| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПОВОЗКИ КОННЫЕ ГРУЗОВЫЕ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 1142-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ МОСКВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.07.91 Настоящий стандарт распространяется на конные грузовые повозки, предназначенные для перевозки различных грузов и людей. Стандарт не распространяется на легковые, спортивные, прогулочные и национальные повозки. Требования пп. 1.2 (диаметр колеса, размер Н - погрузочная высота), 2.1, 2.2.4, 2.2.6 - 2.2.8, 2.2.13 - 2.2.15, 2.2.18, 2.4, 3.1 - 3.6, 4.1, 4.3, 5.1, 5.2 и приложения 1 являются обязательными. 1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ1.1. Тип, исполнение, грузоподъемность, условное обозначение и номер чертежа повозок должны соответствовать указанным в табл. 1. Таблица 1 Примечания: 1. Цифры в обозначении определяют грузоподъемность повозки в тоннах. 2. Буквы в обозначении определяют: вид кузова Б - бортовой кузов; В - вогнутая платформа; П - плоская платформа; К - корытообразный кузов; Р - разводной ход (без кузова); М - кузов развода; Д - кузов, образованный дробинами; С - самосвальный кузов; тип запряжного устройства: Д - дышловое; О - оглобельное; Г - оглобельно-пристяжное; вид шины: П - пневмошина; Т - стальная шина. Примеры условных обозначений конных грузовых повозок: Неразводная, оглобельно-пристяжная повозка с бортовым кузовом, на пневмошинах, грузоподъемностью 2 т: Повозка БГ-2П ГОСТ 1142-90 То же, разводная, дышловая повозка с кузовом, на стальных шинах, грузоподъемностью 1,5 т: Повозка МД-1,5Т ГОСТ 1142-90 1.2. Основные параметры и размеры повозок должны соответствовать табл. 2 и черт. 1 - 10. Черт. 1 - 10 не определяют конструкцию повозок, их узлов и деталей. На черт. 1 - 4, 6, 7, 9, 10 размер В2 соответствует размеру у основания оглобель. Таблица 2
мм
мм
мм
Черт. 4 мм
Черт. 5 мм
Черт. 6 мм
Черт. 7 мм
мм
мм
мм
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.2. Характеристики 2.2.2. Детали крепления и сопрягаемые элементы колес на пневмошинах должны быть изготовлены по ГОСТ 11646, обод - по ГОСТ 10410, шина - по ГОСТ 7463. Допускается изготавливать обод разъемным по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. 2.2.3. Металлические детали повозок должны быть изготовлены из стали по ГОСТ 380; ступицы для пневматических колес - из ковкого чугуна марок КЧ33-8, КЧ35-10 по ГОСТ 1215 или серого чугуна марок СЧ15, СЧ20 по ГОСТ 1412. Отливки должны соответствовать ГОСТ 26358. Допускается изготавливать металлические детали из других материалов, не уступающих по физико-механическим свойствам вышеперечисленным. 2.2.5. Деревянные детали повозок должны быть изготовлены из древесины пород и видов сырья, указанных в табл. 3. Таблица 3
Примечание. Допускается заменять древесину менее прочных пород более прочными из отходов или другими материалами, не уступающими древесине по прочности. 2.2.6. Нормы допускаемых пороков и дефекты обработки деревянных деталей должны соответствовать указанным в приложениях 1 и 2. 2.2.7. Влажность древесины деталей повозок должна быть (15 ± 3) %. 2.2.8. Шероховатость поверхности лицевых сторон деталей из древесины должна быть не более Rmmax 200 мкм по ГОСТ 7016, остальных поверхностей - не более Rmmax 320 мкм. 2.2.9. Пределы прочности на изгиб и на сжатие древесины деталей повозок при влажности древесины 15 % должны быть не менее норм, указанных в табл. 4. Таблица 4
2.2.10. Дышла, оглобли и разводы повозок должны быть испытаны на изгиб. 2.2.11. Предельные отклонения размеров должны соответствовать: металлических деталей - ГОСТ 25347, ГОСТ 25670; металлических деталей, выполненных свободной ковкой, - ГОСТ 7829; деревянных деталей - ГОСТ 6449.1, ГОСТ 6449.5. 2.2.12. Сварные соединения должны быть выполнены по ГОСТ 5264. На сварных швах не допускаются наплывы, прожоги, подрезы, непровары, трещины. Сварной шов должен быть зачищен. 2.2.14. Повозки должны иметь атмосферостойкое лакокрасочное покрытие 5-го класса по ГОСТ 9.032 и по условиям эксплуатации должно соответствовать группе V по ГОСТ 9.104. 2.2.15. Трущиеся поверхности деталей должны быть смазаны, а полость ступиц колес на пневмошинах должна быть заполнена солидолом по ГОСТ 4366 или ГОСТ 1033. 2.2.17. Повозки с кузовом должны иметь сиденья для ездового. 2.3. Комплектность 2.3.1. Конные грузовые повозки комплектовать по требованию потребителя: ящиками для инструмента (для повозок на пневмошинах); противооткатными упорами (башмачным тормозом); ключами 14´17, 19´22 по ГОСТ 2839 или комбинированным ключом по ГОСТ 16983, ключом 27´30 по ГОСТ 2906 (для повозок на пневмошинах); ключом 17´22 по ГОСТ 2839 (для повозок на стальных шинах). 2.3.2. Повозки на пневмошинах комплектовать руководством по эксплуатации и паспортом. 2.4.1. Каждая повозка должна иметь маркировку, выполненную в виде таблички по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971 или нанесенную несмываемой краской по трафарету или штампом. 2.4.2. Маркировка должна быть четкой и должна содержать: наименование предприятия-изготовителя, его подчиненность и местонахождение или товарный знак; условное обозначение повозки; дату выпуска (месяц, год); 2.4.3. В зависимости от типа повозки маркировка должна быть выполнена: на кузове (справа на внешней стороне борта в его передней части); на переднем бруске платформы (с внешней стороны); на подушке передка (в середине передней стороны). 2.4.4. Каждая партия повозок должна иметь транспортную маркировку, кроме манипуляционных знаков, по ГОСТ 14192. 2.4.5. На бортах повозок с пневматическими шинами должны быть нанесены несмываемой краской по трафарету знаки, ограничивающие грузоподъемность повозки и давление воздуха в шинах. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ3.2. При усыхании и износе деревянных частей ослабевшие болтовые соединения должны быть подтянуты. 3.3. Для сохранения надежного соединения диска со ступицей гайки болтов ступицы должны быть всегда туго затянуты. 3.4. По требованию потребителя повозки должны быть оборудованы спереди двумя белыми световозвращателями, сзади - двумя красными световозвращателями по ГОСТ 8769 и ГОСТ 20961. 3.5. Самосвальные повозки должны быть оборудованы приспособлением для фиксации кузова в поднятом положении. 4. ПРИЕМКА4.3. При приемосдаточных испытаниях следует проверять до окраски на соответствие требованиям пп. 2.1, 2.2.1 - 2.2.5, 2.2.12, 2.2.13, 2.2.17 - 100 % изделий; на соответствие требованиям пп. 1.2, 2.2.6 - 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.16 - 10 % изделий от партии, но не менее двух штук, после окраски на соответствие требованиям пп. 2.2.14, 2.2.15 - 100 % изделий. 4.4. Периодические испытания следует проводить не реже одного раза в год на соответствие требованиям пп. 2.2.6 - 2.2.10, 2.2.12. Испытаниям подлежат 4 % повозок от партии, но не менее двух штук. При неудовлетворительных результатах повторной проверки вся партия бракуется. 5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ5.2. Размеры повозок, узлов, деталей, пороков древесины и дефекты обработки должны быть проверены штангенциркулями по ГОСТ 166, металлическими линейками по ГОСТ 427, рулетками по ГОСТ 7502, шаблонами и калибрами в соответствии с требованиями РД 50-98. 5.3. Рабочее давление в шинах следует проверять манометром по ГОСТ 9921. 5.4. Влажность древесины следует проверять по ГОСТ 16588. 5.5. Шероховатость поверхности деталей из древесины следует проверять до покрытия по ГОСТ 15612. 5.6. Испытания древесины на прочность следует проводить по ГОСТ 16483.0, ГОСТ 16483.3, ГОСТ 16483.10. 5.7. Дышла, оглобли и разводы следует испытывать на изгиб в обработанном и высушенном виде. При испытании деталь, вставленная горизонтально корневым концом в гнездо на глубину 20 мм, должна выдерживать подвешенный на расстоянии 75 мм от свободного конца следующий груз в течение 1 мин: 85 кг - дышло; 40 кг - оглобля; 80 кг - развод одноконной повозки; 100 кг - развод пароконной повозки. 5.8. Эксплуатационные свойства повозок (легкость хода, легкость разворота и самосваливания, надежность действия тормоза, свободное отпирание и запирание бортов) следует проверять вручную без применения инструмента. 5.9. Наличие смазки в трущихся местах, а также проворачивание колес на оси необходимо проверять визуально и вручную. 5.10. Качество лакокрасочного покрытия следует определять визуально в сравнении с образцом - эталоном покрытия по ГОСТ 9.032. 5.11. Качество сварных соединений следует проверять визуально, осмотром сварных швов. 5.12. Эксплуатационные испытания повозки следует проводить по грунтовым, внутрихозяйственным дорогам местного значения пятой категории с грузом, превышающим на 15 % грузоподъемность, в течение 100 ч со скоростью движения 4 - 6 км/ч. 6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ6.1. Конные грузовые повозки могут транспортироваться любым видом транспорта, обеспечивающим защиту их от загрязнений и механических повреждений, в соответствии с правилами перевозки грузов и техническими условиями погрузки и крепления грузов, действующими на данном виде транспорта. 6.2. Повозки следует транспортировать со снятыми оглоблями и дышлами, а при необходимости и колесами. Снятые детали должны быть прикреплены к повозке в удобном для транспортирования месте увязочными материалами по действующей нормативно-технической документации. Допускается разводные ходы транспортировать в разобранном виде по узлам: передок, задок, развод. 6.3. Каждая партия повозок должна сопровождаться документом с указанием реквизитов (п. 2.4.2) с добавлением количества изделий. 6.4. При транспортировании повозок на пневматических колесах буксировкой в шинах следует поддерживать рабочее давление в соответствии со значениями, приведенными в табл. 2. Скорость буксировки должна быть не более 10 км/ч. При транспортировании другими видами транспорта давление в шинах должно быть не менее 0,1 МПа (1,02 кгс/см2). 6.5. Повозки следует хранить в закрытом помещении или под навесом. Условия хранения - по группе Ж2 ГОСТ 15150. Допускается хранение повозок на открытом воздухе не более 30 дней, при условии сохранения их эксплуатационных и эргономических качеств. 6.6. При хранении повозки на пневматических шинах должны быть поставлены на подставки для разгрузки пневмошин, а при хранении более 4 мес давление в шинах должно быть снижено до 0,1 МПа (1,02 кгс/см2). 6.7. При установке повозок на хранение на срок более одного месяца все трущиеся металлические поверхности необходимо подвергнуть консервации по ГОСТ 9.014. 7. УКАЗАНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ7.1. Давление в шинах пневматических колес во время эксплуатации повозок должно соответствовать значениям, приведенным в табл. 2. 7.2. Осевой люфт пневматического колеса, появляющийся в процессе эксплуатации, должен быть устранен затяжной гайкой. 7.3. Периодичность смазки втулок ступиц деревянных колес при постоянном использовании повозок - не реже одного раза в неделю и при периодическом их использовании - не реже одного раза в месяц. Периодичность смазки ступиц колес на пневматических шинах - не реже одного раза в полугодие. Остальные трущиеся поверхности деталей повозок смазывают один раз в месяц. 8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ8.1. Изготовитель гарантирует соответствие конных грузовых повозок требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения. 8.2. Гарантийный срок эксплуатации - 18 мес со дня ввода повозок в эксплуатацию. 8.3. Гарантийный срок хранения - 24 мес с момента их изготовления. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Таблица 5 Нормы допускаемых пороков древесины деталей повозок
Примечания: 1. Допускаются пороки древесины, не указанные в настоящей таблице. 2. Сумма размеров учитываемых сучков, расположенных в одном поперечном сечении, не должна превышать ограниченного размера сучка. Размеры сучка - по ГОСТ 2140. 3. Не допускаются учитываемые сучки, трещины, прорость, смоляной рак, червоточина в местах шиповых соединений. 4. В древесине деталей, изготовленных из грядок, наклон волокон не учитывают. 5. Несросшиеся, здоровые, темные, загнившие сучки размером более 10 мм должны быть заделаны на клею торцевыми пробками; сучки размером более 20 мм - долевыми пробками из древесины той же породы, из которой изготовлены детали. 6. Трещины в дышлах, оглоблях, разводах и в продольных брусках кузова (из грядок) шириной более 2 мм должны быть заделаны на клею рейками из древесины той же породы, из которой изготовлена деталь. 7. Если число сучков и трещин в оглоблях, дышлах и разводах превышает нормы, установленные настоящим стандартом, то их допускается применять в том случае, если они выдержат испытание на изгиб согласно п. 4.7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Нормы допускаемых дефектов обработки деревянных деталейТаблица 6
Примечание. Механические повреждения на поверхности деревянных деталей должны быть зачищены.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством местной промышленности РСФСР РАЗРАБОТЧИКИ Г.А. Сапожников (руководитель темы), В.И. Боровиков 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.08.90 № 2440 3. Срок проверки - 1994 г., Периодичность проверки - 5 лет 4. ВЗАМЕН ГОСТ 1142-84 5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |