| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ 22896-77 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОКРЫТИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ МОСКВА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.79 Настоящий стандарт устанавливает технические требования к лакокрасочным покрытиям деталей, сборочных единиц и агрегатов строящихся электровозов всех типов, предназначенных для эксплуатации в умеренном макроклиматическом районе, категорий размещения 1, 2 и 3 по ГОСТ 15150 на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм. Стандарт не распространяется на электровозы, изготовляемые на экспорт. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Технологический процесс окраски электровозов должен проводиться в помещениях, соответствующих ГОСТ 12.3.005 и ГОСТ 12.1.005. 1.2.1. Металлические поверхности деталей и узлов электровозов перед нанесением лакокрасочных покрытий должны быть очищены от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, жировых и других видов загрязнений, а также обезжирены в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402. Требования к поверхности окрашиваемого металла для каждого класса покрытия - по ГОСТ 9.032. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.2.2. Деревянные поверхности перед окраской должны быть очищены от загрязнений, смолы, клея, стружки и зашлифованы от ворса. Относительная влажность древесины не должна превышать 12 %. 1.3. Лакокрасочные материалы, применяемые для окраски, должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям. 1.4. Нанесение грунтовок 1.4.1. Стальные поверхности с наружной стороны кузовов и рам, аккумуляторных ящиков, тележек, автосцепного устройства, оборудование, расположенное на крыше и под кузовом, должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ФЛ-03-К, ГФ-0163, ГФ-0119, ПФ-0142, ХВ-050, ХС-059, ХС-010. 1.4.2. Стальные поверхности с внутренней стороны кузовов и рам должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ФЛ-03-К, ГФ-0163, ПФ-0142, ГФ-0119. 1.4.3. Стальные поверхности внутренних помещений кузовов, наружные поверхности трубопроводов, водяных баков и другого оборудования, установленного внутри кузова, должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ФЛ-03-к, ГФ-0163, ПФ-0142, ГФ-0119. Допускается вместо грунтования наружные поверхности трубопроводов пассивировать. 1.4.4. Сопрягаемые поверхности разъемных соединений стальных деталей и узлов кузовов, рам, тележек, автосцепного устройства, а также сопрягаемые поверхности деталей и узлов внутренних помещений, соединяемых болтами и заклепками, должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ФЛ-03-К, ГФ-0163, ПФ-0142, ГФ-0119, а алюминиевых - ФЛ-086, ФЛ-03Ж, АК-070, ВЛ-023, ВЛ-02. Допускается вместо грунтовки указанные поверхности окрашивать эмалью ПФ-115. 1.4.1. - 1.4.4. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1.4.5. Внутренние поверхности стальных деталей и узлов замкнутого профиля должны быть загрунтованы в технологически доступных местах одной из следующих грунтовок: ФЛ-03-К, ГФ-0119, ЭП-057, ПС-084 или лаком ПФ-170 с добавлением в них 15 % - 20 % алюминиевой пудры марки ПАП-1 или ПАП-2 или шпатлевкой ЭП-0010. 1.4.6. Алюминиевые поверхности должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ФЛ-086, ФЛ-03Ж, АК-070, ВЛ-023, ВЛ-02. 1.4.7. Сопрягаемые поверхности стальных деталей под контактную точечную сварку должны быть покрыты грунтом ЭП-057. Сварные швы, выполненные ручной дуговой сваркой, должны быть загрунтованы грунтовками ВЛ-02 или ВЛ-023. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.4.8. Поверхности аккумуляторных ящиков для кислотных и щелочных батарей с внутренней стороны должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ХС-010, ХС-06, ХС-04, ХС-059, ХС-068. Допускается под эмаль ХВ-785 наносить грунтовку ФЛ-03К. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1.4.9. Поверхности из столярных, древесностружечных, фанерных плит и фанеры должны быть загрунтованы одной из следующих грунтовок: ГФ-021, ГФ-0163, ПФ-0142, ГФ-0119. Допускается указанные поверхности, находящиеся вне зоны видимости, после обработки антипиренами не грунтовать и не окрашивать. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.5. Нанесение шпатлевок 1.5.1. Для шпатлевания металлических поверхностей кузовов должны применяться по грунтовке следующие шпатлевки: под эмали ПФ-115, ПФ-1250ВС, ПФ-133, ПФ-1126, УР-1224, УР-1161 - шпатлевка ПФ-002; под эмали ХВ-113, ХВ-110, ХВ-124 - шпатлевки ХВ-004, ХВ-005, ХВ-0015. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.5.2. Для выправок следует применять шпатлевку МС-00-6 или ЭП-0010, или ЭП-0020. 1.5.3. Для шпатлевания поверхностей из древесных плит и фанеры следует применять шпатлевку ПФ-002 по загрунтованной поверхности. Допускается применять клеевую шпатлевку. 1.6. Нанесение противокоррозионных мастик и шпатлевок 1.6.1. Стальные поверхности с внутренней стороны кузова и кабины машиниста, имеющие облицовку, должны быть покрыты по грунтовке мастиками 579 или БПМ-1, или АПМ. Допускается окраска указанных поверхностей шпатлевкой ЭП-0010 без грунтовки. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.7. Нанесение покрывных лакокрасочных материалов 1.7.1. Наружные стальные поверхности кузовов должны окрашиваться по грунтовке или шпатлевке одной из следующих эмалей: ПФ-115, ПФ-1126, УР-1161, ХВ-110, ХВ-113, ХВ-124 в три слоя (не включая выявительный) или эмалями ПФ-1250ВС, УР-1224 в два слоя, не считая выявительный. 1.7.2. Стальные поверхности с внутренней стороны кузовов, не имеющих облицовку, должны быть окрашены в два слоя по грунтовке одной из следующих эмалей: ПФ-115, ПФ-1250ВС, ПФ-218, ПФ-1126. 1.7.3 Тележки, автосцепное устройство, оборудование под кузовом электровоза, рама кузова со стороны тележек должны быть окрашены в два слоя по грунтовке одной из следующих эмалей: ХВ-113, ХВ-110, ХВ-16 или МС-17. Допускается окрашивать указанные поверхности без грунтовки в два слоя эмалью ПФ-115 или ПФ-1126 или в один слой эмалью ПФ-125ВС. 1.7.1. - 1.7.3. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.7.4. Поверхности аккумуляторных ящиков с внутренней стороны должны быть окрашены: для кислотных и щелочных батарей в три слоя эмалью ХВ-785 или в два слоя эмалями ХС-710 или ХВ-785 с последующим перекрытием их одним слоем лака ХС-784. Допускается покрывать аккумуляторные ящики для щелочных батарей эмалью ЭП-773 в два слоя без грунтовки или эмалью КЧ-728 в два слоя по грунтовке. 1.7.5. Воздушные резервуары с наружной стороны должны быть окрашены в два слоя по грунтовке под цвет той поверхности кузова, на которой они установлены; на внутренние поверхности защитные покрытия не наносятся. 1.7.6 Стены выбросной камеры блока тормозных сопротивлений должны быть окрашены в два слоя краской ПФ-837 или эмалями КО-813 или КО-814. 1.7.7. Контрастные полосы на наружных поверхностях лобовых частей кузовов должны быть окрашены по грунтовке или по эмали. Окраска контрастных полос должна проводиться в три слоя эмалью АС-554 по двухслойному покрытию грунтовкой АС-071 или двухслойному покрытию эмалями АС-131 или АС-599, или НЦ-280, или 511 с последующей лакировкой в два слоя лаком АС-528. 1.7.8. Окраска стен, потолков и полов кабины машиниста, коридоров, высоковольтной камеры, пневматического оборудования внутри кузова, оборудования высоковольтной камеры, панелей пульта управления, основания скоростемера, кронштейнов огнетушителей, кнопочных выключателей должна проводиться в два слоя по грунтовке или шпатлевке: неметаллических поверхностей - водоэмульсионными красками или одной из следующих эмалей: ПФ-115, ПФ-133, ПФ-218, ПФ-1126, ПФ-1105; металлических поверхностей - ПФ-115, ПФ-133, ПФ-1126, ПФ-218. Допускается поверхности внутренних помещений из древесно-волокнистых плит окрашивать красками и эмалями без грунтовки. 1.7.7, 1.7.8. (Измененная редакция, Изм. № 3). 1.7.9. Пульт управления машиниста, стол помощника машиниста, кронштейны огнетушителей в кабинах и каркасы сидений должны быть окрашены в один слой (по грунтовке и алкидной эмали) эмалью МЛ-165 или в два слоя по грунтовке одной из следующих эмалей: ПФ-115, ПФ-133, ПФ-218, ПФ-1126, МЛ-152. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.7.10. Поверхности внутренних помещений из древесины (двери, мебель, раскладки и т.д.) должны быть покрыты в два слоя одним из следующих лаков: ПФ-283, ГФ-166, ПФ-170, АУ-271, УР-293, ХС-76. Допускается лакирование указанных поверхностей в два слоя лаками ПФ-171 или МС-25. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1.7.11. Головки соединительных рукавов, концевые и разобщительные краны должны быть окрашены в два слоя по грунтовке одной из эмалей: ПФ-115, ПФ-133, ПФ-218, ПФ-1126 следующих цветов: голубой - в напорной магистрали; красной - в тормозной магистрали; бледно-желтой, светло-кремовой, кремовой - в цепи прямодействующего тормоза; черной - во вспомогательных цепях. 1.7.12. Трубы всех систем с наружной стороны должны быть окрашены в два слоя по грунтовке или пассивированной поверхности одной из следующих эмалей: ПФ-115, ПФ-133, ПФ-218, ПФ-1126. 1.7.11, 1.7.12. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 1.7.13. Корпуса тормозных кранов машиниста и вспомогательного тормоза, противопожарное оборудование, знак высокого напряжения, предупреждающие надписи должны быть окрашены в два слоя по грунтовке эмалями ПФ-115 или ПФ-133. 1.7.14. Внешний вид поверхностей лакокрасочных покрытий электровозов по ГОСТ 9.032 должен соответствовать: классу III - пульт управления в кабине машиниста; классу IV - видимые поверхности труб, оконные проемы, коробки стеклоочистителей, потолки и стены в кабине машиниста; классу IV - наружные боковые, лобовые стенки кузова пассажирских электровозов; классу V - наружные боковые, лобовые стенки кузова грузовых электровозов, внутренние помещения под оборудование, трубы в кузове всех видов электровозов, кроме кабины машиниста. 1.7.15. Толщина лакокрасочных покрытий на наружных поверхностях кузовов электровозов, включая грунтовку, шпатлевку и эмаль, не должна быть более 2000 мкм. Толщина комплексного покрытия без шпатлевки на наружных поверхностях кузовов должна быть не менее 80 мкм. Толщина лакокрасочных покрытий на внутренних поверхностях при применении битумных мастик должна быть не менее 2000 мкм на полу и подоконном поясе, на остальных поверхностях - не менее 1000 мкм; при применении ЭП-0010 - не менее 120 мкм. 1.7.16. Требования к окрашиванию ходовой части, кузова, оборудования кузова и кабины, электрического монтажа, труб в кузове электровозов, не предусмотренные настоящим стандартом, - по рабочим чертежам, согласованным с заказчиком. 1.7.17. Цветовое решение электровозов устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.056, цветовым ассортиментом применяемых материалов и художественно-конструкторским проектом изделия, утвержденным МПС и согласованным в установленном порядке. 1.7.13. - 1.7.17. (Измененная редакция, Изм. № 3). 1.8. Сушка лакокрасочных покрытий 1.8.1. Лакокрасочные покрытия, нанесенные на поверхности сборочных единиц и деталей, должны быть подвергнуты горячей сушке до степени 3 по ГОСТ 19007. Допускается естественная сушка до степени 3, а также нанесение лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных материалов, если это предусматривается стандартами и техническими условиями на лакокрасочные материалы. Допускается проводить сборку металлических деталей и сборочных единиц с недосушенной грунтовкой в местах сопрягаемых поверхностей. 1.9. Долговечность покрытий на внутренних и наружных поверхностях кузовов должна быть не менее 9 лет, а ходовой части - не менее 2 лет. Снятие покрытия ранее указанного срока не разрешается. 1.10. Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов, применяемых для окраски электровозов, приведен в приложении 1. 1.11. Системы защитных покрытий для отдельных деталей и узлов приведены в приложении 2. 1.12. Для проверки качества окраски детали и узлы электровоза следует подвергать приемочному контролю на соответствие требованиям пп. 1.2 - 1.7. (Измененная редакция, Изм. № 3). 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ2.1. Операции подготовки всего технологического процесса, включая подготовку поверхности перед окраской, должны быть максимально механизированы и обеспечены эффективной вытяжной вентиляцией в соответствии с принятыми санитарными правилами и нормами, утвержденными Госстроем СССР. 2.2. Наружная окраска электровозов должна осуществляться в окрасочных цехах, оборудованных вентиляцией с обеспечением маляра средствами защиты, исключающими попадание распыленных материалов в органы дыхания, внутренняя - с обязательным использованием изолирующих респираторов или шланговых противогазов с длительностью работы не более 40 мин и перерывами 10 мин. Применение эпоксидной шпатлевки ЭП-0010 для окраски внутренних поверхностей допускается только с отвердителем ДЭТА. (Измененная редакция, Изм. № 1, 3). 2.3. Естественную сушку изделий, окрашенных перхлорвиниловыми, полиуретановыми и другими быстросохнущими материалами, следует проводить в установках, оборудованных вытяжной вентиляцией. 2.4. При работе с лакокрасочными материалами, растворителями, мастиками маляры должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты по ГОСТ 12.4.011. (Измененная редакция, Изм. № 3). 2.5. При разработке технологических процессов окраски должны строго соблюдаться требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии, установленные ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.3.002 и «Правилами и нормами техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов», утвержденными Госстроем СССР и Главным управлением пожарной охраны МВД СССР. 3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ3.1. Для проверки качества окраски каждый электровоз следует подвергать приемочному контролю на соответствие требованиям пп. 1.2 - 1.7. (Измененная редакция, Изм. № 3). 4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ4.1. Контроль качества подготовки поверхности под окрашивание (п. 1.2) проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402. Наличие шероховатости, волнистости, отдельных неровностей перед окрашиванием проверяют по ГОСТ 9.032. 4.2. Контроль лакокрасочных материалов, применяемых для окрашивания, а также межоперационный контроль толщины и адгезии пленки покрытий - по нормативно-технической документации. 4.3. Количество слоев и качество нанесения каждого слоя проверяют визуально. 4.4. Внешний вид лакокрасочных покрытий проверяют по ГОСТ 9.032. 4.5. Контроль качества сушки осуществляется по режимам, установленным в нормативно-технической документации 4.6. Толщину комплексных лакокрасочных покрытий проверяют неразрушающими методами контроля на каждом электровозе. Контроль проводят на каждом элементе кузова (боковая стена, лобовая стена, перегородка, крыша, пол) в 5-6 точках с расстоянием между измерениями не менее 1 м. Разд. 4. (Измененная редакция, Изм. № 3). 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ УХОДУ ЗА ОКРАШЕННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ5.1. При профилактическом уходе за окрашенной поверхностью следует применять специальные растворы на кислой и щелочной основе типов «Этнас», «Омега-1», «Фокус-74», «АБСК (алкидбензолсульфокислота)» и т.п., биологически разрушаемые в сточных водах. (Измененная редакция, Изм. № 3). 5.2. Промытые поверхности должны быть обработаны профилактическими составами или пастами, приготовленными на основе парафина, церезина, воска, канифоли. 5.3. Промывка электровозов и обработка профилактическими составами должны проводиться по специальной технологической инструкции при помощи моечных машин, водоструйных щеток, механизированного инструмента. 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ6.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие окраски электровозов требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации и правильного ухода за поверхностью электровозов и при отсутствии механических повреждений. на ходовой части, подкузовном оборудовании, автосцепном устройстве - 2 года; на остальных поверхностях - 3 года; для эмалей ПФ-115 красного и вишневого цветов - 2 года. В течение гарантийного срока состояние защитных свойств должно быть не выше балла 2 по ГОСТ 9.407. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). ПРИЛОЖЕНИЕ 1СправочноеПЕРЕЧЕНЬ ЛАКОКРАСОЧНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОКРАСКИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
* По нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. ПРИЛОЖЕНИЕ 2РекомендуемоеРЕКОМЕНДУЕМЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30.12.77 № 3149 3. ВЗАМЕН ГОСТ 16303-70 и ГОСТ 16304-70 в части окраски электровозов 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93) 6. ИЗДАНИЕ (июль 2001 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ 1, 2, 3, утвержденными в сентябре 1979 г., декабре 1983 г., июне 1988 г. (ИУС 10-79, 3-84, 10-88)
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |