| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4.7. Гигиена детей и подростков.Санитарные
правила и нормы СанПиН 2.4.7.702-98
|
Части букваря |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Емкость, зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
||||||
Подгото-вительная |
36 |
не регламент. |
не регламент. |
не регламент. |
рубленых |
не регла-мент. |
полужирное или жирное; прямое |
||
Букварная |
18 |
2 |
6 1/2 |
117 |
7 3/4 |
140 |
рубленых |
5,4 |
нормальное или широкое; полужирное; прямое |
Послебук- варная |
16 |
2 |
6 1/2 |
117 |
8 |
144 |
рубленых, новых малоконт- растных |
6,0 |
нормальное или широкое; полужирное или светлое; прямое |
Примечания:
1. Примеры (аналоги) гарнитур из группы рубленых шрифтов: Букварная, Азбука, Журнальная рубленая, Гельветика, Прагматика и т.п.
2. Примеры (аналоги) гарнитур из группы новых малоконтрастных шрифтов: Школьная, Журнальная, Петербург и т.п.
В прописях для закрепления навыков письма (отдельные слова и предложения) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 16 пунктов.
Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 32 пунктов.
5.2.1.9 Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую.
5.2.2 Требования к изданиям для 1-3 (4) классов
5.2.2.1 В изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, длина строки основного текста, увеличение интерлиньяжа, гарнитура в зависимости от кегля шрифта должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.
Для изданий первого года обучения оптимальными являются параметры шрифтового оформления в соответствии с требованиями п.5.2.1.2.
Для изданий 2-4 классов оптимальными являются следующие параметры:
- кегль шрифта......................16 пунктов
- длина строки ....................120-130 мм
- увеличение интерлиньяжа ..........2-4 пункта
- емкость шрифта ...................5,5-6,0
- шрифты............................из группы рубленых нормального
прямого светлого начертания.
5.2.2.2 Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов.
Для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм.
Год обучения |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерл- иньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Емкость, зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
||||||
Первый |
16 |
2 |
6 1/2 |
117 |
9 1/4 |
167 |
рубленых или новых малокон- трастных |
6,0 (6,6)* (4) |
нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое |
Второй (третий) |
14 |
2 |
6 |
108 |
8 1/2 |
153 |
рубленых или новых малокон- трастных |
6,7 (7,3) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
Последний |
12 |
2 |
4 1/2 |
81 |
7 3/4 |
140 |
рубленых или новых малокон- трастных |
7,7 (8,5) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
5.2.2.4 В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на два пункта меньше кегля шрифта основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее, чем на 2 пункта.
5.2.2.5 Кегль шрифта для выделений текста должен соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.
При применении рукописных шрифтов их размер должен быть на два пункта больше кегля шрифта основного текста.
5.2.3 Требования к изданиям для 5-9 и 10-11 классов
5.2.3.1 В зависимости от функционального назначения издания кегль шрифта, длина строки текста, увеличение интерлиньяжа, гарнитура в изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, для 5-6 классов должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3, для 7-9 классов - в таблице 4, для 10-11 - в таблице 5.
Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 5-11 классов изложены в таблице 6.
Функциональное назначение |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
||||||
Учебники и учебные пособия |
12 |
не регламент. |
3 1/2 |
63 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
10*(5) |
2 |
3 1/2 |
63 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
11, 0 (12,0) *** (7) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
9** (6) |
2 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
||
Хрестоматии |
12 |
2 |
4 1/2 |
81 |
7 1/4 |
131 |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
10 |
4 |
4 1/2 |
81 |
7 1/4 |
131 |
все группы |
11, 0 (12,0) *** (7) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
9** (6) |
2 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
||
Практикумы |
10 |
2 |
3 1/2 |
63 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
9** (6) |
2 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
_______________________________________
*(5) - допускается только в изданиях по языковедению
*(6) - допускается только для дополнительного (справочного) текста объемом не более 1000 знаков на странице
*(7) - в скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.
Функциональное назначение |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
||||||
Учебники и учебные пособия |
10 |
2 |
4 |
72 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
9*(5) |
2 |
3 |
54 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
9,5 (10,5) ***(7) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
8** (6) |
2 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
||
Хрестоматии |
12 |
не |
4 1/2 |
81 |
8 |
144 |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
10 |
4 |
4 1/2 |
81 |
6 3/4 |
122 |
все группы |
11,0(12,0) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
8** (6) |
2 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
||
Практикумы |
10 |
2 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
9*(5) |
2 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
9,5(10,5) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
||
8** (6) |
2 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
_______________________________________
*(5) - допускается только в изданиях по языковедению
*(6) - допускается только для дополнительного (справочного) текста объемом не более 1000 знаков на странице
*(7) - в скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.
Функциональное назначение |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
||||||
Учебники и учебные пособия |
12 |
не регламент. |
4 1/2 |
81 |
8 |
144 |
все группы |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
10 |
2 |
4 |
72 |
6 3/4 |
122 |
все группы |
9,5 (10,5) ***(11) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
9* (9) |
2 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
10,2 (11,0) |
нормальное |
||
8** (10) |
2 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
||
Практикумы (в том числе учебники по языковедению) |
9 |
1 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
9,5 (10,5) |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
8*(9) |
1 |
3 |
54 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
||
8** (10) |
1 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
не регламент. |
нормальное |
_______________________________________
*(9) - допускается для основного текста только в изданиях по языковедению
*(10) - допускается только для дополнительного (справочного) текста объемом не более 2000 знаков на странице
*(11) - в скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.
Классы |
Кегль шрифта, пункта |
Увеличение интерлиньяжа, пункты |
Длина строки, мм |
Емкость шрифта зн/кв |
5-6 |
12 |
2 |
100-120 |
8-8,5 |
7-9 |
10 |
4 |
90-110 |
10-10,5 |
10-11 |
10 |
2 |
90-105 |
10-10,5 |
Для изданий 5-11 классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания, а также шрифты из группы медиевальных с наклонными осями округлых букв (например, гарнитуры типа "Таймс").
5.2.3.2. Для 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению при соблюдении требований таблицы 3.
Двухколонный набор для основного и дополнительного текста в изданиях для 7-9 классов разрешается только при соблюдении требований изложенных в таблице 4, в изданиях для 10-11 классов - при соблюдении требований, изложенных в таблице 5.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадратов, расстояние между колонками - не менее 9 мм.
Для дополнительного текста допускается расстояние между колонками 6 мм только при наличии разделительной линии.
5.2.3.4 В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 3 в изданиях для 5-6 классов, таблицей 4 в изданиях 7-9 классов и таблицей 5 в изданиях для 10-11 классов.
5.3.1 Требования к изданиям для 1-3 (4) классов
5.3.1.1 Минимальная длина строки основного текста, увеличение интерлиньяжа, гарнитура в зависимости от кегля шрифта в изданиях должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.
5.3.1.2 Не допускается для основного текста двухколонный набор.
5.3.1.3 Для столбцов примеров, задач разрешается применять многоколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 9 мм.
Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.
5.3.1.4 Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта основного текста в соответствии с таблицей 7.
5.3.1.5 Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на два пункта меньше кегля шрифта основного текста.
5.3.1.6 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.
При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
5.3.2 Требования к изданиям для 5-6 классов и 10-11 классов.
5.3.2.1 Минимальная длина строки основного и дополнительного текста, увеличение интерлиньяжа, гарнитура в зависимости от кегля шрифта в изданиях для 5-9 классов должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 8, для 10-11 классов - в таблице 9.
5.3.2.2 Допускается для основных элементов буквенных и численных формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста.
Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов в изданиях для 5-9 классов и не менее 5 пунктов в изданиях для 10-11 классов.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.
Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.
5.3.2.3 Для столбцов примеров и задач разрешается применение многоколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при использовании цветного фонда и/или разделительных линий - не менее 6 мм.
Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.
Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицами 8 и 9.
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина минимальной строки |
Характеристика шрифта |
||
квадраты |
мм |
Группа |
Начертание |
||
14* (12) |
2 |
5 |
90 |
рубленых |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
14 |
2 |
5 |
90 |
рубленых или новых малоконтрастных |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
12 |
2 |
5 |
90 |
рубленых |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
_______________________
*(12) - для изданий первого года обучения.
5.3.2.4 Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной.
Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.
5.3.2.5 Кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
Классы |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина минимальной строки |
Характеристика шрифта |
||
квадраты |
мм |
Группы |
Начертание |
|||
5-6 |
10 |
не регламент. |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
9* (13) |
1 |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное |
|
7-9 |
9 |
1 |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
8* (13) |
1 |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное |
_______________________
*(13) - допускается только для дополнительного текста
Функциональное назначение |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина минимальной строки |
Характеристика шрифта |
||
квадраты |
мм |
Группы |
Начертание |
|||
Учебники и учебные пособия |
9 |
1 |
3 |
54 |
все группы |
нормальное светлое прямое |
8* (14) |
не регламент. |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное |
|
Практикумы |
9 |
не регламент. |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное светлое прямое |
8 |
2 |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное светлое прямое |
|
8*(14) |
не регламент. |
2 3/4 |
50 |
все группы |
нормальное |
_______________________
*(14) - допускается только для дополнительного текста
5.4.1 Шрифтовое оформление изданий для 1-3 (4) классов в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 10.
5.4.2 Шрифтовое оформление изданий для 5-11 классов в зависимости от года обучения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 11.
5.4.3 В изданиях для 1-3(4) классов не допускается применять двухколонный набор.
5.4.4 Двухколонный набор в изданиях для 5-6 классов разрешается только для дополнительного текста, в изданиях для 7-11 классов - для основного и дополнительного текста, только при соблюдении требований, изложенных в таблице 11, кроме длины строки.
Длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадратов, расстояние между колонками - не менее 9 мм.
5.4.5 В текстовых таблицах изданий для 1-3(4) классов длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадратов при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм, для 5-7 классов - не менее 2 3/4 квадратов при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 8-11 классов - не менее 1 3/4 квадратов при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
5.4.6 Наглядные изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) в изданиях для 1-3(4) классов следует оформлять в соответствии с требованиями, изложенными в 5.3.1.5, в изданиях для 5-11 классов - в соответствии с требованиями, изложенными в 5.3.2.4.
5.4.7 В изданиях для 1-3(4) классов кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений и вопросов заданий должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 10.
При этом кегль шрифта должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
5.4.8 Шрифтовое оформление буквенных и числовых формул в изданиях должно соответствовать требованиям, изложенным в 5.3.2.2.
5.4.9 Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов.
Функциональное назначение |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
||||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
||||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
|||||||
Хрестоматия |
1 |
16 |
2 |
6 1/2 |
117 |
9 1/4 |
167 |
рубленых или новых малоконтрастных |
6,0 |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
2-3(4) |
14 |
2 |
6 |
108 |
8 1/2 |
153 |
-"- |
6,7 |
-"- |
|
Учебники и учебные пособия |
1-2 |
14 |
2 |
6 |
108 |
8 1/2 |
153 |
-"- |
6,7 |
-"- |
3(4) |
12 |
2 |
4 1/2 |
81 |
7 3/4 |
140 |
-"- |
7,7 |
-"- |
|
Практикумы (рабочие тетради) |
1 |
14 |
2 |
4 1/4 |
77 |
не регламент. |
-"- |
6,7 |
-"- |
|
2-3(4) |
12 |
2 |
4 1/4 |
77 |
не регламент. |
-"- |
не регламент. |
-"- |
Примечание: оптимальные параметры шрифтового оформления изданий изложены в п.5.2.2.1
Классы |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
||||
минимальная |
максимальная |
Группа |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
|||||
5-6 |
10 |
2 |
2 3/4 |
50 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
нормальное светлое прямое |
9*(15) |
1 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
нормальное |
||
7-9 |
10 |
1 |
2 3/4 |
50 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
нормальное светлое прямое |
8*(15) |
1 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
нормальное |
||
10-11 |
9 |
2 |
2 3/4 |
50 |
8 1/2 |
153 |
все группы |
нормальное светлое прямое |
8*(15) |
2 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
все группы |
нормальное |
_______________________
*(15) - допускается только для дополнительного (справочного) текста, таблиц, подписей к иллюстрациям объемом на странице не более 1000 знаков в изданиях для 5-6 классов, не более 1500 знаков - для 7-9 классов, не более 2000 знаков - для 10-11 классов
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и надстрочными элементами формул нижней строки должен быть не менее 4 пунктов в изданиях для 7-9 классов и не менее 2 пунктов - для 10-11 классов.
Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть неодинаковым на полосе.
5.5.1 В зависимости от учебной дисциплины и функционального назначения издания кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, длина строки, гарнитура должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 12.
5.5.2 В издании разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только при соблюдении требований, изложенных в таблице 12.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадратов, расстояние между колонками - не менее 9 мм.
5.5.3 В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 12.
5.5.4 Шрифтовое оформление химических формул должно соответствовать требованиям п.5.4.9.
Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.
5.5.7 Кегль шрифта выделений текста должен быть не менее 9 пунктов.
5.5.8 В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
Учебные дисциплины |
Функциональное назначение |
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки |
Характеристика шрифта |
||||
минимальная |
максимальная |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
||||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм |
||||||
Гуманитарные (педагогика, правоведение, психология, эстетика, физическая культура, экономика и т.п.) |
Учебники и учебные пособия |
10 |
2 |
4 |
72 |
6 3/4 |
129 |
9,5 |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
10 |
не регламент. |
4 |
72 |
6 |
108 |
9,5 |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
||
9* (16) |
2 |
3 |
54 |
6 3/4 |
129 |
10,2 |
нормальное |
||
Практикумы |
9 |
2 |
3 |
54 |
6 3/4 |
129 |
10,2 |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
8* (16) |
2 |
3 |
54 |
6 3/4 |
129 |
не регламент. |
нормальное |
||
Математические (информатика, логика и т.п.) |
Учебники и учебные пособия и практикумы |
9 |
1 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
не регламент. |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
8* (16) |
1 |
2 3/4 |
50 |
не регламент. |
не регламент. |
нормальное |
|||
Естественные (механика, радиоэлектро-ника, металлургия, медицина, сельское хозяйство и т.п.) |
Учебники и учебные пособия и практикумы |
9 |
2 |
3 |
54 |
6 3/4 |
129 |
9,5 |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
8* (16) |
2 |
3 |
54 |
6 3/4 |
129 |
не регламент. |
нормальное |
_______________________
*(16) - допускается только для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на странице
5.6.1 На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены гигиенические заключения или другие документы, подтверждающие их безопасность для здоровья.
5.6.2 Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т.п.), с показателем белизны 74-88%.
Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 91%.
5.6.3 Не допускается применение газетной бумаги.
5.6.4 В издании для печати текста рекомендуется применять бумагу одного вида и массы 1 кв.м.
5.6.5 Для изготовления прописей и рабочих тетрадей следует применять материалы в соответствии с требованиями ГОСТ 12063-89.
6.1 На гигиеническую экспертизу представляется три экземпляра издания и сведения о материалах по форме 1 Приложения.
6.2 Гигиеническая экспертиза по п.п.5.1.1.-5.1.3, 5.1.5-5.1.6, 5.1.20, 5.2.1.9, 5.6.3 проводится на одном экземпляре издания.
6.3. Гигиеническая экспертиза проводится на 10 характерных страницах в одном экземпляре издания на соответствие следующим требованиям:
- для всех изданий; |
|
5.2.1.1, 5.2.1.3-5.2.1.5; 5.2.1.7; 5.2.2.1-5.2.2.6; 5.2.3.1-5.2.3.4 |
- для изданий по гуманитарным дисциплинам; |
- для изданий по математическим дисциплинам; |
|
- для изданий по естественным дисциплинам; |
|
- для изданий по специальным дисциплинам |
6.4 Гигиеническая экспертиза по п.5.1.10 и 5.1.19 производится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания.
6.5 Гигиеническая экспертиза по п.5.1.8 проводится в 10 тетрадях, выбранных для контроля из трех экземпляров издания.
6.6 Гигиеническая экспертиза по п.5.1.9 проводится в каждом из трех экземпляров издания на двух страницах каждой тетради по специально отпечатанным контрольным плашкам*(3).
__________________________
*(3) контрольные плашки в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм должны быть расположены на одном из полей двух страниц в каждой тетради.
6.7. Гигиеническая экспертиза по п.5.6.2 проводится на одной странице в каждом из трех экземпляров издания при отсутствии визуально определяемой разнооттеночности бумаги.
При наличии визуально определяемой разнооттеночности бумаги в экземпляре издания гигиеническая экспертиза проводится на 10 характерных страницах каждого из трех экземпляров издания. Характерные страницы следует выбирать из разных тетрадей издания.
Допускается отклонение не более чем на 100% только по двум параметрам (кроме размера шрифта).
6.9 Методика гигиенической экспертизы приведена в Приложении (обязательном).
Главный Государственный санитарный врач Российской Федерации |
Г.Г.Онищенко |
1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.5.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.
2. Вид бумаги по п.5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах.
3. Внешнее оформление по п.5.1.5 и способ скрепления по п.5.1.6 определяют визуально.
4. Вес издания по п.5.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.
5. Размеры полей по п.5.1.8 определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждой, выбранной для контроля тетради.
Результат экспертизы считают отрицательным, если в 4-х из 10-ти контролируемых тетрадей обнаружены отклонения от требований п.5.1.8 хотя бы по одному из 4-х полей.
6. Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги по п. 5.1.9 определяют денситометром отражения за фильтром видности.
Под контролируемую страницу подкладывают лист чистой белой бумаги.
За ноль денситометра принимают оптическую плотность печатной бумаги.
Затем измеряют оптическую плотность контрольной плашки на контролируемой странице и принимают ее за интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги.
Результат считают отрицательным для одного экземпляра издания при значении оптической плотности менее 0,7, установленной в п.5.1.9.:
- для изданий объемом не более двух тетрадей в случае нарушений требований хотя бы на одной из контролируемых страниц;
- для изданий объемом более двух тетрадей нарушений требований на 30% контролируемых страниц.
Если несоответствие требованиям п.5.1.9 выявлены хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.
Результат считают отрицательным по странице, если значения трех из пяти измерений выше допустимого по п.5.1.10.
Результат экспертизы одного экземпляра считают отрицательным, если на четырех из десяти контролируемых страницах экземпляра выявлено несоответствие требованиям п.5.1.10.
Если несоответствие требованиям п.5.1.10 выявлены хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.
8. Группу, емкость и начертание шрифта определяют по ГОСТ 3489.1-71 на 10-ти характерных страницах на соответствие следующим пунктам:
- для всех изданий; |
|
- для изданий по гуманитарным дисциплинам; |
|
- для изданий по математическим дисциплинам; |
|
- для изданий по естественным дисциплинам; |
|
- для изданий по специальным дисциплинам |
Результат считают отрицательным, если на 4-х из 10-ти контролируемых страницах выявлено несоответствие хотя бы по одному параметру.
9. Контроль по выявлению в издании недопустимых приемов оформления по п.5.1.13 проводится визуально на 10-ти характерных страницах экземпляра издания.
Результат считают отрицательным, если на 4-х из 10-ти контролируемых страницах использованы недопустимые приемы оформления.
10. Расположение текста относительно иллюстраций по п.5.1.18 определяют визуально на 10-ти характерных страницах.
Результат считают отрицательным при несоответствии требованию на 4-х из 10-ти контролируемых страницах.
11. Дефекты в издании по п.5.1.19 определяют визуально на 10-ти характерных страницах в каждом из трех экземпляров.
Результат экспертизы одного экземпляра считают отрицательным, если на 4-х из 10-ти контролируемых страницах экземпляра обнаружен хотя бы один дефект.
Если дефекты выявлены в двух из трех контролируемых экземплярах, то результат оценки считается отрицательным.
12. Информация, необходимая для гигиенической экспертизы по п.5.1.20 может быть представлена в выходных сведениях издания (в соответствии с ГОСТ 7.4-95) или в дополнительно представленных документах.
13. Кегль шрифта текста издания по следующим пунктам:
5.2.1.1, 5.2.1.4, 5.2.1.7 5.2.2.1, 5.2.2.4-5.2.2.6, 5.2.3.1, 5.2.3.2, 5.2.3.4 |
- для изданий по гуманитарным дисциплинам |
- для изданий по математическим дисциплинам; |
|
- для изданий по естественным дисциплинам; |
|
- для изданий по специальным дисциплинам |
измеряют типометрическим шаблоном (строкомером) по ТУ 2.034.5748542.64, издательским прозрачным шаблоном в пунктах, лупой ЛИ-З-10-х по ГОСТ 25706-83, микроскопом МПБ-2 по ГОСТ 8074-82 в мм с точностью до 0,01 мм. Кегли шрифта в пунктах и размер прописной буквы в миллиметрах приведены в Таблице 1 (справочной).
Для определения кегля шрифта лупой или микроскопом измеряют высоту очка одной произвольно выбранной прописной буквы на каждой из десяти контролируемых страниц.
Определение кегля шрифта издательским прозрачным шаблоном проводят по прописным буквам (Н, П, К) на контролируемой странице наложением шаблона до совмещения контролируемой буквы по высоте с контрольной буквой на шаблоне, либо с границами контрольного "окошка".
Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных измерений кегля меньше минимально допустимого.
14. Увеличение интерлиньяжа измеряют издательским прозрачным шаблоном по следующим пунктам:
- для изданий по гуманитарным дисциплинам |
|
- для изданий по математическим дисциплинам; |
|
- для изданий по естественным дисциплинам; |
|
- для изданий по специальным дисциплинам |
Для определения увеличения интерлиньяжа замеряют с помощью контрольного "окошка" расстояние между выносными элементами верхней строки и линией шрифта нижней строки в пунктах (К1) и вычитают значение кегля шрифта в пунктах (К2) в соответствии с Рис.1.
линия шрифта
верхней строки
линия шрифта
нижней строки.
Рис.1 Схема определения увеличения интерлиньяжа (К1-К2)
Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных значений меньше допустимых.
15. Длину строки текста издания по следующим пунктам:
- для изданий по гуманитарным дисциплинам |
|
- для изданий по математическим дисциплинам; |
|
- для изданий по естественным дисциплинам; |
|
- для изданий по специальным дисциплинам |
измеряют линейкой по ГОСТ 427-75 в мм с точностью до 1 мм, или типометрическим шаблоном (строкомером), или издательским прозрачным шаблоном в мм или квадратах.
Для определения длины строки измеряют одну полноформатную строку на каждой из десяти контролируемых страниц.
Результат считают отрицательным, если значения четырех их десяти полученных измерений длины строки не соответствуют требованиям.
16. Расстояние между колонками при многоколонном наборе по следующим пунктам:
- для изданий по гуманитарным дисциплинам |
|
- для изданий по математическим дисциплинам; |
|
- для изданий по естественным дисциплинам; |
|
- для изданий по специальным дисциплинам |
и расстояние между полосой и иллюстративным заполнением полей по п.5.1.8 измеряют или линейкой по ГОСТ 427-75 в мм с точностью до 1 мм, или типометрическим шаблоном (строкомером), или издательским прозрачным шаблоном в мм.
Расстояние между колонками измеряют на каждый из десяти контролируемых страниц.
Результат считают отрицательным, если значения четырех из десяти полученных значений меньше установленного.
17. Соответствие требованию п.5.2.1.5 определяют подсчетом количества переносов на каждой из 10-ти характерных страниц.
Результат считают отрицательным, если на 4-х страницах количество переносов превышает допустимое.
18. Белизну бумаги по п.5.6.2. определяют по ГОСТ 7690-76.
19. Результаты экспертизы рекомендуется оформлять по формам 2-7.
20. Заключение по результатам гигиенической экспертизы оформляется Протоколом по форме 8.
Кегль шрифта, пункты |
Высота прописной буквы, мм |
5 |
1, 25 |
6 |
1, 50 |
7 |
1, 75 |
8 |
2, 00 |
9 |
2, 25 |
10 |
2, 50 |
12 |
3, 00 |
14 |
3, 50 |
16 |
4, 00 |
18 |
4, 45 |
20 |
4, 95 |
36 |
8, 95 |
Название издания (серии)____________________________________________________________________________________________________ |
|||
Наименование материала |
Нормативный документ |
Предприятие -изготовитель |
Документ, подтверждающий гигиеническую безопасность |
Бумага для печати |
|
|
|
Краска |
|
|
|
Картон |
|
|
|
Бумага для обложки |
|
|
|
Пленка для ламинирования |
|
|
|
Лак |
|
|
|
Прочие |
|
|
|
М.П. (организации, выпускающей издание) |
|
|
___________________________ (подпись) |
__________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование, автор, издательство) |
||||||||||||
__________________________________________________________________________________________________________________________ (учебная дисциплина, класс...) |
||||||||||||
Приемы оформления |
Характерные страницы |
Количество выбракованных страниц |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
Выворотка шрифта (п. 5. 1.13) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цветной шрифт основного и/или дополнительного текста (п. 5. 1.13) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цветной шрифт на цветном фоне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многоколонный набор (по п. 5. 2. 1.3, 5.2.2.2, 5.3.1.2, 5.4.3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цветной фон на участках, предназначенных для письма (по п. 5. 1.13) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество выбракованных страниц |
______________________________________________________ (приемочное число - 3; бракующее - 4) |
|||||||||||
Несоответствие приемов оформления |
______________________________________________________ (выявлено, не выявлено) |
|||||||||||
_____________________________________________________ (наименование, автор, издательство) |
шрифт из группы:_____________________________________________________ |
||||||||||
_____________________________________________________ (учебная дисциплина, класс) |
Гарнитура: __________________________________________________________ |
||||||||||
Параметры шрифтового оформления
Характерные страницы |
Кегль шрифта, пункты |
Увеличение интерлиньяжа, пункты |
Длина строки*(17), мм |
Емкость шрифта количество знаков/ квадрат |
Отметка о приемке контрольной страницы |
||||||
в издании |
норма, не менее |
в издании |
норма, не менее |
в издании |
норма, не менее |
в издании |
норма, не более |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Количество выбракованных страниц |
______________________________________________________ (приемочное число - 3; бракующее - 4) |
||||||||||
Отметка о соответствии шрифтового оформления основного текста гигиеническим требованиям |
______________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
||||||||||
────────────────────────────────────────
*(17) При многоколонном наборе указывается количество колонок, длина
х
строки в колонке + расстояние между колонками (например 2 63+9)
Форма 4
_____________________________________________________ (наименование, автор, издательство) |
шрифт из группы:_____________________________________________________ |
||||||||||
_____________________________________________________ (учебная дисциплина, класс) |
Гарнитура: __________________________________________________________ |
||||||||||
Объем дополнительного текста на странице: |
____________________________________________________________________ (норма, не более; количество знаков) |
||||||||||
Параметры шрифтового оформления
Характерные страницы |
Кегль шрифта, пункты |
Увеличение интерлиньяжа, пункты |
Длина строки*(18), мм |
Емкость шрифта количество знаков/ квадрат |
Отметка о приемке контрольной страницы
|
||||||
в издании |
норма, не менее |
в издании |
норма, не менее |
в издании |
норма, пределы |
в издании |
норма, не более |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Количество выбракованных страниц |
______________________________________________________ (приемочное число - 3; бракующее - 4) |
||||||||||
Отметка о соответствии шрифтового оформления дополнительного текста гигиеническим требованиям |
______________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
||||||||||
────────────────────────────────────────
*(18) При многоколонном наборе указывается количество колонок, длина
х
строки в колонке + расстояние между колонками (например 2 63+9)
__________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование, автор, издательство) |
||||||
__________________________________________________________________________________________________________________________ (учебная дисциплина, класс...) |
||||||
Параметры шрифтового оформления
Характерные страницы |
Кегль шрифта основных элементов, пункты |
Кегль шрифта минимальных вспомогательных элементов, пункты |
Отметка о приемке контрольной страницы
|
|||
в издании |
норма, не менее |
в издании |
норма, не менее |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество выбракованных страниц |
______________________________________________________ (приемочное число - 3; бракующее - 4) |
|||||
Отметка о соответствии шрифтового оформления формул гигиеническим требованиям |
______________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
|||||
__________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование, автор, издательство) |
|||||||
__________________________________________________________________________________________________________________________ (учебная дисциплина, класс...) |
|||||||
Характер. страницы(№ стр) |
Оптическая плотность фона |
Отметка о приемке контрольной страницы *(19) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество выбракованных страниц |
______________________________________________________ (приемочное число - 3; бракующее - 4) |
||||||
Отметка о соответствии оптической плотности фона
текста гигиеническим требованиям: |
______________________________________________________ (основного, дополнительного) ______________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
||||||
______________________________________
*(19) Результат считается отрицательным, если значения трех из пяти измерений на странице превышают 0,3
Форма 7
__________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование, автор, издательство) |
|||||||
__________________________________________________________________________________________________________________________ (учебная дисциплина, класс...) |
|||||||
Тетради изданий, выбранные для контроля |
Размеры полей (мм) |
Отметка о приемке контрольной тетради |
|||||
Корешковое |
Верхнее |
Наружное |
Нижнее |
||||
на развороте |
на странице |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество выбракованных тетрадей |
______________________________________________________ (приемочное число - 3; бракующее - 4) |
||||||
Отметка о соответствии гигиеническим требованиям |
______________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
||||||
Протокол гигиенической экспертизы № ____ |
|
Учебное издание (серия) ___________________________________________________________________________________________________ |
(наименование, автор) |
для __________________________________________ класса (ов) |
Издательство ______________________________________________________________________ Год выпуска ___________________________ |
Дисциплина ______________________________________________________________________________________________________________ |
Функциональное назначение: _______________________________________________________________________________________________ |
(учебник, пособие, практикум) |
Выходные сведения (по п. 5.1.20): ____________________________________________________________________________________________ |
Нормативный (ые) документ (ы) _____________________________________________________________________________________________ |
Сведения о материалах (форма 1) ____________________________________________________________________________________________ |
Результаты гигиенической экспертизы приемов оформления издания (форма 2) |
_________________________________________________________________________________________________________________________ (несоответствие выявлено, не выявлено) |
Результаты гигиенической экспертизы шрифтового оформления основного текста (форма 3) _________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
дополнительного текста (форма 4) ___________________________________________________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
формул (форма 5) _________________________________________________________________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
Результаты гигиенической экспертизы оптической плотности фона при печати текста на цветном или сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций (форма 6) ____________________________________________________________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
Результаты гигиенической экспертизы размеров полей на страницах (форма 7) _____________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги (по п. 5.1.9) ______________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
Наличие (отсутствие) дефектов (по п.5.1.19) ___________________________________________________________________________________ (выявлено, не выявлено) |
Показатели качества бумаги (по п.5.6.2, 5.6.3) _________________________________________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
Прочие замечания _________________________________________________________________________________________________________ (указать какие) |
Заключение: |
Учебное издание (серия) ___________________________________________________________________________________________________ |
(наименование, автор) |
для __________________________________________ класса (ов) |
Издательство ______________________________________________________________________ года выпуска ___________________________ |
гигиеническим требованиям ________________________________________________________________________________________________ (соответствует, не соответствует) |
Эксперт __________________________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, звание, подпись) |
Учреждение ______________________________________________________________________________________________________________ (где проведена экспертиза) |