| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ УТВЕРЖДАЮ Директор ВНИИМС А. И. Асташенков «25» сентября 1998 г. РЕКОМЕНДАЦИЯ МИ 2500-98 Москва ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) ИСПОЛНИТЕЛИ Н. П. Миф, к.т.н. (руководитель темы), Е. А. Заец, М. Г. Шаронов, к.т.н. УТВЕРЖДЕНА ВНИИМС ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ВНИИМС
РЕКОМЕНДАЦИЯ Средний класс играет значительную роль в повышении политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Его формирование во многом зависит от создания благоприятных условий для малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Для обеспечения эффективной работы малых предприятий и высокого уровня качества продукции и услуг необходимо соответствующее метрологическое обеспечение, включение этой деятельности в системы качества. Настоящая рекомендация разработана на основе Законов Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и «О энергосбережении» в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы. В этой программе предусмотрены (п. II.3.7) в числе приоритетных направлений разработка и внедрение на малых предприятиях систем качества по выпуску продукции и предоставлению услуг. Рекомендацию целесообразно использовать при разработке и внедрении на малых предприятиях метрологической части системы качества. Рекомендация содержит справочно-информационные материалы, предназначенные для использования при выполнении работ по метрологическому обеспечению на малых предприятиях. В рекомендации изложен комплекс сведений по всем основным вопросам метрологического обеспечения на малом предприятии. Конкретные сведения, которые необходимо использовать работникам предприятия, определяются в зависимости от специфики управления деятельностью предприятия, а также от вида продукции или услуг. Работникам малых предприятий, которые по роду деятельности выполняют те или иные работы по метрологическому обеспечению, целесообразно иметь нормативные и рекомендательные документы из числа, приведенных в приложении А, а также документы и справочные материалы, исходя из специфики измеряемой величины, объекта контроля и управления и других исходных данных. В приложении Б приводятся определения основных терминов, используемых в документах и работах по метрологическому обеспечению и регламентированных в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Консультацию по всем вопросам метрологического обеспечения на малых предприятиях можно получить во ВНИИМС (119361, Москва, Озерная ул. 46; тел. 437 3701, факс 437 5666). 1 МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦВ соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» (Ст. 11) предприятия, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора. При относительно небольшом количестве средств измерений метрологическую службу на малых предприятиях, пользующихся правами юридического лица, осуществляет, как правило, ответственное лицо, назначенное руководителем предприятия, либо сам руководитель предприятия. Работы по метрологическому обеспечению на малом предприятии могут выполняться по договорам с метрологическими службами других предприятий, аккредитованных на право выполнения этих работ. При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора создание метрологических служб и иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным (Ст. 11 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»). Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (Ст. 13 Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений») приведены в приложении В. Права и обязанности метрологической службы, или иной организационной структуры по обеспечению единства измерений определяются Положением, разрабатываемым на основе Типового положения [14]. Основные обязанности метрологической службы (иной организационной структуры по обеспечению единства измерений) малого предприятия: - учет средств измерений на предприятии; - организация ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации; - составление и ведение перечней средств измерений, применяемых на предприятии в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии с рекомендациями [44]; своевременное представление этих средств измерений на поверку в органы Государственной метрологической службы и государственные научные метрологические центры; - организация и проведение работ по калибровке средств измерений, не используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии с положениями [26, 27, 28, 29]; - организация аттестации методик выполнения измерений в соответствии с требованиями стандарта [4] и рекомендациями [31]; - выполнение или организация проведения метрологической экспертизы технической документации, разрабатываемой на предприятии, в соответствии с рекомендациями [41]; - проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний выпускаемой продукции; - участие в аттестации испытательного оборудования в соответствии с требованиями стандарта [12]; - осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений в соответствии с рекомендациями [42]. 2 СРЕДСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ2.1 СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙВ числе основных технических средств метрологического обеспечения используются средства измерений (измерительные приборы, меры, измерительные преобразователи, измерительные системы). Типы средств измерений, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны быть утверждены и включены в Государственный реестр средств измерений [21], который ведет Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС), а в части утвержденных типов стандартных образцов - Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ). ВНИИМС осуществляет информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах средств измерений. Адрес ВНИИМС: 119361, Москва, Озерная ул. 46; тел. 437 2865, факс 437 5666. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы наносится знак утверждения типа установленной формы. Экземпляры средств измерений, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, а также для контроля состояния сложных технических систем должны быть проверены органом Государственной метрологической службы или государственным научным метрологическим центром. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют метрологические службы предприятий. Эти перечни направляют в органы Государственной метрологической службы, которые в процессе проведения государственного метрологического надзора контролируют правильность и полноту этих перечней. При составлении таких перечней целесообразно использовать рекомендации [44]. Графики поверки составляют метрологические службы предприятий на срок, устанавливаемый владельцем средств измерений. Средства измерений, не применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, калибруются метрологической службой предприятия или другой метрологической службой, аккредитованной на право проведения калибровочных работ [28]. Поверка и калибровка средств измерений осуществляется с помощью эталонов в соответствии с документами ГСИ на методики поверки. Эталоны поверяются в органах Государственной метрологической службы. Согласно Статьи 16 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться лишь при наличии лицензии. Лицензирование осуществляют органы Государственной метрологической службы (по месту расположения лицензиата). Порядок лицензирования этой деятельности изложен в [18]. 2.2 МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙМетодики выполнения измерений (МВИ) являются важным средством метрологического обеспечения. МВИ объединяют основные компоненты системы обеспечения единства измерений (измеряемую величину, единицы величин, метод измерений, метрогические характеристики средств измерений, форму представления результатов измерений и погрешности измерений, а также использование результатов измерений и др.). Общие положения и требования к разработке, аттестации, стандартизации и метрологическому надзору за МВИ установлены в стандарте [4]. Рекомендации по разработке МВИ приведены в [31]. Одно из главных требований стандарта [4] - МВИ, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, а также для контроля состояния сложных технических систем по стандарту [13], должны быть аттестованы. Если погрешность измерений в виде требований или приписанных характеристик не изложена в документе на МВИ, то такие МВИ не могут быть аттестованы в соответствии с [4]. В МВИ, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, а также для контроля состояния сложных технических систем, применяют средства измерений, типы которых утверждены. Для этих целей может быть использован Государственный реестр средств измерений, который находится во ВНИИМС, а сведения об утвержденных типах стандартных образцов - имеются в Уральском научно-исследовательском институте метрологии (УНИИМ). Рекомендации по построению и изложению отдельных документов на МВИ приведены в приложении к стандарту [4]. Эти рекомендации могут быть использованы при изложении МВИ в разделах или частях общего документа (в разделе ТУ, стандарта, конструкторского или технологического документа). Проекты государственных стандартов, в которых излагаются МВИ, предназначенные для применения в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны подвергаться метрологической экспертизе в государственных научных метрологических центрах. Документы на МВИ, предназначенные для применения в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках, подлежат метрологической экспертизе в 32 ГНИИИ Минобороны России. Документы на МВИ, не используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, подвергают метрологической экспертизе в порядке, установленном на предприятии. При проведении метрологической экспертизы документов на МВИ целесообразно использовать [41]. 2.3 МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИМетрологическая экспертиза технической документации - это анализ и оценка технических решений в части метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию). Метрологическая экспертиза может являться частью технической экспертизы конструкторской, технологической и проектной документации. При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются наиболее рациональные решения по конкретным вопросам метрологического обеспечения. Метрологическая экспертиза включает метрологический контроль технической документации. Метрологический контроль - это проверка технической документации на соответствие конкретным метрологическим требованиям, регламентированным в стандартах и других нормативных документах. Например, проверка наименований и обозначений указанных в технической документации единиц величин на соответствие требованиям стандарта [2] или проверка использованных метрологических терминов на соответствие