| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РД 31.2.07-2001 НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ ТОПЛИВА, МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ НОМЕНКЛАТУРА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Дата пересмотра 2001-03-01 ПРЕДИСЛОВИЕ 1. РАЗРАБОТАН ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЗАО "ЦНИИМФ") Первый заместитель Генерального директора, доктор технических наук С.Н. Драницын Заведующий лаб. 12 топлив, масел и экологии О.С. Волосатов Старший научный сотрудник Л.А. Дерюгина Заведующий отделом стандартизации А.П. Вольваченко 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ начальником Федеральной службы морского флота В.Л. Быковым. Настоящий руководящий документ выполнен на основе ОСТ 31.8003-95, в которой внесены изменения в номенклатуру моторных масел, в ТУ на маловязкое и высоковязкое топлива, в ТУ на ISO 8217, РД дополнен методиками экспресс-анализов по контролю качества моторного масла на судах, браковочными показателями моторных масел, методом феррографии по оценке износа деталей дизелей. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.2.* Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на топлива, масла, смазки и спецжидкости отечественного производства и устанавливает номенклатуру их марок для применения на судах морского транспортного, вспомогательного и технического флота в судовых энергетических установках, механизмах и их элементах, в том числе на судах зарубежной постройки после окончания гарантийного периода эксплуатации. _____________ * Нумерация соответствует оригиналу. 1.2. Руководящий документ является рекомендательным документом при эксплуатации и проектировании судовых энергетических установок, механизмов и их элементов, и при разработке химмотологических карт судов и судового комплектующего оборудования. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем руководящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы: ГОСТ 33-82 Нефтепродукты. Метод определения кинематической и расчет динамической вязкости. ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия. ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные, технические условия. ГОСТ 1033-79 Смазка, солидол жировой, технические условия. ГОСТ 1667-68 Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия. ГОСТ 1770-74Е. Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Технические условия. ГОСТ 1805-76 Масло приборное МВП. Технические условия. ГОСТ 2084-77* Бензины автомобильные. Технические условия. ГОСТ 3134-78 Уайт-спирит. Технические условия. ГОСТ 4366-76 Смазка солидол синтетический. Технические условия. ГОСТ 5546-86 Масла для машин. Технические условия. ГОСТ 5962-67 Спирт этиловый ректификованный. Технические условия. ГОСТ 6258-85 Нефтепродукты. Метод определения условной вязкости. ГОСТ 6411-76 Масла цилиндровые тяжелые. Технические условия. ГОСТ 8505-80 Нефрас-С50/170. Технические условия. ГОСТ 9284-75 Стекла предметные для микропрепаратов. Технические условия. ГОСТ 9433-80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия. ГОСТ 9972-74 Масла нефтяные турбинные с присадками. Технические условия. ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия. ГОСТ 10289-79 Масло для судовых газовых турбин. Технические условия. ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия. ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия. ГОСТ 14068-79 Паста ВНИИНП-232. Технические условия. ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение. ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначения. ГОСТ 17479.3-85 Масла гидравлические. Классификация и обозначения. ГОСТ 17479.4-87 Обозначение нефтепродуктов. Масла индустриальные. ГОСТ 18179-72 Смазка ОКБ-122-7. Технические условия. ГОСТ 19537-83 Смазка пушечная. Технические условия. ГОСТ 19774-74 Смазка ВНИИНП-207. Технические условия. ГОСТ 20421-75 Смазка ВНИИНП-242. Технические условия. ГОСТ 20684-75 Масла моторные отработанные. Метод определения нерастворимых осадков. ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия. ГОСТ 21150-87 Смазка Литол-24. Технические условия. ГОСТ 23652-79 Масла трансмиссионные. Технические условия. РД 31.27.05-96 Инструкции по применению, хранению, отпуску на суда и контролю качества топлива и смазочных материалов на нефтебазах и складах Минморфлота и Минрыбхоза. ОСТ 3801281-82 Масла гидравлические МГЕ-4А и МГЕ-10А. Технические условия. ОСТ 3801364-84 Масла гидравлические АУП. Технические условия. ОСТ 3801370-84 Масла моторные загущенные. Технические условия. ОСТ 3801407 Керосин осветительный. Технические условия. ОСТ 3801434-87 Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач. Технические условия. ТУ 38.001347-83 Масла для гидрообъемных передач МГЕ-46В (МГ-46-В). ТУ 38.001361-87 Топливо технологическое экспортное марок Э-4, Э-5. ТУ 38.10111-75 Масло автомобильное северное АСЗп-6 (М-4/6-B1). ТУ 38.30110-99 Многофункциональная присадка ЛЗ-ЦНИИМФ-38 для высоковязких топлив. ТУ 38.101252-72 Масло А для гидросистем. ТУ 38.101427-76 Защитное пленочное покрытие НГ-216. ТУ 38.101479-85 Масло всесезонное гидравлическое ВМГЗ. ТУ 38.101537-75 Ароматизированное масло-теплоноситель АМТ-300. ТУ 38.101567-00 Топливо маловязкое судовое. ТУ 38.101763-82 Масло синтетическое ХС-40. ТУ 38.401641-87 Масло компрессорное Кп-8с. ТУ 38.1011064-86 Топливо моторное ДТп для среднеоборотных дизелей. ТУ 38.1011158-88 Масло для компрессоров холодильных машин ХМ-35. ТУ 38.1011314-01 Топливо высоковязкое судовое, Э. ТУ 38.40158302-01 Судовые топлива, ISO 8217. 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1. Топлива, масла, смазки и спецжидкости назначаются из числа марок, указанных в табл. 2 настоящего РД. 3.2. Области применения топлив, масел, смазок и спецжидкостей приведены в табл. 2. 3.3. На судах допускается применение топлив, масел, смазок и спецжидкостей иностранного производства при условии их соответствия маркам топлив отечественного производства, приведенным в настоящем документе. 3.4. В приложениях 1 и 2 приведены физико-химические показатели топлив, смазок, рекомендованные к применению на судах настоящим РД. 3.5. Таблицы приближенного соответствия отечественных марок топлив международной классификации топлив ISO/8217 приведены в приложениях 4 - 7. Судовое маловязкое топливо соответствует классу ДМХ (пр. 4) группы дистиллятных топлив, судовое высоковязкое СВЛ - классу RMA 10 (пр. 5) группы компаундированных высоковязких легких топлив, судовое высоковязкое СВТ - классу КМД 15 (пр. 6) группы компаундированных высоковязких тяжелых топлив, судовое высоковязкое СВС - классам RMG35, RMH, RMK, RML 35 и 45 (пр. 7) группы компаундированных высоковязких сверхтяжелых топлив. 3.6. Таблица эквивалентов отечественных и зарубежных марок масел, смазок и спецжидкостей приведена в приложении 8. 3.7. Топливные смеси приготавливают на нефтебазах или непосредственно на судах, оборудованных смесительными устройствами. Соотношение компонентов смеси при заданном значении ее вязкости и при известной вязкости каждого компонента определяется по номограмме, приведенной в приложении 9. 3.8. Проверка топливных смесей на стабильность обязательная и производится методами микроскопии или капельной пробы, которые приведены в приложениях 10 и 11. 3.9. Перечень зарубежных присадок к топливам для судовых дизелей приведен в приложении 12. 3.10. Соответствие отечественной классификации моторных масел по ГОСТ 17479.1-85, классификаций API, SAE, а также промышленных и военных спецификаций США по группам эксплуатационных свойств и классам вязкости приведено в приложениях 13 и 14. 3.11. Группы эксплуатационных свойств и классы вязкости гидравлических масел приведены в приложениях 15 и 16. 3.12. Группы эксплуатационных свойств и классы вязкости трансмиссионных масел приведены в приложениях 17 и 18. 3.13. Смешение моторных масел как вынужденная мера допускается с обязательной проверкой на совместимость по методикам ЦНИИМФ, приведенным в приложениях 19, 20 и 21 (для смесей свежих и работающих масел). 3.14. Организация приема, хранения, выдачи на суда, контроля качества топлив, топливных смесей и смазочных материалов регламентирована РД 31.27.05-00. 3.15. При применении антифрикционных присадок к товарным маслам (разд. 4, позиция 4) в сочетании с конкретным смазывающим материалом необходима опытная проверка по показателю износа. 4. НОМЕНКЛАТУРА ТОПЛИВ, МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦЖИДКОСТЕЙ
5. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МАРОК ТОПЛИВ, МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ДЛЯ СУДОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Приложение 1ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВ
____________ * В открытом тигле. ** В закрытом тигле. Приложение 2ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАСЕЛ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ Таблица 2.1 МАСЛА МОТОРНЫЕ
Таблица 2.2 МАСЛА ТУРБИННЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
Таблица 2.3 МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ
Таблица 2.4 МАСЛА ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Приложение 3ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК
Приложение 4
Коды ОКП судового топлива дистиллятного приведены в таблице 1. Таблица 1
Коды ОКП судового топлива остаточного приведены в таблице 2. Таблица 2
Приложение 5
Приложение 7
Приложение 8ТАБЛИЦА ЭКВИВАЛЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Приложение 9МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ КОМПОНЕНТОВ В ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ Метод основан на определении массовой концентрации в процентах более вязкого компонента при известных величинах вязкости топливной смеси и каждого компонента. Массовая концентрация в процентах менее вязкого компонента определяется по формуле А = 100 - В, где А - концентрация в топливной смеси менее вязкого компонента; В - концентрация в топливной смеси более вязкого компонента. 1. Исходные данные и вспомогательные материалы 1.1. К исходным данным относятся: заданная вязкость топливной смеси, вязкость компонентов смеси. 1.2. Все исходные значения вязкостей должны быть заданы при одинаковой температуре. При несоблюдении этого условия вязкости компонентов определяются при температуре, при которой задана вязкость топливной смеси (как правило, 50 °С). 1.3. К вспомогательным материалам относятся: номограмма для определения вязкости топлив при разных температурах (номограмма Вальтера), представленная на рис. 1; номограмма для определения концентрации более вязкого компонента топливной смеси (номограмма Г. Виноградова), представленная на рис. 2. Рисунок 1 Рисунок 2 2 Определение концентрации более вязкого компонента топливной смеси 2.1. Вязкости компонентов смеси определяются по ГОСТ 6258 или ГОСТ 33 при температуре, при которой задана вязкость топливной смеси, или определяется по номограмме (см. рис. 1), если известна их вязкость при другой температуре. Определение вязкости по номограмме производится следующим образом: На поле номограммы отмечается точка с координатами, соответствующими известной вязкости компонента и температуре при ее определении. Через эту точку проводится прямая линия, параллельная пуску наклонных прямых*, изображенных на номограмме. Искомая вязкость компонента смеси определяется ординатой точки пересечения проведенной прямой с координатой температуры, при которой задана вязкость топливной смеси. ___________ * Наклонные линии на номограмме (см. рис. 1) представляют собой вязкостно-температурные зависимости для топлив с вязкостью 37, 75, 150, 300, 750 мм2/с при 50 °С. Концентрация В определяется по номограмме (см. рис. 2). Определение производится следующим образом. Точку "0" (нуль) правой вертикали (нулевое содержание в смеси более вязкого компонента) соединяют прямой линией с точкой, соответствующей вязкости менее вязкого компонента на левой вертикали. Точку "100" правой вертикали (100 %-е содержание в смеси более вязкого компонента) соединяют прямой линией с точкой, соответствующей вязкости более вязкого компонента на левой вертикали. Пересечение проведенных линий образует полюс. На левой вертикали отмечают точку, соответствующую заданной вязкости топливной смеси. Через эту точку и полюс проводят прямую линию до пересечения с правой вертикалью, пересечение дает отсчет искомой концентрации В, т.е. относительное массовое содержание в топливной смеси более вязкого компонента в процентах. Приложение 10МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ТОПЛИВНЫХ СМЕСЕЙ СПОСОБОМ МИКРОСКОПИИ Методика основана на сравнительной визуальной оценке под микроскопом состояния препарата смеси и более вязкого компонента. 1. Аппаратура, реактивы и материалы 1.1. При исследовании применяется следующая аппаратура, реактивы и материалы: микроскоп с оптикой, дающий 280-кратное увеличение; термостат или водяная баня, обеспечивающие выдержку при температуре до 60 °С; термометр, обеспечивающий измерение до 60 °С, с ценой деления не более 1 °С; весы технические; цилиндры измерительные емкостью 250 - 500 мл по ГОСТ 1770; емкости с плотной пробкой (пробирки); бензин авиационный марки Б-70 по ГОСТ 1012 или бензин для промышленно-технических целей по ГОСТ 8505; спирт этиловый ректификованный по ГОСТ 5962; стеклянная палочка; фольга алюминиевая, толщина - 25 мкм. 2. Подготовка к испытанию 2.1. Пробу топливной смеси приготовляют из смешиваемых компонентов, которые берутся в массовом соотношении, обеспечивающем заданную вязкость. 2.2. Для определения возможного порога стабильности смеси приготавливается проба с содержанием легкого компонента в смеси на 10 % выше, чем в заданной. 2.3. Количество каждого компонента отмеряется массовым способом, исходя из выбранной массы пробы смеси, или объемным, исходя из выбранного объема пробы и плотностей компонентов. 2.4. Приготовление пробы топливной смеси производится в смесительной емкости с плотной пробкой, в которую более вязкий компонент добавляют к менее вязкому. Высоковязкие компоненты перед смешением подогревают до 40 - 50 °С в водяной бане или в термостате. Объем пробы не должен превышать 2/3 объема смесительной емкости. 2.5. Смесительную емкость после заполнения компонентами смеси сильно встряхивают в течение 10 с и помешают в водяную баню или термостат с температурой 50 - 60 °С на 15 - 20 минут. 2.6. Другую емкость с плотной пробкой заполняют пробой более вязкого компонента не более чем на 2/3 объема и также помешают в водяную баню или термостат с температурой 50 - 60 °С на 15 - 20 минут. 2.7. Подогретые пробы топливной смеси и более вязкого ее компонента перемешивают встряхиванием в течение 5 минут и вновь помещают в водяную баню или термостат с температурой 50 - 60 °С. 2.8. Приготовляют исследуемые и контрольный препараты соответственно из топливных смесей и ее более вязкого компонента путем нанесения капель-проб на поверхность предметного стекла, ограниченную рамкой из фольги (см. рисунок). 1 - предметное стекло; 2 - покровное стекло; 2.9. Предметные и покровные стекла перед нанесением препарата протирают бензином, а затем спиртом. 2.10. Стеклянной палочкой наносят препарат на предметное стекло (не ранее чем через час после перемешивания топлив). 2.11. При наложении покровного стекла препарат должен равномерно распределиться внутри ограничительной рамки. 3 Определение стабильности топливной смеси 3.1. Исследуемые и контрольные препараты поочередно рассматриваются под микроскопом. 3.2. Производится визуальная сравнительная оценка состояния контрольной пробы и смесей. 3.2.1. Если количество частиц в заданной смеси (без их подсчета) в сравнении с контрольной пробой не увеличивается, то смесь считается стабильной. 3.2.2. При увеличении количества частиц в заданной смеси и их укрупнении смесь считается нестабильной. 3.2.3. Если появляются признаки нестабильности в смеси, с содержанием легкого компонента на 10 % выше заданного (см. п. 2.2), рекомендуется снизить содержание легкого компонента в заданной смеси на 5 - 10 %. 3.3. Для ориентирования при определении стабильности топливных смесей приводится вид под микроскопом препаратов смесей мазута 40 и дизельного топлива (рис. 1). ВИД ПОД МИКРОСКОПОМ ПРЕПАРАТОВ СМЕСЕЙ МАЗУТА 40 И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Рис. 1 3.3.1. Смесь № 2 считается стабильной, смеси № 3 - 5 нестабильны. Приложение 11МЕТОД КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ Метод основан на исследовании характера пятна топливной смеси, полученного на хроматографической бумаге. 1. Аппаратура, реактив, материалы 1.1. При исследовании применяют следующую аппаратуру, реактивы и материалы: бумага для хроматографии марки С; термостат или водяная баня, обеспечивающие выдержку при температуре до 70 °С; термометр, обеспечивающий измерение до 70 °С с ценой деления не более 1 °С; весы технические; цилиндры измерительные емкостью 250 - 500 мл по ГОСТ 1770; емкости с плотной пробкой; бензин авиационный марки Б-70 по ГОСТ 1012 или бензин для промышленно-технических целей по ГОСТ 8505; спирт этиловый ректификационный по ГОСТ 5962; палочка стеклянная. 2. Вспомогательные материалы 2.1. К вспомогательным материалам относятся: шкала эталонных пятен, приведенная на рисунке, полученная для топливных смесей на хроматографической бумаге; описание отличительных признаков эталонных пятен, приведенное в таблице. 3. Подготовка к испытанию 3.1. Пробу топливной смеси приготовляют из смешиваемых компонентов, которые берутся в соотношении, обеспечивающем заданную вязкость (см. Приложение 9). 3.2. Количество каждого компонента отмеряется или массовым способом, исходя из выбранной массы пробы смеси, или объемным, исходя из выбранного объема пробы и плотностей компонентов. 3.3. Приготовление пробы топливной смеси производится в смесительной емкости с плотной пробкой, в которую более вязкий компонент добавляют к менее вязкому. Высоковязкие компоненты перед смешением подогревают до 40 - 50 °С в водяной бане или термостате. Объем пробы не должен превышать 2/3 объема смесительной емкости. 3.4. Смесительную емкость после заполнения компонентами смеси встряхивают в течение 10 с и помещают на 15 - 20 мин в водяную баню или термостат с температурой, обеспечивающей вязкость смеси не более 37 мм2/с. 3.5. Подогретую пробу топливной смеси перемешивают встряхиванием в течение 5 мин и вновь помещают в водяную баню или термостат с температурой, обеспечивающей вязкость смеси не более 73 мм2/с. 4. Проведение испытания 4.1. Определение стабильности топливной смеси проводят не ранее чем через 1 час после ее перемешивания. 4.2. Хроматографическую бумагу кладут горизонтально так, чтобы середина листа не касалась опоры, в качестве которой, например, можно использовать лабораторный стакан диаметром 40 - 50 мм. 4.3. Смесительную емкость извлекают из водяной бани или термостата, встряхивают в течение 5 с, вынимают пробку, опускают в емкость стеклянную палочку до дна и помешивают топливную смесь в течение 5 с. 4.4. Извлекают стеклянную палочку из смесительной емкости. И, не касаясь стенок емкости, дают первой капле стечь обратно. Затем палочку быстро переносят в вертикальном положении таким образом, чтобы ее конец находился над центром листа хроматографической бумаги на высоте около 40 мм от ее поверхности. Дают второй капле стечь на бумагу. Описанным способом наносят 2 - 3 пятна. Сравнивают внешний вид полученных пятен. Различия внешнего вида пятен свидетельствуют о плохом перемешивании пробы. В этом случае испытания повторяют, начиная с п. 3.5. Приложение 12ПРИСАДКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ К ТОПЛИВАМ ДЛЯ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Приложение 13ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ТРУППАМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ
______________ * Подлежит утверждению. Приложение 14СООТВЕТСТВИЕ КЛАССОВ ВЯЗКОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Приложение 15ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГРУПП ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ, ИХ СОСТАВ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
_____________ * Группа по классификации ISO 6074/4. Приложение 16КЛАССЫ И ЗНАЧЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ВЯЗКОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ
Приложение 17ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГРУПП ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ, ИХ СОСТАВ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
_____________ * Группа по классификации API. Приложение 18КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Приложение 19МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ МЕТОДОМ МИКРОСКОПИИ Метод предназначен для определения коллоидной совместимости работающих и свежих масел различных марок и основан на сравнительной визуальной оценке под микроскопом дисперсного состава загрязнений работающего масла и его смеси со свежим маслом. 1. Аппаратура и материалы 1.1. При испытании применяются: микроскоп с оптикой, дающей 200 - 500-кратное увеличение; предметное стекло размером 76×26 по ГОСТ 9284; цилиндр измерительной емкостью 25 мл с притертой пробкой по ГОСТ 1770; шкаф сушильный с регулируемой температурой до 100 °С; спирт этиловый по ГОСТ 5962; палочка стеклянная; бритвенное лезвие. 2. Подготовка и проведение испытания 2.1. Смесь масел приготавливают в объемных соотношениях, соответствующих соотношению масел при смешении. Смесь приготавливают в измерительном цилиндре с таким расчетом, чтобы общий объем смеси составил 10 мл. Цилиндр со смесью помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре 60 ± 2 °С в течение 20 мин. После чего смесь тщательно перемешивают встряхиванием. 2.2. Чистое предметное стекло протирают спиртом и наносят на него каплю исследуемой смеси с помощью стеклянной палочки. Затем каплю распределяют тонким равномерным слоем с помощью лезвия. 2.3. Одновременно с приготовлением препарата смеси масел приготавливают препарат работающего масла в соответствии с пунктом 2.2. Микрофотографии препаратов смесей масел. а - масла совместимы между собой; б - масла несовместимы между собой. Рисунок 1 2.4. Приготовленные препараты выдерживают при комнатной температуре в течение 30 мин, после чего рассматривают под микроскопом. 2.5. Препараты работающего масла и смеси масел поочередно устанавливают на предметном столике микроскопа и фиксируют на резкое изображение слоя при одинаковом увеличении. 3. Определение совместимости масел 3.1. Вид препарата работающего масла представляет собой поле с равномерным распределением частиц (рис. 1а). 3.2. Если вид препарата смеси качественно не отличается от вида препарата работающего масла, то такая смесь совместима. 3.3. Если при рассматривании препарата смеси масел наблюдается укрупнение частиц и образование разветвленных цепочек из них, то такая смесь масел несовместима (рис. 1б). 3.4. Если вид препарата смеси занимает промежуточное положение, то смесь считается совместимой в том случае, если вид ее препарата ближе к рис. 1а, и несовместимой - если ближе к рис. 1б. 3.5. Вывод о совместимости или несовместимости распространяется только на данное соотношение компонентов смеси. Приложение 20МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ МЕТОДОМ СЕДИМЕНТАЦИИ Метод основан на различиях в содержании нерастворимого в бензине осадка (СНО) в работающем масле и смеси работающего со свежим маслом до и после их центрифугирования на лабораторной центрифуге за счет изменения размеров частиц нерастворимого осадка. 1. Аппаратура и материалы 1.1. При испытании применяют: центрифугу лабораторную, обеспечивающую фактор разделения 6000; пробирки для центрифугирования дюралевые на 100 мл; цилиндры измерительные вместимостью 25 и 100 мл по ГОСТ 1770. 2. Подготовка к испытанию 2.1. Приготавливают смесь работающего и свежего масел в объемных соотношениях, соответствующих соотношениям масел при предполагаемой доливке. 2.2. В работающем масле и в приготовленной смеси масел определяют содержание нерастворимого осадка по ГОСТ 20684. 3. Проведение испытания 3.1. В разные пробирки для центрифугирования заливают по 60 мл соответственно работающего масла и приготовленной смеси масел. Пробирки устанавливают в центрифугу и центрифугируют в течение 4 ч при факторе разделения 6000. 3.2. По окончании центрифугирования верхний слой из пробирки сливают в мерный цилиндр в количестве 30 мл. В полученных пробах определяют содержание нерастворимого осадка по ГОСТ 20684. 4. Обработка результатов 4.1. Рассчитывают коэффициент совместимости масел по формуле:
где q1 - содержание нерастворимого осадка в работающем масле до центрифугирования, %; q2 - содержание нерастворимого осадка в смеси работающего и свежего масел до центрифугирования, %; a1 - содержание нерастворимого осадка в работающем масле после центрифугирования, %; а2 - содержание нерастворимого осадка в смеси работающего и свежего масел после центрифугирования, %. 4.2. Смесь считается совместимой при значениях Kс ≤ 1,0. Приложение 21МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ВОДООТДЕЛЯЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И ЭМУЛЬГИРУЕМОСТИ Метод предназначен для определения совместимости свежих масел по водоотделяющей способности и эмульгируемости и основан на сравнении этих показателей исходных масел и их смеси. 1. Аппаратура и материалы 1.1. При испытании применяют: цилиндр измерительной вместимостью 100 мл по ГОСТ 1770. 2. Подготовка и проведение испытания 2.1. Приготавливают смесь масел в объемных соотношениях, соответствующих соотношениям при смешении масел. 2.2. Определяют эмульгируемость смешиваемых масел и их смеси по ГОСТ 12337. Водоотделяющую способность оценивают количеством выделившейся при этом воды в мл. 3. Обработка результатов 3.1. Определяют показатель изменения эмульгируемости по формуле: Кэ = Эхм - Эсм, где Эхм - количество эмульсии, образовавшейся при испытании "худшего" масла (масла, у которого количество образовавшейся эмульсии больше), мл; Эсм - количество эмульсии, образовавшейся при испытании смеси масел, мл. 3.2. Если Кэ равен или больше нуля, то масла считаются совместимыми. 3.3. Определяют показатель изменения водоотделяющей способности: Kв = Gсм - Cхм*, где Gсм - количество воды, выделившейся при определении эмульгируемости смеси масел, мл; Cхм* - количество воды, выделившейся при определении эмульгируемости "худшего" масла (масла, у которого количество выделившейся воды меньше), мл. 3.4. Если Kв равен или больше нуля, то масла считаются совместимыми. Приложение 22ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОПЛИВ И МАСЕЛ НА СУДАХ Отбор проб масла. Общие правила 1. Отбор проб масла из тепловых двигателей (дизелей, турбин) производится на рабочем режиме, из нагнетательного контура системы на участке от маслоохладителя к двигателю, при нормальном уровне масла в картере (циркуляционной цистерне) и рабочей температуре масла. Не допускается установка пробоотборного крана в местах возможного скопления осадков. 2. В случае отсутствия возможности отбора пробы масла в процессе работы отбор производят непосредственно после остановки механизма, пока масло еще не остыло. 3. Перед отбором из пробоотборного крана следует слить 0,10 - 0,20 л масла. Налив пробы производят в чистую пустую бутылку, заполняя ее не более чем на ¾ объема. Объем пробы должен составлять не менее 250 - 300 мл. Отбор проб масла из циркуляционной системы смазки дизелей На рисунке показана схема циркуляционной системы смазки дизелей. На схеме показаны точки отбора проб циркуляционного масла для экспресс-анализов. Точка 1 - отбор пробы из магистрали подачи масла к двигателю после маслоохладителя. Проба отбирается для определения всех показателей, предусмотренных экспресс-анализами; Точки 2, 3, 4 - отбор пробы масла при его обводнении; Точка 5 - отбор пробы масла из турбонагнетателя; Точка 6 - отбор пробы масла для контроля состояния масла дизель-генератора и оценки совместимости масел при доливках. Отбор проб топлива Отбор проб топлива производится из танков запаса, расходной цистерны двигателя и после сепаратора, фильтра или гомогенезатора. Периодичность отбора проб для экспресс-анализов - Малооборотные дизели - каждые 500 часов; - Главные среднеоборотные - каждые 250 часов; - Вспомогательные среднеоборотные - каждые 150 часов. Методики выполнения анализов Перед выполнением анализов следует внимательно изучить правила безопасности работы, общие правила и методики работы, а также правила отбора проб. В приводимых ниже методиках выполнения анализов используется оборудование, приспособления, посуда, реактивы и набор вспомогательных номограмм, графиков и шкал эталонных образцов. Анализы выполняются при крене не больше 15°. Все результаты анализов записываются в журнал наблюдений. 1. Определение вязкости 1.1. Метод предназначен для определения абсолютной и относительной вязкости циркуляционных масел при различной температуре окружающей среды. 1.2. Метод основан на зависимости времени истечения 100 см3 масла от его вязкости. 1.3. Принадлежности и вспомогательные материалы: а) индикатор вязкости; б) мерная емкость с отметкой 100 см3; в) секундомер; г) термометр от 0 до 60 °С, цена деления 1 °С; д) номограммы вязкости масел в зависимости от температуры; е) пробоотборник. 1.4. Подготовка пробы Проба масла, отобранная из системы смазки тщательно перемешивается встряхиванием в течение 5 минут. Перед анализом необходимо измерить температуру нефтепродукта термометром. 1.5. Проведение анализа 1.5.1. Определение абсолютной вязкости Закрыв штырем отверстие индикатора вязкости, емкость его до края заполняется маслом. Под отверстие индикатора вязкости подставляется мерная емкость, затем выдергивается штырь и одновременно включается секундомер. Когда нефтепродукт при истечении из индикатора заполнит мерную емкость до отметки 100 см3, секундомер отключается. При помощи секундомера отмечается время истечения 100 см3 нефтепродукта в секундах. По прилагаемым номограммам (рис. 1.1, 1.2 и 1.3) для масел разных классов вязкости (SAE-30, SAE-40 и SAE-50) определяется кинематическая вязкость масла (v) в зависимости от температуры и времени истечения (τ) масла из индикатора вязкости. Вязкость дана в сантистоксах (сСт). Для перевода единицы вязкости сСт в другие единицы приведена табл. 1.1. Таблица перевода кинематической вязкости в другие единицы вязкости
Пример № 1. 1. Из картера тронкового дизеля пробоотборником отбирается проба масла М16Г2 (ЦС) в количестве 200 см2. 2. Проба выдерживается до температуры окружающего воздуха (±5 °С) установленным в пробоотборнике термометром. Температура пробы масла составила 26 °С. 3. Масло заливается в индикатор вязкости и отмечается время истечения 100 см3 масла. Время истечения - 200 сек. 4. По вязкостной номограмме (рис. 1.2) для масла М16Г2 (ЦС) находим точку на оси τсек соответствующую 200 сек. Из этой точки проводится прямая, параллельно оси v100 для пересечения с вязкостной кривой при 26 °С. От этой точки пересечения проводится прямая, параллельная оси τсек, до шкалы v100, по которой определяется вязкость этого масла при 100 °С, равная 21 сСт. Рис. 1.1. Номограмма для определения кинематической вязкости Рис.1.2. Номограмма для определения кинематической вязкости
цилиндровых масел: Рис. 1.3. Номограмма для определения кинематической вязкости
масел: 1.5.2. Определение относительной вязкости Относительная вязкость определяется для установления отклонения вязкости работающего масла от вязкости свежего и в тех случаях, когда по испытуемой марке масла нет вязкостно-температурной номограммы. Определение вязкости производится для двух проб масла: а) свежего (вязкость которого известна); б) работающего. Измерения производятся при одинаковой температуре обеих проб масла (для браковочного показателя принята температура 40 °С). Проведение анализа производится аналогично изложенному в п. 1.5.1. Отклонение вязкости работающего масла от свежего определяется в процентах (%) по разности времени истечения 100 см3 каждой из проб. Пример № 2. Время истечения 100 см3 свежего масла М16Е через индикатор вязкости при 26 °С составило 130 сек; работающего масла при 26 °С - 200 сек.
где: Δv - отклонение вязкости работающего масла от вязкости свежего. Δτ - разность времени истечения работающего (τраб.) и свежего (τсв.) масла, сек. Вязкость свежего масла равна 16 сСт. Тогда вязкость работающего масла определяется по формуле: vpa6. = vсв. + vсв.Δv = 6 + 16 × 0,53 = 34,48 сСт. 2. Определение плотности 2.1. Метод предназначен для определения плотности масел и топлив. 2.2. Метод основан на вытеснении объема испытуемого нефтепродукта эталонным ареометром. 2.3. Принадлежности и вспомогательные материалы: а) Ареометры общего назначения АНТ-2 с ценой деления 0,001 с следующими пределами измерения плотности, кг/м3. 700 - 760; 760 - 820; 820 - 880; 880 - 940; 940 - 1000. а) цилиндр; б) термометр от 0 - 60 °С с ценой деления 1 °С; в) пробоотборник. 2.4. Проведение анализа. Пробоотборник, заполненный испытуемым нефтепродуктом, выдерживается при температуре окружающей среды (разность температур пробы и окружающей среды не должна превышать ±5 °С). Температура нефтепродукта измеряется термометром. После выравнивания температур нефтепродукт наливается в чистый цилиндр, затем ареометр с предполагаемым диапазоном плотности опускается в цилиндр с нефтепродуктом. После его установления (прекращения колебаний) производится отсчет плотности по верхнему краю мениска. При отсчете мениск должен находиться на уровне глаз. Отсчет, произведенный по шкале ареометра, показывает плотность при принятой температуре измерения. Приведение плотности масла к любой температуре рассчитывается по формуле: Pt = Pt1 + y(t1 - t), где: t - температура, к которой приводится плотность, °С; t1 - температура, при которой определялась плотность, °С; Pt - плотности при соответствующих температурах, кг/м3; y - температурная поправка на плотность, определяемая по таблице 2.1. Таблица 2.1 Температурная поплавка плотности нефтепродуктов
Пример: Плотность масла М20Г при температуре 25 °С равна 896 кг/м3. Необходимо определить плотность этого масла при 20 °С. По таблице 2.1 находим поправку на 1 °С для плотности 896 кг/м3. Она равна: y = 0,0006. Р20 = 896 + 0,0006(25 - 20) = 899 кг/м3. 3. Определение содержания воды в масле или топливе 3.1. Метод предназначен для определения воды в циркуляционном масле или топливе, образовавшейся в результате отпотевания емкостей для хранения нефтепродуктов и деталей двигателя при остывании, протечек из систем охлаждения, при сепарировании. 3.2. Метод основан на измерении повышения температуры нефтепродукта при взаимодействия гидрида кальция (СаН2) с водой, находящейся в пробе нефтепродукта. Гидрид кальция представляет собой гигроскопичный порошок специального помола (мелкий), расфасованный в стеклянные, запаянные ампулы по 0,7 г. 3.3. Отбор проб масла производится в точках 2, 3 и 4 (см. раздел). Отбор проб топлива производится из танков запаса, расходной цистерны и после сепаратора. 3.4. Принадлежности, реактивы и вспомогательные материалы: а) мерный цилиндр; б) пробирка; в) термометр; г) ампула гидрида кальция; д) номограмма зависимости разности температур и содержание воды (рис. 3.1). Номограмма для определения содержания воды в нефтепродуктах Рис. 3.1 3.5. Подготовка к анализу Проба нефтепродукта тщательно перемешивается. Вязкие парафинистые топлива отбираются после их подогрева в системе топливоподготовки для обеспечения их текучести. 3.6. Проведение анализа 3.6.1. В сухую чистую пробирку наливается проба до метки 10 мл, опускается в нее термометр и пробирка помещается в гнездо пробкодержателя. Анализ проводится при температуре окружающей среды. 3.6.2. Замеряется температура (t1) испытуемого нефтепродукта (начальная). 3.6.3. Вскрывается ампула с гидридом кальция и высыпается в пробирку с нефтепродуктом. 3.6.4. Термометром, находящимся в пробирке, перемешивается продукт с гидридом кальция и отмечается повышение температуры. Максимальное повышение температуры считается конечной температурой анализа (t2). 3.6.5. Получив разность температур t = (t2 - t1) по номограмме (рис. 3.1) определяется содержание воды в пробе в процентах (%). 3.6.6. При определении содержания воды в мазуте: в мерный цилиндр наливается 10 мл мазута и 50 мл керосина или дизельного топлива. Цилиндр закрывается пробкой и смесь перемешивается встряхиванием. В пробирку отбирается 10 мл из полученной смеси и проводится определение, как указано в пп. 3.6.2 - 3.6.5. Результат определения умножается на 5, а при наличии воды в керосине (или дизельном топливе), содержание ее вычитается из полученного значения. 3.6.7. Подъем температуры, не превышающий 0,5 °С, после прибавления к пробе гидрида кальция, и отсутствии выделения пузырьков газа, свидетельствует о практическом отсутствии воды в исследуемом нефтепродукте. 3.6.8. Время взаимодействия нефтепродукта с гидридом кальция без разбавления керосином - 10 - 20 мин; при разбавлении керосином - 5 - 10 мин. 4. Метод определения загрязненности работающего моторного масла 4.1. Метод предназначен для определения загрязненности масел нерастворимыми в нем веществами. 4.2. Сущность метода заключается в определении плотности свежего и работающего масел и последующего расчетного определения массовой концентрации нерастворимых загрязнений. Метод не распространяется на масла (или их смеси) в том случае, если свежее масло (или смесь свежих масел) в расходной цистерне не одной марки с работающим. 4.3. Определение степени загрязненности работающего масла следует производить не реже чем раз каждые 500 часов работы дизеля. 4.4. Принадлежности и вспомогательные материалы аналогично п. 2.3. 4.5. Подготовка к анализу Отбор пробы загрязненного масла производится из картера работающего дизеля. Отбор пробы свежего масла производится из расходной масляной цистерны. Проба испытуемого масла из посуды для отбора проб переливается в цилиндр таким образом, чтобы в масле не образовывались пузырьки воздуха (лучше переливать при нахождении цилиндра в наклонном положении). Количество налитого масла должно быть таким, чтобы опущенный в него ареометр не касался дна цилиндра. 4.6. Масло, отобранное из системы, остывает до температуры окружающей среды. Непосредственно перед замером масло перемешивается палочкой в течение 1 - 2 мин. Затем опускается чистый и сухой ареометр в цилиндр с маслом, не задевая стенки цилиндра. После погружения выжидают 3 - 5 мин и снимают показания плотности и температур. Отсчет показания ареометра выполняют по верхнему краю мениска. Аналогичную процедуру проводят со свежим маслом. Значение плотности масла при температуре +20 °С определяется по формуле:
где: pt - плотность масла при температуре замера, г/см3; t - температура замера, °С; γ - температура поправки, определяемая по таблице. Температурные поправки к плотности нефтепродуктов (по отношению к плотности при +20 °С)
4.7. Оценка результатов Степень загрязненности масла подсчитывается по формуле: где: ρр.м. - плотность работающего масла при 20°, г/см3; ρс.м. - плотность свежего масла при 20°, г/см3; ρн.о. - плотность нерастворимого осадка при 20°, г/см3 (составляет 1,64 г/см3). С достаточной для практических целей точностью степень загрязненности можно определить по графику на рисунке 4.1, где искомая величина представлена в виде прямолинейной зависимости от разности значений плотности работающего и свежего масла. Зависимость загрязенности работающего масла от разности плотностей работающего и свежего масла Разность плотностей, г/см3 Рис. 4.1 Примечание: Степень загрязненности работающего масла, определяемая данным методом, всегда превышает величину содержания нерастворимого осадка, определяемую по ГОСТ 20684-75, в 1,7 - 1,8 раза, так как ГОСТ определяет только осадок, нерастворимый в бензине, а изложенный метод - весь осадок. Значение браковочного показателя степени загрязненности составляет 6 % и также примерно в 1,7 раза превосходит значение максимально допустимого по ГОСТ 20684-75 содержания нерастворимого в бензине осадка (3,5 %). Пример 4.1. Дизель-генератор 8VD26/20AL, работающий на топливе МДО, смазывается маслом Exxmar 24ТР40. К моменту отбора очередной пробы работающего масла дизель отработал 2500 часов после смены масла. Замер плотности свежего масла при температуре 28 °С показал значение: ρс.м. = 0,899 г/см3. Замер плотности работающего масла при температуре 30 °С показал значение ρр.м. = 0,910 г/см3. По формуле (1) методики и с помощью таблицы температурных поправок приводим значения ρс.м. и ρр.м. к нормальным условиям, то есть к 20 °С: ρс.м. = 0,889 - 0,00066 × (20 - 28) = 0,8943 г/см3 ρр.м. = 0,910 - 0,00062 × (20 - 30) = 0,9038 г/см3. Величина плотности нерастворимого осадка по данным лабораторных исследований составляет Ρн.о. = 1,16 г/см3. По формуле (2) определяем степень загрязненности работающего масла:
Приближенное определение по графику на рис. 4.1 дает значение 2,2 %. В пересчете на метод ГОСТ 20684-75 содержание нерастворимого осадка составляет 2,3 : 1,7 = 1,35 %, что значительно ниже браковочного показателя. Вывод: по результатам проверки данного показателя масло является работоспособным. 5. Определение щелочности Щелочность масла (ТВН) - показатель, характеризующий его способность к нейтрализации минеральных кислот, образующихся в масле в процессе сжигания топлива (серная кислота) или в результате протечек из систем охлаждения морской водой (соляная кислота), а также органических кислот в процессе старения масла. Щелочное число измеряется в миллиграммах эквивалентной массы гидроокиси калия на 1 грамм масла (мг КОН/г). Щелочность масел обеспечивается вводимыми в базовое масло присадками. Современные моторные масла подразделяются на: - малощелочные (8 - 12 мг КОН/г); - среднещелочные (20 - 30 мг КОН/г); - высокощелочные (30 - 100 мг КОН/г). Первые две группы масел применяются в дизелях, работающих на топливах с содержанием серы до 2 %, высокощелочные (цилиндровые) масла - при работе на топливах с содержанием серы от 2 до 5 %. Минимальный запас щелочности работающего масла должен быть не меньше удвоенного содержания серы в топливе. 5.1. Метод предназначен для контроля щелочности масел и срабатываемости щелочных присадок. 5.2. Сущность метода заключается в изменении окраски индикатора бромтимолового синего, введенного в экстракт, полученный обработкой масла водным раствором ОП-7. Щелочное число определяется сравнением окраски экстракта с эталонной цветной шкалой. 5.3. Подготовка к анализу Отбор проб масел производится из магистрали подачи масла к двигателю (точка 1). 5.4. Принадлежности, реактивы и материалы: а) стеклянная трубочка-капельница с ценой деления 0,1 см3; б) делительная воронка с ценой деления 0,1 см3; в) пробирка стандартная на 20 см3; г) бумажный фильтр; д) водный раствор бромтимолового синего с концентрацией 0,04 %; е) водный раствор ОП-7 в концентрации 0,05 %; ж) эталонная шкала (цветная). Проведение анализа. В делительную воронку наливается 20 см3 испытуемого масла и 30 см3 водного раствора ОП-7. Содержимое воронки встряхивается в течение 5 минут и далее 10 - 15 минут смесь выдерживается в вертикальном положении для того, чтобы она отстоялась и разделилась (должна быть видна граница раздела). Образовавшийся в нижней части воронки водный экстракт в количестве 5 см3 сливается через бумажный фильтр, свернутый конусом и вставленный в пробирку. В пробирку с водным экстрактом добавляется капельницей 1 см3 бромтимолового синего и перемешивается встряхиванием (2 - 3 раза). По полученной окраске экстракта, которая оценивается на белом фоне сравнением с цветами эталонной шкалы, определяется щелочность масла. Общий объем добавления ОП-7 не должен превышать 100 см3.
6. Определение кислотного числа Общая кислотность масла (ТАН) - показатель, указывающий на содержание органических и неорганических кислот (САН) в масле, наличие которых приводит к коррозионному износу деталей двигателя. Кислотное число измеряется в миллиграммах эквивалентной массы гидроокиси калия на 1 грамм масла (мг КОН/г). 6.1. Метод предназначен для контроля появления в масле кислотности не выше допустимой нормы. 6.2. Сущность метода заключается во взаимодействии кислот, извлеченных из масла этиловым спиртом, с гидроокисью калия в присутствии индикатора нитрозинового желтого. Кислотное число определяется по окраске отстоявшего спиртового слоя в масле. 6.3. Подготовка к анализу Отбор проб масел производится из магистрали подачи масла к двигателю (точка 1). 6.4. Принадлежности, реактивы и материалы: а) цилиндр измерительный вместимостью 100 см3 с притертой пробкой; б) шприцы на 50 см3; в) спиртовой раствор индикатора (гидроокись калия нитрозинового желтого); г) таблица допустимых значений кислотного числа (раздел 6.5). 6.5. Проведение анализа В измерительный цилиндр наливается 20 см3 спиртового раствора индикатора, добавляется с помощью шприца количество испытуемого масла, определяемое по таблице 6.1, предельно допустимым для данного масла с кислотным числом (браковочный показатель). Цилиндр закрывается пробкой и встряхивается в течение 1 минуты. После того как смесь отстоится и окраска верхнего (спиртового) слоя станет зеленого, синего или желтого цвета, можно оценить степень кислотности масла. Зеленая и синяя окраска спиртового слоя указывает на то, что кислотное число масла не превышает допустимой нормы. Желтая окраска указывает на то, что кислотное число масла превышает допустимую норму.
При необходимости получения численного значения кислотного числа, определение проводится следующим образом: а) в измерительный цилиндр наливается 20 см3 спиртового индикатора; б) шприцем вводится первая доза масла, например 26 см3, соответсьвующая предельному значению кислотности 0,07 (по таблице 6.1.); в) масло после взбалтывания и отстоя не показало изменения цвета спиртового слоя; г) доливается в цилиндр следующая доза масла, соответствующая по таблице 6.1 предыдущему, меньшему показателю кислотности. Это число 0,05 и доза масла 36 см3. Но в эту дозу масла входит предыдущая доза 26 см3. Следовательно, вводится разница 36 - 26 = 10 (см3); д) если спиртовой слой не изменил окраску, то вводится следующая доза, соответствующая более низкому по таблице кислотному числу 0,04, равная объему масла 46 см3 - 36 см3 (предыдущая цифра), то есть 10 см3. Если цвет спиртового слоя изменился, следовательно, кислотность масла равна 0,04 мг КОН/г. Пример: Для анализа из системы двигателя взято масло МС-20. Предельно допустимое значение кислотного числа - 0,5 мг КОН/г. Из таблицы 6.1 видно, что на анализ необходимо взять 4 см3 масла. После взбалтывания смеси масла с индикатором и отстаиванием спиртовой слой не изменил цвет. Прибавляется в смесь еще 1 см3 масла, взбалтывается, отстаивается. Цвет спиртового слоя не изменился. Аналогичная процедура с прибавлением к смеси по 1 см3 масла повторяется до появления изменения цвета спиртового слоя. Если спиртовой слой окрасился, например, в желтый цвет, при общем количестве введенного в индикатор 9 см3 масла, то по таблице 6.1 находим соответствующее этому объему масла кислотное число, равное 0,20 мг КОН/г. Примечание: Если доливать масло в индикатор по 1 см3, а не по интервалам, приведенным в таблице 6.1 (например, 26, 36, 46), то числовое значение кислотного числа будет определяться интерполированием. 6.6. Приготовление индикатора Спиртовой раствор нитрозинового желтого и гидроокиси калия готовится следующим способом: а) в 100 см3 растворить 0,5 г нитразинового желтого; б) к 1 литру 96 %-ного этилового ректификованного спирта добавляется 7 - 10 см3 водного раствора нитразинового желтого. Спирт окрашивается в желто-оранжевый цвет; в) готовится 0,05 %-ный раствор гидроокиси калия; г) часть полученного [в п. б] нитразинового раствора спирта налить в мерную емкость вместимостью 1000 см3, добавить туда же 28,57 см3 0,05 %-ного раствора гидроокиси калия и долить до метки 1000 см3 оставшимся спиртовым раствором (п. б). 7. Метод определения диспергирующей способности работающих моторных масел 7.1. Метод предназначен для оценки диспергирующих свойств, характеризующих способность масла препятствовать слипанию высокодисперсных частиц, а также разрушать крупнодисперсные агломераты загрязнений. 7.2. Сущность метода заключается в оценке масляного пятна, полученного нанесением на фильтровальную бумагу капельной пробы масла. Соотношение двух основных характеристик зон пятна - зоны диффузии и центрального ядра (рис. 7.1.) - позволяет оценить диспергирующие свойства (ДС) масла: - сравнением с пятнами (рис. 7.2); - количественной формуле:
где: d - средний диаметр центрального ядра, мм; D - средний диаметр зоны диффузии, м; DC - измеряется в относительных единицах. Рис. 7.1. Структура пятна масла с присадкой Рис. 7.2. Образцы масляных пятен масел с присадками Средние диаметры d и D подсчитываются, как среднее арифметическое двух измерений у двух пятен, произведенных в двух взаимноперпендикулярных направлениях. 2 пятна параллельных измерений.
Расхождение между двумя параллельными определениями (d1 - d2, D1 - D2,) не должно превышать значения 0,05. Значение DC ~ 0,3 приводит к выпадению загрязнений из масла на детали двигателя, что указывает на срабатывание присадки в масле. 7.3. Подготовка к анализу Отбирается из системы смазки двигателя 100 г масла. Масло тщательно перемешивается и нагревается до температуры окружающей среды. По размеру гнезд бумагодержателя вырезаются образцы фильтровальной бумаги. 7.4. Принадлежности и материалы: а) фильтровальная бумага "синяя лента"; б) бумагодержатель; в) проволочная капельница; г) эталонные пятна (рис. 7.2). 7.5. Проведение анализа Опускается проволочная капельница в пробу масла, предварительно перемешанного, на глубину 30 мм. Изъятое при помощи проволочки масло стекает, одна из последних капель наносится на подготовленную фильтровальную бумагу. Наносится масляная капля на 2 - 3 образца фильтровальной бумаги. Фильтровальная бумага с капельными пробами масла выдерживается при комнатной температуре в течение 18 часов. Полученные пятна сравниваются с эталонными (рис. 7.2) и рассчитывается ДС как указывается в разделе 7.2. 8. Методика определения совместимости моторных масел оптическим методом Одной из эксплуатационных проблем применения циркуляционных масел в судовых дизелях, особенно в последнее десятилетие, в условиях большого разнообразия марок используемых масел, является вынужденное использование в смазочных системах смесей различных масел при отсутствии достоверных данных об их совместимости. Практически повсеместное использование смесей масел обусловлено причинами, связанными со снабжением судов в разных портах захода, как отечественными маслами, так и маслами зарубежных компаний. Исследованиями установлено, что применение примесей несовместимых или недостаточно совместимых масел способствует быстрому достижению браковочных показателей масел, сокращению срока их службы, образованию отложений в двигателях и смазочных системах. Экспериментально установлено: а) В смесях работающих масел со свежими повышение доли свежего масла ухудшает их совместимость по дисперсному составу. В связи с этим разовая доливка свежего масла в работающее масло другой марки должна составлять не более 5 - 10 %. б) При прочих равных условиях с повышением содержания в работающем масле нерастворимого осадка совместимость со свежим маслом другой марки ухудшается. Поэтому в случаях необходимости применения смеси масел более предпочтительными являются смеси, в составе которых находятся сравнительно малозагрязненные работающие масла. в) Смеси свежих масел при последующей работе в двигателе обладают более высокой степенью совместимости по дисперсному составу нерастворимых продуктов, чем смеси работавших со свежими. 8.1. Метод предназначен для определения коллоидной совместимости работающих и свежих масел различных марок и основан на сравнительной визуальной оценке (оптической) дисперсного состава загрязнений работающего масла и его смеси со свежим маслом. Метод позволяет не допускать смешения масел разных марок, обладающих высокой степенью коллоидной несовместимости. 8.2. Сущность метода заключается в сравнительной визуальной оценке (с помощью лупы) препаратов масла, нанесенных на предметное стекло тонким слоем, на выявление их коллоидной несовместимости по эталонным фотографиям, представленным на рис. 8.1. Микрофотографии препаратов смесей масел а - масла, совместимые между собой; Рис. 8.1. 8.3. Аппаратура и материалы а) лупа с 8 - 10-кратным увеличением; б) предметное стекло размером 76 на 26 по ГОСТ 9284; в) пробирки градуированные на 10 мл с притертой пробкой - 2 шт.; г) палочка стеклянная; д) бритвенное лезвие. 8.4. Проведение анализа а) Смесь масел приготавливается в объемных соотношениях, соответствующих соотношению масел при смешивании. Смесь приготавливается в измерительном цилиндре с таким расчетом, чтобы общий объем смеси составил 10 см3. Смесь тщательно перемешивается встряхиванием, после чего цилиндр со смесью помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре 60 + 2 °С в течение 20 мин. б) Чистое предметное стекло протирается спиртом и на него наносится капля исследуемой смеси с помощью стеклянной палочки. Затем капля распределяется тонким равномерным слоем с помощью лезвия. в) Одновременно с приготовлением препарата смеси масла приготавливают препарат работающего масла в соответствии с п. 8.4, а). г) Приготовленные препараты выдерживают при комнатной температуре в течение 30 минут, после чего рассматривают с помощью лупы. 8.4.1. Определение совместимости масел а) Вид препарата работающего масла представляет собой поле с равномерным распределением частиц (рис. 8.1., а). б) Вид препарата смеси качественно не отличается от вида препарата работающего масла, но такая смесь совместима. в) Если при рассматривании препарата наблюдается укрупнение частиц, образование разветвленных цепочек из них, то такая смесь масел несовместима (рис. 8.1., б). г) Если вид препарата смеси занимает промежуточное положение, то смесь считается совместимой в том случае, если вид ее препарата ближе к рис. 8.1., а), и несовместимой - если ближе к рис. 8.1., б). д) Вывод о совместимости и несовместимости распространяется только на данное соотношение компонентов смеси. ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ПРОБ МАСЕЛ И ТОПЛИВ
Приложение 23Таблица БРАКОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СУДОВЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Приложение 24ОЦЕНКА ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ПО АНАЛИЗУ ПРОБ РАБОТАЮЩЕГО СМАЗОЧНОГО МАСЛА Метод феррографии Метод феррографии основан на процессе магнитного осаждения металлических частиц износа из проб смазочного масла, взятого из системы подачи масла на двигатель. Полученные феррограммы показывают как природу, так и уровень износа таких деталей двигателя, как детали цилиндро-поршневой группы, подшипников и элементов зубчатых передач. Аппаратура, реактивы, материалы При исследовании применяются: - аналитический феррограф "ОМ-1" - термостат или водяная баня, обеспечивающие выдержку при температуре до 70 °С; - термометр, обеспечивающий измерение до 70 °С с ценой деления не более 1 °С; - предметные стекла 35 мм×65 мм; - стеклянная подложка с влагонепроницаемым материалом в виде подковы (например: тонкая алюминиевая фольга, располагаемая на предметном стекле); - четыреххлористый углерод (растворитель); - измерительный цилиндр емкостью 10 мл; - спирт этиловый ректификационный; - палочка стеклянная. Подготовка к испытаниям Образец работающего масла отбирается из картера двигателя (для тронковых дизелей) или из цилиндров (для крейцконфных дизелей). Исследуемый образец масла предварительно нагревается до 60 °С и тщательно перемешивается. Далее 1 мл подготовленного масла растворяется в четыреххлористом углероде в соотношении 1:1 (соотношение ССl4 с маслом может быть увеличена при наличии большого количества частиц износа) и через специальную передаточную трубку подается на поверхность специальной стеклянной пластины (предметное стекло). Проведение испытания На рис. 1 показана схема узла феррографа "ОМ-1". Рис. 1 1 - полоса
магнита; 2 - проба масла на пластине; 3 - предметное стекло Предметное стекло для получения феррограммы (поз. 3) покрыто с одной стороны влагонепроницаемым материалом в виде подковы (рис. 2), чтобы образец масла не растекался по всей площади предметного стекла, а стекал вниз по ее центральной зоне под действием силы тяжести. Рис. 2 Вид феррограммы, где 1 - отвод потока масла; Центральная зона пластинки находится в сильном магнитном поле так, что магнитные частицы осаждаются по всей длине пятидесятимиллиметровой подложки. Все большие частицы осаждаются в нескольких миллиметрах от начальной точки. Более мелкие частицы распределяются по всей длине в ряды так, что их морфология может быть рассмотрена под микроскопом. Для удаления масла производилась промывка растворителем - четыреххлористым углеродом ССl4. После промывки остаются частицы износа, которые четко распределяются по поверхности стекла в зависимости от размера. Феррограмма может достаточно долго храниться и использоваться для сравнения с последующими пробами. Полученная феррограмма рассматривалась под микроскопом с увеличением не менее 1:100 в проходящем, отраженном и бихроматическом свете. За результат контроля принимается среднее арифметическое значение трех параллельных измерений. Время анализа - около 40 минут. Подогрев феррограммы в течение 90 секунд до 320 °С приводит к изменению цвета: стальные частицы - ярко-голубые, чугуна - темно-коричневые, свинец цвет не менял. Анализ результатов испытания Наблюдаемые под микроскопом частицы износа дизельных двигателей отличаются большим разнообразием по цвету, форме и размерам. В таблице 1 показаны узлы трения, подвергающиеся износу. Таблица 1
В таблице 2 показаны цвета частиц износа в различном свете. Таблица 2
В таблице 3 приведена связь характеристик частиц износа и изнашиваемых узлов. Таблица 3
При нормальном износе двигателя в масле содержатся частицы размером от 0,15 до 25 мкм и толщиной от 0,15 до 1 мкм. Начало интенсивного изнашивания сопровождается повышением числа частиц до 50 мкм и более. Признаком предварийной ситуации может считаться наличие частиц свыше 100 мкм. СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |