| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ
СОВМЕСТИМОСТЬ. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ГОСТ 28751-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.01.92 до 01.01.93 Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые электронные и электрические изделия (далее - изделия), предназначенные для работы на автотранспортных средствах, и устанавливает требования к их электромагнитной совместимости по кондуктивным помехам в бортовых сетях с номинальным напряжением 12 и 24 В, а также методы испытаний. Стандарт не устанавливает методы испытаний для источников радиопомех по СТ СЭВ 784 (ГОСТ 16842). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Электромагнитная совместимость изделий характеризуется помехоустойчивостью к кондуктивным помехам бортовой сети автомобиля, а также уровнем собственных кондуктивных помех, измеряемых на выводах питания. Требования к электромагнитной совместимости следует устанавливать дифференцированным способом в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Основными факторами при этом должны являться условия применения, а также функции, которые изделия должны выполнять в автомобиле. При выполнении этих требований изделия считаются совместимыми. Проверку соответствия изделия требованиям настоящего стандарта следует проводить при постановке изделий на производство, а также при изменении конструкции изделий или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на требования к их электромагнитной совместимости. 1.2. Помехоустойчивость изделия характеризуется функциональным состоянием изделия во время и после воздействия испытательных импульсов. 1.2.1. Форма и параметры испытательных импульсов, которые должны применяться для определения помехоустойчивости изделий, приведены в п. 3.6. 1.2.2. С целью дифференцированного подхода к требованиям помехоустойчивости изделий установлены 4 степени жесткости воздействия испытательными импульсами, которые приведены в п. 2.2. Это позволит учесть различные уровни напряжения помех в бортовых сетях автомобилей при установлении требований к помехоустойчивости изделия или характеризовать свойства изделий путем применения различных степеней помехоустойчивости. А - все функции изделий выполняются во время и после воздействия испытательных импульсов; В - все функции изделий выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако значения одного или нескольких параметров могут выходить за пределы допусков. После воздействия значения всех параметров восстанавливаются; С - одна или несколько функций изделий не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако после воздействия работоспособность изделия восстанавливается; D - одна или несколько функций не выполняются во время воздействия испытательных импульсов. После воздействия работоспособность изделия восстанавливается простой управляющей операцией; Е - одна или несколько функций не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, после окончания воздействия работоспособность изделия не восстанавливается без проведения ремонта. Примечание. Снижение работоспособности по классу С допускается для таких изделий, которые при наличии в бортовой сети определенных видов электромагнитных помех необязательно должны функционировать. Снижение работоспособности по классу D допускается для изделий, для которых защита против определенных видов электромагнитных помех экономически не оправдана. Класс Е предусматривается для оформления результатов испытаний. 1.3. Уровень собственных помех изделий характеризуется: 1) видом собственных помех; 2) степенью эмиссии помех. 1.3.1. Собственные помехи подразделяются на следующие виды: 1 - отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс < td £ 2 мс; 2 - положительные импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс < td £ 0,05 мс; 3 - импульсы напряжения помех с длительностью импульсов td £ 0,1 мкс. 1.3.2. Степень эмиссии помех определяет требования к уровню помех изделия с учетом помехоустойчивости других электронных систем автомобиля при соблюдении интервала помех не менее 3 дБ. Установлено 4 степени эмиссии помех. Предельные значения амплитуд помех в зависимости от соответствующих степеней эмиссии приведены в п. 2.3. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИпо помехоустойчивости: 1) используемые виды испытательных импульсов; 2) степени жесткости воздействия; 3) требуемые функциональные классы изделия для каждого испытательного импульса; 4) число применяемых импульсов (для однократных при необходимости); по допустимому уровню собственных помех: 1) виды собственных помех; 2) степени эмиссии помех. Примеры оформления требований к электромагнитной совместимости изделий приведены в табл. 1. Таблица 1
Продолжение табл. 1
2.2. Для испытания изделий на помехоустойчивость при различных степенях жесткости следует применять указанные в табл. 2 пиковые значения напряжения испытательных импульсов, указанных в п. 3.6. Таблица 2
2.3. Уровни собственных помех при заданных степенях эмиссии помех не должны превышать указанных в табл. 3 пиковых значений напряжения. Таблица 3
3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ3.1. Измерения и испытания электромагнитной совместимости изделий следует проводить в условиях, установленных в стандартах на изделия конкретных типов. При измерениях и испытаниях в лабораторных условиях значения рабочих напряжений должны соответствовать указанным в табл. 4. Испытание изделия следует проводить при температуре окружающей среды (23 ± 5) °С для объекта испытания, если иное не установлено в стандартах на изделия конкретных типов. Таблица 4 В
Примечание. Значения рабочего напряжения соответствуют среднему напряжению бортовой сети при работающем двигателе. Порядок проведения измерений и испытаний произвольный. В случае, когда для всех испытаний применяют малое количество объектов испытания, необходимо исключить возможное накопление эффектов от отдельных испытаний. Необходимое число объектов испытаний должно быть установлено в стандартах на конкретные изделия. 3.2. Измерения уровня собственных помех должны определить значения кондуктивных помех в цепях питания и управления изделий и проверить соблюдение предельно допустимых значений. Для обеспечения сравниваемости результатов натурных и лабораторных измерений последние следует проводить с использованием стандартного эквивалента бортовой сети. 3.3. Для измерения собственных помех следует применять запоминающий осциллограф со следующими параметрами: 1) ширина полосы - 100 МГц; 2) скорость записи - 100 см/мкс; 3) входная чувствительность - 0,1 В/см; 4) точность измерения - не более 10 %. Допускается применять другие средства измерений, обеспечивающие необходимую точность измерений. 3.4. Для проведения измерений напряжения помех необходимо иметь: 1) источник питания; 2) силовой выключатель, обеспечивающий свободное от вибрации прерывание рабочего тока; 3) эквивалент бортовой сети. В качестве эквивалента сети применяют пассивный четырехполюсник, схема и параметры которого приведены на черт. 1. Индуктивность эквивалента бортовой сети следует выполнять в виде катушки с воздушным сердечником. Ее активное сопротивление не должно превышать 5 мОм. Эквивалент бортовой сети должен быть сконструирован таким образом, чтобы значение входного сопротивления короткого замыкания на выводе измеряемого объекта (Zк) в диапазоне частот от 0,15 до 100 МГц соответствовало теоретической кривой с погрешностью в пределах ± 10 % (черт. 2). А - вывод электроснабжения; В - соединение с массой; Р - вывод измеряемого объекта Черт. 1 Значение входного сопротивления короткого замыкания эквивалента бортсети как функция частоты Ск - емкость; R - сопротивление; L - индуктивность Черт. 2 Для измерения напряжения помех исследуемое изделие подключают к источнику питания через эквивалент бортовой сети и силовой выключатель. Соединенный провод между эквивалентом бортовой сети и измеряемым объектом должен быть без изгибов и иметь длину (0,5 ± 0,05) м. Осциллограф подключают к эквиваленту сети со стороны измеряемого объекта. Схема измерения приведена на черт. 3. Схема измерения напряжения помех A - аккумулятор; S - мощный выключатель; Rs - нагрузочное сопротивление Черт. 3 Измерения проводят во всех возможных режимах работы, а также при приведении в действие имеющихся элементов управления и при размыкании цепи питания силовым выключателем. После размыкания рабочего напряжения нагрузочный резистор (Rs) служит для моделирования активного сопротивления тех потребителей, которые подключены параллельно к изделию в отделенной от источника питания части бортовой сети. Следует применять малоиндуктивный резистор 40 Ом. Опорным потенциалом при измерении пикового значения напряжения (Us) собственных помех видов 2 и 3 является рабочее напряжение бортовой сети: для вида 1 - «нулевой» потенциал. Длительность импульсов собственных помех (td) измеряется на уровне 10 % пикового значения амплитуды импульса. 