форма отчета о выполненных корректирующих действиях
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |