| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ Технические условия
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), Открытым акционерным обществом «ЛУКОЙЛ» (ОАО «ЛУКОЙЛ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2006 г. № 71-ст 4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52050-2003 5 РАЗРАБОТАН на основе АСТМ Д 1655-2006 (ASTM D 1655-2006) и ДЕФ СТАН 91-91/5 (DEF STAN 91-91/5) с дополнительными требованиями, учитывающими потребности экономики страны, которые выделены в тексте стандарта курсивом 6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЖЕТ А-1 (JET A-1) Aviation turbine fuel. Jet A-1. Specifications Дата введения - 2007-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на топливо Джет A-1 (Jet А-1) (далее - топливо), предназначенное для использования в газотурбинных двигателях воздушных судов гражданской авиации. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром ГОСТ Р 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом (АСТМ Д 1266) ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (АСТМ Д 4294) ГОСТ Р 52030-2003 Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы (АСТМ Д 3227) ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции (АСТМ Д 1319) ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении ГОСТ Р 52030-2003 Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы ГОСТ Р 52332-2005 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации методом автоматического фазового перехода ГОСТ Р 52658-2006 Топливо авиационное турбинное. Метод определения кислотного числа ГОСТ Р 52954-2008 Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин. Метод JFTOT ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости ГОСТ 1567-97 (ИСО 6246-95) Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава ГОСТ 4338-91 (ИСО 3014-81) Топливо для авиационных газотурбинных двигателей. Определение максимальной высоты некоптящего пламени ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. № 1). 3 Технические требования3.1 Топливо должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1. Таблица 1 - Требования к топливу
(Измененная редакция, Изм. № 1). 3.2 Топливо должно изготовляться по технологии, утвержденной в установленном порядке. 3.3 В топливо могут быть введены следующие антиокислительные присадки: 2,6-дитретбутилфенол, 2,6-дитретбутил-4-метилфенол, 2,4-диметил-6-третбутилфенол, а также их смесь, % (по объему): - не менее 75 % 2,6-дитретбутилфенола и не более 25 % смеси монотрет- и 3-третбутилфенола; - не менее 55 % 2,4-диметил-6-третбутилфенола и не менее 15 % 4-метил-2,6-дитретбутилфенола, оставшаяся часть в виде смеси монометилтретбутилфенола с диметилтретбутилфенолом; - не менее 72 % 2,4-диметил-6-третбутилфенола и не более 28 % смеси третбутилметилфенолов с третбутилдиметилфенолами. Количество введенных присадок не должно превышать 24 мг/дм3 активных компонентов (без растворителя). 3.4 На месте производства топлива допускается содержание не более 3 мг/дм3 антистатической присадки СТАДИС 450 (STADIS 450). На месте применения общее количество присадки в топливе не должно превышать 5 мг/дм3. 3.5 При производстве топлива согласно [2] в него может быть введено от 15 до 23 мг/дм3 противоизносной присадки Хайтек 580 (Hitec 580). 3.6 Топливо не должно содержать поверхностно-активных и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства (Введен дополнительно, Изм. № 1). 4 Требования безопасности4.1 Топливо является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 4.2 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей зоны должна быть не более 900/300 мг/м3 по ГН 2.2.5.1313 [46]. Содержание углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по МУ 5923 [47] или аналогичным метрологически аттестованным методом. 4.3 Пары алифатических предельных углеводородов при вдыхании оказывают наркотическое действие на организм человека. При попадании на слизистые оболочки и кожу человека топливо вызывает их поражение и возникновение кожных заболеваний. Длительный контакт с топливом может привести к изменению функций центральной нервной системы и увеличить риск заболеваемости органов дыхания у человека. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны контролируют по Р 2.2.755 [48]. 4.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 230 °С. 4.5 При загорании топлива применяют такие средства пожаротушения, как углекислый газ, химическую пену, перегретый пар, распыленную воду, порошок ПСБ-3; а при загорании топлива в помещении применяют объемное тушение. 4.6 В помещениях для хранения и эксплуатации топлива запрещается пользоваться открытым огнем, а оборудование электросети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. 4.7 Емкости, в которых хранят и транспортируют топливо, должны быть защищены от статического электричества согласно ГОСТ 12.1.018. 4.8 Помещения, в которых проводятся работы с топливом, должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, соответствующей требованиям ГОСТ 12.4.021, а в местах интенсивного выделения паров - местным отсосом. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом или другие окислители. 4.9 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную емкость, место разлива промыть мыльным раствором, затем горячей водой и протереть сухой тканью. При разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием. 4.10 При работе с топливом необходимо применять средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111 или ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. В местах с концентрацией паров топлива, превышающей предельно допустимые концентрации, необходимо использовать противогазы марки ПШ-1 или аналогичные по ГОСТ 12.4.034. При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - промыть глаза большим количеством теплой воды. Для защиты кожи рук необходимо применять защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.020, а также мази и пасты по ГОСТ 12.4.068. 4.11 Все работающие с топливом должны проходить предварительный (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими Федеральными нормативными документами. 5 Охрана окружающей среды5.1 Основным средством охраны окружающей среды от вредных воздействий является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима. 5.2 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы. 5.3 Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть предусмотрен контроль за содержанием предельно допустимых выбросов по ГОСТ 17.2.3.02. 6 Правила приемки6.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного в ходе технологического процесса, однородного по показателям качества, сопровождаемое паспортом продукции (документом о качестве), который подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью. Паспорт должен соответствовать требованиям пункта 29 технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящего стандарта и оформлен по приложению Б с учетом требований технического регламента. При реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции (документ о качестве), а также другие документы, содержащие: - наименование продукции и ее целевое назначение; - информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; - наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца; - номер партии продукции, поставленной для реализации; - массу нетто продукции в таре; - сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об их отсутствии; - знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; - сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; - сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 6.2 Отбор проб Пробы топлива на испытания отбирают по [49]. Рекомендуемые пробоотборники и процедура отбора проб приведены в [50]. Для объединенной пробы берут 2 дм3 топлива. По требованию потребителя допускается отбор проб по ГОСТ 2517. 6.3 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания новой пробы, отобранной из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию. 7 Методы испытаний7.1 Методы испытаний топлива - по таблице 1. 7.2 В качестве арбитражных методов испытаний применяют методы, приведенные в приложении А. 8 Хранение и транспортирование8.1 Хранение и транспортирование топлива - по ГОСТ 1510. Особые условия хранения и транспортирования должны быть согласованы между поставщиком и потребителем в соответствии с международной практикой. 8.2 Срок хранения топлива - пять лет со дня изготовления. По истечении этого срока проводят испытания топлива для принятия решения о возможности его применения или дальнейшего хранения в установленном порядке. 9 Гарантии изготовителя9.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении установленных требований к транспортированию и хранению. ПРИЛОЖЕНИЕ
