| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 51722-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА МАЛЫЕ Нормы снабжения якорями, якорными
цепями,
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации «ЛОТ» ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК «Судостроение» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 марта 2001 г. № 123-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 51722-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДА МАЛЫЕ Нормы снабжения якорями, якорными цепями,
якорными, Small crafts. Supply standards with anchors,
anchor chains, Дата введения 2002-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на малые суда с наибольшей длиной свыше 3,1 м (гребные, парусные, парусно-моторные, моторные, в том числе с динамическими принципами поддержания: глиссирующие, на воздушной подушке, на подводных крыльях), поднадзорные Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации. Стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки, каноэ, прогулочные плоты, плавсредства водных аттракционов, спортивные суда. Стандарт устанавливает нормы снабжения малых судов якорями, якорными цепями, якорными, швартовными и буксирными канатами. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 228-79 Цепи якорные с распорками. Общие технические условия ГОСТ 760-74 Якоря адмиралтейские. Конструкция и основные размеры ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения ГОСТ 3083-80 Канат двойной свивки типа ТК конструкции 6×30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с. Сортамент ГОСТ 7668-80 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6×36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 1 о.с. Сортамент ГОСТ 8497-78 Якоря Матросова. Технические условия ГОСТ 25496-82 Якоря повышенной держащей силы. Технические условия ГОСТ 26069-86 Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения ГОСТ 30055-93 Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия 3 ОпределенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 становой и запасной якоря, стоп-анкер: По ГОСТ 26069. 3.2 наибольшая длина судна: По ГОСТ 1062. 3.3 гибкие нити (якорные цепи, якорные, швартовные и буксирные канаты): Геометрически изменяемые системы, в которых каждому виду нагрузки соответствует своя форма провисания нити. 4 Архитектурно-конструктивные группы малых судов4.1 Архитектурно-конструктивные группы малых судов приведены в таблице 1. Таблица 1 - Архитектурно-конструктивные группы малых судов
4.2 Параметром, определяющим принадлежность малого судна к группе, является относительная высота надпалубных сооружений , определяемая по формуле (1) где h - максимальная высота надпалубных сооружений, м; Lнб - наибольшая длина судна, м (приложение А). 5 Общие требования5.1 Каждое малое судно должно иметь соответствующие якорное, швартовное и буксирное снаряжения. 5.2 Малые суда должны быть снабжены становым якорем. При массе станового якоря свыше 25,0 кг для его выбирания на малых судах должен быть установлен якорный или якорно-швартовный механизм. Малые суда должны быть снабжены также запасным якорем, конструкция которого соответствует длине малого судна, району плавания и погодным условиям. На малых судах применяют адмиралтейские якоря по ГОСТ 760, а также якоря повышенной держащей силы по ГОСТ 8497 (якоря Матросова) и ГОСТ 25496. Допускается применение якорей других равноценных конструкций. Применение якорей других конструкций должно быть одобрено надзорным органом. 5.3 Малые суда с наибольшей длиной Lнб > 7,1 м должны иметь стоп-анкеры массой не менее 1/3 массы станового якоря с якорным канатом, соответствующим выбранной массе кормового якоря. 5.4 При наибольшей длине малых судов Lнб > 16 м в качестве якорной гибкой нити рекомендуется использовать якорную цепь. В качестве якорных используют цепи с распорками (контрфорсами) по ГОСТ 228, а также цепи без распорок (контрфорсов) или круглозвенные по документации, утвержденной в установленном порядке (приложение Б). 5.5 Стальные якорные канаты - по ГОСТ 3083 и ГОСТ 7668, маркировочная группа 1770 МПа. Проволоки прядей канатов должны быть оцинкованными. Допускается применение стальных канатов, имеющих органический сердечник, по другой нормативной документации с параметрами канатов, близкими к приведенным в ГОСТ 3083 и ГОСТ 7668. 5.6 Якорные канаты из полимерных материалов рекомендуется соединять с якорем отрезком цепи, имеющим прочность, не меньшую, чем у якорного каната, и длиной не менее 10 % длины якорного каната. 5.7 При использовании якорного механизма для подъема якоря длина отрезка цепи может быть не более расстояния между якорем в положении «по-походному» и якорным механизмом. Длина отрезка цепи засчитывается в общую длину каната. Отрезок цепи должен соединяться с заделкой каната и скобой якоря (или веретеном) с помощью соединительных деталей, разрывное усилие которых должно быть не ниже разрывного усилия каната. 5.8 В качестве швартовных и буксирных канатов должны быть использованы канаты из полимерных материалов. 5.9 Якорные, швартовные и буксирные канаты из полимерных материалов - по ГОСТ 30055 или другой нормативной документации с аналогичными или близкими к ним параметрами канатов. 5.10 Допускается в качестве швартовных и буксирных канатов применение растительных канатов - сизалевых и других, равных по прочности канатам из полимерных материалов (приложение В). 6 Нормы снабжения якорями, якорными цепями, якорными, швартовными и буксирными канатами6.1 Нормы снабжения якорями, якорными цепями, якорными, швартовными и буксирными канатами приведены в таблицах 2 и 3 с учетом требований таблицы 4 и приложений Б и В. Таблица 2 - Нормы снабжения малых судов становыми якорями, якорными цепями и якорными канатами
Примечания 1 Приведенные нормы снабжения относятся к судам, эксплуатируемым в водных бассейнах без ограничений по условиям плавания и времени суток. 2 Суда, эксплуатируемые при благоприятной погоде и только в дневное время суток, допускается не снабжать запасными якорем, якорной цепью или якорным канатом, если масса стоп-анкера - не более 50 % массы станового якоря. 3 Суда, эксплуатируемые на реках без выхода в озера, водохранилища или заливы морей, допускается не снабжать запасными якорем, якорной цепью или якорным канатом. Таблица 3 - Нормы снабжения малых судов швартовными и буксирными канатами
6.2 В судовых документах должны быть указаны условия эксплуатации (без ограничений по районам плавания; без ограничения по районам плавания, но при благоприятной погоде и в дневное время суток; для плавания по рекам). Исходя из этих указаний выбирают элементы якорного снабжения малых судов по таблице 2. 6.3 Для судов с динамическими принципами поддержания масса якоря, выбранная по таблице 2, может быть уменьшена на 20 % при сохранении значений других параметров. 6.4 При использовании адмиралтейских якорей их масса должна быть на 60 % больше массы якоря, выбранного по таблице 2, при сохранении характеристик якорного каната. 6.5 Для судов-катамаранов масса якоря, выбранная по таблице 2, должна быть увеличена на 20 %; значения других элементов снабжения должны соответствовать новому значению массы якоря. 6.6 На судах с наибольшей длиной Lнб < 5,0 м якорный канат используют в качестве швартовного и буксирного. На судах с наибольшей длиной 5,0 ≤ Lнб < 7,1 м якорный канат используют в качестве буксирного (таблица 4). Таблица 4 - Относительная длина гибких нитей
6.7 Длину гибких нитей l, м, используемых на малых судах, определяют по формуле (2) где - относительная длина гибкой нити в соответствии с данными таблицы 4. 6.8 Длина якорной цепи или якорного каната, определяемая по формуле (2) и таблице 4, соответствует длине якорной цепи или якорного каната от якорной скобы (или веретена якоря) до якорного клюза (или борта судна). Полная длина якорной цепи или якорного каната должна включать отрезок цепи или каната от якорного клюза (или борта судна) до узла крепления коренного конца якорной цепи или якорного каната. 6.9 Длину швартовного или буксирного канатов определяют по формуле (2) и таблице 4. ПРИЛОЖЕНИЕ А(справочное) Архитектурно-конструктивные группы малых судов. ЭскизыТаблица А.1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное) Рекомендации по использованию якорных цепей и стальных якорных канатовТаблица Б.1
ПРИЛОЖЕНИЕ В(справочное) Рекомендации по использованию канатов из полимерных материалов и растительных канатов по ГОСТ 30055Таблица В.1
Ключевые слова: суда малые, нормы снабжения, устройства судовые, якоря, цепи якорные, канаты якорные, швартовные и буксирные
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |