| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
Вагоны пассажирские ОКРАСКА Технические условия
Москва ИПК Издательство стандартов
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ФГУП ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения России и Федеральным Государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения» (ФГУП ГосНИИВ) 2 ВНЕСЕН Госстандартом России 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 24 от 5 декабря 2003 г.) За принятие проголосовали:
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 2 марта 2004 г. № 79-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12549-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 12549-80 Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ 12549-2003 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм ОКРАСКА Технические условия Passenger cars of 1520 mm gauge main-line railways. Painting. Specifications Дата введения - 2004-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает технические требования на получение лакокрасочных и защитных покрытий на вновь изготовляемых цельнометаллических пассажирских, почтовых, багажных вагонах, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях локомотивной тяги и вагонах электропоездов и дизель-поездов (далее - вагоны), а также на их деталях и сборочных единицах, предназначенных для работы в районах с умеренным климатом У категорий размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150 на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм. Стандарт не распространяется на специальные вагоны. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты: ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации ГОСТ 9.402-80 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием ГОСТ 9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.3.035-84 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Работы окрасочные. Требования безопасности ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности ГОСТ 12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности ГОСТ 12.4.013-85 Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Общие технические условия * * В Российской Федерации вместо указанного стандарта действует ГОСТ Р 12.4.013-97 «Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Общие технические условия». ГОСТ 12.4.034-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация ГОСТ 3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия ГОСТ 5470-75 Лаки марок ПФ-283 и ГФ-166. Технические условия ГОСТ 5494-95 Пудра алюминиевая. Технические условия ГОСТ 7313-75 Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости ГОСТ 8904-81 Плиты древесно-волокнистые твердые с лакокрасочным покрытием. Технические условия ГОСТ 9109-81 Грунтовка ФЛ-03К и ФЛ-03Ж. Технические условия ГОСТ 9980.5-86 Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение ГОСТ 12707-77 Грунтовки фосфатирующие. Технические условия ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 15907-70 Лаки ПФ-170 и ПФ-171. Технические условия ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 23143-83 Эмали ЭП-773. Технические условия ГОСТ 23343-78 Грунтовка ГФ-0119. Технические условия ГОСТ 23494-79 Грунтовка ХС-059, эмали ХС-759, лак ХС-724. Технические условия Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Технические требования3.1 Окраску вагонов следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. Работы по получению лакокрасочных покрытий на вагонах, деталях и сборочных единицах следует проводить в помещениях при температуре не менее 10 °С и относительной влажности не более 70 %. 3.2 Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием 3.2.1 Металлические поверхности вагонов, деталей и сборочных единиц, подготовленные к окрашиванию, должны быть очищены от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, жировых и других видов загрязнений по ГОСТ 9.402. Для вновь изготовляемых литых деталей вагонов допускается применение грунтовок по ржавчине УНИКОР ДЖ и ВД-КЧ-1Ф. При этом толщина оставшегося слоя ржавчины не должна превышать 50 мкм. 3.2.2 Качество обезжиривания перед окрашиванием должно соответствовать второй степени, очистка от окислов: второй степени - по кузову, третьей степени - по подвагонному оборудованию по ГОСТ 9.402. 3.2.3 Внешний вид подготовленных металлических поверхностей вагонов - по ГОСТ 9.032. 3.2.4 Металлические поверхности вагонов, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими и обеспыленными. 3.2.5 Поверхности деревянных деталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми и соответствовать требованиям ГОСТ 3191. 3.3 Требования к окрашиванию 3.3.1 Лакокрасочные материалы (грунтовки, шпатлевки, мастики, эмали и лаки) для окрашивания вагонов, деталей и сборочных единиц, количество слоев эмалей, лаков, толщины лакокрасочных покрытий шпатлевки и мастики, а также классы покрытий должны соответствовать требованиям, указанным в приложении А. Допускается применение других лакокрасочных материалов, обеспечивающих защитные и декоративные показатели не ниже предусмотренных в приложении А и согласованных с заказчиком. 3.3.2 Требования к окрашиванию деталей и сборочных единиц, не предусмотренные настоящим стандартом, устанавливают по согласованию с заказчиком. Допускается применение альтернативных лакокрасочных материалов по согласованию с заказчиком. 3.3.3 Цвет лакокрасочного покрытия должен соответствовать художественно-конструкторской документации на вагоны, согласованной с заказчиком, а также соответствовать международной цветовой картотеке RAL. 3.3.4 Все применяемые лакокрасочные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения. 3.4 Требования к сушке лакокрасочных покрытий 3.4.1 Лакокрасочные покрытия, нанесенные на поверхности вагонов, сборочных единиц и деталей, следует подвергать горячей или естественной сушке до степени 3 по ГОСТ 19007. Допускается нанесение покрывных лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных материалов, для которых это предусматривается техническими документами, утвержденными в установленном порядке. 3.4.2 Качество сушки следует обеспечивать соблюдением режимов сушки, установленных предприятием-изготовителем. 3.5 Требования к долговечности лакокрасочных покрытий 3.5.1 Срок службы (долговечность) лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов при использовании материалов на полиуретановой основе - 6 - 7 лет, алкидных и водно-дисперсионных материалов - 4 года; на внутренних металлических поверхностях кузовов - 16 лет, при соблюдении правил эксплуатации и ремонта. 3.6 Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов, применяемых для окрашивания вагонов, деталей и сборочных единиц, приведен в приложении Б. 4 Требования безопасности4.1 При разработке технологических процессов окрашивания, а также в процессе окрашивания следует строго соблюдать общие требования безопасности ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.3.003, ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.3.035, требования по определению категорий помещений и зданий по взрыво-, пожароопасности, а также требования техники безопасности, пожарной и производственной санитарии, установленные «Межотраслевыми правилами охраны труда при окрасочных работах» ПОТ Р М-017 [1] и «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию» [2]. 4.2 Все работы, связанные с окрашиванием методом пневматического, безвоздушного, электростатического и комбинированного распыления, следует проводить в соответствии с ГОСТ 12.3.005 и установленными «Санитарными правилами для окрасочных работ с применением ручных распылителей» [3]. 4.3 К работе по подготовке поверхности и нанесению лакокрасочных материалов допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обучение, проверку знаний и стажировку. 4.4 Все работы, связанные с изготовлением, применением и испытанием лакокрасочных материалов, следует проводить в помещениях, имеющих местную и общую приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую чистоту воздуха рабочей зоны производственных помещений, содержание вредных веществ в котором не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК). Состояние воздуха рабочей зоны производственных помещений должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005 и гигиеническим нормам [4]. 4.5 Предельно допустимые концентрации стирола при применении водно-дисперсионных материалов в атмосфере производственных помещений 5 мг/м3. Пожароопасные характеристики водно-дисперсионных материалов: температура самовоспламенения 492 °С, класс опасности 9.1 по ГОСТ 19433. При нагревании происходит вспенивание вещества и спекание. 4.6 Вентиляторы вытяжных систем могут быть изготовлены с получением соответствующих сертификатов и применяться в соответствии с категорией помещений с выбросом воздуха за пределы помещений. 4.7 Все лица, работающие с лакокрасочными материалами, должны быть обеспечены в соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты рук по ГОСТ 12.4.103 (при изготовлении - комбинезоном, брезентовым фартуком, при нанесении пневмораспылением - средствами защиты органов зрения - очками типа ЗП по ГОСТ 12.4.013, средствами защиты органов дыхания по ГОСТ 12.4.034 и респираторами РМП-62, мужскими и женскими костюмами для маляров по окраске подвижного состава). Руки следует защищать резиновыми перчатками, надетыми поверх хлопчатобумажных. Все лица, работающие с лакокрасочными материалами, должны регулярно проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры. 4.8 Краскозаготовительные отделения, малярные цеха и участки должны быть обеспечены средствами для тушения пожара в случае загорания при приготовлении лакокрасочных материалов и работе с ними. 5 Требования к профилактическому уходу в эксплуатации за окрашенной поверхностью5.1 Для очистки загрязненных поверхностей вагонов следует применять водные специальные растворы на кислой основе типов ФМС-К и КИМ, на щелочной основе - типов ФМС-Щ и ТИСС, биологически разрушаемые в сточных водах. 5.2 Для проведения обмывки вагонов депо должно иметь специализированные моечные участки, оснащенные вагономоечными машинами, баками и дозаторами моющего раствора, водоструйными щетками и другим необходимым оборудованием. 5.3 Обмывку вагонов следует проводить в соответствии с технологическими инструкциями по наружной обмывке кузовов вагонов с применением специализированных кислотных или щелочных моющих средств на основе биоразлагаемых компонентов. 6 Требования охраны окружающей среды6.1 При применении лакокрасочных материалов следует соблюдать экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде и здоровью человека с соблюдением требований, предусмотренных в 4.4. 6.2 При проведении окрасочных работ следует применять экологически благоприятные лакокрасочные материалы. 6.3 При проведении работ по окраске вагонов следует выполнять мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие защиту атмосферы, поверхностных и грунтовых вод и почвы от загрязнения вредными пылевыми и газовыми выбросами, жидкими стоками и твердыми отходами. 6.4 Система приточно-вытяжной вентиляции окрасочных цехов (участков) должна быть оснащена пылеочистительным оборудованием, обеспечивающим предельно допустимую концентрацию пыли в выбросах в атмосферу и воздухе рабочей зоны [5], [6]. 6.5 Расположение окрасочного цеха (участка) должно соответствовать требованиям норм [7]. 6.6 Выброс загрязненного воздуха, содержащего пары органических растворителей, следует осуществлять выше зоны аэродинамической тени через трубу высотой не менее 5 м над коньком крыши цеха и обеспечивать ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе согласно гигиеническим нормативам [5], [8]. 6.7 Расчеты ПДК и ОБУВ следует выполнять в соответствии с методиками [9], [10]. 6.8 Жидкие и твердые отходы, образовавшиеся после очистных окрасочных работ, в том числе от промывки оборудования и коммуникаций, должны быть собраны, утилизированы или захоронены. Накопление, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов проводят в соответствии с санитарными правилами [11]. 7 Правила приемкиПроверку качества окрашивания и противокоррозионной защиты следует проводить на каждом вагоне на соответствие требованиям настоящего стандарта. 8 Методы контроля8.1 При окрашивании контролю подлежат: подготовка поверхности под окраску, число слоев окраски, толщина комплексных лакокрасочных покрытий на металлических поверхностях вагонов, внешний вид лакокрасочных покрытий. 8.2 В помещениях, где проводят окрасочные работы, следует контролировать температуру и влажность воздуха. 8.3 Контроль выполнения малярных работ следует проводить с начала подготовки поверхности к окраске и до ее окончания. Помимо контроля выполнения операций технологического процесса необходимо также проверять качество лакокрасочных материалов. В процессе подготовки материалов к применению следует контролировать их однородность (визуально на отсутствие расслоений пигментной, смоляной и лаковой частей) и вязкость по ГОСТ 8420. Количество слоев и качество нанесения проверяют визуально (мастер по окраске или контролер ОТК). 8.4 Качество подготовки поверхности перед нанесением покрытий контролируют внешним осмотром в соответствии с ГОСТ 9.402. 8.5 Качество сушки обеспечивают контролем режимов сушки в соответствии с ГОСТ 19007. 8.6 Внешний вид окрашенных поверхностей проверяют по ГОСТ 9.032. 8.7 Толщину комплексных лакокрасочных покрытий на стальных поверхностях и толщину неотслаивающегося слоя ржавчины следует проверять неразрушающими методами контроля, с помощью магнитных толщиномеров типов ТПН-1, МИП-10, «Константа-М1», «Константа-К5» или индукционным толщиномером покрытий типа «Константа-МК». 9 Транспортирование и хранениеТранспортирование и хранение лакокрасочных материалов проводят по ГОСТ 9980.5. 10 Гарантии изготовителя10.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие лакокрасочных покрытий на вагонах требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации и правил ухода за поверхностью вагонов и при отсутствии механических повреждений. 10.2 Гарантийный срок сохранности защитных свойств лакокрасочных покрытий - в течение следующих сроков со дня подписания акта приемки вагонов: на наружных поверхностях кузовов при использовании алкидных и водно-дисперсионных лакокрасочных материалов: пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов электропоездов и дизель-поездов - в течение двух лет для всех цветов эмалей; на наружных поверхностях кузовов при использовании комплекса лакокрасочных материалов на акриловой, акрилуретановой, полиуретановой и эпоксидной основах: пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов электропоездов и дизель-поездов - в течение пяти лет для всех цветов эмалей; на подвагонном оборудовании и автосцепном устройстве - в течение двух лет. К моменту истечения гарантийного срока состояние защитных свойств лакокрасочных покрытий должно быть не выше балла 2 на наружных поверхностях кузовов вагонов и не выше балла 4 - на подвагонном оборудовании и автосцепном устройстве по ГОСТ 9.407. Приложение А(обязательное) Лакокрасочные материалы для окрашивания вагоновТаблица А.1 - Грунтовки для окрашивания вагонов
Таблица А.2 - Шпатлевки, мастики и их толщины при окрашивании вагонов
Таблица А.3 - Эмали, краски и лаки, классы и толщины лакокрасочных материалов для окрашивания вагонов
Приложение Б(справочное) Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов для окрашивания пассажирских вагоновВ таблице Б.1 приведен перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов для окрашивания пассажирских вагонов.
Библиография[1] ПОТ Р М-017-2001 Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах. Минтруда и социального развития РФ, 2001 г. [2] № 1042-73 Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию. Минздрав СССР, 1973 [3] № 991-72 Санитарные правила для окрасочных работ с применением ручных распылителей. Минздрав СССР, 1972 [4] ГН 2.2.5.1313-2003 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны». 2003 г. [5] ГН 2.1.6.1338-2003 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». 2003 г. [6] СанПиН 2.1.6.983-2000 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест». 2000 г. [7] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-2003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов». 2003 г. [8] ГН 2.1.6.1339-2003 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». 2003 г. [9] ОНД-86 «Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий». Госкомгидромет. 1987 г. [10] ОНД-86 «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта». НИИАТ. 1992 г. [11] СП 3183-84 «Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных отходов, утвержденный Минздравом СССР 29 декабря 1984 г.» Ключевые слова: вагоны пассажирские, окрашивание, лакокрасочные материалы, противокоррозионная защита, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, правила приемки, методы контроля, требования к профилактическому уходу за окрашенной поверхностью, гарантии изготовителя
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |