| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНСТРОЙ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИИ,
НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
гп цнс СБОРНИК книга 1
Москва Сборник содержит типовое описание технологического порядка выполнения проектных работ для установленных действующими нормативными документами стадий и этапов проектирования, а также технологические нормативы трудоёмкости соответствующих действий по разработке следующих основных разделов проектной документации на строительство автомобильных дорог: «Технико-экономические показатели» (книга 1) «Линейные сооружения» (книга 2) «Искусственные сооружения (мосты)» (книга 2) «Гидромеханизированные работы» (книга 2) «Организация строительства» (книга 3) «Охрана окружающей природной среды» (книга 3) «Сметные расчеты» (книга 3) Сборник предназначен для проектировщиков автомобильных дорог и сопутствующих инженерных сооружений, руководителей и специалистов проектно-изыскательских организаций, занимающихся организацией и управлением проектным производством, нормированием проектных процессов и инженерного труда, а также ценообразованием на рынке проектной продукции и услуг. Материалы сборника могут быть также использованы соответствующими службами заказчика-инвестора, органами экспертизы, организациями государственного и ведомственного надзора за проектированием и строительством, а также организациями и лицами, финансирующими строительные инвестиции, - в том числе в целях обеспечения качества проектов, для обоснования объемов и стоимости проектных работ на всех стадиях и этапах проектирования. Разработчики: А.И. Зыков-Мызин М.М. Смирнова В.П. Кочанова Н.И. Клюева СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕСборник типовых технологических нормативов трудоёмкости проектных работ (действий) по выполнению основных разделов проектно-сметной документации для строительства автомобильных дорог предназначен для использования специалистами и руководителями проектно-изыскательских организаций и проектно-строительных объединений, а также архитектурных, консультационных и инжиниринговых фирм, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Материалы сборника могут быть использованы руководителями комплексных и специализированных проектных подразделений, главными инженерами и главными архитекторами проектов, подразделениями и специалистами ПИО, занимающимися организацией, управлением и планированием проектного производства, совершенствованием технологии проектирования, обоснованием стоимости проектных работ и распределением средств на проектирование между проектными подразделениями и отдельными исполнителями проектной документации. Целью настоящего сборника является обеспечение практических проектировщиков нормативно-методической базой, позволяющей на современном уровне формировать и применять высокоэффективные технологии проектирования автодорог различного назначения, определять себестоимость проектов, требуемый численный и квалификационный состав соответствующих проектных коллективов. Материалы сборника позволяют также обоснованно оценивать трудовой вклад каждого исполнителя в конкретном проекте, осуществлять планирование качества и обеспечивать эффективный контроль (в т.ч. со стороны генпроектировщика, инвестора-заказчика, других заинтересованных организаций) за качеством и объёмами проектирования на любом этапе проектирования. На основе материалов настоящего сборника могут быть подготовлены расценки и прейскуранты на выполнение проектной продукции и оказание проектных услуг, связанных со строительством (реконструкцией, модернизацией и т.п.) автомобильных дорог различного назначения в различных условиях. Нормативы, включенные в сборник, носят характер рекомендаций. Поэтому порядок проектирования, нормы трудоёмкости, себестоимости и стоимости проектов, которые разрабатываются на базе настоящего сборника, должны утверждаться в порядке, установленном для соответствующей проектной организации. При составлении сборника использованы материалы ведущих проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций России, учтены требования и положения действующих нормативно-методических документов по составу и порядку разработки проектной документации для строительства [1 ¸ 10]. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯПроектирование - это процесс создания и описания идеальных образов (информационных моделей) искусственных объектов в соответствии с определенными, заранее установленными требованиями к их свойствам и характеристикам для последующего материального воплощения этих объектов. Результатом процесса проектирования как взаимоувязанного, целевым образом организованного комплекса работ является техническая (проектно-сметная, организационная, технологическая, финансовая и др.) документация, необходимая для строительства, эффективной эксплуатации, ремонта и ликвидации соответствующего объекта. Основой любой человеческой деятельности (производственной, научной, управленческой, учебной и пр.) является технология. В проектном производстве - это специфическая технология проектирования. Технология проектирования - это способ производства проектов, представляющий собой совокупность