| ||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В АСФАЛЬТОБЕТОНЕ ФЛОТОХВОСТОВ Утверждены директором Союздорнии Одобрены Главзапсибдорстроем Москва 1984 СОДЕРЖАНИЕ Изложены особенности применения в асфальтобетонных смесях отходов горнорудной промышленности флюоритовых флотохвостов - с целью полностью или частично заменить минеральный порошок, а так же часть песка. Приведены требования к флотохвостам и условия их применения в различных асфальтобетонах. Показаны особенности проектирования составов асфальтобетонных смесей с применением флотохвостов, а так же особенности производства работ с такими асфальтобетонными смесями. Предисловие Проведенными в Союздорнии исследованиями установлена возможность применения в асфальтобетонных смесях флюоритовых флотохвостов - продуктов дробления кислых горных пород, получаемых при обогащении флюоритовой руды (СаF2) методом флотации. Флотохвосты можно использовать с целью полностью или частично заменить минеральный порошок, а также часть песка, что позволит сберечь дефицитные материалы и одновременно утилизировать побочные продукты промышленности, занимающие плодородные земли и засоряющие окружающую среду. В «Методических рекомендациях по применению в асфальтобетоне флотохвостов» приведены требования, предъявляемые к флотохвостам, и условиях их использования в различных асфальтобетонах. Настоящими «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться при опытном строительстве. «Методические рекомендации» составили канд. техн. наук В.Н. Сотникова и инж. А.А. Великошинский. Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха - 6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии. 1. Общие положения1.1. Настоящими «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться при опытном строительстве покрытий и оснований из асфальтобетонных смесей, приготовленных с применением порошковых отходов промышленности - флотохвостов. 1.2. Флотохвосты образуются при обогащении флюоритовой руды методом флотации и содержат до 80 % окиси кремния (SiO2). 1.3. Флотохвосты характеризуются различной дисперсностью и предназначены в зависимости от их зернового состава для применения в асфальтобетонных смесях для замены части песка и полной или частичной замены минерального порошка. 1.4 Пригодность флотохвостов для использования в асфальтобетонных смесях следует устанавливать в каждом конкретном случае в зависимости от их свойств и области применения проектируемых асфальтобетонов. 1.5. Флотохвосты перед использованием можно дополнительно измельчать как с применением физико-химической активации, так и без неё. 2. Требования к
флотохвостам,
|
мельче 1,25 мм |
100 |
мельче 0,315 мм |
85 |
мельче 0,071 мм |
70 |
Пористость, % объема, не более |
40 |
Набухание образцов из смеси порошка с битумом, % объема, не более |
2,5 |
Коэффициент водостойкости образцов из смеси порошка с битумом, не менее |
0,7 |
Показатель битумоемкости, г, не более |
65 |
Влажность, % массы, не более |
1 |
В грубодисперсных отходах количество зерен мельче 0,071 мм допускается не менее 40 %, зерен мельче 0,315 мм - не менее 70 % массы.
Показатели пористости, набухания, битумоемкости и коэффициент водостойкости грубодисперсных флотохвостов следует определять по фракции мельче 0,315 мм.
3.1. Составы асфальтобетонных смесей с применением флотохвостов проектируют в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-84 и «Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» (М.: Транспорт, 1978), а также положений, приведенных далее.
3.2. Флотохвосты рекомендуется использовать для приготовления горячих плотных, пористых и высокопористых асфальтобетонных смесей.
Плотные асфальтобетонные смеси предназначаются для устройства верхнего слоя покрытия; пористые и высокопористые, а также плотные - для устройства нижнего слоя покрытия и слоев основания.
3.3. В составы асфальтобетонных смесей, содержащих флотохвосты, могут быть включены минеральные порошки, предусмотренные ГОСТ 9128-84 для использования в соответствующих марках асфальтобетонных смесей.
3.4. При проектировании составов асфальтобетонных смесей следует учитывать, что при необходимости просушивания флотохвостов потери зерен мельче 0,071 мм могут составить до 2 % массы.
3.5. Показатели физико-механических свойств плотных, пористых и высокопористых асфальтобетонов, приготовленных с применением флотохвостов, должны отвечать требованиям ГОСТ 9128-84.
4.1. Асфальтобетонные смеси с применением флотохвостов следует приготавливать, укладывать и уплотнять в соответствии с требованиями СНиП III-40-78, «Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» с учетом особенностей производства работ, изложенных в настоящих «Методических рекомендациях».
4.2. Асфальтобетонные смеси с применением флотохвостов нужно приготавливать в установках с мешалками принудительного действия (например Д-597, Д-508, Д-617, Д-645 и др.). Продолжительность перемешивания - в пределах норм, устанавливаемых СНиП III-40-78.
4.3. Флотохвосты в смеситель асфальтобетонной установки следует подавать через бункер и дозатор, предназначенные для минерального порошка.
4.4. Грубодисперсные флотохвосты можно применять взамен смеси песка с минеральным порошком, или. после дополнительного измельчения, как минеральный порошок.
4.5. Флотохвосты, подвергаемые дополнительному измельчению, должны иметь влажность не более 1 % массы.
4.6. Физико-химическую активацию флотохвостов следует осуществлять в соответствии с «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий», разд. 5.
4.7 Температура асфальтобетонных смесей, приготовленных с использованием флотохвостов, при выпуске из смесителя и укладке в конструктивный слой должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84 к обычным асфальтобетонным смесям.
5.1. При устройстве верхних слоев дорожной одежды из асфальтобетонных смесей, приготовленных с применением флотохвостов, технический контроль следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 9128-84. При этом особое внимание следует уделять качеству применяемых порошковых отходов.
5.2. Для оценки качества флотохвостов определяют:
зерновой состав и влажность - один раз в смену;
пористость и набухание - один раз в месяц;
показатель битумоемкости, коэффициент водостойкости - при проектировании составов асфальтобетонов и для каждой партии флотохвостов.
5.3. Качество битумов оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-76, методами, изложенными в ГОСТ 11501-78, 11505-75, 11506-73, 11508-74.
5.4. Качество минерального порошка и флотохвостов оценивают методами, изложенными в ГОСТ 12784-78.
5.5. Качество готовой асфальтобетонной смеси, приготовленной с применением флотохвостов, проверяют методами, изложенными в ГОСТ 12801-84.
6.1. Поставку флотохвостов и приемку на объекте строительства следует производить партиями. Партией считают количество флотохвостов, отгружаемое одновременно одному потребителю, но не более 200 т.
6.2. Флотохвосты необходимо транспортировать в сухом состоянии в цементовозах или в предварительно очищенных железнодорожных вагонах навалом.
6.8. Погрузку флотохвостов и выгрузку их из вагонов нужно осуществлять пневмотранспортом или транспортерами со шнеками винтового типа.
6.4. Условия хранения флотохвостов должны обеспечивать предохранение их от увлажнения, загрязнения и смешивания с другими материалами.
7.1. При производстве работ с асфальтобетонными смесями, приготовленными с использованием флотохвостов, следует руководствоваться СНиП III-4-80, «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М.: Транспорт, 1978), положениями «Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий», п. 8.
7.2. При использовании ПАВ в указанных смесях необходимо соблюдать также правила по технике безопасности, изложенные в «Инструкции по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов ВСН 59-68 (М.: Оргтрансстрой, 1968).