| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВНТП-88 МПС СССР ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ Срок введения с 1990 года РАЗРАБОТАНЫ Киевским филиалом Государственного института по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям (ГИПРОТРАНСПУТЬ) Руководители разработки Г.П. Кислый, Ю.Я. Чернявский Ответственные исполнители А.Д. Рудобоженко, П.Е. Кононенко, Г.Н. Статников ВНЕСЕНЫ Главным Управлением вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР УТВЕРЖДЕНЫ Указанием МПС СССР от 08.07.89 г. № ЦВ/ЦВТС-1-1 ВЗАМЕН НТП-75 С введением в действие настоящих ведомственных норм технологического проектирования промывочно-пропарочных станций ВНТП-88 утрачивают силу нормы технологического проектирования промывочно-пропарочных станций НТП-75. ВВЕДЕНИЕНастоящие ведомственные нормы технологического проектирования промывочно-пропарочных станций ВНТП-88 разработаны взамен НТП-75, утвержденных МПС 8 января 1976 года № П-802. Нормы разработаны Киевским филиалом института "Гипротранспуть" МПС в соответствии с "Положением по разработке (пересмотру) ведомственных норм технологического проектирования", утвержденным МПС 22.10.87 г., Ц.Проект/4524 и с учетом требований "Порядка разработки, согласования и утверждения норм технологического проектирования", утвержденным ГКНТ СССР и Госстроем СССР 19.03.87 г. № 45-130. Разработка норм произведена на основании "Плана разработки новых и пересмотра действующих норм технологического проектирования на ХII пятилетку", утвержденного Указанием МПС от 03.12.85 г. № T-37145. При разработке норм использованы материалы проектно-конструкторского бюро Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Всесоюзного научно-исследовательского института гигиены железнодорожного транспорта, Московского института инженеров транспорта, указания Министерства путей сообщения и другие руководящие материалы в области технологии и организации производства. В нормах учтены новейшие достижения науки и техники, передовой опыт проектирования, строительства и эксплуатации промывочно-пропарочных станций, прогрессивные технологические процессы и оборудование. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Ведомственные нормы технологического проектирования содержат требования и положения, обязательные при проектировании новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении существующих промывочно-пропарочных станций (ППС), осуществляющих подготовку цистерн и вагонов для нефтебитума под налив нефтепродуктов с производством работ по их техническому обслуживанию и ремонту. 1.2. При разработке проектов ППС необходимо учитывать действующие нормативные документы по проектированию, строительству и эксплуатации, государственные и отраслевые стандарты. 1.3. Настоящие нормы распространяются на ППС, производящие горячую и холодную обработку котлов цистерн из-под всех видов темных и светлых нефтепродуктов и бункеров вагонов для нефтебитума. 1.4. Нормы не распространяются на проектирование предприятий по обработке цистерн из-под химических продуктов, а также на проектирование промывочно-пропарочных пунктов (ППП) и механизированных промывочно-пропарочных поездов (МППП). 1.5. Нормы являются руководящим документом, обязательным для всех организаций, осуществляющих проектирование ППС. 1.6. ППС должны проектироваться, как правило, в составе внешнего железнодорожного транспорта нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Выбор района расположения ППС должен быть подтвержден технико-экономическими расчетами, согласованными с Миннефтехимпромом, Нефтеснабсбытом, Госкомприродой и МПС. 1.7. Промывочно-пропарочные станции, как правило, следует располагать: а) в районах добычи и переработки нефти; б) в местах нахождения производственных объединений Союзнефтеоргсинтез, комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов; в) вблизи пунктов перелива жидких грузов с морского, речного и трубопроводного транспорта на железнодорожный; г) в районах крупных нефтебаз. 1.8. При проектировании ППС следует с учетом местных условий предусматривать: а) путевое развитие для выполнения маневровых, ремонтных и других работ, связанных с технологией работы ППС; б) крытые или открытые двусторонние эстакады для обработки котлов цистерн; в) пункт механизированной очистки, технического обслуживания и ремонта вагонов для перевозки нефтебитума; г) площадку для наружной обмывки котлов цистерн; д) площадку и мастерские для текущего ремонта цистерн; е) установку для подогрева и слива вязких нефтепродуктов из цистерн; ж) установку для утилизации отходов производства; з) автоматизированную установку для подогрева воды и резервуары для запаса горячей промывочной воды; и) автоматизированную вакуумную установку с вакуум-сборниками для удаления и сбора остатков нефтепродуктов, промывочной воды и конденсата из котлов цистерн; к) автоматизированную насосную установку для подачи моющего раствора горячей и холодной воды на эстакаду под давлением; л) отделение со специальным оборудованием для приготовления моющих и дезинфицирующих растворов; м) насосную для перекачки производственных и фекальных стоков; н) автоматизированные вентиляционные установки для дегазации котлов цистерн, а также для подачи свежего воздуха при нахождении провальщиков внутри котлов цистерн, а также для дегазации котлов цистерн; о) вытяжную вентиляцию для улавливания образующихся при горячей подготовке цистерн вредных парогазовых выбросов и устройства для их обезвреживания; п) автоматизированную компрессорную установку для получения сжатого воздуха, используемого на технологические нужды; р) канализационную сеть и очистные сооружения в составе, обеспечивающем в обязательном порядке возможность использования промывочной воды в обороте для сбора, отведения и очистки промывочной воды и конденсата с остатками нефтепродуктов, а также оборудование для выгрузки осадков и нефтешлама из очистных сооружений; с) помещение для хранения коагулянта и других химреактивов; т) лабораторию для определения состава остатка недослитых продуктов, поступающих в цистернах, и контроля за качеством воды и воздуха; у) устройства связи, пожарную и звуковую сигнализации; ф) гараж для транспортных средств; х) здравпункт; ц) административно-бытовые помещения: диспетчерско-операторский пункт с централизованным пультом дистанционного управления и контроля технологических процессов; гардеробные (кулисного типа), помещения для хранения и чистки средств индивидуальной защиты; помещения для дегазации и сушки спецодежды; душевые (по типу санпропускников); умывальные комнаты; ингаляторий; помещения на открытых эстакадах для обогрева в холодное время года; теплые туалетные; прачечные и мастерские с оборудованием для механизированной стирки, химической чистки и ремонта спецодежды и средств индивидуальной защиты; комнаты отдыха и общественного питания; отделение для зарядки аккумуляторных фонарей и ремонта электрооборудования; ремонтно-механическая мастерская для ремонта оборудования, приспособлений и инвентаря; пожарное депо; складские помещения и др. 1.9. Эстакада для обработки цистерн может располагаться на открытой площадке и в депо. В крытых цехах (депо) эстакады проектируются в районах с расчетной наружной температурой минус 30 °С и ниже. 1.10. Необходимость устройства крытых цехов для ремонта вагонов определяется заданием на проектирование. 1.11. Нормы разработаны для ППС, специализирующихся на подготовке 4-осных и 8-осных цистерн и вагонов для нефтебитума к наливу и их текущем ремонте с суточной программой 300, 400, 500, 600, 800, 1000 и 1200 условных единиц, устанавливаемых заданием на проектирование. За условную единицу принята 4-осная цистерна. 1.12. При проектировании ППС должна обеспечиваться широкая кооперация объектов подсобно-вспомогательного назначения ППС, инженерных сооружений и коммуникаций со строящимися и действующими в составе промышленного узла предприятиями и сооружениями. Предпочтение следует отдавать внутрирайонной кооперации. 1.13. Для ППС должна иметь место кооперация объектов общезаводского хозяйства и, в первую очередь, в части водоснабжения, очистки и сброса промышленных и хозбытовых стоков, электро-, тепло- и воздухоснабжения, лабораторного контроля, связи, ремонтного и складского хозяйства, хозбытовых и вспомогательных помещений. 1.14. Режим работы машин, оборудования и производств ППС по обработке и ремонту цистерн и вагонов для нефтебитума принимается круглогодовой с непрерывной рабочей неделей. Номинальный годовой фонд времени работы оборудования (количество часов в году в соответствии с режимом работы, без учета потерь) 24 × 365 = 8760 (ч) Эффективный годовой фонд времени работы оборудования (чистое время работы, за вычетом неизбежных потерь в объеме 9 %) 7975 (ч). 1.15. Эффективный годовой фонд времени работы рабочих следует принимать по ОНТП 15-86 "Фонды времени работы оборудования и рабочих". 1.16. Продолжительность смены при круглосуточной работе ППС следует принимать: а) промывальщиков-пропарщиков цистерн - 6 часов; б) остальных - 8 часов. 1.17. Время перерывов для обогрева работающих на открытом воздухе в холодное время года определяется в соответствии с "Инструктивными указаниями по учету нормативных требований научной организации труда при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий железнодорожного транспорта, разработке технологических процессов и оборудования", М. Транспорт, 1981. 1.18. Режим работы и отдыха следует разрабатывать с учетом регламента обслуживания и степени вредности производства, продолжительность рабочей смены при этом устанавливается в соответствии с действующим списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. 1.19. При проектировании должны решаться вопросы научной организации труда, которые следует разрабатывать в соответствии с межотраслевыми требованиями по научной организации труда, производства и управления, утвержденными Госстроем СССР, ГКНТ СССР и Государственным Комитетом СССР по социальным вопросам и соответствующими отраслевыми требованиями, разработанными на их основе. 1.20. При разработке раздела "Организация труда" в основу должны быть положены следующие нормативные документы: "Методические указания по разработке раздела "Организация труда" в технологических процессах производства предприятий железнодорожного транспорта", утв. МПС 11.01.80 № К-1309; "Методические рекомендации по научной организации труда работников железнодорожного транспорта"; М., Транспорт, 1985 г.; "Инструктивные указания по учету нормативных требований научной организации труда при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий железнодорожного транспорта, разработке технологических процессов и оборудования", М., Транспорт, 1981 г.; "Инструктивные указания по бригадной форме организации и стимулирования труда работников вагонного хозяйства"; "Отраслевые рекомендации по внедрению хозрасчета", № ЦВНС-04, 1982 г.; "Типовые положения о производственной бригаде, бригадире, совете бригады, совете бригадиров", утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.12.80 г.; "Типовой проект организации труда на промывочно-пропарочных станциях", № 417 ПКБ ЦВ. 1.21. Применение автоматизированной системы управления производством (АСУП) на базе использования средств вычислительной и микропроцессорной техники должно быть обосновано в технологическом регламенте на проектирование для каждого конкретного случая в зависимости от мощности производства, сложности аппаратурного оформления и т.д. 1.22. При проектировании АСУП следует руководствоваться: - указаниями по проектированию систем автоматизации технологических процессов, утвержденными Минприбором СССР; - общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию АСУП, утвержденными ГКНТ; - государственными стандартами на разработку систем управления. 1.23. Реализация задач, предусмотренных АСУП, должна осуществляться за счет использования приборов контроля, локальных средств автоматизации и средств вычислительной техники. Комплекс технических средств автоматизации должен обеспечивать функционирование объекта как в составе АСУП, так и автономно. 1.24. В проектах ППС необходимо предусматривать мероприятия по защите технологического оборудования, аппаратуры и трубопроводов от коррозии в зависимости от свойства среды, условий эксплуатации, коррозионной стойкости материалов и результатов коррозионных исследований. 1.25. При выборе активных методов защиты (дренаж, катодная и протекторная защиты) необходимо учитывать вредное влияние катодных токов на незащищенные коммуникации и предусматривать их совместную электрозащиту от коррозии. 1.26. Проектирование средств электрозащиты должно проводиться специализированными организациями в соответствии с ГОСТ 9.015-74 "Подземные сооружения. Общие технические требования", "Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами" ЦЭ-3551/МПС СССР. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ2.1. Проектные решения должны соответствовать новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и отвечать требованиям ускорения научно-технического процесса. Основные технико-экономические показатели ППС приведены в табл. 1. Таблица 1
2.2. Усредненные значения эксплуатационных расходов, удельных капитальных вложений, энергетических ресурсов, количество собираемых нефтепродуктов, количество выделенного нефтешлама и фонд зарплаты в зависимости от суточной производительности ППС приведены в табл. 2.
2.3. Расчет себестоимости следует производить в соответствии с Основными положениями по планированию, учету и калькуляции себестоимости промышленной продукции, утверждаемыми Госпланом, Госкомтрудом и ЦСУ СССР и аналогичными действующими в МПС нормативными документами. Себестоимость подготовки вагонов под налив должна быть не выше представленной в табл. 3. Таблица 3
3. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ШТАТНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ3.1. Нормы простоя цистерн и вагонов для нефтебитума следует принимать в соответствии с "Типовыми нормами времени на подготовку цистерн под налив нефтепродуктов", утвержденными МПС 28.11.84 г. 3.2. Типовые нормы времени на обработку цистерн для групп, подобранных по трудоемкости обработки, представлены в табл. 4.
Примечание: 1) числитель - время на обработку 4-осной цистерны; знаменатель - 8-осной цистерны; 2) в зимний период нормы простоя групп цистерн под обработкой изменяются в зависимости от группы, к которой относится дорога: I группа - Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская, Красноярская, Западно-Сибирская, Кемеровская, Южно-Уральская, Свердловская, Западно-Казахстанская, Алма-Атинская, Целинная, а также отделения: Ижевское и Казанское Горьковской дороги, Башкирское и Ульяновское Куйбышевской дороги, Сосногорское Северной дороги; II группа - Октябрьская, Прибалтийская, Московская, Приволжская, Горьковская, Юго-Восточная, а также Куйбышевская и Северная, кроме отделений, отнесенных к I группе; III группа - Юго-Западная, Белорусская, Львовская, Одесская, Молдавская, Южная, Донецкая, Приднепровская, Северо-Кавказская, Азербайджанская, Закавказская, Среднеазиатская. Для указанных групп дорог зимние нормы простоя цистерн под обработкой следующие: I группы - с 20 сентября по 1 апреля; II группы - с 15 октября по 1 марта; III группы - с 1 декабря по 15 февраля. 3.3. Нормы трудоемкости обработки цистерн и вагонов для нефтебитума предназначены для определения штата производственных рабочих и представлены в табл. 5.
3.4. Нормы простоя цистерн и вагонов для нефтебитума при техническом обслуживании и текущем отцепочном ремонте при подготовке к перевозкам устанавливаются начальниками дорог. Суточную программу текущего отцепочного ремонта рекомендуется принимать по данным служб вагонного хозяйства, а при отсутствии их суточная программа текущего отцепочного ремонта принимается в размере 15…18 % от общей программы подготовки цистерн. В объеме TP-1 ремонтируется 70 %, ТР-2 - 30 % отцепляемых цистерн. 3.5. Коэффициенты приведения цистерн и вагонов для нефтебитума при работах различной трудоемкости в условные единицы представлены в табл. 6.
Примечание. Знаменатель для 8-осных цистерн. 3.6. Коэффициенты приведения вагонной продукции различной трудоемкости на текущем отцепочном ремонте вагонов в условные единицы представлены в табл. 7.
3.7. Переводные коэффициенты для пересчета объемов работ в приведенные единицы при определении уровня производительности труда на подготовку цистерн и вагонов для нефтебитума представлены в табл. 8.
Примечание: Согласно ГОСТ 1510-84 (СТ 1415-78) "Нефть и нефтепродукты". Операция № 1 - удалить остаток, промыть под давлением горячей водой (или пропарить) и просушить котел цистерны, протирка котла цистерны тканью, смоченной керосином; Операция № 2 - удалить остаток и просушить котел цистерны, протирка котла цистерны тканью, смоченной керосином; Операция № 3 - удалить остаток. 3.8. Численность производственного персонала рассчитывается по действующим нормативам численности и уточняется в соответствии с "Типовым проектом организации труда на промывочно-пропарочных станциях" № 417 ПКБ ЦВ МПС. 3.9. Штатные контингенты ППС определяются в зависимости от их мощности и трудоемкости выполняемых работ. При разработке проектов реконструкции и расширения ППС расчетная численность производственного персонала ППС в целом, как правило, не должна увеличиваться. 3.10. При определении списочной численности обслуживающего персонала ППС необходимо учитывать коэффициент сменности 4,0, а также коэффициент замещения больных и находящихся в отпуске 1,07. 3.11. Расчеты штатных контингентов следует выполнять в соответствии с "Руководством по определению штатных контингентов в пределах отделения дороги при проектировании новых и переустройстве существующих железных дорог", утвержденного МПС 25.11.80 г. № ЦПЭУ/3936. В соответствии с Указанием МПС с 25.12.87 г. № А-6598у к расчетам штатных контингентов необходимо вводить понижающий коэффициент 0,83. 3.12. Количество рабочих следует принимать с учетом совмещения профессий, в зависимости от местных климатических условий и наличия трудовых ресурсов. Штатный контингент рабочих ППС представлен в табл. 9.
Нормативы численности производственных рабочих на одну отремонтированную цистерну годовой программы текущего отцепочного ремонта принимаются следующие: цистерна 4-осная - 0,0042 цистерна 8-осная - 0,0064 Потребную численность работников в зависимости от программы обработки вагонов на ППС принимать по табл. 10
Группы производственных процессов для различных категорий работающих на ППС представлены в табл. 11.
Примечания: 1) номенклатура профессий принимается в соответствии с Единым тарифно-классифицированным справочником и общесоюзным классификатором профессий рабочих; 2) в отдельных случаях группы производственных процессов могут уточняться с учетом специфики работы. Нормативы численности рабочих для подготовки цистерн к наливу при длине 55 условных единиц (подача вагонов составами) даны в табл. 12.
Примечания: 1) числитель - численность рабочих при обработке состава из 4-осных цистерн, знаменатель - из 8-осных цистерн; 2) для подготовки вагонов для нефтебитума численность слесарей определяется с поправочным коэффициентом 1,72. Поправочные коэффициенты к нормативам численности в зависимости от количества приведенных вагонов в поезде даны в табл. 13.
3.13. Трудоемкость хозяйственных работ по ремонту оборудования и инструмента принимается в размере 12 % от общих затрат. 3.14. Нормативы численности инженерно-технических работников ППС принимать в соответствии с табл. 5.12 "Руководства по определению штатных контингентов в пределах отделения дороги при проектировании новых и переустройстве существующих железных дорог", утвержденного МПС 25.11.80 г. № ЦПЭУ/3936. 3.15. Необходимый штат счетно-конторского, младшего обслуживающего персонала, здравпункта (буфета) устанавливаются проектом по действующим нормам. 3.16. Структура и численность пожарной охраны определяется актом межведомственной комиссии. До этого ориентировочно структура и численность может быть установлена по согласованию с отделом военизированной охраны дороги органами пожарной охраны МВД, УВД республик, краев, областей. 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ4.1. Нормы расхода ресурсов приведены в табл. 14.
Примечания: 1) нормы предусматривают усредненный расход ресурсов для 4-осной цистерны, для 8-осной цистерны расход удваивается; 2) расходы промывочной воды приняты для воды давлением 1,2....1,3 МПа и температурой 70°.....80 °С, для промывочного прибора с 2-мя соплами диаметром 11 мм; 3) расходы пара приняты для насыщенного пара с избыточным давлением 0,4....0,6 МПа; 4) продолжительность обработки устанавливается в соответствии с "Типовыми нормами времени на подготовку цистерн под налив нефтепродуктов"; 5) расход пара на подогрев остатков темных нефтепродуктов при холодной обработке цистерны принят для мазута M-100; 6) температуры наружного воздуха приняты как средние за наиболее холодную пятидневку. 4.2. Удельные нормы расхода тепловой энергии принимать по "Временным методическим указаниям по определению норм расхода тепловой энергии на обогрев зданий для предприятий железных дорог". 4.3. Удельные нормы расхода электроэнергии рассчитываются по "Методике определения норм расхода электроэнергии для объектов вагонного хозяйства", ВНИИЖТ, 1987 год. 4.4. Нормы расхода электроэнергии на техническое обслуживание вагонов принимать по табл. 15.
4.5. Расход воздуха на основные технологические нужды приведен в табл. 16.
4.6. Расход природного газа принимать по табл. 17.
4.7. Расход обтирочных материалов принимать по табл. 18.
4.8. Укрупненные нормы расходов на одну условную единицу приведены в табл. 19.
4.9. В число вспомогательных материалов должны входить только нетоксичные продукты, разрешенные к использованию Минздравом СССР. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ И ОБОРУДОВАНИЮ5.1. При проектировании ППС следует использовать технологические процессы, разработанные на основе руководящих документов: ГОСТ 1510-84 (СТ СЭВ 1415-78) "Нефть и нефтепродукты. Маркировка. Упаковка, транспортирование и хранение"; ОСТ 32.13-82 "ССБТ. Подготовка цистерн к началу и ремонту. Требования безопасности"; ОСТ 32.15-82 "ССБТ. Техническое обслуживание и ремонт вагонов. Требования безопасности"; "Типовой технологический процесс работы железнодорожных станций по наливу и сливу нефтепродуктов и промывочно-пропарочных предприятий по очистке и подготовке цистерн под перевозку грузов" № Г-14540 МПС; "Типовой процесс беспропарочной подготовки цистерны" № 499 ПКБ ЦВ МПС; "Перспективный технологический процесс подготовки цистерн и вагонов для нефтебитума к наливу и ремонту" № 308 ПКБ ЦВ МПС; "Технологический процесс подготовки к перевозкам вагонов для нефтебитума на специализированной площадке" № 381 ПКБ ЦВ МПС; "Технологический процесс подготовки восьмиосных цистерн к перевозкам нефтепродуктов" № 440 ПКБ ЦВ МПС; "Технологический процесс подготовки цистерн из-под этилированного бензина к перевозкам" № 441 ПКБ ЦВ МПС. 5.2. Все нефтепродукты и другие продукты, перевозимые в цистернах, условно разбиты на группы. К светлым продуктам отнесены: бензин всех сортов, растворители, нефтяная ароматика, топливо марок Т, масло солярное, керосин тракторный и осветительный, топливо дизельное, парафин, глицерин, скипидар, топливо марки нафтилин, толуол, ксилол, изоактан, сырье для пиролиза, газоконденсат, эфир, бензол, автол, лигроин, масла животные, жиры: тюлений, рыбий, китовый, керосин, газойлевая фракция, сиккатив, технический, этиловый и синтетический спирты, бутанол. К темным продуктам отнесены: нефти всех сортов, моторное топливо, масла 1-й, 2-й, 3-й групп, масло осевое, черный контакт, мазуты малосернистые, сернистые, высокосернистые, флотские, газойль, гудрон, полугудрон, лаки всех сортов, смола, компоненты топлив, мылонафт, церезин, битум, карболка, лакойль, пирополимеры, кислота нефтяная, эмульсол, дэмульгатор. 5.3. Предусматриваемые проектом технологические процессы и оборудование должны обеспечивать: работоспособность всех вариантов работы ППС, включая пуск и остановку оборудования для обработки котлов цистерн; нормальную, безаварийную работу ППС в течение всего расчетного безостановочного цикла; гарантированную обработку цистерн и вагонов для нефтебитума; максимальную автоматизацию ведения процесса обработки в заданных параметрах режима и контроль этих параметров, а также контроль за качеством и расходом сырья и подготовленных вагонов, расходом энергетических средств, вспомогательных реагентов и материалов; ведение процесса с единого для ППС пульта управления, исключая дополнительные пульты с постоянным пребыванием эксплуатационного персонала; выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды; взрыво- и пожаробезопасности; проведение при необходимости дезинфекции, дезактивации и дегазации подвижного состава. 5.4. Эстакада для совместной обработки 4-осных и 8-осных цистерн должна иметь устройства для продольного перемещения промывочных приборов, разработанные ПКБ ЦВ МПС. Перечень оборудования приспособлений и оснастки для основных технологических операций по подготовке цистерн к наливу представлен в табл. 20.
5.5. Для площадки обработки вагонов для нефтебитума необходимо закладывать для выполнения рабочего технологического процесса подготовки и ремонта вагонов оборудование, приспособления и устройства, разработанные ПКБ ЦВ МПС. 5.6. Тип цистерн и вагонов для нефтебитума, а также количество и вид остатка темных и светлых нефтепродуктов, поступающих на ППС, не регламентируются и должны приниматься в соответствии с заданием на проектирование. Режим подачи должен обеспечивать бесперебойную работу ППС, отвечать требованиям "Типового технологического процесса работы железнодорожных станций по наливу и сливу нефтепродуктов и промывочно-пропарочных предприятий по очистке и подготовке цистерн под перевозку грузов" № Г-14540 и зависит от местных условий работы станции. 5.7. На ППС следует применять беспропарочную технологию обработки цистерн из-под темных нефтепродуктов под налив светлых в зависимости от местных условий работы. Эта технология наиболее эффективна при подготовке цистерн с остатком в них мазутов марок 40 и 100 до 20....30 см при температуре воздуха не ниже минус 15....20 °С. 5.8. Предварительная пропарка цистерн может предусматриваться только для слива остатков высоковязких нефтепродуктов. Слив остатков и промывочной воды должны производиться, как правило, в единую систему. 5.9. Для обеспечения на ППС приема цистерн с недосливом, сооружения проектировать в соответствии с п. 1.5 СНиП II-106-79* "Склады нефти и нефтепродуктов". Объем резервуарного парка для приема недослива принять с учетом местных условий и наименования сливаемых нефтепродуктов. В качестве резервуарных емкостей следует предусматривать стальные резервуары типа РВС (резервуары вертикальные стальные) согласно действующим типовым проектам с учетом видов хранимых продуктов. 5.10. Весь цикл обработки цистерн из-под темных нефтепродуктов под налив светлых, из-под светлых под налив светлых и из-под темных под налив темных (при необходимости горячей обработки) должен проводиться на одной эстакаде без перестановки цистерн. Каждая эстакада оборудуется для этого необходимыми устройствами. 5.11. Набор технологического оборудования (механизмы, инструменты, приспособления) должен производиться по действующим каталогам, разработанным ПКБ ЦВ, ВНИИЖТ, МПС и другими организациями. Требуемое количество технологического оборудования рассчитывается в соответствии с трудозатратами на годовую программу подготовки цистерн и вагонов для нефтебитума. 5.12. Для механизации промывки цистерн следует предусматривать промывные приборы с реактивным приводом с соплами диаметром не менее 9....11 мм, которые позволяют промывать цистерны из-под вязких нефтепродуктов без предварительной пропарки. 5.13. Технологическая схема ППС должна определяться технологическим регламентом на проектирование, исходя из суточной производственной программы, номенклатуры выполняемых работ, транспортной схемы, технологии обработки вагонов, которые должны быть получены на предприятии в соответствии с утвержденным заданием на проектирование. 5.14. Технологическая схема ППС должна обеспечивать: а) максимально возможное использование не только материальных потоков, но и энергетических ресурсов (электроэнергии, пара, воды); б) гибкость, т.е. возможность в условиях изменения количества, типов обрабатываемых вагонов, видов обработки; в) возможность ввода ППС очередями и отдельными пусковыми комплексами; г) удешевление стоимости строительства за счет максимального использования совмещения позиций обработки, применения в проектах прогрессивной технологии и высокопроизводительного оборудования, автоматизации и механизации трудоемких процессов, максимального использования типовых проектов, установок и сооружений. 6. УРОВЕНЬ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ6.1. Технологические проектные решения должны предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию производственных процессов. 6.2. Механизации и автоматизации подлежат следующие производственные процессы-операции: а) опускание в котел и извлечение из котла цистерны промывочного агрегата, вакуум-рукавов и вентиляционных рукавов; б) подача пара на эстакаду; в) нагрев промывочной воды; г) приготовление в закрытой системе моющего раствора; д) смешивание моющего раствора с горячей водой и подача на эстакаду; е) управление работой насосов, вакуумных установок, компрессоров и режимом работы очистных сооружений. 6.3. Схема автоматического управления технологическими процессами обработки цистерн должна предусматривать следующие циклы обработки: а) предварительная пропарка-промывка-дегазация; б) предварительная пропарка-дегазация; в) промывка-дегазация. Все циклы технологического процесса должны быть запрограммированы в определенной последовательности и при необходимости должны предусматривать возможность исключения или повторного выполнения любой из указанных операций. 6.4. Оборудование, устройства, механизмы, инструменты и приспособления, применяемые на ППС должны обеспечивать: максимальную механизацию и автоматизацию выполнения операций по обработке и текущему ремонту цистерн и вагонов для нефтебитума с минимальными затратами средств, ручного труда и времени простоя; выполнение технических условий по обеспечению качества обработки и ремонта, улучшение условий труда работников ППС, сокращение до минимума времени пребывания промывальщиков-пропарщиков в котлах цистерн. 6.5. Уровень механизации и автоматизации производства следует определять в соответствии с требованиями "Методических указаний по оценке степени и уровня автоматизации производства, предусматриваемой в проектах на строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий", № 425, утвержденных ГКНТ 7.08.85 г. 6.6. Уровень механизации и автоматизации приведен в табл. 21.
7. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ7.1. При разработке генерального плана ППС следует руководствоваться следующими нормативными документами: СНиП 1.02.01-85 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"; СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий"; СНиП II-106-79 "Склады нефти и нефтепродуктов"; СНиП 2.05.07-85 "Промышленный транспорт"; СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги"; СНиП 2.01.01-82 "Строительные климатология и геофизика"; СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм"; СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий"; СН 441-72 "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений"; ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм"; "Табели зданий, сооружений, технологического оборудования и приспособления, используемые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам" № C-10550; "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте" № ЦУО/3725; "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ); "Правилами безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях" № ЦЭ/3288. 7.2. Выбор площадок под строительство зданий и сооружений ППС производится в соответствии с приложением 1 СНиП 1.02.01-85; пп. 2.3, 2.11 и 3.29 СНиП II-89-80 и пп. 2.4 и 2.5 СН 245-71. Санитарно-защитная зона для ППС принимается не менее 300 м. 7.3. ППС должна иметь специально отведенную территорию, имеющую ограждение стальной сеткой или железобетонным забором высотой 2 м и обеспечивающую бесперебойную работу всех ее подразделений. Главный вход на территорию предусматривать со стороны основного подхода или подъезда трудящихся. Размеры площадки для строительства ППС и расположенные на ней сооружения и обустройства должны обеспечивать возможность их реконструкции или расширения с целью увеличения производственной мощности. Минимальная плотность застройки 27 %. 7.4. Планировочные мероприятия должны обеспечить правильный выбор площадки для размещения основных объектов со значительными выделениями (эстакады обработки цистерн, система очистных сооружений, участок подготовки вагонов для нефтебитума и др.), предусматривая размещение их с подветренной стороны по отношению к другим производственным объектам (операторным, диспетчерским, лабораториям, ремонтным мастерским ППС) и административно-бытовым зданиям, а также всей площадки ППС по отношению к населенным пунктам с учетом аэроклиматической характеристики рельефа местности и естественного проветривания, а также с учетом условий рассеивания в атмосфере производственных выбросов и условий туманообразования. 7.5. При составлении генерального плана необходимо учитывать следующие требования: а) безопасности производства; б) удобства эксплуатации и обслуживания оборудования; в) минимальной протяженности коммуникаций-лотков, каналов, трубопроводов и т.д. 7.6. При проектировании ППС необходимо принимать прогрессивные решения, отвечающие допустимым требованиям и обеспечивающие высокие технико-экономические показатели путем рационального использования земельных участков для строительства предприятия, максимального блокирования зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, снижения расхода материалов и т.д. 7.7. Территория ППС должна быть благоустроена и озеленена с учетом того, что при значительных площадях и разрастании зеленых насаждений возможность проветривания, между насаждениями должны устраиваться разрывы для проветривания. 7.8. Транспортные дорожки, проходы и проезды должны иметь бетонное или другое, устойчивое от разъедания нефтепродуктами, покрытие, содержаться в чистоте, обеспечивать подъезд пожарной техники к каждому зданию и сооружению по всей их длине, не должно допускаться их загромождение и загрязнение. В местах пересечения пешеходных переходов с железнодорожными путями должны устраиваться настилы заподлицо с головками рельсов или переходные мостики. 7.9. Участки территории промывочно-пропарочных станций, на которых производится обработка цистерн и вагонов для нефтебитума, должны иметь непроницаемое твердое покрытие (бетонное или другое, устойчивое к разъеданию нефтепродуктами) с уклоном в направлении к сточным лоткам и не допускающее проникновение нефтепродуктов в грунт, а также стекание промывочной жидкости на незащищенные участки территории. Края площадок с твердым покрытием не должны допускать стекания промывочной жидкости на незащищенные участки территории. На остальной территории промывочно-пропарочных станций, не имеющей твердого покрытия площадок, в случае загрязнения нефтепродуктами грунт должен вырезаться и заменяться чистым. 7.10. Планировочные решения генерального плана должны разрабатываться с учетом технологического зонирования зданий и сооружений ППС. Размещение производственных и вспомогательных зданий и сооружений в зонах необходимо производить по их функциональному и технологическому назначению с учетом взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности, а также требований охраны окружающей среды. В основном выделяются зоны: предзаводская, производственная, подсобная, транспортно-складская. В предзаводскую зону входят: производственно-бытовой корпус, столовая, пожарное депо, гараж, объекты связи, стоянки общественного и индивидуального транспорта, главная проходная. Предзаводскую зону располагать на пути основного потока трудящихся. В производственную зону входят здания и сооружения основного производственного назначения, а также входящие в состав основного производственного назначения подсобно-производственные и вспомогательные здания. В подсобную зону входят: общепроизводственные объекты подсобного назначения, сооружения оборотного водоснабжения, очистки и перекачки промышленных стоков, энергетическое хозяйство, вспомогательные здания и сооружения. В транспортно-складскую зону входят склады: материальные, оборудования, реагентов, химикатов, прирельсовые объекты и др. 7.11. Проекты путевого развития ППС должны удовлетворять требованиям: ВСН 56-78 "Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР"; "Методических рекомендаций по проектированию сортировочных устройств"; "Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР"; "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР". 7.12. Путевое развитие должно обеспечивать поточность обработки составов и отдельных групп вагонов, наименьшие затраты времени на расформирование, подачу и уборку цистерн, исключение повторной переработки, равномерную загрузку маневрового локомотива, вытяжных путей, парков станции и ППС; широкое внедрение передовых методов труда при расформировании и формировании составов. 7.13. На железнодорожных станциях, к которым примыкают ППС, для подбора прибывающих на ППС цистерн и вагонов для нефтебитума с суточной программой от 300 до 1200 условных вагонов в сутки предусматривать сооружение горок малой мощности с подгорочными путями, специализирующимися по видам обработки с последующей подачей вагонов под обработку. Необходимость расширения или реконструкции станции примыкания с выполнением на ней работ по подборке вагонов по видам обработки определяется в ТЭР. 7.14. На ППС все стрелочные переводы должны оборудоваться электрической централизацией в увязке централизованным ограждением путей и управляться с пульта оператора. 7.15. Участки путей, расположенные перед эстакадами (депо) и после них должны быть прямыми, не иметь уклонов и равными длине эстакад (депо). Укладку путей вдоль каждой эстакады необходимо предусматривать с обеих сторон эстакады. 7.16. Для сокращения объема маневровых работ и простоя цистерн ППС установку для наружной обмывки цистерн целесообразно располагать не отдельно, а на том пути, куда выводятся цистерны, направляемые в ремонт после горячей обработки на эстакаде. 7.17. На площадке обработки вагонов для нефтебитума следует предусматривать пути для: а) слива нефтебитума; б) обработки вагонов в тепловой камере; в) ремонта вагонов. 7.18. На площадке ремонта вагонов следует предусматривать пути для: а) ремонта с подъемкой вагона и выкаткой тележек; б) ремонта вагонов, не требующих подъемки. 7.19. На площадке обработки цистерн из-под этилированного бензина должно быть два пути открытой эстакады и располагаться с учетом преобладающего направления ветров в местах, не имеющих перспективы путевого развития ППС. 8. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ8.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений ППС принимаются в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания"; СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий"; СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания"; СНиП 2.11.01-85 "Складские здания"; СНиП 1.02.07-87 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"; СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы проектирования"; СНиП 2.03.01-84 "Бетонные и железобетонные конструкции"; СНиП II-23-81* "Стальные конструкции"; СНиП II-В.8-71* "Полы. Нормы проектирования"; СНиП II-26-76 "Кровли"; "Инструкцией по проектированию вспомогательных зданий и сооружений предприятий и помещений железнодорожного транспорта", № ЦУВС/4097, М., 1983, с учетом противопожарных и санитарных норм, мероприятий по борьбе с шумом, инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне и других нормативных документов. 8.2. Основные габаритные размеры открытых и закрытых эстакад определяются по нормам, приведенным в табл. 22.
Примечание: 1) общую длину позиции для обработки следует определять проектом, исходя из количества одновременно обрабатываемых в группе цистерн или вагонов для перевозки нефтебитума; 2) кабины для обогрева обслуживающего персонала, как правило, следует размещать в центре открытой эстакады; 3) основные габаритные размеры при деповском ремонте вагонов принимать по ВНТП 02-86/МПС. 8.3. Высота производственных помещений и подъемно-транспортные средства определяются по нормам, приведенным в табл. 23. Таблица 23
8.4. Площади производственных помещений ППС определяются с учетом суточной программы, габаритных размеров подвижного состава, количества позиций обработки с соблюдением проходов и проездов для обслуживания, принятых по соответствующим ОСТам ССБТ, указанным в п. 10.2. 8.5. Площади административных и бытовых помещений определяются по СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" с учетом санитарных норм. 8.6. Состав и площади ремонтно-механических мастерских выбирать в соответствии с рекомендациями ВНТП 02-86 "Ведомственные нормы технологического проектирования депо для ремонта грузовых и пассажирских вагонов". 8.7. При предварительных расчетах площадей ремонтно-механических мастерских ППС следует пользоваться нормами площадей, приходящихся на единицу технологического оборудования с учетом проходов, проездов и складирования деталей. Указанные нормы приведены в табл. 24.
Примечание. В показателях удельной площади учтены склады готовых деталей. 8.8. Необходимые размеры лаборатории определяются числом анализов сточной, промывочной и питательной воды, исходя из количества обрабатываемых цистерн, количества резервуаров, мощности котлов и т.д. 8.9. Удельные показатели для укрупненного расчета площадей кладовых ремонтно-механических мастерских ППС представлены в табл. 25.
8.10. Удельные показатели для укрупненного расчета площадей складов ремонтно-механических мастерских ППС представлены в табл. 26.
8.11. При проектировании эстакад для обработки котлов цистерн следует применять конструкцию одностоечной сборной железобетонной колонны с П-образными или Т-образными стойками. Шаг колонн принимать кратным 6,0 м. 8.12. Настил и ступени лестниц эстакады следует предусматривать из просечно-высечной стали по ГОСТ 8706-78. На эстакадах должны быть продольные барьеры и поручни высотой не менее 1 м, рабочие площадки шириной с учетом габарита 1-T, обеспечивающими безопасный переход работников с эстакады на котел цистерны. 8.13. На открытых эстакадах должны быть предусмотрены кабины с утепленными стенками, предназначенные для кратковременного отдыха и укрытия в непогоду, обогрева в зимнее время промывальщиков-пропарщиков площадью не менее 12 м2. 8.14. В проектах строительства (реконструкции) ППС необходимо предусматривать мероприятия по первичной и вторичной защите от коррозии колонн, балок и плит покрытия, наружных стеновых панелей, стоек эстакад в депо по СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии" и СН 525-80 "Инструкция по технологии приготовления полимербетонов и изделий из них". 8.15. При проектировании зданий, сооружений и технологического оборудования на ППС следует соблюдать требования технической эстетики и экономики в вопросах рациональной компоновки, художественного конструирования рабочего места, цветового решения средств информации на рабочем месте. 8.16. При выборе элементов технической эстетики на стадии проектирования ППС, а также при выдаче технических заданий на разработку новых видов оборудования необходимо руководствоваться следующими нормативными документами и материалами: СН 181-70 "Указаниями по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий"; "Руководством по рациональному цветовому оформлению", 1964 г.; "Инструктивными указаниями по учету нормативных требований научной организации труда при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий железнодорожного транспорта, разработке технологических процессов и оборудования", М., Транспорт, 1981 г.; "Методическими рекомендациями по научной организации труда работников железнодорожного транспорта", М., Транспорт, 1985 г. 9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ9.1. Требования к электроустановкам и устройствам автоматизации9.1.1. Проектирование электроустановок ППС необходимо осуществлять на основе технико-экономических сравнений, применения простых и надежных схем, внедрения нового электрооборудования, строгого соблюдения требований действующих строительных норм и правил, государственных и отраслевых стандартов, ПУЭ и других директивных документов, обеспечивающих надежную и безопасную эксплуатацию электроустановок. 9.1.2. Перечень электроприемников и потребителей электрической энергии ППС, относящихся к соответствующей категории по степени надежности электроснабжения приведен в табл. 27.
Категорийность электроприемников, не вошедших в перечень, следует принимать в соответствии с действующими общесоюзными нормативами и отраслевым стандартом ОСТ 32.14-80 "Электроприемники предприятий железнодорожного транспорта. Категорийность в отношении обеспечения надежности электроснабжения". 9.1.3. При выборе схемы электроснабжения должны предусматриваться устройства АВР для восстановления питания потребителей I категории путем автоматического присоединения резервного источника питания при отключении рабочего источника, приводящем к обесточению электроустановок. 9.1.4. Выбор электрооборудования, электрических светильников, распределительных устройств, электропроводок и кабельных линий электроустановок ППС следует производить в соответствии с главами 7.3 и 7.4 ПУЭ. 9.1.5. Канализацию электроэнергии по территории ППС рекомендуется выполнять кабелями, проложенными открыто на эстакадах, тросах, по стенам зданий, избегая по возможности прокладки их в подземных кабельных сооружениях (каналах, блоках, туннелях) и траншеях. 9.1.6. Применение воздушных линий электропередач напряжением до и выше 1 кВ по территории ППС не допускается, кроме использования их для цепей питания электроэнергией устройств и установок мелких потребителей (стрелочных постов и т.п.) и электроосвещения дорог, проложенных по границам территории станции, а также охранного освещения. Сближение воздушных линий со взрыво- и пожароопасными установками следует принимать по § 2.5.163 ПУЭ шестого издания. 9.1.7. Подключение электродвигателей, установленных на виброоснованиях, должно осуществляться с применением гибких вводов. 9.1.8. Освещенность помещений зданий и сооружений ППС следует принимать с ОСТ 32.9-82 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта" и СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение". 9.1.9. Схемы автоматизации технологических процессов должны предусматривать: а) контроль параметров, характеризующих технологический процесс; б) автоматическое регулирование параметров в характерных точках процессов; в) регистрацию параметров, необходимых для отчетности и анализа работы технологических узлов и отдельных агрегатов; г) автоматическую защиту технологического оборудования в аварийных ситуациях; д) автоматический ввод резервных агрегатов (АВР) при выходе из строя рабочих агрегатов в случаях, когда прекращение работы агрегата может привести к возникновению аварийной ситуации; е) световую и звуковую сигнализацию (предупредительную и аварийную) отклонения основных технологических параметров от заданных значений; ж) сигнализацию (световую) состояния электроприводов, управление которыми производится из помещения ЦПУ; з) контроль за состоянием воздушной среды в производственных помещениях и на открытых площадках, имеющих определенную зону по классу взрывопожаробезопасности. 9.1.10. При проектировании устройств автоматизации ППС следует руководствоваться ВСН 281-75 "Временными указаниями по проектированию систем автоматизации технологических процессов". 9.1.11. Приборы и средства автоматизации, а также электропроводки к ним должны выбираться с учетом класса взрыво- и пожароопасности зон, в которых они устанавливаются. 9.1.12. Приборы с ртутным заполнением в схемах автоматизации применять не рекомендуется. 9.1.13. Управление основными технологическими процессами ППС рекомендуется осуществлять из ЦПУ. 9.2. Требования к устройствам связи и сигнализации9.2.1. Проектирование сигнализации, централизации, блокировки и связи на ППС следует выполнять в соответствии с требованиями ПТЭ 1986 г. и глав 17 и 18 СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм". 9.2.2. Для хозяйственного и оперативного руководства работой и технологическими процессами на ППС, взаимодействия технических служб и административно-хозяйственного аппарата, выполнения требований техники безопасности и пожарной безопасности необходимо предусматривать следующий комплекс устройств связи и сигнализации: а) оперативную внутрипроизводственную телефонную связь; б) прямую телефонную связь оператора ППС с маневровым диспетчером; в) двустороннюю громкоговорящую связь оператора; г) электрочасофикацию; д) радиотрансляционную сеть в служебно-технических помещениях; е) автоматическую охранно-пожарную сигнализацию; ж) промышленное телевидение; з) ограждение составов. 9.2.3. Прямая (оперативная) телефонная связь начальника ППС с начальниками административно-хозяйственных и технических служб должна предусматриваться с помощью аппаратуры оперативной связи. 9.2.4. Прямая телефонная связь оператора ППС с маневровым диспетчером (дежурным по станции) должна организовываться по техническим условиям служб сигнализации и связи железных дорог. 9.2.5. Для организации двусторонней громкоговорящей связи оператора ППС следует предусматривать усилитель с сетью громкоговорителей и переговорных пунктов на территории ППС. Двусторонняя связь должна быть раздельной и предусматривать возможность выключения незадействованных в момент переговоров наружных репродукторов. Сеть наружных репродукторов оператор включает только при необходимости передать общие указания, относящиеся ко всем работникам предприятия. Переговорные колонки устанавливаются на каждой эстакаде ППС и междупутьях, где производится ремонт цистерн и вагонов для нефтебитума. Во взрывоопасных помещениях и сооружениях класса В-Iг должны устанавливаться взрывобезопасные динамические громкоговорители. 9.2.6. Радиофикация служебных помещений ППС должна выполняться подключением к ближайшему радиотрансляционному узлу. 9.2.7. Для обеспечения единого отсчета времени на территории ППС необходимо устройство электрочасовой сети с установкой первичных и вторичных электрочасов. 9.2.8. Устройство ограждения составов должно обеспечивать безопасные условия работы промывальщиков-пропарщиков цистерн и ремонтных бригад. 9.2.9. Пожарная сигнализация служебных и технических помещений ППС выполняется согласно соответствующих нормативных документов. 9.3. Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха9.3.1. При проектировании отопления и вентиляции промывочно-пропарочных станций следует соблюдать нормы СНиП 2.04.05-86 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий", требования настоящих норм и отраслевых нормативных документов. 9.3.2. Оптимальные и допустимые величины температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха устанавливаются для рабочей зоны производственных помещений с учетом избытков тепла, тяжести выполняемой работы и времени года. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений должны соответствовать: ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования"; ГОСТ 12.4.021-75 "Системы вентиляционные. Общие требования". 9.3.3. Отопление помещений ППС следует проектировать водяным, воздушным, совмещенным с приточной вентиляцией или паровым. Система отопления цеха, в котором размещены эстакады, должна иметь автоматическое управление. В помещениях в нерабочее время дежурное отопление должно поддерживать температуру внутреннего воздуха 5 °С. 9.3.4. Ворота в крытом цехе ППС следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами с забором наружного воздуха. Система отопления и воздушно-тепловых завес должна обеспечивать поддержание и восстановление температуры в цехе до нормальной за время не более 10 минут после снижения температуры при открывании ворот для пропуска подвижного состава и подачи в цех холодных цистерн. 9.3.5. Для воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, при отсутствии дежурного водяного отопления следует предусматривать не менее 2-х вентсистем, каждая из которых должна обеспечивать в обслуживаемом помещении температуру воздуха не ниже 5 °С. 9.3.6. Температура теплоносителя в системах отопления местными нагревательными приборами для помещений категорий А, Б и В не должна быть выше 150 °С при теплоносителе - вода и 130 °С при теплоносителе - пар. Нагревательные приборы следует предусматривать с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку, и ограждающими экранами при температуре воды в этих приборах 130 °С и выше. Трубы и приборы окрашиваются масляной краской. 9.3.7. Проектирование печного отопления в зданиях ППС не допускается. 9.3.8. Цех ППС, в котором размещены эстакады, оборудуется приточной и вытяжной вентиляцией. Приточная вентиляция предусматривается механической общеобменной, вытяжная - с помощью местных отсосов, расположенных над горловинами цистерн, с механическим побуждением и общеобменная механическая через вытяжные шахты. 9.3.9. Воздух для приточных систем ППС необходимо забирать из наименее загрязненной зоны с наветренной стороны здания. Здания и сооружения ППС следует размещать на площадке так, чтобы в местах организованного и неорганизованного воздухозабора системы вентиляции и кондиционирования воздуха содержание вредных веществ в наружном воздухе не превышало 30 % предельно допустимых концентраций для рабочей зоны производственных помещений. 9.3.10. Для охлаждения, дегазации и сушки котлов - 4-осных цистерн, к каждой из них следует подавать 10...12 м3/сек с регулированием подачи воздуха в зависимости от местных условий. Подаваемый в котлы цистерн приточный воздух в зимнее время должен подогреваться до температуры 10°...20 °С. Количество цистерн, подключаемых к одной вентустановке, должно обеспечивать наиболее эффективное использование ее мощности. Расположение вентустановок для вентилирования (дегазации) котлов цистерн должно быть в изолированных от основных цехов помещениях. 9.3.11. На открытой эстакаде до устройства вентиляционных установок вентилирование (дегазация) котлов цистерн допускается с помощью других устройств, имеющихся на ППС. 9.3.12. В крытых цехах ППС объединение установки для вентилирования котлов цистерн с приточной общеобменной вентиляцией не допускается. 9.3.13. В крытых цехах ППС удаление воздуха, подаваемого в котлы цистерн, необходимо предусматривать регулируемыми по отношению к горловине цистерны местными отсосами-зонтами с объемом вытяжки 20 м3/сек из расчета на 4-осную цистерну. На 8-осную цистерну расходы приточного и вытяжного воздуха удваиваются. Загрязненный воздух должен удаляться выше кровли с применением факельного выброса. Удаляемый воздух перед выбросом в атмосферу следует очищать от вредных примесей. 9.3.14. Суммарное количество приточного и вытяжного воздуха для общеобменной и местной вентиляции закрытых цехов ППС определяется расчетом по выделяемым в цеху теплу, влаге и вредным веществам, которые рассчитываются в технологической части проекта и с учетом п. 9.3.11…9.3.14 настоящих норм. При отсутствии полных данных для расчета допускается принимать общую кратность воздухообмена - 8, при наличии сернистых выделений от нефтепродуктов и кратность - 5 при их отсутствии. 9.3.15. При объемах местных отсосов и приточного воздуха на дегазацию котлов цистерн, равных или больших по отношению к расчетным для вентиляции по п. 9.3.17, минимальная кратность общеобменной приточной и вытяжной вентиляции принимается равной 3 с учетом воздушного баланса в закрытых цехах ППС. 9.3.16. Удаление воздуха системами общеобменной вентиляции в закрытых цехах ППС следует предусматривать из верхних зон помещения с установкой вытяжных систем перед горловинами цистерн. 9.3.17. Для вытяжных систем, удаляющих воздух из помещений категорий А и Б следует предусматривать установку резервного вентилятора, автоматически включающегося при остановке основного. Вентиляторы устанавливаются во взрывобезопасном исполнении. 9.3.18. В помещениях категорий А и Б, в которых возможно выделение больших количеств взрывоопасных паров, следует предусматривать аварийную вытяжную вентиляцию. 9 3.19. Приточные венткамеры для помещений категорий А и Б следует располагать в отдельных изолированных помещениях с выходом наружу. Допускается устройство входов в эти камеры из помещений категорий Г и Д. Вентиляционное оборудование в этих камерах следует предусматривать в нормальном исполнении при наличии автоматических обратных клапанов, во взрывоопасном исполнении на воздуховодах при выходе их из приточной камеры. 9.3.20. При проектировании венткамер для вытяжных вентиляторов следует руководствоваться указаниями п. 4.113 СНиП 2.04.05-86. 9.3.21. В лабораториях следует предусматривать общеобменную приточную и вытяжную вентиляцию с механическим побуждением. Помимо этого предусматриваются местные отсосы от вытяжных шкафов и моек лабораторной посуды. Кратность воздухообмена принимается равной 6, если не требуется большая по расчету. Вытяжка осуществляется из верхней и нижней зон. 9.3.22. Рекомендуемые системы отопления и вентиляции для производственных помещений закрытых ППС приведены в табл. 28.
9.3.23. При проектировании систем теплоснабжения ППС следует руководствоваться помимо настоящих норм требованиями следующих нормативных документов: "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов", утвержденных Госгортехнадзором СССР; "Правил устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды", утвержденных Госгортехнадзором СССР; СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети"; СНиП II-35-76 "Котельные установки". 9.3.24. Пар на ППС следует использовать на предварительную пропарку цистерн и вагонов для нефтебитума. Целесообразность использования пара на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение следует определять технико-экономическим расчетом. 9.4. Требования к водоснабжению и канализации9.4.1. Водоснабжение и канализацию зданий и сооружений ППС следует проектировать согласно: СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"; СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения"; СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети"; СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий"; СН 496-77 "Временная инструкция по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод"; СН 527-80 "Инструкция по проектированию технологических стальных трубопроводов Ру10 МПа"; СН 542-81 "Инструкция по проектированию тепловой изоляции оборудования и трубопроводов промышленных предприятий"; "Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденным Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерством здравоохранения СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР; "Временным рекомендациям по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты" ВНИИ "ВОДГЕО" Госстроя СССР и ВНИИВО Минводхоза СССР; "Техническим требованиям на разработку замкнутых систем использования воды на промывочно-пропарочных станциях", № II-29462, утвержденных МПС 27.08.80 г.; "Методическим указаниям по проектированию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта", № II-40140, утвержденным 22.18.81 г.; "Укрупненным нормам водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности", М., 1982 г. 9.4.2. При проектировании систем водоснабжения и канализации ППС необходимо в обязательном порядке рассматривать создание бесточных систем технического водоснабжения. Проектные решения должны обеспечивать надежное водоснабжение и канализование ППС и вместе с тем рациональное использование водных ресурсов и охрану природной среды. На площадке ППС следует проектировать приведенные ниже системы водоснабжения и канализации. 9.4.3. Системы водоснабжения: - хозяйственно-питьевая; - производственно-противопожарная; - системы оборотного водоснабжения. Системы оборотного водоснабжения подразделяются на: а) систему оборотного водоснабжения нефтесодержащих стоков от внутренней промывки котлов цистерн; б) оборотную систему щелочного раствора для наружной очистки цистерн; в) оборотную систему обмывочной воды для наружной обмывки цистерн; г) систему оборотного водоснабжения охлаждающей воды. Для восполнения потерь воды в оборотных системах должны быть использованы, как правило, очищенные воды производственно-дождевой системы канализации. Недостающее количество должно восполняться свежей водой. Работа систем оборотного водоснабжения, как правило, должна предусматриваться без специальной продувки. Для стабилизации водного режима необходимо применять ингибирование или другие способы снижения солесодержания в оборотной воде. 9.4.4. Системы канализации: - хозяйственно-бытовая; - производственно-дождевая. Производственно-дождевая система канализации должна подразделяться на следующие системы: а) производственно-дождевая, включающая в себя производственные сточные воды ППС, включая стоки от промывочно-пропарочных эстакад и дождевые воды; б) производственная от промывки цистерн из-под этилированного бензина. Стоки системы "а" должны подвергаться локальной очистке и использоваться для подпитки оборотных систем водоснабжения. Дождевые воды системы "б" должны отводиться на очистку в систему оборотного водоснабжения от внутренней промывки котлов цистерн. Стоки системы "в" после нейтрализации следует использовать для подпитки системы оборотного водоснабжения нефтесодержащих стоков от наружной обмывки цистерн. Сброс стоков с ППС должен проектироваться только на очистные сооружения ППС. В каждой системе, отводящей сточные воды, должны быть предусмотрены приспособления для отбора проб и учета количества сточных вод. 9.4.5. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения по системам приведены в табл. 29.
Примечания: 1) укрупненные нормы водопотребления и водоотведения определены на единицу общей суточной программы ППС; 2) потери воды на испарение и унос в системах оборотного водоснабжения от промывки и обмывки цистерн приняты 15 %; 3) потери воды на испарение и унос в системе оборотного водоснабжения охлаждающей воды следует принимать по технологическим данным; 4) на различные программы подготовки цистерн в сутки выведены коэффициенты перевода:
9.4.6. Качество сточных вод от внутренней промывки и наружной обмывки цистерн, а также требования к качеству оборотной воды приведены в табл. 30.
9.4.7. Рекомендуемый состав очистных сооружений приведен в табл. 31.
9.4.8. Эффект очистки сточных вод, обводненность нефтепродуктов и осадка следует принимать по табл. 32.
9.4.9. Сточные воды с ППС направляются на локальную очистку, включающую нефтеловушку, рассчитанную на 2-х часовой приток сточных вод, насосную и резервуары. 9.4.10. При проектировании ППС сброс сточных вод с ППС должен производиться на очистные сооружения НПЗ или другого предприятия, имеющего сооружения для очистки нефтесодержащих вод. Выпуск избытка промывочной воды после дополнительной очистки должен осуществляться в канализацию нефтеперерабатывающих заводов городскую или станционную канализацию и лишь как исключение - в водоем по согласованию с территориальными санитарными и водными инспекциями. 9.4.11. Обезвоживание осадка производственных сточных вод из очистных сооружений, как правило, следует предусматривать на песковых или шламовых площадках уплотнителях. При производительности очистных сооружений свыше 1000 м3/сут допускается предусматривать механическое обезвоживание осадка на вакуум-фильтрах, фильтр-прессах и центрифугах. Применение этого оборудования должно быть обосновано и согласовано в установленном порядке. 9.4.12. Удаление обводненного осадка из песколовок, нефтеловушек, межотраслевых лотков и т.д. следует предусматривать механизированным способом. 9.4.13. Для сбора и обезвоживания уловленных нефтепродуктов и флотационной пены следует предусматривать закрытые разделочные резервуары-отстойники с обогревом. 9.4.14. Обезвоженный нефтешлам (обезвоженные смытые нефтеотходы) в зависимости от местных условий должен быть передан на нефтеперерабатывающий завод или другие предприятия для переработки. 9.4.15. При сооружении шламовых накопителей должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению загрязнений подземных вод и почвы. 9.5. Противопожарные требования9.5.1. В проектах ППС необходимо предусматривать автоматическое пожаротушение и пожарную сигнализацию служебных и производственно-технических помещений согласно требований действующих норм, правил и инструкции по внедрению противопожарной автоматики и обслуживанию технических средств охраны и противопожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта, утвержденных МПС и соответствующих указаний органов пожарного надзора. 9.5.2. Необходимость обустройства отдельных сооружений ППС установками автоматического пожаротушения или пожарной сигнализации предусматривать в соответствии с Общесоюзные нормами технологического проектирования ОНТП 24-86/МВД СССР "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности", утв. МВД СССР 27.07.86 г. 9.5.3. В проекте ППС должны быть учтены требования раздела 4.5. "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте", ЦУО/3725 от 27.12.1978 г. 9.5.4. Проектирование автоматического пожаротушения должно осуществляться специализированной проектной организацией. 9.5.5. Станция пожарной сигнализации устанавливается в пожарном депо. Для ППС, не имеющих в своем составе пожарное депо или когда пождепо значительно удалено, сигнализация о пожаре должна выводиться к дежурному по ППС (депо) или в помещение, где круглосуточно находится дежурный персонал. 9.5.6. Системы сигнализации о пожаре должны обеспечивать автоматическую подачу команд на отключение механической вентиляции в зоне пожара. 9.5.7. Первичными средствами пожаротушения здания и сооружения ППС обеспечиваются согласно "Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" ЦУО/4607-1988 г. 10. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ10.1. Категории производств ППС по взрыво-пожарной опасности следует определять по табл. 33.
10.2. При проектировании ППС необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами по охране труда и технике безопасности: ОСТ 32.13-82 "ССБТ. Подготовка цистерн к наливу и ремонту. Требования безопасности"; ОСТ 32.15-81 "ССБТ. Техническое обслуживание и ремонт вагонов. Требования безопасности"; "Правилами техники безопасности и производственной санитарии при подготовке цистерн и вагонов для нефтебитума к наливу и ремонту" ЦВ/3824, 1979 г.; "Инструкцией по технике безопасности и производственной санитарии для промывальщиков-пропарщиков цистерн и слесарей по ремонту подвижного состава" ЦВ/3920, 1981 г.; ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение"; СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы"; СН 245-71 "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий"; "Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию Минздрава СССР"; "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ); СН 527-80 "Инструкцией по проектированию технологических стальных трубопроводов Ру 10 МПа"; "Типовой инструкцией по технике безопасности осмотрщикам вагонов и слесарям по ремонту подвижного состава" ЦВ/3964, 1982 г.; "Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР"; "Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР"; Методическим письмом по проведению санитарного надзора за предприятиями ж.д. транспорта, осуществляющими переработку грузов и обработку подвижного состава из-под химических грузов, № ЦУВС-6-51; "Инструкцией по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта" ВСН ЦУВС-4097; "Инструкцией по эксплуатации вакуумных установок на промывочно-пропарочных предприятиях" № 304 ПКБ ЦВ; "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением"; "Основными положениями управления работой по охране труда на железнодорожном транспорте" ЦЗТ/4247; санитарными правилами проектирования; захоронения неутилизированных промышленных отходов Минздрава СССР; правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов; соответствующими главами СНиП; системой стандартов безопасности труда ССБТ. 10.3. Проектом должно обеспечиваться выполнение "Номенклатуры мероприятий по охране труда", утвержденной постановлением Президиума ВЦСПС. 10.4. Возможность применения труда женщин на ППС определяется с учетом "Списка производства, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин" (указание МПС от 08.09.78 № 2918пр). 10.5. Для повышения безопасности при обработке и ремонте цистерн и вагонов для нефтебитума и предупреждения травматизма трубопроводы по эстакадам следует располагать в следующем порядке: с нижней разводкой - паропроводы; вакуумпроводы; трубопроводы горячей воды; с верхней разводкой - дегазационные трубопроводы. 10.6. Паропроводы и трубопроводы для горячей воды и пара должны отвечать требованиям "Правил технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей" и "Правил техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей". 10.7. Вакуумные установки должны соответствовать требованиям "Инструкции по эксплуатации вакуум-установок на ППС". 10.8. Электрооборудование должно быть во взрыво-безопасном исполнении, отвечать требованиям Правил устройства электроустановок, ГОСТ 12.2.007.0-75 "ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности" и эксплуатироваться в соответствии с требованиями "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей". 10.9. Защиту зданий и сооружений и наружных установок ППС, имеющих взрыво-пожароопасные зоны, от прямых ударов молний и вторичных ее проявлений следует выполнять согласно РД 34.21.122-87 "Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений". 10.10. Защиту оборудования, эстакад, установок, металлических емкостей и конструкций от статического электричества необходимо выполнять в соответствии с действующими нормативными документами. 10.11. Защита от электромагнитной индукции выполняется в виде устройства через каждые 25 - 30 м металлических перемычек между трубопроводами и другими протяженными металлическими предметами, расположенными друг от друга на расстоянии 10 см и менее. 10.12. Для защиты от заноса высоких потенциалов по наземным коммуникациям их необходимо при вводе в здание или сооружение присоединить к любому из заземлителей. 10.13. При размещении ППС вблизи от электрифицированных ж.д. путей или в зоне распространения блуждающих токов следует руководствоваться "Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог". 11. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ11.1. При проектировании ППС должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие рациональное использование и охрану земель, лесов и водоемов, защиту почвы от загрязнения и рекультивацию земель, отводимых под строительство, охрану от загрязнения атмосферного воздуха промышленными выбросами и улучшение использования природных ресурсов. Указанные мероприятия должны разрабатываться в соответствии с требованиями нормативных материалов: санитарных норм проектирования промышленных предприятий; "Правил охраны окружающей среды при подготовке цистерн к наливу" Цв/3760; "Инструкции о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям" ОНД-84; "Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Госкомгидромет; "Правил охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами" (утверждены Минводхозом СССР); "Правил о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (Минрыбхоз СССР, Согласовано с Госстроем СССР, 1987 г.); Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды (Госплан СССР, Госстрой СССР, 1986 г.); Методических указаний по установлению предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами (Минводхоз СССР, Госстрой СССР, 1982 г.); Правил приема производственных сточных вод в системах канализации населенных пунктов (согласовано с Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР, 1987 г.). 11.2. Вредными выбросами на промывочно-пропарочных станциях являются углеводороды нефтепродуктов, выделяемые из цистерн при их пропарке и промывке, а также из резервуаров для хранения нефтепродуктов и сооружений системы канализации очистки сточных вод. Источниками вредных выделений являются: - цистерны и вагоны для нефтебитума с нефтепродуктами; - межрельсовые лотки; - резервуары для приема недослива и разделки уловленных нефтепродуктов; - насосные для перекачки нефтепродуктов; - песколовки; - нефтеловушки; - радиальные отстойники; - флотаторы; - шламовые накопители. 11.3. Величины валовых выбросов от сооружений ППС представлены в табл. 34.
11.4. При проектировании следует предусматривать оснащение химических лабораторий оборудованием и измерительной аппаратурой для контроля состояния атмосферного воздуха и водоемов. 11.5. В проектах необходимо предусматривать мероприятия по утилизации отходов производства (нефтешлам, загрязненные обтирочные материалы и т.п.). Отходы могут быть переданы для утилизации на нефтеперерабатывающие заводы. Содержание
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |