| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 50963-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАЩИТА БРОНЕВАЯ АВТОМОБИЛЕЙ Общие технические требования ГОССТАНДАРТ
РОССИИ (Измененная редакция, Изм. № 3). Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом Научно-исследовательский институт стали 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 сентября 1996 г. № 600 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменениями № 1, 2, принятыми в сентябре 1998 г., мае 2002 г. (ИУС 12-98, 9-2002) СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-07-01 (Измененная редакция, Изм. № 3). 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на броневую защиту автомобилей, предназначенных для перевозки людей, денег, ценных и особо опасных грузов, обеспечивающую защиту жизни и здоровья людей, сохранность ценностей и безопасность особо опасных грузов от воздействия средств поражения. Стандарт устанавливает общие технические требования к броневой защите автомобилей отечественного и иностранного производства, предназначенных для эксплуатации в Российской Федерации. (Новая редакция, Изм. № 3). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов ГОСТ 2.104-2008 Единая система конструкторской документации. Основные надписи ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры ГОСТ 23518-79 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры ГОСТ 28653-90 Оружие стрелковое. Термины и определения ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия ГОСТ Р 51221-98 Средства защитные банковские. Термины и определения ГОСТ Р 52212-2004 Тиры стрелковые закрытые. Защита броневая и техническая укрепленность. Общие технические требования ГОСТ 3722-81 Подшипники качения. Шарики. Технические условия Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4). 3 Определения3 Термины и определения В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 броневая деталь: Элемент броневой защиты, поглощающий или рассеивающий энергию средств поражения. 3.2 броневая защита: Конструктивная совокупность броневых преград и броневых деталей, в том числе пулестойких стекол, способных предотвратить проникновение средств поражения и вторичных поражающих элементов в защищаемые отсеки автомобиля. 3.3 броневая преграда: Слой или слои материалов, обладающие комплексом механических свойств, выполняющих функции преграды (препятствия) на пути различных по силе и интенсивности воздействия средств поражения. 3.4 вторичные поражающие элементы: Фрагменты элементов броневой защиты автомобиля, образующиеся в результате соударения метаемых элементов или осколков ручных наступательных или оборонительных гранат с броневой защитой автомобиля. 3.5 кондиционное поражение: Отсутствие проникновения средств поражения и вторичных поражающих элементов за тыльную сторону броневой защиты автомобиля. 3.6 пулестойкость: Регламентированное защитное свойство броневой защиты автомобиля противостоять проникновению метаемых элементов или их фрагментов. 3.7 пулестойкое стекло: По ГОСТ Р 51136. 3.8 метаемый элемент: По ГОСТ Р 52212. 3.9 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653. 3.10 средства поражения: Метаемые элементы и (или) осколочно-фугасное воздействие ручных противопехотных гранат и зарядов взрывчатого вещества. 3.11 особо опасные грузы: Грузы, содержащие взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, химически опасные вещества и т.д. Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 4 Классификация4.1 Броневую защиту автомобиля по пулестойкости подразделяют на классы защиты в соответствии с таблицей 1. Таблица 1
4.1, Таблица 1 (Измененная редакция до 01.07.2014, Изм. № 1, 2, 3). 4.1 Броневую защиту по стойкости к воздействию средств поражения подразделяют на два специальных и шесть основных классов защиты, характеристика которых представлена в таблице 11).
4.1, Таблица 11) (Новая редакция с 01.07.2014, Изм. № 4). 4.2 При проведении испытаний допускается использование стволов или огнестрельного оружия, перечисленного в приложении В, имеющих аналогичные значения (оружию, перечисленному в таблице 1) определяющих параметров (длина ствола, количество, глубина и угол наклона нарезов). (Введен дополнительно, Изм. № 4). 5 Общие технические требования5.1 Характеристики5.1.1 Броневая защита должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативной и конструкторской документации (в том числе ведомости броневых деталей) на автомобиль конкретного типа. В комплект разрабатываемой документации на броневую защиту должны входить технические условия на броневую конструкцию в целом. Требования к составлению ведомости броневых деталей и ее форма приведены в приложении А. (Измененная редакция, Изм. № 4). 5.1.2 Пулестойкость устанавливается в нормативных документах на броневую защиту конкретного автомобиля и должна соответствовать требованиям 4.1 (4.1). Допускается сочетание различных классов защиты броневых преград, составляющих броневую защиту автомобиля. 5.1.2. (Новая редакция, Изм. № 3). 5.1.3 Класс защиты при проведении испытаний по условиям, заданным в нормативной документации на автомобиль конкретного типа, оценивают по характеру поражения: кондиционное или некондиционное. 5.1.4 Вероятность защиты от воздействия средств поражения в зависимости от класса защиты должна соответствовать приведенной в приложении Б. 5.1.5 Броневая защита должна обеспечивать сохранность не менее 85 % суммарной защищаемой площади передней, боковой и задней проекций автомобиля. 5.1.6 Металлические броневые детали должны быть изготовлены из листов, выдержавших испытания пулевым обстрелом по нормам, установленным в нормативных документах на конкретный материал. Каждая десятая деталь каждой толщины должна быть подвергнута испытанию обстрелом. При испытаниях деталей пулевым обстрелом количество выстрелов в зависимости от площади испытуемой детали должно соответствовать указанному в таблице 2. (Измененная редакция, Изм. № 4). Таблица 2
5.1.7 Сварные соединения (сварные швы), околошовные зоны и разъемные соединения броневой защиты, стойкость которых должна быть равна стойкости основного материала, должны обеспечивать целостность конструкции броневой защиты при воздействии средств поражения. 5.1.8 Сварные соединения деталей броневой защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 и конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке. 5.1.9 Защита топливных баков автомобилей должна обеспечивать их пожаро- и взрывобезопасность при воздействии пуль стрелкового оружия и осколочно-фугасном воздействии гранат. 5.2 Конструктивные требования5.2.1 Соединения элементов конструкции броневой защиты должны полностью исключать попадание в обитаемые отсеки автомобиля осколков брони, пуль и свинцовых брызг. (Новая редакция, Изм. № 4). 5.2.2 Защитные свойства пулестойких стекол, применяемых в броневой защите, должны соответствовать классу защиты броневых преград и (или) броневых деталей автомобиля, с которыми они сопрягаются. Допускается применение отдельных броневых деталей и в том числе пулестойких стекол, имеющих класс защиты, превышающий общий класс защиты для броневых преград. Пулестойкие стекла должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136 и требованиям нормативных документов на пулестойкое стекло. (Новая редакция, Изм. № 3). 5.3 Требования к материалам5.3.1 Материалы, применяемые для изготовления броневой защиты, должны соответствовать требованиям нормативной документации и быть подвергнуты входному контролю на соответствие требованиям указанной документации, утвержденной в установленном порядке. 5.4 Маркировка5.4.1 Содержание и место маркировки должны быть указаны в нормативной и конструкторской документации на броневую защиту автомобилей. 5.4.2 Маркировка комплекта броневой защиты может быть выполнена любыми способами, позволяющими сохранить ее четкость в течение срока службы автомобиля. 5.4.3 Маркировку выполняют шрифтом по ГОСТ 2.304. 5.4.4 Маркировка пулестойких стекол должна быть выполнена в соответствии с требованиями нормативной документации на стекло конкретного типа. (Измененная редакция, Изм. № 3). 6 Указания по эксплуатации- сквозные трещины любой длины на броневых деталях; - очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее предельное отклонение по толщине деталей; - выпучины на тыльной поверхности броневых деталей, образовавшиеся в результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при испытаниях обстрелом, по техническим условиям на конкретный автомобиль; - отсутствие (снятие) броневых деталей, предусмотренных нормативными документами предприятия-изготовителя; - нарушение целостности композиционных броневых материалов; - трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также пропускание света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136 (5.3.1, 5.3.5), если они не оговорены в нормативной документации на конкретный автомобиль. 6.2 Допускается без снижения броневой защиты ремонт броневых деталей по утвержденной документации, указанной в технических условиях. (Новая редакция, Изм. № 4). 6.3 В процессе эксплуатации автомобиля: - должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного оборудования, предусмотренного нормативными документами предприятия-изготовителя; - не допускается дребезжание броневых деталей, отсутствие (потеря) крепежных деталей и ослабление их затяжки. 6.4 Двери, бойницы автомобиля должны легко открываться и закрываться, фиксироваться в открытом и закрытом положениях. Провисание, прогибы и перекосы дверей в закрытом положении не допускаются. Раздел 6 (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). ПРИЛОЖЕНИЕ
А
|
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
||
Должность руководителя |
Должность руководителя |
||
Наименование предприятия-изготовителя |
Наименование предприятия-разработчика |
||
Личная подпись |
Расшифровка подписи |
Личная подпись |
Расшифровка подписи |
Дата |
Дата |
||
Ведомость
броневых деталей для автомобиля
(чертежный номер или индекс автомобиля)
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
||
Должность руководителя |
Должность руководителя |
||
Наименование предприятия-изготовителя |
Наименование предприятия-разработчика |
||
Личная подпись |
Расшифровка подписи |
Личная подпись |
Расшифровка подписи |
Дата |
Дата |
||
Год |
|||
(Измененная редакция, Изм. № 3).
ФОРМА ВЕДОМОСТИ БРОНЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Номер позиции |
Номер чертежа |
Наименование детали |
Количество деталей в комплекте |
Толщина, мм |
Марка материала |
Вид термообработки |
Твердость |
Объем испытаний |
Группа маркировки |
Приемка |
Примечание |
|||||||
на твердость |
обстрелом |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||||||
В соответствии с инструкцией |
В соответствии с нормативным документом |
отк |
||||||||||||||||
ХХХ.ХХХ.ХХ. ДВБ |
||||||||||||||||||
Ведомость броневых деталей автомобиля XXX. XXX..... |
||||||||||||||||||
ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА ЗАЩИТЫ
Вероятность защиты от воздействия средств поражения в зависимости от класса защиты должна соответствовать приведенной в таблице Б.1.
Таблица Б.1
Вероятность защиты обитаемых отсеков автомобиля |
|
1 |
0,95 |
2 |
0,95 |
3 |
0,95 |
4 - 6а |
0,90 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Измененная редакция, Изм. № 1).
Номенклатура оружия, используемого при проведении испытаний
Таблица В.1
Допускается применение образцов огнестрельного стрелкового оружия и скоростных баллистических стволов, имеющих аналогичные значения определяющих параметров (длина ствола, количество, глубина и угол наклона нарезов), вместо образцов огнестрельного стрелкового оружия, представленных в настоящем приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ В (Введено дополнительно, Изм. № 4).
Ключевые слова: автомобили, броневая защита, средства поражения, уровни стойкости броневой защиты к воздействию средства поражения, стрелковое оружие |
(Измененная редакция, Изм. № 3).