А
|
Наименование показателя |
Метод испытания |
Внешний вид: |
|
б) цвет, баллы по шкале Сейболта |
По АСТМ Д 156-02 [3] |
Кислотное число общее |
По АСТМ Д 3242-90 (2000)2) [6], ГОСТ Р 526583) |
Объемная доля ароматических углеводородов |
По АСТМ Д 1319-032) [7], ГОСТ Р 520633) |
Массовая доля меркаптановой серы |
По АСТМ Д 3227-04а2) [8], ГОСТ Р 520303) |
Массовая доля общей серы |
По АСТМ Д 1266-98 (2003)1) [11], IP 336-952) [16], ГОСТ Р 519473) |
Фракционный состав |
По АСТМ Д 86-07b [21]2), ГОСТ Р ЕН ИСО 34053) |
Температура вспышки |
|
Плотность при температуре 15 °С |
По АСТМ Д 4052-96 (2002)2) [26], ГОСТ Р 510693) |
Температура замерзания |
По АСТМ Д 2386-062) [27], ГОСТ Р 50663) |
Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °С |
|
Низшая теплота сгорания |
По АСТМ Д 4809-00 [34] |
Высота некоптящего пламени |
|
Термоокислительная стабильность на установке Джефтот (JFTOT) |
По АСТМ Д 3241-042) [40], ГОСТ Р 529543) |
Концентрация фактических смол |
|
Удельная электрическая проводимость |
По АСТМ Д 2624-02 [44], ГОСТ 259503) |
1) Арбитражные методы испытания - по [1]. 2) Арбитражные методы испытания - по [2]. 3) Арбитражный метод испытания, принятый на территории Российской Федерации. |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Паспорт продукции (документ о качестве) авиационного
топлива для
газотурбинных двигателей ДЖЕТ А-1 (JET A-1)
Изготовитель/поставщик__________________________________ |
Дата поступления в лабораторию___________________________ |
Обозначение/марка продукта______________________________ |
Дата проведения анализа__________________________________ |
|
Номер контракта_________________________________________ |
|
Пункт назначения________________________________________ |
|
Примечание_____________________________________________ |
Стандарт (ГОСТ Р___________)
Состав:
прямогонный компонент, %___________________________________
гидроочищенный компонент, %________________________________
присадки___________________________________________________
Номер партии_______________________________________________
Дата изготовления___________________________________________
Номер резервуара____________________________________________
Место отбора пробы_________________________________________
Дата отбора пробы___________________________________________
Таблица Б.1
[1] |
АСТМ Д 1655-2005 |
Спецификация на авиационные турбинные топлива |
[2] |
ДЕФ СТАН 91-91/5 |
Топливо для газотурбинных двигателей, тип авиационный керосин JETA-1 |
[3] |
АСТМ Д 156-02 |
Нефтепродукты. Метод определения цвета с использованием колориметра Сейболта |
[4] |
АСТМ Д 6045-04 |
Определение цвета нефтепродуктов автоматическим методом трехкратного возбуждения |
[5] |
АСТМ Д 5452-00 |
Метод определения механических примесей в авиационных топливах методом лабораторной фильтрации (IP 423) |
[6] |
АСТМ Д 3242-90 (2000) |
Метод определения кислотного числа в авиационном турбинном топливе (IP 354) |
[7] |
АСТМ Д 1319-03 |
Метод определения углеводородного состава жидких нефтепродуктов с помощью флуоресцентной индикаторной адсорбции (IP 156) |
[8] |
АСТМ Д 3227-04а |
Потенциометрический метод определения меркаптановой (тиоловой) серы в бензине, керосине, авиационных турбинных и дистиллятных топливах (IP 342) |
[9] |
АСТМ Д 4952-02 |
Метод качественного определения активных компонентов серы в топливах и растворителях (докторская проба) |
[10] |
IP 30/92 |
Обнаружение меркаптанов, сероводорода, свободной серы и перекисей. Метод докторской пробы |
[11] |
АСТМ Д 1266-98 (2003) |
Метод определения серы в нефтепродуктах (ламповый метод) |
[12] |
АСТМ Д 2622-03 |
Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией длины волны |
[13] |
АСТМ Д 4294-03 |
Определение серы в нефти и нефтепродуктах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии на основе энергии дисперсионного взаимодействия |
[14] |
АСТМ Д 5453-04 |
Определение общей серы в легких углеводородах, моторных топливах и маслах методом ультрафиолетовой флуоресценции |
[15] |
IP 243/94 |
Нефтепродукты и углеводороды. Определение содержания серы методом разложения по Викбольду |
[16] |
IP 336/95 |
Нефтепродукты. Определение содержания серы рентгено-флуоресцентным методом с энергодисперсией |
[17] |
IP 373/99 |
Нефтепродукты. Определение содержания серы в легких и средних дистиллятах окислительной микрокулонометрии |
[18] |
IP 447/99 |
Нефтепродукты. Определение содержания серы рентгенофлуоресцентной спектроскопии с рассеянием длины волны |
[19] |
IP 107/86 |
Определение содержания серы. Метод сжигания в лампе |
[20] |
АСТМ Д 1552-03 |
Определение серы в нефтепродуктах (высокотемпературный метод) |
[21] |
АСТМ Д 86-07b |
Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении (IP 123) |
[22] |
АСТМ Д 56-02а |
Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле Тага |
[23] |
АСТМ Д 3828-02 |
Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле малого размера (IP 303) |
[24] |
IP 170/99 |
Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки. Метод с использованием закрытого тигля Абеля |
[25] |
АСТМ Д 1298-99 |
Метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в градусах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром (IP 160) |
[26] |
АСТМ Д 4052-96 (2002) |
Метод определения плотности и относительной плотности жидкостей с применением цифрового плотномера (IP 365) |
[27] |
АСТМ Д 2386-06 |
Метод определения температуры замерзания в авиационных топливах (IP 16) |
[28] |
АСТМ Д 5972-02 |
Определение температуры замерзания в авиационных топливах (метод самопроизвольного фазового перехода) (IP 435) |
[29] |
АСТМ Д 7153-05 |
Метод определения температуры замерзания авиационных топлив (Автоматический лазерный метод) (IP 529) |
[30] |
АСТМ Д 7154-05 |
Определение температуры замерзания авиационных, турбинных топлив. Автоматический волоконно-оптический метод (IP 528) |
[31] |
АСТМ Д 445-06 |
Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости) (IP 71) |
[32] |
АСТМ Д 3338-04 |
Метод оценки теплоты сгорания авиационных топлив |
[33] |
АСТМ Д 4529-01 |
Расчетный метод определения низшей теплоты сгорания авиационных топлив |
[34] |
АСТМ Д 4809-00 |
Метод определения теплоты сгорания жидких углеводородных топлив в калориметрической бомбе (точный метод) |
[35] |
IP 12/79 (80) |
Определение удельной энергии |
[36] |
IP 355/98 |
Расчет низшей теплоты сгорания авиатоплива с использованием данных по содержанию водорода |
[37] |
АСТМ Д 1322-97 (2002) |
Метод определения высоты некоптящего пламени керосина и авиационного турбинного топлива (IP 57/95) |
[38] |
АСТМ Д 1840-03 |
Определение нафталиновых углеводородов в авиационных турбинных топливах методом ультрафиолетовой спектрометрии |
[39] |
АСТМ Д 130-04 |
Метод определения коррозии меди под воздействием нефтепродуктов по потускнению медной пластины (IP 154) |
[40] |
АСТМ Д 3241-04 |
Метод определения термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив (метод на установке JFTOT) (IP 323) |
[41] |
АСТМ Д 381-04 |
Метод определения фактических смол в топливах выпариванием струей (IP 131) |
[42] |
АСТМ Д 1094-00 |
Метод определения взаимодействия авиационных топлив с водой |
[43] |
АСТМ Д 3948-04 |
Метод определения характеристик отделения воды от авиационных турбинных топлив с использованием минисепаратора |
[44] |
АСТМ Д 2624-02 |
Метод определения удельной электрической проводимости авиационных и дистиллятных топлив (IP 274) |
[45] |
АСТМ Д 5001-03 |
Метод определения смазывающей способности авиационных турбинных топлив на аппарате ВОКЛЕ (шар - цилиндр) |
[46] |
Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны |
|
[47] |
МУ № 5923-91 |
Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций углеводородов C1 - С4 в воздухе рабочей зоны |
[48] |
Р 2.2.755-99 |
Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса |
[49] |
АСТМ Д 4057-95 (2000) |
Руководство по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов |
[50] |
АСТМ Д 4306-01 |
Руководство по испытанию пробоотборников для авиатоплив на присутствие следов загрязнений |
_____________
1) Документы находятся в ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы».
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Ключевые слова: авиационное топливо, присадки, методы испытаний, газотурбинные двигатели, гражданская авиация |