| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР КОНТЕЙНЕРЫ И СРЕДСТВА Общие технические условия ГОСТ 26598-85
Государственный комитет СССР
Москва
РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР Министерством промышленного строительства СССР Министерством строительства предприятий тяжелой индустрии СССР Министерством сельского строительства СССР Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР исполнители М. П. Ряузов, канд. техн. наук; В. Ф. Трофименков, канд. техн. наук; А. М. Лапис; В. И. Пайкин; Б. К. Горлов; А. Б. Ломовский; В. И. Белошенко; И. Б. Коваленко; Б. И. Блак; К. А. Майер, канд. техн. наук; В. А. Грушников; Ю. В. Полухин; В. Ф. Капанин; В. А. Богданов; В. В. Баконин ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР Директор Е. А. Долгинин УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 31 июля 1985 г. № 126
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 31 июля 1985 г. № 126 срок введения установлен с 01.01.86 Настоящий стандарт распространяется на специализированные контейнеры и средства пакетирования для перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом и временного хранения штучных, тарно-штучных, сыпучих строительных грузов в районах с расчетной температурой от минус 40 до плюс 40 °С. Стандарт не распространяется на приспособления, являющиеся специальным оборудованием автотранспортных средств для перевозки строительных грузов. Термины, применяемые в стандарте, и определения соответствуют ГОСТ 20231-83 и ГОСТ 21391-84. 1. Классификация1.1. Контейнеры и средства пакетирования классифицируют по: виду; конструктивному решению; условиям обращения; назначению. 1.2. По виду подразделяют: контейнеры: КЗ - закрытые, КО - открытые; КП - платформы; средства пакетирования: ПЛ - подкладные листы, ПП - поддоны плоские, ПС - поддоны стоечные, ПЯ - поддоны ящичные, КсП - кассеты пакетирующие, СП - стропы пакетирующие, СтП - стяжки пакетирующие, ОП - обвязки пакетирующие. 1.3. По конструктивному решению подразделяют: контейнеры: разборные, неразборные, складные, мягкие; средства пакетирования: жесткие, полужесткие, мягкие, гибкие, складные, разборные неразборные. 1.4. По условиям обращения контейнеры и средства пакетирования подразделяют: одноразовые; многооборотные. 1.5. По назначению контейнеры и средства пакетирования подразделяют: И - индивидуальные; Г - групповые. 1.6. Условное обозначение контейнера или средства пакетирования состоит из букв, определяющих вид и назначение, цифры, указывающей массу брутто с точностью до 0,01 т, и обозначения стандарта или технических условий на изделие конкретного вида. Пример условного обозначения контейнера закрытого массой брутто 1,25 т, группового: КЗ-1,25 ГОСТ ... (ТУ...) То же, поддона стоечного массой брутто 1,0 т, индивидуального: ПС-1,0И ГОСТ … (ТУ…) Типовые конструкции контейнеров и средств пакетирования, рекомендуемые для использования в строительстве, приведены в рекомендуемом приложении. 2. Общие технические требования2.1. Требования к конструкции 2.1.1. Контейнеры (средства пакетирования) в строительстве должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов и технических условий на изделие конкретного вида. 2.1.2. Основные параметры контейнеров (средств пакетирования) должны отвечать требованиям эффективного использования транспортных средств. 2.1.3. Контейнеры (средства пакетирования) должны быть оборудованы: элементами для подъема и перемещения посредством стропов или захватов (петлями, проушинами, рымами, скобами, кольцами, вилочными проемами, угловыми фитингами и др.), при оборудовании контейнеров фитингами, размеры и расположение последних должны соответствовать ГОСТ 20527-82; фиксаторами, предохраняющими от сдвига при штабелировании, и, при необходимости, приспособлениями для фиксации грузов. 2.1.4. Конструкция контейнеров (средств пакетирования) должна обеспечивать: прочность и устойчивость от воздействия статических и динамических нагрузок, возникающих в процессе транспортирования, погрузочно-разгрузочных и складских работ; сохранность груза при доставке на место производства строительно-монтажных работ; удобство в эксплуатации и ремонте; возможность штабелирования при необходимости; неповреждаемость подвижного состава. 2.1.5. Контейнеры и средства пакетирования должны быть защищены от коррозии в соответствии с ГОСТ 9.105-80. Выбор вида покрытий должен производиться по ГОСТ 9.032-74 в зависимости от условий эксплуатации. 2.2. Требования к надежности 2.2.1. Сроки службы контейнеров (средств пакетирования) устанавливаются стандартами или техническими условиями на изделия конкретных видов и не должны быть менее указанных в табл. 1. Таблица 1
2.3. Требования к материалам 2.3.1. Все применяемые материалы по качеству и сортаменту должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям, указанным в чертежах и спецификациях. 2.3.2. Для изготовления несущих металлических элементов контейнеров (средств пакетирования) должны применяться стали по механическим свойствам и химическому составу не ниже марок ВСт3пс 4 и 5 категорий по ГОСТ 380-71. Другие нерасчетные элементы должны изготавливаться из стали марок ВСт3кп и ВСт2кп2 по ГОСТ 380-71. 2.3.3. Деревянные несущие элементы контейнеров (средств пакетирования) должны изготавливаться из пиломатериалов хвойных пород 2 - 3-го сортов по ГОСТ 8486-66, ГОСТ 24454-80, пиломатериалов лиственных пород 2-го сорта по ГОСТ 2695-83 (кроме ольхи, липы, тополя). Другие элементы должны изготавливаться из пиломатериалов хвойных пород 3 - 4-го сортов по ГОСТ 8486-66, ГОСТ 24454-80, лиственных пород 3-го сорта по ГОСТ 2695-83 (кроме ольхи, липы, тополя), а также фанеры по ГОСТ 3916-69, древесноволокнистой плиты по ГОСТ 4598-74. 2.3.4. Контейнеры (средства пакетирования) мягкие для сыпучих грузов должны изготавливаться из вулканизированных резинотекстильных материалов или полиэтиленового тканого рукава. 2.3.5. Пакетирующие обвязки должны изготавливаться из ленты холоднокатаной из низкоуглеродистой стали по ГОСТ 3560-73 или из проволоки стальной низкоуглеродистой общего назначения типа О-4 по ГОСТ 3282-74. Допускается применение для изготовления обвязок ленты и проволоки других типов, не уступающих указанным материалам по механическим характеристикам. Допускается применение синтетической ленты по ГОСТ 24510-80. Пакетирующие обвязки из пленки должны изготавливаться из термоусадочных материалов по ГОСТ 25951-83. 2.4. Требования безопасности 2.4.1. Конструкция контейнеров (средств пакетирования) должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.2.003-74, СНиП III-4-80 и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР. 2.4.2. Конструкция контейнеров (средств пакетирования) должна исключать возможность выпадания груза при перевозке или выполнении грузовых операций. 2.4.3. На элементах и деталях контейнеров (средств пакетирования) не допускается наличие острых кромок и заусенцев. 2.4.4. Конструкция контейнера (средств пакетирования) должна обеспечивать надежное и простое запирание крышек, люков и дверей, исключающее их самопроизвольное открывание и закрывание; открывание крышек и люков должно производиться на угол не менее 120°, а дверей - 90°; при необходимости в конструкции контейнера (средства пакетирования) следует предусмотреть приспособления для их крепления на платформе подвижного состава. 2.4.5. Запорные устройства должны находиться в зоне, обеспечивающей удобное их обслуживание. Усиление закрывания (открывания) запорных устройств не должно превышать 60 Н (6 кгс), а дверей и крышек - 150 Н (15 кгс). 2.4.6. Наружные поверхности контейнеров и многооборотных средств пакетирования должны быть окрашены в желтый цвет. 2.4.7. Перед загрузкой контейнеров (средств пакетирования) необходимо убедиться в их исправном состоянии и соответствии грузу. В процессе эксплуатации владелец должен не реже одного раза в месяц проводить периодический осмотр. При этом проверяют отсутствие неисправностей по перечню в техническом паспорте. Результаты осмотра заносят в журнал работ. Выявленные в процессе осмотра поврежденные контейнеры и средства пакетирования должны выбраковываться. 3. Правила приемки3.1. Контейнеры и средства пакетирования подвергают приемо-сдаточным, периодическим и типовым испытаниям. 3.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый изготавливаемый контейнер (средство пакетирования). При этом проверяют: соответствие изделия технической документации (собственная масса, внешние и внутренние габариты, размеры вилочных проемов, присоединительные размеры и др.); качество сварных соединений (до окраски); работу замковых и запорных устройств; удобство открывания дверей, люков, крышек, сборки, разборки элементов конструкции; качество покрытий; маркировку; комплектность и упаковку. 3.3. При неудовлетворительных результатах приемо-сдаточных испытаний изделие возвращают на доработку. 3.4. Приемо-сдаточные испытания осуществляет предприятие-изготовитель. Результаты испытаний отражают в сопроводительной документации к продукции. 3.5. Периодическим испытаниям подвергают не менее 3 % контейнеров (средств пакетирования), но не менее двух от каждой партии. В состав партии входят изделия одного типоразмера, изготовленные по одной технологии, из материалов одного вида и качества. Объем партии устанавливают в стандартах или технических условиях на изделие конкретного вида. 3.6. Периодические испытания контейнеров (средств пакетирования) проводят в составе, приведенном в табл. 2. Таблица 2
Примечание. Знак «+» означает, что испытания обязательны, знак «-» - испытания не проводят, знак «´»- испытания проводят по усмотрению разработчика в зависимости от конструкции и условий применения конкретного изделия. 3.7. При неудовлетворительных результатах периодических испытаний следует провести повторные испытания на удвоенном числе изделий той же партии. Если результаты повторных испытаний будут неудовлетворительными, всю партию бракуют. 3.8. Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель с участием при необходимости представителя организации-разработчика и заказчика (потребителя). 3.9. Результаты периодических испытаний оформляют протоколом в соответствии с приложением 9 к ГОСТ 15.001-73. 3.10. Типовые испытания проводит предприятие-изготовитель при изменениях конструкции контейнеров (средств пакетирования), технологии их изготовления или замене материалов по программе, согласованной с организацией-разработчиком. Объем, состав и оформление результатов испытаний следует принимать как при периодических испытаниях. 4. Методы контроля испытаний4.1. Контроль внешнего вида и маркировки контейнера (средства пакетирования) проводят визуальным осмотром. 4.2. Массу контейнера (средства пакетирования) следует проверять взвешиванием на весах или динамометром, допускающим погрешность не более 2 % для изделий массой до 50 кг, 1 % - для изделий массой свыше 50 кг. 4.3. Линейные размеры следует проверять измерительным инструментом, обеспечивающим точность измерений в соответствии с требованиями рабочих чертежей на изделие. 4.4. Виды и методы контроля сварных швов устанавливаются в технических условиях на изделие конкретного вида в соответствии с ГОСТ 3242-79. 4.5. Работу замковых и запорных устройств, сборных, разборных и складных элементов следует проверять в действии. Усилия закрывания (открывания) запорных устройств должны проверяться динамометром I класса с пределами измерений от 1 до 100 Н (от 0,1 до 10 кгс) по ГОСТ 13837-79. 4.6. Контроль качества покрытий на основе лакокрасочных материалов проводят в соответствии с нормативно-технической документацией на эти материалы и покрытия. 4.7. Испытание на штабелирование под нагрузкой 4.7.1. Контейнер (средство пакетирования) загружают равномерно распределенным по площади основания грузом массой 1,25R - T (R - масса брутто, Т - собственная масса тары), на него без смещений устанавливают контейнеры (средства пакетирования) той же конструкции в количестве и с нагрузкой, определяемой технической документацией на изделие. Допускается замена верхних контейнеров (средств пакетирования) эквивалентным грузом. Продолжительность испытания - не менее 10 мин. 4.8. Испытание на подъем краном При испытаниях угол между противоположными ветвями стропов должен быть (9 ± 2)°. 4.8.1. Статическое испытание 4.8.1.1. Контейнер (средство пакетирования) загружают равномерно распределенным по площади основания грузом массой 1,25 R - T, поднимают на высоту 200 - 300 мм, выдерживают в таком положении 10 мин. Испытание проводят не менее 2 раз. 4.8.2. Динамическое испытание 4.8.2.1. Контейнер (средство пакетирования) загружают равномерно распределенным по площади основания грузом массой 1,1R - T, поднимают на высоту не менее 4 м, после чего опускают со скоростью не менее 0,2 м/с с резким торможением на высоте 1 м до площадки. Испытание проводят не менее 5 раз. 4.9. Испытание на подъем и перемещение вилочным погрузчиком 4.9.1. Статическое испытание 4.9.1.1. Контейнер (средство пакетирования) загружают равномерно распределенным по площади основания грузом массой 1,25R - T, поднимают на высоту 200 - 300 мм и выдерживают в таком положении не менее 10 мин. Испытание проводят не менее 2 раз. 4.9.2. Динамическое испытание 4.9.2.1. Контейнер (средство пакетирования) загружают равномерно распределенным по площади основания грузом массой 1,1R - T, после чего захватывают и перемещают погрузчиком со скоростью не менее 10 км/ч на расстояние не менее 50 м с разворотом по минимальному радиусу. После остановки погрузчика контейнер (средство пакетирования) поднимают на высоту 1,5 м и опускают на площадку со скоростью не менее 0,2 м/с, затем поднимают на высоту 300 мм, наклоняют в сторону водителя в крайнее положение и перемещают на расстояние не менее 50 м. 4.10. Испытание жесткости конструкции 4.10.1. Контейнер (средство пакетирования) загружают равномерно распределенным по площади основания грузом массой 1,1R - T, устанавливают нижними углами на три подкладки высотой 50 - 100 мм так, чтобы один из углов оказался на весу. Операцию проводят четыре раза с поочередным вывешиванием каждого угла. Продолжительность каждого испытания не менее 5 мин. 4.11. Испытание на водонепроницаемость 4.11.1. Этому виду испытаний подвергают контейнеры (средства пакетирования), предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. На ровной площадке осуществляют непрерывный полив наружных поверхностей, контейнеров (средств пакетирования), в том числе: запертых наружных дверей, крышек изделий, расположенных на ровной площадке. Полив производят струей воды, перемещающейся со скоростью 100 мм/с и вытекающей из сопла диаметром 12,5 мм, находящегося на расстоянии 1,5 м от поливаемой поверхности. Струи воды направляют перпендикулярно к поливаемой поверхности, а к дверям и крышкам - сверху вниз под углом 30 град. Продолжительность испытания не менее 10 мин. 4.12. Испытание на нагружение боковой и торцевой стенок 4.12.1. Контейнер (средство пакетирования) устанавливают на торцевую (боковую) стенку, опирающуюся своими четырьмя углами на четыре одинаковых подкладки. В этом положении на внутреннюю поверхность укладывают равномерно распределенный по площади стенки груз массой 0,6 (R - Т). Продолжительность испытания каждой стенки не менее 5 мин. 4.13. Результаты испытаний контейнеров (средств пакетирования) по пп. 4.7 - 4.12 следует считать удовлетворительными, если после каждого вида испытаний отсутствуют: остаточные деформации в несущих элементах конструкций, вызывающие нарушения внешних и внутренних габаритов; остаточные деформации прогиба в середине обшивки, в боковых и торцевых стенках более 5 мм; нарушения сварных швов и соединений; повреждения строповочных и запорных устройств; отслоения покрытий внутри и снаружи; перекосы дверей, люков, крышек, а также разборных и складных элементов; попадание атмосферных осадков во внутренний объем контейнера или средства пакетирования. 5. Маркировка, транспортирование и хранение5.1. На каждый контейнер (средство пакетирования) должна наноситься маркировка. Место нанесения маркировки устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретное изделие. 5.2. Маркировка должна содержать: наименование предприятия-изготовителя; наименование организации-владельца; условное обозначение изделия (п. 1.6); собственную массу, т; порядковый номер; дату изготовления; штампы ОТК. 5.3. Способы маркировки, размеры наносимых букв, цифр и знаков - по ГОСТ 14192-77. 5.4. Транспортирование контейнеров (средств пакетирования) железнодорожным подвижным составом должно производиться в соответствии с требованиями Технических условий погрузки и крепления грузов МПС, а на автомобильном транспорте в соответствии с уставами министерств автомобильного транспорта союзных республик и требованиями «Правил дорожного движения» МВД СССР. 5.5. Контейнеры (средства пакетирования), как правило, хранят на открытой площадке. Необходимость хранения их в иных условиях должна быть указана в технических условиях на изделия конкретного вида. Площадка должна иметь стоки для отвода дождевых и талых вод, очищена от посторонних предметов, а в зимнее время и от снега, и удовлетворять противопожарным требованиям. ПриложениеРекомендуемое Рекомендуемые специализированные контейнеры и средства пакетирования для использования в строительстве
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |