| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Метрологический надзор, осуществляемый метрологами предприятий, является одним из важнейших элементов системы обеспечения качества выпускаемой предприятием продукции и гарантом соблюдения предприятием метрологических правил и норм, установленных действующим законодательством. Это было всегда: до принятия в 1993 г. Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и после принятия этого Закона, в котором функция осуществления метрологического надзора была названа в качестве одной из основных функций метрологических служб юридических лиц. И это не менее, а, может быть, более важно сейчас, с принятием нового Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», в котором упоминание о метрологических службах юридических лиц встречается только в двух местах: ст. 2 п. 12) - термины и определения и ст. 21 п. 1 п.п. 4) - в перечислении субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений. Авторы Закона, преследуя цель регламентировать только сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, не посчитали нужным (или возможным) уделить внимание основной армии метрологов, стоящей на «защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и обеспечении потребностей граждан и общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений». Однако, и то малое, что зафиксировано в законе, все-таки, содержит главное, то, что определяет назначение метрологических служб, а именно: «метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений ... юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель». Отсюда можно сделать вывод, что Государство законодательно предписывает метрологическим службам организовывать и (или) выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. Одна из этих работ (услуг) - осуществление метрологического надзора. Довольно часто при обсуждениях, в которых, как правило, не участвуют метрологи - практики, возникает вопрос - зачем нужен метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц (далее: МН МС), если есть государственный метрологический надзор (далее: ГМН)? Рассмотрим определение ГМН, приведенное в новом Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений». «ГМН - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий». В таблице 1 приведены сравнительные характеристики ГМН и МН МС.
Итак, какой же основной вывод? МН МС не заменяет и не отменяет ГМН, но без него ГМН абсолютно не эффективен. Констатировать «беспорядок» не означает осуществлять «защиту» от чего-либо. Констатировать «порядок» - подтверждать, что «защита» обеспечена. Подчеркнем, что МН МС может осуществляться не только как одна из функций МС юридического лица, но и предлагаться как услуга другому юридическому лицу. Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях, например: а) Изготовитель каких-либо неординарных средств измерений, выпуская их в обращение, предлагает Заказчику заключить договор на осуществление метрологического надзора за их состоянием и применением, включая устранение обнаруженных нарушений путем дополнительного обучения персонала, ремонта и внеочередной калибровки СИ, замены неисправного СИ на исправное из обменного фонда, установления оптимального межкалибровочного интервала, исходя из условий эксплуатации и т.д. и т.п.; б) Руководство какого-нибудь холдинга поручает одной из организаций, компетентных в осуществлении МН, проведение МН на всех предприятиях холдинга с целью установления единых требований к метрологическому обеспечению на предприятиях холдинга и создания условий для централизованного руководства; в) Руководство предприятия не считает экономически оправданным создание на предприятии самостоятельной МС и заключает договор на проведение метрологических работ с организацией, компетентности которой оно доверяет. Если такой договор не включает в себя проведение МН, то есть систематического контроля за состоянием и применением СИ, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, то никакой уверенности в соблюдении всех необходимых требований на предприятии у руководства не будет. Возможны и другие случаи, когда метрологический надзор по своей сути может носить характер «метрологического аудита» или «метрологического страхования». Теперь, если у нас не осталось сомнений в необходимости осуществления МН МС, попробуем ответить на вопрос, зачем нужна аккредитация на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, какую пользу она может принести предприятию? Во-первых, любая аккредитация - это официальное признание полномочным или авторитетным органом компетентности организации выполнять работы в определенной (заявленной) области. В нашем случае в качестве полномочного и авторитетного органа выступает Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы, одной из функций которого является разработка основополагающих нормативных документов по организации деятельности метрологических служб, и имеющий Сертификат органа по аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, выданный Госстандартом России 05.09.1998 г. Таким образом, данная аккредитация - это официальное подтверждение третьей, независимой, авторитетной стороной компетентности аккредитованной метрологической службы в осуществлении метрологического надзора. Это подтверждение может оказаться необходимым и сыграть решающую роль при заключении с Заказчиком договоров на поставку продукции, а также при предложении МН в качестве услуги. Такая аккредитация повышает статус МС, как в рамках предприятия, так и в рамках объединения или холдинга. Это нужно метрологам, это нужно и руководителям предприятий, т.к. это ещё одно преимущество, повышающее конкурентоспособность предприятия. Итак, всё это об аккредитации как о признании компетентности. Но есть и вторая, не менее важная сторона аккредитации. Аккредитация - это помощь аккредитующего органа в правильной организации этой деятельности. Для того, чтобы метрологический надзор выполнял задачи, которые он перед собой ставит, он должен быть правильно организован, порядок осуществления метрологического надзора должен быть строго задокументирован, а персонал должен пройти специальную подготовку. Во всех этих действиях метрологическая служба может рассчитывать на помощь и аккредитующего органа и уполномоченной экспертной организации. В сборник «Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Система аккредитации» вошли следующие документы: а) МИ 2304-08 «ГСИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения», представляющие собой пересмотренную в соответствии с новым Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» МИ 2304-94; б) МИ 2492-08 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора» (пересмотр МИ 2492-98), в которой впервые вводится понятие Система аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора - СМН. В данном документе подробно изложены порядок и условия проведения работ по аккредитации, функции аккредитующего органа и уполномоченных экспертных организаций. в) ПР СМН 001-08 «Положение о системе аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц», устанавливающие организационную структуру СМН, функции, правила и обязанности её членов. г) Р СМН 001-08 «Требования к компетентности специалистов, выполняющих работы по аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора», содержание которого отражено в названии документа. В настоящее время на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора аккредитовано более 50 организаций, причем ни одна из них не намерена прерывать действие аттестата аккредитации. Федеральное государственное
унитарное предприятие РЕКОМЕНДАЦИИ Государственная система обеспечения ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ МИ 2492-08 Москва РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС») ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС») УТВЕРЖДЕНЫ ФГУП «ВНИИМС» 02.06.2008 г. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 02.06.2008 г. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН МИ 2492-98 Рекомендации по метрологии
Дата введения 02.06.2008 г. Настоящий документ устанавливает основные положения по организации и проведению аккредитации метрологических служб юридических лиц (далее метрологических служб) на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора за обеспечением единства измерений на предприятии. Настоящий документ распространяется на государственные научные метрологические институты и государственные региональные центры метрологии, зарегистрированные в качестве уполномоченных экспертных организаций в системе аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц (далее - СМН), а также на метрологические службы юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, добровольно подавшие заявки на аккредитацию в СМН. 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе применяют следующие термины и определения: 1.1. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений. 1.2. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. 1.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений. 1.4. Эталон единицы величины - техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и передачи единицы величины. 1.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. 1.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений. 1.7. Объекты метрологического надзора: состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых); испытательное оборудование; средства контроля; состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации; результаты измерений; соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией; своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку. 1.8. Инспектор по обеспечению единства измерений на предприятии - лицо, осуществляющее метрологический надзор на предприятии, получившее специальную подготовку, аттестованное в установленном на предприятии порядке и на основании административного решения руководителя предприятия имеющее специальные полномочия. 1.9. Система аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц (далее СМН) - совокупность субъектов деятельности и метрологических работ, направленных на обеспечение единства измерений, как в сферах, так и вне сфер распространения государственного регулирования, путем осуществления внутреннего метрологического надзора в соответствии с требованиями и правилами, устанавливаемыми СМН. 1.10. Аккредитация метрологической службы на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора - признание аккредитующим органом СМН того, что метрологическая служба юридического лица обладает достаточной технической компетентностью в осуществлении данного вида деятельности, регламентированной действующим законодательством. 1.11. Аккредитующий орган СМН - орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора и отвечающий требованиям, установленным в СМН. 1.12. Уполномоченные экспертные организации СМН - государственные региональные центры метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, имеющие подготовленных экспертов-метрологов по аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения (далее - предприятия), являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления работ по обеспечению единства измерений. 2.2. Метрологический надзор осуществляется метрологическими службами путем: проверок состояния и применения средств измерений, испытаний, контроля, методик выполнения измерений, эталонов единиц величин, соблюдения метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений; выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку. 2.3. Для обеспечения единства измерений как в сферах распространения государственного регулирования, так и вне этих сфер, установления единых требований к технической компетентности метрологических служб юридических лиц в осуществлении метрологического надзора и ее официального признания, создана добровольная Система аккредитации на техническую компетентность в осуществлении данного вида деятельности (СМН), действующая на основании Положения о СМН. 2.4. Метрологическая служба, независимо от ее отраслевой принадлежности и форм собственности, может быть по ее заявке аккредитована аккредитующим органом в СМН. 2.5. Аккредитация метрологической службы на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора проводится для подтверждения ее соответствия требованиям, предъявляемым СМН к метрологическим службам, проводящим метрологический надзор на предприятиях, с целью создания условий, необходимых для обеспечения единства измерений на предприятии, как в сферах распространения государственного регулирования, так и вне этих сфер. 2.6. Аккредитацию осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС») (далее - аккредитующий орган СМН), подтвердивший свою компетенцию, зарегистрированный в СМН и соответствующий требованиям, установленным стандартом ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценки соответствия». 2.7. Заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут обратиться в аккредитующий орган СМН или в уполномоченную экспертную организацию СМН по месту расположения юридического лица за оказанием помощи в подготовке к аккредитации в СМН на основании заключаемых договоров. 2.8. Аккредитующий орган СМН или уполномоченная экспертная организация СМН, проводившая подготовку метрологической службы к аккредитации, осуществляют инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к технической компетентности в осуществлении метрологического надзора. 2.9. Возмещение расходов, связанных с проведением аккредитации, экспертизой представленных документов, проверкой соответствия компетентности проведения метрологического надзора установленным требованиям, оформлением, занесением в Реестр и выдачей аттестата аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора (далее - аттестата аккредитации), осуществлением инспекционного контроля и оказанием других услуг, производится в соответствии с условиями договоров, заключаемых между метрологической службой и исполнителями этих работ. 2.10. Научно-методическим центром Системы аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора (НМЦ СМН) является ФГУП «ВНИИМС». 2.11. НМЦ СМН осуществляет научно-методическое руководство работами по аккредитации метрологических служб на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, организует и проводит подготовку экспертов, участвующих в проведении аккредитации, проводит регистрацию уполномоченных экспертных организаций СМН, ведет Реестр метрологических служб, аккредитованных в соответствии с настоящим документом. 3. УСЛОВИЯ АККРЕДИТАЦИИпункта, регламентирующего проведение метрологического надзора на предприятии, в Положении о метрологической службе предприятия или административного решения (приказа) руководителя юридического лица об осуществлении метрологического надзора на предприятии с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического надзора, их прав и обязанностей; стандарта предприятия (фирмы), регламентирующего организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии; план графиков, журналов или иных материалов, подтверждающих проведение метрологического надзора на предприятии; правил, стандартов и других нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений, регламентирующих метрологические правила и нормы в сфере деятельности предприятия и необходимых для осуществления метрологического надзора; достаточного по количеству и квалификации персонала, имеющего специальную подготовку и опыт работы по осуществлению метрологического надзора на предприятии. 3.2. Стандарт предприятия, регламентирующий организацию и порядок проведения метрологического надзора на предприятии, должен содержать следующую информацию: - сведения о структуре метрологической службы с указанием подразделений (лиц), ответственных за состояние и применение тех или иных объектов, подлежащих метрологическому надзору, и непосредственно или косвенно участвующих в процедуре проверок; - сведения об объектах надзора и их приоритетах; - содержание метрологического надзора; - порядок назначения комиссий по проведению метрологического надзора и (или) требования к квалификации лиц, выполняющих функции инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии; - порядок подготовки и проведения проверок с указанием периодичности и видов проверок; - оформление результатов метрологического надзора; - права и обязанности лиц, осуществляющих метрологических надзор; - меры, применяемые к нарушителям метрологических правил и норм; - анализ деятельности по осуществлению метрологического надзора; - положение о порядке аттестации инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии (в случае, если соответствующая аттестация проводится); - график проведения метрологического надзора на предприятии, а также другие сведения, отражающие специфику проведения метрологического надзора на предприятии. 3.3. В случае осуществления метрологического надзора как платной услуги, предоставляемой сторонним предприятиям на основании заключаемых договоров, стандарт предприятия должен содержать проект договора с перечнем услуг, предоставляемых сторонней организации в рамках договора на осуществление метрологического надзора, включая в необходимых случаях и метрологический контроль. 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИК заявке (приложение А) прилагаются: Положение о метрологической службе юридического лица, содержащее пункты, регламентирующие осуществление метрологического надзора на предприятии или Приказ руководства предприятия об осуществлении метрологического надзора; стандарт предприятия, регламентирующий деятельность по осуществлению метрологического надзора на предприятии; любые другие материалы, подтверждающие соответствие требованиям, регламентированным п. 3.1 настоящего документа. 4.2. На основе рассмотрения заявки аккредитующий орган направляет Заявителю проект договора на проведение работ по аккредитации метрологической службы, в котором должны быть определены условия и порядок аккредитации. 4.2.1. Договорная цена на выполнение работ по аккредитации определяется в зависимости от масштаба работы, степени подготовленности Заявителя. 4.2.2. Аккредитующий орган поручает проведение работ по аккредитации только специалистам, имеющим опыт в осуществлении метрологического надзора, прошедшим специальную подготовку в НМЦ СМН и аттестованным в качестве экспертов-метрологов в данной области деятельности. 4.3. Работы по аккредитации включают в себя: - предварительное рассмотрение заявки; - экспертизу представленных документов; - проверку соответствия состояния работ по осуществлению метрологического надзора требованиям, предъявляемым к аккредитованным метрологическим службам; - при необходимости оказание методической помощи в организации деятельности по осуществлению метрологического надзора с целью достижения соответствия установленным требованиям и обучение персонала; - участие в аттестации «инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии» (по инициативе предприятия); - анализ эффективности осуществления метрологического надзора на предприятии; - принятие решения о возможности аккредитации метрологической службы по результатам экспертизы материалов, проверки соответствия установленным требованиям и анализу эффективности; - подготовку материалов по аккредитации; - выдачу аттестата аккредитации аккредитованной метрологической службе; - внесение аккредитованной метрологической службы в Реестр СМН. 4.4. Юридическое лицо, заинтересованное в проведении работ по аккредитации с участием уполномоченной экспертной организации СМН по месту осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности, направляет соответствующую заявку и заключает соответствующий договор с данной уполномоченной экспертной организацией СМН. 4.5. Уполномоченная экспертная организация СМН проводит работы в соответствии с п. 4.3 настоящего документа (за исключением двух последних абзацев). 4.6. Результаты проведенной по договору работы, выполненной аккредитующим органом СМН или уполномоченной экспертной организацией СМН, излагаются в акте проверки (приложение Б). В акте приводится: а) заключение комиссии о выдаче аттестата аккредитации по форме приложения В или б) мотивированный отказ в аккредитации с обязательным указанием конкретных причин отказа. 4.7. Акт составляется в трех экземплярах в случае проведения подготовки к аккредитации уполномоченной экспертной организацией. Первый экземпляр остается у юридического лица, второй - у уполномоченной экспертной организации, проводящей подготовку, третий, в случае положительного решения, вместе с извещением (приложение Г) и стандартом предприятия, регламентирующим организацию и порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии, направляется аккредитующему органу для оформления аттестата аккредитации и внесения Заявителя в Реестр СМН аккредитованных на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологических служб юридических лиц. 4.8. Аккредитующий орган, получив извещение с приложениями, направляет, в соответствии с договоренностью, уполномоченной экспертной организации или юридическому лицу - Заявителю счет за экспертный контроль, регистрацию и оформление аттестата аккредитации. 4.9. Затраты и сроки, необходимые для проведения данных работ, следует учитывать при заключении договоров на подготовку к аккредитации. 4.10. После оплаты счета при наличии копии платежного поручения аккредитующий орган СМН осуществляет экспертизу представленных материалов, при положительном решении заносит метрологическую службу в Реестр СМН аккредитованных метрологических служб и высылает оформленный аттестат аккредитации юридическому лицу, копию - уполномоченной экспертной организации. При отрицательном решении замечания и предложения по устранению выявленных недостатков высылаются в уполномоченную экспертную организацию для принятия мер по их устранению. 4.12. По истечении срока действия аттестата аккредитации аккредитующий орган может по заявке метрологической службы юридического лица провести повторную аккредитацию в соответствии с п. 4.1 - 4.11 настоящего документа. 4.13. Аттестат аккредитации, выданный метрологической службе юридического лица, может быть аннулирован аккредитующим органом при обнаружении несоблюдения требований, установленных для аккредитованных метрологических служб. 4.14. Функции, права, обязанности аккредитующего органа СМН, уполномоченных экспертных организаций и метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в СМН, регламентированы «Положением о системе аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологических служб юридических лиц». 5. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ5.1. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц (далее - инспекционный контроль) проводят аккредитующий орган или уполномоченная экспертная организация с целью подтверждения соответствия их деятельности в осуществлении метрологического надзора установленным требованиям. 