п»ї

Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

ТОПЛИВО МОТОРНОЕ

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ СМОЛ
(ПО БУДАРОВУ)

 

 

 

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

РњРѕСЃРєРІР°

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО МОТОРНОЕ

Метод определения фактических смол (по Бударову)

Motor fuel. Method for determination of existent gums (Budaroy’s)

ГОСТ
8489-85

Взамен
ГОСТ 8489-58

Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г. № 806 дата введения установлена

01.07.86

Ограничение срока действия снято по протоколу № 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

Настоящий стандарт устанавливает метод определения фактических смол в моторном топливе (керосине, дизельном топливе).

Метод заключается в выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара в условиях испытания и служит для условной оценки склонности топлива к смолообразованию при его применении в двигателе.

1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ

Прибор типа ПОС в комплекте.

Воронка В-36-80 ХС, В-56-80 ХС по ГОСТ 25336-82.

Эксикатор 2 по ГОСТ 25336-82.

Пипетки 1-1-10, 1-1-20, 2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по ГОСТ 29227-91.

Цилиндры 1-25, 1-50, 1-100, 2-25, 2-50, 2-100 по ГОСТ 1770-74.

Толуол по ГОСТ 9880-76 или ГОСТ 14710-78.

Ацетон по ГОСТ 2603-79 или ГОСТ 2768-84.

Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87.

Натрий сернокислый по ГОСТ 4166-76, свежепрокаленный.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72.

Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76.

Весы лабораторные с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.

Термометры ТЛ-2 № 4 по ТУ 25-2021.003-88.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

2.2. В зависимости от фракционного состава испытуемого топлива устанавливают следующий температурный режим:

(180 ± 3) °С - при испытании топлив с температурой конца перегонки до 310 °С (керосин);

(225 ± 3) °С - при испытании топлив, выкипающих выше 300 °С (дизельное топливо).

2.3. Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок, расположенных на крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем (толуолом, ацетоном или спирто-толуольной смесью 1:4) как снаружи, так и внутри.

2.4. Подготовленные по п. 2.3 стаканы ставят в карманы прибора, нагретого до температуры испытания, плотно закрывают крышками и выдерживают 20 мин, после чего снимают крышки и через 2 мин стаканы вынимают щипцами из карманов, охлаждают 40 мин в эксикаторе и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.

2.5. Подлежащее испытанию топливо фильтруют через бумажный фильтр. При наличии явных следов воды топливо взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение 10 - 15 мин и фильтруют.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

3.1. В стаканы для воды наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в следующих количествах: 35 см3 при испытании керосинов, 60 см3 - дизельных топлив.

3.2. В зависимости от температуры конца кипения измерительным цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана керосина по 20 см3, дизельного топлива - по 10 см3.

3.3. Стаканы с топливом помещают в гнезда прибора, нагретого до заданной температуры. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели вошли в каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически соприкасались, не пропуская паров и топлива.

3.4. Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно закрывают крышками. Спустя 60 мин после того, как были поставлены стаканы с водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин щипцами вынимают стаканы из гнезд.

3.5. Стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Концентрацию фактических смол (X) в миллиграммах на 100 см3 топлива в каждом стакане вычисляют по формуле

где т1 - масса чистого сухого стакана, мг;

т2 - масса стакана со смолами, мг;

V - объем топлива, налитого в стакан для испытания, см3.

4.2. Расхождения между результатами двух определений концентраций фактических смол не должны превышать значений, указанных в таблице.

Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива

Допускаемое расхождение

До 15

2 РјРі

РЎРІ. 15 РґРѕ 40

3 РјРі

В» 40 В» 100

8 % от меньшего результата

В» 100

15 % от меньшего результата

Концентрация фактических смол до 2 мг на 100 см3 топлива оценивается как их отсутствие.

4.3. Результаты отдельных испытаний одного и того же топлива сравнимы между собой только в том случае, если между испытаниями прошло не более 5 сут.

4.4. За результат испытания принимают среднеарифметическое результатов двух определений. Результат испытания округляют до целых единиц.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

п»ї

© 2013 Ёшкин РљРѕС‚ :-)