| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Автомобильные транспортные средства ШАРНИРЫ
КАРДАННЫЕ Общие
технические требования
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2008 г. № 116-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р 52923-2008 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2009-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на карданные шарниры неравных угловых скоростей (далее - шарниры) и их элементы, предназначенные для трансмиссий автомобильных транспортных средств (далее - АТС) категорий М и N по ГОСТ Р 52051, и устанавливает типы, параметры шарниров и их элементов, технические требования к ним, методы контроля и испытаний. Настоящий стандарт может распространяться также на шарниры и их элементы других транспортных средств, машин и механизмов. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения ГОСТ Р 52430-2005 Автомобильные транспортные средства. Передачи карданные автомобилей с шарнирами неравных угловых скоростей. Общие технические условия ГОСТ 8.051-81 Государственная система измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Типы, основные параметры3.1 Типы шарниров и их основные параметры должны соответствовать данным, приведенным на рисунках 1, 2 и 3 и в таблице 1. Рисунок 1 - Крестовина карданного шарнира 1 - крестовина; 2 - стопорное кольцо; 3 - пластина Рисунок 2 - Типы крестовин карданных шарниров с подшипниками в
сборе и элементы Рисунки 1, 2 (Новая редакция, Изм. № 1). Рисунок 3 - Вилка карданного шарнира Таблица 1 - Основные размеры крестовин и вилок шарниров карданных валов Размеры в миллиметрах
Продолжение таблицы 1
Окончание таблицы 1
(Новая редакция, Изм. № 1). 4 Технические требования4.1 Твердость поверхностного слоя крестовин шарниров после окончательной обработки должна быть не менее: HRCэ 60 - на цилиндрической поверхности шипов крестовин; HRCэ 58 - на торцах шипов крестовин. Допускается понижение твердости на торцах крестовин до HRCэ 55 при установке подшипников с антифрикционными шайбами. 4.2 Эффективная глубина поверхностного слоя после окончательной обработки должна быть не менее: 0,8 мм - для крестовин шарниров 0 - I типоразмеров; 1,6 мм - IV - V типоразмеров; 1,8 мм - VI - IX типоразмеров. 4.3 Шероховатость поверхности после окончательной обработки не должна превышать следующих значений параметра Ra [при базовых длинах в соответствии с ГОСТ 2789 (приложение I)]: 0,32 мкм - на цилиндрической поверхности шипов крестовин; 0,63 мкм для 0 - I типоразмеров и 1,25 мкм для II - IX типоразмеров - на поверхности торцов шипов крестовин; 1,25 мкм - на цилиндрической (посадочной) поверхности отверстий вилок под подшипник. 4.1 - 4.3 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.4 Отклонения от крутости и профиля продольного сечения должны быть не более: 0,006 мм - для шипов крестовины (размер D); половины допуска на диаметр рассматриваемой поверхности - для отверстий вилок под подшипники (размер D1). 4.5 Отклонение от соосности осей противоположных шипов крестовин должно быть не более 0,006 мм для цилиндрического поля допуска, указанного радиусом. 4.6 Отклонение от соосности осей отверстий вилок должно быть не более 0,006 мм для цилиндрического поля допуска, указанного радиусом. 4.7 Отклонение от пересечения осей отверстий вилок кардана с осью центрирующей поверхности должно быть не более: 0,05 мм - для вилок 0 - I типоразмеров; 0,1 мм - для вилок II - IX типоразмеров. Примечание - При недостаточной длине установочного буртика фланца карданной вилки вместо определения отклонения от пересечения осей отверстий вилок с осью центрирующей поверхности допускается определение торцового биения, которое должно быть не более 0,02 мм. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.8 Отклонение от параллельности оси отверстий вилок относительно присоединительной плоскости фланца вилки должно быть не более 0,1 мм на длине 100 мм. 4.9 Отклонение от перпендикулярности торцов вилок относительно оси отверстия соответствующего ушка в пределах длины рассматриваемой поверхности должно быть не более: 0,05 мм - для 0 - I типоразмеров; 0,1 мм - для II - IX типоразмеров. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.10 Отклонение от симметричности для размера Н крестовин и размеров H1, и Н2 вилок шарниров должно быть не более: 0,05 мм - для II - III типоразмеров и для крестовин с H = 90 мм IV типоразмера; 0,1 мм - для остальных типоразмеров. 4.11 Отклонение от плоскостности торцов шипов крестовины должно быть не более: 0,015 мм - для 0 - III типоразмеров; 0,025 мм - для IV - IX типоразмеров. 4.10, 4.11 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.12 Отклонение от перпендикулярности торцов шипов крестовины должно быть не более 0,025 мм. 4.13 Шарниры и их элементы (крестовины, вилки, игольчатые подшипники) должны выдерживать максимальный крутящий момент, действующий на карданный вал, по ГОСТ Р 52430 и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.14 Присоединительные размеры, обеспечивающие взаимозаменяемость фланцев, должны соответствовать значениям, указанным на рисунках 4, 5 и в таблице 2, рисунках 6, 7 и в таблице 3. ______________ * Фланец центрируют по поверхности выточки глубиной 4,5+1,0 мм. Рисунок 4 - Типы фланцев вилок карданных шарниров с
присоединительными (Новая редакция, Изм. № 1). Рисунок 5 - Типы фланцев-вилок карданных шарниров с
присоединительными Таблица 2 - Основные параметры фланцев с присоединительными поверхностями В миллиметрах
В миллиметрах
(Новая редакция, Изм. № 1). (Поправка). ______________ * Для типоразмера d1 = 120 мм L = 6´6,8 = 40,8. ** Размер устанавливается разработчиком КД. Примечания 1 Предельные отклонения расстояния между любыми несмежными зубьями ±0,02. 2 Допускается оптимизировать контур штамповки выступов расположения зубьев во избежание взаимного подреза. Рисунок 6 - Фланец карданного шарнира (Новая редакция, Изм. № 1). ______________ * Для типоразмера d1 = 120 мм L = 6´6,8 = 40,8. Примечание - Предельные отклонения расстояния между любыми несмежными зубьями ±0,02. Рисунок 7 - Фланец агрегата трансмиссии Таблица 3 - Основные параметры фланцев с присоединительными поверхностями Размеры в миллиметрах
(Поправка). Отверстия во фланцах сопрягаемых агрегатов могут иметь резьбу. 4.15 Предельные отклонения от плоскостности, торцовое биение фланцев агрегатов трансмиссии, к которым присоединяются фланцы валов, и радиальное биение их посадочных поверхностей не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ Р 52430 (приложение Г, таблица Г.1). 4.16 Радиальный зазор в соединениях «шип-игольчатый подшипник» должен быть не более 0,04 мм. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 5 Методы контроля (испытаний)5.1 Шарниры и их элементы подвергают приемочному контролю службой технического контроля (далее - СТК): сплошному - крестовины и вилки; выборочному - подшипники в сборе. Выборочному контролю подвергают не менее 2 % или не менее 5 шт. изделий, изготовленных за смену. 5.2 Контролируемые параметры элементов шарнира представлены в таблице 4. (Измененная редакция, Изм. № 1). Таблица 4
(Новая редакция, Изм. № 1). 5.3 Предприятие-изготовитель проводит периодический контроль шарниров на соответствие их параметров установленным требованиям не реже одного раза в год. Объем периодических испытаний устанавливает предприятие-разработчик в конструкторской документации на шарниры. 5.4 Потребитель имеет право проводить выборочную проверку шарниров и их элементов на соответствие требованиям настоящего стандарта в объеме до 2 % от партии, но не более 3 шт. Если в проверяемой партии окажутся изделия, не удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, то контролю подвергают удвоенное число изделий. В случае получения неудовлетворительных результатов при повторной проверке всю партию бракуют и возвращают предприятию-изготовителю. Примечания 1 Предприятие-изготовитель проводит разбраковку партии и предъявляет ее потребителю повторно. 2 Партией считается: у изготовителя - число изделий, одновременно предъявленных для контроля; у потребителя - число изделий, одновременно поступивших от изготовителя по одному отгрузочному документу. 5.5 Контроль линейных размеров осуществляют путем измерений с предельно допустимыми погрешностями, установленными ГОСТ 8.051. 5.6 Контроль твердости поверхностного слоя и его толщины по [1] - [5]. 5.7 Контроль шероховатости поверхности - по ГОСТ 2789. 5.8 Прочность элементов шарниров проверяют при установке их в карданный вал и испытании его на крутильной машине. Крутящий момент, нагружающий карданный вал, должен соответствовать максимальному крутящему моменту, действующему на карданную передачу в трансмиссии автомобиля, для которой она предназначена. 5.9 Результаты испытаний оформляют протоколом, форма которого приведена в приложении А. 6 Маркировка6.1 Шарниры маркируют, обеспечивая их идентификацию. Содержание маркировки, метод и место ее нанесения на изделие устанавливает в КД предприятие-разработчик. (Новая редакция, Изм. № 1). 7 Упаковка7.1 Упаковка шарниров должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки, а также возможное ее отсутствие, указывают в документах на поставку. 8 Транспортирование и хранение8.1 Шарниры перевозят любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Группа условий транспортирования - 6 (ОЖ2), хранения - 3 (Ж3) по ГОСТ 15150. Допускается по согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем применять другие условия транспортирования и хранения по ГОСТ 15150. 8.2 Все наружные металлические поверхности шарниров следует законсервировать по ГОСТ 9.014 на срок, оговоренный в документах на поставку. 9 Гарантии изготовителя9.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие шарниров требованиям настоящего стандарта при соблюдении установленных предприятием правил эксплуатации, транспортирования и хранения. 9.2 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка шарниров, поставляемых в качестве комплектующих изделий, должны быть не менее гарантийного срока и гарантийной наработки АТС, для которых они предназначены. 9.3 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийную наработку шарниров исчисляют в соответствии с гарантийными обязательствами на АТС, а поставляемых в качестве запасных частей - с момента установки их на АТС. 9.4 Гарантийный срок хранения шарниров - не более 12 мес. Гарантийный срок хранения шарниров исчисляют с даты их отгрузки потребителю. Приложение А
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель испытательного подразделения _____________ __________________ личная подпись инициалы, фамилия ________________________ дата |
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № _________ 1 Идентификационные данные испытуемого изделия _____________________________ ___________________________________________________________________________ 2 Цель испытаний: Определение соответствия шарниров карданных неравных угловых скоростей требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52923-2008). 3 Метод испытаний: Метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52923-2008 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры карданные неравных угловых скоростей. Общие технические требования и методы испытаний». 4 Результаты испытаний
5 Заключение Испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов. ______________________ ________________________ _____________________ должность испытателя личная подпись инициалы, фамилия ____________________________ дата |
ОСТ 37.001.056-74 |
Методы измерения цементированного слоя деталей |
|
[2] |
ОСТ 37.001.057-74 |
Методы измерения нитроцементированного слоя деталей |
[3] |
ОСТ 37.001.058-74 |
Методы измерения толщины цианированного слоя деталей |
[4] |
ОСТ 37.001.059-74 |
Методы измерения толщины азотированного слоя деталей |
ОСТ 37.001.060-74 |
Методы измерения толщины слоя поверхностной закалки деталей |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Ключевые слова: транспортные средства категории М, шарниры неравных угловых скоростей, крутящий момент |