5.2. Уполномоченные экспертные организации проводят инспекционный контроль за деятельностью тех метрологических служб, подготовку которых к аккредитации они осуществляли. 5.3. По срокам проведения инспекционный контроль подразделяется на периодический и внеплановый. 5.4. Сроки проведения периодического инспекционного контроля устанавливаются аккредитующим органом (уполномоченной экспертной организацией) и доводятся до сведения метрологических служб при составлении акта проверки. 5.5. Рекомендуемая периодичность осуществления инспекционного контроля: один раз в полтора года, но не чаще двух раз за срок действия аттестата аккредитации. 5.6. Внеплановый инспекционный контроль проводится при поступлении в аккредитующий орган или уполномоченную экспертную организацию информации о нарушении аккредитованной метрологической службой установленных требований или о претензиях к качеству выпускаемой предприятием продукции. 5.7. Возмещение расходов по проведению планового инспекционного контроля осуществляется аккредитованной метрологической службой на основании заключаемого договора с аккредитующим органом или с уполномоченной экспертной организацией, проводящей инспекционный контроль. 5.8. Возмещение расходов по проведению внепланового инспекционного контроля осуществляется за счет средств аккредитующего органа или уполномоченной экспертной организации, проводящей инспекционный контроль, в случае, если нарушений требований, предъявляемых к аккредитованной метрологической службе, не обнаружено. 5.9. Инспекционный контроль проводится в виде проверки деятельности метрологической службы по осуществлению метрологического надзора за обеспечением единства измерений на предприятии, а также результатов работ в этой области за период, прошедший с момента аккредитации или с момента предыдущего инспекционного контроля. 5.10. В ходе инспекционного контроля проверяют: - соответствие порядка осуществления метрологического надзора порядку, установленному в СТП на данный вид деятельности; - квалификацию персонала, осуществляющего метрологический надзор на предприятии; - состояние и применение средств измерений, контроля, эталонов, испытательного оборудования, методик выполнения измерений, используемых на предприятии и подлежащих метрологическому надзору путем выборочной проверки; - обеспечение нормативной документацией, необходимой для осуществления метрологического надзора; - порядок ведения журналов учета, предусмотренных стандартом предприятия, регламентирующим организацию и порядок осуществления метрологического надзора; - результаты работы по осуществлению метрологического надзора за контролируемый период. 5.11. По результатам проверки составляют Акт проверки (по форме Приложения Д). 5.12. При выявлении нарушений в деятельности метрологической службы по осуществлению метрологического надзора в акте отражают мероприятия, подлежащие реализации метрологической службой в определенные сроки в целях устранения отмеченных недостатков. 5.13. При нарушении метрологической службой установленных сроков устранения недостатков, отмеченных в акте, аккредитующий орган вправе приостановить действие аттестата аккредитации. 5.14. На основании результатов инспекционного контроля аккредитующий орган может принять одно из следующих решений, которое отражается в акте: - подтвердить соответствие аккредитованной метрологической службы установленным требованиям и определить следующий срок проведения инспекционного контроля; - приостановить действие аттестата аккредитации; - аннулировать аттестат аккредитации. 5.15. Один экземпляр Акта инспекционного контроля вручается руководителю инспектируемого юридического лица или главному метрологу. 5.16. Второй экземпляр Акта хранится у уполномоченной экспертной организации, осуществившей инспекционный контроль. 5.17. Третий экземпляр Акта направляется во ФГУП «ВНИИМС» для учета результатов инспекционного контроля аккредитованных метрологических служб юридических лиц. 5.18. Приостановка действия аттестата аккредитации возможна на срок, не превышающий 6 месяцев, по истечении которого, если указанные в акте недостатки не устранены, аттестат аккредитации аннулируется. 5.19. Процедура аннулирования аттестата аккредитации включает в себя: - изъятие и уничтожение бланка аттестата аккредитации; - внесение записи «аннулирован» в соответствующую строку Реестра СМН. 5.20. Аккредитующий орган вправе информировать потребителей метрологических услуг, предоставляемых инспектируемой метрологической службой, о результатах инспекционного контроля. 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ6.1. Метрологическая служба может в течение 30 дней опротестовать решение по любым вопросам инспекционного контроля, направив жалобу в НМД СМН - ФГУП «ВНИИМС». 6.2. Разрешение споров между метрологической службой и аккредитующим органом осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Заключение комиссии: ___________________________________________________________________________ Выводы по результатам проверки Комиссия рекомендует: ___________________________________________________________________________ Рекомендации комиссии (при необходимости) Председатель _______________ ____________________ подпись инициалы, фамилия Члены комиссии _______________ ____________________ подпись инициалы, фамилия _______________ ____________________ подпись инициалы, фамилия С Актом ознакомлен и один экземпляр получил Руководитель главный метролог _______________ ____________________ подпись инициалы, фамилия СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |