| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РОССИЙСКОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
РУКОВОДСТВО Москва 2000
Настоящее «Руководство по производству работ дорожным мастером» определяет общие технологические принципы, последовательность и периодичность производства работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, выполняемых под руководством дорожного мастера. Руководство разработано специалистами ГП РОСДОРНИИ: канд. техн. наук В.А. Тихоновым, инженерами О.Б. Вороновой, М.Л. Ермаковым, Ю.Н. Розовым, А.М. Стрижевским, Е.Ю. Сухановой.
Оглавление
1. Общие принципы производства работ1.1. Проводимые работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны проводиться с учетом обеспечения безопасности и непрерывности движения. 1.2. Приоритеты очередности проведения работ выстраиваются следующим образом: - производство работ по обеспечению безопасности движения и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, угрожающих безопасности движения и жизни людей; - производство работ по исправлению дефектов, угрожающих сохранности дорог и сооружений на них; - производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части и обочин автомобильных дорог; - производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние элементов обустройства; - производство в нормативное состояние элементов водоотвода и земляного полотна; - производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние искусственных сооружений; - производство работ по приведению в нормативное состояние полосы отвода. 1.3. Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог выполняются на основании ВСН 24-88. 2. Работы по обеспечению производства2.1. Проведение работ по обеспечению мастерского участка материально-техническими ресурсами (техникой, оборудованием, строительными и горюче-смазочными материалами)2.1.1. Материалы и конструкции для производства работ дорожный мастер получает на основании заявок, подаваемых заблаговременно, до производства работ. 2.1.2. Доставка материалов и инструментов на место производства работ осуществляется автотранспортом, имеющимся в распоряжении мастерского участка, или по заявке дорожного мастера специализированными машинами дорожно-эксплуатационной организации. 2.1.3. На основании объемов, определяемых согласно плану производства работ, дорожный мастер ежемесячно составляет и передает в отдел снабжения заявки на обеспечение мастерского участка строительными и горючесмазочными материалами, оборудованием и дорожно-строительной техникой. 2.1.4. Дорожный мастер определяет объем поставок и информирует главного инженера дорожно-эксплуатационной организации о выполнении графика поставок и потребности в обеспечении строительными материалами мастерского участка. 2.1.5. Дорожный мастер контролирует наличие сертификатов качества каждой партии используемых в работе строительных материалов и конструкций. Некачественные строительные материалы и материалы без соответствующих сертификатов не допускаются к использованию. 2.1.6. Распределение заготовленных материалов по объектам производится по распоряжению дорожного мастера в соответствии с проектом производства работ. 2.1.7. Площадки и базы для временного хранения строительных материалов очищаются от пыли, грязи, а зимой от снега до начала размещения на них строительных материалов и конструкций. Устройство площадок и баз временного хранения строительных материалов осуществляется под руководством дорожного мастера с соблюдением требований охраны окружающей среды 2.1.8. Утери, хищения, а также передачу дорожного имущества дорожный мастер оформляет актами и представляет их начальнику дорожно-эксплуатационной организации с очередными сведениями о движении материалов 2.1.9. Передачу дорожного имущества с участка на участок дорожный мастер производит согласно приказу начальника дорожно-эксплуатационной организации по накладной или акту за подписью сдавшего или принимающего. 2.2. Технологическая связь при производстве работ2.2.1. Дорожный мастер в процессе производства работ должен постоянно поддерживать связь по рации, мобильному телефону или технологической связи со старшими групп (звеньев) дорожных машин и бригадирами дорожных рабочих, а также с диспетчером дорожно-эксплуатационной организации 2.2.2. Периодичность и продолжительность сеансов связи устанавливается дорожным мастером исходя из важности производственных задач 2.2.3. Во время сеансов связи дорожный мастер уточняет адреса нахождения звеньев дорожных машин и бригад дорожных рабочих, степень выполнения заданий, корректирует задания, выясняет потребности в материалах и оборудовании для завершения работ. 2.3. Техника безопасности при производстве работ2.3.1. Перед началом производства работ дорожный мастер обязан убедиться в проведении инструктажа по технике безопасности всех работников, участвующих в данном виде работ, по журналу по технике безопасности. В случае отсутствия инструктажа у одного или нескольких работников дорожный мастер обязан перед началом работ провести инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и занести данные об его проведении в журнал. 2.3.3. Работы по содержанию и ремонту дорог и сооружений на них должны осуществляться только после расстановки знаков и других средств организации движения в местах производства дорожных работ. Расстановка средств организации движения и знаков осуществляется в соответствии с утвержденными и согласованными в органах ГИБДД схемами, которые дорожный мастер запрашивает у главного инженера дорожно-эксплуатационной организации. 2.3.4. При производстве работ дорожные рабочие и специалисты должны быть экипированы в жилеты желтого или оранжевого цвета, снабженные свето-возвращающими элементами 3. Производство работ по содержанию и
ремонту автомобильных дорог
|
Вид работы |
Средства механизации |
Рабочие |
||
наименование |
кол-во, маш.-ч |
профессия и квалификация |
кол-во, чел.-ч |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Земляное полотно и система водоотвода |
||||
Содержание системы водоотвода с очисткой канав весной от снега, а летом от наносов и грязи с вывозкой мусора. Очистка от снега русл весной на подходах к трубам. |
Кюветовосстановитель ДЭ-9 на автогрейдере ДЗ-31-1 |
0,84 |
Машинист 6-го разряда |
0,84 |
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 с грейфером |
0,80 |
Водитель 3-го класса |
0,80 |
|
Дорожные рабочие 2-го разряда |
4,0 |
|||
Очистка труб весной от снега, льда и наносов с вывозкой мусора |
Оборудование для Т-927 на комбинированной дорожной машине КДМ-130А |
0,20 |
Водитель 3-го класса |
0,20 |
Дорожный рабочий 3-го разряда |
0,20 |
|||
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 с грейфером |
0,20 |
|
0,20 |
|
Рытье и засыпка осушительных воронок на обочинах весной на пучинистых участках |
Машина ЭД-201 на колесном тракторе «Беларусь» МТЗ-5 - для рытья дренажных прорезей |
20,9 |
Машинист 5-го разряда |
20,9 |
Планировка откосов и засев травами |
Автогрейдер ДЗ-31-1 |
0,52 |
Машинист 6-го разряда |
0,52 |
Машина для гидропосева СД-101 |
4,40 |
Водитель 3-го класса |
4,40 |
|
Дорожный рабочий 2-го разряда |
||||
Окашивание откосов и уборка скошенной травы |
Косилка ЭД-101 на колесном тракторе «Беларусь» МТЗ-50 |
0,40 |
Водитель 3-го класса |
0,40 |
Дорожный рабочий 2-го разряда |
0,4 |
|||
Содержание укрепленных обочин с подсыпкой планировкой, уплотнением |
Комбинированная дорожная машина КДМ-130А |
0,50 |
Машинист 4-го разряда |
0,50 |
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 |
10,0 |
Водитель 3-го класса |
10,00 |
|
Автогрейдер ДЗ-311 |
6,28 |
Машинист 6-го разряда |
6,28 |
|
Каток ДУ-11 |
15,0 |
Машинист 5 го разряда |
15,00 |
|
Содержание неукрепленных обочин с подсыпкой, планировкой, скашиванием и уборкой скошенной травы |
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 |
10,00 |
Водитель 3-го класса |
10,00 |
Комбинированная дорожная машина КДМ-130А |
0,12 |
Машинист 4-го разряда |
0,12 |
|
Автогрейдер ДЗ-31-1 |
6,28 |
Машинист 6-го разряда |
6,28 |
|
Каток ДУ-11 |
15,00 |
Машинист 6-го разряда |
15,00 |
|
Косилка ЭД-101 на колесном тракторе «Беларусь» МТЗ-50 |
0,06 |
Машинист 4-го разряда |
0,06 |
|
Дорожный рабочий 2-го разряда |
0,06 |
|||
Полоса отвода |
||||
Планировка полосы для обеспечения стока |
Бульдозер ДЗ-37 |
6,26 |
Машинист 4-го разряда |
6,26 |
Автогрейдер ДЗ-31-1 |
0,52 |
Машинист 6-го разряда |
0,52 |
|
Сбор мусора, погрузка и вывозка его с полосы |
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 с грейфером |
0,40 |
Водитель 3-го класса |
0,40 |
Скашивание полосы и уборка скошенной травы |
Косилка ЭД-101 на колесном тракторе «Беларусь» МТЗ-50 |
1,40 |
Дорожный рабочий 2-го разряда |
0,40 |
Машинист 4-го разряда |
1,40 |
|||
Дорожные рабочие 3-го разряда |
1,40 |
|||
Дорожные рабочие 2-го разряда |
1,40 |
Укрупненные показатели на содержание проезжей части с усовершенствованными и переходными покрытиями (на 1 км дороги в год)
Вид работы |
Средства механизации |
Рабочие |
||
наименование |
кол-во, |
профессия и квалификация |
кол-во, |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проезжая часть с усовершенствованным покрытием |
||||
Подметание и мойка |
Комбинированная дорожная машина КДМ-130А |
9,60 |
Машинист 4-го разряда |
9,60 |
Уход за участками с избытком вяжущего |
Распределитель каменной мелочи ДС-49 |
0,04 |
Машинист 5-го разряда |
0,04 |
Каток ДУ-11 |
7,50 |
Машинист 5-го разряда |
7,50 |
|
Проезжая часть с гравийным покрытием |
||||
Обеспыливание водой |
Комбинированная дорожная машина КДМ-130А |
0,19 |
Машинист 4-го разряда |
0,19 |
Профилирование и уплотнение |
Автогрейдер ДЗ-31-1 |
4,62 |
Машинист 6-го разряда |
4,62 |
Каток ДУ-11 |
30,00 |
Машинист 5-го разряда |
30,00 |
Укрупненные показатели на содержание элементов обстановки
дороги
(на 1 км дороги в год)
Вид работы |
Средства механизации |
Рабочие |
||
наименование |
кол-во, |
профессия и квалификация |
кол-во, |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Содержание ограждений и сигнальных столбиков |
Оборудование для мойки обстановки дороги ЭД-309 на колесном тракторе «Беларусь» МТЭ-50 |
0,70 |
Машинист 4-го разряда |
0,70 |
Мастерская технического обслуживания А-701М |
3,00 |
Водитель 2-го класса |
3,00 |
|
Дорожный рабочий 3-го разряда |
||||
Маркировочная машина с краскопультом ДЭ-3 |
4,14 |
Машинист 4-го разряда |
4,14 |
|
Содержание дорожных знаков |
Оборудование для мойки обстановки дороги ЭД-309 |
0,16 |
Машинист 4-го разряда |
0,16 |
Мастерская технического обслуживания А-701М |
0,40 |
Водитель 2-го класса |
0,40 |
|
Дорожный рабочий 3-го разряда |
0,88 |
|||
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 с краном |
0,60 |
Водитель 3-го класса |
0,60 |
|
Маркировочная машина с краскопультом ДЭ-3 |
0,76 |
Машинист 4-го разряда |
0,76 |
|
Содержание автопавильонов |
Оборудование для мойки обстановки дороги ЭД-309 |
3,20 |
Дорожный рабочий 2-го разряда |
6,40 |
Машинист 4-го разряда |
3,20 |
|||
Мастерская технического обслуживания А-701М |
4,00 |
Водитель 2-го класса |
4,00 |
|
Дорожный рабочий 3-го разряда |
8,00 |
|||
Маркировочная машина с краскопультом ДЭ-3 |
0,80 |
Машинист 4-го разряда |
0,80 |
|
Дорожный рабочий 3-го разряда |
1,60 |
Расход материалов на ремонт гравийных и щебеночных дорог
Материал |
Расход материалов, м3,
на 10 м2 ремонтируемых мест при глубине |
||
3 |
6 |
10 |
|
Щебень |
0,42 |
0,67 |
1,0 |
Гравий |
0,41 |
0,66 |
0,99 |
Примечания 1. В нормах принят коэффициент уплотнения гравия 1,24, щебня 1,26
2 Прогрохоченный (старый ) материал нормами не учтен.
Затраты труда и выработка при ремонте покрытия
Наименование |
Трудоемкость, чел.-час, при площади карт, м2, до |
||
3 |
20 |
25 |
|
Затраты труда на 100 м ремонта асфальтобетонного покрытия при заделке выбоин и просадок |
54,1 |
46,1 |
24,1 |
Выработка на 1 чел.-день отремонтированного покрытия при заделке выбоин и просадок |
14,8 |
17,4 |
33,2 |
Примечание. Потребность асфальтобетонной смеси для ремонта 100 м2 площади покрытия толщиной 50 мм составляет 8 т, битума- 0,04 т.
Нормы времени на ремонт 100 м шва или трещин
Вид работы |
Состав звена |
Трудоемкость, чел.-час |
Приготовление мастики |
Асфальтобетонщики |
0,8 |
Заполнение швов мастикой при помощи: |
(асфальтировщики) |
|
лейки |
3-го разряда - 1 |
8,4 |
передвижной воронки |
1-го разряда - 2 |
7,0 |
Примечания. 1 Нормами предусмотрена продувка швов и трещин ручным насосом.
2 При использовании компрессора показатели в нижних двух строках следует уменьшать на 0,87 чел.-час.
Нормы расхода материалов и продолжительность действия
Материал |
Ед. изм |
Норма расхода материала на 1 м2 покрытия |
Срок действия, сут |
||
гравийного |
щебеночного |
грунтового |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Гигроскопические |
|||||
Кальций хлористый технический: |
|
|
|
|
|
кальцинированный |
кг |
0,6-0,7
|
0,4-0,5
|
0,7-0,8
|
20 40 |
плавленный |
кг |
0,8-0,9
|
0,6-0,8
|
0,9-1,0
|
20-40 |
жидкий |
л |
1,3-1,7
|
1,0-1,5
|
1,7-2,0
|
15 25 |
|
|
|
|
|
|
Кальций хлористый ингибированный фосфатами (ХКФ) |
кг |
0,7-0,8
|
0,5-0,6
|
0,8-0,9
|
25-40 |
|
|
|
|
|
|
Техническая поваренная соль (в виде раствора 30-ной концентрации) |
л |
1,5-2,2
|
1,2-2,0
|
1,8-2,8 |
15-20 |
|
|
|
|
|
|
Техническая соль сильвинитовых отвалов |
|
|
|
|
|
твердая |
кг |
0,8-1,2
|
0,6-1,0
|
1,0-1,4
|
15-25 |
жидкая |
л |
1,6-2,5
|
1,4-2,2
|
2,0-3,0
|
15-20 |
|
|
|
|
|
|
Вода морская лиманная или соленых озер |
л |
1,0-1,5
|
0,8-0,3
|
1,5-2,0
|
3-5 |
|
|
|
|
|
|
Вода техническая |
л |
1,0-2,0 |
0,5-1,5 |
1,5-2,5 |
0,04-0,12 |
Органические |
|||||
Лигносульфонаты технические (марка В 50 %-ной концентрации) |
л |
1,6-2,0
|
1,4-1,8
|
1,8-2,2
|
20-30 |
|
|
|
|
|
|
Лигнодор |
л |
1,6-2,0
|
1,4-1,8
|
1,8-2,2
|
40-45 |
|
|
|
|
|
|
Сульфитный щелок (10 %-ной концентрации) |
л |
4,0-6,0 |
3,5-5,0
|
4,5-6,5
|
15-20 |
|
|
|
|
|
|
Жидкие битумы и дегти |
л |
0,8-1,0 |
0,7-1,0 |
1,0-1,2 |
30-90 |
|
|
|
|
|
|
Битумные эмульсии |
л |
1,2-1,5 |
1,0-1,3 |
1,5-2,0 |
30-90 |
|
|
|
|
|
|
Сырые нефти |
л |
0,8-1,0 |
0,7-1,0 |
1,0-1,2 |
30-90 |
Примечания. 1. Органические вяжущие (дегти, сырые нефти и др) применяют с вязкостью по стандартному вискозиметру не более 25 с.
2. В числителе приведены значения - для III, в знаменателе - IV и V дорожно-климатических зон.
3. Меньшие нормы расхода относятся к интенсивности движения до 300 авт./сут, большие - 300 авт./сут и выше.
4. Продолжительность обеспыливающего действия дана после первой обработки покрытия.
Трудозатраты и потребность в материалах при обустройстве автомобильных дорог
Вид работы |
Измеритель |
Затраты труда, чел.-ч |
Состав звена |
Вид и количество материалов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Снятие устаревшего и установка нового знака (крепится на стойке болтом) |
1 знак |
0,21 |
Дорожный рабочий 3-го разряда - 1 |
- |
Снятие устаревшего и установка нового знака (крепится четырьмя болтами на двух стойках) |
1 знак |
0,70 |
То же |
- |
Замена стоек дорожных знаков |
1 знак |
1,20 |
Дорожные рабочие 3-го разряда - 2 |
- |
Окраска реставрируемых металлических щитков дорожных знаков при помощи краскопульта: а) предупреждающие знаки (треугольные, размер сторон 900 мм) |
1 знак |
0,38 |
Маляры 2-го и 3-го разряда - 2 |
Растворитель ацетатный № 646 - 0,0358 кг. Грунтовка - 0,108 кг. Эмаль синтетическая и нитрокраска кг: серая НЦ-2,5-0,0786 белая НЦ-25-0,267 красная НЦ-132П-0,0289 желтая НЦ-25-0,12 |
б) запрещающие знаки (круглые d=900 мм) |
1 знак |
0,32 |
То же |
Растворитель ацетатный № 646-0,0649 кг Грунтовка - 0,196 кг Эмаль синтетическая и нитрокраска, кг: белая НЦ-25-0,2146 красная НЦ-132П-0,051 |
в) предписывающие знаки (круглые d=700 мм) |
1 знак |
0,32 |
То же |
Грунтовка-0,076 кг Эмаль синтетическая и нитрокраска кг: голубая ПФ-115-0,078 серая НЦ-25-0,068 красная НЦ-132П-0,03 |
Окраска металлических стоек дорожных знаков и железобетонных тумб1 ____ 1 Металлическая стойка имеет диаметр 100 мм и высоту 2,0 м; железобетонная тумба квадратного сечения 200´200 мм, высота окрашиваемой поверхности 2 м |
1 знак (1 стойка и 1 тумба) |
0,347 |
Маляры 2-го и 3-го разряда -2 |
Олифа комбинированная 0,042+0,133=0,175 кг Грунтовка 0,119+0,0172=0,291 кг Белила цинковые 0,132+0,17-0,302 Эмаль черная НЦ-25 0,0294+0,115=0,0409 |
Окраска криволинейного бруса кистью |
1 м бруса |
0,25 |
То же |
Краска перхлорвиниловая силикатная белая - 0,22 кг Черная масляная краска - 0,013 кг |
Замена старых сигнальных железобетонных столбиков |
1 столбик |
1,2 |
Дорожные рабочие 3 го разряда - 2 |
|
Окраска сигнальных столбиков |
10 шт |
1,4 |
Маляры 2-го и 3-го разряда - 2 |
Грунтовка - 0,99 кг Олифа комбинированная - 0,77 кг Белила цинковые - 0,78 кг Эмаль черная НЦ-25 - 0,12 кг |
Разметка проезжей части краской: а) сплошной линией шириной 0,1 м |
1 км линии |
4,13 |
КДМ-130 машинист 4-го разряда, маркировочная машина, машинист 5-го разряда, пом. машиниста 4-го разряда и дорожные мастера 3-го разряда - 3 |
Эмаль 42,0 кг |
б) прерывистой линией шириной 0,1 ч при соотношении штриха и промежутка 1:1 |
1 км линии |
4,13 |
КДМ-130 машинист 4-го разряда, маркировочная машина, машинист 5-го разряда, пом. машиниста 4-го разряда и дорожные мастера 3-го разряда - 3 |
Эмаль 21,0 кг |
Разметка проезжей части термопластиком сплошной линией 0,1 м |
1 км линии |
2,157 |
Маркировочная машина машинист 5-го разряда пом. машиниста 4-го разряда и дорожные мастера 3-го разряда - 3 |
Газ пропан - 47,8 кг Термопластик - 991 |
Укрепление обочин щебнем с поверхностной обработкой
(измеритель - 100 м2 укрепленных обочин
при ширине укрепления 2,0 м и толщине слоя 0, 15 м)
Вид работы |
Состав звена |
Трудоемкость, чел -ч |
Рыхление грунта обочины кирковщиком, смонтированным на автогрейдере, за четыре прохода по одному следу |
Машинист 6-го разряда - 1 |
0,58 |
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотна |
Машинист 6-го разряда - 1 |
0,23 |
Разравнивание и планировка щебня в корыте автогрейдером за четыре прохода |
Машинист 6-го разряда -1 |
0,45 |
Уплотнение щебня самоходным катком массой 5-6 т за 12 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда -1 |
0,68 |
Розлив битума автогудронатором по норме 1,5 л/м2 |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,13 |
Россыпь черного клинца автомобилем-самосвалом, оборудованным съемным приспособлением для россыпи по норме 25 кг/м2 |
Машинист 4-го разряда - 1 |
0,11 |
Уплотнение клинца самоходным катком массой 8-10 т за 10 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,56 |
Укрепление откосов засевом трав (на 100 м укрепленных откосов)
Вид работы |
Состав звена |
Трудоемкость, чел -ч |
Выравнивание грунта на откосах граблями, разбивка комьев, выборка камней (грунт II группы) |
Рабочий зеленого строительства 2-го разряда - 1 |
4,4 |
Разметка верха укреплений откосов шнуром |
То же |
0,67 |
Укрепление откосов засевом трав |
Рабочий зеленого строительства 3-го разряда - 1 |
1,15 |
Поливка засеянной площади водой из поливомоечной машины через шланг |
Рабочий зеленого строительства 4-го разряда - 1 |
1,2 |
Укрепление обочин асфальтобетоном на основании из щебня фракции 70-120
мм
(измеритель - 100 м2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,5 м
и
толщине слоя 0,17 м, в том числе 0,04 м - асфальтобетонное покрытие)
Вид работы |
Состав звена |
Трудоемкость, чел -ч |
Рыхление грунта обочины кирковщиком, смонтированным на автогрейдере, за четыре прохода по одному следу |
Машинист 6-го разряда - 1 |
0,62 |
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотна |
Машинист 6-го разряда - 1 |
0,25 |
Выравнивание кромки с частичной подломкой старого покрытия пневматическим инструментом (25 % всей длины) |
Асфальтобетонщики (асфальтировщики) 3-разряда -1, 1-го разряда - 1 |
0,52 |
Разравнивание и планировка щебня в корыте автогрейдером за четыре прохода |
Машинист 6-го разряда - 1 |
0,45 |
Уплотнение слоя щебня толщиной 12 см катком массой 8-10 т за 12 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,68 |
Подгрунтовка щебеночного основания жидким битумом по норме 0,5 л/м2 с помощью автогудронатора |
Машинист 5-го разряда - 1, 4-го разряда - 1 |
0,028 |
Укладка асфальтобетонной смеси слоем 4 см асфальтоукладчиком |
Машинист 6-го разряда, асфальтобетонщики (асфальтировщики) 5-го разряда - 1, 3-го разряда - 1, 2-го разряда - 1 |
3,08 |
Подкатка слоя легким катком за 4-6 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,33 |
Уплотнение слоя средними или тяжелыми катками за 8-10 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,55 |
Устройство одиночной поверхностной обработки на асфальтобетонных и
других черных покрытиях (на 1000 м2 покрытия)
Вид работы |
Состав звена |
Трудоемкость, чел -ч |
Очистка покрытия от пыли и грязи за шесть проходов механической щетки |
Машинист 4-го разряда - 1 |
0,25 |
Розлив битума автогудронатором (норма 0,5-1,1 л/м2) |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,43-0,95 |
Распределение черного щебня распределителем Т-224 (норма 15-30 кг/м2) |
Машинист 4-го разряда - 1, |
0,39 |
Уплотнение (прикатка) черного щебня легким катком (5-6 т) за 5-6 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда - 1 |
2,1 |
Уплотнение черного щебня тяжелым пневмокатком (10-16 т) за 5-6 проходов по одному следу |
Машинист 5-го разряда - 1 |
1,5 |
Примечания. 1. Поверхностную обработку устраивают в летний период на сухом покрытии при температуре воздуха не ниже 15 °С, применяя вязкие битумы а при температуре не ниже 5 °С - битумные эмульсии
2. Для поверхностной обработки используют щебень изверженных, метаморфических и осадочных порол с маркой по прочности не менее 1000 и износом при истирании в полочном барабане не более 35 %, гравий с износом при испытании в полочном барабане не более 30 и содержанием дробленных зерен не менее 100 %, шлаки, устойчивые против любого распада, при показателях дробимости в цилиндре не менее 1000 и износа в полочном барабане не более 35 %.
Ремонтная профилировка гравийных (щебеночных) покрытий
с добавлением нового материала (на 1000 м2)
Вид работы |
Ширина покрытия, м |
Число круговых проходов |
Состав звена |
Трудоемкость, чел.ч |
Кирковка покрытия кирковщиком, смонтированным на автогрейдере |
6 |
4 |
Машинист 5-го разряда - 1 |
1,18 |
7 |
5 |
Дорожный рабочий 2-го разряда |
1,26 |
|
Перемещение автогрейдером дополнительного гравийного материала с обочины, разравнивание по всей ширине покрытия |
6 |
6 |
Машинист 5-го разряда - 1 |
(0,63) |
7 |
6 |
|
|
|
Перемещение автогрейдером вскиркованного и вновь добавленного материала со сбором в мерный вал |
6 |
4 |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,51 |
7 |
4 |
|
0,44 |
|
Разравнивание и планировка материала на всю ширину покрытия |
6 |
6 |
Машинист 5-го разряда - 1 |
0,77 |
7 |
6 |
|
0,66 |
|
Поливка распланированного гравийного материала водой (норма до 0,9 м2 на 100 м2) |
6-7 |
- |
Машинист 4-го разряда - 1 |
0,75 |
Уплотнение материала самоходным катком (8-10 т) за 4 прохода по одному следу |
6-7 |
- |
Машинист 5-го разряда - 1 |
2,2 |
Регулирование движения по ширине покрытия и уход за покрытием в течение 3 дней с перестановкой ограждений |
6-7 |
- |
Дорожный рабочий 2-го разряда - 1 |
1,38 |
Примечания. 1. Необходимое количество воды определяет лаборатория.
2. С целью создания прочного и устойчивого покрытия гравийный материал в процессе уплотнения рекомендуется поливать водным раствором гигроскопических солей 20 - 30 %-ной концентрации - норма расхода 2 - 3 л/м2.
Краткая техническая характеристика оборудования
для распределения противогололедных материалов
Показатели |
КДМ-130Б |
ЭД-403М |
КО-705УРА |
Базовое шасси |
ЗИЛ-130Б |
ЗИЛ-133ГЯ |
Трактор Т-40АП |
Вместимость кузова, м2 |
3 |
4,6 |
2 |
Ширина насыпки, м |
До 8,5 |
10,5 |
7 |
Техническая производительность, м2/ч |
212000 |
365000 |
6500 (по песку) |
Скорость, км/ч: |
|
|
|
рабочая |
6-30 |
30 |
10 |
транспортная |
40 |
60 |
27 |
Норма россыпи, г/м |
155-940 |
30-500 |
16-400 |
Габаритные размеры, мм |
|
|
|
длина |
9450 |
11020 |
8380 |
ширина |
2790 |
2790 |
1780 |
высота |
2750 |
2825 |
2260 |
Масса, кг |
5850 |
17175 |
5000 (прицеп с материалом) |
Составы битумных паст
Материал, входящий в битумные пасты |
Содержание компонентов, % по массе, в составах |
Кузбасслаковая паста, % по массе |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Фтористый натрий |
40 |
31 |
50 |
51 |
40 |
Кузбасслак |
- |
- |
- |
- |
50 |
Битум БН-III |
15 |
31 |
18 |
23 |
- |
Креозотовое масло |
41 |
- |
- |
- |
- |
Зеленое масло |
- |
31 |
28 |
- |
- |
Керосин |
- |
- |
- |
22 |
- |
Торфяная мука |
4 |
7 |
4 |
4 |
- |
Вода |
- |
- |
- |
- |
10 |
Устройство слоя износа толщиной 1,5-3 см из асфальтобетонных
и им подобных смесей на черных покрытиях (на 1000 м2 покрытия)
Вид работы |
Состав звена |
Трудоемкость, чел -ч |
Очистка покрытия от пыли и грязи механической щеткой |
Машинист 4-го разряда - 1 |
0,25 |
Подгрунтовка покрытия жидким битумом, распределяемым автогудронатором (норма 0,5 л/м3) |
Машинист 6-го разряда - 1, |
0,24 |
Асфальтобетонщики: 5-го разряда - 1; 4-го разряда - 1; 3-го разряда - 3; 2-го разряда - 1; 1-го разряда - 1 Машинист 5-го разряда - 1 Машинист 5-го разряда - 1
|
0,39 |
|
Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком Д-150 А |
|
|
|
|
21,6(2,7) |
Предварительное уплотнение легкими катками за 5-8 проходов по одному следу |
|
5,2 |
Уплотнение слоя тяжелыми катками на пневматических шинах за 10-12 проходов по одному следу |
|
7,6 |
Затраты труда и потребность в материалах на установку
дорожных ограждений, знаков и указателей
Вид работы |
Измеритель |
Затраты труда, чел-ч |
Вид и количество материалов |
Установка ограждений: а) из стали на железобетонных столбах |
10 м ограждений |
9,473 |
Столбы железобетонные -
0,244 м3, |
б) из стали на металлических столбах |
То же |
13,93 |
Бетон М-150-0,372 м3,
конструкции металлические - 0,248 т, |
в) из железобетонного криволинейного бруса |
- « - |
10,93 |
Столбы железобетонные -
0,72 м3, |
Устройство тросовых ограждений на железобетонных столбах |
- « - |
8,769 |
Столбы железобетонные по
проекту, |
Установка указательных, запрещающих, предупреждающих и километровых знаков на железобетонной стойке СБ-1, СБ-4 |
1 знак |
2,938 |
Щитки металлические - 1
шт, |
То же, на металлической стойке СМ-1, СМ-3, СМ-5 |
1 указатель |
3,666 |
Щиты металлические - 1
шт, |
Установка дорожных указателей на двух металлических стойках СМ-18 |
То же |
6,132 |
Стойки металлические -
42,0 кг, |
Установка дорожных указателей на V-образной железобетонной опоре СБ-5 |
- « - |
3,19 |
Столбы железобетонные -
0,24 м3, |
Примечание. Состав звена: бурильные машины (на автомобиле), машинист 5-го разряда, помощник машиниста 4-го разряда, дорожные рабочие 3-го разряда - 3.
Минимально допустимые значения уровня зимнего содержания
Показатели состояния автомобильных дорог |
Интенсивность движения, авт./сут |
Минимальная ширина очищенной поверхности проезжей части, м |
Максимально допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм |
Допустимая толщина уплотненного слоя снега на проезжей части, мм |
Допустимая толщина уплотненного слоя снега на обочинах (у бровки земляного полотна), мм |
Максимальный срок проведения работ по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости, ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Федеральные автомобильные дороги |
Более 3000 |
На всю ширину |
20 |
- |
50 |
4 |
1000-3000 |
То же |
25 |
- |
60 |
5 |
|
Менее 1000 |
- « - |
30 |
50* |
70 |
6 |
|
Дороги местного значения с регулярным автобусным движением |
Более 3000 |
- « - |
30 |
- |
60 |
4 |
1000-3000 |
- « - |
40 |
- |
70 |
5 |
|
Менее 1000 |
- « - |
60 |
50* |
80 |
6 |
|
Дороги местного значения с нерегулярным автобусным движением |
Менее 1000 |
- « - |
70 |
50* |
120 |
6 |
Дороги местного значения с допускаемым перерывом движения |
Движение нерегулярное |
- |
- |
50 |
200 |
24-48 |
Количество основных средств механизации для обеспечения
требуемого уровня содержания автомобильных дорог зимой
Наименование средств механизации |
Основные параметры |
Минимально необходимое количество (на 100 км) |
||||
Категория дороги |
||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Одноотвальные плужно-щеточные снегоочистители |
Ширина отвала - 3 м; |
9 |
5 |
4 |
2 |
2 |
Шнекороторные или фрезернороторные снегоочистители |
Ширина захвата-3 м; |
2 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
Бульдозер с поворотным отвалом |
Мощность 118 кВт |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Автогрейдер легкий |
Мощность 66 кВт |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Распределитель твердых противогололедных материалов |
Ширина распределения- 10 м; |
12 |
8 |
6 |
4 |
4 |
Распределитель жидких противогололедных материалов |
Ширина распределения - 7 м; |
10 |
6 |
4 |
2 |
2 |
СПИСОК НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Введ. 11.10.93. - 12 с.
2. ГОСТ 13508-74. Разметка дорожная. - Взамен ГОСТ 13508-68; Введ. 25 01.74; Срок действия до 01.01.80. - 31 с.
3. ГОСТ 10807-78. Знаки дорожные. Общие технические требования - Взамен ГОСТ 10807-71; Введ. 30.08.78; Срок действия до 01.01.90 - 117 с.
4. ГОСТ 23457-86. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения - Взамен ГОСТ 23457-79; Введ.24.06.86; Срок действия до 01.01.92. - 65 с.
5. Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах: ВСН 20-87/Минавтодор РСФСР. М.:Транспорт, 1988. - 41 с.
6. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ: ВСН 37-84/Минавтодор РСФСР,- М.: Транспорт, 1985. - 59 с.
7. Инструкция по проведению осмотра мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81/ Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1982. - 33 с.
8. Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог: ВСН 34-78/Минавтодор РСФСР.- М.: Транспорт, 1979. - 24 с.
9. Инструкция по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах - ВСН 45-68/Минавтошосдор РСФСР.- М.: Транспорт, 1969. - 56 с.
10. Методические рекомендации по планированию работ текущего ремонта и содержания автомобильных дорог. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1985.-58 с.
11. Правила приемки работ при строительстве, капитальном и среднем ремонтах автомобильных дорог: ВСН 19-81/Минавтодор РСФСР.- М : Транспорт, 1982. - 120 с.
12. Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1979. - 175 с.
13. Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий: ВСН 41-88/Минавтодор РСФСР. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1988. - 8 с.
14. Рекомендации по применению асфальтобетонов на основе разно-прочных каменных материалов. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1986. - 24 с.
15. СНиП 3.06.03-85. Организация, производство и приемка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги/ Госстрой СССР. М.: Изд. Госстроя СССР, 1986. - 112 с.
16. ТУ 218 РСФСР 536-85. Смеси органоминеральные влажные для устройства конструктивных слоев дорожных одежд.- М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1986. - 20 с.
17. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88/Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1989 - 198 с.
18. Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог: ВСН 29-76/Минавтодор РСФСР - М.: Транспорт, 1978 - 103 с.
19. Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог: ВСН 39-79/Минавтодор РСФСР М.: Транспорт, 1980 - 47 с.
20. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью: ВСН 38-88/Минавтодор РСФСР - М. : Транспорт, 1979 - 56 с.
21. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах: ВСН 25-86/Минавтодор РСФСР - М.: Транспорт, 1988 - 183 с.
22. Указания по применению дорожных знаков/МВД СССР, Минавтодор РСФСР М.: Транспорт, 1984 - 112 с.
23. Указания по разметке автомобильных дорог: ВСН 23-75/ Минавтодор РСФСР М. : Транспорт, 1976 - 124 с.