НБ ЖТ
ЦВ-ЦЛ 022-2000
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
УСТРОЙСТВА СЦЕПНЫЕ ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Нормы
безопасности
Москва
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации
на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики
МПС России, Департаментом вагонного хозяйства МПС России, Департаментом
пассажирских сообщений МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием
МПС России от 8 ноября 2000 г. № М-2705у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ (январь 2007 г.) с ИЗМЕНЕНИЕМ,
утвержденным распоряжением МПС России от 27 мая 2003 г. № 522р
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
УСТРОЙСТВА АВТОСЦЕПНЫЕ ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Нормы безопасности
Настоящие нормы безопасности
распространяются на устройства автосцепные подвижного состава железных дорог и
применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной
федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного
транспорта.
(Измененная редакция,
распоряжение МПС России от 27.05.2003 г. № 522р)
Нормы безопасности,
предъявляемые к устройствам автосцепным подвижного состава железных дорог,
приведены в таблице 1. Сведения о
нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Измененная редакция,
распоряжение МПС России от 27.05.2003 г. № 522р)
Таблица 1 - Нормы безопасности устройств сцепных подвижного состава железных
дорог
(Измененная редакция,
распоряжение МПС России от 27.05.2003 г. № 522р)
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Наименование сертификационного
показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие требования к
сертификационному показателю
|
Нормативное значение сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки
(контроля, испытаний) сертификационного показателя
|
Регламентируемый способ подтверждения соответствия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1 (Исключен, Изм. № 1).
|
|
|
|
|
2 Автосцепка
|
|
|
|
|
2.1 Сцепляемость
|
[2], [3]
|
[2], п. 2 [3], пп. 8.1 - 8.4
|
СТ
ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01
|
Испытания
|
2.2 Функциональная работоспособность механизма автосцепки
|
[2], [3]
|
[2], пп. 2.16, 2.17 [3] п. 8.1
|
СТ
ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01
|
Испытания
|
2.3 Контур зацепления автосцепки
|
ГОСТ 21447
|
ГОСТ 21447
|
[1]
|
Измерительный контроль
|
2.4 (Исключен, Изм. № 1).
|
|
|
|
|
2.5 (Исключен, Изм. № 1).
|
|
|
|
|
2.6 Сохранение работоспособности автосцепок при
соударении
|
-
|
Отсутствие остаточных деформаций, изломов и трещин, исправность механизма сцепления*
|
СТ
ССФЖТ ЦВ 09.11
|
То же
|
3 Поглощающий аппарат
|
|
|
|
|
3.1 Сила статического сжатия при полном ходе поглощающего
аппарата, кроме фрикционного типа, МН, не менее
|
[2], [3]
|
1,5
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.04
|
Испытания
|
3.2 Усиление начальной затяжки аппарата, кроме
фрикционного типа, МН
|
[2]
|
0,1 - 0,4
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.04
|
То же
|
3.3 Номинальная (при среднем значении силы 2 МН) при
соударении вагонов в типовых условиях испытаний, кДж, не менее
|
[2]
|
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.07
|
Расчеты, испытания
|
тип 0
|
|
50 и 70*
|
|
|
тип 1
|
|
70 и 90
|
|
|
тип 2
|
|
100 и 130
|
|
|
тип 3
|
|
140 и 190
|
|
|
3.4 Допустимое с вероятностью не более 0,05 превышение
силы 2 МН при номинальной энергоемкости, %
|
[3]
|
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.07
|
Расчеты, испытания
|
типы 0; 1
|
|
15
|
|
|
типы 2; 3
|
|
5
|
|
|
3.5 Ресурс поглощающего аппарата
|
[3]
|
[3], Приложение 1 к п.
2.4.1
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.06-99
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.05-99
|
То же
|
4. Сцепка для пассажирского подвижного состава
|
4.1. Обеспечение сцепляемости с автосцепкой по
ГОСТ 21477 (непосредственно или через
переходное приспособление)
|
Вводится настоящими Нормами
|
Автоматическое сцепление на прямых и кривых участках пути
заданного радиуса с разницей высот от 0 до 110 мм
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01-99
|
Испытания
|
4.2. Нагрузка начала текучести при сжатии элементов
сцепного устройства, передающих сжимающую нагрузку, МН, не менее:
|
Вводится настоящими
Нормами
|
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.02-99
|
Испытания
|
Для сцепок вагонов локомотивной тяги
|
|
2,5
|
|
|
Для сцепок моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава
|
|
1,5
|
|
|
4.3. Нагрузка начала текучести при
растяжении элементов сцепного устройства,
передающих растягивающую нагрузку, МН, не менее:
|
Вводится настоящими
Нормами
|
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.02-99
|
Испытания
|
Для сцепок вагонов локомотивной тяги
|
|
1,5
|
|
|
Для сцепок моторвагонного и
высокоскоростного подвижного состава
|
|
1,0
|
|
|
5. Поглощающий аппарат для пассажирского подвижного состава
|
5.1. Номинальная энергоёмкость при максимальном значении
силы:
|
|
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.05-99
|
Расчетно-экспериментальный
|
1,5 МН (для вагонов локомотивной тяги), кДж, не менее
|
ГОСТ
Р 51690
|
35
|
1,0 МН
(для моторвагонного и высокоскоростного подвижного
состава), кДж, не менее
|
Вводится настоящими
Нормами
|
20
|
5.2. Усилие начальной затяжки аппарата, МН
|
ГОСТ
Р 51690
|
от 0,025 до 0,08
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.04-99
|
Испытания
|
5.3. Изменение
энергоемкости поглощающих аппаратов (кроме неавтоматических сцепок вагонов
высокоскоростного подвижного состава, а также головных
сцепок при наличии аварийного амортизатора), при температурах:
|
Вводится настоящими Нормами
|
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
плюс 50 °С, %, не более
|
|
30
|
|
|
минус 40 °С, %, не более
|
|
30
|
|
|
Изменение энергоемкости поглощающих
аппаратов после нагружения на полный конструктивный ход при температуре минус
60 °С, определяемое при температуре плюс 18 °С, %, не более
|
|
30
|
|
|
5.4. Ресурс поглощающего аппарата:
Снижение энергоемкости от номинальной (п. 4.3) после
введения 25 МДж энергии, %, не более
|
Вводится настоящими Нормами
|
10
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.05-99
|
Испытания
|
* Нормативные
значения сертификационных показателей устанавливаются настоящими нормами
безопасности
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Перечень
нормативных документов
Таблица 2
Обозначение нормативных документов
|
Наименование нормативного документа
|
Кем утвержден, год утверждения
|
ГОСТ 21447
|
Контур зацепления автосцепки. Размеры
|
Госстандарт 1975
|
СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.01-99 - СТ ССФЖТ ЦВ-ЦЛ 09.10-99
|
Автосцепное устройство подвижного состава железных дорог
колем 1520 мм. Типовые методики испытаний
|
МПС России 1999
|
СТ
ССФЖТ ЦВ 09.11-2000
|
Методика испытаний автосцепок на ресурс при соударении
|
МПС России 2000
|
ГОСТ
Р 51690-2000
|
Вагоны пассажирские магистральные железных дорог колея
1520 мм
|
Госстандарт России 2000
|
(Новая редакция, Изм. № 1).
[1]
|
Инструкция по ремонту и обслуживанию
автосцепного устройства подвижного состава железных дорог
|
ЦВ ВНИИЖТ-494 1997
|
[2]
|
Технические требования на разработку
автосцепного устройства грузовых вагонов нового поколения № ЦВА-10/31-99
|
МПС России 1999
|
[3]
|
Нормы для расчета и проектирования
вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)
|
1996
|
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение
|
Номера листов (страниц)
|
Номер документа
|
Подпись
|
Дата
|
Срок введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Изменение
|
|
I, II, III, 1.3
|
|
2,9
|
Распоряжение от
27.05.2003 № 522p
|
|
|
27.05.2003
|
Изм.
|
См. пр. № 2 к Приказу Минтранс России от 18.07.08 № 111
|
|
27.07.08
|
С мом. публик. док-та
|
|