требованиям стандарта [1]. Замечания и предложения при метрологическом контроле имеют обязательный характер. В перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, в первую очередь включают документацию на продукцию и услуги, которые попадают в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора. Требования к экспертам. Эксперт несет ответственность за правильность и объективность заключений по результатам метрологической экспертизы. Эксперт должен хорошо представлять содержание различных видов конструкторских и технологических документов на конкретную продукцию, состав и содержание проектной документации (особенно в части методик контроля и испытаний продукции и ее составных частей); хорошо представлять объект и задачи метрологической экспертизы, обладать навыками их решения. Эксперт должен иметь в виду два исходных вопроса метрологического обеспечения любого объекта: что измерять и с какой точностью. От рационального решения этих вопросов во многом зависит эффективность метрологического обеспечения. К этим двум приоритетным вопросам можно добавить еще 2: средства и методики выполнения измерений. Метрологическая служба предприятия должна заботиться о систематическом повышении квалификации экспертов. Использование вычислительной техники значительно повышает эффективность метрологической экспертизы. В настоящее время разработаны и нашли применение следующие программные средства для персональных ЭВМ в области метрологического обеспечения, которые могут использоваться при метрологической экспертизе. Автоматизированные базы данных: - о технических характеристиках средств измерений, прошедших испытания, внесенных в госреестр и допущенных к обращению; - о поверочных и ремонтных работах, проводимых государственными метрологическими службами и метрологическими службами юридических лиц; - о нормативных и справочных документах в области метрологии; - об эталонах и установках высшей точности; - об образцовых средствах измерений и поверочных устройствах; - электронные каталоги выпускаемых приборов. Компьютерные системы расчета погрешности измерений, включающие базы данных о всех метрологических характеристиках широко применяемых типов средств измерений. В таких системах помимо результатов расчета суммарной погрешности измерений могут выдаваться значения составляющих погрешности. При проведении метрологической экспертизы технической документации целесообразно использовать рекомендации [41]. 2.4 АТТЕСТАЦИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯИспытательное оборудование - это техническое устройство, вещество или материал для воспроизведения совокупности воздействующих факторов или режимов функционирования объекта при испытаниях. Аттестация испытательного оборудования выполняется в соответствии со стандартом [12]. Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допускаемых отклонений и установление пригодности использования испытательного оборудования в соответствии с его назначением. При вводе в эксплуатацию в данном испытательном подразделении испытательное оборудование подвергают первичной аттестации. Первичную аттестацию испытательного оборудования проводит комиссия в составе представителей: - подразделения предприятия (организации), проводящего испытания на данном испытательном оборудовании; - метрологической службы предприятия (организации), подразделение которого проводит испытания продукции; - государственных научных метрологических центров и (или) органов Государственной метрологической службы при использовании испытательного оборудования для испытаний продукции с целью ее обязательной сертификации или испытаний на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов или при производстве продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд (для нужд Вооруженных Сил - представители 32 ГНИИИ МО РФ). Комиссию назначает руководитель предприятия (организации) по согласованию с государственным научным метрологическим центром и (или) органом государственной метрологической службы (32 ГНИИИ МО РФ), если их представители должны участвовать в работе комиссии. В процессе эксплуатации испытательное оборудование подвергают периодической аттестации через интервалы времени, установленные в эксплуатационной документации на испытательное оборудование или при его первичной аттестации. Периодическую аттестацию испытательного оборудования проводят сотрудники подразделения, в котором установлено оборудование, уполномоченные руководителем подразделения для выполнения этой работы, и представители метрологической службы предприятия. В случае ремонта или модернизации испытательного оборудования, проведения работ с фундаментом, на котором оно установлено, перемещения стационарного испытательного оборудования и других причин, которые могут вызвать изменения характеристик воспроизведения условий испытаний, испытательное оборудование подвергают повторной аттестации. Повторную аттестацию испытательного оборудования осуществляют в порядке, установленном для периодической аттестации. 2.5 МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОРГосударственный метрологический контроль и надзор осуществляют органы Государственной метрологической службы в соответствии с правилами [15, 16, 17, 19, 21]. Метрологические службы предприятий осуществляют метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений. В случае нарушений метрологических правил калибровки средств измерений, соблюдением метрологических и норм уполномоченные для проведения метрологического надзора лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм. При осуществлении метрологического надзора необходимо руководствоваться рекомендациями [42]. Ответственность за нарушение метрологических правил и норм рассмотрена в разделе 4. 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯМетрологическое обеспечение осуществляется на основе законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, а также нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). На рисунке 1 показана в обобщенном виде система законодательных и подзаконных актов, а также нормативных и рекомендательных документов в области метрологии и метрологического обеспечения. Рис. 1 3.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯКонституция Российской Федерации (статья 71, п. «р») устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанными с ними другие метрологические основы). Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» определяет: - основные метрологические понятия (единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, нормативный документ по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка средства измерений, калибровка средства измерений, аккредитация на право поверки средств измерений и другие); - компетенцию Госстандарта России в области обеспечения единства измерений; - единицы величин, средства и методики выполнения измерений; - компетенцию и структуру Государственной метрологической службы и других государственных служб обеспечения единства измерений; - метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц (предприятий и организаций); - основные положения о единицах величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам; - сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (приведены в приложении В); - права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по обеспечению единства измерений; - обязательное создание метрологических служб юридических лиц, использующих средства измерений в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора; - условия использования средств измерений в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (утверждение типа, поверка); - требование к выполнению измерений по аттестованным методикам; - основные положения калибровки и сертификации средств измерений; - лицензирование деятельности предприятий и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; - ответственность за нарушение положений Закона; источники финансирования работ по обеспечению единства измерений. 3.2 НОРМАТИВНЫЕ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ГСИНа рисунке 2 показан в обобщенном виде массив нормативных и рекомендательных документов ГСИ. В настоящее время в составе ГСИ около 2500 документов, утвержденных Госстандартом России и его метрологическими институтами. Рис. 2 Основополагающие ГОСТ, правила (ПР) и рекомендации метрологических институтов (МИ). В эту группу входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, лицензирование предприятий по различным направлениям метрологической деятельности, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы). Это так называемые организационные документы. Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения ряда метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерений, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы). Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей измерений и др. В группе документов на государственные поверочные схемы около 180 ГОСТ и МИ. Они играют значительную роль в поверочной (калибровочной) деятельности метрологических служб. При организации поверки (калибровки) государственные поверочные схемы используются непосредственно или к ним «привязываются» локальные поверочные схемы. В документах на государственные поверочные схемы содержится следующая информация: - воспроизводимую и хранимую эталоном единицу величины; - среднее квадратическое отклонение результата измерений, неисключенную систематическую погрешность и нестабильность эталона за год; - технические средства, входящие в состав эталона; - наименование величины, размер единицы, которая передается средствам измерений; - методы передачи размера единицы величины; - метрологические характеристики рабочих эталонов и средств измерений, используемых для передачи размера единицы величины; - диапазоны значений или номинальные значения передаваемой величины. Метрологические службы предприятий практически непосредственно государственные эталоны не используют. Документы на нормы точности измерений содержат: погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров (ГОСТ 8.051, ГОСТ 8.549), нормы точности дозирования торговыми автоматами (ГОСТ 10309), нормы точности определения массы в резервуарах (ГОСТ 8.378), нормы точности взвешивания и дозирования (ГОСТ 13712) и ряд других норм точности измерений. В группе документов ГСИ на методики выполнения измерений около 190 ГОСТ, ПР и МИ. Эта группа документов в ближайшее время будет развиваться, т.к. использование таких документов существенно облегчит применение аттестованных методик выполнения измерений, что требует Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» (статья 9). Наиболее многочисленная группа документов ГСИ на методики поверки средств измерений. В ней около 1900 ГОСТ и МИ. В настоящее время разработаны и применяются около 80 Типовых программ испытаний для целей утверждения типа средств измерений. Эти документы могут потребоваться метрологическим службам при разработке и применении единичных экземпляров средств измерений, используемых в сферах государственного метрологического контроля и надзора. До введения в действие Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» такие средства измерений проходили метрологическую аттестацию и их тип не утверждался Госстандартом России. После введения в действие указанного Закона типы всех средств измерений, применяемых в сферах государственного метрологического контроля и надзора, должны быть утверждены Госстандартом России, для чего они должны быть подвергнуты соответствующим испытаниям. Программы таких испытаний могут быть разработаны на основе Типовых программ. В группе документов ГСИ по другим вопросам обеспечения единства измерений около 50 МИ. Это документы рекомендательного характера. Они содержат методики пересчета градуировочных характеристик средств измерений для различных условий, построение уравнений теплофизических свойств индивидуальных веществ и материалов, основные положения обеспечения эффективности измерений при управлении технологическими процессами и рекомендации по другим вопросам. 3.3 ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫПоложения Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», ряда основополагающих и других документов ГСИ носят общий характер, поэтому они нуждаются в конкретизации. Такая конкретизация реализуется в документах ведомств и предприятий. Кроме того, ряд конкретных метрологических требований отсутствует в документах ГСИ. Если конкретные метрологические требования можно распространить на все объекты данного ведомства, то целесообразна разработка ведомственного документа. В качестве примера здесь можно привести ведомственный документ в теплоэнергетике [46]. В этом документе приводятся пределы допускаемых значений погрешностей измерений теплоэнергетических параметров вновь сооружаемых и реконструируемых тепловых электростанций. Для объектов теплоэнергетики такие требования могут быть применены непосредственно без разработки документов предприятий. 3.4 ДОКУМЕНТЫ ПРЕДПРИЯТИЙПоложения ряда документов ГСИ и ведомственных метрологических документов требуют конкретизации применительно к тому или иному предприятию. В этих случаях разрабатывают и применяют метрологические документы предприятия. 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛВ соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» (статья 25) к юридическим и физическим лицам, а также к государственным органам управления, виновным в нарушении метрологических правил и норм, применяются соответствующие положения действующего административного, гражданского или уголовного законодательства. В соответствии с законодательством о труде физические лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия. 4.1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬДолжностные лица, виновные в допущенных нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности в виде денежного штрафа или предупреждения на основе решений административных комиссий при местных органах власти по статьям 170 и 224, а также в соответствии с новой редакцией статьи 27 Кодекса РСФСР об административных нарушениях. При этом предельный размер возможного штрафа - сто минимальных размеров оплаты труда или десятикратный размер стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного нарушения. К юридическим лицам, допустившим нарушения, применяются следующие меры воздействия: - запреты выпуска и применения средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу; - запреты применения непригодных или неповеренных средств измерений, а также их изъятие в необходимых случаях; - гашение поверительного клейма или аннулирование свидетельства о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; - аннулирование лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности. 4.2 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬМеры гражданско-правовой ответственности применяются в случаях, когда в результате допущенного нарушения был причинен имущественный или личный неимущественный ущерб, предусмотренный законодательством Российской Федерации. 4.3 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬПри наличии в действиях лиц, допустивших нарушения метрологических правил и норм, признаков: - преступлений, связанных с обмериванием, обвешиванием или иным обманом покупателей; - должностных, хозяйственных или иных преступлений; виновные могут быть привлечены по статьям 156, 172 и другим статьям Уголовного кодекса РСФСР. В целях повышения ответственности за нарушения метрологических правил и норм Правительству Российской Федерации поручено подготовить проект Закона РФ «О внесении соответствующих изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс РСФСР». 4.4 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬРабочие и служащие, трудовые обязанности которых связаны с выполнением измерений и использованием их результатов, могут в случаях нарушения ими метрологических правил и норм привлекаться к дисциплинарной ответственности на основе Кодекса законов о труде. В документе [45] изложены основные положения по применению юридических санкций за нарушения метрологических правил и норм. Приложение А
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |