| ||||||||||||||||||||||
ГОСТ 30237-96 (РРЎРћ 1005-3-82) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РћРЎР Р§РСТОВЫЕ ДЛЯ ПОДВРЖНОГО ТЕХНРЧЕСКРР• УСЛОВРРЇ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ Минск
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН РўРљ 243 «Вагоны», Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (Р’РќРРР–Рў), Государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ГосНРРР’) ВНЕСЕН Госстандартом Р РѕСЃСЃРёРё 2 РџР РРќРЇРў Межгосударственным советом РїРѕ стандартизации, метрологии Рё сертификации (протокол в„– 9-96 РѕС‚ 12 апреля 1996 Рі.) Р—Р° принятие проголосовали:
3 Настоящий стандарт соответствует РРЎРћ 1005-3-82 «Подвижной состав железных РґРѕСЂРѕРі. Часть 3. РћСЃРё для тяговых Рё прицепных вагонов. Требования Рє качеству РІ части требований методов приемки, ультразвукового Рё магнитного контроля» 4 Постановлением Государственного Комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ стандартизации, метрологии Рё сертификации РѕС‚ 25.09.96 в„– 593 межгосударственный стандарт ГОСТ 30237-96 введен РІ действие непосредственно РІ качестве государственного стандарта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ 1 июля 1997 Рі. 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНРР• ГОСТ 30237-96 (РРЎРћ 1005-3-82) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РћРЎР Р§РСТОВЫЕ
ДЛЯ ПОДВРЖНОГО РЎРћРЎРўРђР’Рђ Технические условия Axles for tractive and trailing stock for 1520 mm gauge railways. Specifications Дата введения 1997-07-01 1 ОБЛАСТЬ РџР РМЕНЕНРЯНастоящий стандарт распространяется РЅР° чистовые РѕСЃРё РІ исполнении РЈРҐР› РїРѕ ГОСТ 15150 для подвижного состава магистральных железных РґРѕСЂРѕРі: вагонов (грузовых Рё пассажирских), электровозов, тепловозов, моторных Рё прицепных вагонов электро- Рё дизель-поездов, Р° также вагонов метрополитена. Требования стандарта являются обязательными, РєСЂРѕРјРµ 4.3, последний абзац; 4.4, абзац 2; 4.5; 5.4, абзац 2; 4; 6.3, абзац 2. 2 РќРћР РњРђРўРВНЫЕ ССЫЛКРР’ настоящем стандарте использованы ссылки РЅР° следующие стандарты: ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры, характеристики Рё обозначения ГОСТ 4728-89 Заготовки осевые для подвижного состава железных РґРѕСЂРѕРі колеи 1520 (1524) РјРј. Технические условия ГОСТ 15150-69 Машины, РїСЂРёР±РѕСЂС‹ Рё РґСЂСѓРіРёРµ технические изделия. Рсполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения Рё транспортирования РІ части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод ГОСТ 22780-93 РћСЃРё для вагонов железных РґРѕСЂРѕРі колеи 1520 (1524) РјРј. РўРёРїС‹, параметры Рё размеры ГОСТ 30272-96 РћСЃРё черновые (заготовки профильные) для подвижного состава железных РґРѕСЂРѕРі колеи 1520 РјРј. Технические условия 3 ОПРЕДЕЛЕНРРЇР’ настоящем стандарте применяют следующие термины. Черновая РѕСЃСЊ (заготовка профильная) - РѕСЃСЊ, полученная после формообразования, подвергнутая нормализации, имеющая РїСЂРёРїСѓСЃРє РїРѕРґ механическую обработку Рё прошедшая ультразвуковой контроль. Чистовая РѕСЃСЊ - РѕСЃСЊ, окончательно механически обработанная, подвергнутая РїРѕ всей длине упрочнению накатыванием роликами Рё прошедшая обязательный магнитный Рё ультразвуковой (вагонная Рё метрополитена) контроль. 4 ТЕХНРЧЕСКРР• ТРЕБОВАНРРЇ4.2. Чистовые РѕСЃРё изготавливают РёР· черновых осей (заготовок профильных) РїРѕ ГОСТ 30272. Р°) для вагонов (грузовых Рё пассажирских) Рё прицепных вагонов электро- Рё дизель-поездов: - РЅР° галтелях; - РЅР° цилиндрической части шейки РѕСЃРё, если РёС… общее количество более пяти Рё РІ любом поперечном сечении более трех или длина отдельной волосовины превышает 10 РјРј; - РЅР° предподступичных Рё подступичных частях, если РІ любом поперечном сечении РёС… более трех или длина отдельной волосовины превышает 25 РјРј; - РЅР° средней части, если РІ РѕРґРЅРѕРј сечении РёС… более трех РїСЂРё длине отдельной волосовины РЅРµ более 50 РјРј. Волосовины длиной РґРѕ 3 РјРј РЅР° всех частях РѕСЃРё, РєСЂРѕРјРµ галтелей, РїСЂРё нестрочечном Рё нескученном РёС… расположении РЅРµ учитывают; Р±) для локомотивов Рё моторных вагонов электро- Рё дизель-поездов: - РЅР° галтелях; - РЅР° цилиндрической части шеек РїРѕРґ подшипники, если РёС… общее количество более четырех Рё РІ любом поперечном сечении более РґРІСѓС… или длина отдельной волосовины превышает 10 РјРј; - РЅР° предподступичной Рё подступичных частях, (РїРѕРґ колесный центр или зубчатое колесо), если РІ любом поперечном сечении РёС… более РґРІСѓС… или длина отдельной волосовины превышает 15 РјРј; - РЅР° средней части, если РІ любом поперечном сечении РёС… более РґРІСѓС… или длина отдельной волосовины превышает 25 РјРј. Волосовины длиной РґРѕ 2 РјРј РЅР° шейке Рё РґРѕ 3 РјРј РЅР° всех остальных частях РїСЂРё нескученном Рё нестрочечном РёС… расположении РЅРµ учитываются; РІ) для вагонов метрополитена - РЅР° шейках, средней Рё подступичных частях Рё РЅР° галтелях. Допускается нескученное расположение волосовин длиной РґРѕ 1 РјРј РЅР° шейке, РґРѕ 2 РјРј РЅР° средней Рё подступичных частях РѕСЃРё. Примечания (4.3): 1 Расположение волосовин РЅР° поверхности РѕСЃРё РїРѕ ее образующей считают строчечным. Волосовины, составляющие РѕРґРЅСѓ строчку Рё имеющие длину РЅР° шейке менее 10 РјРј, РЅР° подступичной или предподступичной части менее 15 РјРј Рё РЅР° средней части РѕСЃРё менее 20 РјРј, принимают Р·Р° РѕРґРЅСѓ волосовину длиной, равной общему отрезку РїСЂСЏРјРѕР№, РЅР° которой РѕРЅРё расположены. 2 Расположение волосовин, РїСЂРё котором РІ любом месте РёС… число РЅР° площадке размером 50×50 РјРј превышает 5 шт., считают скученным. РџСЂРё этом волосовины длиной РґРѕ 1 РјРј РїСЂРё нестрочечном РёС… расположении РЅРµ учитывают. 4.4 РќР° средней части чистовой РѕСЃРё РЅРµ должно быть забоин. Допускаются забоины глубиной менее 1 РјРј, если РѕРЅРё РЅРµ выводят РѕСЃСЊ Р·Р° пределы допускаемых отклонений РЅР° размеры Рё если РѕРЅРё плавно зачищены вдоль РѕСЃРё. Место зачистки должно быть проверено дефектоскопом. Видимые невооруженным глазом продольные мелкие СЂРёСЃРєРё РЅР° подступичной части РѕСЃРё глубиной РЅРµ более 0,03 РјРј должны быть плавно зачищены вдоль РѕСЃРё. Более глубокие СЂРёСЃРєРё РЅРµ допускаются. 4.5 Допускается РЅР° поверхностях центровых отверстий наличие кольцевых СЂРёСЃРѕРє глубиной РґРѕ 0,08 РјРј Рё продольных - глубиной 0,5 РјРј. 4.6.1 Накатанная поверхность РЅР° цилиндрической поверхности шейки Рё предподступичной части РѕСЃРё вагонов Рё РѕСЃРё метрополитена может начинаться для осей типа Р РЈ1 РЅР° расстоянии РЅРµ более 8 РјРј, Р° для осей типа Р РЈ1РЁ - РЅРµ более 22 РјРј РѕС‚ торца СЃ последующим постепенным увеличением твердости глубины накатанного слоя. 4.6.2 Увеличение твердости накатанной поверхности Сѓ локомотивных осей должно составлять РЅРµ менее 20 % РїСЂРё постепенном снижении РґРѕ РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№. Глубина слоя металла СЃ повышенной твердостью должна составлять РѕС‚ 0,02 РґРѕ 0,04 диаметра упрочняемого сечения. Накатанная поверхность может РЅРµ доходить РґРѕ края шеек Рё подступичных частей РЅР° 18 - 20 РјРј СЃ последующим постепенным увеличением глубины накатанного слоя. Для тепловозов промышленного транспорта допускается упрочнение накатыванием только подступичных частей, шеек осей Рё РёС… галтелей. 4.7 Параметр шероховатости Rz РїРѕ ГОСТ 2789 подступичных частей всех РІРёРґРѕРІ осей Рё буксовых шеек локомотивных осей перед накатыванием РЅРµ должен превышать 20 РјРєРј, остальных частей - 40 РјРєРј. 4.9 Перенос клейм Рё маркировки СЃ необработанной поверхности черновой РѕСЃРё РЅР° торец чистовой РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ РїРѕРґ наблюдением отдела технического контроля предприятия, обрабатывающего РѕСЃСЊ, Рё удостоверяют клеймом. Р°) для вагонных осей РїРѕРґ подшипники качения СЃ креплением гайкой - указанному РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ 1Р°; РїРѕРґ подшипники качения СЃ торцевым креплением шайбой - указанному РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ 1Р±. Высота знаков маркировки 6 РјРј. РћСЃРё СЃ удлиненной галтелью шейки дополнительно маркируют Р±СѓРєРІРѕР№ Рџ; Р±) для локомотивных осей РїРѕРґ подшипники скольжения - указанному РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ 2Р°; РїРѕРґ подшипники качения - указанному РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ 2Р±; для моторных осей электропоездов Рё дизель-поездов - РїРѕ 4.10Р°: РІ) для осей вагонов метрополитена - указанному РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ 3. Высота знаков маркировки 6 РјРј. 5 РџР РђР’РЛА РџР РЕМКР5.1 Рзготовитель должен проводить приемосдаточные Рё периодические испытания чистовых осей для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта. 5.2 РџСЂРё приемосдаточных испытаниях следует контролировать состояние поверхности Рё размеры осей (4.1 - 4.3), Р° также правильность нанесения маркировки (4.10). Чистовые РѕСЃРё, принятые отделом технического контроля предприятия-изготовителя, должны быть предъявлены для проверки представителю заказчика. 5.3 Внешний РІРёРґ, размеры Рё маркировку проверяют РЅР° каждой РѕСЃРё. 5.4 Каждая чистовая вагонная РѕСЃСЊ Рё РѕСЃСЊ вагонов метро должна быть подвергнута ультразвуковому контролю. Р’ случае изготовления черновых Рё чистовых осей РЅР° РѕРґРЅРѕРј предприятии ультразвуковой контроль допускается проводить РѕРґРёРЅ раз РЅР° черновой или чистовой РѕСЃРё. Ультразвуковой контроль локомотивных осей Рё осей моторных вагонов проводится РЅР° черновых РѕСЃСЏС…. Допускается РїРѕ согласованию между предприятием-изготовителем Рё потребителем производить ультразвуковой контроль чистовых осей РЅР° предприятии, производящем механическую обработку черновых осей. 5.5 Каждая чистовая РѕСЃСЊ должна быть подвергнута магнитному дефектоскопированию РЅР° отсутствие поверхностных дефектов РїРѕ условному СѓСЂРѕРІРЅСЋ чувствительности Р‘ РїРѕ ГОСТ 21105. 5.6 РџСЂРё периодических испытаниях контроль качества накатывания роликами следует проводить РЅР° РѕРґРЅРѕР№ окончательно обработанной: - вагонной РѕСЃРё ежемесячно РѕС‚ каждых 500 шт., накатываемых РЅР° однотипных станках; - локомотивной РѕСЃРё Рё РѕСЃРё метрополитена РґРІР° раза РІ РіРѕРґ РѕС‚ каждых 200 шт. Для проверки накатывания допускается использовать РѕСЃРё, забракованные РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј параметрам. 6 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ6.1 Р’СЃРµ линейные размеры, РєСЂРѕРјРµ диаметров, измеряют предельными или универсальными средствами измерения СЃ допустимой погрешностью В±1,0 РјРј. Диаметры подступичных Рё предподступичных частей всех типов осей измеряют инструментом СЃ ценой деления 0,01 РјРј. Диаметры шеек: Сѓ вагонных осей Рё осей метрополитена - 0,005 РјРј; Сѓ локомотивных осей РїРѕРґ подшипники скольжения - 0,01 РјРј, Р° РїРѕРґ подшипники качения - 0,002 РјРј. 1 - приемочные клейма; 2 - условный номер предприятия, производившего обработку Рё перенесшего знаки маркировки; 3 - номер РѕСЃРё; 4 - РґРІРµ последние цифры РіРѕРґР° изготовления черновой РѕСЃРё; 5 - клеймо технического контроля Р РёСЃСѓРЅРѕРє 1 1 - условный номер предприятия-изготовителя черновой РѕСЃРё; 2 - месяц (СЂРёРјСЃРєРёРјРё цифрами) Рё РґРІРµ последние цифры РіРѕРґР° изготовления черновой РѕСЃРё; 3 - номер РѕСЃРё; 4 - клейма технического контроля предприятия-изготовителя Рё инспектора-приемщика, принявших чистовую РѕСЃСЊ; 5 - условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего черновую РѕСЃСЊ Р РёСЃСѓРЅРѕРє 2 Примечание - Если торцы чистовых осей являются рабочими элементами конструкции буксовых узлов, то знаки маркировки Рё клейм выбивают РЅР° цилиндрической поверхности буртов или РґСЂСѓРіРѕР№ нерабочей поверхности, указанной РЅР° рабочем чертеже, высота цифр: для СЂРёСЃСѓРЅРєР° 1Р° - 10 РјРј, для СЂРёСЃСѓРЅРєР° 1Р± - 6 РјРј, для моторных осей - 6 РјРј 1 - товарный знак или условный номер предприятия-изготовителя; 2 - номер РѕСЃРё; 3 - номер плавки; 4 - дата изготовления РѕСЃРё; 5 - приемочные клейма РћРўРљ; 6 - приемочные клейма приемщика вагонов; 7 - дата обработки РѕСЃРё; 8 - условный номер пункта, перенесшего знаки маркировки. Р РёСЃСѓРЅРѕРє 3 - Знаки Рё клейма РЅР° торце РѕСЃРё СЃРѕ стороны удлиненной ступицы 6.2 Для проверки качества накатывания (4.6) РёР· осей вырезают продольные шлифы, РїРѕ сечению которых определяют твердость: - вагонных осей - РёР· шейки Рё подступичной части; - Сѓ осей метрополитена - РёР· шейки, подступичной Рё средней частей; - Сѓ локомотивных осей - РёР· любого сечения. 6.3 Маркировку проверяют визуально. РћСЃРё СЃ неясной маркировкой РЅРµ принимают. Допускается исправлять маркировку РІ холодном состоянии, если можно установить номер плавки Рё номер чистовой РѕСЃРё. 6.4 Средний СЃСЂРѕРє службы РѕСЃРё (4.8) РґРѕ предельного состояния определяют РїРѕ статистическим данным предприятий. Рљ критериям предельного состояния РЅРµ относятся: забоины, сварочные ожоги, протертости Рё РґСЂСѓРіРёРµ повреждения случайного характера. 7 РўР РђРќРЎРџРћР РўРР РћР’РђРќРР• РХРАНЕНРР•7.1 Чистовые РѕСЃРё должны сопровождаться документом, удостоверяющим РёС… соответствие требованиям Рё включающим: - наименование предприятия-изготовителя; - дату Рё номер заказа; - номер плавки; номер чистовых осей; - химический состав стали - РёР· документов Рѕ качестве осевой заготовки РїРѕ ГОСТ 4728 или РёР· плавочного анализа; - тип осей (для магистральных вагонов - РїРѕ ГОСТ 22780); - число осей; - результаты механических испытаний Рё проверки макроструктуры - РїРѕ документам Рѕ качестве осевой заготовки РїРѕ ГОСТ 4728; - обозначение настоящего стандарта. Документ должен быть подписан отделом технического контроля предприятия-изготовителя чистовых осей Рё инспектором-приемщиком - представителем заказчика Рё храниться РЅР° предприятии, изготовляющем чистовую РѕСЃСЊ, 20 лет. РџСЂРё изготовлении чистовой РѕСЃРё РЅР° нескольких предприятиях каждое делает запись Рѕ выполненных операциях, подписывает РёС… Рё пересылает вместе СЃ РѕСЃСЏРјРё. Указанный документ хранится РЅР° предприятии, сформировавшем колесную пару, 20 лет. Для вагонных осей СЃ удлиненной галтелью шеек химический состав, результаты механических испытаний Рё макроструктура РІ документе РЅРµ указывают. 7.2 Чистовые РѕСЃРё должны быть предохранены РѕС‚ РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё Рё ударов. 7.3 Условия транспортирования чистовых осей РІ части воздействия климатических факторов - РїРѕ РіСЂСѓРїРїРµ 7, Р° хранение - РїРѕ РіСЂСѓРїРїРµ 8 ГОСТ 15150. 7.4 Чистовые РѕСЃРё транспортируют РІ законсервированном РІРёРґРµ РІ специальных контейнерах или упаковке РІ соответствии СЃ «Техническими условиями РїРѕРіСЂСѓР·РєРё Рё крепления РіСЂСѓР·РѕРІ РЅР° открытом подвижном составе». 7.5 РќРµ допускается РїРѕРіСЂСѓР·РєР° Рё разгрузка чистовых осей РїСЂРё помощи магнита. 8 ГАРАНТРР РЗГОТОВРТЕЛЯ8.1 Рзготовитель чистовых осей гарантирует соответствие осей требованиям настоящего стандарта РїСЂРё соблюдении условий эксплуатации, транспортирования Рё хранения. 8.2 Гарантийный СЃСЂРѕРє эксплуатации чистовой РѕСЃРё: - локомотивной Рё вагонов магистральных железных РґРѕСЂРѕРі - 8,5 лет СЃРѕ РґРЅСЏ РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию колесной пары; - вагонов метрополитена - 800000 РєРј пробега или 4 РіРѕРґР° СЃРѕ РґРЅСЏ РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию. Р’ случае переформирования колесной пары всех типов осей гарантийные обязательства РЅР° подступичные части РѕСЃРё прекращаются. Р’ случае перешлифовки шеек осей вагонов метрополитена гарантии РїРѕ шейкам снимаются.
Ключевые слова: оси вагонов, оси локомотивов, оси электро- и дизель-поездов, оси вагонов метрополитена, технические требования, правила приемки, методы контроля, маркировка, гарантии изготовителя
| ||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин РљРѕС‚ :-) |