процессов, правил, опыта и навыков проектировщиков, иных компонентов проектного производства, предназначенных для получения и переработки существующей информации, для генерации новой информации и ее представления в форме технической документации (обосновывающей, проектной, эксплуатационной и др.). Технология проектирования относится к виду информационных технологий. Одной из значительных особенностей технологии проектирования, отличающих ее от иных производственных технологий, является применение в значительных объёмах интеллектуального творческого труда специалистов (исполнителей-проектировщиков). В общем случае, производство проектной продукции в разных проектных организациях осуществляется по различным технологиям. Эти технологии или технологические схемы, однако, имеют много общих черт (элементов, свойств, параметров), которые могут быть выделены при проведении соответствующего анализа процессов проектирования в различных отраслевых специализированных или комплексных проектных организациях. Содержание процессов проектирования в ПИО зависит от множества факторов. Таких, как назначение и сложность проектируемых объектов, квалификация проектировщиков, требования к качеству проектов и др. Объём и качество формализации технологии проектирования (уровень нормализованного описания) в конкретной проектной организации может считаться приемлемым, если в каждом случае разработки проектной документации или оказания иных проектных услуг соответствующими организационно-технологическими документами устанавливаются: состав выполняемых работ; рациональная последовательность выполнения работ (операций, действий); методы (способы, приемы, алгоритмы) выполнения каждой работы; технические средства и материалы, требующиеся для выполнения каждой работы установленным методом; требования к исполнителю каждой из выполняемых работ по специализации и квалификации с учетом применяемого метода и технических средств. Организационно-технологические документы могут быть выполнены в форме технологических схем, операционных карт или графиков проектирования. Таким образом создаются возможности для оптимизации технологических процессов проектирования по критериям минимизации трудозатрат и времени проектирования, обеспечения требуемого уровня качества проекта и др. Например, в целях повышения качества проекта в состав работ может быть включена проработка дополнительных альтернативных вариантов проектных решений, что обеспечит повышение обоснованности принятия результирующего проектного решения. В целях сокращения сроков проектирования возможно предпринять совмещение во времени отдельных проектных процедур или, когда это возможно, - их параллельное выполнение с соответствующими подготовительными и строительно-монтажными работами. В целом деятельность подобного рода, проводимая в проектных организациях, характеризуется как технологическая подготовка проектирования (ТПП). В результате проведения ТПП формируется материализованная среда проектного производства в виде соответствующей организационно-технологической, методической и распорядительной документации по конкретному проекту. С развитием технологической компоненты проектного производства наполняется новым содержанием и выходит на более высокий уровень система организации и управления проектированием в ПИО. Так, основными задачами системы управления в ПИО становятся: обеспечение эффективной одновременной реализации нескольких технологических процессов проектирования (по числу одновременно разрабатываемых проектов) без снижения качества проектирования и при соблюдении равномерности загрузки производственных подразделений и специалистов-исполнителей; планирование и поддержка на приемлемом уровне финансового, информационного, материально-технического и кадрового обеспечений процесса проектирования; контроль качества проектных работ как в ходе их выполнения, так и при выпуске проектной документации; контроль технологической дисциплины проектирования. 1.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РАБОТВажным инструментом для эффективной организации проектного производства, в особенности в условиях рыночных отношений, - являются технологические нормативы проектных работ, которые формируются в ходе проведения технологической подготовки проектирования и нормирования проектных процедур. Основным из технологических нормативов является трудоемкость проектных работ. Известно, что трудоемкость проектной продукции является основой при расчете ее себестоимости. Это связано с тем, что в проектных организациях наиболее весомой составляющей в структуре затрат на проектное производство является оплата труда специалистов-проектировщиков (около 65 процентов), а также управленческого и вспомогательного персонала (около 5 процентов) [5]. Подобное обстоятельство характерно для большинства организаций и сфер деятельности, производство которых основано на использовании интеллектуального труда исполнителей с применением преимущественно информационных технологий. Основная доля затрат на проектное производство разделяется на прямые и накладные затраты. Прямые затраты непосредственно связаны с принятой технологией проектирования. Накладные расходы являются косвенными, они создают условия для общей производственной и хозяйственной деятельности (включают расходы на содержание аппарата управления). В себестоимость работ, кроме прямых и накладных расходов, входят также плановые накопления, дающие в итоге прейскурантную (сметную) стоимость выполнения ПИР. Источником экономии средств по этим элементам являются: совершенствование технологии проектирования; совершенствование организации труда и управления проектным производством; экономия материально-технических ресурсов. Основной статьёй себестоимости является заработная плата специалистов-проектировщиков (примерно 65 процентов от общей суммы затрат на проектирование). В основе этого показателя в свою очередь лежит трудоёмкость проектных работ: З = ∑tiзi, где: З - заработная плата проектного персонала; ti - трудоёмкость выполнения i-ой проектной работы (чел.-час); зi - почасовая ставка заработной платы i-го специалиста-проектировщика (руб./час). Большое значение, в особенности в условиях рыночных отношений, имеет анализ показателей трудоемкости проектных работ в целях обоснования договорных цен на проектные работы и услуги, а также для оценки рентабельности и конкурентоспособности ПИО на отечественном и международном рынке проектной продукции. В этих целях можно использовать показатель затрат на рубль проектных работ. Показатель затрат на рубль проектных работ З рассчитывается как отношение полной себестоимости работ С к их сметной стоимости О, т.е.: З = С/О. Затраты на рубль проектных работ и прибыль прямо связаны между собой: чем ниже уровень затрат на рубль проектной продукции, тем выше прибыль проектной организации. 1.3. НОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯСнижение издержек проектного производства в ПИО при одновременном повышении качества проектов, сокращение сроков и снижение трудозатрат при проектировании зависят от того, насколько эффективны применяемые технологические процессы ведения проектных работ, насколько прогрессивны технологические нормативы, на которых должно базироваться проектное производство. Формализация проектных процессов на основе общих положений технологии проектирования [3, 4] создает в проектных организациях реальные предпосылки для нормирования технологических операций и действий по созданию проектной документации для строительства предприятий, зданий и сооружений. Появляются возможности для проведения технологического, т.е. наиболее достоверного из возможных методов обоснования затрат ресурсов (финансовых, трудовых, временных, материально-технических, информационных), обеспечивающих создание проекта заданного качества. При этом формируется нормативная база, позволяющая осуществлять эффективное управление проектным производством при помощи разрабатываемых стабильных на ряд лет технологических и соответствующих экономических нормативов - как основы для адекватного функционирования ПИО в условиях рыночной экономики. Реальное внедрение нормальных (т.е. свойственных всем субъектам хозяйствования наиболее развитых стран) хозяйственных отношений между производственными подразделениями ПИО, которые основываются на экономическом интересе и поддерживают высокоэффективный и производительный труд специалистов этих подразделений, - требует формирования развитой системы экономических нормативов для обеспечения взаимных расчетов производственных подразделений как между собой, так и с общими структурами ПИО и внешними организациями (в т.ч. субподрядными, финансирующими, а также представляющими инвестора-заказчика и др.). Создание такого рода нормативов возможно только на основе нормирования технологических процессов (действий, операций) по выполнению основных, наиболее часто встречающихся процедур проектирования в условиях соответствующих проектных профессий, специальностей и специализаций, характерных для данной ПИО. Нормирование технологических процессов проектирования осуществляется в период организационно-технологической подготовки проектирования, как правило одновременно с разработкой технологических процессов проектирования (схем, графиков, календарных планов, заданий исполнителям и т.п.) и соответствующей организационно-распорядительной документации по конкретному проекту. В ходе нормирования определяются нормативные показатели и параметры технологических процессов проектирования: планово-нормативные затраты труда, материально-технических, информационных ресурсов, требования и параметры кадрового обеспечения, затраты времени на проектирование, согласование ПСД и др. Результатом технического нормирования является установление нормативных параметров технологического процесса проектирования конкретного объекта строительства, т.е. комплекса соответствующих нормативов. Указанные нормативы, основным из которых следует считать трудоемкость выполнения данного проекта, - являются объективной базой для оценки себестоимости и стоимости разработки проекта в условиях конкретной проектной организации. А, рассчитанные на основе нормирования технологии проектирования показатели стоимости ПИР являются обоснованием для выдвижения предложений по договорной цене подряда на проектирование конкретного объекта строительства и участия ПИО в соответствующих конкурсах и тендерах подряда. В таком случае ПИО может с достаточной точностью оценивать уровень рентабельности намечаемой работы и обеспечить эффективное планирование её выполнения. Трудоёмкость - это показатель, характеризующий затраты рабочего времени на производство определенной потребительской стоимости или на выполнение конкретной технологической операции (действия). Нормативы трудоёмкости проектных технологических операций1 и действий2 определяются экспертным, статистическим, расчетно-аналитическим и иными способами. В условиях проектно-изыскательской организации наиболее доступным для применения является экспертный способ, простота использования которого, однако, не искупает его главного недостатка - относительно невысокой достоверности. Ошибка при использовании экспертного метода для определения нормативов трудоёмкости проектных работ может достигать 200 процентов. Статистический метод определения нормативов требует значительных затрат труда вследствие получения больших объёмов достоверных исходных данных. 1 Проектная технологическая операция - это законченная часть технологического процесса проектирования, направленная на получение какого-либо промежуточного результата проектирования. 2 Проектное технологическое действие является частью проектной операции, которая выполняется одним специалистом на одном рабочем месте без технологического перерыва. В условиях проектной организации, исходя из сокращения затрат на нормирование проектных работ и обеспечения достаточно высокой точности расчетов трудоёмкости ПИР (5 - 10 процентов), наиболее рациональным представляется использование расчетно-аналитического метода «эталонных действий». На использовании указанного подхода построена «Методика определения нормативных показателей трудозатрат на проектные работы» [4], разработанная авторами настоящего сборника в сотрудничестве со специалистами ведущих проектных организаций и вузов России. Основные положения указанной Методики распространяются на проектные процедуры (операции и действия), носящие формально-логический характер. Под проектным действием формально-логического характера понимается такая проектная процедура, технология выполнения которой может быть выражена в виде инструкции и воспроизведена каждым специалистом соответствующего профиля и квалификации. К числу формально-логических проектных действий относятся, в основном, действия следующих типов: расчётно-вычислительные; чертёжно-графические; действия, связанные с составлением текста; информационно-поисковые; согласования и проверки. Расчет нормативных значений трудоёмкости выполнения проектных действий указанных типов осуществляется с учетом их уровней сложности, типизации и механизации по следующей формуле:
где: Тri - нормативное значение трудоёмкости i-го проектного действия данного типа; Тr - нормативное значение трудоёмкости эталонного проектного действия данного типа; В и Вi - индекс сложности эталонного и i-го проектного действия; Кт и Ктi - коэффициент типизации эталонного и i-го проектного действия, соответственно; Км и Кмi - коэффициент механизации эталонного и i-го проектного действия, соответственно; Ксi и Ксэ - нормативный коэффициент сложности проектного действия для должностной категории проектировщиков, представители которой выполняют соответственно i-ое и эталонное проектное действия. Определение индексов сложности и коэффициентов механизации проектных действий целесообразно осуществлять экспертным путем, а коэффициентов типизации - методом прямого расчета. В качестве экспертов в проектной организации должны выступать наиболее квалифицированные специалисты (от ведущего до главного специалиста включительно) соответствующего проектного подразделения ПИО, которые хорошо представляют техническое содержание и технологию выполнения нормируемого проектного действия. Экспертная группа должна включать в себя, как правило, не менее трех специалистов данной профессии или специализации. На основании анализа типовой технологии разработки разделов проектной документации, выполняемой для строительства автомобильных дорог и других подобных объектов инфраструктуры, а также последующего нормирования соответствующих видов проектных работ в соответствии с изложенными выше принципами и методами, в настоящем сборнике приведены стандартные проектные процедуры и рациональный порядок их выполнения с указанием типовых нормативных показателей трудоёмкости и должностных категорий проектировщиков - исполнителей работ. ГЛАВА 2. УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМАТИВНОЙ ТРУДОЁМКОСТИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ1. Настоящий сборник содержит перечень технологических проектных действий с соответствующими показателями нормативной трудоёмкости и нормативной квалификации проектировщиков - разработчиков проектно-сметной документации для строительства автомобильных дорог и сопутствующих им объектов инфраструктуры. Перечень проектных действий представлен в рациональной технологической последовательности их выполнения в таблицах глав настоящего сборника, которые соответствуют основным разделам разрабатываемой проектной документации («Обоснование инвестиций», «ТЭО строительства», «Проект строительства», «Рабочий проект», «Рабочая документация для строительства»). 2. Нормативная трудоёмкость разработки соответствующего раздела проектной документации определяется путём суммирования величин нормативной трудоемкости выполнения соответствующих технологических операций, входящих в объём разработки данного раздела проектной документации. В свою очередь, нормативная трудоемкость выполнения проектной операции определяется путём суммирования величин нормативной трудоёмкости проектных действий, составляющих данную операцию. 3. Нормативная трудоёмкость проектного действия, выполняемого исполнителем с нормативной должностной квалификацией, определяется путём перемножения величины объёма выполняемого проектного действия на нормативный показатель трудозатрат, отнесенный к единице измерения объёма данного проектного действия1. 1 Единица измерения объема для каждого проектного действия приводится в гр. 3 таблиц типовых технологических нормативов трудоемкости по каждому из разделов проектной документации и соответствует, как правило, объекту проектирования в целом. 4. При определении нормативной трудоёмкости выполнения проектного действия исполнителем с квалификацией ниже нормативной на одну ступень необходимо применить поправочный коэффициент 1,2. Если квалификация (должностная категория) исполнителя проектного действия выше нормативной на одну ступень, необходимо применить коэффициент 0,8. ПРИМЕР: Если нормативным исполнителем проектного действия указан в соответствующей таблице «ведущий инженер», а нормативная трудоёмкость выполнения этого действия составляет 15 чел.-час., то в случае, когда данное проектное действие выполняет на практике «инженер I-ой категории», нормативная трудоёмкость определяется как произведение: 15 ´ 1,2 = 18 (чел.-час.) В случае выполнения того же проектного действия «руководителем группы» нормативная трудоёмкость составит: 15 ´ 0,8 =12 (чел.-час.). 5. При определении нормативной трудоемкости выполнения проектного действия, помеченного звездочкой (*), необходимо установить поправочный коэффициент, учитывающий зависимость нормативной трудоёмкости от протяженности проектируемой автодороги, горно-геологических, климатических и иных факторов, влияющих на трудоёмкость выполнения данного проектного действия. Поправочные коэффициенты содержатся в таблицах 2.1, 2.2, 2.3. В главах настоящего сборника, посвященных технологии разработки отдельных разделов проектной документации, приводятся соответствующие специфические критерии и усложняющие факторы, которые могут дополнять и расширять приведенные в указанных таблицах коэффициенты повышения величин трудоёмкости проектных работ. В подобных случаях значения поправочных коэффициентов должны перемножаться. 6. Величина нормативной трудоёмкости не включает дополнительные затраты времени специалиста на командировки (в т.ч. - местные) и иные затраты, связанные с функционированием хозяйственных и вспомогательных служб ПИО и других организаций (в т.ч. организаций заказчика-инвестора, местной администрации, согласующих и иных органов).
Таблица 2.3
ГЛАВА 3. РАЗДЕЛ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ»В таблице 3.1 представлены показатели нормативной трудоёмкости проектных действий по разработке раздела «Технико-экономические показатели»1 проектной документации, разрабатываемой для строительства автомобильных дорог. 1 Данный раздел проектной документации автодороги в общем случае соответствует разделу технико-экономического обоснования (проекта, рабочего проекта) строительства «Общая пояснительная записка», требования к содержанию которого установлены СНиП 11-01-95 [2]. В необходимых случаях, в соответствии с конкретными условиями отрасли, ПИО или инвестора-заказчика наименование указанного раздела проектной документации может быть изменено. Нормативные показатели трудоёмкости выполнения данного раздела проектной документации следует корректировать в соответствии с особенностями разработки каждого конкретного проекта, руководствуясь коэффициентами, приведенными в табл. 2.1 - 2.3, - если порядковый номер соответствующей проектной работы (операции, действия) обозначен звёздочкой (*).
ЛИТЕРАТУРА1. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений СП 11-101-95. Минстрой России. - М. 1995 2. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95. Минстрой России. - М. 1995 3 Технологические правила проектирования предприятий, зданий и сооружений. Пособие к СНиП 1.02.01-85. ЦНИИпроект. - М., 1990. - 184 с. 4. Методика по определению нормативных показателей трудоёмкости проектных работ. ЦНИИпроект. - М., 1991. - 50 с 5 Сидоров А.И. Комплексный анализ проектного производства. - М.: Экономика, 1985 - 199 с 6. Смирницкий Е.К. Экономические показатели промышленности. - М.: Экономика, 1980 - 432 с. 7. Смиртюков В.М., Макаров В.А., Терехов В.П. Организация работ в НИИ и КБ. - М.: Машиностроение, 1975. - 81 с. 8. Типовые нормы времени на разработку технологической документации. - М.: Экономика, 1988. - 78 с. 9. Унифицированный технологический процесс проектирования промышленного предприятия. ЦНИИпроект. - М., 1990 10. Унифицированный технологический процесс проектирования здания гражданского назначения. ЦНИИпроект. - М., 1990 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |