Vehicles. Unconstant velocity universal joints. Technical requirements and test methods 

Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52923-2008

Автомобильные транспортные средства

ШАРНИРЫ КАРДАННЫЕ
НЕРАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ

Общие технические требования
и методы испытаний

Москва

Стандартинформ

2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2008 г. № 116-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ГОСТ Р 52923-2008

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ШАРНИРЫ КАРДАННЫЕ
НЕРАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ

Общие технические требования и методы испытаний

Vehicles. Unconstant angular velocity cardan joints.

General technical requirements and test methods

Дата введения - 2009-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на карданные шарниры неравных угловых скоростей (далее - шарниры) и их элементы, предназначенные для трансмиссий автомобильных транспортных средств (далее - АТС) категорий М и N по ГОСТ Р 52051, и устанавливает типы, параметры шарниров и их элементов, технические требования к ним, методы контроля и испытаний.

Настоящий стандарт может распространяться также на шарниры и их элементы других транспортных средств, машин и механизмов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52430-2005 Автомобильные транспортные средства. Передачи карданные автомобилей с шарнирами неравных угловых скоростей. Общие технические условия

ГОСТ 8.051-81 Государственная система измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Типы, основные параметры

3.1 Типы шарниров и их основные параметры должны соответствовать данным, приведенным на рисунках 1, 2 и 3 и в таблице 1.

Рисунок 1 - Крестовина карданного шарнира

1 - крестовина; 2 - стопорное кольцо; 3 - пластина

Рисунок 2 - Типы крестовин карданных шарниров с подшипниками в сборе и элементы
их крепления

Рисунки 1, 2 (Новая редакция, Изм. № 1).

Рисунок 3 - Вилка карданного шарнира


Таблица 1 - Основные размеры крестовин и вилок шарниров карданных валов

Размеры в миллиметрах

Типоразмер шарнира

Тип фиксации подшипника

Крестовины

Вилки шарниров

Размер между торцами крестовины Н

Диаметр шипа d

Размер между опорными поверхностями вилок

Расстояние от оси отверстия подшипника до плоскости фланца В

Диаметр отверстия под подшипник D1

H1

H2

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

0

а

40

-0,100

10

+0,010

+0,001

-

-

-

-

46

-0,250

-

-

16

+0,034

+0,016

37,40

+0,700

41

+0,500

51,80

-0,060

+0,006

-0,016

58,40

+0,120

-

-

19

-0,020

-0,053

I

57,17*

-0,050

14,725

-0,010

64,26

+0,100

-

-

36

±0,195

23,803

+0,020

56,10**

16

+0,012

+0,001

65**

19,05

+0,015

+0,002

73,90

39

±0,200

28

+0,021

II

b

59*

-0,060

15,20

+0,032

+0,020

-

-

45

+0,050

45

-0,019

-0,042

64,15*

+0,050

-0,040

15,23

-0,010

74,15*

-0,030

55

+0,046

47,15

+0,025

III

80*

-0,040

16,30

-0,012

60

43

+0,620

30

-0,010

-0,034

78**

80**

18,94

-0,013

IV

а

90*

-0,070

-0,110

22

-0,014

100,50

+0,159

+0,072

-

-

50

±0,250

35

-0,008

-0,033

Продолжение таблицы 1

Типоразмер шарнира

Тип фиксации подшип-

Крестовины

Вилки шарниров

Размер между торцами крестовины Н

Диаметр шипа d

Размер между опорными поверхностями вилок

Расстояние от оси отверстия подшипника до плоскости фланца В

Диаметр отверстия под подшипник D1

H1

H2

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

IV

с

90

-0,014

22

-0,014

-

-

-

-

98

-0,070

50

±0,250

35

+0,027

-0,010

V

108

-0,040

-0,075

25

-0,020

-0,040

118

-0,087

65

78

±0,370

39

+0,012

-0,027

а

108*

-0,017

-0,042

VI

с

127

-0,040

33,635

-0,016

-

-

-

-

135

+0,063

74

76

±0,500

50

+0,012

-0,027

а

123**

33,620

-0,027

139

+0,100

-0,080

74

-0,025

-0,050

33,635

-0,016

82

87

94

103

106

VII

с

147

-

155

+0,041

-0,022

87

88

+0,012

-0,027

-0,025

-0,050

а

143**

159

+0,100

-

-

88

90

-0,017

-0,042

 

 

-0,025

-0,050

Окончание таблицы 1

Типоразмер шарнира

Тип фиксации подшипника

Крестовины

Вилки шарниров

Размер между торцами крестовины Н

Диаметр шипа d

Размер между опорными поверхностями вилок

Расстояние от оси отверстия подшипника до плоскости фланца В

Диаметр отверстия под подшипник D1

H1

H2

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

VIII

а

142**

-0,040

40,90

+0,018

+0,002

156

+0,200

-

-

-

-

105

-2,000

57

+0,030

с

165

45

-0,020

-0,035

-

-

173

+0,055

+0,015

86

62

+0,012

-0,027

а

161**

100

-0,021

-0,051

IX

168

49,425

-0,016

190

+0,200

-

110

72

+0,030

* Размер при применении стопорных колец для фиксации подшипников.

** Размер при применении стопорных колец для фиксации подшипников с торцовыми антифрикционными шайбами.

Примечания

1 Типоразмеры шарниров при необходимости могут быть дополнены.

2 При применении торцовых шайб номинальный размер Н соответственно уменьшается на двойную толщину шайбы.

(Новая редакция, Изм. № 1).


4 Технические требования

4.1 Твердость поверхностного слоя крестовин шарниров после окончательной обработки должна быть не менее:

HRCэ 60 - на цилиндрической поверхности шипов крестовин;

HRCэ 58 - на торцах шипов крестовин. Допускается понижение твердости на торцах крестовин до HRCэ 55 при установке подшипников с антифрикционными шайбами.

4.2 Эффективная глубина поверхностного слоя после окончательной обработки должна быть не менее:

0,8 мм - для крестовин шарниров 0 - I типоразмеров;

1,6 мм - IV - V типоразмеров;

1,8 мм - VI - IX типоразмеров.

4.3 Шероховатость поверхности после окончательной обработки не должна превышать следующих значений параметра Ra [при базовых длинах в соответствии с ГОСТ 2789 (приложение I)]:

0,32 мкм - на цилиндрической поверхности шипов крестовин;

0,63 мкм для 0 - I типоразмеров и 1,25 мкм для II - IX типоразмеров - на поверхности торцов шипов крестовин;

1,25 мкм - на цилиндрической (посадочной) поверхности отверстий вилок под подшипник.

4.1 - 4.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.4 Отклонения от крутости и профиля продольного сечения должны быть не более:

0,006 мм - для шипов крестовины (размер D);

половины допуска на диаметр рассматриваемой поверхности - для отверстий вилок под подшипники (размер D1).

4.5 Отклонение от соосности осей противоположных шипов крестовин должно быть не более 0,006 мм для цилиндрического поля допуска, указанного радиусом.

4.6 Отклонение от соосности осей отверстий вилок должно быть не более 0,006 мм для цилиндрического поля допуска, указанного радиусом.

4.7 Отклонение от пересечения осей отверстий вилок кардана с осью центрирующей поверхности должно быть не более:

0,05 мм - для вилок 0 - I типоразмеров;

0,1 мм - для вилок II - IX типоразмеров.

Примечание - При недостаточной длине установочного буртика фланца карданной вилки вместо определения отклонения от пересечения осей отверстий вилок с осью центрирующей поверхности допускается определение торцового биения, которое должно быть не более 0,02 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.8 Отклонение от параллельности оси отверстий вилок относительно присоединительной плоскости фланца вилки должно быть не более 0,1 мм на длине 100 мм.

4.9 Отклонение от перпендикулярности торцов вилок относительно оси отверстия соответствующего ушка в пределах длины рассматриваемой поверхности должно быть не более:

0,05 мм - для 0 - I типоразмеров;

0,1 мм - для II - IX типоразмеров.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.10 Отклонение от симметричности для размера Н крестовин и размеров H1,  и Н2 вилок шарниров должно быть не более:

0,05 мм - для II - III типоразмеров и для крестовин с H = 90 мм IV типоразмера;

0,1 мм - для остальных типоразмеров.

4.11 Отклонение от плоскостности торцов шипов крестовины должно быть не более:

0,015 мм - для 0 - III типоразмеров;

0,025 мм - для IV - IX типоразмеров.

4.10, 4.11 (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.12 Отклонение от перпендикулярности торцов шипов крестовины должно быть не более 0,025 мм.

4.13 Шарниры и их элементы (крестовины, вилки, игольчатые подшипники) должны выдерживать максимальный крутящий момент, действующий на карданный вал, по ГОСТ Р 52430 и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.14 Присоединительные размеры, обеспечивающие взаимозаменяемость фланцев, должны соответствовать значениям, указанным на рисунках 4, 5 и в таблице 2, рисунках 6, 7 и в таблице 3.

______________

* Фланец центрируют по поверхности выточки глубиной 4,5+1,0 мм.

Рисунок 4 - Типы фланцев вилок карданных шарниров с присоединительными
поверхностями

(Новая редакция, Изм. № 1).

Рисунок 5 - Типы фланцев-вилок карданных шарниров с присоединительными
поверхностями

Таблица 2 - Основные параметры фланцев с присоединительными поверхностями

В миллиметрах

Типоразмер

Номер рисунка

D1max

Rmax

D0

D2

h

Число отверстий

d

Номин.

Посадка в сопряжении

Номин.

Поле допуска

Номин.

Поле допуска

0

4

-

47

37,00

70

4,0

h14**

4

10,1

В12**

1

87,5;

89,0

-

57,15

69;

87

2,5

8,0

2*

5

-

49

47,60

80

4,5

8,1

3

4

53

60,00

2,0;

1,5***

10,1

4

62

70,00

96; 95***

2,5

12,1

5

69

80,00

110

3,0

12,1

6

74

95,00

120

2,5

14,1

7

86

95,00

140

16,1;

16,5***

8

5

150,0

-

90,00

130

3,0

h14

8; 10

12,1

В12

9

4

175,0

132,00

155

h14**

8, 12

12,1;

10,1***

В12**

10*

5

180,0

110,00

155,5

3,5

h14

8; 10

14,1; 16

В12

Окончание таблицы 2

В миллиметрах

Типоразмер

Номер рисунка

D1max

Rmax

D0

D2

h

Число отверстий

d

Номин.

Посадка в сопряжении

Номин.

Поле допуска

Номин.

Поле допуска

11

4

205,0

-

198,00

185

3,0

h14**

8; 12

12,1;

10,1***

В12**

12

230,0

223,00

205

4,0

16,1;

14,1***

* Фланец центрируется по поверхности выточки глубиной 4,5+1,0 мм.

** Для карданных валов вновь проектируемых автомобилей. Для действующего производства выполнять в соответствии с требованиями КД.

*** Для вновь проектируемых автомобилей не применять.

(Новая редакция, Изм. № 1).

(Поправка).

______________

* Для типоразмера d1 = 120 мм L = 6´6,8 = 40,8.

** Размер устанавливается разработчиком КД.

Примечания

1 Предельные отклонения расстояния между любыми несмежными зубьями ±0,02.

2 Допускается оптимизировать контур штамповки выступов расположения зубьев во избежание взаимного подреза.

Рисунок 6 - Фланец карданного шарнира

(Новая редакция, Изм. № 1).

______________

* Для типоразмера d1 = 120 мм L = 6´6,8 = 40,8.

Примечание - Предельные отклонения расстояния между любыми несмежными зубьями ±0,02.

Рисунок 7 - Фланец агрегата трансмиссии

Таблица 3 - Основные параметры фланцев с присоединительными поверхностями

Размеры в миллиметрах

Код типоразмера фланца

Номер рисунка

Размер, мм

d1

-2

d2

d3

±0,5

d4*

-0,2

d5

+0,2

L**

±0,5

l**

-0,5

D´H***

Т120

6, 7

120

100

82

83

11

14

10

70´22

Т150

150

130

102

111

13

16

12

96´24

Т165

165

140

112

121

13

16

12

96´26

Т180

180

150

112

128

15

18

14

96´26

Т200

200

165

132

143

15

22

16

116´28

* Размер может быть изменен в зависимости от параметров крепежных элементов.

** Размер может быть изменен по согласованию потребителя и изготовителя.

*** Минимальные размеры выемки для размещения крепежных элементов фланцев агрегатов.

(Поправка).

Отверстия во фланцах сопрягаемых агрегатов могут иметь резьбу.

4.15 Предельные отклонения от плоскостности, торцовое биение фланцев агрегатов трансмиссии, к которым присоединяются фланцы валов, и радиальное биение их посадочных поверхностей не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ Р 52430 (приложение Г, таблица Г.1).

4.16 Радиальный зазор в соединениях «шип-игольчатый подшипник» должен быть не более 0,04 мм.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

5 Методы контроля (испытаний)

5.1 Шарниры и их элементы подвергают приемочному контролю службой технического контроля (далее - СТК):

сплошному - крестовины и вилки;

выборочному - подшипники в сборе.

Выборочному контролю подвергают не менее 2 % или не менее 5 шт. изделий, изготовленных за смену.

5.2 Контролируемые параметры элементов шарнира представлены в таблице 4.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Таблица 4

Наименование параметра и показателя качества

Вид контроля

Сплошной

Выборочный

Внешний вид, отсутствие на поверхностях элементов шарниров трещин, вмятин, механических повреждений

+

+

Контроль присоединительных размеров

-

+

Радиальный зазор в подшипниках шарнира

-

+

Твердость рабочих поверхностей (цилиндрических и торцовых) шипов крестовины

+

+

Шероховатость рабочих поверхностей (цилиндрических и торцовых) шипов крестовины

+

+

Относительные угловые перемещения в шарнире

-

+

Статический крутящий момент, передаваемый шарниром

-

+

(Новая редакция, Изм. № 1).

5.3 Предприятие-изготовитель проводит периодический контроль шарниров на соответствие их параметров установленным требованиям не реже одного раза в год. Объем периодических испытаний устанавливает предприятие-разработчик в конструкторской документации на шарниры.

5.4 Потребитель имеет право проводить выборочную проверку шарниров и их элементов на соответствие требованиям настоящего стандарта в объеме до 2 % от партии, но не более 3 шт.

Если в проверяемой партии окажутся изделия, не удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, то контролю подвергают удвоенное число изделий.

В случае получения неудовлетворительных результатов при повторной проверке всю партию бракуют и возвращают предприятию-изготовителю.

Примечания

1 Предприятие-изготовитель проводит разбраковку партии и предъявляет ее потребителю повторно.

2 Партией считается:

у изготовителя - число изделий, одновременно предъявленных для контроля;

у потребителя - число изделий, одновременно поступивших от изготовителя по одному отгрузочному документу.

5.5 Контроль линейных размеров осуществляют путем измерений с предельно допустимыми погрешностями, установленными ГОСТ 8.051.

5.6 Контроль твердости поверхностного слоя и его толщины по [1] - [5].

5.7 Контроль шероховатости поверхности - по ГОСТ 2789.

5.8 Прочность элементов шарниров проверяют при установке их в карданный вал и испытании его на крутильной машине.

Крутящий момент, нагружающий карданный вал, должен соответствовать максимальному крутящему моменту, действующему на карданную передачу в трансмиссии автомобиля, для которой она предназначена.

5.9 Результаты испытаний оформляют протоколом, форма которого приведена в приложении А.

6 Маркировка

6.1 Шарниры маркируют, обеспечивая их идентификацию. Содержание маркировки, метод и место ее нанесения на изделие устанавливает в КД предприятие-разработчик.

(Новая редакция, Изм. № 1).

7 Упаковка

7.1 Упаковка шарниров должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки, а также возможное ее отсутствие, указывают в документах на поставку.

8 Транспортирование и хранение

8.1 Шарниры перевозят любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Группа условий транспортирования - 6 (ОЖ2), хранения - 3 (Ж3) по ГОСТ 15150.

Допускается по согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем применять другие условия транспортирования и хранения по ГОСТ 15150.

8.2 Все наружные металлические поверхности шарниров следует законсервировать по ГОСТ 9.014 на срок, оговоренный в документах на поставку.

9 Гарантии изготовителя

9.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие шарниров требованиям настоящего стандарта при соблюдении установленных предприятием правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

9.2 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка шарниров, поставляемых в качестве комплектующих изделий, должны быть не менее гарантийного срока и гарантийной наработки АТС, для которых они предназначены.

9.3 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийную наработку шарниров исчисляют в соответствии с гарантийными обязательствами на АТС, а поставляемых в качестве запасных частей - с момента установки их на АТС.

9.4 Гарантийный срок хранения шарниров - не более 12 мес.

Гарантийный срок хранения шарниров исчисляют с даты их отгрузки потребителю.

Приложение А
(рекомендуемое)

Форма протокола испытаний

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель испытательного подразделения

_____________   __________________

личная подпись                        инициалы, фамилия

________________________

дата

 

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № _________

1 Идентификационные данные испытуемого изделия _____________________________

___________________________________________________________________________

2 Цель испытаний: Определение соответствия шарниров карданных неравных угловых скоростей требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52923-2008).

3 Метод испытаний: Метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52923-2008 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры карданные неравных угловых скоростей. Общие технические требования и методы испытаний».

4 Результаты испытаний

Параметр

Требование

Результат

5 Заключение

Испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов.

______________________        ________________________         _____________________

должность испытателя                             личная подпись                                        инициалы, фамилия

____________________________

дата

Библиография

[1]

ОСТ 37.001.056-74

Методы измерения цементированного слоя деталей

[2]

ОСТ 37.001.057-74

Методы измерения нитроцементированного слоя деталей

[3]

ОСТ 37.001.058-74

Методы измерения толщины цианированного слоя деталей

[4]

ОСТ 37.001.059-74

Методы измерения толщины азотированного слоя деталей

[5]

ОСТ 37.001.060-74

Методы измерения толщины слоя поверхностной закалки деталей

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Ключевые слова: транспортные средства категории М, шарниры неравных угловых скоростей, крутящий момент

 

 



© 2013 Ёшкин Кот :-)