3.5. При проведении испытаний на помехоустойчивость испытуемое изделие подключают к имитатору помех, создающему нормированные испытательные импульсы (п. 3.6) и рабочее напряжение бортовой сети. Погрешность пикового значения (Us) испытательных импульсов при ненагруженном имитаторе помех должна составлять не более плюс 10 %, для остальных параметров - в пределах ± 10 %. Для соединения имитатора помех c испытуемым объектом применяют соединительный провод длиной (0,5 ± 0,05) м. При испытании на помехоустойчивость проверяют функциональное состояние изделия по классам от А до Е в соответствии с п. 1.2.3. Изделие следует подвергать воздействию испытательных импульсов, являющихся характерными для условий его эксплуатации на автомобиле. Минимальное количество испытательных импульсов (продолжительность испытания), необходимых для одного испытательного цикла, приведено в табл. 5. Таблица 5
Примечание. Для повторного воздействия необходимо обеспечивать интервалы в 1 мин между импульсами. Испытательный импульс 1 Испытательный импульс 1 моделирует переходные процессы, которые возникают при отключении параллельных индуктивных нагрузок. Настоящий испытательный импульс должен применяться для испытания изделий, которые подключаются к бортовой сети таким образом, чтобы при отключении индуктивной нагрузки они остались параллельно подключенными. Форма и параметры импульса 1 приведены на черт. 4. Испытательный импульс 1
Черт. 4 Примечание. Время между отключением рабочего напряжения и подачей испытательного импульса (t3) должно быть минимальным. Испытательный импульс 2 Испытательный импульс 2 моделирует переходные процессы, которые вызваны внезапным прерыванием тока, подаваемого индуктивным источником в бортовую сеть. Такие переходные процессы возникают, например, когда двигатель постоянного тока, который подключен к тому же выключателю, что и система зажигания, после выключения зажигания из-за механической инерции продолжает работать как генератор. При каждом переключении системы зажигания на отключенном питающем проводе возникает пиковое значение напряжения. Форма и параметры импульса 2 приведены на черт. 5. Испытательный импульс 2 Параметры при 12 В: Параметры при 24 В: Us - от 0 до плюс 100 В; Us - от 0 до плюс 100 В; R1 = 10 Ом; R1 - от 10 до 50 Ом; t1 - от 0,5 до 5 с; td = 0,05 мс; t2 = 200 мс; tг = 1 мкс; td = 0,05 мс; t1 - от 0,5 до 5 с; tг = 1 мкс. t2 = 200 мс. Черт. 5 Испытательные импульсы 3а и 3b Испытательные импульсы 3а и 3b моделируют пиковые значения напряжений, которые возникают при коммутационных процессах. На параметры этих импульсов оказывают влияние значения распределенных емкостей и индуктивностей бортовой сети. Форма и параметры испытательных импульсов 3а и 3b приведены на черт. 6 и 7. Испытательный импульс 3а Параметры 12 В: Параметры 24 В: Us - от 0 до минус 150 В; Us - от 0 до минус 200 В; R1 = 50 Ом; R1 = 50 Ом; td = 0,1 мкс; td = 0,1 мкс; tг = 5 нc; tг = 5 нc; t1 = 100 мкс; t1 = 100 мкс; t4 = 10 мс; t4 = 10 мс; t5 = 90 мс. t5 = 90 мс. Черт. 6 Испытательный импульс 3b Параметры 12 В: Параметры 24 В: Us - от 0 до плюс 100 В; Us - от 0 до плюс 200 В; R1 = 50 Ом; R1 =50 Ом; ts = 0,1 мкс; ts = 0,1 мкс; tг = 5 нс; tг = 5 нс; t1 = 100 мкс; t1 = 100 мкс; t4 =10 мс; t4 =10 мс; t5 = 90 мс; t5 = 90 мс. Черт. 7 Испытательный импульс 4 Испытательный импульс 4 моделирует посадку напряжения питания, который вызывается включением стартера двигателя внутреннего сгорания (пульсации при прокручивании стартера не учитываются). Форма и параметры импульса 4 приведены на черт. 8. Испытательный импульс 4 Параметры при 12 В: Параметры при 24 В: Uв = 12 В; Uв = 24 В; Us - от минус 4 до плюс 7 В; Us - от минус 5 до минус 16 В; Uа - от минус 2,5 до минус 6 В; Uа - от минус 5 до минус 12 В, если если |Uа| < |Us|; |Uа| < |Us|; R1 = 0,01 Ом; R1 = 0,01 Ом; t6 - от 15 до 40 мс1; t6 - от 50 до 100 мс1; t7 = 50 мс; t7 = 50 мс; t8 - от 0,5 до 20 с; t8 - от 0,5 до 20 с; tг £ 5 мс; tг £ 10 мс; tf - от 5 до 100 мс2. tf - от 10 до 100 мс2. Черт. 8 1 Конкретное значение следует устанавливать в зависимости от предусмотренного применения изделия. 2 tf = 5 мс - типичный случай, когда двигатель внутреннего сгорания начинает работать в конце пускового процесса; tf = 100 мс - типичный случай когда двигатель не запускается. Испытательный импульс 5 Испытательный импульс 5 моделирует переходный процесс при режиме сброса нагрузки, а также размыкания аккумуляторной батареи в то время, когда от генератора еще продолжается подача зарядного тока, а другая нагрузка остается в цепи генератора. Амплитуда переходного процесса зависит от числа оборотов и от тока возбуждения генератора в момент размыкания батареи. Продолжительность переходного процесса определяют, главным образом, постоянной времени цепи возбуждения и амплитудой импульса. Сброс нагрузки может возникать из-за коррозии кабеля, плохого соединения зажимов батареи или когда по причине внутреннего размыкания батареи прерывается зарядный ток. Форма и параметры испытательного импульса 5 приведены на черт. 9. Испытательный импульс 5 Параметры при 12 В: Параметры при 24 В: Us - от плюс 26,5 до плюс 86,5 В; Us - от плюс 70 до плюс 200 В; R1 - от 0,5 до 4 Ом; R1 - от 1 до 8 Ом; td - от 40 до 400 мс; td - от 100 до 350 мс; tг - от 5 до 10 мс. tг = 10 мс. Черт. 9 Примечания: 1. Внутреннее сопротивление генератора в случае режима сброса нагрузки является функцией частоты вращения генератора и зарядного тока. 2. Внутреннее сопротивление (R1) генератора для испытательного импульса 5 рассчитывают по формуле
где Uном - номинальное напряжение генератора; Iдоп - допустимый ток при частоте вращения генератора 6000 мин-1; nдейств - действительная частота вращения. 3. Параметры испытательных импульсов зависят друг от друга, причем большие значения пикового напряжения взаимосвязаны с большими значениями внутреннего сопротивления (R1) и длительностью импульса (td). Испытательный импульс 6 Испытательный импульс 6 моделирует переходный процесс, который возникает при прерывании тока катушки зажигания. Форма и параметры импульса 6 приведены на черт. 10. Испытательный импульс 6 Параметры при 12 В: Us - от 0 до минус 300 В; R1 = 30 Ом; td = 300 мкс; tг = 60 мкс; t1 = 15 с; t3 £ 100 мкс. Черт. 10 Примечание. Время между моментом отключения рабочего тока и моментом подачи испытательного импульса (t3) должно быть минимальным. Испытательный импульс 7 Испытательный импульс 7 моделирует режим, вызванный исчезновением электромагнитного поля генератора при отключении двигателя. Форма и параметры импульса 7 приведены на черт. 11. Испытательный импульс 7
Параметры при 12 В: Us - от 0 до минус 80 В; R1 = 10 Ом; td = 100 мс; tг - от 5 до 10 мс; t3 £ 100 мс. Черт. 11 Примечание. Время между моментом отключения рабочего напряжения и моментом подачи испытательного импульса (t3) должно быть минимальным. 3.7. В результатах испытаний изделий на помехоустойчивость должны быть отражены функциональные классы, к которым относятся изделия при воздействии на них испытательным импульсом различной степени жесткости. Пример оформления результатов испытания изделий на помехоустойчивость приведен в табл. 6. Таблица 6 Результаты испытаний на помехоустойчивость
Результаты измерений собственных помех должны отражать следующие показатели: 1) пиковые значения амплитуды (Us); 2) длительность импульсов (td) и (или) серии импульсов. Результаты измерений и испытаний, которые служат для проверки выполнения требований п. 2.1, следует оформлять в соответствии с табл. 1. Пример оформления проверки электромагнитной совместимости изделия приведен в табл. 7. Таблица 7
Продолжение табл. 7
ПРИЛОЖЕНИЕСправочное ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР РАЗРАБОТЧИКИ В.А. Набоких, канд. техн. наук; А.Г. Рябов, канд. техн. наук; Н.А. Володина, канд. техн. наук; Б.Е. Бадо; В.С. Абрамов 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.90 № 2943 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6895-89 «Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний» непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.92 3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |