| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 50905-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ОБЩРР• ТЕХНРЧЕСКРР• ТРЕБОВАНРРЇ
ГОССТАНДАРТ Р РћРЎРЎРР РњРѕСЃРєРІР°
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (РќРРРђРў) Министерства транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Научно-производственным объединением (РќРџРћ) «Автоэлектроника» Рё Государственным научным центром Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Центральным научно-исследовательским автомобильным Рё автомоторным институтом (ГНЦ РќРђРњР) Комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ машиностроению ВНЕСЕН Техническим комитетом РїРѕ стандартизации РўРљ 315 В«Рксплуатация автотранспортных средств». 2 РџР РРќРЇРў РВВЕДЕН Р’ ДЕЙСТВРР• Постановлением Госстандарта Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 29 мая 1996 Рі. в„– 331 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНРР•
ГОСТ Р 50905-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРРАВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. Общие технические требования Motor
vehicles. Electronic equipment. Дата введения 1997-07-01 1 ОБЛАСТЬ РџР РМЕНЕНРЯНастоящий стандарт распространяется РЅР° электронное оснащение легковых Рё грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов Рё автобусов (далее - РђРўРЎ), устанавливаемое РІ процессе изготовления или эксплуатации Рё являющееся РёС… составной частью. Требования 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.7 - 4.1.10, 4.2.2 - 4.2.7, 4.3, 4.4.3 - 4.4.6, 4.5, 4.6.1 - 4.6.2.2, 4.7 - 4.9 являются обязательными, Р° требования 3, 4.1.2, 4.1.4, 4.1.6, 4.1.11 - 4.1.13, 4.1.16, 4.2.1, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.7, 4.6.2.3, - рекомендуемыми. Стандарт РЅРµ распространяется РЅР° электронное оснащение специальных автомобилей, карьерных (внедорожных) самосвалов, грузовых автомобилей, спроектированных РЅР° специальных многоосных шасси Рё троллейбусов. 2 РќРћР РњРђРўРВНЫЕ ССЫЛКРР’ настоящем стандарте использованы ссылки РЅР° следующие стандарты: ГОСТ 12.1.006-84 Рлектромагнитные радиочастотные излучения. Допустимые СѓСЂРѕРІРЅРё РЅР° рабочих местах Рё требования Рє проведению контроля ГОСТ 12.2.003-91 Оборудование промышленное. Общие требования безопасности ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы измерений ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Атмосфера. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы измерения содержания РѕРєРёСЃРё углерода Рё углеводородов РІ отработавших газах автомобилей СЃ бензиновыми двигателями. Требования безопасности ГОСТ 26.003-80 Система интерфейса для измерительных устройств СЃ байтпоследовательным, битпараллельным обменом информацией. Требования Рє совместимости ГОСТ 27.003-90 Надежность РІ технике. Состав Рё общие правила задания требований РїРѕ надежности ГОСТ 3940-84 Рлектрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ 14254-80 Рзделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты. Обозначения. Методы защиты ГОСТ 15150-69 Машины, РїСЂРёР±РѕСЂС‹ Рё РґСЂСѓРіРёРµ технические изделия. Рсполнения для разных климатических районов. Категории Рё условия эксплуатации, хранения Рё транспортирования РІ части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 16842-82 Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний источников индустриальных радиопомех ГОСТ 16962.1-89 Рзделия электротехнические. Методы испытаний РЅР° устойчивость Рє климатическим воздействующим факторам ГОСТ 16962.2-90 Рзделия электротехнические. Методы испытаний РЅР° стойкость Рє механическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 17822-91 Радиопомехи индустриальные РѕС‚ устройств СЃ двигателями внутреннего сгорания. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы испытаний ГОСТ 21393-75 СЃ изменением в„– 1, 1986 Рі. Автомобили СЃ дизелями. Дымность отработавших газов. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы измерений. Требования безопасности ГОСТ 21964-76 Внешние воздействующие факторы. Классификация, номенклатура Рё характеристики ГОСТ 22895-77 Тормозные системы Рё тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования ГОСТ 23544-84 Жгуты РїСЂРѕРІРѕРґРѕРІ для автотракторного электрооборудования ГОСТ 23675-79 Цепи стыка РЎ2-РРЎ системы передачи данных. Основные параметры сопряжения ГОСТ 25044-81 Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных Рё дорожных машин. Основные положения. ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые СѓСЂРѕРІРЅРё Рё методы измерений. ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые СѓСЂРѕРІРЅРё Рё методы измерений. ГОСТ 28279-89 Совместимость электрооборудования автомобиля Рё автомобильной бытовой радиоэлектронной аппаратуры. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы измерений. ГОСТ 28751-90 Рлектрооборудование автомобилей. Рлектромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи РїРѕ цепям питания. Требования Рё методы испытаний. ГОСТ 29157-91 Рлектрооборудование автомобилей. Рлектромагнитная совместимость. Помехи РІ контрольных Рё сигнальных бортовых цепях. ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Рлектрооборудование автомобилей. Требования Рё методы испытаний. РћРЎРў 37.001.012-85 Обозначения условные органов управления, контрольных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, сигнализаторов Рё предохранителей электрических цепей автомобилей, автобусов Рё троллейбусов. РћРЎРў 37.001.054-86 Автомобили Рё двигатели. Выбросы вредных веществ. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы определения. РћРЎРў 37.001.070-75 Автомобили грузовые Рё автобусы СЃ двигателями СЃ искровым зажиганием. Выбросы вредных веществ. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы определения. РћРЎРў 37.001.234-81 Охрана РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ СЃ отработавшими газами. РќРѕСЂРјС‹ Рё методы измерений. 3 ТЕРМРРќР« РОПРЕДЕЛЕНРРЇР’ настоящем стандарте применяют следующие термины: Рлектронное оснащение РђРўРЎ - совокупность независимых РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° или взаимодействующих между СЃРѕР±РѕР№ электронных устройств Рё систем разной сложности Рё назначения, являющихся составными мастями РђРўРЎ или РёС… агрегатов Рё узлов. Рлектронные системы РђРўРЎ - конструктивно обособленные Рё функционально законченные части электронного оснащения разной степени сложности Рё интеграции функций, предназначенные для автоматического управления или контроля, передачи или обработки данных Рё С‚.Рї. Рлектронные системы РјРѕРіСѓС‚ быть приспособлены для взаимодействия между СЃРѕР±РѕР№ Рё СЃ внешними электронными системами либо для автономного независимого функционирования. Комплексные электронные системы РђРўРЎ - многофункциональные электронные системы, предназначенные для скоординированного автоматического управления Рё контроля работы разных, РІ С‚.С‡. - непосредственно РЅРµ взаимодействующих между СЃРѕР±РѕР№, агрегатов Рё узлов РђРўРЎ. Рлектронные устройства РђРўРЎ - наиболее простые конструктивно обособленные Рё функционально законченные части электронного оснащения, РЅРµ взаимодействующие СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё его частями Рё РЅРµ изменяющие СЃРІРѕСЋ рабочую характеристику РІ процессе функционирования. Блоки Рё узлы электронного оснащения РђРўРЎ - конструктивно обособленные съемные части электронных устройств Рё систем, РїРѕ характеру выполняемых РёРјРё преобразований входных воздействий РІ выходные, подразделяющиеся РЅР° встроенные датчики, исполнительные механизмы, дисплеи, накопители данных, электронные блоки (управления), антенны, электрические коммуникации Рё РґСЂ. Специальные автомобили - автомобили для транспортирования смонтированного РЅР° РЅРёС… специального оборудования, РЅРµ предназначенные для выполнения перевозок РіСЂСѓР·РѕРІ или пассажиров. Специальные многоосные шасси - полноприводные шасси для монтажа Рё транспортирования специальных установок Рё оборудования. Рлектронный блок (РІ С‚.С‡. - управления) - конструктивно обособленная Рё функционально законченная часть электронного оснащения, содержащая электронную схему любой степени сложности для обработки информации, представляемой электрическими сигналами установленной формы. РЎРёРЅРѕРЅРёРјС‹ - вычислительный блок, центральный электронный блок. Бортовая локальная информационно-вычислительная сеть РђРўРЎ - совокупность связанных высокоскоростными каналами передачи цифровой информации электронных блоков (РІ С‚.С‡. - управления) взаимодействующих электронных систем, предназначенная для эффективных обработки Рё учета информации РїСЂРё автоматизации управления, контроля Рё СЃРІСЏР·Рё РЅР° борту РђРўРЎ. Антиблокировочное управление торможением - процесс управления предотвращением блокирования колес РђРўРЎ РїСЂРё торможении путем циклического регулирования давления рабочего тела РІ РїСЂРёРІРѕРґРµ тормозов, включая, РІ общем случае, фазы увеличения, выдержки Рё СЃР±СЂРѕСЃР° давления, РІ зависимости РѕС‚ параметров вращения колес. Впрыск топлива электронный - процесс управления впрыском топлива, РїСЂРё котором управляют количеством впрыскиваемого через электромагнитную(-ые) форсунку(-Рё) топлива РїРѕ результатам определения количества всасываемого РІРѕР·РґСѓС…Р°, температуры охлаждающей жидкости Рё частоты вращения коленчатого вала двигателя. Управление двигателем - комплекс процессов управления составом горючей смеси, углом опережения зажигания (впрыска топлива), частотой вращения коленчатого вала двигателя РЅР° холостом С…РѕРґСѓ Рё рециркуляцией отработавших газов СЃ целью уменьшения РёС… токсичности, повышения топливной экономичности, ресурса Рё безотказности двигателя, улучшения тягово-скоростных свойств РђРўРЎ. Управление движением РђРўРЎ - общее название процессов управления узлами, РѕС‚ функционирования которых зависит движение РђРўРЎ - подвеской, рулевым управлением, тормозной системой Рё С‚.Рї. Управление подвеской - регулирование сопротивления амортизаторов Рё жесткости рессор, РІ С‚.С‡. - ступенчатое переключение режима работы подвески Рё, тем самым, плавности С…РѕРґР° РђРўРЎ. Управление скоростью движения РђРўРЎ - стабилизация или программное регулирование скорости движения РђРўРЎ РїРѕ командам водителя без нажатия РЅР° педаль акселератора. 4 ТЕХНРЧЕСКРР• ТРЕБОВАНРРЇ Рљ РЛЕКТРОННОМУ ОСНАЩЕНРР® АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ4.1 Требования Рє составу Рё функциональным возможностям электронного оснащения4.1.7 Рлектронное оснащение РђРўРЎ должно формироваться так, чтобы выполнялись требования ГОСТ 17.2.2.01, ГОСТ 17.2.2.03, ГОСТ 21393, РћРЎРў 37.001.054, РћРЎРў 37.001.070, РћРЎРў 37.001.234 РїРѕ ограничению выбросов вредных веществ СЃ отработавшими газами РђРўРЎ. 4.1.8 Рлектронное оснащение РђРўРЎ должно формироваться так, чтобы выполнялись требования ГОСТ 27436 Рё ГОСТ 27435 РїРѕ ограничению уровней внешнего Рё внутреннего (РІ кабине Рё пассажирском салоне) шума. 4.1.9 Р’ состав электронного оснащения РђРўРЎ СЃ двигателями СЃ искровым зажиганием должны включаться бесконтактные системы зажигания (БСЗ) Рё блоки управления экономайзерами принудительного холостого С…РѕРґР° (РРџРҐРҐ) или комплексные (РІ С‚.С‡. микропроцессорные) системы управления двигателем СЃ искровым зажиганием СЃ этими функциями. 4.1.11 Р’ состав электронного оснащения выпускаемых после 1998 Рі. автобусов большого Рё РѕСЃРѕР±Рѕ большого класса Рњ3 (РїРѕ ГОСТ 22895), грузовых автомобилей класса N3 (РїРѕ ГОСТ 22895), прицепов Рё полуприцепов классов 03 Рё 04 (РїРѕ ГОСТ 22895) Р·Р° исключением прицепов Рё полуприцепов-тяжеловозов, рекомендуется включать антиблокировочную/противопробуксовочную систему (АБС/ПБС). 4.1.12 Р’ состав электронного оснащения РђРўРЎ, 1996 Рі., РєСЂРѕРјРµ легковых автомобилей, рекомендуется включать систему встроенных датчиков Рё контрольных точек (РЎР’Р” Рё РљРў). 4.1.14 Рлектронное оснащение междугородных автобусов большого Рё РѕСЃРѕР±Рѕ большого классов Рњ3 Рё грузовых автомобилей класса N3, предназначенных для междугородных перевозок, должно включать радиоприемники или автомагнитолы. 4.1.15 Р’ состав заказного электронного оснащения рекомендуется включать, РІ соответствии СЃ приоритетностью для потребителя, мультиплексные системы распределения электроэнергии Рё обмена данными (РІ том числе - построенные РЅР° базе локальной бортовой информационно-вычислительной сети), электронные накопители данных, адаптивные подвески колес, системы поддержания безопасной дистанции (РІ С‚.С‡. задней), регуляторы (ограничители) скорости движения, радиотелефон, системы управления микроклиматом РІ кабине Рё салоне, средства обеспечения комфортности управления РђРўРЎ, развлекательные аудио- Рё видеосистемы, навигационные системы или комплексные (РІ С‚.С‡. микропроцессорные) системы СЃ этими функциями. 4.1.16 Рлектронные системы Рё устройства, применение которых регламентируется 4.1.7, 4.1.10, 4.1.11 , 4.1.12, 4.1.13, или многофункциональные комплексные системы СЃ РёС… функциями, рекомендуются для установки РЅР° эксплуатируемые РђРўРЎ. 4.2 Требования Рє эргономичности электронного оснащения4.2.3 Рндикация водителю должна производиться только РїСЂРё нарушениях функционирования Рё отказах электронного оснащения. Рндикация нормального функционирования электронного оснащения или его частей РЅРµ должна производиться без запроса водителя, Р·Р° исключением тех случаев, РєРѕРіРґР° такая индикация является составной частью выполняемых водителем процедур управления РђРўРЎ. 4.2.4 Срабатыванию систем автоматического предупреждения столкновений, автоматических регуляторов скорости Рё дистанции движения Рё РґСЂСѓРіРёС… систем автоматического управления движением РђРўРЎ, имеющих периодический характер действия, должно предшествовать включение соответствующей предупредительной индикации РЅР° период времени, РЅРµ меньший времени реакции водителя, 0,8 - 1,2 СЃ. Допускается сокращение времени упреждения включения индикации. 4.2.5 Системы автоматического управления скоростью движения РђРўРЎ (РІ том числе торможением, разгоном Рё стабилизацией скорости), исключая ограничители постоянного предела максимально допустимой скорости движения грузовых автомобилей, должны автоматически отключаться РїСЂРё воздействиях водителя РЅР° соответствующие (используемые для регулирования скорости движения) органы управления РђРўРЎ. 4.2.6 Символы, пиктографические Рё мнемонические изображения, отображаемые индикаторами Рё дисплеями бортовых средств контроля, диагностирования Рё информационно-диагностических систем РђРўРЎ должны удовлетворять требованиям РћРЎРў 37.001.012. 4.3 Требования Рє безопасности эксплуатации электронного оснащения4.3.1 Отказы блоков Рё узлов электронного оснащения РЅРµ должны приводить Рє угрожающим безопасности движения отказам систем управления или потере управляемости РђРўРЎ. 4.3.2 Конструкции электронного оснащения РђРўРЎ РЅРµ должны создавать СѓРіСЂРѕР·С‹ опасного для жизни поражения электрическим током водителя Рё персонала РїСЂРё обслуживании, ремонте Рё рабочем функционировании. 4.3.3 Рлектромагнитные радиочастотные излучения электронного оснащения РЅРµ должны превышать уровней, допустимых для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё жизни людей, регламентируемых требованиями ГОСТ 12.1.006. 4.3.4 Разрушение блоков электронного оснащения, например РїСЂРё авариях, РЅРµ должно представлять СѓРіСЂРѕР·С‹ для жизни Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ экипажа Рё пассажиров. 4.3.5 Неисправности, отказы Рё разрушение узлов Рё блоков электронного оснащения РЅРµ должны приводить Рє возгораниям, вызывать возникновение электрических РёСЃРєСЂ или РґСѓРіРё. 4.3.6 Применяемые РІ конструкциях электронного оснащения материалы РІ соответствии СЃ требованиями ГОСТ 12.2.003 РЅРµ должны вступать РІ соединения или сами быть опасными или вредными для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ людей Рё сохранности окружающей среды РїСЂРё разрушении блоков Рё узлов РІ процессе эксплуатации Рё РїСЂРё утилизации. РќРµ допускается применять материалы, РЅРµ прошедшие гигиеническую проверку Рё проверку РЅР° пожаробезопасность. 4.4 Требования РїРѕ взаимозаменяемости составных частей электронного оснащения4.4.1 Для информационного обмена электронных блоков (управления) СЃ периферийными устройствами следует использовать типовые интерфейсы RS-232C, стык РЎ2, ГОСТ 23675; HP-IL (токовая петля), РР РџРЎ; IEC-625-1, ГОСТ 26.003. 4.4.4 Рлементы Рё детали крепления Рё подсоединения взаимозаменяемых блоков Рё узлов электронного оснащения должны быть унифицированы. 4.4.5 Жгуты РїСЂРѕРІРѕРґРѕРІ РІ электронном оснащении должны комплектоваться РёР· унифицированных изделии согласно ГОСТ 23544. 4.5 Требования РїРѕ ремонтопригодности электронного оснащения4.5.1 Конструкции электронного оснащение РђРўРЎ должны быть модульными, обеспечивающими возможности восстановления РёС… работоспособности РїСЂРё неисправностях методом блочных замен. 4.5.2 Рлектронное оснащение РђРўРЎ Рё его компоненты РЅРµ должны требовать настроек Рё переналадок после блочной замены неисправных узлов Рё блоков. 4.5.3 Переключение режимов работы универсальных блоков электронного оснащения РїСЂРё РёС… установке РЅР° разных моделях Рё модификациях РђРўРЎ должно производиться автоматически путем определения самим блоком конфигурации установленной РЅР° РђРўРЎ электронной системы без использования дополнительных внешних устройств. 4.5.4 Рлектрические соединения конструктивно раздельных частей (блоков) электронного оснащения Рё РёС… подключение Рє электрическим цепям Рё аппаратам РђРўРЎ должны осуществлять, посредством разъемов. 4.5.5. Конструкция разъемов должна исключать РёС… ошибочные соединения персоналом Рё самопроизвольное разобщение вследствие вибрации. 4.5.6 Размещение Рё ориентация блоков, узлов Рё разъемов, прокладка электрических межблочных коммуникаций должны обеспечивать сохранность Рё предотвращать РёС… загрязнение РїСЂРё проведении работ РїРѕ техническому обслуживанию (РўРћ), ремонту Рё РїСЂРё движении РђРўРЎ. 4.5.7 РљРѕСЂРїСѓСЃР° блоков Рё узлов электронного оснащения должны иметь метки, исключающие ошибки Рё облегчающие крепление РЅР° РђРўРЎ. 4.5.8 Конструкция Рё размещение элементов крепления блоков Рё узлов электронного оснащения должны исключать ошибочную установку РЅР° РђРўРЎ РїСЂРё монтаже Рё ремонте. 4.6 Требования РїРѕ приспособленности электронного оснащения Рє контролю работоспособности Рё диагностированию4.6.1.1 Самоконтроль должен выявлять нарушения функционирования Рё неработоспособность конструктивно обособленных узлов Рё блоков электронного оснащения. 4.6.1.2 Должна быть предусмотрена индикация водителю результатов самоконтроля РїСЂРё прекращении функционирования или неработоспособности электронного оснащения или его компонентов (систем, устройств) РІ целом. Другие данные должны выдаваться только РїРѕ запросу водителя или обслуживающего персонала. 4.6.2 Рлектронное оснащение должно быть приспособлено Рє диагностированию внешними средствами технического диагностирования РІ тестовых Рё имитирующих реальные условия эксплуатации стендовых режимах проверки. 4.6.2.1 Рлектронное оснащение должно обеспечивать выполнение алгоритмов, Р° РІ конструкции его блоков должны быть предусмотрены конструктивные элементы, обеспечивающие взаимодействие СЃ пультами управления внешних средств диагностирования РїСЂРё проверках. 4.7 Требования РїРѕ безотказности, долговечности Рё сохраняемости электронного оснащения4.7.1 Показатели надежности электронного оснащения РђРўРЎ должны удовлетворять ГОСТ 27.003. Р’ качестве показателей надежности следует использовать гамма-процентный ресурс РґРѕ списания Рё СЃСЂРѕРє сохраняемости. 4.7.2 Гамма-процентные наработка РЅР° отказ Рё ресурс РґРѕ списания электронного оснащения (системы, устройства) каждого агрегата (узла) РђРўРЎ должны быть РЅРµ ниже тех же показателей для оборудуемого РёРј агрегата (узла). Ресурс должен измеряться пробегом РђРўРЎ РІ километрах или числом моточасов работы двигателя. 4.7.3 Блоки Рё узлы электронного оснащения, отказы которых РјРѕРіСѓС‚ повлиять РЅР° безопасность движения или Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ людей, должны резервироваться или автоматически отключаться РїСЂРё отказах СЃ последующим автоматическим переходом РЅР° режим ручного управления. 4.7.4 Наименьшая РІ процессе эксплуатации РђРўРЎ наработка РЅР° отказ электронного оснащения РІ целом должна быть РЅРµ ниже удвоенного минимального пробега между регламентными РўРћ СЃ минимальной периодичностью (например, РўРћ-1). 4.7.5 Показатели безотказности систем управления РђРўРЎ, обеспечивающих безопасность движения, РїСЂРё включении РІ РёС… конструкцию электронных узлов должны быть РЅРµ ниже тех же показателей заменяемых неэлектронных систем. 4.7.6 Внедрение электронных узлов вместо неэлектронных РІ конструкциях агрегатов Рё систем РЅРµ должно снижать вероятность безотказной работы РђРўРЎ. 4.7.7 Рлектронное оснащение РђРўРЎ РЅРµ должно требовать профилактического обслуживания РІ эксплуатации, РЅРµ связанного СЃ необходимостью устранения его неисправностей (периодических настроек или переналадок блоков). 4.7.8 Отказы Рё неисправные состояния систем автоматического управления движением или параметрами движения РђРўРЎ РЅРµ должны исключать возможностей ручного управления водителем. 4.7.9 Отказы частей электронного оснащения (систем, устройств) РЅРµ должны вызывать отказы РґСЂСѓРіРёС… его частей или аппаратов электрооборудования РђРўРЎ. 4.7.10 Внедрение электронных узлов Рё блоков РІ конструкции агрегатов Рё систем РЅРµ должно ухудшать бродоходимость РђРўРЎ. 4.8 Требования Рє сервисному обеспечению электронного оснащения4.8.1 Комплектность поставляемого изготовителем электронного оснащения его частей производителю РђРўРЎ должна включать вместе СЃ испытуемыми образцами(-РѕРј) систем Рё устройств, образцы(-ец) средств РёС… технического диагностирования, Р° РІ инструкцию РїРѕ эксплуатации РђРўРЎ следует включать технологии диагностирования Рё восстановления работоспособности электронного оснащения. 4.8.2 Гарантийные обязательства производителей РђРўРЎ СЃ электронным оснащением перед потребителями должны включать обязательства РїРѕ сервисному обеспечению Рё поддержке освоения, подготовке Рё передаче техцентрам технологий диагностирования Рё ремонта электронного оснащения, производству Рё поставкам запасных частей Рє электронному оснащению, созданию системы СЃР±РѕСЂР° Рё утилизации РЅРµ подлежащих восстановлению отказавших блоков. 4.8.3 Р’ соответствии СЃ требованиями ГОСТ 25044 РґРѕ начала производства РђРўРЎ СЃ новым электронным оснащением или его частями изготовители электронного оснащения должны подготовить комплекты конструкторской документации РЅР° средства диагностирования новых электронных систем Рё устройств, технологии диагностирования, РўРћ Рё ремонта РђРўРЎ СЃ РёС… применением. 4.9 Требования РїРѕ стойкости Рє воздействиям условий эксплуатации4.9.1 Климатическое исполнение электронного оснащения должно соответствовать исполнению РђРўРЎ, изготовляемого РїРѕ ГОСТ 15150. 4.9.2 Рсполнение электронного оснащения РїРѕ степени защиты РѕС‚ проникновения посторонних тел должно выбираться РІ соответствии СЃ требованиями ГОСТ 14254. Допускаются специальные исполнения, РІ частности, водостойкое. 4.9.3 Рлектронное оснащение должно нормально функционировать РІ следующих условиях окружающей среды: 4.9.3.1 Р’ температурных условиях, приведенных РІ таблице 1 СЃ учетом размещения частей электронного оснащения РЅР° РђРўРЎ. Для подверженных инсоляции частей электронного оснащения максимальная температура, приведенная РІ таблице 1, увеличивается РЅР° 5 °С. 4.9.3.2 РџСЂРё влажности РґРѕ 98 % РїСЂРё температуре 35 °С без конденсации влаги согласно ГОСТ 16962.1, 2.3 (для изделий РІ исполнении «О» Рё «Т»). Таблица 1 Требования Рє электронному оснащению РђРўРЎ РїРѕ температурным условиям работы
4.9.3.3 РџСЂРё пониженном атмосферном давлении 60,0 РєРџР° (450 РјРј СЂС‚. СЃС‚. высота 3,5 РєРј) согласно ГОСТ 15150, 5.7, приложение 7, табл. 1. 4.9.3.4 РџСЂРё воздействии механических нагрузок согласно ГОСТ 3940. 4.9.3.4.1 Части электронного оснащения (РІ том числе датчики, исполнительные механизмы, блоки управления Рё РїСЂ.), устанавливаемые РЅР° двигателе, должны выдерживать синусоидальные вибрации СЃ перегрузкой 20g РІ диапазоне частот 50 - 2000 Гц; удары СЃ перегрузкой 40g. Для отдельных моделей РђРўРЎ РїРѕ согласованию допускается вибрация РїРѕ XIX степени жесткости (40g, 50 - 2000 Гц). 4.9.3.4.2 Части электронного оснащения, устанавливаемые РІ моторном отсеке, кабине Рё снаружи должны выдерживать синусоидальные вибрации СЃ перегрузкой 5g РІ диапазоне частот 20 - 120 Гц; удары СЃ перегрузкой 10g. РџРѕ согласованию допускается вибрация РїРѕ XIX степени жесткости (10g, 50 - 1000 Гц). 4.9.4 После проверки вибропрочности электронного оснащения должны проводиться испытания РЅР° виброустойчивость РїРѕ XVII степени жесткости ГОСТ 16962.2 РІ диапазоне частот 50 - 1000 Гц РїСЂРё ускорении 20g Рё 5g соответственно для блоков, устанавливаемых РІ моторном отсеке Рё для остальных блоков. 4.9.5 Рлектронное оснащение РђРўРЎ должно сохранять работоспособность после пребывания РІ нерабочем состоянии: 4.9.5.1 Р’ условиях авиатранспортирования - РїРѕ ГОСТ 15150, 10.4 РїСЂРё температуре РґРѕ РјРёРЅСѓСЃ 60 °С Рё пониженном атмосферном давлении РґРѕ 22,6 РєРџР° (170 РјРј СЂС‚. СЃС‚.) - для блоков Рё узлов РІ исполнении «О» Рё «ХЛ». 4.9.5.2 Р’ условиях РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ транспортирования - РїСЂРё воздействии соляного тумана РїРѕ ГОСТ 16962.1, 2.2 (для блоков Рё узлов РІ исполнении «О» Рё «Т»). 4.9.5.3 РџСЂРё воздействии циклического изменения предельных максимальных Рё минимальных температур, РїСЂРё воздействии инея Рё СЂРѕСЃС‹ РїРѕ ГОСТ 16962.1, 2.4. 4.9.5.4 РџСЂРё воздействии РІРѕРґС‹ РїРѕ ГОСТ 16962.1, 2.9 для водонепроницаемых блоков Рё узлов. 4.9.6 Блоки Рё узлы (системы, устройства) электронного оснащения РђРўРЎ должны быть электромагнитно совместимы между СЃРѕР±РѕР№, СЃ узлами Рё агрегатами систем электрооборудования РђРўРЎ Рё внешними РїРѕ отношению Рє нему источниками электромагнитных излучений, должны сохранять работоспособность РІ оговоренных ниже условиях электромагнитного воздействия. 4.9.6.1 Рлектронные устройства Рё системы, работающие РїСЂРё движении РђРўРЎ, должны быть работоспособны РїСЂРё изменении рабочего напряжения (среднего значения) РѕС‚ 0,9 С‚ 1,25 номинальною значения. 4.9.6.2 Рлектронные устройства Рё системы, работающие РїСЂРё РїСѓСЃРєРµ, должны сохранять работоспособность РїСЂРё понижении напряжения питания РґРѕ 0,5 РѕС‚ номинального значения. 4.9.6.3 Блоки Рё узлы электронного оснащения должны иметь конструктивную защиту, предохраняющую РѕС‚ попарного замыкания выводов Рё каждого вывода РЅР° РєРѕСЂРїСѓСЃ. РџСЂРё нарушении Рё последующем восстановлении контакта РІ цепи любого вывода электронное оснащение должно быть работоспособно. 4.9.6.4 Рлектронное оснащение должно сохранять работоспособность, Р° блоки цифровой обработки сигналов РЅРµ должны иметь сбоев РїСЂРё наводках РѕС‚ электромагнитных полей РІ соответствии СЃ требованиями ГОСТ Р 50607. 4.9.6.5 Рлектронное оснащение должно быть работоспособным РІ соответствии СЃ требованиями ГОСТ 28751 РїСЂРё воздействии импульсных электрических напряжений РІ бортовой сети РђРўРЎ РІ нормальных режимах эксплуатации Рё РІ аномальных режимах (срабатывания предохранителей, РїСѓСЃРєР° двигателя СЃ использованием посторонних источников тока, РїСЂРё отключении Рё подключении аккумуляторной батареи, РІ том числе - СЃ обратной полярностью). 4.9.6.6 Перенапряжения РІРѕ внутренних цепях электронного оснащения, обусловленные спецификой протекающих РІ РЅРёС… рабочих процессов, РЅРµ должны давать наводок недопустимого СѓСЂРѕРІРЅСЏ РІ бортовой сети РђРўРЎ, оговоренных требованиями ГОСТ 28751. 4.9.6.7 Рлектронное оснащение должно удовлетворять требованиям ГОСТ 29157 РїРѕ помехозащищенности Рё электромагнитной совместимости. 4.9.6.8 Уровень радиопомех РѕС‚ РђРўРЎ СЃ электронным оснащением должен соответствовать требованиям ГОСТ 17822. 4.9.6.9 Напряженность поля радиопомех РІ салоне (кабине) РђРўРЎ СЃ электронным оснащением РЅРµ должна превышать РЅРѕСЂРј, устанавливаемых требованиями ГОСТ 28279. 4.9.7 Рлектрические соединители для подключения блоков электронного оснащения Рё электрических коммуникации должны быть защищены РѕС‚ загрязнения, РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё Рё увлажнения.
Ключевые слова: автотранспортное средство, электронное оснащение, электронные системы, электронные блоки, управление, контроль, диагностирование, агрегаты, узлы, функции, безопасность, экология
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин РљРѕС‚ :-) |